Первая азбука ивана федорова 3 класс рассказ

Доклад

 «Азбука» Ивана Фёдорова

Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Как  появилась на свет первая печатная азбука?
  2. Древняя буквослагательная система обучения грамоте в Азбуке Фёдорова.
  3. Второе издание букваря Ивана Федорова.
  4. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.
  1. Заключение.
  2. Литература.

I. Введение.

435  лет  тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука. И это событие будут  широко отмечать  школы, вся наша общественность, ибо с первой азбуки Ивана Федорова началось образование русских людей. Множество азбук и букварей вышло с тех пор, но именно скромная Федоровская азбука является родоначальником всех последующих учебных книг первоначального обучения.

II. Основная часть

  Как же появилась на свет первая печатная азбука?

  Инициатором  печатного   дела   в  России  был  Иван  4 (Слайд  № 2).  Он   очень   любил  печатные   книги,  собирал  их. Не   раз   посылал  за   ними  своих   людей  в  другие   страны,  а  главное,   хорошо   понимал,  что   печатная   книга  может   способствовать  возвышению  Московского  государства  и   единообразию  в   церковных   книгах.  

Когда  же  Иван  Грозный решил   завести  в  Москве  Печатную  избу,  то  новое  и   трудное   дело  поручили  Ивану Фёдорову (Слайд №3). В  народе   про   Ивана  Фёдорова  тогда  так  и  говорили:   хитрец,  то   есть  такой  умелец,  что  и  в  чужих  землях   не   сыскать.

В 1574г. во Львове вышла в свет «Азбука» Ивана Федорова.  Книга эта самая настоящая библиографическая и историческая редкость (Слайд №4)

Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой и грамматикой (Слайд №5).  Составлена она из пяти восьмилистных тетрадей, что соответствует 80 страница. На каждой странице по 15 строк. Написана  азбука на старославянском языке. Некоторые ее страницы  украшены  характерными  для изданий Ивана Федорова заставками в виде фрагментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.

Концовки   представляют   собой  готические  плетёнки,  одна  из  них  дополнена   элементом   растительности. Первую  страницу  занимают  45 строчных букв  кириллицы.  Причем алфавит приводится в прямом и обратном порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В Азбуке Федорова была воплощена древняя буквослагательная система обучения грамоте, унаследованная от греков и римлян и целиком основанная на заучивание наизусть. (Слайд №6)  Сначала учитель заставлял детей запоминать внешний вид и название букв, затем складывать из них и также заучивать отдельные слоги по схеме: буки-аз=ба; буки-рцы-аз=бра (аз, буки, рцы – название букв а, б, р.).  Затем шло зазубривание грамматических терминов чтение слов по слогам. Учащийся должен был, называя каждую букву, составлять новый слог и присоединять его к предыдущим слогам, которые держал в памяти; все слово воспроизводилось тогда, когда учащийся присоединял последний слог к ранее составленным.   (Слайд  №7)  Например, чтение слова «благослови» происходило так: буки-люди-аз=бла, глаголь-он=го=бла-го, слово-люди-он=сло=бла-го-сло, веди-иже=ви=бла-го-сло-ви.

Только после долгих и отупляющих упражнений, на что уходило иногда год или два, добирался учащийся до связного чтения (и письма). Иван Федоров был передовым человеком своего времени, однако все, что он мог сделать, готовя к печати свои Азбуки, — это последовательно изложить то, что было необходимым для традиционного обучения грамоте.

Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики. (Слайд №8)  В раздел « А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь  грамматики» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.  Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная» дает сведения об ударениях  и «придыханиях» в словах. А раздел «По орфографии» содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно ( под знаком «титло» — надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом В азбучном акростихе (греч. «край строки»), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы.

 Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся. Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, ног и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г.Львова и издательский знак первопечатника. (Слайд №9)  Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.

Второе издание букваря Ивана Федорова. (Слайд №10)

«Книжка по-греческия «Алфа Вита», а по русскии «Аз Буки», перваго ради научения детьскаго», выпущена в 1578г. в г.Остроге.

Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник – выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. (Слайд №11) Азбуку так и называют – Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам – Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г.Готы (Германия).

