Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Возрастная группа: подготовительная
Выполнил: воспитатель
Соколова И.А.
стаж в данной должности: 24 года
имеющаяся категория: первая
г. Туймазы, 2022 г.
Цель: формировать у детей умение связано пересказывать литературный текст.
Задачи.
Образовательные:
1. Формировать умение пересказывать рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка» по заданному плану, по цепочке, индивидуально, используя авторские выразительные средства.
2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения, полно и точно выражать свои мысли.
3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи; познакомить с метафорой.
Развивающие:
1.Развивать творческое воображение, умение классифицировать рыб по месту обитания.
2. Продолжать развивать умение слушать собеседника.
3. Развивать интерес и любовь к книге.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к старшим, желание помогать им.
Интегрированные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Активизация словаря: морской конек, акула, кит, щука, карась, ерш; речные и морские рыбы; первая рыбка; улов, навариста, навар.
Предварительная работа: рассматривание альбома рыб; классификация рыб по среде обитания; рисование рыб; чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Средства реализации.
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских (кит, акула, морской конек) и речных рыб (карась, ерш, щука); схема рассказа (смайлик, машина едет по дороге, костер с ухой); портрет Е.Пермяка.
Методические приемы: беседа, чтение рассказа, рассматривание сюжетных картин; рассматривание портрета писателя; пересказ детей по частям, по цепочке, целиком; физминутка, словарная работа с новыми словами; игровое упражнение синонимы — антонимы, метафора.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Настрой на занятие.
2. Введение в тему. Беседа:
— Каких рыб мы знаем? Кто это рыбы?
— Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
— Как называются рыбы, живущие в море? (морские) (кит, акула, морской конек)
— Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные) (карась, щука, ёрш)
— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
— Кто такие мальки? (рыбкины детки)
— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
— Как называется суп из рыбы? (уха)
— Как называется человек, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)
- Речевая разминка.
Чистоговорка: «У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, девочки, мальчики).
4. Знакомство с произведением.
– Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Пермяк (показываю портрет). Свой рассказ он назвал «Первая рыбка».
– Я сейчас вам буду читать рассказ, а вы, слушайте меня внимательно, и постарайтесь ответить на вопрос, почему этот рассказ назвали так?
Евгений Пермяк «Первая рыбка».
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
– Ребята, а кто помнит, о чём я попросила подумать в начале чтения рассказа? (почему так назвали?)
– Кто запомнил автора этого рассказа? (Евгений Пермяк).
– В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.)
– Куда отправилась Юрина семья? Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю).
– Сколько рыбы поймал Юра?
– -Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).
– Послушайте ещё раз, как об этом говорится в рассказе: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».
– Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
– Правильно, ребята, потому что когда взрослые шутили, они хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ёрш, а «ершище». А Юра понял их шутку, он понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
5.Дид/игра «Скажи по-другому»
Крохотный – маленький, малюсенький…
Ершище – большой …(огромный, громадный…)
6.Дид/игра «Скажи наоборот»
Ершище -… ершишка
Большущий — … крохотный
Воспитатель. Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным? А что бывает большущим?
7. Объяснение новых слов.
– Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова. Объясните ему значения непонятных слов:
1) уха (суп из рыбы),
2) вокруг (около, возле, рядом),
3) нахваливать (много хвалить),
4) ершище (большая рыба),
5) жирна, да навариста; навар (это вода в ухе (бульон) с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).
8. Физминутка. Координация речи с движением «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
9. Чтение рассказа (второе). Выставление мнемотаблицы.
– Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье).
– Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить).
– Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы).
– Как он написал про свой улов? (Я тоже одну рыбку поймал – Ерша).
– Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали).
– Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху).
– Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась).
– Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна да навариста).
– Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).
– Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
10. Пересказ детей.
– Ребята, рассказывать будете по этому плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.
(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).
– Следующее задание будет сложнее. Нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают).
– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ?
