Пересказ сказки колосок в средней группе

        Конспект занятия по развитию речи в средней группе .

Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Воспитатель:  Монголова Алла Юрьевна. МБДОУ д/с «Маячок».

Цель: Используя наглядный материал, вовлечь детей в беседу, помогая им правильно по сути и по форме отвечать на вопросы.

Задачи:

Образовательные: Учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин. Учить понимать мораль сказки.

Развивающие:  упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий. Активизировать в речи детей слова-действия, связанные с производством хлеба. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение) . Развивать внимание, мышление, связную речь.

Воспитательные: Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

Использованное оборудование:  проектор, презентация слайдов к сказке «Колосок», «Как делают хлеб» пшеничный колосок, костюмы «мышата», муляжи хлебобулочных изделий,  музыкальный центр, диск Л. Яртова «На зарядку становись», корзинка,  поднос, пирожки для каждого ребенка.

Ход занятия

1.Подготовка к восприятию текста. Создать эмоциональный фон восприятия произведения.

Воспитатель:

Вы любите слушать сказки?

Дети: Да!

Воспитатель:

Чтобы узнать   какую сказку я вам   прочту,  я загадаю  загадку. Может,  эту сказку вы слышали раньше

-Жил петух, скажу я вам,

-Были у него друзья.

—Вместе время проводили,

-За околицу ходили.

-Только вот его друзья

-Не спешат трудиться,

-А к столу они хотят

-Первыми садиться.

Воспитатель:

Догадались

Воспитатель:

Я вам прочту украинскую народную сказку  «Колосок».

2.Чтение сказки. Развитие произвольного внимания, памяти.

Понравилась вам сказка?                                                                                                             

— Как она называется?                                                                                                                     

— Назовите героев сказки                                                                                                            

— Как звали мышат?                                                                                                                            

— Почему им дали такие имена?                                                                                                             

— Как звали петушка?                                                                                                                             

— Почему его так звали?- Какими изображены мышата?                                                        

— Каким народ изобразил петушка?                                                                                                   

— Как отвечали мышата петушку в начале сказке?                                                                         

— А в конце сказки?                                                                                                                          

— Почему?                                                                                                                                       

— Правильно! Потому что они не знали, что все достается своим трудом. Им стало стыдно за свое поведение и за свою лень.    

Физминутка «Петух»:  

Ах, красавец — петушок

На макушке — гребешок,                         

А под клювом-то бородка. 

Очень гордая походка:  

Крылья кверху поднимает, важно головой кивает. 

Раньше всех петух встает, 

громко на заре поет Ку-ка-ре-ку! 

Хватит спать! Всем давно пора вставать!» 

(Повторное чтение с установкой на пересказ)   

— Молодцы! Хорошо пересказали сказку!                                                                                      

— А как вы думаете, правильно поступил петушок, когда не угостил мышат пирогом?- Конечно, правильно! Потому что кто не работает, тот не ест. Как много пришлось петушку потрудиться, чтоб хлеб на стол пришел!                                                     

—  Хлеб проходит очень трудный путь и нужно бережно к нему относиться!- Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. Стук в дверь. Заходит петушок с корзинкой с хлебобулочными изделиями.                                                                                                   

— Здравствуй петушок! Что это ты принес?                                                                                

Петух: Корзинку. А что в ней, вы узнайте сами. Если вы назовете все, что лежит в корзинке — ласково. Хлеб – хлебушек. Булка – булочка.   Крендель – кренделек. Сушка – сушечка …

Петух: Молодцы! Все правильно назвали! А давайте для мышат угощение слепим. Я простил их уже.

— Ребята! Садитесь за столы и слепите из соленого теста любое хлебобулочное изделие. У вас на столе лежит все необходимое для лепки. 

Петух: молодцы! Как много угощения слепили для моих проказников – мышат! Спасибо вам! А за это я вас угощу пирожками. Кушайте, пожалуйста! (Раздает и уходит).

3. Заключительная часть

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Легко ли вырастить хлеб?

— Как нужно относиться к хлебу?

— Чему нас учит сказка?

— Правильно! Каждый получает то, что заработал!

Цели:


коррекционно-образовательная:


  • учить детей пересказывать сказку по серии
    сюжетных картин;

коррекционно-развивающие:


  • упражнять детей в назывании хлебобулочных
    изделий;
  • активизировать в речи детей слова-действия,
    связанные с производством хлеба;
  • упражнять детей в образовании существительных
    с уменьшительно-ласкательным значением
    (словоизменение);
  • развивать внимание, мышление, связную речь;

коррекционно-воспитательная:


  • воспитывать у детей трудолюбие и уважение к
    чужому труду.

