Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;
-словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
-звуковая культура речи: учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Развивающие:
способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.
Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.
Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».
Ход занятия:
1. Организационно- мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе сундук, в нем волшебная книга. Перед нами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать!
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса)
Сегодня я вам расскажу русскую народную сказку про лису, которая называется «Лиса и кувшин»,а потом вам придется ее пересказывать, слушайте внимательно. (Как мы слушаем сказку проговорить правила, напомнить про осанку).
2. Чтение сказки. (с показом картинок)
Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!
Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.
Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой утянул.
3. Беседа по содержанию. (повесить иллюстрации)
Воспитатель: понравилась вам сказка?
-О ком я прочитала сказку? (Сказка была о лисе.)
-Кто пришел в поле? (В поле пришла баба.)
— Что делала баба в поле? (Жала рожь, т. е. срезать серпом под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля хлеба.)
-Что, кроме серпа, принесла баба в поле (Баба принесла кувшин (это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас).
— Что было в кувшине (В кувшине было молоко.)
— Кто нашел кувшин? (Кувшин нашла лиса.)
-Что сделала лиса? (Вылакала (выпила) молоко.)
-Как лиса достала молоко из кувшина (Всунула в кувшин голову.)
-Что случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)
— Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым голосом.)
— Какие слова она говорила? («Отпусти меня, пошутил — и будет».)
-Кувшин ответил лисе? (Нет.)
— Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом? (Сердитым голосом.)
-Какие слова она говорила? («Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью (по хорошему, так я тебя утоплю».)
— Чем заканчивается сказка? (Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином.)
-Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул? (Он наполнился водой и стал тяжелым.)
Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису.
Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово (синоним) (помчалась, понеслась, полетела). Молодцы, много интересных слов назвали.
Артикуляционная и мимическая гимнастика, развитие дыхания:
«Голодная лиса» — втянуть щеки
«Лиса лакает молоко» — полакать языком
«Лиса облизывается» — облизать губы
«Лисе нравится молоко» — почмокать губами
«Сытая лиса» — надуть щеки
4. Пересказ.
Воспитатель: Внимательно послушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.
Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух детей.
Затем предлагает пересказать сказку: один – рассказывает, другой за лису.
После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.
А сейчас я предлагаю, чтобы вы мне пересказали сказку. Пересказ с помощью иллюстраций к сказке.
Физкультминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
А потом их все разжала.
Растирать все лапки стала –
Раз, два, раз,два.
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Раз, два, раз,два.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
5. Игра «Угадай, какое слово заблудилось».
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Угадай, какое слово заблудилось». Почему так игра называется игра, вы сейчас догадайтесь. Подул сильный, порывистый, осенний ветер и перепутал все слова.
Воспитатель приглашает четырех детей и распределяет между ними слова: кувыркается, шустрый, весело, лисенок. Предлагает каждому повторить свое слово.
Догадались, почему так игра называется «Угадай, какое слово заблудилось», потому что слова заблудились – стоят не по порядку, и непонятно, что же они говорят о лисенке. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным. (Надо слова переставить.)
Дети предлагают варианты перестановки. После перестановки говорят, что получилось. (Весело кувыркается шустрый лисенок.)
6. Рефлексия.
Воспитатель:
— С какой русской народной сказкой мы познакомились( «Лиса и кувшин».)
— Кто главные герои сказки? (Баба и лиса.)
Какой лиса оказалась в сказке (Хитрая, жадная.)
— Чему нас научила эта сказка (Жадность до добра не доведет. Прежде, чем что то сделать, подумай)
— Похвалить детей за пересказ, выделить тех, кто особенно понравился.
— Ребята, сейчас я предлагаю каждому подойти и положить в сундук улыбающийся смайлик, если вам понравилась сказка, интересно было ее слушать и пересказывать, и грустный смайлик, если сказка вам была не интересна, ничего не запомнили. Можно использовать только один смайлик.
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обучению детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу
- способствовать активизации и обогащения словарного запаса детей.
- способствовать обучению детей произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая);
- способствовать развитию мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.
- объяснить значение слова жать
- проводить звуковой анализ слова «лиса», состоящая из четырех звуков; соотносить слово с его звуковой моделью.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.
Методические приемы:
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
- Беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.
