Персонаж рассказа антона павловича чехова человек в футляре

«Человек в футляре» главные герои

«Человек в футляре» главные герои

В рассказе “Человек в футляре” герои подобраны автором мастерски, список персонажей включает абсолютно противоположных, несовместимых людей, которые вынуждены сосуществовать, проживая в небольшом городе и работая в гимназии. В произведениях Чехова часто остро встают вопросы морали, совести, личного выбора. Главные герои “Человека в футляре” заставляют читателя задуматься о собственном “футляре”, о том, имеем ли мы настоящую свободу, живя в обществе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Человек в футляре”

Главные герои

Иван Иванович

Пожилой ветеринарный врач.

Высокий, худой старик, носит длинные усы. У него странная двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих, ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться и подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Рассказчик, бывший сосед Беликова.

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, сродни удовольствию.

Беликов

Главный герой рассказа, преподаватель греческого языка.

О Беликове рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре — его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится “как бы чего не вышло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что, когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Учитель, коллега Беликова и Буркина.

Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова. Искренне не понимает, почему его все боятся, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка — он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Варенька Коваленко

Сестра Михаила 30 лет, пассия Беликова.

Варвара Саввишна — красивая жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Сестра и брат часто спорят и ссорятся из-за того, что живут под одной крышей и имеют взрывные характеры. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий

Человек лет шестидесяти, постоянно выпивший, немного не в своём уме. Раньше работал денщиком, едва ли он хорошо готовит. Но взять в дом на эту роль женщину Беликов боится: о нём могут дурно подумать.

Мавра

Жена старосты села, в котором заночевали охотники.

Женщина, имеющая привычку днём находиться дома, а по ночам ходить по деревне. Эта странность на фоне полного здоровья удивляет людей. Всю жизнь она прожила в деревне, никогда не видела города, железной дороги. При этом односельчане считают её неглупой женщиной.

Заключение

Центральный образ — Беликов — нечто немыслимо странное, пустое, ограниченное, для таких людей сама жизнь неестественна и страшна. Всё существование Беликова — гипербола с отрицательным знаком. Важнейшая мысль рассказа: не давайте себе погрязнуть в “чехле” сомнений, страхов, предрассудков, не ставьте ограничений себе и окружающим, живите полноценно, с жаждой, с радостью.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Людмила Скакалкина

    12/12

  • Вероника Гвоздкова

    12/12

  • Андрей Мазаев

    10/12

  • Зинаида Демешкина

    11/12

  • Анна Скетч

    11/12

  • Lol Lol

    11/12

  • Женя Комарова

    12/12

  • Наталья Садовская

    10/12

  • Мехринисо Каландарова

    11/12

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Главные герои рассказа Человек в футляре

Главные герои рассказа Человек в футляре Чехова

Беликов – преподаватель греческого языка в гимназии. Читатель узнает его историю из уст его приятеля, Буркина, который рассказывает эту историю другому своему приятелю, Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому. Самого Беликова на тот момент, когда Буркин ведет свой рассказ, уже нет в живых. Тем не менее, именно он является главным героем, именно его Буркин описывает как «человека в футляре». 

Буркин рисует портрет человека крайне неприятного. Перед нами предстает маленький, тщедушный человечек, которому уже далеко за сорок, напоминающий какого-то зверька, вроде хорька.

Этот человечек привык тепло одеваться. Он даже летом носит калоши и зонтик, теплое ватное пальто. На глазах – темные очки. В ушах – затычки. Стремится на все надевать чехлы: зонтик у него находится в чехле, часы в чехле, перочинный ножик – тоже. Даже лицо свое он, кажется, прячет в чехол, такое на нем непроницаемое выражение.

Тревожный. Постоянно опасается, как бы чего не случилось. Поскольку характер у Беликова довлеющий, его тревожность передается всем, с кем он общается. Постепенно тревожностью от него заражаются чуть ли не все люди в округе.

Все боятся его, даже директор гимназии. Признает Беликов только то, что пишется в распоряжениях, циркулярах и газетных статьях, в которых что-либо запрещается. 

Беликов ненавидит все новое и любит все старое. Недаром он тяготеет к древним языкам. Даже языки он любит вымершие.

Холост. Незадолго до смерти начинает всерьез задумываться о женитьбе. Однако вместо женитьбы с ним случается такая неприятность, из-за которой Беликов расстраивается, заболевает и помирает.

Коваленко Михаил Саввич – молодой украинец, учитель истории и географии. Высокий, смуглый. Вечно спорит с сестрой, Варенькой. Брат и сестра то ссорятся, то мирятся, но живут вместе и помогают друг другу. Однажды Михаил Саввич с Варенькой отправляется на велосипедную прогулку. Именно эта прогулка и изменила жизнь и планы героев, а Беликов из-за этой прогулки так расстроился, что не смог ее и пережить.

