3.Актуализация знаний.
Цель: выявление субьективного опыта, необходимог о для изучения новой темы (1,5мин)
4.Объяснение нового материала.
Цель: самостоятельное изучение нового материала и взаимообучение. Проявление лидерских качеств. (3мин)
Цель: понимание текста (1мин)
Цель: выяснение лексического значения новых слов. Пополнение словарного запаса. Развитие речи. (1мин)
Цель: самостоятельно е изучение нового материала под руководством учителя. Формирование умений анализировать, синтезировать, оценивать, интерпретировать информацию.
(29мин)
5.Первичная проверка понимания.
Цель: развитие умения анализировать и оценивать полученные знания (1,5мин)
Цель: развитие творческого мышления (1,5мин)
6.Первичное закрепление.
Цель: формирование умения анализировать, синтезировать, оценивать, интерпретировать информацию. Развиваются коммуникативные навыки. Проявляются лидерские качества.(2мин)
Цель: развитие умения анализировать и критически оценивать собственную деятельность.(1мин)
7. Домашнее задание.
Цель: развитие умения систематизировать и обобщать полученные
знания (решаются новые задачи, в условиях проблемной ситуации, требующей поисков новых путей решения) (1мин)
8.Рефлексия (подведение итогов)
Цель: формируются навыки анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности(1мин)
Итого:45 мин.
Сегодня мы будем читать и размышлять о добрых делах.
Послушайте, что ответили мои бывшие ученики на вопрос :
—Зачем в жизни нужны добрые дела? (Слайд3)
— А как вы понимаете смысл пословицы
«Жизнь дана на добрые дела».
Вывод. Для чего дана жизнь человеку?
(Для добрых дел, для пользы, труда).
Любой труд должен быть оценён.
У каждого из вас оценочный лист – не забывайте оценивать свою работу по критериям.
Знакомство с критериями оценивания.
Что такое «труд?»
Вывод. Труд-это умение выполнять полезную для общества работу.
1.Знакомство с биографией автора.
Работа в группах(1,2,3,4). Возьмите понравившиеся шаблоны книг и займите места в группах соответственно картинке.
Сейчас вы будете знакомиться с биографией писателя. Приём «Посланец» (Слайд 4)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детство и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи.
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем. В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Чтобы узнать насколько хорошо вы изучили биографию проведём «Цифровой диктант» по вопросам.
-
Мини-тест: (+ да), (- нет).
Вопросы:
-
Пермяк (это настоящая фамилия автора?)-нет
-
Мальчиком писатель жил с папой и мамой?- нет
-
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске?- да
-
Евгений Андреевич (Виссов) родился в городе Перми – да
Проверка.( Слайд 5)
-
Словарная работа.
При чтении текста вам встретятся такие слова.
-
Питомник— место, где выращивались молодые саженцы деревьев.
-
Щеколда — железная пластинка для запирания дверей.
-
Чащоба — тоже что и чаща .
-
Колдобина-рытвина, ухаб, неровная поверхность.
-
Волочат — тащить, тянуть по земле.
-
Просека — узкая дорога в лесу, очищенная от деревьев.
-
Знакомство с текстом произведения (Технология РКМ «Чтение с предположениями»)
— О чём же может рассказать заголовок? Как вы думаете, о чём будет рассказ?
-
Слушание аудиозаписи 1 части рассказа Е. Пермяка «Чужая калитка»
— Оправдались ваши предположения?
— Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?
— Как вы думаете, что произойдёт дальше?
-
Фронтальное чтение 2 части.
— Какой эпизод показался вам самым напряжённым?
— Назовите главных героев.
— Где происходят действия?
— Совпали ваши предположения?
— Как вы думаете, чем же закончится рассказ?
-
Самостоятельное чтение 3 части.
(Стратегия РКМ «Чтение с пометками»)
Отметить знаками:
Что понравилось (!)
Что вызвало удивление (?)
Что заинтересовало (…)
— Такой конец вы предполагали?
—Назовите автора этого рассказа.
—Каким мальчиком рос Алёша Хомутов?
-Какой вывод сделал для себя Алёша после разговора с дедушкой?
-Кто же починил калитку?
-Для кого они оказались не « чужими, а своими»?
-Как бы ты поступил на месте Алёши?
Физминутка (Слайд 6)
Работа в группе. Выбрать подходящую пословицу к тексту. Объяснить свой выбор.
