Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Жанр: сказка о животных
Смотри похожие сказки:
Братья Гримм «Волк и семеро козлят»
Русская народная сказка «Волк и коза»
Главные герои сказки «Волк и семеро козлят»
- Коза, заботливая мама семерых козлят, храбрая и решительная
- Семеро козлят, послушные дети, ни кому не открывали двери
- Волк, коварный и жестокий, жадный и безжалостный.
План пересказа сказки «Волк и семеро козлят»
- Коза поет песенку, Волк подслушивает
- Волк поет толстым голосом
- Козлята узнают Волка
- Волк перековал горло
- Коза дает наказ козлятам
- Волк обманывает козлят
- Волк ест козлят
- Седьмой козленок прячется
- Коза и Волк
- Яма
Кратчайшее содержание сказки «Волк и семеро козлят» для читательского дневника в 6 предложений:
- Волк подслушивает песню Козы и пытается ее повторить
- Козлята не пускают Волка и тот перековывает себе горло
- Козлята открывают Волку и он съедает всех, кроме одного
- Седьмой козленок рассказывает все маме
- Мама Коза гуляет с волком и заманивает его в яму
- Козлята вылезают из живота Волка
Главная мысль сказки «Волк и семеро козлят»
Как бы не было хитро зло, оно само себя накажет.
Чему учит сказка «Волк и семеро козлят»
Эта сказка учит нас слушать родителей и не отпирать дверь незнакомцам. Учит находить выход из любой ситуации.
Отзыв на сказку «Волк и семеро козлят»
Сказка мне очень понравилась, ведь Волк был наказан и никакие хитрости ему не помогли. А еще мне очень понравилось как мама Коза любила своих козлят и как она о них заботилась.
Пословицы к сказке «Волк и семеро козлят»
Не за то волка бьют что сер, а за то, что козу съел.
Жадность последнего ума лишает.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
Коза часто уходила из дома за едой и оставляла козлят одних. Когда Коза возвращалась, она пела песенку и козлята отворяли дверь. Волк подслушал песню и толстым голосом пропел ее. Но козлята узнали Волка и не открыли дверь.
Тогда Волк пошел к кузнецу и перековал горло.
Козлята рассказали маме о том, что приходил Волк и Коза велела никому не открывать двери.
Но Волк пришел, спел тонким голосом правильную песню и козлята открыли ему дверь. Волк съел шесть козлят, а седьмой в печке спрятался.
Вернулась Коза, плачет, козленок рассказывает маме про Волка.
Приходит Волк и говорит, что не ел козлят. Он идет с Козой в лес. Они прыгают через горючую яму и Волк проваливается. Брюхо лопается и оттуда выскакивают живые козлята.
Другой конец сказки «Волк и семеро козлят»
Сделал себе Волк новое горло, пришел к домику козлят и пропел тонким голосом песенку. открыли ему козлята, думали, что мама вернулась. Волк обрадовался, сгреб козлят в охапку и убежал, а последнего козленка забыл.
Вот вернулась Коза, а козлят нет, только один козленок сидит, плачет. Рассказал он, что Волк приходил и козлят унес, а Коза решила идти Волка искать.
Вдруг слышит на улице кто-то веселую песенку поет. Выглянула Коза, а там ее козлята бегут и Волк следом идет, вату сахарную ест. Обняли козлята маму и говорят ей:
-Не сердись мамочка! Нас дядя Волк в парк водил, на аттракционах катал, ватой сахарной угощал!
Тут и волк подходит:
-Ну ты, коза, не серчай, что без спросу козлят твоих увел. Очень уж они мне по нраву, веселые такие. А ты бы их со мной ни в жисть не отпустила — стереотипы.
Простила Коза Волка, а тот вату сахарную седьмому козленку отдал. чтобы не плакал.
Волк и семеро козлят — сказка братьев Гримм
Волк и семеро козлят — сказка братьев Гримм
Жила-была старая коза, и было у нее семь козляток, и она их любила, как всякая мать своих деток любит.
Однажды пришлось ей в лес собираться за кормом, и вот она созвала всех своих козляток и сказала: «Милые детки, надо мне в лесу побывать, так вы без меня берегитесь волка! Ведь он, если сюда попадет, съест вас всех и со шкурой, и с шерстью. Этот злодей часто прикидывается, будто он и не волк, но вы его сейчас узнаете по грубому голосу и по его черным лапам».
Козлятки отвечали: «Милая матушка, уж мы поостережемся, и вы можете идти, о нас не тревожась».
Тогда старая коза заблеяла и преспокойно тронулась в путь. Немного прошло времени после ее ухода, как уж кто-то постучался в дверь их домика и крикнул: «Отомкнитеся, милые детушки, ваша мать пришла и каждому из вас по гостинцу принесла».
Но козляточки по грубому голосу поняли, что это пришел к ним волк, и крикнули ему: «Не отомкнемся мы, ты не наша мать! У той голосок тонкий, ласковый, а у тебя голос грубый! Ты — волк!»
Тогда волк сбегал к лавочнику, купил у него большой кусок мела, съел его — и голос стал у него тоненький.
Вернулся опять к той же двери, постучал в нее и крикнул: «Отомкнитеся, милые детки, ваша мать пришла, всем вам по гостинцу принесла».
Но он оперся своими черными лапами о подоконник, дети это увидали и закричали: «Не отомкнемся, у нашей матери не черные лапы, как у тебя! Ты — волк!»
Тогда волк побежал к пекарю и сказал: «Я себе повредил ногу, вымажь мне ее тестом». И когда пекарь исполнил его желание, волк побежал к мельнику и сказал: «Осыпь мне лапы белой мучкой».