Варенька – сестра Михаила Саввича. Ей примерно тридцать, но она хороша собой: высокая, стройная, чернобровая. Хохотушка. Поет украинские песни. Именно на ней чуть было не женился Беликов. Можно сказать, что Варенькин хохот довел Беликова до могилы.

Иван Иванович Чимша-Гималайский – ветеринарный врач. Заядлый охотник. Это он слушает рассказ Буркина про человека в футляре. Иван Иванович и сам горит желанием что-то рассказать, но Буркин его прерывает.

Иван Иванович переживает о том, что в этом мире людям ради куска хлеба приходится терпеть ложь, не замечать ее, молча сносить обиды и унижения, а часто еще приходится врать и самим.

Буркин – преподает в гимназии. Невысокий, полный, лысый. Носит длинную черную бороду. Именно Буркин рассказывает своему товарищу, Ивану Ивановичу, историю Беликова, «человека в футляре».

Второстепенные герои

Марфа – жена сельского старосты. Не выходит из дома днем – только ночью.

Повар Афанасий – повар Беликова.

2 вариант

В рассказе «Человек в футляре» Чехов сумел изобразить несколько типов человеческих личностей. Пожалуй, наиболее ярко писатель рисует Беликова. Это обыкновенный учитель, преподающий в гимназии греческий язык. Внешне он совершенно непривлекателен. Его бледное маленькое лицо напоминает мордочку хорька. Улыбка у него какая-то кривая, а глаза всегда скрыты за тёмными стёклами очков.

Точный возраст данного героя неизвестен. Автор пишет, что ему «уже за сорок».

Беликов постоянно стремиться защитить и себя, и вещи ему принадлежащие, оболочкой. И ножик перочинный у него в чехле, и зонтик, и даже часы. Да и своё тело он словно прячет в футляр. Например, в любую погоду носит калоши и поднимает воротник верхней одежды.

Чрезвычайно мнителен и осторожен. Не любит, когда окружающие нарушают правила. Хвалит только прошлое. Новшеств остерегается. Ходит в гости к знакомым и коллегам не потому, что ему хочется, а потому, что так положено делать.

М.С. Коваленко — учитель географии и истории — полная противоположность Беликова, которого он называет фискалом и мерзкой рожей. Это молодой, крепкий, красивый, высокий мужчина со смуглой кожей, большими руками и громким басовитым голосом. Носит вышитую сорочку и фуражку. Его длинный чуб спадает аж на лоб. По происхождению он хохол.

Михаил Саввич мыслит прогрессивно, много читает и привык смело высказывать собственное мнение. Ему непонятно, как мог такой никчёмный человечишко запугать целый город. Беликов неприятен Коваленко, однако он не препятствует свиданиям сестры с ним, не вмешивается в их отношения. Спускает же лестницы после того, как тот упрекает его в увлечении книгами, катанием на велосипеде и обещает доложить об их разговоре начальству.

Варенька — родная сестра Коваленко, дочь статского советника. Имеет хутор. Ей уже лет тридцать. Выглядит очаровательно: фигура стройная, брови черные, глаза тёмные, а на щеках румянец играет. Хорошо поёт романсы. Очень эмоциональная и жизнерадостная, потому часто заливисто хохочет. Она поддаётся на уговоры выйти замуж за Беликова и благосклонно к нему относится, поскольку часто спорит и ругается с братом. Да и как любая барышня её возраста, Варвара Саввична уже не раз задумывалась о семье, своем угле.

И.И. Чимша-Гималайский — учитель той же гимназии, что и вышеупомянутые герои. Он высок и худощав. Курит трубку. Живёт вблизи от города. В свободное время выезжает охотиться.

Буркин — тоже педагог. Был соседом Беликова по дому. Отличный рассказчик, наблюдательный, умеет делать философские выводы.

Афанасий — шестидесятилетний полоумный вечно пьяный повар Беликова. Раньше служил денщиком.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Человек в футляре

Главные герои рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Поход в дельфинарий 4, 6 класс

    Родители на день рождения сделали подарок — билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности

  • План рассказа Мышонок Пик Бианки

    Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

  • Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве сочинение

    «Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.

  • Сочинение Путешествие на поле славы (5 класс Бородино Лермонтова)

    Знаменитое произведение Лермонтова посвящено одному из самых славных сражений в русской истории. Автор ставил целью показать героизм, проявленный русскими на поле битвы.

