Пересказ сказки в старшей группе по мнемотаблице

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Троицкий»

 Старооскольского городского округа

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе

Пересказ сказки с использованием мнемотехники

«Два жадных медвежонка»».

        Воспитатель Куприна Е.Е.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки с использованием мнемотехники «Два жадных медвежонка»».

Задачи занятия:
1.    Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице.
2.    Развивать связную речь, память, внимание, воображение.
3.     Воспитывать честность, любовь к ближнему.
Оборудование:
•    мнемотаблицы по сказкам «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Два жадных медвежонка», пустые мнемотаблицы и цветные карандаши;
•    ПК, музыка и  запись со звуками леса;
•    мяч, сундук;
•    текст сказки «Два жадных медвежонка».

Ход занятия

I.    Организационный момент.
Педагог: Ребята, я приглашаю вас в путешествие на поезде дружбы. Давайте друг другу улыбнемся. А, теперь, повернемся направо и положим руки на плечи впереди стоящему человеку. Наш поезд готов к путешествию, отправляемся. 
Звучит музыка. Дети едут по кругу. Когда музыка остановится дети тоже останавливаются.
Педагог: Ребята, закройте глазки и послушайте, куда мы попали. 
Звучит аудиозапись звуков леса. Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети: В лес.
П: Правильно, мы попали в лес. Ребята возьмите мячик, передавайте его по кругу и подбирайте слова:  каким может быть лес?
Д: Густой, темный, непроходимый, красивый, чудесный, сосновый, загадочный, сказочный, березовый, дубовый, сосновый, еловый.
II.    Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
П: Ой, смотрите, что это тут лежит? Это же сундучок, да не простой, а волшебный, в этом сундучке находятся сказки. Значит, мы попали в сказочный лес. Давайте посмотрим, какие сказки он нам приготовил.
 Педагог достает мнемотаблицы к разным сказкам. Ребята, а вы узнали какие это сказки? Педагог поочередно показывает мнемотаблицы к сказкам, которые уже пересказывали дети, а ребята отгадывают сказку.

mnemo-19-21

mnemo-19-22

mnemo-19-23

mnemo-19-24

Д: «Три медведя», «Маша и мадведь», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко».
П: Молодцы! Ребята, здесь в сундуке есть для нас книжка с новой сказкой. Вы хотите услышать новую сказку? Тогда садитесь на места. 
Пока дети рассаживаются, педагог достает книжку «Два жадный медвежонка». Сказка называется «Два жадных медвежонка». Закроем с вами ротики и приготовимся внимательно слушать. Педагог читает сказку.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по сказке. 
Педагог выставляет мнемотаблицу к сказке.
П:  Кто главные герои?
Д: Медвежата
П: Сколько медвежат?
Д: Двое
П: С кем жили медвежата?
Д: С мамой-медведицей.
П: Где они жили?
Д: В чаще леса.
П: Почему медвежата ушли из дома?
Д: Искать счастье.
П: Из-за чего поругались медвежата?
Д: В дороге у них кончились припасы еды и медвежата были очень голодны. А когда они нашли головку сыра, то не смогли поделить ее по-честному.
П: Кто еще есть в сказке?
Д: Лиса.
П: А какая лиса в сказке?
Д: Хитрая, рыжая, обманщица, плутовка.
П: Почему лиса смогла обмануть медвежат?
Д: Потому что они были жадными и глупыми.
П: Как они были наказаны за жадность?
Д: Они остались голодными.
П: Как вы думаете, медвежата будут себя дальше так вести?
Д: Они не будут больше жадничать
П: Я тоже думаю, что для медвежат это будет хороший урок и впредь они не будут жадничать.

