Период игры и сказок когда ребенок стоит на ступени первобытных народов

Периодизация возрастного развития

  1. Общие
    подходы к проблеме периодизации

  2. Периодизации
    детского развития по внешнему критерию

  3. Периодизации
    детского развития по внутреннему
    критерию

  4. Периодизации
    детского развития по совокупности
    внутренних критериев

  5. Периодизация
    интеллектуального развития по Пиаже
    (самостоятельно)

Общие подходы к проблеме периодизации

Есть
две различные точки зрения на процесс
развития ребенка

  1. теории
    непрерывного развития

    развитие идет не останавливаясь, не
    ускоряясь и не замедляясь, поэтому
    каких-либо четких границ, отделяющих
    один этап развития от другого, не
    существует.

  2. теории
    дискретного развития

    развитие идет неравномерно, то ускоряясь,
    то замедляясь, и это дает основание для
    выделения стадий или этапов в развитии,
    качественно отличающихся друг от друга.
    На каждой стадии существует какой-либо
    главный, ведущий фактор, определяющий
    собой процесс развития на этой стадии.

Содержание
(и название) периодов, их временные
границы определяются наиболее важными,
существенными сторонами детского
развития в каждый рассматриваемый
период. Л.С. Выготский различал три
группы периодизаций
такого
типа:

  • по
    внешнему критерию,

  • по
    одному внутреннему признаку

  • по
    нескольким внутренним признакам
    детского развития.

Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизации
этого типа построены на основе внешнего,
но
связанного с самим процессом развития
критерия.

Периодизация в.Штерна.

В.
Штерн — один из сторонников теории
рекапитуляции, перенесшей в возрастную
психологию биогенетический
закон
Геккеля.

Онтогенез
в кратком и сжатом виде повторяет
филогенез. Поэтому процесс индивидуального
развития ребенка Штерн представляет
как повторение основных стадий
биологической эволюции и этапов
культурно-исторического развития
человечества.

  1. Ребенок
    в первые месяцы младенческого периода
    с еще неосмысленным рефлекторным и
    импульсивным поведением находится на
    стадии млекопитающего

  2. Во
    втором полугодии благодаря развитию
    схватывания предметов и подражанию,
    он достигает стадии
    высшего млекопитающего — обезьяны
    .

  3. В
    дальнейшем, овладев вертикальной
    походкой и речью, ребенок достигает
    начальных
    ступеней человеческого состояния
    .

    1. В
      первые пять лет игры и сказок он стоит
      на
      ступени первобытных народов
      .

    2. Начиная
      с поступления в школу, ребенок усваивает
      человеческую
      культуру
      .

      1. В
        первые школьные годы детское развитие,
        по мнению Штерна, соответствует
        развитию человека античного

и
ветхозаветного мира
.

      1. Средний
        школьный возраст носит черты
        фанатизма христианской культуры
        ,

      2. пубертатный
        возраст Штерн называет возрастом
        просвещения

      3. в
        периоде зрелости человек поднимается
        до уровня культуры
        Нового времени
        .

Периодизация
Р. Заззо
.

Еще
один пример — периодизация Рене Заззо.
В ней этапы детства совпадают со ступенями
системы
воспитания и обучения детей.

  1. стадия
    раннего детства (до 3 лет)

  2. стадия
    дошкольного возраста (3-6 лет), основное
    содержание которой составляет воспитание
    в семье или дошкольном учреждении.

  3. стадия
    начального школьного образования (6—12
    лет), на которой ребенок приобретает
    основные интеллектуальные навыки;

  4. стадия
    обучения в средней школе (12-16 лет), когда
    он получает общее образование;

  5. стадия
    высшего или университетского образования.

Так
как развитие и воспитание взаимосвязаны,
и структура образования создана на базе
большого практического опыта, границы
периодов, установленных по педагогическому
принципу, почти совпадают с переломными
моментами в детском развитии.

