Персонаж рассказа старшего садовника а п чехова знакомит слушателей

Тема 26.

Изобразительно-выразительные средства

Вспоминай формулы по каждой теме

Решай новые задачи каждый день

Вдумчиво разбирай решения

ШКОЛКОВО.

Готовиться с нами — ЛЕГКО!

Подтемы раздела

изобразительно-выразительные средства

26.0126. Авторские 2023

26.0226. Демоверсии

26.0326. Досроки

26.0426. Цыбулько-2018

26.0526. Цыбулько-2019

26.0626. Цыбулько-2020

26.0726. Цыбулько-2021

26.0826. Цыбулько-2022

26.09№26. Банк ФИПИ

26.10№26. Реальный ЕГЭ

26.11№26. Реальный ЕГЭ-2013

26.12№26. Реальный ЕГЭ-2017

26.13№26. Реальный ЕГЭ-2018

26.14Все средства выразительности

Решаем задачу:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Персонаж «Рассказа старшего садовника» А. П. Чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой. Эмоциональность его повествования передаёт синтаксическое средство – (А)_________ (предложения 36, 37, 43, 44, 45). Приём – (Б)_________ (в предложениях 50-51) – подчёркивает убеждённость персонажа в справедливости своих утверждений. Синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 29, 50) – отражает стремление рассказчика обратить внимание на то, что он говорит. Рассказ садовника – легенда, условность её содержания передаёт троп – (Г)_________ (в предложениях 14, 22, 23)».

Список терминов:

1) литота

2) диалог

3) гипербола

4) сравнение

5) лексический повтор

6) риторический вопрос

7) восклицательные предложения

8) противопоставление

9) вводные конструкции

(Взято из сборника Цыбулько-2022)

Показать ответ и решение

1) литота – троп

2) диалог – форма речи

3) гипербола – троп

4) сравнение – троп

5) лексический повтор – приём

6) риторический вопрос – синтаксическое средство

7) восклицательные предложения – синтаксическое  средство

8) противопоставление – приём

9) вводные конструкции – синтаксическое средство

А – синтаксическое средство; в конце предложений 36-37, 43-45 стоит восклицательный знак => (7) восклицательные предложения. 

(36)Не может быть! (37)Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду!

(43)Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44)Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45)Человек не способен пасть так низко!

Б – приём; в предложениях 50 и 51 повторяются слова «вера» и «каждого» => (5) лексический повтор. 

(50)Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51)Каждого!

В – синтаксическое средство; предложения 29 и 50 содержат слова, которые не являются членами предложения (от них/к ним нельзя задать вопрос) и выделены запятыми => (9) вводные конструкции. 

(29)Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. 

(50)Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека.

Г – троп; в предложениях 14 и 22-23 содержатся конструкции с преувеличением => (3) гипербола.

 (14)«Он знает всё», – говорили про него. 

(22)Признательность жителей не имела границ. (23)В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

Чехов Антон Павлович

Рассказ старшего садовника

А. П. ЧЕХОВ

Рассказ старшего садовника

В оранжерее графов N. происходила распродажа цветов. Покупателей было немного: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. Пока работники выносили наши великолепные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том, о сём. В теплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, чрезвычайно приятно.

Укладкой растений распоряжался сам садовник, Михаил Карлович, почтенный старик, с полным бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. Это был умный, очень добрый, всеми уважаемый человек. Все почему-то считали его немцем, хотя по отцу он был швед, по матери русский и ходил в православную церковь. Он знал по-русски, по-шведски и по-немецки, много читал на этих языках, и нельзя было доставить ему большего удовольствия, как дать почитать какую-нибудь новую книжку или поговорить с ним, например, об Ибсене.

Были у него слабости, но невинные; так, он называл себя старшим садовником, хотя младших не было; выражение лица у него было необыкновенно важное и надменное; он не допускал противоречий и любил, чтобы его слушали серьезно и со вниманием.

— Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, — сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. — На прошлой неделе его судили в городе за грабеж и оправдали. Признали его душевнобольным, а между тем, взгляните на рожу, он здоровёхонек. В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием и аффектами, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, и про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».

— Это верно, верно, — согласился купец. — Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. Спросите-ка у мужиков.

Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:

— Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры… Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. Даже когда моя совесть говорит мне, что оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то тогда я торжествую! Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? Веровать в бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа.

