Пересказ сказки заюшкина избушка в старшей группе конспект занятия с помощью мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц

ЦельЗакреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок — схем, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:

— Формировать умение рассказывать сказку по алгоритму; учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

-Воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.

— Способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу.

— Повысить эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, когда мы утром просыпаемся или приходим в детский сад и видим здесь своих друзей, воспитателей, что принято говорить?

Дети: Здравствуйте, доброе утро.

Воспитатель: Правильно, давайте с вами дружно поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются) и расскажем стишок про доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я, когда пришла сегодня утром в садик на пороге увидела вот эту большую книгу сказок. А какие вы знаете русски е народные сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы много вы знаете сказочных героев из наших сказок?

Дети: заяц, лиса, петушок, медведь и т.д.

Воспитатель: Хорошо, ребята в книге лежало письмо. Вот оно. (Воспитатель достает письмо). Я его без вас не открывала, поэтому давайте сделаем это сейчас (воспитатель открывает письмо и читает его) Здесь написано: Дорогие ребята, в этой книги одна сказка перепуталась, замаскировалась и теперь ни кто не может ее прочитать. Вы не могли бы мне помочь? Подпись: Сказочница.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем говориться в письме? (ответы детей). Как нам помочь сказке? (Ответы детей). Но чтобы нам попасть в сказку, нам нужно понять в какую именно сказку нас приглашают и какая сказка грустит. В письме еще, что — то написано: «Загляните под стол». Давайте посмотрим, что же там за дверью.

(Дети заглядывают под стол, а там лежит мешочек.)

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Это волшебный мешочек.

Воспитатель: Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек и если его потрогать, то чувствуется, что там что-то есть. Давайте  попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук.

Воспитатель: Сейчас я дам пощупать мешочек нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

(Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри).

Воспитатель: Что же это? Как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель:  Это герои сказки. Догадались что это за сказка?

(выставляются герои из сказки Заюшкина избушка).

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: » Мы сказку читать не будем, так как мы с вами читали ее ранее. Она вам знакома. И мы действительно давно ее не вспоминали. А есть у этой сказки один автор?

Дети: Нет, она русская народная сказка.

Воспитатель: Вот теперь мы знаем, в какую сказку отправимся. 

Воспитатель: А какие герои в сказке «Заюшкина избушка» самые главные? (Ответы детей и вывешивается картинки зайца и лисы).

Воспитатель: Какие герои из них положительные? А какой отрицательный герой живёт в этой сказке? (ответы детей).

А теперь мы что то засиделись поэтому мы с вами, сейчас немного поиграем.

П/Игра: «Зайчики».

Ну ка девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Хочет заинька скакать.

Руки вверх руки вниз

На носочках подтянись

Влево, вправо наклонись,

Поднимись и улыбнись.

Воспитатель: Молодцы!. Мы с вами поговорили о сказке, разобрали ее, поиграли, посмотрели картинки по сказке. А теперь посмотрим, что это за листочки здесь развешаны. Листочки – схемы. Это схемы – условные обозначения сказки и нам их нужно расшифровать. Нам надо потрудиться рассказать нашу сказку по этим схемам, вспомнить ее подробнее, расшифруем написанное, чтобы сказку смогли все прочитать.

(Дети по очереди, по одной схеме составляют пересказ)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас кто — то один из вас расскажет сказку по мнемосхеме полностью без моей помощи. ( Ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Ребята, а теперь мнемосхема, по которой мы пересказали сказку, хочет с нами поиграть.

Дид. игра «Что изменилось». (Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет картинки местами. Когда дети открывают глаза, они должны найти перепутанные карточки и поставить их на место).