  • План рассказа Елка Зощенко 4 класс

    Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания

Характеристики героев

Беликов

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. О нём нам рассказал его коллега Буркин, который хорошо его знал. Беликов был очень странный человек, он всегда и от всего старался оградиться оболочкой, футляром. В любую погоду он носил галоши, зонтик, тёплое пальто и даже лицо закрывал воротником. Дома он мог спать, только укрывшись с головой одеялом.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые начинания, как в гимназии, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись и в городе перестали проводить много различных мероприятий, дел и занятий, лишь бы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды, ему понравилось пение Вареньки, сестры нового учителя в гимназии, и все дружно решили женить его на ней. Она была не против, ему тоже эта мысль понравилась. Беликов поставил её портрет у себя дома, начал за ней, по своему, ухаживать. Все помогали им, приглашали их вместе в театр, в гости. Время шло, но он всё тянул с предложением, сомневался в надобности этого действия. Он часто заходил к Буркину, говорил тому про ответственность, боялся, как бы чего не вышло после свадьбы.

На первое мая все учителя, включая Беликова, пошли в рощу. Вдруг их обогнали на велосипедах Коваленки. Увидев Вареньку, крутящую педали, он потерял дар речи и мгновенно вернулся домой. На следующий день он пошёл им выговаривать, как неприлично учителям и женщинам ездить на велосипедах. Михаил Саввич вспылив от его речей, спихнул Беликова с лестницы. Тот, упав, к своему ужасу, увидел Вареньку, которая, не поняв в чём дело, начала хохотать. В шоке он пошёл домой, убрал её фотографию и слёг. А через месяц Беликов умер. В гробу он лежал, вроде даже как счастливый, ведь он получил такой шикарный футляр.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Буркин

Второстепенный персонаж, учитель гимназии, рассказчик истории про Беликова. Он был его коллегой, да ещё жил в одном с ним доме, поэтому хорошо его знал. Вместе с другим охотником Иваном Иванычем, он заночевал в сарае, где и поведал эту историю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Второстепенный персонаж, ветеринарный врач, слушатель истории про Беликова. Вместе с другим охотником Буркиным, он заночевал в сарае, где и услышал эту историю. После рассказа Буркина он начал приводить примеры, что они сами часто ведут себя как Беликовы и хотел рассказать свою историю про это, но Буркин отказался, сославшись, что поздно, и они заснули.

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати лет, она была высокая и стройная девушка. Варенька была родом из украинского хутора, где у неё осталась мать. Любила петь песни, именно этим она и привлекла Беликова. Она была не против, хотя он был не очень хороший вариант, но лет ей было много, да и с братом она постоянно ссорилась. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и всё ждала, когда он сделает ей предложение, но однажды его спустил с лестницы её брат, она рассмеялась и нанесла такой моральный ущерб Беликову, что он слёг и через месяц умер.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Коваленко, Михаил Саввич

Второстепенный персонаж, учитель истории и географии, брат Вареньки. Он был молодой, высокого роста, говорил басом, носил вышитую сорочку, что не нравилось Беликову. Михаилу Саввичу было неприятно, что такой тип, как Беликов хочет выйти замуж за его сестру, и когда подвернулся случай, он спустил того с лестницы.

Директорша

Второстепенный персонаж, директор гимназии. Именно она предложила женить Беликова на Вареньке, а также рассказала Михаилу Саввичу, что неплохо бы было выдать его сестру за Беликова.

Прокофий

Эпизодический персонаж, староста, в сарае у которого ночевали охотники Иван Иваныч и Буркин. Имел странную жену Мавру.

Мавра

Эпизодический персонаж, жена старосты Прокофия. Была нормальной, но странной женщиной, так как боялась выходить на люди и сидела за печкой последние 10 лет. Выходила на улицу только ночью. Нигде не была, кроме своей деревни.

Краткое содержание

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Однажды двое охотников, ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин, заночевали в одиноком сарае местного старосты Прокофия. Ночью им не спалось, и Буркин рассказал Ивану Ивановичу историю про своего странного коллегу, учителя греческого языка, Беликова.

Тот жил, как бы постоянно окружая себя оболочкой — в любую погоду носил галоши, зонтик, пальто, тёмные очки и даже уши затыкал ватой. Практически все вещи у него были в футляре, и он сам, как бы был человек в футляре. Беликову нравились любые запреты, а вот разрешения он не любил, так как боялся, что из-за этого может что-нибудь произойти.

Несмотря на свой неказистый вид, он серьёзно влиял на политику гимназии. Своим нытьём и вздохами он мог добиться даже исключения из гимназии учеников, которые были шумными или ему не нравились. В городе его также побаивались — не устраивали домашних спектаклей, не помогали бедным, боялись знакомиться и читать книги, духовенство боялось играть при нём в карты, так как не хотели с ним связываться.