— Мысль хорошая, — сказал я.

— Но это не новая мысль. Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легенду на эту тему. Очень милая легенда, — сказал садовник и улыбнулся. Мне рассказывала ее моя покойная бабушка, мать моего отца, отличная старуха. Она рассказывала по-шведски, но по-русски это выйдет не так красиво, не так классично.

Но мы попросили его рассказывать и не стесняться грубостью русского языка. Он, очень довольный, медленно закурил трубочку, сердито посмотрел на рабочих и начал:

— В одном маленьком городке поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну, это всё равно. Дело не в фамилии. Профессия у него была благородная: он лечил людей. Он был всегда угрюм и несообщителен и говорил только, когда этого требовала его профессия. Ни к кому он не ходил в гости, ни с кем не распространял своего знакомства далее молчаливого поклона и жил скромно, как схимник. Дело в том, что он был ученый, а в ту пору ученые не были похожи на обыкновенных людей. Они проводили дни и ночи в созерцании, в чтении книг и лечении болезней, на всё же остальное смотрели как на пошлость и не имели времени говорить лишних слов. Жители города отлично понимали это и старались не надоедать ему своими посещениями и пустой болтовней. Они были очень рады, что бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живет такой замечательный человек. — Он знает всё, говорили они про него. Но этого было недостаточно. Надо было еще говорить: «он любит всех!» В груди этого ученого человека билось чудное, ангельское сердце. Как бы ни было, ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них даже своей жизни. У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. Денег не брал, и, странное дело, когда у него умирал пациент, то он шел вместе с родственниками за гробом и плакал.

И скоро он стал для города так необходим, что жители удивлялись, как это они могли ранее обходиться без этого человека. Их признательность не имела границ. Взрослые и дети, добрые и злые, честные и мошенники — одним словом, все уважали его и знали ему цену. В городке и в его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом. Выходя из своей квартиры, он никогда не запирал дверей и окон, в полной уверенности, что нет такого вора, который решился бы обидеть его. Часто ему приходилось, по долгу врача, ходить по большим дорогам, через леса и горы, где во множестве бродили голодные бродяги, но он чувствовал себя в полной безопасности. Однажды ночью он возвращался от больного, и на него напали в лесу разбойники, но, узнав его, они почтительно сняли перед ним шляпы и спросили, не хочет ли он есть. Когда он сказал, что он сыт, они дали ему теплый плащ и проводили его до самого города, счастливые, что судьба послала им случай хотя чем-нибудь отблагодарить великодушного человека. Ну, далее, понятное дело, бабушка рассказывала, что даже лошади, коровы и собаки знали его и при встрече с ним изъявляли радость.

И этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, в одно прекрасное утро был найден убитым. Окровавленный, с пробитым черепом, он лежал в овраге, и бледное лицо его выражало удивление. Да, не ужас, а удивление застыло на его лице, когда он увидел перед собою убийцу. Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? Судьи, которые производили следствие и осматривали труп доктора, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. Нужно предположить, что доктор в потемках сам упал в овраг и ушибся до смерти».

Читать дальше

Антон Павлович Чехов

Рассказ старшего садовника

В оранжерее графов N. происходила распродажа цветов. Покупателей было немного: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. Пока работники выносили наши великолепные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том, о сём. В теплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, чрезвычайно приятно.

Укладкой растений распоряжался сам садовник, Михаил Карлович, почтенный старик, с полным бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. Это был умный, очень добрый, всеми уважаемый человек. Все почему-то считали его немцем, хотя по отцу он был швед, по матери русский и ходил в православную церковь, Он знал по-русски, по-шведски и по-немецки, много читал на этих языках, и нельзя было доставить ему большего удовольствия, как дать почитать какую-нибудь новую книжку или поговорить с ним, например, об Ибсене.

Были у него слабости, но невинные; так, он называл себя старшим садовником, хотя младших не было; выражение лица у него было необыкновенно важное и надменное; он не допускал противоречий и любил, чтобы его слушали серьезно и со вниманием.

– Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, – сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. – На прошлой неделе его судили в городе за грабеж и оправдали. Признали его душевнобольным, а между тем, взгляните на рожу, он здоровёхонек. В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием и аффектами, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».

– Это верно, верно, – согласился купец. – Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. Спросите-ка у мужиков.

Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:

– Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений? Веровать в бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа.

– Мысль хорошая, – сказал я.

