Первая рыбка план рассказа

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил: воспитатель

Соколова И.А.

стаж в данной должности: 24 года

имеющаяся категория: первая

г. Туймазы, 2022 г.

Цель: формировать у детей умение связано пересказывать литературный текст.

Задачи.

Образовательные: 

1. Формировать умение пересказывать рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка» по заданному плану, по цепочке, индивидуально, используя авторские выразительные средства.

2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые  высказывания о содержании произведения, полно и точно выражать свои мысли.

3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи; познакомить с метафорой.

Развивающие: 

1.Развивать творческое воображение, умение классифицировать рыб по месту обитания.

2. Продолжать развивать умение слушать собеседника.

3. Развивать интерес и любовь к книге.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к старшим, желание помогать им.

Интегрированные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Активизация словаря: морской конек, акула, кит, щука, карась, ерш; речные и морские рыбы; первая рыбка; улов, навариста, навар.

Предварительная работа: рассматривание альбома рыб; классификация рыб по среде обитания; рисование рыб; чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Средства реализации.

Демонстрационный материал: картинки с изображением морских (кит, акула, морской конек) и  речных рыб (карась, ерш, щука); схема рассказа (смайлик, машина едет по дороге, костер с ухой); портрет Е.Пермяка.

Методические приемы: беседа, чтение рассказа, рассматривание сюжетных картин; рассматривание портрета писателя; пересказ детей по частям, по цепочке, целиком; физминутка, словарная работа с новыми словами; игровое упражнение синонимы — антонимы, метафора.

Ход занятия.

1.Организационный  момент. Настрой на занятие.

2. Введение в тему. Беседа:

— Каких рыб мы знаем? Кто это рыбы? 

— Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские) (кит, акула, морской конек)

— Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные) (карась, щука, ёрш)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Кто такие мальки? (рыбкины детки)

— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

— Как называется суп из рыбы? (уха)

— Как называется человек, который ловит  рыбу? (рыболов, рыбак)

  1. Речевая разминка.

Чистоговорка:  «У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, девочки, мальчики).

4.   Знакомство с произведением.

–  Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Пермяк (показываю портрет). Свой рассказ он назвал «Первая рыбка».

– Я сейчас вам буду читать рассказ, а вы, слушайте меня внимательно, и постарайтесь ответить на вопрос, почему этот рассказ назвали так?

Евгений Пермяк «Первая рыбка».

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

– Ребята, а кто помнит, о чём я попросила подумать в начале чтения рассказа?  (почему так назвали?)

– Кто запомнил автора этого рассказа? (Евгений Пермяк).

– В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.)

– Куда отправилась Юрина семья? Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю).

– Сколько рыбы поймал Юра?

– -Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).

– Послушайте ещё раз, как об этом говорится в рассказе: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

– Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?  (ответы детей)

– Правильно, ребята, потому что когда взрослые шутили, они хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ёрш, а «ершище». А Юра понял их шутку, он понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

5.Дид/игра «Скажи по-другому»

Крохотный – маленький, малюсенький…

Ершище – большой …(огромный, громадный…)

6.Дид/игра «Скажи наоборот»

Ершище -… ершишка

Большущий — … крохотный

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?  А что бывает большущим?

7.  Объяснение новых слов.

– Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова. Объясните ему значения непонятных слов:

1) уха (суп из рыбы),

2) вокруг (около, возле, рядом),

3) нахваливать (много хвалить),

4) ершище (большая рыба),

5) жирна, да навариста;  навар (это вода в ухе (бульон) с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

8. Физминутка.  Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

9.  Чтение рассказа (второе). Выставление мнемотаблицы.

– Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье).

– Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить).

– Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы).

– Как он написал про свой улов? (Я тоже одну рыбку поймал – Ерша).

– Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали).

– Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху).

– Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась).

– Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна да навариста).

– Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

– Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).

10. Пересказ детей.

– Ребята, рассказывать будете по этому плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. А остальные ребята внимательно слушают рассказчиков, всё ли они расскажут.

(Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану).

– Следующее задание будет сложнее. Нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают).