Оборудование: Серия сюжетных картин
“Колосок”, предметные картинки “хлебобулочные
изделия”, пшеничный колос, костюмы “мышата”,
муляжи хлебобулочных изделий, диск Л. Яртова “На
зарядку становись”, магнитофон, корзинка,
поднос, пирожки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят возле своих мест.

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли
гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь. Теперь
слушайте задание. Назовите хлебобулочные
изделия, кто назовет правильно, садится.

Дети берут картинки, лежащие на столах, и
называют изображенные хлебобулочные изделия.

2. Введение в тему.

Логопед: Мы знаем, какой путь проходит хлеб,
прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий
и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам
украинскую народную сказку “Колосок”.

3. Основная часть.


  • Рассказывание сказки логопедом с демонстрацией
    картин.

Выставляется 1 картина.

Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть.
Петушок рано утром поднимался да за работу
принимался, а мышата только и знали, что пели да
плясали. Однажды нашел Петушок во дворе колосок.

Позвал Петушок мышат: “Я колосок нашел, нужно
его обмолотить. Кто будет молотить?”

— Только не мы! – закричали мышата.

Выставляется 2 картина.

Принялся Петушок за работу. А мышата стали
играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул:
“Круть, Верть, смотрите, сколько я зерна
намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку
намолоть. Кто понесет?”

— Только не мы! – запищали мышата.

Выставляется 3 картина.

Взвалил Петушок себе на плечи мешок и пошел на
мельницу. Вернулся Петушок с мельницы, опять
зовет мышат.

— Я муку принес, теперь нужно тесто замесить и
пироги печь. Кто будет месить?

А мышата опять свое:

— Только не мы!

Выставляется 4 картина.

Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в
нее пироги, а мышата песни поют и пляшут.

Выставляется 5 картина.

Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на
стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А
Петушок у них спрашивает:

— Кто нашел колосок?

— Ты нашел!

— А кто колосок обмолотил?

— Ты обмолотил!

— А кто муку молол, тесто месил, печь топил,
пироги пек?

— Все ты.

— А вы что делали?

Стыдно стало мышатам, стали они из-за стола
вылезать, а Петушок их не удерживает. Не за что
лентяев пирогами угощать!

  • Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

Логопед: Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Про кого эта сказка?

Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите
мне, пожалуйста:

Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете
это слово? (Ответы детей)

Петушок муки намолол. Как объяснить, что
сделал Петушок? (Ответы детей)

А что значит замесить тесто? (Ответы детей)

Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

Какую работу выполнял Петушок?

Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

Петушок угостил мышат? А почему?

Чему нас учит эта сказка?

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

  • Фонопедическая гимнастика.

Петушок пшеницу серпом сжал,
(Дети произносят “ших, ших…”, резко скрещивая
перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.
)
Снопов навязал,
(Произносят “ш-ш-ш…” на продолжительном
выдохе, вращая кулачками по коленям.
)
На мельницу свозил.
(Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади,
руки “держат вожжи”.
)
Ветер летит, крылья мельницы вертит.
(Делают glissando вверх и вниз на звук [у],  
показывая его высоту рукой.
)
Получилась мука хороша, легка.
(Произносят “п… п…”, делая короткие активные
выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.
)
Петушок из муки напек пироги.
(Руками “пекут пирожки”, произнося слог ля в
высоком регистре.
)
Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят.
(Произносят “пых… пых…”, стараясь не
поднимать плечи и активно работая диафрагмой,
руки на поясе.)

(М.Ю.Картушина)


  • Повторный рассказ сказки логопедом.

Логопед. Я вам расскажу сказку еще раз,
слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы
смогли ее рассказать сами.

  • Пересказ сказки детьми.

Входят “мыши” ( дети подготовительной группы)
грустные, в руках колосок.

Логопед. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

Мышата. Круть и Верть.

Логопед. Мы знаем из сказки, что вы веселые и
озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

Круть:

Наш дружок Петушок
Вкусных пирожков испёк
Ну, а нас не угостил,
Ведь на нас сердит он был.
Мы ему не помогали,
От работы убегали,
Стыдно очень нам теперь
За безделье и за лень.

Верть:

К Петушку мы приходили
И прощения попросили.
Обещали не лениться,
Вместе хорошо трудиться.
Снова в поле побежали,
Колосок там отыскали.
Вот пришли у вас спросить,
Что с ним делать, как нам быть?
Нам, ребята, помогите,
Пирожки печь научите!