Книга богаче украшена. (Слайд №12) Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а  также Буквицы – первые буквы абзаца высотой в одну или нескольких строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это «Сказание, како состави святый Кирилл Филисоф азбуку по языку словенску и книги перееведе от греческих на славеньский язык», созданное в IX в. Черноризцем Храбром. Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы « по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Острожская азбука еще раз подтверждает это – где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.  Предполагают,  что  Острожская  « Азбука»  Ивана  Фёдорова  выдержала  несколько   изданий.  Экземпляр  « Азбуки»   1578  года  был   обнаружен  в  начале  1960  годов  в  библиотеке   немецкого   города   Гота.  Там   книга  в   настоящее  время  и  хранится.

Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря  с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе». Источники,  использованные  им,  свидетельствуют  о  его   широкой   образованности.  На  могильной  плите  в  городе  Львове  друзья   первопечатника  выбили  на  камне    его  книжный  знак  и  сделали   следующую  надпись,  читаемую  так: «Иоанн  Фёдорович,  Друкарь  Москвитин,  который  своим   тщанием  печатание  небывалое   обновил.  Преставился  во  Львове,  год  1583,  декабрь5».  Плита  на  могиле  не  сохранилась,  но  надпись  дошла  до   нас.  Книги  же  Ивана  Фёдорова  оказались   поистине  бессмертны. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.

Стоит  в  центре  Москвы  памятник  Ивану  Фёдорову,  на  зелёном  московском  холме,  на  высоком  чёрном  с  голубоватыми  искрами  камне. (Слайд №13)  Довелось  вернуться  Первопечатнику  в  Московию,  книги  его  теперь  знает   вся  Земля.

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову был открыт 27 сентября 1909 года. Его открытию предшествовала выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографиях Ивана Фёдорова. Газеты того времени писали, что на открытие памятника собрались толпы народа, люди стояли даже на крышах домов. Выступления были запрещены, поэтому люди возлагали венки молча. На одном из венков было написано: «Первому мученику русской книгопечати».

III. Заключение.

На  протяжении  четырёх   с  лишним  веков  миллионы детей  и  взрослых,  овладевших  искусством  чтения  русской  книги,  склонялись  над  страницами  азбук  и   букварей. (Слайд  № 14) Вот  перед  нами  букварь  и  азбука,  по  которым  учились   ваши  родители  и  старшие  братья  и  сёстры.  (Слайд №15) А  вот  современные  азбуки,  по  которым  обучаются  в  нашей  школе. Есть  азбуки  и  на  электронных  носителях. Азбука, по  которой   учимся мы,  могла  бы  стать  потом, когда  станем  взрослыми  и  обзаведёмся  семьёй,  заветной  книжкой,  семейной  реликвией  для   наших  детей,  внуков  и  правнуков. Пока  же  азбука  быстро  приводится   в  жалкое  состояние  и  выбрасывается. Поэтому  крупнейшие  библиотеки  страны  хранят   экземпляры  старых  азбук  и  букварей   наравне  с  другими  ценнейшими  книгами былых  времён,  а  вся  страна  ныне  отмечает  435  лет первой  печатной   азбуки  как  свой  большой  культурный  праздник.

Литература.

  1. Е.И. Осетров «Мир первопечатника» / — М.: «Знание», 1983
  2. Е.Л. Немировский «По следам первопечатника» / —  М.: «Современник», 1983
  3. С.Львов «Книга о книге» — /М.:«Просвещение», 1980
  4. Фриц Функе «Книговедение» — Львов: «Высшая школа», 1982
  5. И.Е.Баренбаум «История книги»-  М.: «Книга», 1984
  6. Интернет — ресурсы

445 лет назад, в 1574 г., вышла в свет «Азбука» Ивана Федорова – печатная книга для обучения письму и чтению.

Во Львове Иваном Федоровым была напечатана Азбука, о существовании которой долго никто не знал. Но именно при создании Азбуки особенно наглядно проявилась просветительская миссия первопечатника. В этой книге он обобщил достижения учебной практики предшествующих веков, создал методику первоначального обучения грамоте. Иван Федоров был не только составителем и издателем первого русского печатного учебника, но и выдающимся педагогом, методистом.

Азбука набрана московским шрифтом Ивана Федорова и украшена пятью заставками и тремя концовками. Завершается книжечка двумя небольшими гравюрами: на одной изображен герб Львова на другой – типографская марка первопечатника. Этому небольшому томику – первой в нашей стране светской печатной книге – было суждено положить начало истории российских учебников.

