Обновлено: 10.01.2023
Согласно современным правилам орфографии, слово “пескарь”, означающее речную рыбу, пишется через букву “Е”. Однако в названии и в тексте рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина фигурирует слово “пискарь”. Дело в том, что в 19 веке, когда было написано это произведение, нормы языка позволяли писать слово через “И”.
Также существует теория о том, что слово “пискарь” происходит от “писк” и имеет иронический подтекст, характеризуя главного героя, как трусливого и жалкого, готового “пищать” от страха.
Сюжет произведения заключается в том, что мудрый пескарь одиноко живет в темном убежище. Он уверен: если скрыться от всех и дрожать, его не тронут. Умирая в полном одиночестве, пескарь осознает, что его жизнь прошла в бессмысленном страхе, лишенная возможных радостей и впечатлений, а все, кто знают главного героя, считают его глупцом.
Родители пескаря прожили долгую жизнь, умирая завещали сыну остерегаться всех возможных опасностей. Отец рассказывал, что самое ужасное для пескаря – угодить на крючок.
Пескарь запомнил все уроки мудрых родителей и всю жизнь боялся столкнуться с какой-нибудь опасностью. Он остерегался каждого – больших рыб, способных его съесть, рака, с его страшными клешнями, водную блоху. Он чувствовал себя ужасно крошечным и уязвимым перед всеми жителями реки.
Пескарь поселился в норке, вход в которую сделал на столько маленький, что никто кроме него, не смог в нее пробраться. Весь день он сидел в ней содрогаясь, а ближе к вечеру или после полудня, когда крупная рыба не охотится, выплывал из своего укрытия, чтобы перекусить.
Так он прожил целых сто лет. Будучи дряхлым стариком, он осознал, что существование его было бессмысленным и умирая, даже вспомнить ничего хорошего не может. Не оставив после себя ни одного, даже самого мимолетного воспоминания. Никто не знает, как умер пескарь: толи его съели, толи он всплыл на поверхность.
Главные герои и их характеристика:
Премудрый пескарь – главный герой произведения, тихий, трусливый и до абсурда осторожный. Прожил долгую, никчемную жизнь из-за своих страхов, но осознал это только умирая.
Второстепенные герои и их характеристика:
Отец и мать пескаря – умные и мудрые родители пескаря, которые прожили долгую жизнь и учили сына быть чрезвычайно осторожным.
Автор: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Пескарь знал, что он очень маленький, а вся остальная рыба в реке больше него, и кто угодно сможет его съесть. Он даже других пескарей остерегался – если накинутся на него все сразу, несдобровать.
Пескарь был умным, просвещенным и “умеренно-либеральным”. Он усвоил отцовские наставления и решил провести всю свою жизнь незаметно.
Премудрый пескарь вырыл себе такую норку, что никто, кроме него самого, не смог бы в нее попасть. Весь год он рыл ее носом, скрываясь в иле или траве. Пескарь продумал план: он будет покидать свое укрытие только когда стемнеет, ведь все хищники уже спят, либо после обеда, когда рыба уже подкрепилась, и ни у кого не будет соблазна его съесть. Все остальное время пескарь сидел в своей норе и дрожал.
К полудню рыбы уже вылавливали всех мошек, и пескарю частенько приходилось голодать. Однако ему казалось, что лучше жить впроголодь, чем быть сытым, но стать обедом для какой-нибудь крупной рыбы.
Однажды, проснувшись, он заподозрил, что у входа в нору его стережет голодный рак. Пол дня пескарь продрожал в своем жилище, пока рак не отступил.
В другой раз пескаря намеревалась съесть щука, кружившая у его норки, но пескарь опять затаился в своем логове, и щука уплыла.
Когда пескарь совсем уже состарился, щуки собрались у входа в его нору и принялись расхваливать: мол, так долго, да так спокойно живет пескарь, в надежде на то, что тот поддастся лести и выглянет из укрытия. Но пескарь был хитрее: сидя в своей норе, он раз за разом заставлял хищников уплывать ни с чем.
