-
Какие есть зказочные герои у сказки улукоморья дуб зеленый
-
Предмет:
Другие предметы
-
Автор:
аноним
-
Создано:
1 год назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Физика1 минута назад
Помогите решить задачу по тех меху
-
Физика1 минута назад
Помогите решить задачу
-
Математика6 минут назад
Помогите решить задание
-
Химия11 минут назад
Обменного взаимодействия нитрата бария с серной кислотой, если в результате образуются сульфат бария и азотная кислота
-
Математика11 минут назад
89 соток тысяч 2 еденицы тысяч 4 десятка
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы41 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Вступление к поэме «Руслан и Людмила» — одно из самых известных поэтических произведений на русском языке. Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» и его краткое содержание поможет в полной мере проникнуться красотой поэтического Пушкинского слова, которое оживляет в воображении читателя невиданных сказочных персонажей и пейзажи русской природы.
История создания стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый»
«У Лукоморья дуб зеленый» — это пролог поэмы «Руслан и Людмила», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Сюжет поэмы навеян старыми народными сказками, которые ему в детстве читала няня Арина Родионовна.
Название стихотворения созвучно его первой строке. Само по себе слово «Лукоморье» родом от сочетания слов «лука» и «моря», что означает «изгиб берега моря», т. е. морской залив или бухта.
Бытует мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, где расположен древний монастырь, не единожды посещаемый Пушкиным.
Чувствительный к проявлениям прекрасного, талантливый поэт был поражен видом столетнего дуба на берегу морского залива, послужившего вдохновением для создания сказочной поэмы с необычной вступительной частью.
Сочинительство поэмы Пушкин начал в 1817 году, еще до окончания Царскосельского лицея и закончил весной, три года спустя.
Герои стихотворения
Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:
-
ученый кот — символ науки и образованности русского народа;
-
леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;
-
русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;
-
невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;
-
дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;
-
королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;
-
баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;
-
бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;
-
царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.
Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.
Тема и смысл произведения
«У Лукоморья дуб зеленый» не является самостоятельным произведением, соответственно основным его смыслом выступает погружение читателя в сказочный мир, со всеми его волшебными героями, о которых дальше пойдет речь в поэме. Таким образом, тему отрывка составляет напоминание о сказочных и мифических героях.
Этот стих предназначен для отображения самобытности и богатства русской культуры и ее фольклора. Главная его мысль и общее настроение заключается в строчке: «Там русский Дух, там Русью пахнет».
Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.
Композиция, размер и жанр
Произведение относится к жанру поэмы.
Композиция стихотворения имеет структуру старой русской сказки — выделяются несколько частей:
-
вступительная (присказка, описывающая само Лукоморье);
-
основная часть (перечисление мифических созданий и героев сказок);
-
заключительная часть.
При этом текст имеет отличительную особенность — первая часть служит началом и концом, тогда как вторая выполняет функцию середины стиха.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия в первой строфе, что делает повествование более плавным и размеренным.
Средства художественной выразительности
Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность.
С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.
Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.
Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.
Заключение
В отечественной литературе это стихотворение занимает особое место, его изучают в старших и младших классах и с детства знают наизусть. Созданная автором волшебная атмосфера сказки, наполненная самобытными образами мифических героев отражает истинно русский дух и его культуру. В этом и состоит неоценимая важность этого стихотворения для многих поколений.
История создания
Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».
Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.
Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.
Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.
Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».
Темы, проблемы
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.
Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.
Система образов
Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.
Тут встречается:
- леший,
- русалка,
- Кощей Бессмертный,
- баба Яга с избушкой на курьих ножках,
- колдун,
- богатырь,
- морские витязи,
- царевна с бурым волком.
Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.
Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.
Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.
Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.
Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.
Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.
Герои стихотворения
Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:
- ученый кот
— символ науки и образованности русского народа;
- леший
— дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;
- русалка
— молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;
- невиданные звери
— сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;
- дядька и тридцать морских витязей
— персонажи, охраняющие границы волшебного государства;
- королевич
— молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;
- баба Яга
— старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;
- бурый волк
— отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;
- царь Кащей
— злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.
Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.
Центральные персонажи
Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.
Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.
Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.
Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.
Основная мысль
Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.
Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.
Лирический герой
Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.
Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.
Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.
А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.
Средства выразительности
Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.
Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.
Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.
Композиция
Композиция отрывка — линейная.
Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.
Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.
Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.
Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.
Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет…
Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.
Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».
Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ
Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)
Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)
Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)
«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)
Размер, рифма и строфика
Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.
Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…
принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.
Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.
Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.
Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.
Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.
Средства художественной выразительности
В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.
Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.
Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны.
Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.
Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.
История создания
Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.
«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.
Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.
Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.
Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.
ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ
Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)
Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)
Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)
«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)
Темы, проблемы
Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.
Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.
Тема и смысл произведения
«У Лукоморья дуб зеленый» не является самостоятельным произведением, соответственно основным его смыслом выступает погружение читателя в сказочный мир, со всеми его волшебными героями, о которых дальше пойдет речь в поэме. Таким образом, тему отрывка составляет напоминание о сказочных и мифических героях.
Этот стих предназначен для отображения самобытности и богатства русской культуры и ее фольклора. Главная его мысль и общее настроение заключается в строчке: «Там русский Дух, там Русью пахнет».
Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.
Композиция
В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.
Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.
Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.
Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:
Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Размер, рифма и строфика
Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.
Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…
принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.
Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.
Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.
Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.
Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.
Образы и символы
Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.
Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.
Герои стихотворения
Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:
- ученый кот
— символ науки и образованности русского народа;
- леший
— дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;
- русалка
— молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;
- невиданные звери
— сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;
- дядька и тридцать морских витязей
— персонажи, охраняющие границы волшебного государства;
- королевич
— молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;
- баба Яга
— старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;
- бурый волк
— отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;
- царь Кащей
— злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.
Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.
Основная мысль
Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.
Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.
Популярные сегодня пересказы
- Цыганы — краткое содержание поэмы Пушкина
Кочующие по Бессарабии цыгане, остановились на ночлег. Невдалеке пасутся стреноженные лошади, варится нехитрая похлёбка, гремит цепями ручной медведь. Поужинав и устроившись на ночлег - Краткое содержание Петербургских повестей Гоголя
Петербургские повести — название сборника, в который входит 5 повестей Н.В. Гоголя: Невский проспект, Нос, Портрет, Записки сумасшедшего, Шинель. Произведения объединены не только местом - Краткое содержание романа Возвращение Ремарка
На Западном фронте, в одной из немецких воинских частей бойцы готовятся к отправке домой. В Берлине начинаются революционные волнения. Многие солдаты восхищают такие события, и они создают Советы солдатских депутатов. - Дурак — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает историю человека по имени Иван, которого также прозвали Дураком. В этой фигуре автор отражает характер человека не практичного, как бы непригодного к жизни
Средства выразительности
Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.
Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.
Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.
Средства художественной выразительности
Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность.
С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.
Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.
Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Серый_Волк
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Нравится: Комментировать
Гений пристально вслушивается в себя и создаёт психолингвистический текст. Обычные с виду слова действуют прямо на подсознание, ибо резонируют с архетипами.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
У лукоморья
. У океана вод подсознания, у лагуны руны Laguz , образованной лукавым (кривым) берегом в виде линзы (, лука), стоит в фокусе, в центре, на грани между водой текучей интуиции и землёй твёрдого рассудка.
Дуб
. Священное дерево Перуна (дубовые рощи — Перуновы рощи), который дал первые руны. У скандинавов древо Иггдрасиль, к которому Один, Wodan (руны Wunjo-Laguz — Род ) пригвоздил себя копьём и прозрел руны.
Зелёный
. То есть живой. Древо жизни, ветви которого уходят в Небо, а корни в Землю. Древний аналог полевого генома. Слово «издревле» — это из древа… преданий старины глубокой, из древа разветвлений причинно-следственных путей-дорожек для нашего выбора.
Златая
. Вечная, бесценная, сияющая. Её ржа не ест и вор не утащит.
Цепь
. Руническая, архетипическая последовательность звеньев.
На дубе том
. На генетическом древе полевого генома.
И днём и ночью
. Бинерный принцип Ян-Инь сдвоенной цепи.
Кот учёный
. Прямо-таки загадочный чеширский кот из «Алисы в стране чудес». Сам по себе. Хитёр. Себе на уме. Хороший психологический портрет волхва.
Всё ходит по цепи
. Не стоит, не висит, а именно ходит мыслию по древу рунической цепи, по архетипам генома, по Тверди информационного поля.
Кругом
. А цепь-то замкнутая в бесконечность, яко змий, кусающий свой хвост. Змея — это сплошной хвост. Хвост — змея, но он внутри змеи. Сам внутри себя. Всё во всём. Заглатывающая сама себя спираль свёртывается в точку. В «Ничто». И наоборот, прогресс — вихревое развитие витков виты (жизни). Слово «развитие» — очень точный термин. Точен наш язык. Мудрый змий на древе. В своём одиночестве — отечестве Одина — к людскому непониманию Змий относится с пониманием. Всё равно скучно скучать с кучей толпы. С‑толпотворение — сотворение толпы; столпо‑творение — творение столпа. Толпа и кумир неразделимы. А то, что Библия прокляла Змия, чтоб на чреве ползал, так ведь в геноме «змий» * и «печера» с «чревом» — зеркально симметричные понятия, легшие в основу мифов Ригведы. Фрейд всё это прокомментировал бы лучше. А яблоком Змий соблазнил не только Еву, но и Ньютона и политтехнолога партии «Яблоко».
Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит
. Откуда Пушкин мог знать, что правое полушарие мозга заведует образным мышлением, а левое — логической рассудочностью? Интуиция гения. Пророк от профана отличается как компас от флюгера. Поэтому очень неудобен властям. Начертание буквы Я (с титлой) совпадает с изображением правого глаза Гора (левого полушария Мъзга в зге — темноте). А левый глаз Гора аналогичен руне R (), что образно иллюстрирует совпадение смысла анатомического с архетипическим.
Мои краткие корявые комментарии вряд ли претендуют на полноту. Именно глубина, бездонность подтекста, а не слов, отличает психолингвистический текст от обычной однозначности банальной писанины. Психолингвистика — это искусство высокой пробы, не терпящее опасного баловства с архетипами.
Пушкин не собирался кодировать читателя, а просто вводил его в мистическое состояние для восприятия поэмы «Руслан и Людмила» (Р и Л, руны Wunjo и Laguz ). Всё-таки… непростое имя было у Арины Родионовны.
© Юрий Ларичев