Словарная работа:
«Жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает».
Предварительная работа:
Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам, «Доскажи словечко», «Угадай героя», «Назови правильно» и др
Средства реализации:
Демонстрационной материал:
Книга сказок, сундучок, конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, мнемотаблица, мольберт.
Ход занятия
I часть. Организационный момент.
Воспитатель: посмотрите на своих соседей слева и справа, посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам.
Артикуляционная и мимическая гимнастика, развитие дыхания:
«Голодная лиса» — втянуть щеки
«Лиса лакает молоко» — полакать языком
«Лиса облизывается» — облизать губы
«Лисе нравится молоко» — почмокать губами
«Сытая лиса» — надуть щеки
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес.
II часть. Основная часть.
Беседа с детьми.
Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
Дети: Лиса.
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Дети: «Лиса и кувшин».
Воспитатель: Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?
Дети: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.
Воспитатель: (вопросы детям)
1. Как в сказках называют лису ласково?
Дети: Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна.
2. А какой лису в сказках изображает автор?
Дети: Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой.
3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок?
Дети: Нельзя.
4. А почему?
Дети: Лисенок – это детеныш.
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню. (Словарная работа).
Чтение сказки.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да, понравилась.
Беседа по содержанию
Воспитатель: О ком была эта сказка?
Дети: Сказка была о Лисе.
Воспитатель: Кто пришел в поле?
Дети: В поле пришла Баба.
Воспитатель: Что делала баба в поле?
Дети: Жала рожь.
Воспитатель: Что, кроме серпа, принесла баба в поле?
Дети: Баба принесла кувшин.
Воспитатель: Что было в кувшине?
Дети: В кувшине было молоко.
Воспитатель: Для чего баба взяла в поле молоко?
Дети: Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока.
Воспитатель: Куда баба поставила кувшин?
Дети: За снопы.
Воспитатель: Кто нашел кувшин?
Дети: Кувшин нашла лиса.
Воспитатель: Что сделала лиса?
Дети: вылакала молоко.
Воспитатель: Как лиса достала молоко из кувшина?
Дети: Всунула в кувшин голову.
Воспитатель: Что случилось с лисой?
Дети: Голова застряла в кувшине.
Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?
Дети: Ласковым голосом.
Воспитатель: Какие слова она говорила?
Дети: «Отпусти меня, пошутил — и будет».
Воспитатель: Кувшин ответил лисе?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему он не ответил?
Воспитатель: Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?
Дети: Сердитым голосом.
Воспитатель: Какие слова она говорила?
Воспитатель: Чем заканчивается сказка?
Дети: Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул?
Дети: Он наполнился водой и стал тяжелым.
Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису.
Физкультминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Повторное чтение с установкой на запоминание.
Пересказ.
Воспитатель:: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека). Пересказ с помощью мнемотаблицы.
Звуковой анализ слова.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю разобрать слово «Лиса».
Но в начал вспомним, какие бывают звуки.
Дети: согласные, гласные.
Воспитатель: А какие бывают согласные звуки?
Дети: Твердые, мягкие.
Воспитатель: Какими фишками обозначаем твердые согласные звуки?
Дети: Синими.
Воспитатель: Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки?
Дети: Зелеными.
Воспитатель: Какими фишками обозначаем гласные звуки?
Дети: Красными.
Воспитатель: Кто нарисован на картинке?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Что обозначают клеточки?
Дети: Сколько звуков в слове «Лиса».
Воспитатель: Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.
Дети: «Ль»
Воспитатель: Что мешает во рту, когда произносим звук «Ль»?
Дети: Язык.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Согласный, мягкий.
Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?
Дети: Зеленой.
Воспитатель: Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.
Дети: «И»
Воспитатель: Когда произносим звук «И», нам что-то мешает во рту?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?
Дети: Красной.
Воспитатель: Какой третий звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.
Дети: «С»
Воспитатель: Что мешает во рту, когда произносим звук «С»?
Дети: Язык, зубы.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Согласный, твердый.
Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?
Дети: Синей.
Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.
Дети: «А»
Воспитатель: Когда произносим звук «А», нам что-то мешает во рту?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Какой фишкой обозначаем?
Дети: Красной.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «Ли-са»?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сколько слогов в слове «Лиса»?