(И.Куличева)

Логопед. Наши ребята помогут вам, мышата.
Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы
должны мышатам помочь. Сейчас мы будем
рассказывать сказку по частям. Кто расскажет
начало по первой картинке?

Дети пересказывают сказку по частям.

Логопед. Мышата, вам понравилось, как дети
рассказывали, вы запомнили, что вам делать?

Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим
пирожки печь.

Логопед. А мы сейчас немного отдохнем.
Давайте все будем Петушками.

4. Физминутка.

“Петушок” (автор Л.Яртова).

Дети выполняют движения по показу логопеда.

5. Игра “Назови ласково”.

Логопед. Люди очень ценят хлеб, часто
называют его ласково – хлебушек. У нас есть
полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте
назовем их ласково.

Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют
ласково, кладут на поднос.

Булка – булочка.

Батон – батончик.

Пряник – пряничек.

Пирог – пирожок.

Хлеб – хлебушек.

Сушка – сушечка.

Баранка – бараночка.

Сухарь – сухарик.

Лепешка – лепешечка.

Пышка – пышечка.

7. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед. Чему вы учились на занятии?

Что вам понравилось? (Ответы детей)

Входят мышата, вносят пирожки.

Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим
угостить вас и обещаем больше не лениться.

Логопед: Спасибо, мышата, за угощение, мы
обязательно попробуем ваши пирожки.

Логопед хвалит детей за активную работу на
занятии.

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» раздел «Чтение художественной литературы»

Тема: Чтение украинской народной сказки «Колосок»

(Средняя группа)

Воспитатель: Деева Л. А.

Цель: Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок».

Задачи:

Обучающие:

-Учить следить за развитием действия;

— Учить детей оценивать поступки героев;

— Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивающие:

— Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к другим сказкам народов мира, трудолюбие.

Материал: иллюстрации к сказке, картинка колосок, маски по сказке для театрализации.

ХОД НОД:

Воспитатель:Ребята вы любите сказки? А играть?
Дети. Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. 
Будем пальчики считать, будем сказки называть.
Пальчиковая игра «Назови сказку».
(Дети называют сказки, на каждую сказку загибают пальчики).
Эта сказка «Колобок», эта сказка «Теремок», эта сказка «Репка» про внучку, бабку, дедку, «Волк и семеро козлят», «Про красную шапочку», «Колобок»…
Этой сказке каждый рад.
Воспитатель
Вы ребята молодцы! Много сказок знаете.
— Я приглашаю вас в путешествие по сказке.
По дорожке вы пойдете,
Прямо в сказку попадете.
Раз, два, три, четыре, пять — 
Будет сказка оживать.
Дети садятся на стульчики. 

Воспитатель: Я вам расскажу сказку, где петушок один ел пироги, а почему вы мне потом скажите, когда послушаете сказку. Называется эта сказка «Колосок».

Воспитатель рассказывает сказку и показывает иллюстрации по сказке.

Вопросы по сказке:

— Почему петушок ел один пироги?

Дети рассуждают.

— Что нашёл петушок?

— Что предложили сделать мышата?

— Кто обмолотил колосок?

— Что предложили сделать мышата с зерном?

— Кто это сделал?

— Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок по иллюстрациям сказки) .

— Что в это время делали Круть и Верть?

— Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

— Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно). Почему?

— Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

— Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами.

Воспитатель: Правильно, им стало стыдно.

— Как сказка заканчивается, какими словами?

— Какой петушок (трудолюбивый).

Слово «трудолюбивый» дети повторяют хором и индивидуально.

Воспитатель: Вы сказку хорошо слушали, можно и поиграть.

Физминутка «Колоски»

Воспитатель: — Ребята, кто из вас знает, что такое колосок?

Ответы детей.

Воспитатель: Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –это соломина. (Воспитатель показывает колосок).

-Давайте покажем как растут колоски.

По весне поле вспахали, (дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.)

Зерном поле засевали. (Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону «сеют») .

Солнце припекает, (перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

руки «солнце») .

Землю согревает. (Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

раскрытыми, к полу.)

Высоко поднялись колоски, (Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу).

К солнышку тянутся они. (Медленно поднимают руки.)

Ветер налетает, (Покачивают руками над головой).

Колоски качает.

Вправо пригнулись, (Наклоняют корпус и руки вправо, влево).

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, (Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами).

Рожь водицу пьёт и пьёт. (Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту пьют) .

Вот какая нива! (Поднимают руки, пальцы раздвинуты).

До чего ж, красива! (Трясут кистями рук над головой).

В – ль: — Молодцы, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?

— Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб. И мы с вами знаем, что хлеб бывает пшеничным и ржаным.