– Но это не новая мысль. Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легенду на эту тему. Очень милая легенда, – сказал садовник и улыбнулся. – Мне рассказывала ее моя покойная бабушка, мать моего отца, отличная старуха. Она рассказывала по-шведски, но по-русски это выйдет не так красиво, не так классично.

Но мы попросили его рассказывать и не стесняться грубостью русского языка. Он, очень довольный, медленно закурил трубочку, сердито посмотрел на рабочих и начал:

– В одном маленьком городке поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, – ну, это всё равно. Дело не в фамилии. Профессия у него была благородная: он лечил людей. Он был всегда угрюм и несообщителен и говорил только, когда этого требовала его профессия. Ни к кому он не ходил в гости, ни с кем не распространял своего знакомства далее молчаливого поклона и жил скромно, как схимник. Дело в том, что он был ученый, а в ту пору ученые не были похожи на обыкновенных людей. Они проводили дни и ночи в созерцании, в чтении книг и лечении болезней, на всё же остальное смотрели как на пошлость и не имели времени говорить лишних слов. Жители города отлично понимали это и старались не надоедать ему своими посещениями и пустой болтовней. Они были очень рады, что бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живет такой замечательный человек. – Он знает всё, – говорили они про него.

Читать дальше

  • Обложка: В каждом молчании своя истерика

    Просмотров: 106738

    В каждом молчании своя истерика

    Ринат Валиуллин

    Петербург. История одной дружбы, двух предательств, трех желаний и четырех углов, где…

  • Обложка: Мозгоеды. Что в головах у тех, кто…

    Просмотров: 34990

    Мозгоеды. Что в головах у тех, кто…

    Ника Набокова

    Все мы рано или поздно сталкиваемся с людьми, вызывающими недоумение, злость, боль,…

  • Обложка: Абиссаль

    Просмотров: 32137

    Абиссаль

    Стейс Крамер

    Новая жизнь – так ли она хороша? Есть ли в ней место свободе?
    Глории пришлось поменять…

  • Обложка: Женщины созданы, чтобы их…

    Просмотров: 31946

    Женщины созданы, чтобы их…

    Вячеслав Прах

    Эту книгу можно было бы смело назвать «Женской Библией», «Настольной книгой каждой…

  • Обложка: Всего один поцелуй

    Просмотров: 28061

    Всего один поцелуй

    Стелла Так

    Айви Редмонд хочет обычной жизни. Она не желает, чтобы родители указывали, что ей делать,…

  • Обложка: Искусство легких касаний

    Просмотров: 26726

    Искусство легких касаний

    Виктор Пелевин

    В чем связь между монстрами с крыши Нотр-Дама, самобытным мистическим путем России и…

  • Обложка: Спаси меня

    Просмотров: 24465

    Спаси меня

    Мона Кастен

    Любовь, страсть, привязанность – Руби Белл боится всего этого как огня. Ей нужно лишь…

  • Обложка: Вонгозеро

    Просмотров: 23973

    Вонгозеро

    Яна Вагнер

    «Вонгозеро» – роман-катастрофа, антиутопия, роуд-стори, постмодернистский триллер. Вошел…

  • Обложка: Я беременна, что делать?

    Просмотров: 22215

    Я беременна, что делать?

    Ольга Белоконь

    Ольга Белоконь – практикующий врач акушер-гинеколог, влюбленный в свою профессию и четко…

  • Обложка: Медицина здоровья против медицины…

    Просмотров: 18941

    Медицина здоровья против медицины…

    Александр Шишонин

    Книга известного московского врача рассказывает об истинных причинах гипертонии,…

  • Обложка: Быть счастливой, а не удобной! Как…

    Просмотров: 17787

    Быть счастливой, а не удобной! Как…

    Сатья Дас

    Говорят, что женщина должна заслужить любовь и счастье! Сотни книг учат, как быть…

  • Обложка: Продвижение личных блогов в Инстаграм

    Просмотров: 15759

    Продвижение личных блогов в Инстаграм

    Александра Митрошина

    С тобой говорю я, Саша Митрошина, – популярный Instagram-блогер. На момент написания этой…

  • Обложка: Дом, в котором горит свет

    Просмотров: 15083

    Дом, в котором горит свет

    Эльчин Сафарли

    «…я вижу в этих словах истину – они о настоящей любви, о любви на всю жизнь, о том, что…

  • Обложка: Слова, которые нам не говорили родители

    Просмотров: 14349

    Слова, которые нам не говорили родители

    Вячеслав Прах

    Молчание вместо поддержки, строгие отповеди вместо объятий, сложные отношения как норма…

  • Обложка: Практическая характерология. Методика 7…

    Просмотров: 13167

    Практическая характерология. Методика 7…

    Виктор Пономаренко

    В книге рассматривается методика «7 радикалов» В. В. Пономаренко, которая представляет…

  • Обложка: Почему мы не умеем любить?