Индивидуальная работа. Работа по карточкам.
Стратегия РКМ «Эссе» на тему: А что ты можешь сделать доброго и хорошего для людей?
(Взаимопроверка в парах)
Работа в группах. (Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»)
Придумать по одному «толстому» и «тонкому» вопросу (вопросы высокого порядка) с использованием «РОМАШКИ БЛУМА»
«Картинная хронология» Восстановите картины в последовательности по содержанию текста
-Как вы думаете, мы достигли целей урока?
В оценочном листе подсчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок.
1,2 группы – составить рассказ чему вы научились дома, у кого?
3,4 группа- 5 «толстых» вопросов к тексту,
нарисовать иллюстрации к рассказу.
Чему вас научил этот рассказ?
( добру и справедливости)
В жизни вам пригодится этот опыт?
— Закончите фразы.
Сегодня на уроке: (Слайд
-
Я сегодня узнал…
-
Урок мне дал для жизни…
-
Мне понравилось…
«Чемодан в дорогу» (на шаблонах книг нарисуйте круг)
|
|
|
(Слайд 9)
Работал отлично
Мог бы лучше
Буду ещё больше стараться
Читают, рассуждают, объясняют.
Делают выводы.
Знакомятся с листом оценивания.
Знакомятся с критериями оценивания.
Делают выводы.
Посланец знакомит детей с биографией писателя.
Дети внимательно слушают и запоминают.
Восстанавливают в памяти биографию писателя.
Отвечают на вопросы. Оценивают свои ответы самостоятельно. (Ключ)
Словарь Ожегова
Определяют совместно с учителем толкование слов.
Предполагают. Делают выводы.
Внимательно слушают 1 часть рассказа.
Предполагают. Делают выводы.
Продолжают читать индивидуально 2 часть
Делятся своими впечатлениями.
Предполагают. Делают выводы.
Работают с учебником.
Высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы.
Аргументируют, делают выводы.
Выполняют физминутку.
Выполняют задания, отвечают на вопросы, работают с учебником.
Озвучивают, аргументируют, доказывают.
Самооценка.
Письмо эссе.
Обмен карточками. Взаимопроверка.
Описывают свои чувства.
Взаимооценка.
Озвучивают своё мнение.
Размышляют.
Рассуждают, защищают , аргументируют.
Оценивание работы групп
(Смайликами, лежащими у вас на столах). Прокомментируйте свою оценку.
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самооценку.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
Личностные УУД, познавательные УУД.
Познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативнные УУД. Личностные УУД
Познавательные УУД, регулятивные УУД.
Познавательные УУД, Регулятивные УУД,
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
Личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД.
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД, познавательные УУД, личностные УУД
Регулятивные УУД, Личностные УУД, Коммуникативные УУД
Формируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Понимают и принимают цели и задачи учебной деятельности.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Осуществляют логические действия.
Адекватно воспринимают информацию
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Выполняют согласно инструкции учителя
Комментируют свои оценки.
Выявляют наиболее чёткий и полный ответ.
Осуществляют поиск средств достижения цели.
Дают комментированные ответы.
Владеют навыками самоанализа
Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка».
ЦЕЛЬ: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»
воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.
Задачи:
воспитывать интерес к чтению рассказа;
формировать умение анализировать поступки людей;
расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;
развивать память, внимание, речь учащихся.
I. Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Проверка домашнего задания.
-
В начале я хочу узнать как вы освоили содержание сказки, с которой вы должны были поработать дома. Ответьте на мои вопросы:
-
Над какими вопросами заставил вас задуматься писатель?
-
Знаете ли вы, что означанют слова сочувствие и сострадание?
-
Кто кому сочувствует в рассказе?
-
У кого доброе и отзывчивое сердце?
-
Кто кому помогает выжить?
-
Кто главный герой расскказа?
-
Какими свойствами характера человека наделён этот цветок?
-
Какой же была жизнь неизвестного цветка на пустыре?
-
Как вы думаете, почему необходимо воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему?
III. Фонетическая зарядка.
— Ребята, сейчас поработаем с пословицей:
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».
— Покажите голосом, что дано человеку?
для чего?
для каких дел?
— Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
— Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
IV. Этап вызова (побуждение).
-Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова.
Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.
— Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
— Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)
V. Этап осознания смысла.
-
— Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.