Прожил пескарь больше сотни лет. Но так и не завел ни друзей, ни родных. Никаких увлечений он не имел, ничем не интересовался, развлекаться не любил. Просидел всю жизнь в норе, содрогаясь от страха.
Умирая в одиночестве, пескарь думал, что, если бы все пескари жили так, как прожил он, весь род пескарей давно бы перевелся. Ведь, чтобы оставить после себя потомство и хоть какую-то память, нужно обзавестись семьей, обитать в привычной среде, а не в темной норке. Общаться с другими пескарями и заимствовать у них положительные черты. А те, кто всего боится и от всего прячутся совсем не нужны обществу.
Перед глазами пролетела жизнь – и осознал он, что не прожил, а просуществовал, при чем совершенно бесцельно: ничему толком не радовался, никому ни помог, ни спас, ни защитил. А когда он умрет, никто о нем и не вспомнит.
И даже сейчас, когда пескарь умирает в своем мрачном уголке, ни одна рыба, проплывающая мимо, не заглянет и не спросит: как же премудрый пескарь столько прожил, да и премудрым его уже давно никто не считает, а только последним дураком, прожившим всю свою жизнь в бесполезном одиночестве.
Краткая история создания произведения.
Впервые сказка была опубликована сразу после создания в детском разделе иностранной газеты “Общее дело” в 1883 году, без какого-либо указания авторства. Затем произведение публиковалось еще несколько раз: в отдельных брошюрах или в сборниках, вместе с другими сказками Михаила Салтыкова-Щедрина.
Через год “Премудрого пискаря” впервые опубликовали в России в журнале “Отечественные записки”.
Однако особенность дальнейших публикаций сказки заключается в том, что практически сразу после появления в “Отечественных записках” она была изъята из-за цензуры и распространялась подпольно. И лишь в 1906 году была выпущена в тираж снова, в отредактированном варианте.
Главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” — обычный пескарь, который хотел прожить долгую жизнь и никому не попасться на зуб. Хотел пескарь добиться всеобщего уважения и почтения.
Но если прожить долгую жизнь пескарю удалось, то уважения он так и не заслужил. Более ста лет просидел пескарь в своей норке, всех боялся, от всех прятался, и вроде бы вот он повод гордиться своей премудростью. Но отчего-то тоскливо стало пескарю, особенно, когда он видел снующих вокруг него маленьких молодых пескарей.
И стар он стал до безобразия, настолько стар, что даже щука уже не воспринимала пескаря как еду. И называли его все лишь остолопом, но никак не премудрым пескарем.
И вот однажды приснился пескарю сон, что стал он большим, огромным, и сам стал охотиться на щук. Выбрался он из норы и исчез. То ли съел его кто, то ли сам умер.
Главные герои сказки:
1. Премудрый пескарь. Трусливый, одинокий, старый, утративший связь с реальностью.
2. Отец и мать пескаря. Умудренные опытом, заботливые.
3. Щука. Просто хищник.
Читайте по теме:
Главная мысль сказки:
Чтобы люди тебя уважали, надо что-то делать для людей, а не думать лишь о себе.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 7 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
История создания
Направление и жанр
Суть: о чём сказка?
Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.
Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.
Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.
Главные герои и их характеристика
Проблемы
- Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
- Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
- Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
- Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.
Смысл
Чему учит?
Критика
Автор: Михаил Щепин
Автор: Самый Зелёный · Published 30.11.2021
Автор: Самый Зелёный · Published 02.11.2021
Автор: Самый Зелёный · Published 14.07.2020
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Описание книги для читательского дневника
Главные герои и их краткая характеристика
Премудрый пескарь — глупый, робкий, бесполезный. Никому не желал добра, никто про него и не вспомнил.
Родители пескаря — умные, осторожные, наученные горьким опытом.
Прочая рыба — щуки, раки.
Краткое содержание и сюжет
Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные . Умирая, старый пискарь учил сына глядеть в оба . Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности: крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей: еще его отец однажды чуть в уху не угодил.
Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы полголовы высунулось . Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: Слава тебе, господи, жив! .
Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать . Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он бесполезный и если бы все так жили, то весь пискарий род давно перевелся бы . Решил он вылезти из норы и гоголем по всей реке поплыть , но снова испугался и задрожал.
Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает . Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно, его щука заглотила, но скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого? .
Очень краткое содержание для читательского дневника
Отец и мать учили пескаря быть осторожным. Отец приводил пример с ухой, в которую он чуть не попал. Решил пескарь выдолбить норку и покидать ее лишь по ночам и в обед. Ни рак, ни щука не поймали пескаря и прожил он более ста лет. Стал пескарь жалеть, что никто его не уважает, и не любит. Приснился ему приятный сон, высунулся он из норы и умер.
План пересказа
- Советы отца
- Как отец в сеть попал.
- Как отец ухи избежал
- Новая нора и план жизни
- Пескарь следует плану
- Сон про двести тысяч
- Рак и щука
- Столетний юбилей
- Рассуждения о роде
- Кто его вспомнит?
- Приятные забытье
- Смерть пескаря
Основная мысль
Жить нужно делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о тебе.
Чему учит
Сказка учит не боятся трудностей и опасностей. Учит жить смело и уверенно. Учит делать людям добро. Учит приносить пользу. Учит продолжать свой род. Учит тому, что долгая жизнь не залог полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, получать от жизни удовольствие.
Отзыв и что понравилось
Это очень назидательная история. Пескарь думал лишь о том, чтобы его никто не съел, он всю жизнь дрожал, боялся. И получилось так, что хоть и прожил он более ста лет, да только настоящей жизни не видал. Нечего ему вспомнить перед смертью, только свои собственные страхи. Не жаль его нисколько.
Вывод и мое мнение
В образе премудрого пискаря автор изображает человека, который никому не принес радости, не сделал ничего хорошего для общества и для людей. Он боялся только за свою совершенно бесполезную жизнь, которая и ему-то самому никакого удовольствия не доставляла. Пескарь прожил до ста лет, но кому от этого стало лучше или хуже?
Пословицы
- Волков бояться, в лес не ходить.
- Боязливому и своя тень страшна.
- Двух смертей не видать, а одной не миновать.
- Живут один раз, не потом, а сейчас.
- Кто людей любит, того жизнь голубит.
Словарь новых и незнакомых слов
Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени
Хайло — глотка.
Шваркнуть — бросить во что-то.
Цитаты из текста
Читайте также:
- Беседа с воспитателем детского сада
- Локальная вытяжная система вентиляции на пищеблоке школы
- Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей в доу
- Школы города рейтинг тосно
- Растительный мир тюменской области кратко
Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
Обновлено 10 Июля, 2021
Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.
Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.
Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».
В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».
Тема
Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.
Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.
Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.
Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает»
.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.
Композиция
Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.
В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.
Жанр
Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Михаил Антонов
6/10
-
Наталья Степанова
9/10
-
Давид Микулеску
10/10
-
Алпият Магомедова
10/10
-
Sfdsdff Sdafds
9/10
-
Денис Аллаяров
10/10
-
Яна Рамазанова
10/10
-
Марина Шитова
10/10
-
Катя Шишкина
10/10
-
Сергей Каштырёв
7/10
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
А какую оценку поставите вы?
Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.
Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.
Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.
Жанр и смысл названия сказки
Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.
Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.
Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.
Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).
Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.
Главные герои
В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.
Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.
Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.
Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.
Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.
В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.
Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.
Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.
Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.
Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.
Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.
Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.
Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.
Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.
Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.
Чему учит сказка «Премудрый пескарь»
Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.
Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.
С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.
На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.
История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.
Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.
Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.
Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.
Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.
Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.
Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»
Цели урока:
1.Обучающие:
а) Знания:
- Повторение и систематизация ранее полученных
знаний о творчестве писателя; композиции
произведения; использовании различных
художественных средств. - Углубление знаний о сарказме как разновидности
иронии; - Знакомство с понятием гротеск.
б) Умения:
- Нахождение изучаемого тропа.
- Закрепление умения анализировать
художественное произведение в единстве формы и
содержания.