    Просмотров: 11928

    Почему мы не умеем любить?

    Вячеслав Прах

    Большинство из нас рано или поздно задает себе вопрос: «Как научиться понимать себя, свои…

  • Обложка: The One. Единственный

    Просмотров: 11278

    The One. Единственный

    Джон Маррс

    Взгляните на своего партнера и скажите честно: он (или она) действительно тот самый…

  • Обложка: #КетоДиета. Есть жир можно!

    Просмотров: 10946

    #КетоДиета. Есть жир можно!

    Василий Генералов

    Василий Генералов – врач-невролог, эпилептолог, доктор медицинских наук, один из ведущих…

  • Обложка: Ток. Как совершать выгодные шаги без…

    Просмотров: 10343

    Ток. Как совершать выгодные шаги без…

    Игорь Рыбаков

    Игорь Рыбаков – миллиардер, сооснователь компании «ТехноНИКОЛЬ», инвестор, филантроп,…

  • Обложка: Крест и король

    Просмотров: 10261

    Крест и король

    Гарри Гаррисон

    Знаток ремесел, провидец и воин Шеф Сигвардссон поднялся из самых низов, чтобы возглавить…

  • Обложка: Кишка всему голова. Кожа, вес,…

    Просмотров: 10210

    Кишка всему голова. Кожа, вес,…

    Наталья Зубарева

    Наталья Зубарева – автор бестселлеров «Вальс гормонов» и «Вальс гормонов-2», практикующий…

  • Обложка: 1000 и 1 ночь без секса. Черная книга.…

    Просмотров: 10030

    1000 и 1 ночь без секса. Черная книга.…

    Наталья Краснова

    Эта книга не поможет вам разбогатеть, начав свой бизнес с нуля, не сделает из вас…

  • Обложка: Роды – просто

    Просмотров: 9940

    Роды – просто

    Лиза Мока

    Лиза Мока – популярный инста-блогер, которого читают более 600 тысяч мам и пап, доула и…

  • Обложка: Еретик

    Просмотров: 9920

    Еретик

    Михаил Веллер

    Книга жестоких ответов. Что же вечно мешает богатейшей России стать счастливой…

  • Задание 26

    «Персонаж „Рассказа старшего садовника» А. П. Чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой. Эмоциональность его повествования передаёт синтаксическое средство — (А) (предложения 36, 37, 43, 44, 45). Приём — (Б) (в предложениях 50—51) — подчёркивает убеждённость персонажа в справедливости своих утверждений. Синтаксическое средство — (В) (в предложениях 29, 50) — отражает стремление рассказчика обратить внимание на то, что он говорит. Рассказ садовника —  легенда, условность её содержания передаёт троп — (Г) (в предложениях  14, 22, 23)».

    Список терминов:

    • 1) литота

    • 2) диалог

    • 3) гипербола

    • 4) сравнение

    • 5) лексический повтор

    • 6) риторический вопрос

    • 7) восклицательные предложения

    • 8) противопоставление

    • 9) вводные конструкции

    Ответ: 7593

    Персонаж рассказа старшего садовника а п чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой егэ

    На этой странице мы рассмотрим правильные ответы и решения с пояснением из учебника по Русскому языку ЕГЭ автора И.П.Цыбулько. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. Если вы сейчас учитесь в 11 классе, тога вам необходимо подготовиться к ЕГЭ (Единому Государственному Экзамену). С помощью данных заданий, вам будет проще сдать ЕГЭ в школе. Все задания и ответы вы можете бесплатно прочитать или скачать и потом распечатать.

    Персонаж рассказа старшего садовника а п чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой егэ Все ответы ЕГЭ по Русскому языку. Цыбулько 36 вариантов

    Официальный сайт. 2020, 2021, 2022, 2023 учебный год. 11 класс. Открытый банк заданий ЕГЭ. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.