Периодизация
А.В. Петровского
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Общие подходы к проблеме психического развития
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен.
Согласно теории непрерывного развития, развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.
Согласно теории дискретного развития, развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л. С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему, непосредственно связанному с развитием, признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

1. Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить:

1.1. Периодизация В. Штерна

В. Штерн — один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка В. Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению В. Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст В. Штерн называет возрастом просвещения, и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

1.2. Периодизация С. Холла

Американский психолог С. Холл также считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он, к примеру, выделял стадию рытья и копания (от рождения до 5 лет), стадию охоты и захвата (5-8 лет), пастушескую стадию (8-11 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет). Состояния и занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. С. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

1.3. Периодизация Р. Заззо

В периодизации Р. Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; позже — стадия высшего или университетского образования.
Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, а структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

1.4. Периодизация А. В. Петровского

В периодизации А. В. Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. Наиболее значима для ребенка, по сравнению с остальными, референтная группа, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую референтную группу. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются фактором формирования личности ребенка.

2. Периодизации детского развития по внутреннему критерию

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей у П. П. Блонского, развитие детской сексуальности у З. Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга и т. п.

2.1. Периодизация П. П. Блонского

П. П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смена зубов. Поэтому детство делится на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

2.2. Периодизация З. Фрейда

3. Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по З. Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.
Стадии развития детской сексуальности определяются, по З. Фрейду, смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие:
Оральная стадия. На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой- нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного 3. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция — «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
Анальная стадия (1-3 года). Эрогенная зона смещается на органы выделения. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться третья инстанция — «Сверх-Я» как носитель морально-этических норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

2.3. Периодизация Л. Колберга

.
Л. Колберг рассматривает становление морального сознания ребенка как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня:
1) Доморальный (доконвенциональный) уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).
2) Уровень конвенциональной морали (конвенция — договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
3) Уровень автономной морали (постконвенциональный). Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70 %) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже — у 30 % в 10 лет и 10 % в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

2.4. Периодизация Ж. Пиаже

В исследованиях Ж. Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского интеллекта и выявлено, как мышление ребенка постепенно меняет свой характер на протяжении детства. Тремя основными факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка, являются, по Ж. Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности обучение и воспитание.
Интеллектуальное развитие ребенка проходит ряд периодов, порядок следования которых всегда остается неизменным. Ж. Пиаже выделил четыре периода интеллектуального развития детей:
1. Сенсомоторный период (от рождения ребенка до 18-24 месяцев). В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
2. Дооперациональный период (от 18-24 месяцев до 7 лет). На этой стадии ребенку еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам. Он успешно решает задачи в конкретной ситуации, но не может справиться с ними в том случае, когда решение необходимо выразить в абстрактной, словесной форме.
3. Период конкретных операций (от 7 до 12 лет). Дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Стадией конкретных операций данный уровень интеллектуального развития называется потому, что пользоваться понятиями ребенок здесь может, только связывая и относя их к конкретным объектам, а не как понятиями в абстрактнологическом смысле слова. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными).
4. Период формальных операций (после 12 лет). Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек. На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает понятия. Характерная особенность этой стадии — способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения), способность к формулированию и проверке предположений гипотетического характера. Подросток рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.
Таким образом, периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

3. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.

3.1. Периодизация Э. Эриксона

Э. Эриксон — последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т. д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное им мировосприятие.
Еще одно важное положение теории Э. Эриксона — кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанными с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.
Э. Эриксон выделил несколько стадий развития личности:
1- я стадия. На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту (до одного года), возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
2- я стадия. Вторая стадия соответствует раннему возрасту (13 года). Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности. Родители ограничивают появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
3- я стадия. На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом (3-6 лет), ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения: мужскую или женскую.
4- я стадия. Младший школьный возраст (6-11 лет) — предпубертатный, т. е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.
Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
5- я стадия. Старший подростковый возраст и ранняя юность (12-20 лет) — период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют ребенку решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности.
6- я стадия. Ранняя взрослость (20-40 (45) лет). Нормальная линия развития характеризуется стремлением к контактам с людьми, интимности, желанием и способностью посвятить себя другим людям, рождением и воспитанием детей. Аномальная — изоляцией, избеганием других людей (возникают первичные симптомы в изменении психики человека — трудный характер, непредсказуемое поведение).
7- я стадия. Средняя взрослость (40 (45)-60 лет). Нормальная линия развития характеризуется творчеством (особенно в труде), продуктивной и творческой работой над собой и другими, аномальная — застоем (особенно в труде), эгоизмом, эгоцентризмом, непродуктивностью в работе и ранней инвалидизацией.
8- я стадия. Поздняя взрослость (после 60 лет) характеризуется оценкой прожитого пути, достигнутого, целостностью личности, результатом является мудрость. Если человек не удовлетворен достигнутыми результатами, возникает отчаяние от того, что нельзя уже вернуть прошлое и исправить ошибки, а также страх смерти.

