Когда-то давно прочитал этот текст в журнале «Премьер», а тут случайно наткнулся в жж.
Поскольку текст все равно должен вот-вот выйти в журнале «Премьер» — если уже не вышел, а среди моих френдов вряд ли высок процент представителей целевой аудитории этого журнала, я вывешу текст здесь. Вероятно, его слегка подредактировали и наверняка как-нибудь обозвали. И без сомнения, снабдили яркими картинками.
Заодно это будет рекламой обновленному журналу. Костя, который kinst,если это действие противоречит какой-нибудь этике, ты мне свистни, и я больше не буду так делать.
И вообще, читайте журнал «Премьер», я туда писать буду.
Х Х Х
Как известно, даже орфографический редактор Word предлагает заменить слово «мультиканальный» на «мультик анальный». Мультики — вещь культовая. Дети, которым программу мультфильмов показывали раз в неделю по полчаса (перед «Международной панорамой»), обречены любить это искусство остервенело и фанатично.
Родители уходили в другую комнату и расслаблялись. Они не подозревали, что из приключений Элли в логове людоеда рождались первые садомазохистские фантазии. Что воспоминания о «Бременских музыкантах» вдохновляли на скитания в арбатских подворотнях в компании длинноволосых ослов с гитарами.
Девочки смотрели внимательно, они хотели туда, на экран, в сказку. А потом выросли в девушек и сделали сказку былью. У каждой своя любимая роль в этой игре, остается узнать, по каким правилам в нее играют.
Дюймовочка, или страдалица.
Кто она такая
С самого детства Дюймовочке суждено было играть роль незаметного и слабого существа. Воспитанная матерью-одиночкой, вдовой, она с самого начала знала, что женская судьба родительницы не задалась (для рождения дочки той пришлось даже прибегнуть к искуственному зачатию в цветочном горшке). Девочка была долгожданной и любимой, но отсутствие отцовской фигуры сделало ее совершенно беспомощной в отношениях с противополжным полом.
Это не могло не привлечь к ней потенциальных женихов, которым нравились ее послушание и безропотность. Однако ей катастрофически не везло на кавалеров. Первый оказался маменькиным сынком, а его мамаша, будущая свекровь — подлинной жабой. Потом попался тот еще жук. И наконец, под влиянием пронырливой сводни, она едва не стала женой богатого старика, инвалида по зрению.
С одной стороны, Дюймовочка явно не сумела развить в себе социальные навыки. Ей трудно заставить себя сказать «нет», она готова подчиняться воле других — будь то начальство или просто настойчивые представители из ближайшего окружения. Она сентиментальна, сострадает птичкам, но совершенно пассивна- ее то и дело уносит ветром или течением, в крайнем случае ее умыкают более активные персонажи. Она довольствуется малым, ест без аппетита и ждет, пока кто-нибудь окажется ласточкой и переместит ее прямо в объятия эльфа.
Зато она очень хорошенькая.
Чего от нее ожидать
Вне сказок Дюймовочка представляет из себя анемичную барышню с тоненькими пальчиками, которая тихо кашляет в уголке. Ее слабость и беспомощность обычно раздражает энергичных подруг — но они честно опекают ее и пытаются пристроить. Часто Дюймовочки все-таки успевают выйти замуж за крота, и тем вызывают у встречных мужчин острую жалость и желание немедленно прийти на помощь. Стоит, однако, прикинуть свои возможности — нахождение рядом с тихой, робкой особой требует от партнера постоянных усилий на ниве жизнеустройства. Тебе достанется бремя всех решений, а пока ты будешь готовить согревающий компресс для ее озябших ножек, заглядываться она все равно будет на какого-нибудь сладкоголосого эльфа в телевизоре.
Как с ней быть
Эльф тебе не соперник. На самом деле Дюймовочке нужен папа, которого ей так не хватало. А это не значит, что ее следует только гладить по голове и поить с ложечки. Она будет тебе очень признательна, если ты научишь ее завязывать шнурки и ездить на велосипеде. Тогда она рано или поздно поврослеет и перестанет так зависеть от окружающих. Но баловать ее будет по-прежнему приятно.