4. Физкультминутка.
П: Давайте и мы все превратимся в медвежат
Медвежата в чаще жили, 

Сжимаем руки в кулачки и подставляем на макушку, изображая уши медведя
В лес ходить они любили,  
Держим ушки на макушке и покачиваясь  как мишки кружимся вокруг себя..
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили.
Медвежата мед искали,    
Присесть, приподнять правую руку и заглянуть под нее.
Дружно дерево качали,   
 Изобразить, как мишка раскачивает дерево.
Вот так, вот так,
А потом они плясали        
Руки в стороны, поднимаем ноги согнутые в коленях в стороны
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
5. Работа над смыслом сказки.
П: Ребята сейчас я вам предлагаю выбрать пословицу, которая подходит к этой сказке.
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Не было бы зла, да жадность подвела»
Д: Вторая
П: Почему вы так думаете?
Д: Она про жадность, от жадности бывает плохо самому.
П: Ребята, а как вы думаете, если бы медвежата не были такими жадными, как тогда закончилась бы сказка?
Д: Они бы наелись и отправились домой и.т.д.
6. Пересказ сказки по мнемотаблице.
П: Ребята, чтобы вы навсегда запомнили, что жадничать это плохо, давайте попробуем запомнить эту сказку и расскажем её нашим друзьям, чтобы они тоже знали, что от жадности могут быть неприятности. Педагог читает сказку, работая указкой по мнемосхеме.
П: Кто хочет рассказать об истории двух медвежат. Давайте выберем четырех рассказчиков. Один будет говорить за автора, двое детей будут изображать жадных медвежат, а четвертый – лису. В помощь вам ребята таблица. Давайте начнем сказку. 
Дети пересказывают сказку, педагог помогает ориентироваться в мнемотаблице и исправляет логические и нарушающие последовательность событий ошибки.П: Ребята, а теперь, мы напишем письмо нашим друзьям о случившейся с медвежатами истории. Перед вами пустая таблица, в каждом окошечке есть номер. Я сейчас еще раз прочитаю вам сказку по частям. Всего у нас 8 частей, столько же окошек и в таблице. Послушайте сказку, а потом заполните пустые окошки своими рисунками к каждой части рассказа.

 Дети делают зарисовки сказки.
П: Ребята, кто хочет прочитать свое письмо? Педагог выбирает ребенка, который еще раз пересказывает сказку по своей схеме.

mnemo-19-25
III.    Подведение итогов занятия.
П: Спасибо вам, ребята, за удивительное путешествие в сказочную страну. Сказки учат нас добру. Что сегодня мы поняли? Чего нельзя делать? И почему? 
Дети отвечают.
П: Вы все молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад, закрывайте глазки.
Детский садик, детский сад!
Малыши туда спешат.
П: Вот мы и дома! Понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего?

Конспект
занятия, НОД в старшей группе по «Речевому развитию» с элементами мнемотехники
«Сказки».

Цель: Создание условий для формирования
умений детей пересказывать с помощью мнемотаблиц

Задачи:

Обучающие:

— закреплять
умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

— закреплять умение пересказывать художественное
произведение при помощи метода моделирования, картинок;

— учить выделять в предметах и объектах окружающего мира
положительные и отрицательные стороны.

Развивающие:

— продолжать развивать творческие способности детей,
воображение;

Воспитательные:

— воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материал: игрушка лисы, волшебный мешочек,
раздаточный материал, книга со сказками, пустая книга.

Способы: вопросы, игра, обобщение, рефлексия, физкультминутка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Давайте все дружно
скажем здравствуйте!

 (Появляется
волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы)

Воспитатель:
Ребята, я сегодня к вам так спешила, что по дороге столкнулась с человеком. Это
был почтенный дедушка с длинной седой бородой. Этот дедушка спросил, куда я так
спешу, а услышав ответ попросил меня передать вам это (показывает мешочек и
книжку). Ребята, посмотрите, что это?

Дети:
мешочек и книга

Воспитатель: Давайте
посмотрим, что это за книга такая? (дети говорят, что это книга сказок) Посмотрим,
что внутри? (открывает и показывает детям пустые страницы) А это еще что такое?
Странно… Куда же делись все сказки? Может они в мешочке? Сейчас я дам вам
пощупать содержимое мешочка. Пощупайте и подумайте, что там может быть, но пока
не говорите.

Дети ощупывают
мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Воспитатель:
Итак, что же у нас внутри мешочка?

Ответы
детей.

Воспитатель:
правильно, ребята, это лиса, и наверно она прибежала к нам из сказки. Ребята,
как в сказках называют лису?

Ответ
детей:
 (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса
Патрикеевна)

Воспитатель: как
вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса?

Дети
отвечают.