Дети: Два слога.
Воспитатель: Какой первый слог?
Дети: «ли»
Воспитатель: Какой второй слог?
Дети: «са»
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове?
Дети: Два.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: «И», «А».
Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове?
Дети: Два.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: «Ль», «С».
Воспитатель: Какое слово мы с вами разобрали?
Дети: Слово «Лиса».
III часть. Итог.
Воспитатель:
— С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Дети: «Лиса и кувшин».
Воспитатель: Кто главные герои сказки?
Дети: Баба и лиса.
Воспитатель: Какой лиса оказалась в сказке?
Дети: Хитрая, жадная.
Воспитатель: Чему нас научила эта сказка?
Дети: Жадность до добра не доведет.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить. Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся.
Задачи:
- познакомить детей с р.н. сказкой «Лиса и кувшин»;
- совершенствовать навыки пересказывания дошкольниками готовых текстов;
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение детей произносить предложения с разными оттенками интонации
- (ласковая, просительная, сердитая);
- воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.
Предварительная работа: чтение сказок о лисе ( «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.);
– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок ( «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»);
– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и журавль» и др.;
– рассматривание иллюстраций к сказкам;
– отгадывание загадок о животных;
– изготовление заготовок книжек-малышек.
Литература:
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Развитие речи детей 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012., с.88, 218.
Демонстрационный материал: предметные картинки: лиса, кувшин.
Раздаточный материал: наборы иллюстраций к сказке по количеству детей;
заготовки самодельных книжек-малышек по количеству детей;
наборы готовых форм для аппликации по количеству детей: баба, лиса, кувшин;
клей, кисточки, салфетки, клеёнка для намазывания клея, клеёнка для наклеивания аппликации по количеству детей.
Интеграция с областями: социализация, художественное творчество.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть. Организационный момент
1. Воспитатель: (Вместе с детьми стоит на ковре в кругу). Девочки и мальчики, II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам попала.
(Воспитатель показывает книгу) Хотите, я сегодня вам её прочитаю? (Ответы детей) А что, в ней лежит? (ответы детей). А что нам делать с конвертом? (Ответы детей)
(Воспитатель и дети читают письмо)
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей).
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Артём, как ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»?
Занимайте свои места и слушайте внимательно.
2. Чтение сказки
Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов?
(Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов).
3. Беседа по содержанию
Вопросы к тексту:
- О ком была эта сказка? (Сеня, подскажи. Даша, правильно?)
- С чего сказка началась? (Настя, вспомни, пожалуйста. Арсений, ты согласен?)
- Что случилось с лисой? (Аня, скажи нам. Артём, ты согласен? Кто хочет добавить?)
- Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ваня, как ты думаешь?)
- Какие слова она говорила? (Лиза, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит ласково)
- Кувшин ответил лисе? (Арина). Почему он не ответил? (Андрей, а как ты думаешь?)
- Как стала, потом разговаривать лиса, каким голосом? (Егор)
- Какие слова она говорила? (Никита, произнеси слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит сердито.)
- Чем заканчивается сказка? (Андрюша. Маша, согласна?)
4. Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется под музыку)
– А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку!
(Дети с воспитателем становятся в круг на ковре)
Воспитатель: Давайте покажем, что лисичка умеет делать.
Лисичка хвостиком следы заметает (наклоны туловища вправо и влево).
Лисичка принюхивается, ищет зайчат (наклоны вперёд с вытянутыми руками).
Лисичка крадётся (шагаем на месте с высоким подниманием коленей).
Лисичка прыгает за мышкой (прыжки на месте или с продвижением вперёд на двух ногах).
Лисичка грустит (тянемся за вытянутыми вверх руками, встаём на носочки).
Другой вариант:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг да прыг. (прыгают, подняв ладони над головой)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (шагают на месте с высоким подниманием колен к ладоням)
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперёд с вытянутыми руками)
Но зайчата быстро скачут, (подскоки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают!
И зайчата убегают! (бег на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (тянутся на носочках вверх)
Тяжело вздыхает, (вдох носом, выдох ртом – 2 раза)
Садится, отдыхает. (садятся на ковёр, руку под щёку)
5. Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Воспитатель: Мальчики и девочки, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, перепутались они все между собой. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару помощника, с кем бы хотелось выполнить это задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети расходятся для выполнения задания. Если ребёнок остался без пары, можно предложить в пару себя. После выполнения задания дети остаются на местах.)