Элли, или мальчишница
Элли выросла на ферме в американской глубинке, и с детства была самостоятельной. Такие девочки часто рождаются в семье, где отец мечтает о мальчике. Поэтому оказавшись за тысячу миль от дома, она не очень растерялась. На протяжении своего пути к Великом Гудвину, она обрастает целой свитой из мужских персонажей. К верному другу Тотошке присоединяется Страшила, Железный Дровосек и Лев. Всей этой компанией они активно тусуются — без всякого намека на романтические отношения.
Однако не случайно, что почти все женские персонажи, попадающиеся на Эллином пути, квалифицируются как ведьмы. Женщин она не любит и всерьез старается не принимать. И те тоже пытаются ей подгадить. Самое комфортное состояние для Элли — это когда вокруг нее множество друзей мужского пола и приключение на горизонте. Зато она не трусит, не падает в обморок при виде пауков, умеет подбодрить и поговорить по душам.
Чего от нее ожидать.
Распознать Элли можно по ключевой фразе: «Женской дружбы не бывает». В ее окружении редко попадаются девушки — разве что жены ее друзей. Причем все они непременно должны быть одобрены Элли. Те, кто выдержал экзамен невесты, постараются соблюдать нейтралитет. Если у них хватит ума — они не будут пытаться увести мужа из Эллиной свиты, поскольку это задача почти невыполнимая.
Такие девушки, как Элли, стараются попасть в мужской институт и становятся какими-нибудь заправскими программершами в IT компаниях. Они незаменимы в альпинистских походах. Часто умны и умеют манипулировать.
Если тебя угораздило влюбиться в Элли, то ты обречен делить ее внимание с друзьями. И заранее будь готов к регулярному активному отдыху в большой сплоченной компании страшил. Которые при малейшем подозрении на неподобающее обращение со своей феей обратятся в железных дровосеков и сотрут тебя в порошок.
Как с ней быть.
Попытаться принять ее ценности, и поверить если не в дружбу между мальчиками и девочками, то, по-крайней мере, в дружбу между мальчиками и Элли. Когда она увидит, что никто не посягает на ее круг общения, она сама установит комфортное для всех личное пространство. Можешь не сомневаться, что верность для нее — не пустой звук. И со временем часть ее тайных воздыхателей отпадет сама собой, а остальные превратятся в твоих друзей.
Беглая принцесса или хиппи-мажорка
Про принцессу из «Бременских музыкантов известно не так уж много. Главным образом, что она «такая-сякая сбежала из дворца». Избалованная дочка номенклатурного работника, она при первой же возможности драпанула из родительского дома. И стала заправской «группи». Периодически всемогущий папа при помощи тайных оперций ФСБ возвращает беглянку на место и начинает по привычке выплясывать вокруг капризной девицы. Предлагать ей продукты из закрытого распределителя и охватывать заботами.
И так будет происходить не раз и не два, пока модные музыканты не закончат свои гастроли. После чего они уедут в соседнее государство и начнут на новом месте радовать желтую прессу скандалами вокруг известных семейств. А принцесса как миленькая выйдет за премьер-министра с карьерными перспективами.
Чего от нее ждать.
В юности такие девочки могут хипповать — но всерьез их в компании неформалов не принимают. Никого не вводят в заблуждение ее потертые ливайсы за триста долларов, и всем понятно, что она играет в игрушки с помойки, потому что собственные плюшевые зайки ей просто надоели.
Ее детство кажется счастливым только со стороны. Вечно занятые делами государственной важности, родители принцессы бросались из крайности в крайность. Они то забывали о ней, то заваливали подарками, то начинали бешено контролировать.
Скорее всего, она будет с восторгом предаваться любви на засиженной тараканами кухне нищего студента — но до тех пор, пока у нее не кончится тюбик крема «Vichi» и она не наведается в родительский дом обговорить возможность пополнения счета на кредитке. Там она попадет в объятия растроганного отца и быстро забудет своих нечесанных друзей.Со временем она вырастет в добропорядочную матрону, хозяйку евроремонтированной квартиры и мать чистеньких детей.