 Воспитатель:
Ребята, посмотрите, лисичка с собой принесла конверты, давайте посмотрим, что
там внутри. (Рассматривают карточки) Как вы думаете, что это такое? (ответы
детей) Это карточки из сказки. Что мы можем с этими карточками сделать?
(Предположения детей, если дети не угадали, то подносит к уху лисичку и кивает)
Ага. Хорошо. Ребята, лисичка мне сказала, что принесла нам сказки. Но они
перепутались. Что мы можем сделать? (ответы) Нам с вами необходимо угадать
сказку и восстановить правильный порядок событий! Иначе сказки навсегда
перепутаются… Как думаете, мы справимся? (Репка, курочка ряба).

(Дети составляют
мнемотаблицу и пересказывают по ней)

— Ребята, вы такие
молодцы! Вы успешно спасли сказочных героев, восстановив сказки!

Игра
с загадками.

Воспитатель: Ребята,
лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и
отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.

Угадайте,
что за шапка:

Меха
целая охапка.

Шапка
бегает в бору,

У
стволов грызет кору. (Заяц)

Он
ходит летом без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)

Дружбу
водит лишь с лисой,

Этот
зверь сердитый, злой.

Он
зубами щёлк да щёлк,

Очень
страшный серый … (волк)

Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел их быть обедом
По тропинке прыг да скок
Укатился…(Колобок)

Воспитатель:
Ребята, а все эти герои из какой сказки? Кто может ответить?

Дети: из сказки
«Колобок»

Воспитатель:
Правильно. Все эти герои из сказки «Колобок». А кто может ответить, каких
героев мы с вами не назвали?

Дети: Дед и Бабка

Воспитатель:
Ребята, давайте с вами немного отдохнем. Лисичка приглашает вас на физминутку.

Воспитатель:

КОЛОБОК

Колобок, колобок, тёплый и румяный.
(наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился
наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул,
(повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360
градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают
к воспитателю)

(Дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: вот
мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

(На столах листы с
кругами, карандаши)

Воспитатель: ребята,
давайте вспомним сказку «Колобок». С чего начинается сказка? (ответы детей)

Воспитатель: правильно,
рисуем зайца.

Воспитатель: давайте
на первом круге покажем, что это заяц, нарисуем длинные уши.

Воспитатель:
что же произошло дальше?

(Ответы детей)

Воспитатель:
правильно. Давайте дорисуем нашему кругу хвост.

Воспитатель:
кто хочет рассказать, что же произошло дальше?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Правильно. Ребята, как мы можем показать на кружочке, что это медведь?

ДЕТИ: нарисуем
круглые ушки.

Воспитатель:
правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, на листке остался один круг. Давайте с вами вспомним, кого
в конце встретил колобок?

Дети:
лису.

Воспитатель:
молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Колобок».

Давайте попробуем
пересказать сказку при помощи нашей схемы? Будем рассказывать по цепочке. Важно
не шуметь во время пересказа, а то сказка опять запутается. Хорошо?

(Дети
пересказывают сказку «Колобок»)

Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим, что стало с нашей книгой? (Показывает
уже книгу со сказками, дети отвечают). Давайте проверим, есть ли в ней сказки?
(показывает страницы) Какие же вы молодцы. Давайте вспомним, как нам удалось
восстановить книгу? Какие сказки мы сегодня восстанавливали? Что вам показалось
самым сложным? А самым легким? А что вы запомнили больше всего? А чем нас учат
сказки? Вы меня очень порадовали, вы очень дружно, сообща помогали друг другу и
справились со всеми заданиями. Молодцы!
https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRWZMCJogmFYuUSWTvJSw_5whttps://lh4.googleusercontent.com/SB4M6M344thFMXLjX00L9zj1X1RCKoxQqwR7h8FBjxO7YUVU3XUMZ_2PNqMmA3vXERbR6dZkNYTUdvltzNSatOqGVGliPQqHr2mHDAVFMVxiX6oP4JU86O9OqsRNFu7LmA2sTSVnoaEtKaXuYQhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b0a/00005929-a01a1953/img18.jpg

Занятие для детей старшей группы «Пересказ сказки «Как собака друга искала» с помощью мнемотаблицы»

  • Царенко Марина Геннадьевна, старший воспитатель

Разделы:

Работа с дошкольниками

Класс:

д/с

Ключевые слова:

мнемотаблицы


Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:

  • учить детей составлять мнемотаблицу и пересказывать сказку по схематической зарисовке;
  • продолжать формировать умение восстанавливать последовательность событий в сказке;
  • воспитывать интерес к художественному слову.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Как собака друга искала»;
  • рассматривание иллюстраций к сказке художника Дмитрия Горлова;
  • пересказ сказки по иллюстрациям.