– А теперь предстоит выполнить самое трудное задание. Кто готов рассказать полностью весь рассказ?

11. Дид/игра «Метафора»

У рыб острые плавники. Почему? Как понимаете «острый плавник»?

А может быть – острый суп…,острый язык…,острый ум…,острое зрение…?

А что значит острослов? (тот, кто любит шутить)

А остроумный?  (человек, который  красочно, интересно  и в шутливой форме находит ответы на вопросы)  Остроумие – изощренность мысли, изобретательность в нахождении удачных, ярких, красочных или смешных выражений, а также удачных решений, действий.  Чувство юмора, остроумие — способность человека понимать юмор и шутить самому.

12. Итог.

– Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа?

– Что вам больше понравилось? Что запомнилось?

– В какую игру играли с вами?

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

в логопедической подготовительной

к школе группе

«Пересказ рассказа Е.Пермяка

«Первая рыбка»

Подготовила:

воспитатель Махиянова Е.К.

2022 год

Цель: Создать условия для связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой, отражающей последовательность событий.

Задачи:

— Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

— Развитие навыков планирования пересказа.

— Активизация и обогащение словаря.

— Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

— Упражнять детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, связно и последовательно передавать текст с опорой на иллюстрации, понимать значение трудных слов.

Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб, серия сюжетных картинок к рассказу.

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пуш­кина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучь­ему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок», «Один-много»

Словарная работа: активизация словаря: классификация речных и морских рыб, варить, жарить, тушить, уха, вокруг,

Обогащение словаря: нахваливать, ершище, навариста, навар, вкусна, жирна.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

— Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить.

— Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация: речные, морские)

— Назовите рыб, которые живут в реке? Значит какие это рыбы? (речные)

-Назовите рыб, которые живут в море? Значит, какие это рыбы?(морские).

— А что общего у рыб? (части тела)

Д/игра «Скажи наоборот»

— Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.

Горячая — Холодная

Прохладная — Тёплая

Чистая — Грязная

Кипячёная — Сырая

Солёная — Пресная

Бурливая — Спокойная

Прозрачная – Мутная

Физкультминутка.

Рыбка плавает в водице,

Дети стоят в кругу.

Рыбке весело играть.

Волнообразные движения руками.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Бегут друг за другом.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

М. Клюкова

Далее по тексту.

-А что люди могут делать с рыбой? (варить, жарить, тушить)

— Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.)

Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».

(Перед чтением объяснить значения слов:

— уха (суп из рыбы)

— вокруг (около, возле, рядом)

— нахваливать (много хвалить)

— ершище (большая рыба)

— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем — навара больше в ухе)

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы к тексту:

-Почему этот текст называется «рассказ»?

-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

-О чем говорится в этом рассказе?

-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

-Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)

-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

— Кому отдали весь улов? (Весь улов бабушке отдали.)

— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

— Какое настроение было у Юры? (У Юры было радостное и веселое настроение)

— Почему радовался Юра? (Юра радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка).

П/и «Удочка»

— Ребята, что у меня в руках? (скакалка)

— А чем она ещё может быть? (удочкой)

— Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто?(рыбак ) .А вы мои (рыбки.)

Повторное чтение рассказа.

После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям пересказать текст по плану с опорой на сюжетные картинки: сначала расска­зать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.

(Один-два ребенка повто­ряют план пересказа.)

Рассказы детей.

Итог занятия, рефлексия

— Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились?

— Кто автор рассказа?

— Что вам больше понравилось, что запомнилось?

— Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

— Кто варил уху для Юры и его семьи?

— Чем понравилась Юре рыбалка?

— А сейчас я предлагаю вам нарисовать рыбу, которую бы вы хотели поймать со своей семьей…

Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме

«Работа с художественным текстом Е. Пермяка «Первая рыбка».

Цель занятия: формирование умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев, развитие умения связано пересказывать литературный текст по составленному плану.

Задачи занятия:

-развивать умение прогнозировать содержание текста по его названию и автору;

-обогащатьи активизировать словарный запас слов;

-развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;

-формировать умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр, тему;

-развивать умение понимать  замысел  автора, умение анализировать произведение.