    Вариант № 1 из сборника ЕГЭ по Русскому языку Цыбулько 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты

    Задание ЕГЭ 26


    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Персонаж „Рассказа старшего садовника» А. П. Чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой. Эмоциональность его повествования передаёт синтаксическое средство — (А) (предложения 36, 37, 43, 44, 45). Приём — (Б) (в предложениях 50—51) — подчёркивает убеждённость персонажа в справедливости своих утверждений. Синтаксическое средство — (В) (в предложениях 29, 50) — отражает стремление рассказчика обратить внимание на то, что он говорит. Рассказ садовника — легенда, условность её содержания передаёт троп — (Г) (в предложениях 14, 22, 23)».

    Список терминов:

    1) литота

    2) диалог

    3) гипербола

    4) сравнение

    5) лексический повтор

    6) риторический вопрос

    7) восклицательные предложения

    8) противопоставление

    9) вводные конструкции

    Персонаж рассказа старшего садовника а п чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой егэ Посмотреть ответы на другие задания из учебника ЕГЭ-2021 по Русскому языку Цыбулько 36 вариантов

    Персонаж рассказа старшего садовника а п чехова знакомит слушателей со своей любимой легендой егэ

    .

    М. РАНЕВА-ИВАНОВА

    Гётеборг, Швеция

    ФУНКЦИЯ
    МАЙЕВТИКИ
    ХРИСТИАНСКОГО МОТИВА
    В «РАССКАЗЕ СТАРШЕГО САДОВНИКА»
    А.
     П. ЧЕХОВА

    Если бы Иисус Христос был радикальнее и сказал «люби
    врага, как самого себя», то он сказал бы не то, что хотел. <…> Беда ведь
    не в том, что мы ненавидим врагов, которых у нас мало, а в том, что
    недостаточно любим ближних, которых у нас много, хоть пруд пруди1.

    До сих пор прямые и скрытые отсылки к христианской
    литературе в «Рассказе старшего садовника» А.
     П. Чехова не являлись предметом исследования. Главная задача
    данного анализа
     
    проследить, как христианские мотивы актуализируют чеховский текст.

    «Рассказ
    старшего садовника» написан Чеховым в ноябре-декабре 1894
     года и вышел из печати в рождественском номере газеты
    «Русские ведомости». В рассказе описывается случай, который происходит в
    апреле; время, скорее всего, ближе к Пасхе. В нем не случайно содержится мотив,
    важный в праздновании Рождества и Пасхи,
     — прощение.

    Старший садовник Михаил Карлович рассказывает легенду,
    услышанную им когда-то от его бабушки-шведки. В этой легенде говорится об
    убийстве одного доктора и об оправдательном приговоре его убийце. С одной
    стороны, приговор разителен своей ошибочностью с юридической точки зрения, с
    другой
     
    вся общественность города одобряет его. Убийцу доктора судят, но отпускают на
    свободу, несмотря на явные улики против него, так как никто не в состоянии
    поверить, что мог найтись человек, который способен пасть так низко, чтобы
    убить помогавшего всем

    ________

    © Ранева-Иванова М.,
    2001

    1 Чехов А. П. Полное собрание
    сочинений и писем: В 30
     т. Письма: В 12 т.
    Т.
     3.
    М., 1976. С.
     36.

    438

    доктора. Очевидного убийцу не наказывают, так как все
    верят в доброе начало, которое заложено в человеке. За такую веру в человека
    Бог прощает все грехи жителям города.

    Чехова
    всегда интересовали индивидуальная и общественная стороны тяжелейшего
    преступления
     
    отнятия жизни другого человека2. «Рассказом старшего садовника» Чехов
    включается в дискуссию 80—90-х годов о смертной казни и нравственной
    ответственности правосудия.

    «Рассказ
    старшего садовника» сфокусирован не на том, что убийство является самым низким
    падением, на которое способен человек, хотя в рассказе этот мотив присутствует.
    Не направлен фокус рассказа и на обсуждение конкретной судебной ошибки, хотя и
    этот аспект там тоже есть. На самом деле, в рассказе поставлена проблема самого
    наказания за преступление, которая рассмотрена с двух точек зрения
     — православно-христианской и социальной, как оппозиция
    «милость
     
    правосудие».

