КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Солнышко»
города Сухиничи
Сафронова Е.В.
2019 год
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.
2. Учить инсценировать сказку по ролям.
3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.
6. Воспитывать умение внимательно слушать других.
7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Ход занятия:
- Организационный этап:
Воспитатель: — Вы, ребята, проходите.
Друг на друга посмотрите.
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: — Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо — …сказки!
Воспитатель: — Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)
Воспитатель: — Правильно, в сказку.
— А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие в народе услышит, какие — сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.
— Ребята, а вы сказки любите?
— Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали «из уст в уста», то есть на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Воспитатель:
— Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
— Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).
— Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть, кто изображён, и какие черты характера человека показывают животные в сказках:
— волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);
— медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);
-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);
-заяц (трусливый, слабый).
— Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …
Воспитатель: — Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.
Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится
Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Воспитатель: — Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.
— В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.
(«Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса» …)
Воспитатель: — Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».
- Основной этап:
Воспитатель: — Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.
Воспитатель: — В волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и журавль». И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спинка прямая, и слушайте внимательно. Потом вам надо будет её пересказать. (Чтение сказки с иллюстрациями)
(Разбор новых слов и словосочетаний)
Воспитатель: — В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.
Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.
— Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)
Потчевать – угощать;
Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;
Стряпала – приготовила пищу;
Окрошка — блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.
Воспитатель:
— Назовите героев сказки?
— Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)
— Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)
— Кто первым решил пригласить в гости?
— Какое угощение приготовила лиса журавлю?
— Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)
— В какой посуде она подала угощение?
— Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)
— Кому было удобнее есть из тарелки?
— Распробовал ли журавль угощение?
-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)
-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)
— Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Решил лисе отомстить).
— Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).
— Осталась ли лиса довольна? (Нет)
— Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).
— Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).
Воспитатель: — Ребята, сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Журавль»
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте
Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)
- Пересказ сказки «Лиса и журавль» (1-2 человека)
- Инсценировка сказки «Лиса и журавль» по ролям.
Воспитатель: — А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.
-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика).
-Я буду автором, …—лисой, … — журавлём. (Дети надевают шапочки животных, и начинают показ).
— Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)
-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.
- Заключительная часть.
Воспитатель: — Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
— Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?
— Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).
— Придумайте, как подружить лису с журавлём? (Если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).
— Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).
- Итог совместной деятельности.
Воспитатель: — Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.
-Давайте вспомним, как называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?
— Вам понравилась сказка?
— Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)
— Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.
Воспитатель: — Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Физическая культура», «Познавательное развитие» «Художественно – эстетическое развитие»
(подготовительная к школе группа)
Составила и провела Воспитатель МБДОУ КВ «Детский сад №2» Субботина Н.И. г. Дзержинский 2016г.
Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать навык связного высказывания;
- формировать навык планирования высказывания;
- совершенствование навыков словообразования;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, использовать грамматически правильно построенные предложения;
- активизировать в словаре детей прилагательные
- развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев);
- развивать умение понимать обобщенный смысл сказки.
Скачать конспект
Развивающие:
- развивать память, воображение, общую и мелкую моторику
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
ОБОРУДОВАНИЕ
Презентация к сказке, мяч, раскраски, карандаши цветные, простой карандаш на каждого ребенка
Предварительная работа: беседы о птицах, животных, рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки.
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят в группу и приветствуют гостей.
Встают в круг, проводится упражнение «Приветствие»
…Друг на друга посмотрите
Вверх все руки поднимите.
Улыбнитесь, потянитесь.
И на стульчики садитесь.
Дети сели на стулья полукругом.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
1. Игра «Почемучка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кто изображен на картинке?
Дети: Журавль.
Воспитатель: Кто скажет, на кого похож журавль?
Дети. На аиста, цаплю, лебедя, страуса.
Воспитатель: Чем журавль похож на аиста?
Дети: у аиста такой же длинный клюв
Воспитатель: если у аиста длинный клюв, то какой аист…
Дети: длинноклювый
Воспитатель: Тогда как можно сказать про журавля, только полным предложением..?
Дети: Журавль длинноклювый.
Далее работа со словообразованием: длинноногий, длинношеий, большекрылый
Воспитатель: Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?
Воспитатель:
Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».
Сегодня мы будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.
Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина
Лиса и Журавль
Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
А еще в старину люди придумали вот такие пословицы и поговорки: «Видит собака молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?
Воспитатель: Подходят ли к этой сказке пословицы и поговорки, которые вы сейчас послушали.