3.2. Периодизация Л. С. Выготского

Источником развития, по Л. С. Выготскому, является социальная среда. Л. С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей (в самом начале возрастного периода). К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Законы детского развития. Л. С. Выготский установил четыре основных закона детского развития:
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2- й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3- й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4- й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л. С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Л. С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются, поэтому возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

3.3. Периодизация А. Н. Леонтьева

В основе периодизации А. Н. Леонтьева лежит ведущий вид деятельности, он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношеский с учебно-профессиональной деятельностью.

3.4. Периодизация Д. Б. Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Даниил Борисович Эльконин развил представления Л. С. Выготского о детском развитии и предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. В детском развитии Д. Б. Элькониным были выделены три основных периода. Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения потребностно-мотивационной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической (интеллектуальной) сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

3.5. Периодизация В. И. Слободчикова

Исследовательские работы в области периодизации психического развития ведутся и сейчас. Примером тому служит периодизация В. И. Слободчикова. Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования — субъективности (внутреннего мира), В. И. Слободчиков в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со бытия = бытия вместе) развивающегося субъекта с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление со-бытийности) и обособления от них (реализация само-бытности). В предложенной им схеме «матрица возраста» каждая ступень — это относительно завершенный цикл развития, выстроенный как последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятию «развитие психики».
2. В чем состоит проблема периодизации психического развития?
3. Назовите факторы, закономерности и движущие силы психического развития, рассматриваемые в различных теориях психического развития.
4. Чем обусловлено выделение критических периодов в психическом развитии?
5. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии (Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Кол- берга, X. Вернера и др.).
Практические задания
1. Основное содержание современных теорий психического развития человека занесите в таблицу со следующими разделами: название теории, авторы теории, основные идеи, положительные стороны теории, отрицательные стороны (критика).
2. Охарактеризуйте возрастной этап, на котором Вы сейчас находитесь, с точки зрения различных теорий психического развития.
3. Охарактеризуйте возрастной этап, на котором сейчас находится один из Ваших родителей, с точки зрения различных теорий психического развития.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 5 ч. / Т. В. Шершнёва, Г. В. Вержибок; под общ. ред. Т. В. Шершнёвой. — Минск : БНТУ, 2021. — Ч. 2. — 69

А. Я. Психология

Теория конвергенции В. Штерна

   Еще в середине двадцатого века в научной среде, в том числе среди психологов, «кипели страсти» по поводу источника психического развития человека. Господствовали две теории. Согласно первой предопределяющее значение в развитии ребенка отдавалось внутренним условиям, то есть фактору наследственности. Согласно второй теории на первое место выдвигались внешние условия, то есть влияние окружающей среды.

Сегодня такие споры могут вызвать, скорее, улыбку. Потому что это напоминает вопросы вроде таких: «Кто важнее, производитель пианино или его настройщик?» или «Что нужнее, кофе или кружка?» Тем не менее следует учесть, что до начала двадцатого века роль биологического в душевной жизни человека сильно недооценивалась. Лишь череда научных открытий, в том числе Дарвина и Павлова, показала, что основой психического является физиология.

Немецкий психолог и философ Вильям Штерн предложил теорию конвергенции (она же теория двух факторов), в которой делалась попытка снять односторонность крайних точек зрения на предмет. Эти крайние точки зрения иногда называются преформизм (нативизм) и сенсуализм (эмпиризм). В первой предопределяющее значение в психическом развитии придавалось внутренним условиям — фактору наследственности. Во второй — внешним условиям.

Теория конвергенции В. Штерна

Штерн говорил о том, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) двух указанных факторов, однако при доминирующей роли фактора наследственности. За это Штерна причислили к лагерю биологизаторов, пусть даже и умеренных. Возможно, эта «биологизация» связана с тем, что Штерн много внимания уделял умственному развитию детей, а на способности, конечно, весьма значительно влияют природные задатки.