    В
    «Рассказе старшего садовника» главное место занимает легенда, которая выражает
    веру в человека и основана на библейском свидетельстве, что человек создан «по
    образу и подобию Божию» (Быт. 1:26). Христианский мотив актуализирует один из
    нравственных аспектов этой темы: самая высшая форма любви
     — любовь к врагу (агапе).

    В
    отношении к легенде в рассказе есть ироническая дистанция3,
    благодаря которой мысль не высказывается прямо, а извлекается читателем. В
    порождении этого эффекта заключается функция майевтики (буквально в переводе с греч. «повивальное искусство»).
    Так еще в античности назвали «метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание
    с помощью искусных наводящих вопросов»4.

    Рассказ
    представляет собой полемический разговор о правосудии и об оправдательных
    приговорах в России, в котором участвуют старший садовник и покупатели,
    приехавшие

    ________

    2 Писатель
    неоднократно обращался к этой теме в рассказах «Верба» (1883), «Драма на охоте»
    (1885), «Мечты» (1886), «В суде» (1886), «Спать хочется» (1887), «Пари» (1888),
    «Из Сибири» (1890), «Рассказ старшего садовника» (1894), «Убийство» (1895), «В
    овраге» (1899).

    3 См.: Muecke DС. Irony and the
    Ironic. London
    ; New York,
    1982.

    4 См.: Советский
    энциклопедический словарь. М., 1980. С.
     753.

    439

    на распродажу растений из оранжереи. В этом разговоре
    выдвигаются две противоположные точки зрения на наказание и помилование.
    Покупатели считают, что оправдательные приговоры к добру не ведут, что такие
    приговоры деморализуют массу, притупляют чувство справедливости у всех, так как
    люди привыкают к безнаказанности порока. По их мнению, необходимо
    придерживаться закона и строго наказывать за преступление.

    Прямо
    противоположна точка зрения Михаила Карловича: он говорит, что «всегда с
    восторгом» встречает оправдательные приговоры, причем и тогда, когда суд по
    ошибке выносит оправдание подсудимому:

    Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят
    «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. Даже когда моя совесть говорит
    мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я
    торжествую. Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку чем уликам, вещественным
    доказательствам и речам, то разве эта вера
    в человека
    сама по себе не выше всяких житейских соображений? (343)5.

    В
    доказательство своей точки зрения старший садовник рассказывает легенду об
    убийстве доктора, которую услышал когда-то в детстве. Завершив рассказ, он
    резко обрывает разговор и возвращается к своим обязанностям, не допуская
    никаких возражений со стороны собеседников.

    Рассказ
    героя Чехова самой жанровой природой легенды допускает одновременно и
    достоверность, и вымысел. Претензия на достоверность (все это бабушка
    рассказывала) сомнительна: в ироничном контексте рассказа она отсылает к
    другому выражению («бабушка надвое сказала»6). Забегая вперед,
    отметим, что это же двойственное значение спорного дела выражается в композиции
    чеховского рассказа и амбивалентной фигуре старшего садовника.

    В
    «Рассказе старшего садовника» не трудно выделить христианский мотив. Параллели
    между доктором, героем легенды, и Христом достаточно четки, и их довольно
    много.

    ________

    5 Здесь
    и далее «Рассказ старшего садовника» с указанием в скобках страницы цитируется
    по изданию: Чехов
     А. П. Полное собрание
    сочинений и писем: В 30
     т. Сочинения: В 18 т.
    Т.
     8.
    М., 1977.

    6 Или:
    «бабушка еще надвое сказала» (см.: Михельсон
     М. И. Ходячие и меткие
    слова. М., 1994. С.
     419; Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской
    фразеологии.
    Историко-этимологический
    справочник. СПб., 1998. С. 37).

    440

    Еще до непосредственного упоминания Христа в речи Михаила
    Карловича дана оппозиция Бог
     — человек: «Веровать в Бога нетрудно. …Нет, вы в
    человека уверуйте!». Затем, после прямой отсылки к Христу, в тексте происходит
    актуализация его фигуры. Все самые важные отличительные черты Иисуса Христа
    оказываются присущими и доктору из легенды. Таким образом, легенда, которую
    Михаил Карлович рассказывает, чтобы разъяснить свою точку зрения, повествует о герое,
    который является имитатором Христа7.