Дети отвечают.
Работа над сказкой
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:. Кого Лиса пригласила на обед?
Дети. Журавля.
Воспитатель. Что Лиса готовила на обед?
Дети. Кашу.
Воспитатель. Как Лиса угощала Журавля?
Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.
Воспитатель. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля?
Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?
Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.
Воспитатель. Что приготовил к обеду Журавль?
Дети. Окрошку.
Воспитатель. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?
Дети отвечают.
Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?
Дети. Чтоб Лиса не достала.
Воспитатель. Как пришла Лиса домой?
Дети. Не солоно хлебавши.
Воспитатель. Почему их дружба на этом закончилась?
Дети. Отвечать злом на зло — плохо
*
Игра «Что сначала, что потом»
Воспитатель:
Ребята. давайте поиграем в интересную игру «Что сначала. что потом» Сейчас вы посмотрите на иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», вы должны вспомнить сказку и сказать, что сначала, что потом.. Если вы думаете, что картинки расположены неправильно, то расположите их в том порядке, как было в сказке. Дети смотрят на доску и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.
- Встреча Лисы и Журавля.
- Лиса приглашает Журавля.
- В гостях у Лисы.
- Журавль приглашает Лису.
- В гостях у Журавля.
- Дружба врозь.
Игра – разминка (физкультминутка)
Динамическая пауза «Журавль»
За болотом травушка зеленая растет (Дети «показывают» траву).
По воде Журавушка идет (высоко поднимают ноги)
Ноги высоко поднимает
Крылья широко раскрывает
Шею длинную вытягивает
Травку, ягоды высматривает (ставят ладонь на лоб смотрят вдаль)
Игра с мячом «Скажи иначе» Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.
Воспитатель: Позвала Лиса Журавля в гости.
Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.
Воспитатель. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».
Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу».
Воспитатель: Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем».
Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем».
Воспитатель: На другой день является Лиса к Журавлю.
Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю.
Воспитатель: Журавль сделал окрошку.
Дети. Журавль наготовил окрошки.
Воспитатель: Журавль окрошку из кувшина длинным клювом ест.
Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.
Воспитатель: С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончилась.
Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
Воспитатель: Показ мультфильма «Лиса и журавль»
Дети: пересказывают сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам посмотреть на иллюстрации, которые лежат на ваших столах. Кто на них изображен?
Надо соединить пунктирные линии, чтобы получилось целое изображение и раскрасить его.
Раскрашивание иллюстраций «Лиса» и «Журавль» — соединение по пунктирным линиям и раскрашивание.
Итог занятия. Воспитатель, чем мы сегодня занимались?
Лиса и журавль
иса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик-куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
КОНЕЦ
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Автор: Сайкина Елена Станиславовна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад № 2 “Березка”
Конспект занятия по речевому развитию “Пересказ русской народной сказки “Лиса и журавль”
Конспект занятия по речевому развитию с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Воспитатель:
Сайкина Е.С.
Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку в “лицах”.
Задачи:
- Учить детей понимать и запоминать средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
- Развивать слуховое внимание, учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать умение понимать смысл произведения, понимать «намек сказки».
- Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места; обсуждать нравственные стороны поступков, давать аргументированные оценки.
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приёмы: Беседа, чтение, объяснения, указания, показ наглядного материала, игра – драматизация.
Предварительная работа: Картинки с изображением животных и птиц. Чтение рассказов и сказок о животных и птицах.
Словарная работа: Куманек, потчевать, заманчивый, с ухмылкой, с усмешкой, не солоно хлебавши.
Воспитатель: Ребята, вчера вечером перебирала у себя дома детские книги и мне попалась на глаза вот такая книга. Хотите, я вам её прочитаю?
Чтобы сказку прочитать,
Её название нужно угадать! Название сказки зашифровано в двух загадках. Вот загадка первая!
Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится
Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы много сказок знаете про лису.
А вот вам, вторая загадка.
Эта птица длиннонога
Ходит, ходит по болотам
Она хочет съесть лягушку
Пучеглазую квакушку (журавль)
-Ребята, как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить? (предположения детей). Не могут. А где бы они могли подружиться? (предположения детей). Конечно, в сказке. Как называется сказка? Сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку, а вы внимательно послушайте (чтение сказки)
Воспитатель:
-Вам понравилась сказка?
-С кем подружилась Лиса?
-Почему лиса решила позвать журавля в гости? (ответы)
-Как приглашала Лиса Журавля в гости?