А теперь давайте проверим, правильно ли выполнено задание.
- С чего началась сказка? Кто должен быть на первой картинке? (Аня, помогай). Выставляет на мольберте.
- Что случилось потом? Кто на второй картинке? (Гриша, что у тебя?) Выставляет на мольберте.
- Что произошло с лисой потом? Что на третьей картинке? (Даша и Лиза, что у вас получилось?) Выставляет на мольберте.
- Чем закончилась сказка? Что было на последней картинке? (Саша и Маша, как вы думаете?) Выставляет на мольберте.
(Дети проверяют свои варианты. Подбодрить детей, у которых задание не получилось.)
6. Изготовление книжек-малышек
Воспитатель: соберите картинки и подходите все ко мне (на ковёр). Помните, на прошлой неделе мы начали делать книжки-малышки (показать одну)? Но в книжках наших чего-то не хватает. Как вы думаете? (Выслушать ответы детей) Правильно, красивых, ярких картинок. Давайте их вклеим на страницы. Берите книжки, подходите к столу, берите фигурки для наклеивания (показать детям образцы). Вспомните, с чего начиналась сказка, а что происходило потом. Аккуратно пользуйтесь клеем и салфетками.
Кто закончил, занимайте места на стульчиках.
Теперь я прочитаю сказку ещё раз, а вы смотрите на картинки, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
7. Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про наших гостей. Они, наверное, тоже хотят послушать сказку и посмотреть картинки.
Уважаемые гости, поднимите руку, кто хочет послушать сказку в исполнении наших детей.
Мальчики и девочки, смелее выбирайте, кому вы хотите рассказать свою сказку и показать картинки.
(Дети рассказывают зрителям. Нерешительных детей можно взять к себе на пересказ.)
А теперь возвращайтесь все ко мне. Дорогие гости, понравилась ли вам наша сказка? (Ответы гостей)
Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам за работу. А не хотели бы вы рассказать сказку нашим малышам и подарить им несколько книжек-малышек. Я думаю, что они бы очень обрадовались.
(По желанию детей можно пройти в младшую группу и подарить книжки.)
Конспект занятия – игры со сказкой «Лиса и кувшин» для детей 4 – 5 лет (авторская идея и разработка) Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и кувшин», развития речи и моторики речевого аппарата, обогащения активного словаря. Сценарий занятия: 1.Воспитатель читает сказку целиком. 2.Расмотреть вместе с детьми иллюстрации; предложить ответить на вопросы (так лучше запоминается сюжет и усваивается смысл прочитанной сказки); обсудить смысл сложных слов и словосочетаний; 3. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком…» Воспитатель задает вопросы: — Куда пошла баба? — Где баба спрятала кувшин с молоком? 4.Воспитатель показывает образец и предлагает детям собрать изображение кувшина из спичек. 5.Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок, и сказать, кто оставил кувшин, а кто его нашел. 6. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может». Детям предлагаются вопросы: — Кто вылакал все молоко? — Что случилось с лисой? 7. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет – отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать – поиграл да и полно». После прочитанного отрывка детям задается вопрос: — Почему голова лисы застряла в кувшине? 8. 9. Воспитатель зачитывает фрагмент из сказки: «…побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин – то утонуть утонул, да и лису за собой потянул». Предложить детям вопросы: — Как лиса решила избавиться от кувшина? — Чем закончилась сказка? — Смогла ли лиса обмануть кувшин? — Придумайте другой конец сказки. (Например, «Будь лиса поумнее, она бы разбила кувшин о камень, а бабе пришлось бы собирать кувшин по кусочкам». 10. Воспитатель обращается к детям с просьбой подарить бабе новый кувшин (дети на трафаретах кувшинов рисуют красивый узор и раскрашивают их). 11. Воспитатель предлагает придумать словосочетания по образцу: Лиса сердитая – лиса радостная Лиса жадная — … Лиса глупая — … У лисы настроение плохое — … 12. После выполненных игровых заданий предложить самостоятельно рассказать сказку с опорой на иллюстрации.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
( старший возраст)
Направления развития детей: речевое, социально – коммуникативное,
художественно – эстетическое, познавательное.