В конце занятия дети показывают сказку « Заюшкина избушка»

Подведение итогов:

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Что для себя мы можем вынести из этой сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: А что было бы, если бы зайка и лиса жили бы вместе? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что сказка вам подарила? (Ответы детей)

Обновлено: 10.01.2023

-Здравствуйте, ребята, меня зовут бабушка- загадушка. Я к вам в гости пришла. У меня есть сундучок, да не простой, красивый, большой. Хотите узнать, что в немлежит?(пытается открыть сундук, не может)

-Наверное, мы забыли волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете? (после ответа детей сундук открывается)

-Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в сундучке, отгадайте загадки

Хвост пушистый — краса,

А зовут её. (лиса) Показываю детям игрушку лисы, рассматриваем ее: -Посмотрите, какой у лисы красивый мех, яркий, рыжий, длинный пушистый хвост. Летом серый, зимой -белый. (заяц). Показываю игрушку зайца. Посмотрите, какие у зайца длинные уши

Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает? (петух) Показываю игрушку петуха.

-Понравилась вам сказка?

-Какая была избушка у зайчика? (Лубяная-деревянная)

-А у лисы? (ледяная)-Что произошло с избушкой лисы весной?(избушка растаяла) -Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе? (выгнала зайца) -Какие герои пытались выгнать лису? (собаки, медведь, петух) -Кто помог зайчику выгнать лису? (петух)

-Чем закончилась сказка? (лиса убежала в лес, а зайчик опять стал жить в своей избушке).

Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Мимическое упражнение

-Сейчас мы мимикой покажем героев сказки: -лису, когда выгоняла зайчика (сердитая);

-зайчика когда его выгнали из избушки (печальный, грустный)’, -лису, когда ее выгнал петушок (испуганная)

-Что кричал петушок, когда прогонял лису?(Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи!)

-Давайте и мы с вами сейчас покажем петушка.

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет:

-Ребята, посмотрите, а лиса никуда не убежала. Сидит грустная, печальная.. Как вы думаете, почему лиса грустит? -Чем мы можем ей помочь?

-У лисы была избушка ледяная, она растаяла, а у зайчика- лубяная, она сохранилась. Давайте построим лисе такую же избушку.

-Посмотрите, лисичка очень рада. Она говорит вам спасибо и приготовила для вас сюрприз(угощение).

— Ребята, что изображено на этой картинке?

— Правильно, это домики.

— А когда-то, очень давно, дом называли избой, домики были бревенчатые, т. е. сделаны из бревен, окна разукрашены резьбой.

— А как мы назовем избушку, сделанную изо льда?

— Ответы детей (посечи – снести голову).

Цель: развитие связной речи у детей 4-5 лет посредством мнемотехники.

• воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;

• воспитывать у детей стремление внимательно слушать текс литературного произведения;

Развивающие задачи :

• формировать умения воспринимать текст с помощью взрослого, понимать его содержание;

• развивать умение устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;

• формировать умение запоминать содержание сказки посредством мнемотехники – картинки;

• развивать интонационную выразительность речи;

• развивать слуховую и зрительную память;

• развивать монологическую и диалогическую речь;

• развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики;

• развивать знания о животных.

• учить использовать в речи полные предложения;

• упражнять в умении пересказывать с помощью приемов мнемотехники;

обогащать словарь детей: изба, лубяная, посечи и т. д.

• осваивать произношение звуков.

1. Мотивационный этап

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

— Ребята, вы любите отгадывать загадки?

— Хотите я вам загадаю?

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета (заяц)

— А что вы знаете про зайца?

— А знаете, как он живет в лесу? Я вам расскажу. (рассказ воспитателя о зайце)

Заяц к зиме не готовится. Зимой он сидит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза у зайца не закрываются. Зимой заяц питается корой осины и зеленой озимь. Лисицы, совы, волки, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его ноги и тонкий слух.

— Давайте, изобразим зайца.

— Как зайчик прячется под кустом? (садятся)

— Как заяц убегает? (прыгают)

— А какие сказки про зайца вы знаете? (ответы детей)

2. Артикуляционная гимнастика

— А как зайца называют ласково? (Заюшка)

— Сейчас я вам её прочитаю.

3. Первичное чтение сказки

Без установки на пересказ.

Сказка сопровождается показом картинок к сказке.

Воспитатель задает вопросы к сказке.

— Как называется сказка?

— Она вам понравилась?

— Чем сказка вам понравилась?

— О ком рассказывается в этой сказке?

— Правильно, она о зайчике.

— Что случилось с зайчиком?

— Вам жалко зайчика?