Мельник подумал: «Верно, волк затеял какую-то плутню», — и стал было отговариваться, но волк сказал: «Если ты этого не сделать, то я тебя съем».
Тогда мельник струхнул и выбелил ему лапу мучицей. Таковы-то бывают люди!
Вот и пошел злодей в третий раз к той же двери, постучался и сказал: «Отомкнитеся, детушки, ваша милая матушка воротилася и каждому из вас принесла по гостинчику из леса».
Козляточки закричали: «Сначала покажи нам, какая у тебя лапа, чтобы мы могли знать, точно ли ты наша милая матушка!»
Тогда показал он им лапу в окошко, и когда они увидели, что она белая, то поверили его речам и отомкнули дверь. А вошел-то — волк!
Козляточки перепугались — прятаться пометались. Один прыгнул под стол, другой забился в постель, третий залез в печку, четвертый убежал на кухню, пятый спрятался в шкаф, шестой — под корыто, седьмой — в футляр для часовых гирь. Однако же волк всех их разыскал и очень с ними не чинился: одного за другим заглотнул он своею пастью, и только младшего никак не мог найти в часовом футляре.
Накушавшись досыта, он преспокойно убрался из дома, растянулся на большом лугу под деревом и начал засыпать.
Вскоре после того вернулась старая коза из лесу домой. Ах, что она там увидела! Домовая дверь открыта настежь: стулья, скамейки опрокинуты, корыто в щепы разбито, одеяло и подушки из постели повыбросаны.
Стала она искать своих деток, но нигде их найти не могла. Стала она их перекликать по именам, но никто не откликался.
Наконец, когда она дошла до младшего, тоненький голосок прокричал ей: «Милая матушка, я забился в часовой футляр».
Она тотчас добыла оттуда свое дитя и услышала рассказ о том, как приходил волк и сожрал всех остальных козляток. Можете себе представить, как она оплакивала своих бедных детушек!
Наконец старая коза в великой печали своей пошла из дому, и младший козленочек побежал за ней следом. Чуть только они вышли на луг, коза увидала, что волк лежит врастяжку у дерева и так храпит, что над ним ветви от его храпа колышутся.
Коза обошла и осмотрела его со всех сторон, и увидела, что в его раздутом брюхе что-то шевелится. «Ах, Господи, — подумала она, — уж не мои ли это бедные детки? Он ими поужинал, а они, видно, живехоньки».
Тогда она отправила козленочка домой за ножницами, иголкой и ниткой.
Затем она взрезала чудовищу утробу и чуть только взрезала — один козленочек уж высунул оттуда головенку; а как стала резать дальше, то все шестеро козлят выпрыгнули один за другим из волчьей утробы, и все были живехоньки и целехоньки, потому что чудовище в своей алчности глотало их целиком.
То-то была радость! И стали они ласкаться к своей матушке, и приплясывать около нее, словно портной на свадьбе.
А старая коза сказала: «Теперь ступайте, соберите мне побольше булыжников, мы их навалим этому проклятому зверине в утробу, пока он спит».
Семеро козляточек поспешно натаскали булыжников и набили их в утробу волка, сколько влезло. А старая коза еще того скорее зашила ему разрез, так что он ничего не приметил и даже не пошевельнулся.
Когда же наконец волк выспался, он поднялся на ноги, и так как каменный груз возбуждал у него в желудке сильную жажду, то вздумал он пробраться к ключу и напиться. Но чуть только переступил он несколько шагов, камни стали у него в брюхе постукивать друг о друга и позвякивать один о другой. Тогда он воскликнул:
Что там рокочет, что там грохочет,
Что оттянуло утробу мне?
Думал я, это шесть козлят,
Слышу теперь — там камни гремят!
И когда он пришел к ключу и наклонился к воде, собираясь пить, тяжелые камни его перетянули, он упал в воду и погиб злою смертью.
А семеро козляточек, увидав это, прибежали к матери с криком: «Волк издох! Волк утопился!»
И вместе с матерью радостно заплясали около ключа.
Главные герои сказки «Волк и семеро козлят»
1. Коза, заботливая мама семерых козлят, храбрая и решительная
2. Семеро козлят, послушные дети, ни кому не открывали двери
3. Волк, коварный и жестокий, жадный и безжалостный.
План пересказа сказки «Волк и семеро козлят»
1. Коза поет песенку, Волк подслушивает
2. Волк поет толстым голосом
3. Козлята узнают Волка
4. Волк перековал горло
5. Коза дает наказ козлятам
6. Волк обманывает козлят
7. Волк ест козлят
8. Седьмой козленок прячется
9. Коза и Волк
10. Яма
Кратчайшее содержание сказки «Волк и семеро козлят»
> Волк подслушивает песню Козы и пытается ее повторить
> Козлята не пускают Волка и тот перековывает себе горло
> Козлята открывают Волку и он съедает всех, кроме одного
> Седьмой козленок рассказывает все маме
> Мама Коза гуляет с волком и заманивает его в яму
> Козлята вылезают из живота Волка
Чему учит сказка «Волк и семеро козлят»
Эта сказка учит нас слушать родителей и не отпирать дверь незнакомцам, а также находить выход из любой ситуации.Сказка братьев Гримм учит быть осторожным и внимательным, не поддаваться на хитрые уловки врагов.
Отзыв на сказку «Волк и семеро козлят»
У сказки счастливый конец. Зло в лице волка оказывается наказано, а детки-козлятушки воссоединились со своей мамой.
Волк в сказке показан очень хитрым, он даже обратился к кузнецу, чтобы тот перековал ему горло и он смог петь высоким голосом, как у козы. Благодаря этому волк сумел обмануть козлят и те открыли ему дверь. Но не долго радовался волк, коза подвела его к яме, в которой горел огонь и волк упал в яму. Козлята оказались живы и здоровы. Это интересная история про справедливое возмездие.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
Коза часто уходила из дома за едой и оставляла козлят одних. Когда Коза возвращалась, она пела песенку и козлята отворяли дверь. Волк подслушал песню и толстым голосом пропел ее. Но козлята узнали Волка и не открыли дверь.