​​​​​​​

ПРИЛОЖЕНИЕ
DOCX / 11.83 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 7.26 Мб

Ход занятия:

1. Речевая разминка.

-Начинаем занятие «Успешное чтение». Чтобы оно на самом деле прошло успешно, давайте проведем речевую разминку.

-Начнем с упражнения на дыхание. Оно называется «Пузырьки лопаются».Ваша задача —беззвучно произносить звук [п], темп произнесения будете то ускорять, то замедлять. Я буду дирижером. Если поднимаю руку вверх — темп ускоряете, вниз- замедляете.

— Прочитаем чистоговорку сначала все вместе.

СЛАЙД 1.

z1669170915.JPG

КИ-КИ-КИ — Ловят рыбу рыбаки.

КЕ-КЕ-КЕ – Рыба плавает в реке

ОК-ОК-ОК- Попалась рыба на крючок

КА-КА-КА- Мы похвалим рыбака

 -Прочитаем по ролям: … читает  первую часть фразы, вы заканчиваете, потом наоборот. Каждый звук произносим четко.

-Вспомним скороговорку «Раз у самой щучьей пасти». Произнесем ее в медленном темпе, затем с ускорением.

СЛАЙД 2.

c1669170928.JPG

Раз у самой щучьей пасти

Ерш хвостишком шевелил.

Не боялся он напасти

И прищурясь говорил:

— Ты хитра, зубаста щука,

Я ершишка, хоть куда.

Ухитрись-ка щука, ну-ка!

Съешь меня ерша с хвоста!

— Обернись, так проглочу,

А глотать с хвоста не дело,

Я давиться не хочу!

-Продолжаем разминку. Перейдем к тренажеру. Сначала хором читаем слова, состоящие из трех букв, потом четырех и пяти. Скорость постепенно буду наращивать. Ваша задача- успевать за скоростью появления слов.

(Чтение слов из 3 букв —  без задания с постепенным ускорением.

Чтение слов из 4 букв — запомнить названия животных.

Чтение слов из 5 букв- читать и одновременно подсчитывать количество прочитанных слов).

https://foxgard.ru/sim/trenazher-slova

2. Знакомство с произведением.

а) предтекстовая деятельность (прием «Рассечение вопроса»- смысловая догадка о возможном содержании текста по автору и названию произведения).

-Переходим к основной части занятия. Сегодня вы познакомитесь с новым произведением.

Автор произведения Евгений Пермяк, а называется он «Первая рыбка» (на доске размещается название произведения и автор).

-Прочитайте название произведения. Предположите его тему. (на доске пишется слово «рыбалка»).Тема текста — это то, о ком или о чём написан текст.

-Знаком ли вам данный автор? Какие произведения Евгения Пермяка мы уже читали?

-Евгений Пермяк написал много книг о природе, о детях, о людях труда. Нам уже знакомы такие произведения как «Смородинка», «Торопливый ножик», «Хитрый коврик».

-Зная автора, можем ли мы определить жанр  этого произведения? (на доске пишется слово «рассказ»).

-А можем определить стиль текста: художественный или научный?  (на доске пишется слово «художественный»).

-А вы ловили рыбу?

-Чем ловят рыбу?

–Названия каких рыб вы знаете?

-Что можно приготовить из рыбы?

-В чем можно варить уху?

-Посмотрите на изображение котелка.

Котелок или котел — это разновидность посуды, которую используют в процессе приготовления кулинарных изделий при помощи открытого огня. Как правило, котел или котелок изготавливают из жаропрочного металла.

СЛАЙД 3.

q1669170946.JPG

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/149/832/149832610_26026191.png

б) первичное чтение рассказа

-Послушайте рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка».

(Читает педагог)

https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-pervaya-rybka/

в) осмысление эмоционального содержаниятекста при восприятия

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Как зовут главного героя – мальчика?

-Какую рыбку поймал Юра?

-Прочитайте рассказ. Найдите, какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)

-Что объединяет слова ерш, ершище, ершишка?

-Благодаря какой части слова они получили разное лексическое значение?