В один из дней, к ним, из украинского хутора, приехал новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко с сестрой Варенькой. Они были шумные, активные — полная противоположность старым учителям. Варенька умела красиво петь, чем и привлекла к себе Беликова. Он стал странно за ней ухаживать, например, приходил к ним домой и молча сидел. Так как лет ей было много, уже около 30, то она не стала отвергать его. Сам он не торопился делать ей предложение, всё взвешивал за и против, всё боялся после женитьбы попасть в какую-нибудь историю.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Михаил Саввич не любил Беликова, он часто смеялся над ним, а когда ему однажды намекнули, что тот имеет виды на его сестру, то только проворчал, что это не его дело. В один из дней Михаил Саввич отправился на прогулку с сестрой на велосипедах. Беликов, когда увидел их крутящих педали, то его чуть удар не хватил, ведь он был старомодным человеком и считал, что учителям нельзя ездить на велосипедах, а девушкам так и подавно.

Беликов на следующий день пошёл к Михаилу Саввичу и начал его отчитывать за езду на велосипедах. Тот сначала не понимал, что в этом плохого, а потом нагрубил Беликову, после чего тот заявил, что доложит директору об этом. Михаил Саввич, недолго думая, схватил его за шиворот и спустил с лестницы. Когда Беликов поднялся, то увидел хохочущую Вареньку с двумя другими дамами.

Он вернулся домой и слёг от перенесённого позора. Через месяц он умер и получил свой последний футляр — гроб. После смерти Беликова всем жителям города стало как-то легче и радостнее, они вдруг почувствовали какую-то свободу.

Охотники помолчали, и Иван Иванович начал приводить примеры, что они сами часто себя ведут, как этот человек в футляре — терпят ложь, несправедливость, общаются с глупыми людьми, боятся сказать, что они на стороне честных людей и т.д. И делают они всё это ради каких-то денег или чина.

Читайте так же — А. П. Чехов «Человек в футляре»: анализ рассказа

Источник.

А. П. Чехов "Человек в футляре": герои, краткое содержание

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

 «Человек в футляре» Чехова

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».

Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.

Всего в рассказе 8 действующих лиц:

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
  2. Буркин — учитель гимназии.
  3. Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
  7. Мавра — жена старосты.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Запоздавшие охотники

Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».

Иван Иваныч

Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.

Чимша-Гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.

Рассказчик Буркин

Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром. Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.

Человек в футляре

Человек в футляре

На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.

Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

Образ Михаила Коваленко

В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».

К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».

Несостоявшаяся женитьба

Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.

Беликов и Варенька

Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.

Второстепенные персонажи

В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:

Мавра — жена старосты

  1. Мавра — жена старосты, у которого остановились на ночь охотники. Именно она побудила Буркина вспомнить о «человеке в футляре», так как и сама являлась замкнутой и нелюдимой. Несмотря на то что женщина она была видная, здоровая и умная, Мавра никогда не покидала пределы родного селения, ничего не видела, а последние 10 лет и вовсе сидела на печи и выходила на улицу только по ночам.
  2. Старик Афанасий — шестидесятилетний повар Беликова, который когда-то служил денщиком, поэтому кое-что умеет «состряпать». В тексте Афанасий упоминается бегло, чтобы подчеркнуть нетерпимое отношение главного действующего лица рассказа к женскому полу и его недоверие и презрение к окружающим.
  3. Учителя — собирательный образ: коллеги Беликова, Коваленко, Буркина. По словам последнего, «народ мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине». На деле же, люди унылые, которые не выносят Беликова, но боятся ему возразить, у которых настолько неинтересное и, как говорит Коваленко, «кислое» общество, что они просто от скуки уцепились за возможность сосватать Вареньку за учителя греческого языка.

Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.

Главные герои рассказа «Человек в футляре» тесно связаны воедино. Каждый из них чему-то учит читателя. Что хотел донести, создавая образ Беликова, Чехов? Ответ очевиден: не стоит прятаться от жизни, надо быть открытым и свободным, любить и уметь радоваться, не осуждать, не бояться, не быть мнительным и не прятаться в «футляре» от окружающего мира.

«Человек в футляре» (главные герои)

Антон Павлович Чехов написал этот рассказ в мае-июне 1898 года. Рассказ был опубликован в журнале «Русская мысль». Чехов задумал серию рассказов, в которых центральными персонажами должны были стать Буркин и Иван Иваныч Чимша-гималайский, но написал только 3 рассказа. Сначала ему помешал творческий спад, а потом обострение болезни, и смерть.

Главные герои рассказа Чехова «Человек в футляре»:

Иван Иваныч Чимша-Гималайский – ветеринарный врач. Высокий, старик худощавого телосложения и с длинными усами.

Буркин – учитель гимназии, жил по соседству с Беликовым, о котором он рассказал.

Прокофий – староста. У него остановились Буркин и Иван Иванович на даче.

Мавра — жена Прокофия. Домоседка. Избегает общения с людьми, на улицу выходит только после захода солнца. Нигде, кроме своего села не была и не стремилась куда-то поехать, никогда не видела железной дороги.