Тогда Волк пошел к кузнецу и перековал горло.
Козлята рассказали маме о том, что приходил Волк и Коза велела никому не открывать двери.
Но Волк пришел, спел тонким голосом правильную песню и козлята открыли ему дверь. Волк съел шесть козлят, а седьмой в печке спрятался.
Вернулась Коза, плачет, козленок рассказывает маме про Волка.
Приходит Волк и говорит, что не ел козлят. Он идет с Козой в лес. Они прыгают через горючую яму и Волк проваливается. Брюхо лопается и оттуда выскакивают живые козлята.
Пословицы к сказке «Волк и семеро козлят»
Надо в оба глядеть, чтоб врага разглядеть.
Обманулся, как дитя.
Кто матери не послушает — в беду попадет.
Держи ухо востро.
Читать другие сказки братьев Гримм
Сказки про волка
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Волк и семеро козлят: какова главная мысль, кто главные герои, чему учит?
10 ответов:
10
0
К главным героям сказки относятся следующие персонажи:
- Коза мама, которая регулярно уходила в лес поесть травку.
- Её дети, семеро козлят, сразу после ухода мамы запирали дверь, чтобы никто посторонний не зашёл к ним.
- Волк. Узнав, что дети остаются одни дома, задумал их съесть. Это оказалось не так просто, как он наверняка думал, но всё же достиг своей цели. Правда он съел шестерых козлят, а седьмой успел спрятаться.
Основная мысль сказки в том, что необходимо слушаться родителей, что козлята и делали, запирая дверь, но нельзя верить каждому слову, нужно быть более бдительными. Ну а родителям, конечно же, не стОит надолго оставлять маленьких детей одних, можно попросить кого-нибудь присмотреть за ними.
Ответ для сайта Большой вопрос.ru
5
0
В сказке рассказывается о козлятах, которые остались одни, а их мама отправилась добывать еду. Она наказал козлятушкам-детушкам<wbr />, никому не открывать, кроме как ей, а она будет звать их своим тонким голоском, маминым голосам. Козлята никому не открывали, только маме. Но их перехитрил Волк. Он сделал себе тонкий жалобный голос и запел под дверью.Козлятки приняли его за маму Козу и открыли. Всех съел злой Волк, только дин спрятался в печи.
Главная мысль сказки: не надо быть доверчивыми и уметь защищаться. Мамам нельзя оставлять детей одних и крепче наказывать детям, чтобы не доверяли незнакомым. А детям нужно слушать мать и отца и не своевольничать.
3
0
Главные герои сказки » Волк и семеро козлят»:
Семеро козлят — детки Козы, они были послушными, но все равно Волк нашел способ их обхитрить и они впустили его в дом.
Коза — мама козлят, хорошая и заботливая, в решительный момент смогла помочь спастись своим козлятам.
Волк — отрицательный персонаж, злой, коварный. При помощи кузнеца меняет свой голос и обманом проникает в дом к козлятам.
Главная мысль сказки: всегда нужно слушать родителей и проявлять бдительность, лучше не открывать никому двери, а ждать своих родителей. Но и для родителей тоже нужно сделать выводы: своих детей надолго не бросать одних.
2
0
В сказке «Волк и семеро козлят» мы встречаемся с козой-мамой и она является главной героиней повествования. Коза очень любит своих козлят и заботится о них, а чтобы их обезопасить, объясняет, что дверь чужим открывать не следует.
Козлята — тоже являются главными персонажами сказки. Они слушаются маму и дверь волку не открывают, но волк оказался хитрым и ловко их обманул. Доверчивые козлята оказались не готовы к ситуации, что голос может быть похожим на голос мамы-козы. Они отворили дверь и были съедены волком.
Волк — коварный и опасный зверь и он не оставляет попыток полакомиться козлятинкой. Он сообразил, что нужно изменить свой голос на тонкий и такая хитрость увенчалась успехом.
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно быть осторожными и внимательными и наблюдательными. Очень важно знать, что различные злые люди могут использовать для обмана разные приемы. Сказка учит нас, что к советам и наказам старших следует прислушиваться, а также, что нужно быть осмотрительным и не поддаваться на уговоры и «конфетки» аферистов.
2
0
Сказка «Волк и семеро козлят» знакома каждому из детства.
В сказке рассказывается о хитром волке, который перехитрил козлят и обманным путём пробрался к ним в дом, а потом скушал козлят, кроме самого маленького, который спрятался от него.
Главными героями в сказке являются:
- Семеро маленьких козлят, которые боялись волка, но из-за его хитрости были съедены им.
- Волк очень голодный и злой, не пожалевший маленьких козляток.
- Мама Коза, которая ушла за капустой и велела деткам ни кому не отворять дверь.
Сказка учит тому, что хорошее непременно всегда побеждает, зло будет наказано.
К тому же здесь наглядно просматривается история важности родительского наказа, который нужно соблюдать.
2
0
В этой сказке главными героями являются:
- Мама коза, которая очень любит своих малышей, поет им песни, и в тоже время она бесстрашная и волка не побоялась.
- Козлята — семеро детей козы, которые добрые, но глупые в силу возраста, ослушались маму и пострадали от волка.
- Волк — хитрый, страшный, безжалостный.
Основная мысль этой сказки заключается в том, что нужно слушать всегда родителей, а непослушание может привести к беде. Так же актуально и то, что нельзя открывать дверь всем, кто бы не позвонил. Зло всегда наказуемо, волку никакие хитрости не помогли в итоге, он сам себя наказал.