— Кто первый постарался помочь зайчику? (собака, медведь, петух)

— Кто же все-таки помог зайчику?

— Какие слова говорил петушок?

— Несу косу на плечи, хочу лесу посечи! Ступай вон лиса!

— Испугалась лиса? (Да)

— Она ответила (одеваюсь, шубу надеваю)

— Как мы можем назвать петушка?

-Смелый, храбрый, добрый

— И чем закончилась сказка? (ответы)

— Как вы думаете, чему нас учит сказка?

— Эта сказка нас учит заступаться за слабых, быть смелым, добрым и отзывчивым на просьбы других.

6. Вторичное чтение

— Воспитатель предлагает детям сесть за стол.

— Воспитатель повторно читает сказку, сопровождая выкладыванием картинок.

— Сейчас я вам прочитаю сказку еще раз, а затем мы попробуем ее пересказать по картинкам. Внимательно вслушивайтесь, как я буду читать.

7. Пересказы детей

— Пересказываем сказку по картинкам.

— Давайте договоримся, кто будет пересказывать сказку сначала, кто продолжит.

8. Этап рефлексии

— Ребята, вы запомнили, как называется сказка?

— Ребята, вам легко было пересказывать по картинкам?

— Кому бы вы хотели пересказать сказку?

— Я думаю своим родителям, младшим братьям и сестрам.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи:

Пересказ сказки » Заюшкина избушка » с использованием мнемотехники.

дети старшей группы

Цель : Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок — схем, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

— Формировать умение рассказывать сказку по алгоритму; учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

-Воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.

— Способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу .

— Повысить эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

Ход занятия: (Дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, скажите, когда мы утром просыпаемся или приходим в детский сад и видим здесь своих друзей, воспитателей, что принято говорить?

Дети: Здравствуйте, доброе утро.

Воспитатель: Правильно, давайте с вами дружно поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются) и расскажем стишок про доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я, когда пришла сегодня утром в садик на пороге увидела вот эту большую книгу сказок. А какие вы знаете русски е народные сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы много вы знаете сказочных героев из наших сказок?

Дети: заяц, лиса, петушок, медведь и т.д.

Воспитатель: Хорошо, ребята в книге лежало письмо. Вот оно. ( Воспитатель достает письмо). Я его без вас не открывала, поэтому давайте сделаем это сейчас (воспитатель открывает письмо и читает его) Здесь написано: Дорогие ребята, в этой книги одна сказка перепуталась, замаскировалась и теперь ни кто не может ее прочитать. Вы не могли бы мне помочь? Подпись: Сказочница.

(Дети заглядывают под стол, а там лежит мешочек.)

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Это волшебный мешочек.

Воспитатель: Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек и если его потрогать, то чувствуется, что там что-то есть. Давайте присядем на стульчики и попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук.

Воспитатель: Сейчас я дам пощупать мешочек нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

(Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что там внутри).

Воспитатель: Что же это? Как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Это карточка с изображением. Догадались что это за сказка?

(выставляется картинка из сказки Заюшкина избушка ) .

Дети: Нет, она русская народная сказка.

Воспитатель: Вот теперь мы знаем, в какую сказку отправимся. Но как мы отправимся? (предложения детей) Тогда полетели в сказку!

(дети изображают полет. В это время воспитатель меняет картинку и переворачивает схему)

(Дети проходят на стульчики, на доску вешается картина со сказкой).

Воспитатель: Какие герои из них положительные? А какой отрицательный герой живёт в этой сказке ? (ответы детей ) .

Воспитатель: Молодцы всё знаете! Какой сюжет из сказки нарисован на этой картине ? (ответы детей )

Воспитатель: А, давайте вспомним, что было до этого момента? А после этого? (ответы детей)

А теперь мы что то засиделись поэтому мы с вами, сейчас немного поиграем.

Ну кА девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Хочет заинька скакать.

Руки вверх руки вниз

На носочках подтянись

Влево, вправо наклонись,

Поднимись и улыбнись.

