Первая встреча с отцом сказка о царе салтане

2      
4  2  3  1  2  4

Работа с текстом сказки.

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение 4-й части,
диалог с автором (дети совместно с учителем). По ходу чтения возможны
вопросы:

– Так благодаря кому «мать и сын теперь
на воле»? (Сын вырос, стал богатырём.)

– Где они оказались? (На острове.)

– Обратите внимание: Пушкин показывает,
как Гвидон делал лук для охоты. На что эта сцена больше похожа – на сказку
или реальность? (Всё реально, даже шнурок берётся не из ниоткуда, а с креста
на шее. Нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских.)

– А какую сказку напоминает спасение
Царевны Лебеди? (Волшебную.) Вместо того чтобы убить лебедя и съесть, Гвидон
спасает заколдованную царевну.

После чтения:

– Послушайте фрагмент музыки П.И.
Чайковского к балету «Лебединое озеро». Найдите наиболее созвучные по
настроению с музыкой строки сказки. Зачитайте фрагмент – появление Царевны
Лебеди.

– Какое это настроение?

– Как его создаёт Пушкин? (С помощью
слов…)

– Каких слов в этой части больше: «тёплых»
или «холодных»? (Задание II.1 в тетради по чтению, урок 39.) Почему?

(Т) Задание II.1,
урок 39. Решения ребят могут в чём-то не совпадать.

Главное – зафиксировать их
эмоциональную реакцию на слово, учить их слышать слово и соотносить с
чувствами, настроениями.

– Почему стрела лишь задела коршуна, а
не убила? (Зло всегда есть в жизни, от него никуда не уйти в реальной жизни.)

– Зачем нужна автору такая деталь:

И царевичу потом

молвит русским
языком …

Сравните:

И царевичу потом

Человечьим языком
….

– Как наградила Царевна Лебедь Гвидона
за спасение?

– Прочитайте выразительно описание
города, передайте чтением пышность, богатство города.

– Как вы понимаете смысл выражения
«лебедь тешится моя»?

2) Выборочное чтение 5-й части.

– Что удивило корабельщиков?

– О чём разговаривает князь Гвидон с
гостями? Можно ли этот разговор назвать сказочным?

– Объясните смысл названия острова Буяна.
(Может быть, от слова буйный
сильный, своенравный, непокорный, шумный – вспомните знаменитое «Буй тур
Всеволод» из «Слова о полку Игореве». Остров Гвидона – не тихое сонное
уединение, а край, полный чувств, переживаний, страстей.)

– Почему появляется многоточие после
упоминания «царства славного Салтана»? Слышит ли Гвидон рассказ гостей? О чём
задумался, затосковал?

– Какие слова постоянно повторяются в
этой части сказки? («… славного Салтана».) Что же печалит князя Гвидона?

3) Комментированное чтение 6-й части,
дети совместно с учителем ведут диалог с автором. Возможные вопросы и
комментарии:

– Почему дважды повторяется слово
«весело»? Кому весело? (Гвидону, автору, читателям.) Отчего?

– Для кого страна Салтана желанная?

– … с грустной думой… О чём грустит
Салтан? Что можно предположить?

– «Вопрошает» – то есть …
(спрашивает).

– Почему не хотят пустить? (Наверное,
догадались, кто такой Гвидон?)

– Вам понятно, почему разозлился комар
(наш удалец!)?

4) Подготовка к выразительному чтению
сцены «Встреча с отцом».

– С кем мы встречаемся в этой сцене?

– Какими вы представляете корабельщиков?
В каком тоне они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь
свет», говорят неторопливо, с достоинством, первыми сообщают о новостях,
чудесах.)

– Каким предстаёт в этой сцене Салтан?
(Невесел, тоскует по семье.) Как звучат его речи?

– Что заставляет повариху рассказать о
чудесной белочке? (Не хочет отпускать Салтана. Втайне она, как и баба
Бабариха, чувствует вину, боится, что обман будет раскрыт.)

– Откуда она знает об этом чуде? Как она
рассказывает о чуде?

– О ком больше всего беспокоится автор в
этой сцене? С каким

чувством говорит автор о Гвидоне-комаре?
Одобряет ли автор «нашего удальца», когда тот наказывает тётку? Чьими глазами
смотрит автор на царя Салтана? (Только сын может так внимательно смотреть.)

5) Выразительное чтение сцены
«Встреча с отцом».

Работа с текстом после чтения.

1) Беседа по тексту.

– Что заставило Гвидона превратиться в
комара?

– Чего же не хватало Гвидону в его замечательном
городе?

– Чем вызвано непреклонное стремление
Гвидона увидеть отца и воссоединиться с ним?

2) Творческое задание.

Прослушайте фрагменты из оперы Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане». Найдите соответствующие им строки сказки Пушкина.

Сделайте вывод. (Учащиеся слушают
фрагменты, связанные с чудесным городом, арию Царевны Лебеди и др
.)

3) Выполнение заданий в «Тетради по
литературному чтению» – III.2, 3.

– Что мы делали?
(Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к
героям.)

– Какое умение формировали?


0

Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части-составить план и озаглавить?

Сказка о царе Салтане. План по 3 частям с заголовками — как сделать?

Как составить планы для 3 частей сказки о царе Салтане с заголовками?

Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части, составить план к каждой части и озаглавить каждую часть?

Как разделить сказку о царе Салтане на 3 части, составить план и озаглавить каждую часть?

Как составить план к трём частям сказки о царе Салтане с заголовками?