Беликов – учитель греческого языка в гимназии, прозванный человеком в футляре. Всегда ходил с зонтиком, в калошах и в теплом ватном пальто. У него и зонтик, и часы, и даже перочинный ножик были в отдельных чехлах. Всего в жизни боялся. Любимой поговоркой была фраза «как бы чего не вышло». Все что запрещалось, было для него понятно и приемлемо. Все, что разрешалось, наводило на этого человека ужас. Его боялись ученики и педагоги той гимназии, в которой он работал учителем греческого языка. Они никогда не был женат. И в один прекрасный день педагоги гимназии решили свести его с Варенькой.

Коваленко Михаил Саввич – учитель истории и географии, украинец. Молодой, высокий, темнолицый. Говорил густым басом. Никого и ничего не боялся. Беликова называл фискалом и откровенно его ненавидел.

Варенька – его сестра. Девица лет тридцати, высокая, стройная, певунья и хохотунья. Пела малороссийские романсы. Она была жизнерадостной, энергичной, все делала и жила с удовольствием.

Увидев однажды Вареньку с братом на велосипедах, Беликов был возмущен. Ему казалось верхом неприличия катание на велосипедах. И когда он пришел к Коваленкам, чтобы высказать свои претензии по этому поводу, Михаил Саввич попросту спустил того с лестницы. Беликов не был травмирован физически, но его психика не вынесла такого унижения. Он сначала заболел, и вскоре умер.

Человек в футляре Чехов А.П. — читательский дневник

Чехов Антон Павлович

1860 — 1904

Предлагаем вам прочесть читательский дневник по произведению Чехова «Человек в футляре». Данный материал пригодится при подготовке учащихся к уроку литературы. Данное произведение призывает обратить внимание на собственный футляр, задать себе вопрос: «Имею ли я свободу и радость жизни или я закрыт от общества и людей?»

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и своё мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

1. Время и место сюжета

Рассказ написан в 1898 году. В сюжете отражены события, происходящие в конце XVIII века в российской глубинке – в селе Мироносицком.

2. Главные герои и их характеристика

Иван Иванович — охотник, ветеринарный врач по профессии, высокий старик с непонятной двойной фамилией.
Буркин — охотник, рассказавший историю о Беликове. Он лыс, невысок, с длинной бородой.
Беликов — одинокий и боязливый человек, относящийся к жизни с позиции «как бы чего не вышло». Он был излишне предусмотрителен, его одежда напоминала футляр, а вещи хранились в чехлах. К запретам он относился, как к норме жизни, а все новое и необычное осуждал. Когда этот человек умер, то люди, находившиеся в контакте с ним, испытали облегчение.
Коваленко Михаил — преподаватель, работавший в гимназии с Буркиным и Беликовым. Он представлял собой харизматичную личность, и с первой минуты возненавидел «человека в футляре». Коваленко сыграл роковую роль в судьбе Беликова, открыто выразив ему свой протест.
Коваленко Варенька — веселая молодая женщина, живущая с братом, с которым ссорится. Коллеги стремятся поженить ее и Беликова.

3. Краткий пересказ рассказа

Два охотника, заночевавшие в селе, общаются друг с другом. Речь заходит о коллеге одного из рассказчиков — о Беликове, боязливом и мнительном человеке, который недавно умер. Вся его жизнь напоминала футляр, он боялся всего на свете и наводил страх на окружающих. Коллеги не любили его, тем не менее, подыскали ему невесту. Молодая женщина была сестрой одного из сотрудников Беликова. Сватовство сыграла роковую роль – «человек в футляре» умер. Только смерть примирила его с жизнью. Беликов в гробу наконец-таки обрел свой самый надежный футляр.

Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа Человек в футляре Чехова А.П.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Чехов призывает читателя вырваться из собственного футляра. Не стоит игнорировать свои страхи, ограничения. Важно изучить их, преодолеть, изменить свою жизнь и начать дышать полной грудью.

5. Вывод

Я считаю, что жизнь в футляре присуща каждому человеку в большей или меньшей степени. Даже свободолюбивые Коваленки частично находятся в нем. Брат и сестра ругаются, Варенька не может выйти замуж. Михаила возмущает удушающая атмосфера гимназии, но он продолжает работать в ней. Думаю, что этот рассказ – информация к размышлению для каждого из нас. Важно обнаружить ограничения, навязанные близкими людьми, друзьями, обществом, и выйти из них.

Меня заинтересовал финал рассказа. Смерть Беликова коллеги восприняли с облегчением, что меня удивило. После похорон Буркин испытывает чувства детских лет, «когда старшие уезжали из дому и мы бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой». Но эта эйфория продолжалась недолго. Вскоре жизнь коллектива стала вновь утомительной и бестолковой. Эта фраза говорит о том, что все остальные сотрудники – такие же люди в футлярах, как и Беликов. Хотя в них эта замкнутость и отрешенность выражена в меньшей степени.