Азбука включала алфавит, всевозможные упражнения для обучения чтению, примеры спряжения глаголов и склонения существительных, тексты для закрепления навыков чтения. Это была, следовательно, книга для первоначального обучения славянской письменности. Так ее характеризует и сам составитель в своем кратком послесловии, которое приводим полностью: «Возлюбленный и чтимый христианский русский народ греческого закона. Не от себя написал я это немногое, но от учения Божественных апостолов и Богоносных отцов и от грамматики преподобного отца Иоанна Дамаскина, сократив до малого, сложил для скорого обучения детей. И если мои труды окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью. А я готов трудиться и над другими угодными вам книгами, если даст Бог по вашим святым молитвам. Аминь. Напечатано во Львове года 1574».

В отрывках, которыми завершается Азбука, даны советы родителям, ученикам и учителям. Традиционные тексты Иван Федоров превращает в целенаправленную гуманистическую программу школьного образования, содержавшую свод моральных правил. Так, в обращении к родителям содержится совет воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении».

Азбука Ивана Федорова 1574 г.

Азбука Ивана Федорова 1574 г.

Две тысячи экземпляров учебника разошлись по городам и весям. Каждый из них помог овладеть грамотой нескольким поколениям учеников. Азбука в прямом смысле слова зачитывалась до дыр.

За четыре столетия сохранившийся экземпляр побывал в разных странах, поменял многих владельцев. В 1927 г. ее купил у букиниста в Риме известный антрепренер и искусствовед С.П. Дягилев, который восторженно писал, что нашел «потрясающую русскую книгу». Впоследствии, уже после Второй мировой войны, редчайшую книгу купил в Париже американский коллекционер Байард Л. Килгур и подарил ее библиотеке Гарвардского университета. Факсимильное воспроизведение Азбуки было опубликовано в 1955 г. В нашей стране первым обратил внимание на новооткрытый памятник Т.Н. Тихомиров, который отметил, что Азбука обогащает «наши познания в области истории культуры СССР и мировой культуры». В 1984 г. стало известно еще об одном экземпляре львовского учебника Ивана Федорова: он переплетен вместе с Азбукой Василия Бурцова, изданной в 1637 г. в Москве.

Анализ текстов для чтения, помещенных в заключительной части учебника, еще раз показал широкую образованность нашего первопечатника. Тексты отобраны из самых разных источников. Среди них Библия, западноевропейские элементарные учебники, латинские и польские «Алфавиты», труды сербских и болгарских грамматиков, учебник Иоанна Дамаскина, учтена была и русская рукописная традиция.

Как известно, Львов, куда Иван Федоров прибыл из Заблудова, преодолев многие «беды и невзгоды всяческие и самые злейшие», встретил его не очень приветливо. О своих унижениях, мытарствах и лишениях он рассказал в послесловии к львовскому Апостолу. Для создания и оборудования типографии на новом месте нужны были немалые средства. Поэтому Иван Федоров не раз и не два, а многократно обращался к состоятельным горожанам, «помощи прося у них и поклоны творя, к коленям припадая и простираясь перед ними на земле; капающими из глубины сердца слезами моими ноги их я омывал», но так и «не выпросил ничего умильными словами, не умолил никого многослезным рыданием». В повести звучит мотив: не для себя лично, не для своей выгоды просит он денег и предпочитал переносить «скорби и беды», лишь бы продолжать начатое дело. Однако нашлись в городе «некоторые из меньших людей священнического чина да незнатные из мирян, которые подавали помощь». И все же, несмотря на поддержку, на все усилия вырваться из нужды, Иван Федоров не смог преодолеть финансовые затруднения. Типографию пришлось заложить. Из «преименитого града Львова» мастер переезжает в Острог – в родовое поместье князя К.К. Острожского, решившего издать полную славянскую Библию. Это был очень плодотворный период жизни первопечатника. В Остроге при поддержке князя-мецената он издал пять из двенадцати своих книг, в том числе и Острожскую библию. Но не сразу – несколько лет ушло на подготовительную работу.

Самым первым изданием Ивана Федорова в Остроге стала Азбука форматом чуть больше листка отрывного календаря наших дней. По сравнению с львовским учебником она дополнена параллельными грекославянскими текстами, цель которых – помочь школьникам овладеть греческим языком. На обороте ее титульного листа – герб князя Острожского и дата издания книги – 18 июня 1578 г.