-Кто видел ерша? В чем его особенность?

СЛАЙД 4.

m1669170966.JPG

http://cdn01.ru/files/users/images/4d/b9/4db9a42a8e9457e6b8300597bfcba136.png

Ерш -это пресноводная рыба, которая обитает в водоёмах Европы и северной Азии, предпочитает песчаное дно или гравий. По своему виду речные обитатели напоминают окуня, но главным отличием являются сросшиеся спинные плавники, другой окрас и колючие иголки как у рыбы-иглы.

-Вспомните сегодняшнюю скороговорку. Почему щука хотела, чтобы ерш повернулся к ней головой? Почему не хотела глотать с хвоста?

-У меня в руках веточка сосны. Если я поглажу ее в направлении роста хвоинок, то она покажется мягкой, хвоинки прижмутся к веточке. А что будет, если я поглажу хвоинки против направления роста? Можно уколоться. Вот и щука не хотела уколоться плавниками ерша.

г) просмотровое чтение (поиск конкретной информации о семье главного героя)

-Что можете сказать о семье Юры?

-Перечитайте рассказ. Подчеркните слова, которые подойдут для характеристики семьи Юры.

-Какие слова выбрали? Большая и дружная, работящая, любят пошутить.

Физминутка

СЛАЙДЫ 5-12

a1669171091.JPG

r1669171077.JPG

j1669171064.JPG

a1669171051.JPG

t1669171023.JPG

y1669171011.JPG

p1669171002.JPG

u1669170991.JPG

-Приглашаю вас на «рыбалку». Вы знаете, что рыбы бывают пресноводные и морские.Пресноводные рыбы живут в реках, озёрах и прудах.Морские рыбы обитают в морях и океанах. На экране будут появляться фото и название рыбы. Если представленная рыба живет в наших водоемах, «закидываете удочки» и тянете рыбу. Если это морская рыба, пусть плывет дальше.

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/raznoobrazie-prirody-320111/raznoobrazie-zhivotnykh-323124/re-c5f7b061-17b4-4547-8edd-57700e9ee924

д) осмысление прочитанного («Кубик Блума»)

-Давайте поиграем с волшебным кубиком («Кубик Блума»). Я буду подкидывать кубик, какой стороной он к вам повернется, на вопрос с данным словом будете отвечать.

НАЗОВИ

Назови героев рассказ. Назови посуду, в которой варили уху.

ПОЧЕМУ

Почему Юра не работал. Почему автор написал этот рассказ.

ОБЪЯСНИ

Объясни, почему Юра не обижался на взрослых. Объясни, чему радовался Юра в конце произведения.

ПРЕДЛОЖИ

Предложи свое название рассказа.

ПОДЕЛИСЬ

Поделись своими мыслями от прочитанного произведения.

ПРИДУМАЙ

Придумай другое продолжение рассказа. Придумай однокоренные слова к слову ерш.

е)определение последовательности событий в прочитанном тексте(интерпретация текста).

-Следующее задание будете выполнять в парах. Перечитайте текст еще раз. Возьмите конверт с листочками, на которых записаны пункты плана. Ваша задача – определитьправильную последовательность пунктов плана.

    Юрина радость.

    Вкусная уха.

    Дружная семья.

    Рыбалка.

  1. Дружная семья. 2 Рыбалка. 3. Вкусная уха. 4. Юрина радость)

-Давайте проверим, какой план рассказа у вас получился.

-Перескажите текст по данному плану.

 3. Послетекстовая деятельность

-Подтвердились ли ваши предположения о жанре произведения и его стиле?

-Верно, это художественный рассказ.

-Почему Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка?». Для кого она была первая?

-Назовите тему текста. Напомню, что то, о чём или о ком говорится в тексте, называется главной темой текста.

-Тема текста- совместный отдых семьи.

-Подумайте, в каком предложении заключена основная мысль текста? (последнее предложение). Основная мысль текста – то важное, главное, что хотел сказать автор.

-Автор хотел показать, как важна даже самая маленькая помощь, за которую могут заслуженно похвалить.