-Как вы понимаете слова «званый пир»?
– Чем лиса потчевала журавля? (кашей)
-Съел журавль угощенье лисы? (нет). Слизала лиса кашу, а журавль остался голодным.
-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе). Повторите: «Ну, спасибо, кума, и на этом!» (дети повторяют с нужной интонацией)
-А как журавль лису приглашал в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой).
-Чем угощал Журавль Лису?
-Смогла лиса попробовать угощение? (нет)
-Почему Лиса ушла от Журавля голодной?
Воспитатель:
Как вы думаете, что значат слова:
«не обессудь, куманёк» (не вини, не суди)
«нечем потчевать» (нечем угощать)
«не солоно хлебала» (ни с чем)
«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).
(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).
-Как мог поступить Журавль?
-Бывает ли, что дети ведут себя как Лиса и Журавль?
Физкультминутка
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте
Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)
Воспитатель: Ребята я сейчас перемешаю картинки, а вы мне их разложите по порядку.
– С чего начиналась сказка? Какая картинка должна быть первой.(ребёнок подходит, выставляет картинку) Что случилось потом? Какая картинка должна быть следующей? Чем закончилась сказка? (Ребёнок выставляет последнюю картинку)
Драматизация сказки « Лиса и журавль»
Воспитатель: А сейчас поиграем в театр и инсценируем сказку.
(инсценировка)
Воспитатель:
– Вам понравилась сказка?
– Каким дети передели голос лисы? А журавля? Абсолютно точно!
– Какие слова из сказки дети старались не пропустить?
– Какие необычные слова дети забыли использовать в своем пересказе? (потчует, куманек, не обессудь, не солоно хлебавши)
Подведение итогов:
Понравилось ли вам занятие, ребята?
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Что вам больше всего понравилось?
– Чему журавль научил лису? (не хитрить, не обижать друзей, поступать с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой, потому что, как аукнется, так и откликнется)
Вы бы хотели после этой сказки помириться с тем, с кем поссорились? Молодцы!
Библиографическое описание:
Калинина, Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин / Т. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21712/ (дата обращения: 11.01.2023).
Цели:
1. Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные, закрепить и активизировать словарь по теме: «Дикие животные»; образование сложного слова из двух (гостеприимные).
2. Развивать диалогическую и монологическую речь, пальцевой моторики: психологических процессов (мышления, памяти, внимания).
3. Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
Ход занятия.
I. Организационный момент
— Посмотрите сколько у нас сегодня гостей
— Поздоровайтесь с ними
— Если к нам пришли гости, мы значит кто?
— Хозяева, которые любят гостей принимать
— Какие они? Как сказать, одним словом?
(гостеприимные)
— Это какие? (ответы детей)
— Гостеприимные хозяева?
II. Загадки
Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Если правильно отгадываем загадку — на экране появляется наш гость.
— Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
— Кто зимой холодной
Ходит злой голодный? (Волк)
— Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
— Зимой спит,
Летом ульи ворошит (Медведь)
— Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
— Длинный хвост
Крохотный рост,
Серая шубка
Острые зубки (Мышь)
III. Дидактическая игра «Путаница»
Давайте с нашими лесными гостями поиграем в игру «путаница»
Дети стоят в кругу с картинками животных. По образцу логопеда каждый ребёнок задаёт вопрос рядом стоящему. Например: «У лисы волчий хвост?» Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» — «У медведя медвежьи уши» и т. д.
IV. Дидактическая игра «Кто, где живет»
—У каждого зверя есть свой дом
—Найдите дом для своего животного и скажите кто, где живет.
Например: Ребёнок с картинкой своего животного подходит к столу, где разложены таблички с названиями мест обитания животных. Читают и выбирают подходящую табличку и проговаривают предложение. Например: «Волк живёт в логове» или «Белка живёт в дупле» и т. д.
V. Релаксация.
Играет музыкальная заставка (из телепередачи «В гостях у сказки»)
— Давайте присядем на ковер и послушаем песенку (до начала припева)
— Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?
— Для того чтобы узнать в какую сказку мы попадем, нужно собрать из частей целую картинку (включается музыка). Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».
VI. Чтение сказки по слайдам (мультимедиа)
1 слайд: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу.
2 слайд: Пошел журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала по тарелке. — Покушай, голубчик мой! Я сама стряпала.
3 слайд: Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела. — Извини,- говорит, — больше угощать тебя нечем! –Спасибо, лисонька! Приходи теперь ты ко мне в гости.