Страница Азбуки Ивана Федорова

Страница Азбуки Ивана Федорова

Примечательно, что на последних страницах Иван Федоров опубликовал «Сказание о письменах» черноризца Храбра, рассказ о том, как Кирилл Философ впервые составил славянскую азбуку и перевел греческие богослужебные книги на славянский язык. Предполагают, что это «Сказание» в рукописном варианте подарили Ивану Федорову монахи Рильского монастыря, и он впервые опубликовал этот драгоценный памятник, созданный в Болгарии в IX веке.

От Азбуки 1578 г. сохранилось два дефектных, но удачно дополняющих друг друга экземпляра – один в Копенгагене, другой – в тюрингском городке Гота.

О высоком качестве учебных книг Ивана Федорова говорит то, что они легли в основу букварей, которые неоднократно печатались в Москве, Вильнюсе, Львове, Киеве, Могилеве, приобщая к грамоте многие поколения людей. Делу просвещения служил и следующий труд первопечатника – Новый завет с Псалтырью, который вышел в Остроте в 1580 г.

Наконец, именно в Остроге Иван Федоров напечатал полную славянскую Библию, которая стала главным делом жизни первопечатника. Работа над ней завершилась 12 августа 1581 г.
Типографии Ивана Федорова в Москве, Заблудове, Львове, Остроге стали школой печатного искусства для многих талантливых мастеров. Таков был великий сеятель славянской культуры, человек, стоящий у истоков отечественного книгопечатания. И чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем больше мы осознаем значение его творческого подвига, тем ярче вырисовывается его многогранный образ.

Алексей Глухов

Литературное чтение, 3 класс

Урок 1. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Проектное задание «Книга – мой лучший друг»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Книга – источник необходимых знаний. Элементы книги.
  2. Рукописные книги Древней Руси
  3. Первопечатник Иван Фёдоров.

Глоссарий по теме

Книга – наш лучший друг и помощник, самое великое чудо на свете. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации, форзац, обложка, переплёт.

Рукописные книги. Летописи. Монахи-летописцы. Нестор «Повесть временных лет». Первопечатник Иван Фёдоров. 1 марта 1564 года вышла первая печатная книга «Апостол»

Ключевые слова

Книга — источник необходимых знаний; элементы книги; содержание или оглавление; титульный лист; аннотация; форзац; обложка; переплёт; иллюстрации; словарь; рукописные книги; летопись; книгопечатание; произведения искусства; первопечатник Иван Федоров

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.4-12

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 10-15

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М:АСТ – 1996., Т.1 С.203, Т.7 С. 26, Т.8 С. 253, Т. 9 С.169, 278

На уроке мы узнаем, как появились и какими были первые рукописные и печатные книги на Руси, кто был автором и создателем этих книг.

Научимся работать с учебником, использовать его для составления сообщений

Сможем поразмышлять, почему книгу называют источником знаний, произведением искусства и самым великим чудом на свете

Основное содержание урока

1.Давайте поближе познакомимся с нашим учебником. У каждой книги есть обложка. Откроем ее. Перед нами титульный лист. Здесь обычно размещают название книги, фамилию и имя автора, год издания и другие сведения о ней

Наша книга – учебник и здесь, на следующей странице размещены условные обозначения – знаки, которые будут подсказывать нам, какие задания нужно выполнить и на что обратить внимание

Если слово выделено голубой полосой – его значение можно посмотреть в словаре в конце учебника

Если слово выделено светло-зеленой полосой, его значение можно узнать в рубрике «Проверь себя» в конце раздела

Если слово выделено розовой полосой, нужно самостоятельно найти его в Толковом словаре или энциклопедии

Значок с раскрытой тетрадью показывает, что к тексту есть задание в «Рабочей тетради», значок с изображением двух звездочек предлагает поработать в паре, а значок с восклицательным знаком предупреждает, что задание сложное и придется хорошенько потрудиться, чтобы его выполнить

В конце учебника имеется Содержание, которое поможет быстро найти нужное произведение

Учебник разделен на тематические разделы. Сегодня мы начнем путешествие по страницам первого раздела, который называется «Самое великое чудо на свете»

2. Первыми памятниками письменности, дошедшими до наших дней были берестяные грамоты. Береста – это кора берез, на ней писали чернилами или просто выцарапывали буквы и рисунки острой палочкой – писалом. Это не были книги, а просто записи людей, необходимые в быту. Позже появились и целые книги, написанные на специально обработанной бересте.

Печатать книги в Древней Руси ещё не умели, их писали от руки. После берестяных книг появились рукописные книги, в которых листами служил пергамент. Это были настоящие произведения искусства.