Воспитатель: Молодцы!. Мы с вами поговорили о сказке, разобрали ее, поиграли, посмотрели картинки по сказке. А теперь посмотрим, что это за листочки здесь развешаны. Листочки – схемы. Это схемы – условные обозначения сказки и нам их нужно расшифровать. Нам надо потрудиться рассказать нашу сказку по этим схемам, вспомнить ее подробнее, расшифруем написанное, чтобы сказку смогли все прочитать.

( Дети по очереди, по одной схеме составляют пересказ)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас кто — то один из вас расскажет сказку по мнемосхеме полностью без моей помощи. ( Ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Ребята, а теперь мнемосхема, по которой мы пересказали сказку, хочет с нами поиграть.

Дид. игра «Что изменилось». (Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет картинки местами. Когда дети открывают глаза, они должны найти перепутанные карточки и поставить их на место).

Подведение итогов:

Воспитатель: Это картинки – раскраски, вы их раскрасите и отнесете домой. Потом смотря на эти картинки, будете вспоминать наше путешествие. А сейчас нам надо возвращаться домой. Как мы полетим? (предложение детей)

(дети выполняют упражнения самолет)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое у нас с вами получилось путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Что для себя мы можем вынести из этой сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: А что было бы, если бы зайка и лиса жили бы вместе? (ответы детей )

Воспитатель: Ребята, а что сказка вам подарила? (Ответы детей)

Воспитатель: Сказка хотела, чтобы мы с вами её раскрасили. Поэтому берите карандаши и можете приступать к раскрашиванию.

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Ход занятия.

1.Организационный момент. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

— Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.

— Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

— Посмотрите, какой он расстроенный. Да еще и сильно плачет.

Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у заиньки от слез.

Гимнастика для глаз.

Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.

Смотрят на ладошки перед глазами.

Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.

Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.

Руку в сторону веду,

Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.

А затем веду другую,

Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

— Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.

— Что с тобой случилось заинька?

— Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.

— Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц? (Теремок, Колобок, Смоляной бычок)

— Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)

3.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.

Вы запомнили, как называется сказка?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка? (сделанная из луба — плотной части липы, поэтому лубяная)

Какая беда случилась с зайчиком?

Как можно назвать поступок лисы?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?

Кто же зайчику помог выгнать лису?

Почему петуху это удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе?

Какая это песенка, ласковая или грозная?

Кто из персонажей вам понравился?

Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?

Зайчик: Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я развеселился и хочу с вами поиграть.

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.

— Зайки, где вы пропадали?

— Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

— А капусту вы не ели?

— Только носиком задели.

— Вас бы надо наказать.

— Так попробуй нас догнать.

Вдох – нос, выдох – рот.

— Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.

— Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка. Как она называется?

И ни собака, ни медведь

Так остался петушок

В лубяной избушке,

6.Заучивание песенки петуха.

— Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.

— Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.

8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.

9.Инсценирование сказки.

После инсценировки сказки детьми заяц дает оценку детям и награждает их морковками.

10.Итог занятия.

— Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц?

— Какие новые слова вы сегодня узнали? (лубяная,посечи,пятах).

Список литературы

  • Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
  • Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
  • Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
  • Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
  • Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также:

      

  • Тыл в годы войны победа над фашизмом 4 класс планета знаний конспект
  •   

  • Конспект урока работа с текстом 4 класс
  •   

  • Конспект урока имя существительное обобщение
  •   

  • Предложение 1 класс конспект урока
  •   

  • Рисование ясли конспект по ровненькой дорожке

Конспект индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе

Тема: «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с использованием карточек Проппа и мнемосхемы»

Ширявскова Л.И., воспитатель ГККП

«Ясли-сад №24 «Солнышко», г. Уральск,

Западно-Казахстанская область

Образовательная область: Коммуникация.

Раздел: Развитие речи

Цель: развитие у детей умения самостоятельно пересказывать сказки с помощью наглядной модели.

Задачи: развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы и проблемные ситуации по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели; совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать лексическую выразительность за счёт использования некоторых народных речевых оборотов; развивать у детей мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие , развивать цветовосприятие, совершенствовать зрительный поиск в режиме дальнего зрения, прослеживающую функцию глаз.

Материалы: лэпбук, карточки модели сказки, мнемосхема, дидактический материал к играм.