    Старший
    садовник с самого начала своего изложения дает повод для идентификации героя
    легенды. Михаил Карлович не помнит точно фамилии героя легенды. Поскольку жанр
    легенды предполагает широкое распространение, безымянность героя является
    недостачей, которая провоцирует слушателей определить, кто является ее героем:
    «Дело не в фамилии», — подчеркивает садовник. Описание доктора из легенды
    начинается со слов благодарности его профессии
     — он лечил людей, как это делал и Христос. Доктор так же,
    как и Христос, не местный в городке. Он пришел из другого края. Жители города,
    в котором он поселился, «были очень рады, что Бог наконец послал им человека,
    умеющего лечить болезни» (344). Доктор был милосердным и сочувствовал горю
    других. И не только это: доктор «любит всех!» Рассказчик легенды специально
    подчеркивает, что, хотя жители города были для доктора чужими, а не родными, он
    все равно любил их, как своих детей8. Более того, он не жалел для
    них даже жизни. Здесь возникает параллель
     — искупительная жертва Христа во имя прощения и спасения
    людей. Жители города считали доктора святым. Другая важная параллель
     — их смерть. Когда нашли мертвого доктора, поразились:
    «не ужас, а удивление застыло на его лице, когда он увидел перед собою убийцу».
    Так и Иисус не презирает своих убийц, а молится за них на кресте: «И когда
    пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по
    правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: “Отче! прости им, ибо не
    знают, что делают”» (Лк. 23:33—34).

    Такая
    же сильная, неописуемая скорбь, какую испытывали ученики Христа после Его
    смерти, овладела жителями

    ________

    7 См.: Horst S., Daemmrich I. Themes and Motifs in Western
    Literature. T
    übingen, 1987. P. 61.

    8 Христос
    называет людей своими детьми, ср., например: «Дети! недолго уже быть Мне с
    вами» (Ин.
     13:33).

    441

    города, когда они узнали о смерти доктора. Эта параллель
    важна еще тем, что жители города поступают с убийцей по-христиански, показывая
    любовь даже к врагам.

    Однако,
    наряду с названными параллелями между доктором и Христом, имеются и некоторые
    элементы нарративного слоя рассказа, идущие вразрез с целью их использования.
    Старший садовник, с одной стороны, создает параллели, с другой
     — искривляет их. Так, чтобы убедить слушателей в своей
    правоте, старший садовник дает точные указания на ту систему, в которой его
    точка зрения приобретает свое оправдание. «Эта вера (вера в человека.
     М. Р.-И.), — говорит он в начале, — доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует
    Христа» (343). Упоминанием имени Христа садовник актуализирует другую систему,
    отличную от существующей законодательно-правовой. Преимущество этой
    альтернативной системы объясняется в конце легенды воспитательным значением
    помилования, основанного на вере в человека. Именно эта вера, заключает старший
    садовник, «побуждает любить и уважать каждого человека. Каждого! А это важно»
    (346).

    С
    другой стороны, старший садовник высказывается таким образом и добавляет такие
    детали, что сам подвергает сомнению то, что он создает. Например, Михаил
    Карлович считает, что история, которую его бабушка рассказывала по-шведски,
    по-русски выйдет не так красиво, не так изысканно. Иронический аспект
    заключается и в том, что вместо возможного в данном контексте сообщения об
    излечении больных садовник рассказывает о том, как доктор шел за гробом и
    плакал, когда у него умирал пациент. Ироничен комментарий Михаила Карловича по
    поводу всеобщей любви к доктору
     — отношение к нему лучше, чем отношение современников к
    Христу: доктора любили и уважали все: «взрослые и дети, добрые и злые, честные
    и мошенники». «Ну, далее, понятное дело, бабушка рассказывала, что даже лошади,
    коровы и собаки знали его и при встрече с ним изъявляли радость» (345). И все
    же «в одно прекрасное утро» доктор был найден убитым.

    Из-за
    противоречивости дискурса, в котором существует христианский мотив, недостаточно
    его идентифицировать. Функция мотива выявляется в связи с композиционным целым
    рассказа. В «Рассказе старшего садовника» даны две вставленные одна в другую
    речевые ситуации. Внутренняя речевая ситуация напоминает проповедь, в которой
    легенда используется как «пример» (
    exemplum), аргумент

    442

    в споре. Внешняя ситуация, или обрамление рассказа,
    напоминает фарисейскую дискуссию, в которой фарисеи своими вопросами побуждают
    Иисуса к объяснениям9. Разница здесь в том, что садовник сам
    проявляет инициативу во вступлении в разговор и аргументации своей точки
    зрения. Функция христианского мотива раскрывается в связи с этой полемической
    ситуацией и риторическим выступлением рассказчика.