Словом, это девушка с интересным прошлым — но довольно предсказуемым будущим.
Как с ней быть
За ее попыткой сбежать стоит желание очертить границы своей личной территории. Быть внимательным, но не опекать; оставаться рядом, но не посягать на личную свободу — задачи не из числа легких. Но если ты заслужишь ее доверие, она никуда не захочет убегать.
Мальвина, или мистресса.
Мальвина прошла трудный путь от старлетки до примадонны. Ей довелось познать все тяготы шоу-бизнеса — и эти лишения закалили ее характер. Это самый сексуально напряженный персонаж из нашей коллекции. Под влиянием Карабаса-Барабаса она оказалась втянута в опасные игры с применением плетки и дерганием за веревочки, привязанные к разным частям тела.
Ей хватило решимости не сломаться и убежать, однако на ее психике навеки остался отпечаток. Ей постоянно требуется свита, причем если Тотошка для Элли — друг, товарищ и брат, то Артемон для Мальвины раб и слуга, которого держат по преимуществу на поводке. Женственный и безвольный Пьеро, чей мазохистический характер становится понятен с первых же страниц сказки, готов идти за ней на край света. И неудивительно — эта большеглазая девочка, ангел с голубыми кудрями, обладает несгибаемой волей. «Я научу вас хорошим манерам, будьте покойны», говорит она, отправляя в чулан Буратино.
Чего от нее ждать.
Того и ждать. На красавицу с железной волей всегда есть спрос — как показывают исследования, чем выше ответственность на работе, тем больше мужчина склонен искать подчиненного положения в частной жизни. Так что не исключено, что Карабас-Барабас рано или поздно составит с ней идеальную партию и будет служить у нее на посылках.
Мальвина, которую ты встретишь в жизни, та, что красит волосы менее психоделический цвет, в душе может оказаться несчастной искалеченной девочкой, страдавшей от недостатка или нездорового избытка отцовского внимания. Но в любом случае, если ты не готов играть в ее инфантильные игры, тебе придется потратить много усилий, чтобы сделать ее счастливой.
Как с ней быть.
Обратить ее господские замашки в игру, если ты, конечно, любитель таких игр. Она мечтает быть хорошей девочкой, и слишком серьезное отношение к ее капризам на самом деле вызывает в ней чувство вины и утомление. Можно разыгрывать любые сценарии, но они должны оставаться в границах спальни. За ее пределами тебя будет выручать чувство юмора. Она должна понимать, что вне игры ее топанье ножкой выглядит не возбуждающе, а уморительно, и тогда соблазна командовать тобой в присутствии друзей у нее просто не возникнет.
И купи ей пуделя.
Герда, или спасительница
Герда — одна из самых позитивных и безупречных героинь в мире сказок. Она самоотверженно отправляется на поиски пропавшего Кая, и никакие препятствия на пути не могут ее сломить. Она из тех женщин в датских селеньях, которые лося на скаку остановят, уйдут от всех соблазнов и преодолеют все непогоды. Никакие дурманящие маки в саду волшебницы не заставят ее забыть о цели путешествия.
Невозможно не преисполниться восхищения, глядя на то, с каким терпением она старается не замечать выкрутасов уже раненного осколком Кая, и с каким мужеством идет сквозь метель в царство Снежной Королевы. Ее любят все, кто встречается на ее пути. И в сказке такой героизм не может остаться без награды. Кай расколдован, Снежная Королева злится-прошла ее пора, розы расцветают пышным цветом.
Чего от нее ждать.
Казалось бы — верная подруга и в потенциале несомненно добродетельная мать. Такая женщина — мечта любого зрелого мужчины, та, с которой хочется жить долго и счастливо.
Однако в жизни такие девочки избегают взрослых и состоявшихся мужчин. Герде для полного счастья нужен именно Кай — озлобленный, вечный мальчик, норовящий сбежать к Снежной королеве. Это может быть алкоголик или наркоман, инфантильный бездельник или непризнанный гений. Герда не может жить без своего путешествия, и ей органически необходимо кого-то выручать и спасать. И Кай должен быть именно такой, каким его сделало колдовство — замороженный, эмоционально черствый, потому что тогда у Герды будет достаточно почетная задача расколдовать его.