Пословицу можно подобрать такую:
Волка бьют не за то что сер, а то что козу съел.
2
0
Главные герои этого произведения следующие —
- Мама-коза;
- Семеро козлят;
- Серый волк;
- Кузнец который сковал волку голос.
Главная мысль этой сказки, равно как и мораль это то, что надо всегда слушаться старших. Быть внимательным осторожным и бдительным. Уметь отличить обман от правды.
1
0
Русско народная сказка «Волк и семеро козлят». Сказка о животных.
Главные герои сказки:
1 Коза (Мама семерых козлят. Заботливая, добрая, храбрая, решительная).
2 Семеро козлят (Послушные дети, которые ни кому не открывали двери, когда мамы не было дома).
3 Волк (Злой, коварный, и безжалостный персонаж сказки).
Сказка учит слушаться родителей, и находить выход из любой ситуации.
1
0
Мама коза и её дети, то есть те самые, 7 козлят.
А так же волк (очень не добрый персонаж).
Это главные герои.
Сказка учит не отчаиваться, слушаться родителей и искать выход из сложившейся ситуации.
Главная мыль, в послушании, родители (это как правило) плохого не советуют.
1
0
Персонажей в этой сказке не так уж и много.
Это коза, со своими семью козлятами.
Так же центральным персонажем в сказке является волк.
Сказка нас учит тому, что стоит слушаться родителей, ведь они мудрее нас. Ведь мама просила свои деток не открывать чужим дверь, а козлята ее не послушались, к ним пришел волк, и они открыли ему дверь. Так что нужно быть внимательным, и не очень доверчивыми. Этому нас учит сказка.
Читайте также
Кр.содержание: Леша Михайлов и его друзья живут в небольшой деревне под Ленинградом. Действие рассказа происходит во время войны. Над деревней, где живут мальчики, постоянно летают немецкие самолеты, они бомбят Ленинград. Спрятанная в окрестностях деревни батарея сильно осложняет немцам жизнь. Однажды мальчишки, с подачи Леши, строят снежную батарею и фашисты, приняв ее за настоящую, разбомбили ее. Был уже поздний вечер, поэтому никто из мальчиков не пострадал, они были дома.
Но к дому Леши подъехала машина. У Леши состоялся непростой разговор с полковником. Сперва он думал, что его накажут, но, оказалось, что напротив, полковник просил Лешу продолжить строить обманные объекты, чтобы дезориентировать фашистов.
Ребята горячо откликнулись на просьбу военных и вскоре было построено уже 12 таких объектов. Лешу вызвали в Ленинград и наградили медалью, его товарищей — грамотами.
__
Гл. герой, безусловно, Леша Михайлов, именно в честь него рассказ назван «Главный инженер». Другие герои — мальчишки-соседи и полковник.
__
Чему учит: рассказ учит быть смелым, самоотверженным, любить свою родину и делать все, от тебя зависящее, чтобы на земле был мир.
__
Жанр и тема: рассказ на военную тему.
__
Мое отношение: меня глубоко тронула история, описанная Пантелеевым, а Леша Михайлов — настоящий герой. Он и его товарищи не только спасли много жизней, но и сделали все, от них зависящее, чтобы облегчить жизнь жителей осажденного города и приблизить великую победу.
А.С.Пушкин в произведении «Обвал» представил в стихотворной форме небольшую географическую зарисовку. Он описывает страшное природное явление. Обвал — ужасный сход лавины, который произошел в кавказских горах, описывается в произведении. На время прекратил свое течение Терек, поскольку образовалась естественная плотина, эта река перегорожена обвалом.
Однако длится это явление, как описывает Пушкин, недолго. Просуществовала эта плотина, пока под напором воды Терека не возобновилось течение в реке. Однако, по словам поэта, образовался и некоторое время существовал своеобразный мост- «ледяный свод», по которому можно переходить. Но затем и он обрушился. Теперь над рекой лишь ветер гуляет свободно.
Главные герои рассказ Носова «Карасик»:
- Мальчик Виталик, которому мама купила в подарок карасика.
- Мальчик Сережа, которому понравился карасик и который выменял его на свисток.
- Мама Виталика, которая хотела наказать Мурзика за то, что он не совершал
- Мурзик, кот, которого мама заподозрила в съедении карасика, а Виталик пытался выгнать из дома.
- Карасик, виновник торжества, которому пришлось сменить просторный аквариум на тесную банку.
Главная мысль рассказ Носова «Карасик»:
Никогда не следует сваливать свою вину на другого, это некрасиво и неправильно. и тем более нельзя сваливать вину на того, кто не может даже слова сказать в свое оправдание.
Сказка Ганса Христиана Андерсена «Маленький Тук» написана в 1847 году. Персонажи – мальчик Тук, его младшая сестренка Густава, их мать с тарушка прачка. История о том, как мальчик по имени Тук пытался подготовиться к уроку географии, но ему мешали разные обстоятельства. Сначала ему нужно было сидеть с маленькой сестренкой и петь ей песенки, потом мать попросила помочь принести воду старой прачке, а потом стало темно и читать книгу стало невозможно. Семья была бедной, они не могли купить свечи. Тук лег спать и положил под голову книгу. Ему приснился сон, в котором он увидел разные города и узнал о них много интересного. Во сне жители этих городов предсказывали ему богатую и счастливую жизнь. Когда мальчик проснулся, было уже светло, он прочитал свой учебник и выучил урок. Потом к нему заглянула старушка-прачка и поблагодарила за помощь. Она пожелала Туку, чтобы исполнился его самый лучший сон.