Ход индивидуальной работы.

— Сегодня мы совершим необычное путешествие. Мы с тобой отправимся в Волшебную книгу. Вот она. Посмотри, какая она яркая, красивая. Это волшебная книга сказок. Давай её откроем. Посмотри сколько здесь конвертов. Наверное, там много интересного.

— Открываем первый конверт.

Работа с карточкой «Наложенное изображение»

— Посмотри, внимательно, кого ты здесь видишь? Назови.

-Как ты думаешь, из какой сказки эти животные?

— Правильно, эти персонажи есть во многих сказках. А в какую сказку мы сегодня попадём, мы узнаем, раскрыв все конверты в этой Волшебной книге.

Отложим эту карточку в сторону.

-Открываем следующий конверт.

Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы)

Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;

Картинки: 2 избушки, лиса, петух, зима, лето.

-Назови картинки, что ты видишь?

Мы с тобой сейчас поиграем в игру «Противоположности». Разделим картинки, я буду называть слова, и показывать свою картинку, а будешь говорить противоположные слова и показывать свою картинку.

Избушка ледяная – лубяная;

Заяц добрый – лиса злая;

Петух храбрый – заяц трусливый;

Зимой холодно – летом жарко.

— Молодец, с этим задание справились. Отложим в сторону карточки с избушками.

— Открываем следующий конверт.

Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» 

.Цель: формировать у детей представления о притяжятельных прилагательных и правилах их применения в речи.

Ход игры:

Ребёнок находит часть картинки, и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»;

-Я буду показывать картинку, а ты говорить, кому это принадлежит.

Избушка ледяная – лисья;

Избушка лубяная – заячья;

Хвосты:

— лисий;

— заячий;

— петушиный;

Уши:

— заячьи;

— волчьи;

— лисьи;

Коса

— Хорошо, ты правильно всё назвала, а посмотри какая картинка у нас осталась? Это коса. Отложим её в сторону.

— У нас остались ещё конверты. Что же в них?

 Игра «Назови ласково» . 

Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: ребёнок называет животное ласково:

заяц — зайчонок;

лиса — лисёнок;

белка – бельчонок;

медведь — медвежонок;

ежик – ежонок.

— Молодец, а теперь, давай посмотрим картинки, которые мы отложили. Посмотри внимательно, в какой сказке есть все эти персонажи? Как она называется? Правильно, «Заюшкина избушка».

-Давай откроем этот конверт, и посмотрим что в нём.

— Это карточки Проппа.

— Но для начала вспомним карточки Проппа и их функции.

К арта — Жили – были

(Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»)

Карта – Вредительство

Герою сказки наносят вред.

Герой покидает дом

Изгоняется из родного дома

Победа

Победа. Враг изгнан хитростью.

Возвращение домой.

Герой возвращается в свой дом.

Счастливый конец

— Мы с тобой вспомнили, что означают эти карточки. А теперь давай посмотрим, что в последнем конверте.

Работа с мнемотаблицей.

Это мнемотаблица, она поможет нам рассказать сказку «Заюшкина избушка»

Сегодня, ты молодец. Выполнила все задания, рассказала сказку и Волшебная книга тебе приготовила подарок. Ещё одну сказку. Прочитаешь её дома вместе с мамой.

Конспект совместной деятельности по познанию на тему«В гостях у трех медведей»

в средней группе

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Задачи по познанию:

— Учить счёту до 3;

— Учить ориентировке в пространстве: возле, под, за, на стуле;

— Учить называть числительное по порядку;

— Учить правильно соотносить числительное к предметам;

— Закреплять умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте;

— Развивать логическое мышление через мнемотехнику.

Задачи по коммуникации:

— Закреплять умение отвечать полными ответами на вопрос;

— Совершенствовать навыки связной речи;

— Побуждать к речевой активности.

Подготовительная работа:

Работа с мнемотаблицами, чтение сказки «Три медведя», сравнение предметов по величине, длине, высоте, ширине.