Ход занятия

1. Вступительная беседа: какую сказку читали, чем понравилась.

Сегодня будем учиться составлять мнемотаблицу и пересказывать сказку по таблице. Но для начала вспомним сказку.

2. Чтение сказки.

3. Физкультминутка.

«Кто как ходит»

Кошка ходит по-кошачьи,

Пружинящий шаг.

Ходит крадучись она.

А собачка по-собачьи

Руки, согнуты в локтях, перед грудью, ходьба с

Ходит гордости полна.

высоким подниманием колен.

По-козлиному козленок

Подскоки.

Скачет рожками вперед.

По-утиному утенок

Шаг на всей поверхности стопы, с легкими

Чуть вразвалочку идет.

покачиваниями в стороны.

По-слоновьи ходит слон

Шаг в сторону, приседание.

Тяжело ступает он.

По-гусиному утята

Ходьба в полуприсяде.

Важно шествуют шажком.

А по улице ребята —

Импровизация по желанию детей.

Кто вприпрыжку, кто пешком.

4. Составление мнемотаблицы.

На доске большой лист, на нем нарисована таблица. Она пустая. На столе разложены персонажи сказки. Вместе с ребятами составляем схему (дети наклеивают персонажей в ячейки таблицы, вспоминая последовательность событий сказки). Приложение 1.

5. Пересказ сказки по наглядному материалу.

6. Итог: узнать, понравилась ли ребятам составлять схему к сказке; помогала ли таблица в пересказе; как похвалить детей.

12.12.2019

9

Мнемотаблицы «Любимые сказки»

Доброго времени суток! Я очень люблю заниматься театрализованной деятельностью с моими воспитанниками. Помимо выступления на праздниках и в театральных постановках, очень важно, чтобы в групповых комнатах были необходимые условия для развития творческого потенциала детей. Предлагаю вашему внимаю карточки — мнемотаблицы.

image%2860%29.png

Мнемотаблица — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В моих мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

На обратной стороне карточек я поместила саму сказку в виде текста. Он расчитан на педагога, если вдруг он не знаком с данной сказкой или забыл некоторые детали.

image%2861%29.png

Картинки сказок я брала с «просторов» интернета, но в основном, с данного сайта: https://www.detiam.com/

Далее, я хочу предложить возможность коллегам воспользоваться моей нароботкой.

Волк и 7 козлят. Таблица
DOCX / 2.8 Мб
Волк и 7 козлят. Текст
DOCX / 14.18 Кб
Заюшкина избушка. Текст
DOCX / 14.93 Кб
Заюшкина избушка. Таблица
DOCX / 2.8 Мб
Колобок. Таблица
DOCX / 4.27 Мб
Колобок. Текст
DOCX / 19.28 Кб
Кто сказал мяу. Сутеев. Таблица
DOCX / 22.51 Кб
Кто сказал мяу. Сутеев. Текст
DOCX / 753.89 Кб
Курочка Ряба. Таблица
DOCX / 3.65 Мб
Курочка Ряба. Текст
DOCX / 12.63 Кб
Лисичка со скалочкой. Таблица
DOCX / 796.68 Кб
Лисичка со скалочкой. Текст
DOCX / 17.42 Кб
Лисичка-сестричка. Таблица
DOCX / 542.95 Кб
Лисичка-сестричка. Текст
DOCX / 16.21 Кб
Маша и медведь. Таблица
DOCX / 687.65 Кб
Маша и медведь. Текст
DOCX / 17.88 Кб
Петушок-гребешок. Таблица
DOCX / 774.23 Кб
Петушок-гребешок. Текст
DOCX / 18.04 Кб
Под грибом. Сутеев. Текст
DOCX / 17.19 Кб
Под грибом. Таблица
DOCX / 1.01 Мб
Репка. Таблица
DOCX / 5.51 Мб
Репка. Текст
DOCX / 14.51 Кб
Теремок. Таблица
DOCX / 605.37 Кб
Теремок. Текст
DOCX / 16.55 Кб
Три котенка. Сутеев. Текст
DOCX / 18.4 Кб
Три котенка. Таблица
DOCX / 539.71 Кб
Три медведя. Таблица
DOCX / 706.85 Кб
Три медведя. Текст
DOCX / 16.98 Кб
Три поросенка. Таблица
DOCX / 1.1 Мб
Три поросенка. Текст
DOCX / 24.51 Кб
Цыпленок и утенок. Сутеев. Текст
DOCX / 17 Кб
Цыпленок и утенок. Таблица
DOCX / 577.2 Кб