Мне жаль Беликова, который защищался от своего окружения не без оснований. Открывшись навстречу своему чувству к Вареньке, он получил мощный удар и умер. Такому ранимому и несчастному человеку, в голове которого огромное количество предубеждений, не просто жить в обществе. Ему бы обратиться к врачу, полечить свои нервы, а лишь потом устраивать свою жизнь. Поэтому он и улыбался в гробу, который оказался самым надежным футляром, навеки защитивший его.

6. Система образов произведения

Образы персонажей рассказа настолько различны, что даже не представляешь, как эти люди вместе работают, общаются между собой. Хотя, можно сказать, что они дополняют друг друга. Беликов, Коваленко, Варенька и рассказчик-Буркин – все они с различными интересами, характером, темпераментом, складом ума.

Чехов пишет, что Беликов своими страхами подавлял весь коллектив. Хоть коллеги и молчали, но между образами сотрудников гимназии шло скрытое противостояние образу Беликову. Ситуация дошла до критической точки, когда появился Михаил Коваленко. Именно между его образом и образом Беликова происходит основное противоборство.

Коваленко открыто выражал протест против Беликова, проявляя скрытый конфликт в коллективе. Беликов весь соткан из ограничений, а Коваленко эмоционален и свободолюбив. Они, как дав противоположных полюса, не могли примириться друг с другом. Беликов ушел из жизни, но смерть «мучителя» не сыграла роли. Каждый продолжал испытывать на себе тяжкий груз собственного футляра.

7. Словарь незнакомых слов

Денщик — солдат дореволюционной России, приставленный к офицеру для исполнения личных поручений.
Фискал — высшее должностное лицо, учрежденное Петром I, проводившее тайный надзор за действиями учреждений и лиц.
Антропос — греческий термин, обозначающий исходного, первоначального человека.
Попечитель — лицо, стоящее на страже интересов другого лица или организации.
Семинария — учебное заведение для обучения лиц духовного звания.

8. Понравившиеся цитаты

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр.

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова.

Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.

Содержание

  1. Иван Иваныч
  2. Буркин
  3. Беликов
  4. Михаил Коваленко
  5. Варенька Коваленко

Произведение «Человек в футляре» А.П. Чехова содержит противоречивых, разных персонажей, которые вынуждены подстраиваться друг под друга. Если кратко, то герои живут в маленьком городке, поэтому они просто не могут не взаимодействовать друг с другом.

Несмотря на то, что эти люди абсолютно несовместимы, они работают в одной гимназии. Автор своим произведением словно спрашивает читателя: «А нет ли у него подобного футляра».

Сегодня мы дадим характеристики главных персонажей рассказа «Человек в футляре», чтобы лучше понимать происходящее, смысл и проблематику рассказа.

Иван Иваныч

«Внешность у персонажа была заметная. Его выделяли длинные усы.

«Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами».

Именно так описывает своего персонажа А.П. Чехов.

«У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его по всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом».

Окружающие посчитали, что такая фамилия не подходит ветеринарному врачу. И люди решили не использовать ее в своей речи. Вместе с Буркиным Иван Иваныч отправились на природу.

Буркин

Портрет Буркина

Фото: ru-shkola.ru

Учитель гимназии. Это был лысый мужчина невысокого роста с длинной бородой. Персонаж был своеобразным философом. Он ясно и понятно излагал свои мысли.

Буркин понимал, что все люди разные.

«Что ж тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало».

Но он не мог принять их. По его словам. хоронить людей, подобных Беликову, — сродни удовольствию.

Беликов

Беликов выходит на улицу в своем наряде

Фото: psyh.ru

Беликов выделялся среди остальных жителей небольшого городка.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Персонаж хотел абстрагироваться от окружающих. Беликов не принимал никаких изменений. Его это пугало и выбивало из привычной колеи. Учитель греческого языка был сторонником жестких рамок и правил. Для него любые запреты считались нормой.

«Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Он боялся всего нового, неизведанного. Любое отклонение приводило героя в ужас. Беликов осуждал людей, в поведении которых был смысл и новизна.

«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».

Беликов выбрал для себя жить в футляре. Только так он мог избегать каких-то проблем, и чувствовал себя в безопасности. Для него это были самые комфортные условия.

Беликов всегда с тревогой покидал свою скорлупу. Делал это он лишь по большой необходимости. И каждый раз переживал, чтобы «чего не произошло». Окружающие не понимали его поступков и поведения. Когда Беликов умер, все вздохнули с облегчением.

Михаил Коваленко

Еще один учитель. Он работал вместе с Беликовым и Буркиным. Персонаж был высокого роста и крепкого телосложения. Разговаривал исключительно громким басом. Герой с неприязнью относится к Беликову. Можно сказать, что он его ненавидит. Он не понимает его поведения.