11. Дид/игра «Метафора»
У рыб острые плавники. Почему? Как понимаете «острый плавник»?
А может быть – острый суп…,острый язык…,острый ум…,острое зрение…?
А что значит острослов? (тот, кто любит шутить)
А остроумный? (человек, который красочно, интересно и в шутливой форме находит ответы на вопросы) Остроумие – изощренность мысли, изобретательность в нахождении удачных, ярких, красочных или смешных выражений, а также удачных решений, действий. Чувство юмора, остроумие — способность человека понимать юмор и шутить самому.
12. Итог.
– Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?
– Кто автор рассказа?
– Что вам больше понравилось? Что запомнилось?
– В какую игру играли с вами?
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
в логопедической подготовительной
к школе группе
«Пересказ рассказа Е.Пермяка
«Первая рыбка»
Подготовила:
воспитатель Махиянова Е.К.
2022 год
Цель: Создать условия для связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой, отражающей последовательность событий.
Задачи:
— Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
— Развитие навыков планирования пересказа.
— Активизация и обогащение словаря.
— Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
— Упражнять детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, связно и последовательно передавать текст с опорой на иллюстрации, понимать значение трудных слов.
Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб, серия сюжетных картинок к рассказу.
Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок», «Один-много»
Словарная работа: активизация словаря: классификация речных и морских рыб, варить, жарить, тушить, уха, вокруг,
Обогащение словаря: нахваливать, ершище, навариста, навар, вкусна, жирна.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить.
— Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация: речные, морские)
— Назовите рыб, которые живут в реке? Значит какие это рыбы? (речные)
-Назовите рыб, которые живут в море? Значит, какие это рыбы?(морские).
— А что общего у рыб? (части тела)
Д/игра «Скажи наоборот»
— Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.
Горячая — Холодная
Прохладная — Тёплая
Чистая — Грязная
Кипячёная — Сырая
Солёная — Пресная
Бурливая — Спокойная
Прозрачная – Мутная
Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице, |
Дети стоят в кругу. |
Рыбке весело играть. |
Волнообразные движения руками. |
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. |
Бегут друг за другом. |
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. М. Клюкова |
Далее по тексту. |
-А что люди могут делать с рыбой? (варить, жарить, тушить)
— Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.)
Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».
(Перед чтением объяснить значения слов:
— уха (суп из рыбы)
— вокруг (около, возле, рядом)
— нахваливать (много хвалить)
— ершище (большая рыба)
— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем — навара больше в ухе)
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Вопросы к тексту:
-Почему этот текст называется «рассказ»?
-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
-О чем говорится в этом рассказе?
-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
-Сколько рыбы поймал Юра?
-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
— Кому отдали весь улов? (Весь улов бабушке отдали.)
— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
— Какое настроение было у Юры? (У Юры было радостное и веселое настроение)
— Почему радовался Юра? (Юра радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка).
П/и «Удочка»
— Ребята, что у меня в руках? (скакалка)
— А чем она ещё может быть? (удочкой)
— Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто?(рыбак ) .А вы мои (рыбки.)
Повторное чтение рассказа.
После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям пересказать текст по плану с опорой на сюжетные картинки: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.
(Один-два ребенка повторяют план пересказа.)
Рассказы детей.
Итог занятия, рефлексия
— Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Кто автор рассказа?
— Что вам больше понравилось, что запомнилось?
— Как называлась рыбка, которую поймал Юра?
— Кто варил уху для Юры и его семьи?
— Чем понравилась Юре рыбалка?
— А сейчас я предлагаю вам нарисовать рыбу, которую бы вы хотели поймать со своей семьей…
Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме
«Работа с художественным текстом Е. Пермяка «Первая рыбка».
Цель занятия: формирование умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев, развитие умения связано пересказывать литературный текст по составленному плану.
Задачи занятия:
-развивать умение прогнозировать содержание текста по его названию и автору;
-обогащатьи активизировать словарный запас слов;
-развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;
-формировать умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр, тему;
-развивать умение понимать замысел автора, умение анализировать произведение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
DOCX / 11.83 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 7.26 Мб
Ход занятия:
1. Речевая разминка.