Виды детской деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей,
способствовать развитию связной речи.
Задачи:
-
Продолжать учить пересказывать р.н.с. «Лиса и кувшин»
последовательно, выразительно, близко к тексту, используя речевые обороты из текста, отвечать на вопросы, драматизировать, подбирать самостоятельно декорации и их располагать. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Активизировать словарь.
Создать условия для практического овладения разговорной речью.
Обеспечить становление мыслительных процессов у детей.
Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать.
-
Развивать внимание, память, мышление, связную речь (диалоговую,
монологическую), интонационную выразительность речи,
игровую деятельность, коммуникативные и творческие способности.
-
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к
изобразительной деятельности, нравственные качества (не хвастаться, прийти на помощь в трудной ситуации).
Оборудование: мультимедийная установка, сундук, иллюстрации р.н.с.
«Лиса и кувшин», материал для изодеятельности детей, бросовый и природный материал, ноутбук, фотоаппарат.
Словарная работа:
-
активизация – подбор ласкательных прилагательных к существительному «сундук»,
-
обогащение словаря – «всунул», «полно», «голубчик», «жать»
Содержание н/ организованной деятельности детей:
Методические приёмы:
1.Игровая ситуация –
Цель: обеспечить мотивацию предстоящей деятельности детей и принятие цели.
(сигнал скайпа)
Воспитатель: «Что это может быть?»
Дети: « звонок, сигнал, звонят нам»
Воспитатель: «Что предлагаете сделать?»
Дети: «Включить связь, мы узнаем, кто нам звонит»
(на экране появляется Сказочница)
Сказочница: «Здравствуйте ребята! Я Сказочница. Ехала к малышам сказку рассказывать, да вот беда, сундук со сказкой в дороге потеряла,
малыши ждут, а сказка без сказочного сундука не рассказывается.
Я очень далеко нахожусь от вас. Ребята, вы сможете мне помочь найти сундук и малышам встретиться со сказкой ?»
Воспитатель: «Дети, мы сможем помочь Сказочнице? Как?»
(предположения детей найти сундук, дети ищут сундук)
Воспитатель: «Несите сундук сюда. Как вы думаете это тот сундук? Как мы сможем узнать?»
(предположения детей открыть его, посмотреть что в нём, сундук не открывается)
Воспитатель: «Как же мы поступим, чтобы он открылся?» 2.Дидактическое упражнение «Волшебный сундучок»
Цель: упражнять в подборе ласкательных прилагательных к существительному «сундучок»
Дети: славный, ласковый, замечательный, хороший, удивительный,
нежный, добрый, любимый и т.д.
(открывается сундук)
Воспитатель: «Что же вы увидели? Где – то мы уже с ними встречались?»
3. Дидактическое упражнение «Узнай сказку»
Цель: актуализация прошлого опыта детей, узнавание детьми знакомой сказки по иллюстрациям.
Дети: « Иллюстрации из р.н.с. «Лиса и кувшин»
Воспитатель: « Это точно сказка «Лиса и кувшин?»
( дети доказывают по героям сказки )
Воспитатель: «Получается мы сундук нашли, сказку тоже, мы её узнали, что это сказка. Как же мы сможем её передать Сказочнице? Ведь она далеко от нас?»
(предложения детей – передать по телефону, по телевизору, по скайпу,
книгу передать, по Интернету – это очень быстро и современно; приготовить костюмы, поехать в качестве артистов и показать сказку, сфотографировать, озвучить и отправить по электронной почте)
Воспитатель: «Ребята, вспомним сказку, раскалывая последовательно картинки, обратите внимание на экран ( изображение сказки на слайдах)
Воспитатель: «Пора за дело»
(дети раскладывают картинки, опираясь на экран)
4.Пересказ сказки при составлении макета
Цель: помочь осмыслить идею, характер и поступок героев.
Воспитатель:
Вопросы:
-
Как называется сказка?
-
Что баба делала на поле? (значение слова «жала»)
-
Что сделала лиса? (значение слова «всунула»)
-
Как можно охарактеризовать лису? ( жадная)
-
Как сказка закончилась?
5.Физминутка
Цель: смена статической позы на активную.