2. Развивающие:
а). Развитие памяти (установка на
воспроизведение материала в конце урока);
б). Развитие мышления (логического,
образного при работе с текстом);
в). Развитие устной речи учащихся
(монологическая, диалогическая речь).
3. Воспитывающие:
а). Воспитание активной жизненной
позиции.
б) Воспитание интереса к литературе.
в) Воспитание уважительного отношения
к культуре и искусству.
Ход урока
I. Слово учителя. Биографическая
справка (слайд №1 в Приложении 1)
М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826
года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу
принадлежал к старинному и богатому дворянскому
роду, по матери – купеческому сословию. После
успешного окончания Царскоселького лицея
Салтыков становится чиновником военного
ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые
литературные произведения – “Противоречия” и
“Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о
писателе, заговорили только в 1856 г., когда он
начал публикацию “Губернских очерков”.
Свой литературный талант он направил
на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще
не видит творящегося в стране беззакония,
процветающего невежества и тупости, торжества
бюрократии. М.Е. Салтыков-Щедрин — великий
русский сатирик, революционер-демократ, соратник
Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против
общественного зла и социальной несправедливости
он избрал сатиру, продолжив и развив в новых
исторических условиях традиции Фонвизина и
Гоголя. Чернышевский утверждал: «Ни у кого из
предшествующих Щедрину писателей картины нашего
быта не рисовались красками более мрачными.
Никто не карал наших собственных язв с большей
беспощадностью». (слайд №2 в приложении 1)
II. Слово учителя. Историческая справка
Но сегодня мне хочется остановиться на
сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки
явились своеобразным итогом, синтезом
идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору
из-за существования строгой цензуры автор не мог
до конца обнажить пороки общества, показать всю
несостоятельность российского управленческого
аппарата. И все же с помощью сказок “для детей
изрядного возраста” Щедрин смог донести до
людей резкую критику существующего порядка.
Для написания сказок автор
использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также
для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь
скрыть от цензуры истинный смысл написанного,
приходилось пользоваться и этим приемом. Сказка
по простоте своей формы доступна любому, даже
неискушенному читателю, и поэтому особенно
опасна для «верхов». Недаром цензор Лебедев
доносил: «Намерение г. С. издать некоторые свои
сказки отдельными брошюрами более чем странно.
То, что г. С. называет сказками, вовсе не
соответствует своему названию; его сказки — это
та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более
или менее направленная против общественного и
политического нашего устройства».
Высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена
временем и особенно остро она звучит в период
социальных неурядиц, подобных тем, которые
переживает сегодня Россия. Именно поэтому
произведения Салтыкова-Щедрина множество раз
переиздавались и в наше время. (Слайд №3 в
Приложении1)
III. Работа над литературными терминами
Прежде, чем мы приступим к анализу
сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим
необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск,
гипербола. (Слайд №4 в Приложении1)
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с
откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или
явления через его осмеяние. Комический эффект
достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован.
ГРОТЕСК – изображение действительности в
преувеличенном, уродливо-комическом виде,
переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
IV. Работа над текстом сказки.
Сказка “Премудрый пескарь” (1883) стала
хрестоматийной.
1). Работа над образом главного героя
(слайд №5 в Приложении1)
Как жили родители пескаря? Что завещал
ему отец перед смертью?
Как решил жить премудрый пескарь?
Как автор описывает пескаря-сына? (слайд
№6 в Приложении1)
Как описывает автор его жилище? (слайд
№7 в Приложении1)
Какова была жизненная позиция пескаря?
Как называют человека с такой жизненной
позицией? (слайд №8 в Приложении 1)
Итак, мы видим, что пескарь поначалу
ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не
высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого
шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его
норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни
детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая
заглотнула. Только перед смертью задумывается
пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого
пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? –
Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед
смертью осознает обыватель, что никому-то он не
нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки,
то, что на поверхности. А подтекст карикатурного
изображения Щедриным в этой сказке нравов
современной мещанской России хорошо объяснил
художник А. Каневский, делавший иллюстрации к
сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно,
что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый
обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он
человек, но и пескарь, в эту форму облек его
писатель, и я, художник, должен ее сохранить.