-Начинаем занятие «Успешное чтение». Чтобы оно на самом деле прошло успешно, давайте проведем речевую разминку.
-Начнем с упражнения на дыхание. Оно называется «Пузырьки лопаются».Ваша задача —беззвучно произносить звук [п], темп произнесения будете то ускорять, то замедлять. Я буду дирижером. Если поднимаю руку вверх — темп ускоряете, вниз- замедляете.
— Прочитаем чистоговорку сначала все вместе.
СЛАЙД 1.
КИ-КИ-КИ — Ловят рыбу рыбаки.
КЕ-КЕ-КЕ – Рыба плавает в реке
ОК-ОК-ОК- Попалась рыба на крючок
КА-КА-КА- Мы похвалим рыбака
-Прочитаем по ролям: … читает первую часть фразы, вы заканчиваете, потом наоборот. Каждый звук произносим четко.
-Вспомним скороговорку «Раз у самой щучьей пасти». Произнесем ее в медленном темпе, затем с ускорением.
СЛАЙД 2.
Раз у самой щучьей пасти
Ерш хвостишком шевелил.
Не боялся он напасти
И прищурясь говорил:
— Ты хитра, зубаста щука,
Я ершишка, хоть куда.
Ухитрись-ка щука, ну-ка!
Съешь меня ерша с хвоста!
— Обернись, так проглочу,
А глотать с хвоста не дело,
Я давиться не хочу!
-Продолжаем разминку. Перейдем к тренажеру. Сначала хором читаем слова, состоящие из трех букв, потом четырех и пяти. Скорость постепенно буду наращивать. Ваша задача- успевать за скоростью появления слов.
(Чтение слов из 3 букв — без задания с постепенным ускорением.
Чтение слов из 4 букв — запомнить названия животных.
Чтение слов из 5 букв- читать и одновременно подсчитывать количество прочитанных слов).
https://foxgard.ru/sim/trenazher-slova
2. Знакомство с произведением.
а) предтекстовая деятельность (прием «Рассечение вопроса»- смысловая догадка о возможном содержании текста по автору и названию произведения).
-Переходим к основной части занятия. Сегодня вы познакомитесь с новым произведением.
Автор произведения Евгений Пермяк, а называется он «Первая рыбка» (на доске размещается название произведения и автор).
-Прочитайте название произведения. Предположите его тему. (на доске пишется слово «рыбалка»).Тема текста — это то, о ком или о чём написан текст.
-Знаком ли вам данный автор? Какие произведения Евгения Пермяка мы уже читали?
-Евгений Пермяк написал много книг о природе, о детях, о людях труда. Нам уже знакомы такие произведения как «Смородинка», «Торопливый ножик», «Хитрый коврик».
-Зная автора, можем ли мы определить жанр этого произведения? (на доске пишется слово «рассказ»).
-А можем определить стиль текста: художественный или научный? (на доске пишется слово «художественный»).
-А вы ловили рыбу?
-Чем ловят рыбу?
–Названия каких рыб вы знаете?
-Что можно приготовить из рыбы?
-В чем можно варить уху?
-Посмотрите на изображение котелка.
Котелок или котел — это разновидность посуды, которую используют в процессе приготовления кулинарных изделий при помощи открытого огня. Как правило, котел или котелок изготавливают из жаропрочного металла.
СЛАЙД 3.
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/149/832/149832610_26026191.png
б) первичное чтение рассказа
-Послушайте рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка».
(Читает педагог)
https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-pervaya-rybka/
в) осмысление эмоционального содержаниятекста при восприятия
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
— Как зовут главного героя – мальчика?
-Какую рыбку поймал Юра?
-Прочитайте рассказ. Найдите, какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
-Что объединяет слова ерш, ершище, ершишка?
-Благодаря какой части слова они получили разное лексическое значение?