Опубликовано 27.10.19 в 22:55 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»



Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему: «Пересказ сказки «Хаврошечка» по мнемотаблице»

Цель: Развитие связной речи детей

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;

-формировать умения представлять образ, персонаж;

— продолжать учить детей пересказывать прочитанное произведение с помощью опорных картинок;

— развивать монологическую и диалогическую речь;

— формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;

— познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

— формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;

— помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.

Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.

Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле;

Оборудование: текст русской народной сказки «Хаврошечка», опорные картинки к ней; магнитная доска, выставка книг с русскими народными сказками.

Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, в добре поживать-лиха не знать, пуд,прясть, ткать, заморили, распеклась на солнышке, лихо, наливное.

Ход занятия:

Этюд «Улыбка».

Воспитатель: «Ребята, улыбнитесь как солнце, как хитрая лиса; как будто тебе подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души друг другу».

Дети садятся за столы.

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним пословицы о труде» (5-6 пословиц).

Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Если её сочинил народ, то она какая? (Ответы детей).

А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок.

Воспитатель: — Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей.

Хаврошечка — старинное женское имя — Хавронья.

Пуд — старинная русская мера веса, равна 16,35 кг.

Прясть — скручивание (волокна делать нить).

Ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити.

Рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета.

Заморили – замучили.

Распеклась на солнышке – пригрелась

Лихо — зло

Наливное (яблоко) – сочное, созревшее.

Остальные непонятные слова я вам буду объяснять при чтении.

Чтение р. н. с. сказки.

Ребята, понравилась вам сказка?

— Как она называется?

-Кто является главным героем сказки?

-Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся,как вы понимаете эти слова?

-Что значит, своего брата не стыдятся?

— Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала?

Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.

— Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная).

Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)

Физкультминутка

Нам размяться захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем

Ноги до конца сгибаем.

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать на торопись.

(приседания)

И в последний раз присели

А теперь на место сели.

(дети садятся на места)

Воспитатель: — Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?

— Как она ей помогала?

-Как называла Хаврошечка свою корову?

— Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

— Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

— Чем закончилась сказка?

— Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

-Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза?

-Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти?

-Как относилась коровушка к Хаврошечке (заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)

-Как коровушка называла Хаврошечку (красная девица). (Пересказ сказки по мнемотаблице)

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему: «Пересказ сказки «Хаврошечка» по мнемотаблице

Дата проведения:

Выполнили:

Воспитатели старшей группы

«Иволга»

Соболева К.Ю.

Лавровская М.Н.

Библиографическое описание:

Явхута, М. В. Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники / М. В. Явхута, С. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15328/ (дата обращения: 11.01.2023).



В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника, обучение пересказу.

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

В условиях реализации ФГОС ДО определены целевые ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Они очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию детей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ связной монологической речи. Родная речь играет уникальную роль в познавательном развитии дошкольников. Язык и речь тесно связан с такими психологическими процессами как мышление, воображение, память и эмоции.

В настоящее время количество детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений.

При пересказе художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей мы начали использовать мнемотехнические приемы.

Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Мнемотехника включает в себя следующие структурные компоненты: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Первым этапом обучения для дошкольников является использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу.