В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Что запомнили о биографии автора?
-Почему автор взял псевдоним Пермяк?
-Где учился?
-Какие профессии освоил?
2) Первичное чтение рассказа учителем (1 части) и заполнение таблицы ПМИ:
ПЛЮС |
МИНУС |
ИНТЕРЕСНО |
Мальчик трудолюбивый |
Чужая калитка |
Кто отремонтировал? |
Отремонтировал скамейку и калитку |
Старая скамейка |
Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался |
-Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)
3) Повторное чтение. — Прочитать продолжение рассказа самостоятельно.
Проверка
— Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
— Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
— Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
4) Работа по группам.
1 группа. «Собери пословицу».
— Составить пословицы. Объяснить смысл.
«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»
«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»
«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»
«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»
«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»
— О чем эти пословицы?
Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто ему помогал. (с 46)
— Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу. (с 46)
2 группа. Построй дом.
Загадка о семье.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…
— Расскажите, чему вы научились дома, у кого?
(обмен мнениями)
— Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
— Что у нас получилось?
— Кто нам помог построить дом?
— Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?
3.группа. Составление пятистишия к слову «Труд».
Труд
2 прилагательных
3 глагола
Мое отношение
Синоним к слову
4 группа
Составление плана рассказа по прочитанному тексту по частям и по картинкам.
-
Трудолюбивый мальчик.
-
Чужая калитка.
-
Старая скамейка.
-
Свое, наше.
VI. Итог урока.
Я сегодня работал над……
Я смог……
Урок дал мне для жизни……
Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.
Литературное чтение 3 класс
Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»
ЦЕЛЬ: Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»
Задачи:
формировать умение анализировать поступки людей;
расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;
развивать память, внимание, речь учащихся, воспитывать интерес к книге.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Проверка д/з
Пересказ сказки-быль Платонова «Неизвестный цветок», синквейн.
II. Фонетическая зарядка.
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».
— Покажите голосом, что дано человеку?
для чего?
для каких дел?
— Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
— Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
III. Этап вызова (побуждение).
Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.
Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.
Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
— Как понимаете выражение «Чужая калитка»? (Устно.)
— Предположите, о чём может быть рассказ с таким названием? (о. д.)
IV. Этап осознания смысла.
— Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
С.134
Уч-ся самостоятельно читают биографию Пермяка выполняя задание.
Задание: Прочитайте биографию , подчеркните простым карандашом те слова, которые бы вы записали жирным шрифтом.
Проверка (1-2 уч-ка зачитывают)
Что запомнили о биографии автора?
Почему автор взял псевдоним Пермяк?
Где учился?
Какие профессии освоил?
— Что вас удивило в этом человеке?
1) Словарная работа.
Старательный — делающий что-нибудь со старанием Старательный ученик.
Малец — парень, подросток, мальчик.
Хваткие — Ловко и цепко хватающий. Хваткие руки.
Питомник – место разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Питомник фруктовых деревьев.
Щеколда — Железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.
Ржа- покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа
Еле ноги волочить (разг.) — идти с трудом от усталости.
Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу.
2) Первичное чтение рассказа
3) Повторное чтение. — Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:
ПЛЮС |
МИНУС |
ИНТЕРЕСНО |
Мальчик трудолюбивый |
Чужая калитка |
Кто отремонтировал? |
Отремонтировал скамейку и калитку |
Старая скамейка |
Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался |
Проверка
— Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
— Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
— Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
4) Работа с кубиком «Блума»
На гранях кубика написаны слова:
Почему Объясни Назови Предложи Придумай Поделись
Кубик бросает ученик.
Задание:
Необходимо сформулировать вопрос к рассказу по той грани, на которую выпадет кубик.
5)Выборочное чтение.
— Найдите и прочитайте в рассказе Е. Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился, трудился, и кто ему помогал.
— Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алёшу.
6)Творческое задание «Построй дом».
— Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)
— Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
— Что у нас получилось?
— Кто нам помог построить дом?
— Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?
7)Составление пятистишия к слову «Труд».
Труд
8)Составление плана рассказа по картинкам.
-
Трудолюбивый мальчик.
-
Чужая калитка.
-
Старая скамейка.
-
Свое, наше.
Презентация каждой группы.
9) Итог урока.
Я сегодня работал над……
Я смог……
Урок дал мне для жизни……
Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.
Взять интервью у родителей и написать о профессии.