Воспитатель: Послушайте, я вам ещё раз прочитаю конец сказки. Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.

Воспитатель читает последний диалог со слов: «Испеклись пироги… »

Инсценировка отрывка сказки детьми.

Воспитатель: С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Ответы детей.

Воспитатель: На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился? Почему?

— Чему нас учит сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке заканчивается. Вы все молодцы, внимательно слушали сказку.

НОД Чтение украинской сказки «Колосок»

Конспект занятия по развитию связной речи.

Тема: Пересказ сказки «Колосок».

Цель: формировать навыки связной речи у детей с ОНР.

Образовательные задачи:

-обучать правильно употреблять глаголы в прошедшем времени в ед. ч.;

-обучать согласованию прилагательных с существительными;

-обучать умению строить полные распространенные предложения;

-обучать пересказу сказки близко к тексту.

Развивающие задачи:

-развивать умение пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки;

-развивать диалогическую речь;

-развивать логическое мышление;

Воспитательные задачи:

— воспитывать трудолюбие.

Оборудование: игрушка Петушка, пирожки, корзинка, индивидуальные задания «Что сначала, что потом», карточки к сказке, раскраски по сказке, картинки к сказке с недостающими фрагментами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л.: Дети, посмотрите, кто к нам пришел. Это Петушок (игрушка из кукольного театра). Он пришел не с пустыми руками. Смотрите, что он принес (дети рассматривают корзинку, в которой лежат пирожки).

Л.: Помните, мы с вами читали рассказ «Откуда хлеб пришел». Давайте же сейчас еще раз вспомним, как же получаются пирожки и хлеб (детям выдается индивидуальное задание «Что сначала, что потом», каждый ребенок выкладывает цепочку, а потом рассказывают):

Д.: Сначала в поле выращивают колосья, потом их собирают и обмолачивают. Из полученных зерен на мельнице делают муку. Из муки, воды, яиц и других продуктов замешивают тесто. Потом уже из теста формуют пироги, булки, кренделя и выпекают их.

Л.: Молодцы! Так что же самое главное необходимо?

Д.: Колосья.

Л.: Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной сказкой «Колосок». Послушайте ее.

II. Основная часть.

1. Первичное прочтение сказки и беседа по ней.

Л.: Кто главные герои сказки?

Д.: Петушок, Голосистое горлышко, мышонок Круть и мышонок Верть.

Л.: Что однажды нашел Петушок?

Д.: Петушок нашел колосок. Он позвал мышат. Сказал, что нужно обмолотить колосок.

Л.: Что же сказали мышата?

Д.: Они закричали: «Только не я» — и стали играть в лапту. А Петушок взял колосок, обмолотил его и собрал зерно в мешок.

Л.: Что же было потом?

Д.: Потом петушок показал мышатам, сколько зерна получилось. А они сказали, что надо зерно на мельницу отнести. Петушок спросил: «Кто же это сделает?» А мышата сказали: «Только не я» — и стали играть в чехарду.

Л.: Что дальше сделал Петушок?

Д.: Он отнес мешок на мельницу, там намолол муки и принес ее домой. А мышата не стали замешивать тесто, а побежали петь и плясать. А Петушок замесил тесто, истопил печь и испек вкусные пирожки.

Л.: А что же мышата?

Д.: А мышата прибежали на запах пирожков. Петушок их спросил: «Кто колосок нашел? Кто его обмолотил? Кто муку намолол да пироги испек?» Мышатам нечего было ответить, так как они играли и пели, совсем не потрудились.

Л.: Чему учит сказка?

Д.: Что надо трудиться, а не лениться.

2. Физминутка.

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает, — вот как весело играет!

(потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели).

3. Повторное чтение сказки, пересказ.

1) Л.: Сейчас я буду читать сказку частями, а вы будете подбирать соответствующую картинку к прочитанному.

2) Пересказ сказки с опорой на картинки по цепочке.

3) Пересказ сказки одним ребенком целиком.

III. Итог занятия.

-Какую сказку мы прочитали?

-Чему она нас учит?

-Давайте составим картинку из частей. Что получилось? Какими здесь изображены мышата? (шустрые, старательные, трудолюбивые).

-Вы хорошо потрудились сегодня. За это вам Петушок дарит картинку из своей сказки, которую вы сможете сами раскрасить.

  • Пересказ сказки колосок в подготовительной группе
  • Пересказ сказки колобок в разных стилях речи
  • Пересказ сказки каштанка краткий
  • Пересказ сказки как аукнется так и откликнется
  • Пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс по плану