-Я тоже хочу похвалить вас за проведенный урок. Благодаря нашим совместным усилиям он получился интересным и познавательным!

Д.З: нарисовать иллюстрацию к произведению Е.Пермяка «Первая рыбка»

n1669170875.jpg

f1669170867.jpg

j1669170859.jpg

l1669170851.jpg

Заимствованные источники:

https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-pervaya-rybka/

https://multiurok.ru/files/konspekt-zaniatiia-po-razvitiiu-rechi-v-podgoto-16.html

Якласс

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/raznoobrazie-prirody-320111/raznoobrazie-zhivotnykh-323124/re-c5f7b061-17b4-4547-8edd-57700e9ee924

Картинки:

https://i.pinimg.com/originals/b6/e3/5c/b6e35c7d5829c16c5b9a868f76001af5.png

http://klublady.ru/uploads/posts/2022-07/1658325865_40-klublady-ru-p-tatu-yorsh-foto-40.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626167/140add87-50dd-4178-bcd8-f3001cd2ea9c/s1200?webp=false

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/149/832/149832610_26026191.png

http://cdn01.ru/files/users/images/4d/b9/4db9a42a8e9457e6b8300597bfcba136.png

https://ub-fish.ru/wp-content/uploads/2019/06/karas.png

https://rus-fishsoft.ru/assets/images/fish/big/2424.png

https://nordfish-msk.ru/wp-content/uploads/2020/04/ru_pim_530014001001_01.png

https://www.product.ru/media/cache/products_sq600/products/c5/c56255d35f4530b63682a5d1a0536cc14685648f.png

https://yandex.ru/images/search?pos=20&img_url=http%3A%2F%2Fwpclipart.com%2Fdl.php%3Fimg%3D%2Fanimals%2Faquatic%2Ffish%2FC%2Fcod%2FPacific_cod__Gadus_macrocephalus_T.png&text=треска%20на%20прозрачном%20фоне&lr=20647&rpt=simage&source=serp

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/10/kartinki-okun-20.jpg

https://www.pngpix.com/wp-content/uploads/2016/11/PNGPIX-COM-Tuna-Fish-PNG-Transparent-Image-2048×1204.png

https://cdn130.picsart.com/323174483149211.png

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
  • познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»
  • упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу
  • формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций
  • упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения
  • воспитывать самоконтроль за речью
  • воспитывать интерес к детской литературе.

Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.

Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.

ХОД ООД

1. Организационный момент: Речевая разминка.

Чистоговорка:

АН – АН – АН — глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА — под водою красота

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)

— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

— Как называется суп из рыбы? (уха)

— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке». Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.

— Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

Физкультминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу, сложив вытянутые руки)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

И отправились домой.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.

Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»

— Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?

Первичное прочтение текста «Первая рыбка» Е. Пермяк.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только

один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы

поймали и всю бабушке отдали.

Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша

уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли

навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался

потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?

— Почему этот текст называется «рассказ»?

— Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

— В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

— Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

— Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

— Сколько рыбы поймал Юра?

  • Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище

крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра

большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

— Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

— уха (суп из рыбы)

— котелок (посуда, для варки пищи над огнем)

— вокруг (около, возле, рядом)

— ершище (большая рыба)

— нахваливать (много хвалить)

— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья

рыбу ловить и уху варить)

— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной

ухе была и моя маленькая рыбка)

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

Прочтение текста в третий раз.

5. Закрепление темы занятия.

Пересказы рассказа детьми.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,

кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские

слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому?

— Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».

-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

— Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы

считаете, что нельзя?

— А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?

А давайте поиграем?

— Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

Прозрачная — мутная

Горячая — холодная

Сырая -кипяченая

Соленая- пресная

Грязная — чистая

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?

— Кто автор этого произведения? Что вам больше всего понравилось?

— Что вызвало затруднение?

-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.

< Предыдущая   Следующая >

  • Первобытно общинный строй как пишется
  • Первая последняя любовь рассказ
  • Пенопласт как пишется правильно
  • Первая положительная группа крови как пишется по научному
  • Пеннивайз на английском как пишется