Дети: «Показать:»
-
Как ходит лиса?
-
Как головой мотает?
-
Как бегает лиса?
6. Составление макета по сказке «Лиса и кувшин»
Цель: передать эмоционально характеры и поведение героев самостоятельно, одеть костюмы, подготовить сцену (декорации)
Работа с бросовым материалом ( составление макета, обсуждение какие фигурки будут выбраны для лисы, бабы, реки, кувшина)
7. Итог:
(видеозапись – Сказочница благодарит, что быстро получила по Интернету сказку и малыши смогли её услышать и увидеть, и ещё малыши ждут артистов, которые смогут показать представление сказки)
Цель: оценка деятельности детей.
Воспитатель:
-
«С какой сказкой мы сегодня встретились?»
-
«Какие новые слова использовали в своей речи?»
-
«Хорошо ли быть жадным?»
-
« С кем поделитесь тем, чем вы занимались?»
-
«Что особенно понравилось вам сегодня?»
Ребята, я хочу вас поблагодарить, вы все молодцы, хорошо поработали, помогли Сказочнице, большое вам спасибо, примите подарочек от меня, будете играть у себя в группе.
Задачи:
- познакомить детей с р.н. сказкой «Лиса и кувшин»;
- совершенствовать навыки пересказывания
дошкольниками готовых текстов; - расширять словарный запас детей;
- развивать умение детей произносить предложения
с разными оттенками интонации - (ласковая, просительная, сердитая);
- воспитывать усидчивость, выдержку, умение
выслушивать ответы товарищей.
Предварительная работа: чтение
сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина
избушка», «Петушок – золотой гребешок»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и
медведь» и др.);
– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на
примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и
журавль», «Медведь и собака»);
– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и
журавль» и др.;
– рассматривание иллюстраций к сказкам;
– отгадывание загадок о животных;
– изготовление заготовок книжек-малышек.
Литература:
1) Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А.
Михайлова и др. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2) Развитие речи детей 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. и
дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.,
с.88, 218.
Демонстрационный материал:
предметные картинки: лиса, кувшин.
Раздаточный материал: наборы
иллюстраций к сказке по количеству детей;
заготовки самодельных книжек-малышек по
количеству детей;
наборы готовых форм для аппликации по количеству
детей: баба, лиса, кувшин;
клей, кисточки, салфетки, клеёнка для намазывания
клея, клеёнка для наклеивания аппликации по
количеству детей.
Интеграция с областями:
социализация, художественное творчество.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть. Организационный момент
1. Воспитатель: (Вместе с детьми
стоит на ковре в кругу). Девочки и мальчики,
посмотрите на своих соседей слева и справа,
улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а
я улыбнусь вам. Посмотрите на наших гостей и
улыбнитесь им, а они улыбнутся вам.
II часть. Основная
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я
нашла в группе книгу. Даже не знаю, как она к нам
попала.
(Воспитатель показывает книгу) Хотите, я
сегодня вам её прочитаю? (Ответы детей) А что,
в ней лежит? (ответы детей). А что нам делать с
конвертом? (Ответы детей)
(Воспитатель и дети читают письмо)
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается
не каждому, а только самому любознательному и
сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая
загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы,
похвалить детей).
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение,
можно предложить подсказку: это посуда, в старину
её делали из глины и хранили там молоко или квас,
из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в
сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте
изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы
догадались, как называется эта сказка? Артём, как
ты думаешь? (Никита, Лиза…, вы согласны?) Хотите я
прочитаю вам сказку «Лиса и кувшин»?
Занимайте свои места и слушайте внимательно.
2. Чтение сказки
Воспитатель: понравилась вам
сказка? Вам все слова были понятны, не услышали
незнакомых слов?
(Если будут утвердительные ответы, попросить
других детей разъяснить значение этих слов).