Штерн рассматривал среду как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Психическое развитие в теории конвергенции сводится к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, который может ускорить или замедлить темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.

Штерн анализирует конвергенцию внешнего фактора и внутреннего на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.

Штерн предложил свою схему периодизации детского развития, в основу которой заложил как теорию конвергенции, так и биогенетическую концепцию (в онтогенезе как бы повторяется филогенез).

Когда человек впервые появляется на свет, то есть вступает в контакт с окружающим миром, его потенциал в этот момент не определен. Еще несколько лет ребенок не будет себя осознавать, понимание своих способностей и склонностей происходит еще позже. Окружающая среда, и в первую очередь социум, постепенно помогает ребенку осознать себя и свои особенности. Она помогает осознавать свой внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

В. Штерн, как и многие другие ученые того времени, был сторонником концепции рекапитуляции:

— в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением ребенок находится на «стадии млекопитающего»;

— во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию достигается «стадия высшего млекопитающего — обезьяны»;

— в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает «начальных ступеней человеческого состояния»;

— в первые пять лет игры и сказок человек стоит на «ступени первобытных народов»;

— обучение в школе, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, соответствует вступлению в «стадию культуры».

«Стадия культуры» тоже распадается на три этапа:

— содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно первым школьным годам;

— средние годы носят черты фанатизма христианской культуры;

— в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени (этап просвещения).

В период становления психологии как науки ученые испытывали потребность в собственных законах психологии. Отсюда и проистекает этот довольно натянутый «закон рекапитуляции», который постулировался как некий общий закон человеческого развития.

Литература

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.


См. также

Развитие ребенка

  • Варианты развития детей (перед школой)
  • Влияние конфликтов на развитие ребенка
  • Влияние образования на формирование личности
  • Влияние семьи на становление личности
  • Влияние фантазии на развитие детей и взрослых
  • Воспитание и потребность достижения
  • Детская ложь
  • До и после трех
  • Закаливание
  • Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
  •     … и другое

Рейтинг@Mail.ru

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

    Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. 

   Первая группа. На основе внешнего и связанного с самим процессом развития критерия. Например периодизации, созданные по биогенетическому принципу, то есть процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.  Один из вариантов периодизация В. Штерна. Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

   Еще один пример – периодизация Рене Заззо, где этапы детства совпадают со ступенями воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки. Стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже — стадия высшего или университетского образования.

  Во второй группе критерием периодизации становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.

    П.П. Блонский построил свою периодизацию по признаку наиболее объективному, легко доступному наблюдению, который связан с существенными особенностями конституции растущего организма — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: до 8 месяцев – 2-2,5 года — беззубое детство, 2,5 — 6,5 лет — детство молочных зубов, 6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). 

   Главным критерием периодизации З.Фрейда выступает сексуальное развитие, так как основным источником человеческого поведения является насыщенное сексуальной энергией бессознательное. Следовательно сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности. И поэтому стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. 0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). 1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). 3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. 5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. 12 — 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. 

  Однако, периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 

   В третьей группе периоды психического развития ребенка выстраиваются на основе существенных особенностей этого развития. Сюда входят периодизация Л.С. Выготского  и Д.Б. Эльконина. В них используется три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. 

   В периодизации Л.С. Выготского кризисные и стабильные периоды чередуются. Поэтому возрастная периодизация выглядит так: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет. 

   Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок- взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность. 

   В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка Эльконин выделяет две группы. 

  В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессианальная деятельность старшеклассника. 

  Эпоха раннего детства (до 3 лет). Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять «Я», «Я сам». 

 Эпоха детства (3-11 лет). Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. К концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. 

  Эпоха подростничества (11-17 лет). Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность — деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками. Юность — старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы. 

   Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии. 

Вот и все.

Источники:

  • Перечитать рассказ тайна подготовить материал на тему проявление чувств в литературе
  • Перечитайте фрагмент сказки о мертвой царевне и семи богатырях начиная со слов за невестою своей
  • Перечитайте фрагмент сказки о мертвой царевне и семи богатырях и выпиши эпитеты солнце месяц море
  • Перечитайте уже знакомый вам рассказ бунина книга какие черты жанра эссе нашли отражение
  • Перечитайте рассказ о жизни герасима в деревне как вы представляете себе герасима опишите