Материал:

Мнемотаблицы — загадки «Автобус», «Медведи», «Заяц», 2 комнаты медведей, 2 дорожки :1 — длинная и узкая; 2 — короткая и широкая, игрушка — медведь, 3 бочонка, стул.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Давайте отгадаем: на чем мы с вами отправимся?

Воспитатель достает мнемотаблицу «Автобус».

мнемотаблица

Воспитатель: Посмотрите внимательно на таблицу и попробуйте отгадать загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель: Молодцы! Как быстро угадали сложную загадку. Вот какой у нас красивый автобус. Рассаживайтесь на места.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, перед нами две дорожки. Обе ведут нас в сказку.

— Какие они по длине? (короткая и длинная).

— Правильно! Какие они по ширине? (широкая и узкая).

— По какой дорожке мы быстрее попадем в сказку? (по короткой-широкой). Умницы! Поедемте по короткой — широкой дорожке.

Воспитатель включает музыку.

Вот мы и приехали.

Воспитатель: Давайте выйдем из автобуса и посмотрим кто здесь спрятался?

Воспитатель показывает мнемотаблицу «Заяц»:

мнемотаблица

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.

Воспитатель: Правильно, молодцы — это заяц.

Воспитатель: Чтобы узнать в какую сказку мы попали, нам надо угадать загадку.

Воспитатель показывает мнемотаблицу «медведи»:

мнемотаблица

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки: кто герой этой сказки?

Воспитатель: Правильно, это сказка «Три медведя». Давайте посмотрим комнаты. Вот первая комната.

Воспитатель вешает на фланелеграф первую комнату.

Воспитатель: Посмотрите, что находится в этой комнате? (посередине стоит стол, сбоку стулья, на столе чашки).

Воспитатель: Где стоят чашки? (на столе).

Воспитатель: Посчитайте, сколько чашек на столе?

Выходит один ребенок: Одна чашка, две чашки, три чашки — всего три чашки.

Воспитатель: Какого они размера? (большая, поменьше, самая маленькая)

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько стульев? (один стул, два стула, три стула — всего 3 стула).

Воспитатель: Одинаковые стулья по высоте? (нет).

Воспитатель: На каком стуле сидит Михайло Иванович? (на самом высоком).

Воспитатель: А Настасья Петровна? (пониже).

Воспитатель: А Мишутка? (на самом низком).

Воспитатель: Пройдемте в другую комнату.

Воспитатель вешает рядом вторую карточку.

Воспитатель: Что в ней находится? (кровати).

Воспитатель: Сколько кроватей? (одна кровать, две кровати, три кровати-всего три кровати).

Воспитатель: Какие они по ширине? (самая широкая, поуже, самая узкая).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, подскажите сколько медведей живет в избушке? (один медведь, два медведя, три медведя-всего три медведя).

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем. Выходите все ко мне.

Физминутка.

Три медведя шли домой. (дети шагают на месте)

Папа мишка был большой, (дети поднимают руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (полуприседая)

А сынок малютка просто. (присели)

Самый маленький он был (встали)

С погремушками ходил, (имитация игры с погремушками и ходьба на месте). Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь (правой-левой рукой).

Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали к нам кто- то постучал. Садитесь на стульчики, я пойду посмотрю кто к нам пришел.

Воспитатель: Посмотрите к нам пришел Мишутка? Он хочет с вами поиграть. Медвежонок будет прятаться, а вы говорить куда он спрятался. Давайте его искать?

Воспитатель прячет мишку, а дети отвечают (под стул, за стул, перед стулом, на стуле).

Воспитатель: Молодцы! Мишутке пора домой. Давайте на прощание оставим гостинцы — бочонки с медом.

Воспитатель выкладывает на фланелеграф 3 бочонка.

Воспитатель: Давайте рассмотрим бочонки. Михайло Потапычу какой по размеру надо дать бочонок? (самый большой).

По высоте? (самый высокий). По ширине? (самый широкий).

Воспитатель: Правильно! Для Настасьи Петровны какой по размеру надо дать бочонок? (поменьше). По высоте? (пониже). По ширине? (поуже).

Воспитатель: Для Мишутки по размеру какой надо дать? (самый маленький). По высоте? (самый низкий). По ширине? (самый узкий).