Мнемоквадраты — картинка, которая представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Например: солнце, капель, птицы и т. д. По мнемоквадратам дети учатся составлять предложения.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. На данном этапе дети учатся делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста, придумывание своего заголовка к произведению, давать заглавие выделенным частям рассказов.

Таким образом, использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Следующий этап применения мнемотехники — обучение пересказу.

Мнемотехника на этапе пересказа художественного произведения была направлена:

  1. На понимание содержания художественного произведения.
  2. На последовательный пересказ художественного произведения.
  3. На оценку детских пересказов

Цель этого этапа: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей.

Составить мнемотаблицу можно на любой рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.

Работа над произведением с использованием мнемотаблицы предполагает:

1. Чтение произведения и составление мнемотаблицы (кодирование содержания в схему).

2. Разбор и комментирование символов мнемотаблицы (под руководством взрослого), соотнесение каждого знака — символа с определенной частью текста (раскодирование знаков).

3. Ребёнок пересказывает произведение самостоятельно с опорой на таблицу.

Практические советы:

1. Желательно сделать разрезную мини-таблицу. Выкладывая знаки на пустые клеточки мнемотаблицы, ребенок будет вспоминать последовательность сюжета, что является хорошим упражнением для тренировки памяти.

2. Также ребенок может пересказывать отрывки из произведения (например, 3–4 символа, взятых из середины мнемотаблицы). Это стимулирует мышление ребенка и помогает лучше закрепить содержание произведения.

3. В старшем дошкольном возрасте лучше, если ребенок пытается зарисовать символы сам. Это способствует развитию воображения, а также является хорошей тренировкой руки для письма.

4. Мнемотаблицы к сказкам или расссказам можно комбинировать (перепутывать) символы из разных сказок. В таком случае дети будут искать и исправлять ошибки в мнемотаблице.

Поиск ошибок развивает критическое мышление ребенка, его познавательную активность. Таким образом, обычный пересказ текста превращается в удивительную игру.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

Литература:

  1. Зиганов М., Козаренко В. М.. Мнемотехника. М.: Школа рационального чтения, 2000. 17с.
  2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» (Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники); СПб, 2001
  3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, художественное произведение, этап подготовки, использование мнемотехники, мнемотехника, понимание содержания, связная монологическая речь, связная речь, содержание произведения.

Похожие статьи

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Методика формирования связной монологической речи

Технологии обучения пересказу старших дошкольников. Шорохова О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников. связная речь

Рассказывание — действенное средство развития речи

Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное

Этапы работы со схемой — моделью: – учить детей заменять ключевые слова в предложениях…

Использование методов мнемотехники в обучении детей

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более

Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов»

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей

Консультация для педагогов дошкольных образовательных…

Формирование связной речи с помощью мнемотехники. Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному…

Формирование связной речи с помощью мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что…

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей

Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение…

Использование мнемотехники в формате ИКТ для развития…

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, дошкольный возраст

Похожие статьи. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Предполагаемые ответы детей: выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, морозы, бураны, растут сугробы, иней, метель, вьюга, снегопад, стужа,река замерзла.

Предложения детей.

Дети надевают воображаемые лыжи.

Физкультминутка

«Надеваем быстро лыжи

Палки в руки мы берем

И скорее друг за другом

По лыжне мы в лес идем

Палка вверх, палка вниз

Не зевай, подтянись,

Раз, два — поворот

Влево- вправо, наклон вперед.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым ,

А потом не спеша,

Как погода хороша!»

Чтение стихов о зиме.

Дыхательная гимнастика

Предполагаемые ответы детей: морозным воздухом, деревьями, снегом.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 

«Стою и снежинки в ладошку  ловлю. 
Я зиму, и снег, 
и снежинки люблю, 
Но где же снежинки?  В ладошке вода,  
Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи…  Как видно, ладошки мои горячи».

Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».  

«Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинка вправо полетела,

Снежинка влево полетела,

Ветер снег вверх поднимал,

И на землю опускал…

Вот по кругу полетела,

полетела, полетела,

И на землю тихо села».

Пальминг

Предполагаемые ответы детей: перелетные птицы улетели в теплые края, поэтому не слышно их голосов; на деревьях нет листвы, которая шумит на ветру; земля покрыта мягким пушистым снегом, поэтому не слышно шагов; еж, медведь, енот, барсук спят зимой, а остальные звери попрятались от холода.