3. Беседа по содержанию
Вопросы к тексту:
- О ком была эта сказка? (Сеня, подскажи. Даша,
правильно?) - С чего сказка началась? (Настя, вспомни,
пожалуйста. Арсений, ты согласен?) - Что случилось с лисой? (Аня, скажи нам. Артём, ты
согласен? Кто хочет добавить?) - Как лиса сначала разговаривала с кувшином,
каким голосом? (Ваня, как ты думаешь? ) - Какие слова она говорила? (Лиза, произнеси слова
так, чтобы было понятно, что лиса говорит ласково) - Кувшин ответил лисе? (Арина). Почему он не
ответил? (Андрей, а как ты думаешь?) - Как стала, потом разговаривать лиса, каким
голосом? (Егор) - Какие слова она говорила? (Никита, произнеси
слова так, чтобы было понятно, что лиса говорит
сердито.) - Чем заканчивается сказка? (Андрюша. Маша,
согласна?)
4. Физкультминутка «Весело в лесу»: (выполняется
под музыку)
– А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку!
(Дети с воспитателем становятся в круг на
ковре)
Воспитатель: Давайте покажем, что
лисичка умеет делать.
Лисичка хвостиком следы заметает (наклоны
туловища вправо и влево).
Лисичка принюхивается, ищет зайчат (наклоны
вперёд с вытянутыми руками).
Лисичка крадётся (шагаем на месте с высоким
подниманием коленей).
Лисичка прыгает за мышкой (прыжки на месте или с
продвижением вперёд на двух ногах).
Лисичка грустит (тянемся за вытянутыми вверх
руками, встаём на носочки).
Другой вариант:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг да прыг. (прыгают, подняв ладони
над головой)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (шагают на месте с высоким
подниманием колен к ладоням)
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперёд с
вытянутыми руками)
Но зайчата быстро скачут, (подскоки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают!
И зайчата убегают! (бег на месте)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (тянутся на носочках
вверх)
Тяжело вздыхает, (вдох носом, выдох ртом – 2 раза)
Садится, отдыхает. (садятся на ковёр, руку под
щёку)
5.Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Воспитатель: Мальчики и девочки,
хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да
вот беда, перепутались они все между собой.
Помогите мне, пожалуйста, разложить их по
порядку. Пусть каждый из вас найдёт себе в пару
помощника, с кем бы хотелось выполнить это
задание. Выбирайте место, где вам будет удобно. (Дети
расходятся для выполнения задания. Если ребёнок
остался без пары, можно предложить в пару себя.
После выполнения задания дети остаются на
местах.)
А теперь давайте проверим, правильно ли
выполнено задание.
- С чего началась сказка? Кто должен быть на
первой картинке? (Аня, помогай). Выставляет на
мольберте. - Что случилось потом? Кто на второй картинке?
(Гриша, что у тебя?) Выставляет на мольберте. - Что произошло с лисой потом? Что на третьей
картинке? (Даша и Лиза, что у вас получилось?)
Выставляет на мольберте. - Чем закончилась сказка? Что было на последней
картинке? (Саша и Маша, как вы думаете?) Выставляет
на мольберте.
(Дети проверяют свои варианты. Подбодрить
детей, у которых задание не получилось.)
6. Изготовление книжек-малышек
Воспитатель: соберите картинки и
подходите все ко мне (на ковёр). Помните, на
прошлой неделе мы начали делать книжки-малышки
(показать одну)? Но в книжках наших чего-то не
хватает. Как вы думаете? (Выслушать ответы детей)
Правильно, красивых, ярких картинок. Давайте их
вклеим на страницы. Берите книжки, подходите к
столу, берите фигурки для наклеивания (показать
детям образцы). Вспомните, с чего начиналась
сказка, а что происходило потом. Аккуратно
пользуйтесь клеем и салфетками.
Кто закончил, занимайте места на стульчиках.
Теперь я прочитаю сказку ещё раз, а вы смотрите на
картинки, слушайте внимательно и постарайтесь
запомнить.
7. Повторное чтение сказки.
Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли
про наших гостей. Они, наверное, тоже хотят
послушать сказку и посмотреть картинки.
Уважаемые гости, поднимите руку, кто хочет
послушать сказку в исполнении наших детей.
Мальчики и девочки, смелее выбирайте, кому вы
хотите рассказать свою сказку и показать
картинки.
(Дети рассказывают зрителям. Нерешительных
детей можно взять к себе на пересказ.)
А теперь возвращайтесь все ко мне. Дорогие
гости, понравилась ли вам наша сказка? (Ответы
гостей)
Вы все сегодня большие молодцы. Спасибо вам за
работу. А не хотели бы вы рассказать сказку нашим
малышам и подарить им несколько книжек-малышек. Я
думаю, что они бы очень обрадовались.