Воспитатель: Мишутке пора домой. Скажем ему «До свидание!»

Воспитатель убирает медвежонка.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы и так понравились Мишутке. Он оставил для вас угощение.

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Говорко Олеся Владимировна

ГБДОУ №101 Невского района СПб

Воспитатель

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

раннего возраста (2 мл. группа)

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» по мнемокартинкам Программное содержание:

Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать яркие выражения героев сказки и показывать их мимикой лица, работать в коллективе; активизировать словарь детей, ввести новое слово «лубяная»: прививать интерес к чтению художественной литературы.

Словарь: лубяная

Оборудование:

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»; игрушки: лиса, заяц, петух; готовые формы избушки, ватман, сундучок, кисть, клей, салфетка, клеенка.

Ход:

Воспитатель (бабушка):

-Здравствуйте, ребята, меня зовут бабушка- загадушка. Я к вам в гости пришла. У меня есть сундучок, да не простой, красивый, большой. Хотите узнать, что в немлежит?(пытается открыть сундук, не может)

-Наверное, мы забыли волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете? (после ответа детей сундук открывается)

-Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в сундучке, отгадайте загадки

Хвост пушистый — краса,

А зовут её…. (лиса) Показываю детям игрушку лисы, рассматриваем ее:

-Посмотрите, какой у лисы красивый мех, яркий, рыжий, длинный пушистый хвост. Летом серый, зимой -белый…
(заяц). Показываю игрушку зайца.
Посмотрите, какие у зайца длинные уши

Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает? (петух) Показываю игрушку петуха.

-Посмотрите, какой красивый петушок. Красный гребешок, красивый хвост. -Как вы думаете, из какой сказки эти герои: лиса, заяц, петух?(ответы детей)

-Эти герои из сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши герои оживут и вы увидите и услышите сказку
(складываем игрушки в сундучок и закрываем его)
-Давайте все вместе скажем: «Раз, два, три, сказка оживи!» (чтение сказки с показом иллюстраций, затем задаю вопросы).

-Понравилась вам сказка?

-Какая была избушка у зайчика? (Лубяная-деревянная)

-А у лисы? (ледяная)

-Что произошло с избушкой лисы весной?
(избушка растаяла)
-Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе?
(выгнала зайца)
-Какие герои пытались выгнать лису?
(собаки, медведь, петух)
-Кто помог зайчику выгнать лису?
(петух)
-Чем закончилась сказка? (лиса убежала в лес, а зайчик опять стал жить в своей избушке).

Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Мимическое упражнение

-Сейчас мы мимикой покажем героев сказки: -лису, когда выгоняла зайчика (сердитая);

-зайчика когда его выгнали из избушки (печальный, грустный)’,

-лису, когда ее выгнал петушок
(испуганная)

Говорко Олеся Владимировна

ГБДОУ №101 Невского района СПб

Воспитатель

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

раннего возраста (2 мл. группа)

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» по мнемокартинкам Программное содержание:

Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать яркие выражения героев сказки и показывать их мимикой лица, работать в коллективе; активизировать словарь детей, ввести новое слово «лубяная»: прививать интерес к чтению художественной литературы.

Словарь: лубяная

Оборудование:

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»; игрушки: лиса, заяц, петух; готовые формы избушки, ватман, сундучок, кисть, клей, салфетка, клеенка.

Ход:

Воспитатель (бабушка):

-Здравствуйте, ребята, меня зовут бабушка- загадушка. Я к вам в гости пришла. У меня есть сундучок, да не простой, красивый, большой. Хотите узнать, что в немлежит?(пытается открыть сундук, не может)

-Наверное, мы забыли волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете? (после ответа детей сундук открывается)

-Прежде, чем рассмотреть то, что лежит в сундучке, отгадайте загадки

Хвост пушистый — краса,

А зовут её…. (лиса) Показываю детям игрушку лисы, рассматриваем ее: -Посмотрите, какой у лисы красивый мех, яркий, рыжий, длинный пушистый хвост. Летом серый, зимой -белый… (заяц). Показываю игрушку зайца. Посмотрите, какие у зайца длинные уши

Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает? (петух) Показываю игрушку петуха.