    Степень
    участия рассказчика и повествователя в дискуссии разная. Участие повествователя
    в разговоре минимально. Он остается в тени на протяжении всего рассказа и
    выступает всего три раза. Первый раз
     — в экспозиции, в которой он вводит время и место
    действия, а также персонажей, в том числе и самого себя. Этот повествователь
    остается анонимным, представляя себя самого ничего не сообщающим местоимением
    «я»: «Покупателей было немного: я, мой сосед помещик и молодой купец». Второй
    раз повествователь появляется непосредственно после завязки. Здесь он выступает
    с единственной репликой, которая является реакцией на вступление садовника в
    разговор покупателей: «Мысль хорошая». Таким образом, первый рассказчик
    высказывает поддержку второму, но этим и ограничивает выражение своего мнения.
    Эта короткая фраза дает ход дальнейшему повествованию. В финале повествователь
    лаконично завершает сюжет, возвращая его туда, откуда он начался.

    Рассказчик-герой
    представлен довольно обстоятельно. О нем повествователь сообщает больше, чем о
    других персонажах: называет его имя, происхождение, профессию, его достоинства
    и невинные слабости. Кроме того, его характеризует текст легенды.

    Оба
    повествователя являются не только рассказчиками, но и действующими лицами. Этим
    создается довольно сложное соотношение двух рассказчиков, которое можно описать
    в терминологии Ж.
     Женетта10.
    Как герои оба рассказчика являются на миметическом11 уровне
    собеседниками. Как рассказчики они выступают на уровне диегезиса12.

    ________

    9 Из
    этого подобия ситуаций не следует, что старший садовник упо­добляется Христу.

    10 См.: Genette G. Narrative Discourse: An Essay in Method. Ithaca,
    1980.

    11 Тo,
    что показывается (
    showing).

    443

    Первый рассказчик выступает как гомодиегетический
    повествователь, так как он в то же самое время является и действующим лицом в
    той ситуации, которую он описывает. Второй рассказчик выступает как
    интрадиегетический повествователь, так как он является действующим лицом в
    рассказе, который рассказывается не им. Кроме того, он выступает еще и
    гетеродиегетическим повествователем, так как то, о чем он рассказывает, не
    является его историей. Эта повествовательная техника, которую использует Чехов,
    делает композицию его рассказа частью сюжета13.

    Старший
    садовник демонстрирует превосходство над своими собеседниками: он выше других в
    иерархии, он «старший». Он претендует на абсолютный авторитет и «не терпит
    возражений». Рассказчик-повествователь компрометирует рассказчика-героя
    замечанием о невинных слабостях садовника: он сам себя называл «старшим, хотя
    младших не было»; у садовника было необыкновенно важное и надменное выражение
    лица; он не допускал противоречий и любил, чтобы его слушали серьезно и со
    вниманием.

    Повествователь
    выступает по отношению к герою-рассказчику как ироничный наблюдатель. У него
    нейтральный, объективный взгляд на то, что он сообщает, чему он сам участник.
    Он свободен от морализма, он только пересказывает то, что рассказал другой
    герой.

    В
    рассказе Чехова христианский мотив выполняет майевтическую функцию: он прежде
    всего ставит проблему, не навязывая читателю какое бы то ни было окончательное
    решение. Чеховский повествователь не высказывает ни отрицания, ни утверждения в
    обсуждении проблемы, которую поднимает. Читатели должны сами решить задачу.
    Чеховский текст не столько прокламирует любовь к врагу, сколько раскрывает
    отсутствие любви к ближнему в отношениях людей.

    ________

    13 Под
    сюжетом понимается композиция событий и эпизодов произведения и их организация.

  • Персонаж рассказа антона павловича чехова человек в футляре
  • Персонаж пушкинской сказки у которого был толоконный лоб
  • Персонаж пушкинской сказки не сдержавший обещания и поплатившийся за это своей жизнью
  • Персонаж из сказок пушкина
  • Персонаж из сказки нарисовать 6 класс