(По желанию детей можно пройти в младшую
группу и подарить книжки.)
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
ФИО педагога, должность _____ ____
Возрастная
группа воспитанников____6-7__
Наименование
образовательной
организации МБДОУ № 11
Тема
непосредственно организованной образовательной деятельности «Пересказ
сказки «Лиса и кувшин»
Цель: организовать коммуникативную
деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством
знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».
Задачи Образовательная : учить рассказывать сказку без наводящих вопросов,
выразительно; объяснить значение слова жать,
учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными
словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных
слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;
Развивающие: — Создать условия для развития мышления,
творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь,
грамматическую, звуковую культуру речи
Воспитательные: : учить произносить
предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Интегрируемые
образовательные области:
речевое разв, Социально- коммуникативное разв, физическое разв.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная.
Форма организации
детей: групповая,
индивидуальная
Материал и
оборудование: Книга сказок, сундучок,
конверт с запиской, иллюстрации к сказкам, , мольберт, картина с
изображением лисы и кувшина.
Предварительная
деятельность с воспитанниками: Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа
по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Живые слова», «Доскажи словечко»,
«Угадай героя»,
«Назови правильно»
Словарная работа: «Жать» – это
значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля,«подобралась» —
тихо подбежала;«вылакала»
— выпила;«кувшин
не отстает» — не отпускает.
НООД |
Деятельность |
Деятельность |
Способы поддержки |
|||
1 часть – вводная |
Цель: вызвать |
|||||
—Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего —Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю Уважаемые читатели! Перед вами необычная книга. Она Чтобы сказку прочитать, Её название сначала придётся угадать! Название зашифровано в двух загадках. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её … (Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить |
-лиса |
ВВОДИТЬ адекватную оценку результата |
||||
2 часть – основная |
организовать коммуникативную
|
Создавать ситуации, позволяющие ребенку |
||||
— – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, Круглые бока. Нужен нам для молока. И даже в жаркий день всегда В нём холодная вода. (Выставить — Вы Ребята, «Жать» – это значит срезать Лиса и кувшин (русская Вышла Не отстает кувшин, хоть ты что Побежала |
-кувшин — |
|||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Физкультминутка «Лисонька». Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Лапки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша! |
— в это сказке рассказывается про то как у лисы застряла в голова в -она подобралась к кувшину , сунула голову , вылакала молоко. — ласково, вежливо -«Ну, -грубо, сердито —«Погоди же ты, проклятый, не — — глупая |
Создавать ситуации, позволяющие ребенку |
||||
— Внимательно (Рассказ сказки, — Один из вас должен рассказывать сказку, другой — (После двух пересказов —В сказке есть такое предложение: «Побежала лиса к —. Молодцы, много интересных слов назвали, а теперь — Ребята а помните как мы -Оля ты будешь живым -Петя ты будешь живым — А тебе Вова ребята сейчас подскажут слово и ты встанешь рядом с двумя первыми (рыжая, лиса). — Какое у нас получилось предложение. — сейчас я вас поменяю — Поиграем по-другому, игра называется «Угадай, |
— Помчалась, понеслась, полетела. — рыжая лиса шла по лесу. Мама лиса играла с — приближается — Рыжая лиса приближается. — Приближается рыжая лиса. |
|||||
— Подходи — повторите каждый свое слово. — Догадались, почему так называется игра? — Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы предложение — правильно надо переставит слова так, что -А сейчас живые слова разойдитесь по группе. — А вы ребята, подзывайте слова так, что бы — Помните, как надо обращаться к словам? -Молодцы |
—Вася — кувыркается, -Наташа – шустрый -Вера – весело -Коля – лисенок — потому что — Надо переставить — Дети предлагают варианты перестановки, —Шустрый лисенок весело кувыркается. -Шустрый лисенок кувыркается весело. -Весело кувыркается шустрый лисенок. — подойди пожалуйста слово шустрый |
Создавать |
||||
3 часть – заключительная |
Цель: Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка |
|||||
— — С какой — — Кто —Какой — — Со |
— «Лиса и кувшин». -лиса —Хитрая, жадная — Жадность до добра |
|||||