Эта сказка добрая, спокойная и немного волшебная. Верится, что это был самый лучший сон мальчика, которому суждено исполниться. Она учит быть добрым и целеустремленным.
Началось с того, что два человека полетели на Луну.Один из них- Луис Пейтон-преступник,по<wbr />стоянно удирающий от полиции.Ему 40 лет. О своих хитростях и секретах он никому не рассказывает.
Пейтон познакомился с Корнуэллом в одном из ресторанов, и Корнуэлл предложил ему полететь вместе на Луну для кражи поющих колокольчиков. Корнуэлл взял у одного своего знакомого карту Луны.Один из его друзей занимался на Луне незаконной добычей колокольчиков, да умер, а добытые колокольчики остались.
На Земле поющие колокольчики стоят очень дорого, и это был шанс разбогатеть.
Они полетели на Луну, раздобыли колокольчики, а после этого Пейтон убил Альберта вернулся на Землю, бросив его труп там. После посадки он быстро перепрятал колокольчики и улетел в свое загородное поместье, но труп Альберта нашли.
Дело расследовали комиссар Дейвенпорт и доктор Эрнт. Комиссар подозревал в убийстве Пейтона,и ему удалось доказать его вину и посадить в тюрьму.
Мое мнение о произведении.
Замечательная, интересная и занимательная книга, смысл которой-что зло всегда будет наказано.
Автором данной сказки был не русский народ, не Афанасьев, а небезызвестные Братья Гримм. Эта история была опубликована в первом издании Kinder-und Hausmarchen в 1812 году. Их источником была семья Хассенпфлаг из Ханау. Похожая история «Волк и дети» была рассказана на Ближнем Востоке и в некоторых частях Европы и, вероятно, возникла в первом веке.
Сказка получила широкое распространение в России в XIX веке, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением сюжета получила статус «русской народной сказки». Существует 20 известных русских вариантов, 4 украинских варианта и 3 белорусских.
Что мы имеем по сюжету истории? Есть один из главных персонажей — Мама-Козочка, то и дело отлучавшаяся из дому за порцией еды — травы. Своим малолетним детям, которых у неё семеро, Коза строго-настрого запретила кому-либо открывать дверь.
С одной стороны это — банальная предосторожность, поскольку в сказке коварным незнакомцем оказывается отрицательный персонаж — Серый Волк, который несколько раз, как талантливый актёр, то и дело симулировал мать глупых малышей — то голос подделывал, то лапу мукой белил. И дети, конечно же, купились на этот трюк да погибли все, кроме младшего Козлёнка, который забрался в печку и рассказал о данном инциденте Козе-Матери.
Как узнала Коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох вы, детушки мои, козлятушки! На что отпиралися – отворялися, злому Волку доставалися?!
Что придумала Коза? Здесь немецкий оригинал расходится с русской версией сказки. В русском варианте Козу посетил Волк и предложил ей прогуляться в лесу. Наткнулись они на яму, в которой полыхало пламя, и хитроумная Коза предложила Волку перепрыгнуть её. Волк, разумеется, прыгнул, да и ввалился в костер. Брюхо у него от огня лопнуло, и оттуда выскочили шестеро Козлят, все живые, да – прыг к матери!
У Братьев Гримм же всё намного ужаснее — Коза оглядывается и видит волка, крепко спящего под деревом. Он так много съел, что не может пошевелиться. Мать-Коза велит младшему из её детей принести ей ножницы и иголку с ниткой. И тут свершается её возмездие:
Она вспарывает Волку брюхо, и шестеро детей чудесным образом выпрыгивают целыми и невредимыми, а затем набивают брюхо волка камнями, и мать снова зашивает его. И странно, конечно, что Волк в то время не подавал признаки жизни, когда Коза вивисекцией занималась, да ещё и без наркоза!
Когда Волк просыпается, его мучает не адская боль в животе после живосечения-то, не потеря крови, а сильная жажда. Он идет к реке чтобы напиться, но будучи таким тяжелым, падает и в конечном итоге тонет под тяжестью камней. Все дети и их мать при этом чувствуют себя прекрасно, оказавшись в безопасности.
Сказка «Волк и семь козлят» (немецкий: Der Wolf und die sieben jungen Geißlein) относится к типу 123 Аарне-Томпсона. Также есть её сходство с другими типами произведений, таких, как «Красная Шапочка», например (тип 333 Аарне-Томпсона): в версии Братьев Гримм маленькая девочка и ее бабушка были спасены охотником, который «хотел было уже нацелиться в него из ружья, да подумал, что волк, может быть, съел бабушку, а ее можно еще спасти; он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку. Сделал он несколько надрезов, видит — просвечивает красная шапочка, надрезал еще, и выскочила оттуда девочка и закричала:
— Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!
Выбралась потом оттуда и старая бабушка, жива-живехонька, — еле могла отдышаться. А Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку. Тут проснулся он, хотел было убежать, но камни были такие тяжелые, что он тотчас упал, — тут ему и конец настал».
Хотя, позже Братья Гримм изменили концовку — в сказке появляется другой Волк, и умудренная опытом Красная Шапочка уже не ведётся на его уловки. Волк здесь погибает из-за хитрости Бабушки: учуяв запах колбасы, зверь «повел носом, глянул вниз и, наконец, так вытянул шею, что не мог удержаться и покатился с крыши и свалился вниз, да прямо в большое корыто, в нем и утонул он«.
Давайте разберём главных персонажей сказки. В фильме по мотивам данной сказки среди козлят есть одна старшая сестричка и несколько братьев. Поскольку в оригинале пол Козлят не был установлен, художники и иллюстраторы сказки в книжках то и дело изображают их то как семерых братьев, как в одноимённой сказке Братьев Гримм и чешской её экранизации, то как пятерых мальчиков и двух девочек:
В песенке Козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженицей. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма Козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.