-Кто видел ерша? В чем его особенность?
СЛАЙД 4.
http://cdn01.ru/files/users/images/4d/b9/4db9a42a8e9457e6b8300597bfcba136.png
Ерш -это пресноводная рыба, которая обитает в водоёмах Европы и северной Азии, предпочитает песчаное дно или гравий. По своему виду речные обитатели напоминают окуня, но главным отличием являются сросшиеся спинные плавники, другой окрас и колючие иголки как у рыбы-иглы.
-Вспомните сегодняшнюю скороговорку. Почему щука хотела, чтобы ерш повернулся к ней головой? Почему не хотела глотать с хвоста?
-У меня в руках веточка сосны. Если я поглажу ее в направлении роста хвоинок, то она покажется мягкой, хвоинки прижмутся к веточке. А что будет, если я поглажу хвоинки против направления роста? Можно уколоться. Вот и щука не хотела уколоться плавниками ерша.
г) просмотровое чтение (поиск конкретной информации о семье главного героя)
-Что можете сказать о семье Юры?
-Перечитайте рассказ. Подчеркните слова, которые подойдут для характеристики семьи Юры.
-Какие слова выбрали? Большая и дружная, работящая, любят пошутить.
Физминутка
СЛАЙДЫ 5-12
-Приглашаю вас на «рыбалку». Вы знаете, что рыбы бывают пресноводные и морские.Пресноводные рыбы живут в реках, озёрах и прудах.Морские рыбы обитают в морях и океанах. На экране будут появляться фото и название рыбы. Если представленная рыба живет в наших водоемах, «закидываете удочки» и тянете рыбу. Если это морская рыба, пусть плывет дальше.
https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/raznoobrazie-prirody-320111/raznoobrazie-zhivotnykh-323124/re-c5f7b061-17b4-4547-8edd-57700e9ee924
д) осмысление прочитанного («Кубик Блума»)
-Давайте поиграем с волшебным кубиком («Кубик Блума»). Я буду подкидывать кубик, какой стороной он к вам повернется, на вопрос с данным словом будете отвечать.
НАЗОВИ
Назови героев рассказ. Назови посуду, в которой варили уху.
ПОЧЕМУ
Почему Юра не работал. Почему автор написал этот рассказ.
ОБЪЯСНИ
Объясни, почему Юра не обижался на взрослых. Объясни, чему радовался Юра в конце произведения.
ПРЕДЛОЖИ
Предложи свое название рассказа.
ПОДЕЛИСЬ
Поделись своими мыслями от прочитанного произведения.
ПРИДУМАЙ
Придумай другое продолжение рассказа. Придумай однокоренные слова к слову ерш.
е)определение последовательности событий в прочитанном тексте(интерпретация текста).
-Следующее задание будете выполнять в парах. Перечитайте текст еще раз. Возьмите конверт с листочками, на которых записаны пункты плана. Ваша задача – определитьправильную последовательность пунктов плана.
Юрина радость.
Вкусная уха.
Дружная семья.
Рыбалка.
- Дружная семья. 2 Рыбалка. 3. Вкусная уха. 4. Юрина радость)
-Давайте проверим, какой план рассказа у вас получился.
-Перескажите текст по данному плану.
3. Послетекстовая деятельность
-Подтвердились ли ваши предположения о жанре произведения и его стиле?
-Верно, это художественный рассказ.
-Почему Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка?». Для кого она была первая?
-Назовите тему текста. Напомню, что то, о чём или о ком говорится в тексте, называется главной темой текста.
-Тема текста- совместный отдых семьи.
-Подумайте, в каком предложении заключена основная мысль текста? (последнее предложение). Основная мысль текста – то важное, главное, что хотел сказать автор.
-Автор хотел показать, как важна даже самая маленькая помощь, за которую могут заслуженно похвалить.
-Я тоже хочу похвалить вас за проведенный урок. Благодаря нашим совместным усилиям он получился интересным и познавательным!