Переплёт обычно делали из досок, обтягивали кожей или красивой тканью, украшался драгоценными камнями, золотом или серебром.

Титульного листа у рукописных книг не было – название и имя автора размещались на первой странице перед текстом.

Каждая глава и страница начиналась рисунком, который назывался «заставка», а заканчивалась другим рисунком, который назывался «концовка».

Первая буква представляла из себя затейливый рисунок, чаще всего её рисовали красной краской, отсюда пошло название – «красная строка»

Инструментом для письма служили птичьи перья, чаще всего гусиные

Книги стоили очень дорого, особо ценные книги в библиотеках приковывали цепью, чтобы её нельзя было унести.

Чаще всего книги писали и переписывали в монастырях ученые монахи. Это занимало иногда несколько лет.

Среди рукописных книг много летописей. В них рассказывалось о наиболее важных событиях, происходивших на Руси с глубокой древности. Самой известной летописью является написанная в начале XII века «Повесть временных лет» монахом. Киево-Печерского монастыря Нестором Она издается и в наши дни.

3. В середине XVI века на Руси начали учиться печатать книги.

По приказу царя Ивана Грозного в Москве на Никольской улице был построен печатный двор. Его возглавил Иван Федоров. Он был образованным человеком, закончил Краковский университет, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Вместе со своим учеником и помощником Петром Тимофеевым Иван Фёдоров 10 лет трудился над устройством типографии. Он сам создавал станки, отливал буквы и рисунки для книг, сам набирал и правил текст.

В 1563 году 19 апреля друкарь , то есть печатник Иван Фёдоров начал печатать первую книгу. Работа продолжалась целый год и закончилась 1 марта 1564 года. Этот год считается началом русского книгопечатания. А Ивана Федорова и Петра Тимофеева называют русскими первопечатниками.

Первая книга, напечатанная Иваном Федоровым называлась «Апостол» . Это была толстая книга в кожаном переплёте. По буквам, по рисункам и по заставкам она напоминала рукописную книгу. Книга состояла из 267 листов. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги. Царь Иван Грозный очень хвалил друкарей, сравнивал их работу и с иноземными печатными книгами и говорил, что наша книга получилась не хуже иностранных. После «Апостола» появились другие печатные книги «Часовник» и «Азбука» — первый славянский учебник.

Много книг с тех пор напечатано на Руси. Среди них много и учебных, таких как «Азбука» Льва Николаевича Толстого, современные учебники по школьным предметам, и различные словари, энциклопедии, научные издания и художественные произведения. Не зря потрудился Иван Федоров, начиная печатное дело на Руси, не зря говорил он «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать».

В Москве, в Театральном проезде установлен памятник первопечатнику Ивану Федорову, который также известен под названием «Друкарь»

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определи, какие понятия имеют отношение к рукописным книгам, а какие — к печатным. Перенеси карточки со словами в соответствующие столбцы

Рукописные книги

Печатные книги

Карточки со словами-понятиями:

гусиное перо

печатный станок

чернила

типографская краска

летописец Нестор

друкарь Иван Федоров

монастырь

печатный двор

Правильный ответ:

Рукописные книги

Печатные книги

гусиное перо

чернила

летописец Нестор

монастырь

печатный станок

типографская краска

друкарь Иван Федоров

печатный двор

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока

1 вариант

1 Какой материал использовали для письма в Древней Руси?

2 Фамилия человека, который стал первопечатником на Руси

3 Лист в книге, где содержатся сведения о названии, авторе, времени и месте издания

4 Как называли на Руси работника типографии, печатника?

5 Как называлась первая напечатанная книга на Руси?

Название файла с изображением к вопросу:

нет

2 вариант

1 Какой инструмент использовали для письма в Древней Руси?

2 Имя монаха-летописца, создателя «Повести временных лет»

3 Рисунок, фотография или другое изображение, которое помогает читателю лучше понять содержание текста

4 Значение слова «друкарь»

Ответ

1 вариант

1 пергамент

2 Фёдоров

3 титульный

4 друкарь

5 Апостол

2 вариант

1 перо

2 Нестор

3 иллюстрация

4 печатник

5 Азбука

  • Пера богатырь читать коми сказка
  • Пера богатырь герой коми сказок и легенд
  • Пепси кола как пишется
  • Пеппи длинныйчулок персонажи сказок
  • Пеленание рассказы стал лялечкой