«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»
Техника короткого, но запоминающегося стиха-песни часто используется в сказках. Вспомните хотя бы «Колобка«. Если в «Колобке» внутренний образ Колобка как хвастуна слышен через песню, то в рассматриваемой сказке смысл образа козы как матери передается через песню и ее уход оправдан.
Козлята же изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется персонаж, который может обойти силу послушания и готов на все, чтобы съесть Коз. И послушание, таким образом, оказывается качеством, необходимым для детей, но недостаточным само по себе. Другими словами, одного послушания было недостаточно!
Может быть, именно поэтому в качестве объекта были выбраны маленькие Козочки, потому что у детей еще нет разума в силу возраста. Какими качествами обладает Волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума — хитростью.
У него есть мотивация — пустое брюхо, хотя об этом в сказке не упоминается, но подразумевается, что волк всегда голоден (вспомните народную поговорку: «голоден как волк«). Волк попросил кузнеца сделать его голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, но у Братьев Гримм каждый персонаж, который помог волку, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он согласился помочь волку, это либо трусость, либо глупость, либо безразличие.
После того, как хищный Волк пришел к матери-Козе, она повела себя чрезвычайно мудро. Как вы хорошо помните, Волк пригласил Козу на прогулку, после чего они наткнулись на кострище. Здесь появился разум Козы. Увидев яму, она проявила созерцательные способности ума, осознав, чему может послужить эта находка, и, в то же время, все произошло спонтанно, что является качеством интуиции – признаком ума.
- Наверное, не зря в сказке Волк неизбежно оказывается в кострище (дословно: «Они пошли в лес, нашли яму, и в этой яме разбойники недавно варили кашу, и в ней еще был совсем огонь«). Здесь довольно отчетливо видны намеки на адское пламя. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели при этом Козлята и, более того, они оказались живыми?
- Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех юношах, которые были брошены в огненную печь, но под защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ чистоты и невинности, также были избавлены от огненных мук. Назидание этого окончания сказки отсылает нас к знаменитым словам Иисуса Христа: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матфея 18:3).
Но самым щепетильным и животрепещущим вопросом является отсутствие мужского персонажа в виде папы — Козла. Ни в русском, ни в немецком вариантах он не упомянут, судьба остаётся неизвестной, что даёт богатую пищу для размышления. То ли он наплодил кучу детишек и куда-то сбежал, то ли Коза оказалась не только матерью-одиночкой, но и даже вдовой в каком-то смысле — её муж погиб в неравном бою с Волком, был слишком стар и слаб, чтоб его одолеть…
Оказывается, у этой сказки есть вполне реальные прототипы среди двуногих волков и коз. Братья-рассказчики создали свой шедевр, основанный на жизни типичной бедной немецкой семьи. В одной деревне жила большая семья. Папа много работал на шахте, а мама работала прачкой — она стирала дома у клиентов.
Детей постоянно оставляли дома одних, поэтому они рано стали умными и хозяйственными. У папы был один существенный недостаток для семейной жизни — он очень любил после тяжелого рабочего дня зайти на минутку в ближайшую таверну, чтобы пропустить пару стаканчиков шнапса. Но часто он не останавливался на двух, и весь дневной заработок оставался в таверне. Дети, по сути, вообще не знали папу: они всегда были на работе, а если и добирались до дома, то уже не в человеческом облике.
Так они и жили, пока папе не надоело постоянное безденежье. Он пришел домой, забрал одного из детей и увез их в неизвестном направлении и с неизвестной целью. То ли он решил его продать, то ли обменять на что-то более полезное — история умалчивает.
Но мама быстро узнала о похищении — они жили в деревне, а не в Берлине — здесь все знают обо всех и все видят. Короче говоря, она догнала своенравного папашу, забрала ребенка. Конечно, отец-похититель получил множественные побои и травмы. Мама больше не отпускала этого позорного Волка домой. И она предупредила детей, чтобы они даже не открывали ему дверь.
- Это такая печальная история. То, как братья-сказочники превращали людей в козлов и волков, я думаю, вполне понятно. То, что отец — натуральный козел, понятно без слов. Но от пьянства и безысходности он совершенно обезумел, проявил свою волчью натуру. Мама, конечно, чертова коза. Кому она родила столько детей?!
А теперь давайте обсудим сакральный смысл этой сказки. Число Козлят — Семь — это число Бога, в седьмой День Творения он отдыхал. Корень этого числа можно найти в таких словах, как «семя», «семья», в поговорках «семь раз отмерь, один отрежь», «на седьмом небе от счастья» и др.
А Коза — мудрое животное, ведическое. Раньше у нас не было коров, позже они пришли с юга, но были только Козы. Кстати, именно поэтому козьи продукты (сыр, молоко) для нас гораздо полезнее, чем коровьи.
Само слово «козел» происходит от слова «казы». Мы не обращаем внимания на гласные в этих словах. Они могут измениться или вообще исчезнуть, потому что гласные зависят от произношения людей. Козел шел по казам. Казы — это камни. На них были написаны руны или изображения букв. Отсюда и слова: указы, приказы, наказания.
Дальнейшие события стали развиваться следующим образом. Коза сказала детям, что ей нужно отличиться, и они должны сидеть тихо. Предупредила: «Не открывай дверь своего сердца. Может прийти волк-злодей, и мы должны остерегаться его. Откройте её только тогда, когда услышите мой голос«.
Но Волк хитер и коварен. Он понял, что дети узнают его по грубому голосу, и превратил его в тонкого, похожего на козла. (Обратите внимание, что это именно то, что они делают сейчас: они поют сладким голосом, заманивая их в сеть).