Коваленко не побоялся высказать в лицо Беликову все, что он о нем думает. Эту правду долгое время скрывали другие коллеги учителя греческого языка. Коваленко не мог безмолвно наблюдать за происходящим. Оставаться в стороне — не в его правилах. Персонаж не смог вытерпеть Беликова у себя в гостях. Он его выгнал, спустив с лестницы.

Коваленко спускает с лестницы Беликова

Фото: m.fishki.net

Варенька Коваленко

Сестра Михаила Коваленко. 30-летняя героиня была возлюбленной учителя греческого языка. Варвара была привлекательна и умна. Веселая девушка радовалась каждому новому дню. У Варвары Саввишны были отличные вокальные способности.

Варенька смеется в разговоре с Беликовым

Фото: m.fishki.net

Этим она и очаровала не только коллег, но и Беликова. Главный персонаж даже поставил портрет жизнерадостной хохотушки на свой стол. Сестра и брат никак не могут найти общий язык. Они постоянно ссорятся. Причина всех их конфликтов — общая жилплощадь.

Поэтому коллеги советуют Варваре присмотреться к Беликову. Они наивно полагают, что героине подойдет такой жених. Но девушка не желает себя ограничивать.

На этом разбор основных действующих лиц рассказа «Человек в футляре» Антона Чехова подошел к концу. Остались вопросы или есть предложения? Мы будем рады вашей активности в комментариях.

На чтение 8 мин Просмотров 9.1к. Опубликовано 01.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Человек в футляре» за 2 минуты и подробно за 4 минуты. 

«Человек в футляре» включен Чеховым в трилогию «маленьких» рассказов, кроме него в этом цикле представлены произведения: «Крыжовник» и «О любви».

Очень краткий пересказ рассказа «Человек в футляре»

Два охотника, Буркин и Чимша-Гималайский, останавливаются на ночь в сарае. Один из них — учитель, другой — ветеринар. Первый из них рассказывает второму историю учителя греческого языка Беликова.

Коллега Буркина был необычным человеком — уединенно жил и был крайне озабочен мнением окружающих, особенно тех, кто стоял выше по должности. Его ежедневное поведение и внешний вид подтверждали привычку постоянно чего-то опасаться.

Даже в солнечную погоду Беликов «упаковывал» себя в «футляр» из зонта, калош и тёмных очков. Порой казалось, что своим состоянием «как бы чего не вышло» учитель заражал весь городок.

Затем в гимназию устроился новый учитель Коваленко, сестра которого приглянулась нелюдимому Беликову. Надо сказать, Варенька нравилась всем — жизнерадостная, общительная, приятной наружности. Местные дамы сразу решают поженить Варю и Беликова. Всё это выглядело очень мило пока кто-то не нарисовал карикатуру на эту пару.

Невинная шутка весьма расстроила Беликова. А когда он увидел девушку на велосипеде, его мир вообще перевернулся. Беликов даже отправился с беседой к брату Вареньки. Ведь это же верх неприличия: женщина на велосипеде! Однако Коваленко так не считал и спустил Беликова с лестницы. Всем, даже Вареньке, эта ситуация показалась забавной.

Всем, но не Беликову, который в ужасе поспешил домой. Мысль, что о происшедшем узнает весь город довела его до болезни и, спустя месяц, он умер. Во время похорон стояла дождливая погода.

Провожающим покойника казалось, что они освободились от его влияния, но на самом деле жизнь в городе ничуть не изменилась. А сам усопший, лёжа в гробу, выглядел чуть ли не счастливым. Ведь он теперь был навечно защищён футляром.

Главные герои и их характеристика:

Чехов мастерски подобрал для своего произведения персонажей: кажется невозможно их совместить, но они работают в одной гимназии и уживаются в небольшом городке.

Именно этот контраст помогает читателю прочувствовать острые вопросы морали, личного выбора и совести, поднятые автором рассказа.

  •  Иван Иванович Чимша-Гималайский  — врач-ветеринар, отдыхающий на свежем воздухе в селе Мироносицкое. Худощавый, высокий старик с длинными усами.
  •  Беликов  — персонаж, которому автор не дал имени. Учитель греческого, о котором и идёт речь в произведении. Чрезмерно осторожный до всего нового человек. Запрет для него закон, а чужое мнение — первично. Беликов ощущал себя комфортно только находясь в «футляре»: внутренне, не выступая за границы «дозволенного», а внешне, не снимая темных очков и плаща. Он даже умер от переживаний, что весь город узнает как над ним посмеялись.
  •  Варенька Коваленко  — незамужняя сестра учителя Коваленко. Около 30-ти лет, высокая и стройная, красивая хохотушка. Своим пением и жизнерадостностью девушка мгновенно очаровала всех вокруг и, в том числе, Беликова.
  •  Михаил Коваленко  — новый преподаватель географии и истории, брат Вари. Рослый мужчина с грубым голосом. На дух не переносил Беликова.
  •  Буркин  — учитель из гимназии, рассказавший историю Беликова. Ростом мал, полный по комплекции, лысый, но с длинной бородой. Хороший рассказчик, наблюдатель. Его можно назвать «местным философом».
  •  Афанасий — постоянно пьяный повар Беликова.
  •  Мавра — немного странная женщина, супруга старосты села Мироносицкое. Мавра днём находилась дома. а по ночам разгуливала по деревне.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» подробно по плану