Предполагаемые ответы детей:

(мне нравится, когда наступает веселый праздник новый год, я люблю, когда снег красиво украшает деревья, я люблю играть в хоккей, можно покататься на санках, пушистый белый снег, холодная погода, снежные узоры на окнах, новогодние фейерверки;

мне не нравится одевать много вещей, я зимой часто болею, у меня зимой мерзнут щеки, зимой можно поскользнуться и упасть).

Предполагаемые ответы детей:

холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая.

Предполагаемые ответы детей:

(лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный, твёрдый, мягкий, глубокий, ледяной, блестящий, лебединый, ослепляющий, алмазный, жемчужный…)

Дети: «ветер»

Предполагаемые ответы детей:

(Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный морозный, тихий, ураганный)

Дыхательная гимнастика

«Вьюга»

Игровой самомассаж биологически активных точек .

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее . (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели  – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.

По коленкам постучали, (стучат кулачками по коленкам)
По плечам похлопали, (скрестили руки и похлопали по плечам)
Ножками потопали. (топают ногами).

 Вот наши снежки готовы,

-Давайте поиграем в снежки.  «Назови признаки зимы» и брось снежок в корзинку.

-На чем же мы отправимся в зимний лес(На лыжах) 

-Наденьте лыжи, возьмите в руки лыжные палки и в путь.

-Вот так незаметно, ребята, мы оказались с вами в зимнем лесу.

-Посмотрите, как здесь красиво, как- будто мы попали в зимнюю сказку.

-Ребята, расскажите стихотворения о зиме.

-Какой свежий морозный воздух в лесу. Сделаем глубокий вдох носом, а выдохнем одной ноздрёй. Ещё один глубокий вдох, выдох другой ноздрёй. И ещё один глубокий вдох, а выдох ртом.

Как вы думаете, чем пахнет в зимнем лесу?

-Подставьте ладошку, давайте поймаем снежинки

-Ребята, посмотрите, какая волшебная снежинка опустилась на мою ладонь.

Посмотрите, как она кружится в воздухе. Проследите за её движением.

-Глаза закрываем и отдыхаем.

— Давайте послушаем, какая здесь тишина!

.

-А как вы думаете, ребята, почему так тихо в зимнем лесу?

-Дети, расскажите:

«За что вы любите зиму»,

-«За что вы не любите зиму»

-Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме.«Какая зима?» 

-Если часто метет метель, то зима какая? 

-Если на улице стужа, студено, то зима какая?

 -Как можно рассказать о снеге? «Какой снег?»

-Если снег сверкает, то он какой?

— Если, скрипит, искрится, липнет?

-Отгадайте загадку:

«Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?»

-Каким бывает ветер?

-Дети, зимой бывает сильный ветер вместе со снегом. Называется это вьюга.

-Хотите устроить сами вьюгу? Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

-Ребята, послушайте мой рассказ о зиме. Только слушать вам необходимо внимательно и постараться его запомнить, чтобы потом пересказать, в этом нам помогут картинки-подсказки.

«Наступила холодная зима. С неба идет белый, пушистый снег. Земля укрыта теплым одеялом. Реки и озера покрыты крепким, прозрачным льдом. Деревья стоят голые,только сосны и ели стоят пушистые, зеленые.

Зимующие птицы бояться зимних холодов  и подлетают ближе к жилью  человека. Люди вешают кормушки и подкармливают птиц. Дикие животные заранее начинают готовиться к зиме. Заяц, белка, лиса меняют свои шубки на более теплый мех. Медведи, барсуки и ежи уходят в спячку. А вот детям зима нравиться. Они лепят снеговиков, катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей и встречают новый год. Зима чудесное время года».

Теперь ответьте на вопросы:

Какое наступило время года? Какие осадки зимой? Чем укрыта Земля? Что происходит с реками и озерами? Что происходит зимой с деревьями? Как живется зимой птицам? Как люди должны помогать птицам зимой?  Как живется зимой диким животным? Что делают дети зимой?

Послушайте рассказ еще раз.

Кто хочет пересказать (пересказ рассказа).

Ой, ребята, что-то стало холодно очень. Надо нам погреться.