И… Козлята верили (как верило большинство людей). И только один малыш заподозрил неладное и успел спрятаться за печку. Было очень темно, страшно, жарко, но малыш сидел и ждал прихода матери. Когда Коза вернулась домой, малыш все ей рассказал.
Напоминаю, что Коза — мудрое ведическое животное в отличие от Волка. Пошла коза, нашла волка, лежащим у костра. (Таких костров сейчас много по миру, где Волки- злодеи греются).
Коза понимает, что не одолеть ей Волка, силой не справиться с ним, и решает поступить мудро. Говорит она волку: «Давай с тобой играть! Есть у меня ещё один козлёнок. Если перепрыгнешь через костёр, то отдам тебе седьмого козлёнка.»
Волк не смог отказаться от такого предложения, взыграла в нём жадность. Но перепрыгнуть костёр Волк не сумел, упал в него и сгорел. А козлята все спаслись.
Мало кто знает, но в мире существует ещё одна похожая сказка из Румынии под названием «Коза и ее трое детей» или «Коза с тремя детьми» (румынский: Capra cu trei iezi), опубликованная в 1875 года румынским автором Ионой Крэнджа.
В данной истории повествуется о трудолюбивой овдовевшей Козе и ее троих детей, из которых двое старших плохо себя ведут, в то время как младший повинуется своей матери. В один прекрасный день Коза собирает всех троих вокруг, говоря им, что она должна уйти на поиски пищи, проинструктировав их не открывать дверь, пока они не услышат, как она поет характерно мягким голосом припев:
Trei iezi cucuieţi
Uşa mamei descuieţi!
Că mama v-aduce vouă:
Frunze-n buze,
Lapte-n ţâţe,
Drob de sareÎn spinare,
MălăieşÎn călcăieş,
Smoc de floriPe subsuori.
(Примерный перевод:
Трое детей с растущими рогами,
откройте дверь своей маме!
Потому что мама приносит вам:
Листья на губах,
Молоко в сосках,
Шарик соли на спине,
Кукурузная Мука на пятках,
Пучок цветов в подмышках).
Разговор подслушивает Волк, который шпионит за семьей Козы. Несмотря на то, что он является крёстным отцом отцом детей (и, следовательно, зятем, кумэтру, самой Козы), злодей нацелен на то, чтобы съесть детей Козы. Через некоторое время после того, как мать ушла, Волк прокрадывается к двери и начинает петь свою песню троим детям.
Этой уловке удается убедить двух старших детей, которые бросаются открывать дверь. Их останавливает самый младший, который замечает, что песня исполняется необычно грубым голосом.
Услышав и это, Большой Злой Волк спешит в кузницу, где ему «точат«язык и зубы. Затем он возвращается к дому Козы и на этот раз исполняет песню мягким голосом. Старший ребенок игнорирует совет своего младшего брата о большей осторожности и бросается внутрь, чтобы впустить незнакомца.
Тем временем двое других прячутся по дому: младший пробирается по туннелю через заполненную сажей трубу, второй по старшинству прячется под перевернутым корытом. Как только Волк оказывается внутри, он ловит двух Козлят, обезглавливает их и съедает целиком. Потратив некоторое время на поиски третьего ребенка, Волк устает и, что считается унизительным жестом, пятнает стены кровью детей и кладет их головы на подоконники, изменяя выражение их мордочек, чтобы казалось, что они улыбаются.
В конце концов Волк уходит, и самый младший ребенок выходит из трубы невредимым. Поначалу обманутая улыбающимися ей головами, когда она входит во двор, Коза узнает о случившемся от самого младшего ребенка и начинает планировать свою месть. Вскоре после этого она начинает готовить сытную еду и заполняет большую яму возле своего дома углями и медленно горящими дровами.
Она покрывает это место тонкими слоями циновок и земли, а поверх них ставит табуретку, сделанную из воска. Затем Коза идет в лес и встречает своего «зятя», сообщив ему, что она обнаружила его злодеяние. Она также просит Волка посетить традиционную поминальную службу по детям, вернувшись в свой дом. Злодей соглашается и невольно садится на восковое кресло, которое тает, когда он поглощает еду за едой. В конце концов, он падает в яму и его охватывает пламя. Когда он медленно горит и молит о спасении, коза сообщает ему, что она следует «словам Писания», которое она перефразирует как «смерть за смерть [и] ожог за ожог«. История заканчивается тем, что мать и ребенок убивают своего врага камнями, и вся Козья семья в округе празднует гибель Волка настоящим праздником.
По мотивам данной сказки был снят одноимённый художественный фильм в 2019 году с Майей Моргенштерн и Мариусом Бодочи в главных ролях, режиссером которого является Виктор Канаш, а продюсером — Луана Джорджика. Стремясь раскрыть истинную природу знаменитой сказки на ночь, короткометражный фильм призван познакомить зрителей с другой точкой зрения, которая предлагает взглянуть на то, как на самом деле выглядит трагедия матери, помимо веселых песен и ярких персонажей.
Существует ещё три известных экранизаций сказки:
1. «Волк и семеро Козлят» — советский рисованный мультфильм, созданный в 1957 году режиссером-аниматором Петром Николаевичем Носовым по мотивам русской народной сказки на киностудии «Союзмультфильм».
В данной версии, нацеленной на детскую аудиторию, сюжет сказки был смягчен и несколько видоизменен. Так, Волк не пожирает детей одного за другим, а только крадёт, засунув их в мешок, как в мультике про одноглазого, как греческий циклоп, великана Верлиоку. В финале же ему не вспарывают брюхо — хитроумная Коза с детьми просто кладёт кирпичи в мешок, и Волк в итоге тонет под их тяжестью, пытаясь перейти через реку. Также в данной версии за Козу заступается кузнец, изображённый в виде Медведя.