4 слайд: На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, лисонька! Больше угощать нечем.
5 слайд: Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает, — никак достать не может, не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Поел и говорит. — Извини, кумушка, больше угощать нечем.
6 слайд: Взяла лису досада. Думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Как аукнулось, так и откликнулось.
Вопросы:
1. Зачем лиса пригласила журавля в гости?
2. Она действительно хотела его угостить?
3. Зачем журавль пригласил лису?
4. Можно сказать, что они были друзьями?
5. Почему журавль не мог, есть кашу?
6. Почему лиса не могла, есть окрошку?
7. Почему закончилась дружба лисы и журавля?
8. Как вы понимаете поговорку: Как аукнулось, так и откликнулось? Беседа по вопросам.
Повторное чтение.
VII. Пересказ сказки с использованием серии сюжетных картинок.
Каждый ребёнок выбирает картинку и по сюжету сказки по порядку становятся полукругом.
VIII. Рефлексия.
— Чему вас научила эта сказка? (ответы детей)
— Что понравилось вам сегодня на занятии?
Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и наши лесные гости принесли вас угощения.
Основные термины (генерируются автоматически): гость, журавль, лис, III, VII, VIII, Дидактическая игра, ответ детей, слайд.
Пересказ русской народной сказки “Лиса и Журавль” с включением описательного монолога
в подготовительной группе для детей с ЗПР.
Гонца Е.Ю., учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, МБДОУ “Детский
сад № 85” город Череповец.
Задачи:
1. Образовательные
- Активизировать словарь по теме “Посуда”.
- Развивать фразовую речь: учить детей полно и точно отвечать на
вопрос, строя фразу из 4-5 слов.
- Формировать навык связного последовательного пересказа сказки с
опорой на серию сюжетных картин.
- Продолжать учить составлять короткий описательный рассказ предмета
посуды (рисунка) с опорой на план – схему.
2. Коррекционные.
- Развивать слуховое, зрительное внимание, память, логическое
мышление.
3. Воспитательные.
- Воспитывать познавательную активность, умение работать в
коллективе.
Оборудование: текст сказки “Лиса и Журавль”, серия сюжетных картин
по сказке, детские рисунки (кувшин или тарелка) на каждого ребёнка, “Наложенные
изображения” (посуда) на каждого ребёнка.
Предварительная работа: на занятии по рисованию расписать
тарелку или кувшин (по выбору детей).
Содержание организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Введение в тему. Отгадывание загадок детьми
(в случае затруднений с опорой на предметные картинки-отгадки).
Любит он лягушек,
Квакушек-попрыгушек.
Живёт на болоте, всегда готов к охоте. (журавль)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)
2. Чтение текста сказки педагогом. На доску выставляются
картинки-иллюстрации к сказке.
3. Словарная работа.
- Стряпала – готовила
- Окрошка – холодное кушанье из кваса с мясом и овощами.
- Врозь – отдельно.
4. Разбор содержания сказки по вопросам.
- О каких животных говорится в сказке?
- С кем подружилась Лиса?
- Куда пригласила Лиса Журавля?
- Что наварила Лиса?
- Что приготовил Журавль?
- Вокруг чего вертелась Лиса?
- На каких лапах стоял Журавль?
- Каким клювом Журавль таскал окрошку?
5. Физкультминутка. Игра “Угадайте, что я делаю”. Один ребенок
изображает действия мамы на кухне, остальные — отгадывают, а затем повторяют их.
6. Рассматривание иллюстраций к сказке. Дидактическая игра “Что сначала, что потом?” —
установление причинно-следственных связей, развитие логического мышления.
7. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
8. Составление пересказа детьми.
- По цепочке по каждой сюжетной картинке.
- Вся сказка целиком.
9. Составление короткого описательного рассказа тарелки или кувшина
(рисунок ребёнка) по выбору.
Педагог: “У Лисы с Журавлём не получилось дружбы. И, чтобы они
не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, которые вы
приготовили. Но прежде, чем подарить свой рисунок вы расскажите, какая у вас тарелка или
кувшин”.
- Разбор плана-схемы по пунктам
— название
-форма (у тарелки)
-цвет, узор
- Составление описательного рассказа детьми.
10. Итог. Самооценка детей. Оценка деятельности детей педагогом.
- “ Подарки от Лисы и Журавля” — “Наложенные изображения” — найти
все предметы посуды и раскрасить понравившийся предмет (вечером в совместной деятельности
воспитателя с детьми).