Задача моя – сочетать образ запуганного
обывателя и пескаря, совместить рыбьи и
человеческие свойства…”.
Страшную обывательскую отчужденность,
замкнутость в себе показывает писатель в
“Премудром пескаре”. М.Е.Салтыкову-Щедрину
горько и больно за русского человека.
2) Работа над композицией произведения,
художественными средствами.
Какова композиция произведения? (Композиция
выдержанная и строгая. В малом по объему
произведении автор прослеживает жизнь главного
героя от рождения и до бесславной смерти. Круг
действующих лиц предельно узок: сам пескарь и его
отец, чьи наказы он выполняет.)
Какие традиционные сказочные мотивы
использует автор? (Используется традиционный
сказочный зачин “жил-был пискарь”,
распространенные обороты “ни в сказке сказать,
ни пером описать”, “стал жить-поживать”,
народные выражения “ума палата”, “откуда ни
возьмись”, просторечия “распостылая жизнь”,
“погублять”.)
Что позволяет нам говорить о смешении
фантастики и реальности в произведении? (Наряду
с фольклорными, в сказке звучат выражения,
употреблявшиеся автором и его современниками
“моцион делать”, “отрекомендоваться”.)
Найдите в тексте примеры
использования гротеска, гиперболы.
Для чего, как вы думаете, автор
использует эзопов язык?
Политическая направленность сатиры
Салтыкова-Щедрина потребовала новых
художественных форм. Чтобы обойти цензурные
препятствия, сатирик должен был обратиться к
иносказаниям, намекам, к «эзопову языку».
Соединение фантастики и реальности,
использование гротеска, гиперболы, позволило
писателю создать новый оригинальный жанр
политической сказки. Такая форма повествования
помогает раздвинуть границы художественного
изображения. Сатира на мелкого обывателя
приобретает огромный масщтаб, создается символ
трусливого человека. Вся его биография сводится
к формуле: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.
В «Премудром пискаре» выведен
образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и
трусливой. Щедрин приписывает рыбе человеческие
свойства и вместе с тем показывает, что и
человеку могут быть присущи «рыбьи» черты.
Смысл этой аллегории раскрывается в словах
автора: «Неправильно полагают те, кто думают,
что лишь те пискари могут считаться достойными
гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе
и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере
бесполезные пискари».
3) Работа над заглавием и идеей
произведения (слайд №10 в Приложении1)
Как вы понимаете заглавие
произведения? Какой прием использует автор в
заглавии? (Пескарь считал себя премудрым. И
автор называет так сказку. Но за этим заголовком
скрыта ирония, выявляющего никчемность и
бесполезность обывателя, дрожащего за свою
жизнь.)
Какие риторические вопросы задает
себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в
текст произведения? (“Какие были у него
радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет
подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил,
обогрел защитил?” На все эти вопросы звучит один
ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены
в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их
себе и задумался о смысле своей жизни.)
Какова же идея произведения? (Нельзя
жить только ради сохранения своей жизни.
Необходимо ставить перед собой высокие цели и
идти к ним. Необходимо помнить о человеческом
достоинстве, о мужестве и чести.)
V. Заключительное слово учителя.
Мы увидели, что в сказке автор обличает
трусость, умственную ограниченность, жизненную
несостоятельность обывателя. Писатель ставит
важные философские проблемы: в чем смысл жизни и
назначение человека. Проблемы эти будут всегда
стоять перед человеком и обществом в целом.
Писатель не стремиться развлечь читателя, он
преподносит ему нравственный урок. Неизменно
сказки Салтыкова-Щедрина будут актуальны, а
персонажи – узнаваемы.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра “Что лучше – жить
сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить,
совершая ошибки и учась на них?”
Примечание
В презентации использованы кадры из
мультипликационного фильма “Премудрый
пескарь”, режиссер Валентин Каратаев.
Презентация