2. «Волк и семеро козлят на новый лад» — советский музыкальный и кукольный мультфильм 1975 года.
Начало сюжета соответствует сказке: мама-коза уходит в огород за капустой, строго наказывая семерым козлятам запереться на семь замков и откликаться лишь на её голос, чтобы не вышли «обознатушки». Оставшись одни, козлята поют и танцуют, привлекая тем самым волка. Чтобы проникнуть внутрь, волк прикидывается мамой-козой, напевая песенку:
«Отворите поскорей мамаше дверь! Я устала, я голодная как зверь!»
Но, помня наказ мамы, козлята отвечают из-за двери:
«Твой голос на мамин совсем не похож!
Ты голосом толстым фальшиво поёшь!»
Сколько ни пытался волк обмануть козлят, они не пустили его внутрь:
«У порога, видно, буду помирать!
Не пускаете домой родную мать!
Открывайте, не валяйте дурака!
Я козлиха, но охрипшая слегка»…
Тогда Волк отправляется в школу музыки к Петуху, с просьбой научить его петь:
«Помоги мне, Петя, научиться петь.
Наступил мне в детстве на ухо медведь!»
Получив урок вокала и проглотив несколько сырых яиц, волк снова появляется у домика козлят. Спев песенку тонким голосом, он одурачивает их, и козлята открывают ему дверь:
«Баста, карапузики, кончилися танцы!»
На что один из козлят отвечает:
«Помирать — так с музыкой! Запевайте, братцы!»
Козлята запели, да так заразительно, что волк не удержался и тоже пустился в пляс. Когда вернулась домой Коза, она увидела в пустом доме беспорядок и решила, что всё-таки вышли «обознатушки», и Волк похитил её маленьких деточек.
Она бредёт по лесу, напевая грустную песню, как вдруг слышит неподалёку громкие аплодисменты. Подойдя к месту веселья, она видит Волка и Козлят, стоящих на сцене и вместе поющих песню. В финале мультфильма, обнявшись с детками, Коза вручает Волку цветочек.
3.»Мама» (также известный, как «Мама и семеро Козлят«; английский: Rock’n’Roll Wolf ) — совместный советско-румынско-французский музыкальный фильм-сказка 1976 года по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» (хотя здесь количество Козлят сократилось до пяти).
Роль Козы здесь сыграла Людмила Гурченко, а роль Волка досталась Михаилу Боярскому. Согласно сюжету фильма, в мирной лесной деревне, где дружно сосуществуют козы, овцы, белки, медведи, зайцы и ласточки, появился Волк — импозантный разбойник, активно убеждающий всех в округе, что его племя является жертвой досужих домыслов и сплетен. Однако местные жители деревни не спешат верить Серому Волку.
Коза особенно недружелюбна к нему, стоя за своих пятерых детей горой. Мать-коза отправляется за покупками на ярмарку, где, кстати, появляется новый мужской персонаж в виде знаменитого Попугая, оставляя своих Козлят дома и строго наказывая им никому не открывать дверь. Вместе со своей командой малолетних шалунов — Волчонком, Рысью и Ослом — Волк решает проучить своенравную соседку, похищает всех Козлят и требует денежный выкуп. Но Коза с помощью соседей смогла преподать Волку и его компании урок, после чего они отдали ей Козлят и изменились к лучшему.
Также у некоторых главных персонажей появились собственные имена: так, Козу в данной интерпретации истории зовут Тётя Маша (в румынской и английской версиях — Рада), а один из Козлят назван Митяем. В английской версии Волк, Осёл и Рысь известны как Тити Суру, Рассул и Petrika, соответственно.
Режиссёр румынский, Элизабета Бостан, композитор — француз, актёры наши, автор сценария — знаменитый детский поэт Юрий Энтин. Фильм снимался сразу в трёх версиях — русской, румынской и английской. Причём, по словам Волка Михаила Боярского, русский вариант самый слабый, поскольку дубли для него снимались в третью очередь, когда актёры и персонал уже подуставали
Прежде всего хочется отметить прекраснейший креатив в костюмах и гриме актёров. Созданы наиярчайшие запоминающиеся образы всех без исключения персонажей. Вот например Волк — Михаил Боярский — настоящий бэд-бой, звезда рок-н-ролла, не зря фильм имеет такой второй заголовок. Да и голос Михаила Сергеевича мне всегда нравился:
Наши поющие актёры — Гурченко и Боярский — полностью в своей тарелке. Эти роли дали им развернуться во всей красе. Надо отметить, что и второстепенные персонажи отнюдь не статисты. Хорош Крамаров в роли бестолкового Волчонка, запоминается пара Баранов — Ивлева и Герчаков, в роли Рыси довольно известный танцовщик и балетмейстер Валентин Манохин. Ну и конечно запоминается Попугай на ярмарке. Его сыграл румынский фолк-певец Флориан Питиш, в нашей версии озвучил известнейший наш хормейстер Геннадий Трофимов (Юнона и Авось, Звезда и смерть Хоакина Мурьеты).
Предыстория
Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)
В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.
У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.
Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.
Поверхностный смысл рассматриваемой сказки
Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).
В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).
Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.
В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.
Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».
Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»
В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.
«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»
Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.
Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»
Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!
Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.
Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).
Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.
Коварство волка
На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.
Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.
В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.
О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»
Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?
Беда ум родит
Не копьём побивают, а умом
С хитростью — до обеда, а с умом — целый день
Женский ум лучше всяких дум
Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:
«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».
Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать.
После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.
В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.
Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.
Значение ямы и вернувшихся козлят
Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?
Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
Прочтений: 1 455
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную.
Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать.
Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.
(Илл. Ю. Васнецов, изд. Детская литература, 1984 г.)