Д.З: нарисовать иллюстрацию к произведению Е.Пермяка «Первая рыбка»
Заимствованные источники:
https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-pervaya-rybka/
https://multiurok.ru/files/konspekt-zaniatiia-po-razvitiiu-rechi-v-podgoto-16.html
Якласс
https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/raznoobrazie-prirody-320111/raznoobrazie-zhivotnykh-323124/re-c5f7b061-17b4-4547-8edd-57700e9ee924
Картинки:
https://i.pinimg.com/originals/b6/e3/5c/b6e35c7d5829c16c5b9a868f76001af5.png
http://klublady.ru/uploads/posts/2022-07/1658325865_40-klublady-ru-p-tatu-yorsh-foto-40.png
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626167/140add87-50dd-4178-bcd8-f3001cd2ea9c/s1200?webp=false
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/149/832/149832610_26026191.png
http://cdn01.ru/files/users/images/4d/b9/4db9a42a8e9457e6b8300597bfcba136.png
https://ub-fish.ru/wp-content/uploads/2019/06/karas.png
https://rus-fishsoft.ru/assets/images/fish/big/2424.png
https://nordfish-msk.ru/wp-content/uploads/2020/04/ru_pim_530014001001_01.png
https://www.product.ru/media/cache/products_sq600/products/c5/c56255d35f4530b63682a5d1a0536cc14685648f.png
https://yandex.ru/images/search?pos=20&img_url=http%3A%2F%2Fwpclipart.com%2Fdl.php%3Fimg%3D%2Fanimals%2Faquatic%2Ffish%2FC%2Fcod%2FPacific_cod__Gadus_macrocephalus_T.png&text=треска%20на%20прозрачном%20фоне&lr=20647&rpt=simage&source=serp
https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/10/kartinki-okun-20.jpg
https://www.pngpix.com/wp-content/uploads/2016/11/PNGPIX-COM-Tuna-Fish-PNG-Transparent-Image-2048×1204.png
https://cdn130.picsart.com/323174483149211.png
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
- познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»
- упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу
- формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций
- упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения
- воспитывать самоконтроль за речью
- воспитывать интерес к детской литературе.
Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.
Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.
ХОД ООД
1. Организационный момент: Речевая разминка.
Чистоговорка:
АН – АН – АН — глубокий океан
РЯ – РЯ – РЯ – синие моря
НА – НА – НА – обитатели морского дна
ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде
НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю
ТА – ТА – ТА — под водою красота
Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
— Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)
— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
— Как называется суп из рыбы? (уха)
— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)
Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке». Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …
Великан поймал ерша, а Гномик – …
Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.
— Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).
Физкультминутка: «Речка»
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу, сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.
Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»
— Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?
Первичное прочтение текста «Первая рыбка» Е. Пермяк.
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только
один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы
поймали и всю бабушке отдали.
Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша
уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли
навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался
потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?
— Почему этот текст называется «рассказ»?
— Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
— В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
— Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).
— Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
— Сколько рыбы поймал Юра?
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище
крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра
большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».
Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
— Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)
Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
— уха (суп из рыбы)
— котелок (посуда, для варки пищи над огнем)
— вокруг (около, возле, рядом)
— ершище (большая рыба)
— нахваливать (много хвалить)
— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья
рыбу ловить и уху варить)
— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).
— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной
ухе была и моя маленькая рыбка)
Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
Прочтение текста в третий раз.
5. Закрепление темы занятия.
Пересказы рассказа детьми.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,
кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские
слова и выражения.
Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому?
— Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».
-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
— Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы
считаете, что нельзя?
— А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?
А давайте поиграем?
— Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:
Прозрачная — мутная
Горячая — холодная
Сырая -кипяченая
Соленая- пресная
Грязная — чистая
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?
— Кто автор этого произведения? Что вам больше всего понравилось?
— Что вызвало затруднение?
-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.
< Предыдущая | Следующая > |
---|