Отличие от сказки только в том, что Кай неизлечим. А если даже каким-то чудом он изменится, Герде станет с ним неинтересно.
Как с ней быть.
Заставить обратиться к ее собственным потребностям и желаниям. Она так давно забыла, что тоже имеет право быть слабой и усталой, что это открытие может ее ошеломить. Не следует пытаться ее опекать — как правило, она сама умеет справляться с мелочами. Главное дать ей понять, что не обязательно служить неиссякаемым источником чудес, чтобы быть любимой. Что чудо — это она сама.
Врезки:
Масяня и Лиза Симпсон — или героини нашего времени
Эти девицы не сошли с экрана, а взошли на него. Обе они списаны с наших реальных современниц, и число их последовательниц будет расти — независимо от популярности исходных сериалов.
Масяня. Питерская девушка.
Это не прописка, а свойство характера. Масяня — способ выживания жизнелюбивого создания в депрессивной стране, где можно нормально жить только в одном городе, а за его пределами приходится перебиваться с хлеба на пиво, постоянно изыскивая способы заработать денег. Масяня подает себя как девушку без комплексов, смолит одну за другой, делает что хочет и ходит в одной и той же утлой маечке в жару и в стужу. Но расплачиваться за это приходится приступами черной депрессии, потому что Масяня чувствует зыбкость и временность такого беспечного существования, и неумолимый призрак взросления уже не за горами.
Для наших соотечественников с белыми манжетами и с пристойной зарплатой, независимо от их пола и места проживания, Масяня — нечто вроде Карлсона для Малыша: раздолбайское альтер эго, существо которое живет без крыши. Она может себе позволить спать до упора, посылать в жопу директора и быть свободной — то, чем мы пожертвовали ради комфорта и уверенности в завтрашнем дне.
Лиза Симпсон. Гостья из будущего.
.В американской глубинке мир так же несправедлив, как и повсюду, и единственный, кто пытается с этим бороться — Лиза, упрямая девочка с саксофоном и левыми взглядами. Как в придурковатом семействе Симпсонов могла появится эта интеллектуалка и защитница поллиткорректности, остается загадкой.
В нашей стране совестливые умные девочки в поисках утраченных ценностей все охотнее приобщаются к Лизиным взглядам.
Это та самая чувствительная душа, которая никогда не купит натуральную шубу, в кафе закажет салат из ростков сои и сегодня вечером откажется от секса, потому что из-за разлившейся в северном море нефти пострадали миллионы невинных моллюсков.
Экологическая сознательность, как водится, оборачивается вегетарианством и авитаминозом, непризнанность — бешеным честолюбием, а перфекционизм — бронхиальной астмой.
Баба-Яга, Шапокляк, Фрекен Бок — или тещи.
Хорошо, если матушка твоей избранницы окажется постаревшей Василисой Премудрой. Однако это большая редкость, особенно если учесть, что период налаживания отношений с зятем обычно приходится на непростой этап женской биографии, именуемый климаксом. Три тетки в возрасте представляют собой разные типы тещ, и к каждой можно при желании подобрать ключ.
Шапокляк. Маман в шляпке
Это анекдотический вариант чистого вредительства, цель которого привлечь к себе внимание. Шапокляк не может смириться с возрастом, что и заставляет ее носить одноименную шляпку, каблуки и костюмчики в духе Коко Шанель. Она бесконечно ревнует любого мужчину к своей дочери (а дочь — к мужчине), подобно тому, как ревнует Гену к Чебурашке, девочке Гале — к кому угодно.
Она привыкла распоряжаться своей дочерью и кричать ей «Лариска, за мной!»
С такой тещей надо вступать в отношения легкого флирта и умело отпускать комплименты. Ей надо дарить цветы — и ни в коем случае не мясорубку и не старческий атрибут вроде иппликатора Кузнецова. Ее надо водить в консерваторию, поддерживая за локоток.Тогда она будет утешать себя мыслями о тайной влюбленности с твоей стороны. Ну и ладно, жалко, что ли?