 Повествование в произведении построено по принципу рассказ в рассказе и ведётся от лица учителя Буркина в адрес Ивана Ивановича, которые на окраине села Мироносицкого остановились на ночлег. 

I. Жизнь за стенками «футляра»

Одинокий мужчина чуть старше среднего возраста преподавал греческий язык в гимназии. Окружающие звали его «человек в футляре» за его излишнюю боязливость и ведение замкнутого образа жизни.

Для всего у него был предусмотрен свой футляр или чехол: для часов, для ножа, для зонта и т.д. У учителя этого была ещё и необычная привычка — приходить с визитом в дом к кому-то из коллег и молча там сидеть.

Таким образом, он выполнял «товарищеские обязанности». Он был строг к себе и ко всем кого встречает на пути. За это его побаивались. Даже директор гимназии относился к нему с опаской.

II. Отношения с Варенькой

В гимназию устроился новый педагог — Михаил Коваленко. У него была незамужняя сестра Варя. Жизнерадостная, певучая и смешливая девушка очаровывает всех вокруг себя, даже Беликов проникся к ней симпатией.

Педагогический коллектив надеялся «свести» этих двоих в пару, вдруг, тогда господин Беликов станет мягче. Был даже некий прогресс: Беликов ходил в гости к Коваленко, но предложение девушке делать не спешил.

Он беспокоился: «как бы чего не вышло», ведь «брак это дело серьёзное», а Варенька была уж больно бойкой особой.

III. «Велосипедная история»

А потом всё испортил случай. Сначала кто-то неудачно подшутил, изобразив на пару карикатуру, да ещё распространив её по всему педсоставу. Беликов очень тяжело перенёс эту ситуацию.

Не успел он оправиться, как увидел свою пассию и её брата во время велосипедной прогулки. Тут он стал мрачнее тучи, так как пребывал в полной уверенности, что женщина ни в коем случае не должна ездить на велосипеде. Это очень неприлично.

IV. Беликов опозорен

Выкинуть из головы события, что произошли с симпатичной ему женщиной, Беликов не мог. Он даже не высидел весь рабочий день, отпросился. Вечером отправился к Коваленко, но застал дома только Михаила, который, мягко говоря, недолюбливал зануду-учителя.

Беликов попытался провести что-то вроде воспитательной беседы с Коваленко. Сказал, что на велосипеде неприлично кататься, особенно женщинам и педагогам. Однако у Коваленко на это было собственное мнение, он в сердцах столкнул надоедливого Беликова с лестницы и тот упал.

На беду в это время подошла Варенька с двумя знакомыми дамами. Она подумала, что её ухажер свалился по нелепой случайности и рассмеялась от всей души. Это стало страшным позором для учителя греческого. Он поспешил домой, там занемог, слёг и уже через месяц его не стало.

V. Мир после ухода Беликова

Беликова похоронили. многие чувствовали облегчение по этому поводу. Не станет зануды — станет проще и веселее жить. Так думали все. Но жизнь в гимназии и в городе ничуть не изменилась. Она так и осталась серой, скучной, обыденной.

Когда Буркин поставил точку в своём повествовании, Иван Иваныч сделал вывод: жизнь в душном городе, в тесных комнатах, ненужная писанина на службе и надоевшая игра в винт по выходным — ни чем не лучше футляров Беликова.

Кратко об истории создания произведения

Сатирический рассказ «Человек в футляре» был написан в начале лета 1898 года, он завершал небольшую трилогию. На момент написания произведения А.П. Чехов уже был серьёзно болен.

Обнаруженная в его организме чахотка не давала талантливому писателю работать «на всю катушку», но, несмотря на спад активности творческого процесса, он достойно завершил свою «летнюю» трилогию.

Рассказ вышел в печать в этом же году в журнале «Русская мысль».

  • Персонаж пушкинской сказки не сдержавший обещания и поплатившийся за это своей жизнью
  • Персонаж из сказок пушкина
  • Персонаж из сказки нарисовать 6 класс
  • Персонаж из сказки буратино
  • Персонаж из русской народной сказки рисунок