-Посмотрите, какой красивый петушок. Красный гребешок, красивый хвост. -Как вы думаете, из какой сказки эти герои: лиса, заяц, петух?(ответы детей) -Эти герои из сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши герои оживут и вы увидите и услышите сказку (складываем игрушки в сундучок и закрываем его)

-Давайте все вместе скажем: «Раз, два, три, сказка оживи!» (чтение сказки с показом иллюстраций, затем задаю вопросы).

-Понравилась вам сказка?

-Какая была избушка у зайчика? (Лубяная-деревянная)

-А у лисы? (ледяная)-Что произошло с избушкой лисы весной?(избушка растаяла) -Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе? (выгнала зайца) -Какие герои пытались выгнать лису? (собаки, медведь, петух) -Кто помог зайчику выгнать лису? (петух)

-Чем закончилась сказка? (лиса убежала в лес, а зайчик опять стал жить в своей избушке).

Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Мимическое упражнение

-Сейчас мы мимикой покажем героев сказки: -лису, когда выгоняла зайчика (сердитая);

-зайчика когда его выгнали из избушки (печальный, грустный)’, -лису, когда ее выгнал петушок (испуганная)

-Что кричал петушок, когда прогонял лису?(Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи!)

-Давайте и мы с вами сейчас покажем петушка.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет:

Ку-ка-ре-ку!

{присаживаются на стульчики)

-Ребята, посмотрите, а лиса никуда не убежала. Сидит грустная, печальная.. Как вы думаете, почему лиса грустит? {потому что у нее нет своего домика) -Чем мы можем ей помочь?

-У лисы была избушка ледяная, она растаяла, а у зайчика- лубяная, она сохранилась. Давайте построим лисе такую же избушку.

Проводится коллективная работа на тему «Изба для лисы» . Дети выбирают готовые формы, подают воспитателю, воспитатель наклеивает их на ватман.

-Посмотрите, лисичка очень рада. Она говорит вам спасибо и приготовила для вас сюрприз(угощение).

Конспект НОД в средней группе

«Чтение и пересказ сказки Заюшкина избушка»

Цель: формировать умение строить сказки по мнемоленте

Задачи:

Ознакомить детей с произведением, расширять словарный запас, пополнять его новыми понятиями (коса – инструмент, печь – приспособление для топки жилья), способствовать расширению кругозора, формировать умение связно строить пересказ сказки при помощи мнемодорожки, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

Развивать мышление, речь, память;

Воспитать интерес к чтению художественной литературы.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам кто-то пришёл в гости. Чтобы узнать кто пришёл, нужно отгадать закадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?»  (Заяц)

— Правильно. А откуда он пришёл к нам? Посмотрите, ребята, какого цвета заяц? Почему он серый? Какая шубка у зайца, ребята? (Мягкая, пушистая).

— Ребята, зайчик пришёл, чтобы рассказать нам историю, которая однажды с ним случилась. Послушаем? (Чтение сказки «Заюшкина избушка»)

— О ком сказка, ребята? А о чём? Почему дом лисы растаял, а дом зайца – нет? За что лиса выгнала зайца? Сейчас, ребята, я ещё раз прочитаю вам сказку, а вы будете внимательно слушать, так как нам её нужно будет потом пересказать. (Повторное чтение сказки. Затем следует пересказ с использованием мнемоленты).

Физкультминутка «Зайка.

«Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки».

–Ребята, почему лиса выгнала зайчика? Она же не была злой, просто её негде было жить, она искала себе домик. Ребята, давайте поможем лисичке и построим для неё домик? (Дети конструируют домики из палочек). Из чего состоит дом? (Стена, крыша, окна, дверь? Какой формы дом, крыша и т.д.?)

Итог занятия.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/355315-chtenie-i-pereskaz-skazki-zajushkina-izbushka

  • Пересказ сказки заколдованное место краткий пересказ
  • Пересказ сказки ашик кериб 4 класс по плану
  • Пересказ сказки заколдованное место 5 класс краткий
  • Пересказ сказки андерсена ромашка
  • Пересказ сказки дюймовочка 2 класс