Баба-Яга. Собственница
Баба-Яга из тех тещ, которые воспринимают зятя как свою собственность. Ты превращаешься в довесок к ее дачке на курьих ножках и возишь ступу на техобслуживание. Она будет заваливать тебя заданиями, и не успокоится, пока не сожрет тебя с потрохами.
У нее два достоинства. Она хорошо понимает прямые высказывания и не лишена чувства юмора. Пару аккуратных, но твердых отказов, перемежающихся с прибаутками в ее вкусе — и ты станешь из Ивашки-дурака ее любимым зятем.
Фрекен Бок. С причудами.
Курощать Фрекен Бок несложно. Другое дело, что даже в мирной своей ипостаси она дама с придурью.Она читает вестник ЗОЖ, верит в приведения и бальзам Биттнера — а в тяжелом случае может увлечься пареной уриной по методу Малахова.
С ней лучше общаться по-минимeму, потому что безумие заразительно. И самый удачный вариант — это замкнуть ее на дядю Юлиуса, который с удовольствием будет жить с ней вместе в мире сказок, любить булочки и чистить печень оливковым маслом.
Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:
«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».
Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.
Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).
Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.
Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.
Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.
Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:
«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.
Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».
Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.
Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.
Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.
Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.
Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.
Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.
Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.
Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.
После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.
Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.
Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:
«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.
В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».
И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.
Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.
Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…
из
This entry was originally posted at http://zharevna.dreamwidth.org/680630.html. Please comment there using OpenID.
Сейчас сказки читают только детям, но поучиться женской мудрости никогда не поздно! Итак, чему же могут научить взрослых девушек и женщин героини сказок?
Царевна-Лягушка
Чему учит: умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины короля.
Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести. Именно это умение она и показала на приеме у короля, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди. А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину.
Принцесса на горошине
Чему учит: здоровый сон — важен для женщины, и этому не должны препятствовать никакие горошины!
В сказке Принц находит свою Принцессу. Казалось бы, все закончится хорошо, но не тут-то было! Девушку решили проверить на подлинность ее голубой крови и подложили ей под множество матрасов и перин горошину. В жизни современной женщине много «горошин», мешающих спать — работа, дети, проблемы, бытовые дела, поездки и пр. Но всегда нужно помнить, что здоровый сон не только дает возможность отдохнуть, но и способствует сохранению красоты.
Василиса Прекрасная
Чему учит: следовать своей интуиции.
Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией.
Настенька из «Морозко»
Чему учит: быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас.
Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов.
Золушка
Чему учит: встречают по одежке, провожают по уму.
Не даром Мэрилин Монро говорила: «Дайте женщине пару хороших туфель и она покорит весь мир!». Героиня Золушка учит опрятности, красоте и гармоничному внешнему виду. Что уж говорить — мужчинам нравятся красивые, ухоженные и стильно одетые девушки. Конечно, Принц полюбил Золушку не за ее внешность, а за доброту, талант и искренность, но вначале она произвела эффект именно своим платьем, туфельками и прической!
Баба-Яга
Чему учит: гостеприимности и хозяйственности.
Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах.
Аленушка из сказки «Гуси-Лебеди»
Чему учит: делайте добро и оно обязательно к вам вернется.
Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь.
Снежная Королева
Чему учит: никогда не держите обиду в себе, иначе ваше сердце станет холодным, как льдина.
Видимо нелегко в жизни пришлось Снежной Королеве, раз она заточила себя в ледяной замок и украла ни в чем не повинного мальчика Кая. Черствое, злое и холодное сердце Снежной Королевы не принимает ни радости окружающих, ни любви, ни милосердия. А все от обиды на весь мир, которая в итоге ее и погубила.
Живите реалиями, но не забывайте о добрых сказках — берите из них все самое светлое и хорошее, чего не хватает в современном мире. И помните, что все сказки заканчиваются хеппи-эндом!
На нашем канале в Яндекс.Дзен
всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно
подпишитесь!
02.03.2015 16:29