.

Под музыку

Зимняя мелодия

Игра с массажным мячиком

Слайд №4 «Вьюга»
Звучат звуки вьюги.

Под музыку

В
условиях реализации ФГОС ДО определены целевые ориентиры и требования к
обновлению содержания дошкольного образования. Они очерчивают ряд достаточно
серьёзных требований к речевому развитию детей. Дошкольный возраст является
наиболее благоприятным для формирования основ связной монологической речи.
Родная речь играет уникальную роль в познавательном развитии дошкольников. Язык
и речь тесно связан с такими психологическими процессами как мышление,
воображение, память и эмоции. В настоящее время количество детей старшего
дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта
тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится
формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность
детской речи оказывает пересказ литературных произведений. При пересказе
художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное
понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего,
определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами,
предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают
логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в
выражении главной мысли. Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного
возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную
проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по
формированию связной речи у детей мы начали использовать мнемотехнические
приемы.

 Мнемотехника — это искусство запоминания,
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций. В развитии ребенка важна
последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда
оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Мнемотехника включает в
себя следующие структурные компоненты: мнемоквадраты, мнемодорожки,
мнемотаблицы. Первым этапом обучения для дошкольников является использование
мнемотехники на этапе подготовки к пересказу.  

Мнемоквадраты
— картинка, которая представляет собой нанесенное изображение, которое
обозначает одно слово или словосочетание. Например: солнце, капель, птицы и т.
д. По мнемоквадратам дети учатся составлять предложения. Когда ребёнок освоил
мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они
представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению
ребенок может составить 2–3 простых предложения. Наиболее сложной структурой
является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений,
позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. На данном этапе
дети учатся делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и
зарисовывать план пересказа текста, придумывание своего заголовка к
произведению, давать заглавие выделенным частям рассказов. Таким образом,
использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников
помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания,
умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов.

Следующий
этап применения мнемотехники — обучение пересказу. Мнемотехника на этапе
пересказа художественного произведения была направлена: На понимание содержания
художественного произведения. На последовательный пересказ художественного
произведения. На оценку детских пересказов.

 Цель этого этапа: научить ребенка с помощью
мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно
пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать
свои рассказы и рассказы товарищей. Составить мнемотаблицу можно на любой
рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений
природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные
моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица
и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в
схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.

Работа
над произведением с использованием мнемотаблицы предполагает:

1.
Чтение произведения и составление мнемотаблицы (кодирование содержания в
схему).

2.
Разбор и комментирование символов мнемотаблицы (под руководством взрослого),
соотнесение каждого знака — символа с определенной частью текста
(раскодирование знаков).

 Ребёнок пересказывает произведение
самостоятельно с опорой на таблицу. Практические советы:
Хочу такой сайт

1.
Желательно сделать разрезную мини-таблицу. Выкладывая знаки на пустые клеточки
мнемотаблицы, ребенок будет вспоминать последовательность сюжета, что является
хорошим упражнением для тренировки памяти.

2.
Также ребенок может пересказывать отрывки из произведения (например, 3–4
символа, взятых из середины мнемотаблицы). Это стимулирует мышление ребенка и
помогает лучше закрепить содержание произведения.

 3. В старшем дошкольном возрасте лучше, если
ребенок пытается зарисовать символы сам. Это способствует развитию воображения,
а также является хорошей тренировкой руки для письма.

4.
Мнемотаблицы к сказкам или рассказам можно комбинировать (перепутывать) символы
из разных сказок. В таком случае дети будут искать и исправлять ошибки в
мнемотаблице. Поиск ошибок развивает критическое мышление ребенка, его
познавательную активность.

Таким образом, обычный пересказ текста
превращается в удивительную игру. Дошкольное развитие детей — это очень важный
этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие
результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению
речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие
необходимого материала.

  • Пересказ русской народной сказки гуси лебеди
  • Пересказ сказки бременские музыканты
  • Пересказ сказки братьев гримм заяц и еж с выделением морали
  • Пересказ русской народной сказки 3 класс литературное чтение
  • Пересказ русская народная сказка лисичка со скалочкой