Как составить план сказки о царе Салтане по 3 частям с заголовками?

Литературное чтение 3 класс

10 ответов:



17



0

Сказку о царе Салтане легко разделить на три части. Первая часть сказки о царе Салтане, естественно, будет начинаться с самого начала сказки и заканчиваться первая часть будет первым приплытием корабельщиков на остров Буян. Корабельщики сильно удивлены, что видят на острове красивый город, которого раньше на этом острове они не видели. Поэтому первую часть сказки о царе Салтане назовём:

Чудесное возникновение красивого града на острове

И составим план к 1-ой части:

dwTEsMl7lATc0dfJ2ocbqVodHiOY8l.png

Вторая часть будет начинаться с момента, когда царевна Лебедь превратила князя Гвидона в комара и он впервые увидел своего отца, а закончится вторая часть третьим прилётом Гвидона в образе шмеля в царство Салтана. Назовём вторую часть так:

Полёты в царство Салтана и чудесные подарки царевны Лебедь

WzkfRi79dcevcrjDe2iOuSPb3QwWNl6H.png

Начало третьей части приходится сразу на два важных события — это третье чудо, когда царевна Лебедь превращается в прекрасную девицу и сразу же свадьба следует за этим. Заканчивается третья и последняя часть скорым приездом царя Салтана на остров Буян и пиром в честь радостной встречи матери и сына с отцом.

Радостная встреча и пир на весь мир

nBjpdkGQIHzlswhzv43TZd3VKdueBPd9.png

Также для составления своего плана вы можете использовать картинный план для сказки о царе Салтане здесь, в котором все картинки расположены согласно действию сказки и подписаны.



5



0

Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» очень интересная. Она написана в стихотворной форме, благодаря чему она легко читается и запоминается.

Сделать план ко всем трём частям сказки несложно.

План первой части:

  • Беседа сестёр.
  • Царь становится свидетелем разговора сестёр.
  • Свадьба.
  • Зависть сестёр.
  • В ожидании наследника.
  • Царь в отъезде, рождение наследника.
  • Обман сестёр.
  • Царица в бочке.

План второй части.

  • Обращение к волне.
  • Спасение царицы с младенцем.
  • Спасение Лебедя.
  • Превращение в комара.
  • Волшебная белка.
  • Гости на острове.
  • 33 богатыря.

Третья часть.

  • Свадьба Гвидона.
  • Салтан на острове, долгожданная встреча отца и сына.



3



0

В произведении Пушкина «Сказка о царе Салтане» множество интересных героев и довольно запутанная сюжетная линия. А поскольку представлена она в стихотворной форме, то сказка и сегодня имеет оглушительный успех у читателей.

Разделим текст сказки на три части и озаглавим каждую из них.

Часть I. Женитьба царя и заговорщики.

▪ Беседа трех девиц.

▪ Выбор Салтана и его счастливая женитьба.

▪ Отъезд царя и рождение наследника.

▪ Оговор завистников.

▪ Царица и «приплод» оказываются в бочке.

▪ Бочку волна прибивает к берегу.

Часть II. Чудесный город и царевна Лебедь.

▪ Счастливое спасение от гибели.

▪ Лебедь остается в живых благодаря Гвидону.

▪ Сказочный город.

▪ Гвидон превращается в то в комара, то в муху, то в шмеля.

▪ Остров и его обитатели встречают гостей.

Часть III. Счастливый финал сказки.

▪ Салтан принимает приглашение.

▪ Воссоединение семьи.

▪ Женитьба Гвидона и наказание заговорщиков.



2



0

«Сказка о царе Салтане» написана А.С. Пушкиным в стихотворной форме.

Ее легко разделить на три части и озаглавить, так как она имеет три сюжетные линии.

I глава: Свадьба царя и молодой царицы.

1) Разговор трех сестриц.

2) Царь заходит в светлицу и зовет сестер с собой во дворец.

3) Свадьба царя и одной из сестриц.

4) Злость ткачихи и поварихи.

5) Молодая царица беременна.

6) Царь отправляется на войну.

7) Царица рождает сына.

8) Царь узнает известие, приказывает ждать его.

9) Обман завистливых сестриц и сватьи бабы Бабарихи.

II глава: Князь Гвидон.

1) Исполнение воли царя Салтана.

2) Обращение к волне.

3) Бочка на суше, мать с ребенком спасены.

4) Спасение лебедя.

5) Появление города.

III глава: Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

1) Первые гости князя Гвидона.

2) Князь Гвидон передает привет отцу с корабельщиками.

3) Князь Гвидон в образе комара у царя Салтана.

4) Купцы говорят царю о граде, который они видели.

5) Белочка.

6) Гвидон в образе мухи у царя Салтана.

7) 33 богатыря.

8) Гвидон в образе шмеля у царя Салтана.

9) Встреча отца и сына.



2



0

Разделим сказку на три большие части и озаглавим каждую.

Первая часть. Женитьба, обман царя, волшебный город.

1.Три девицы рассуждают что бы они сделали для царя.

2.Царь выбрал невесту.

3.Салтан уезжает на войну, оставляя беременную жену.

4.Царица рожает сына.

5.Ткачиха с поварихой клевещут на царевну.

6.Бочку с царевной и царевичем кидают в море.

7.Спасение матери с младенцем.

8.Лебедь.

9.Остров.

Вторая часть. Встречи с отцом Гвидона в разных образах. Чудеса.

1.Князь Гвидон передает царю весточку.

2.Белка — первое чудо.

3.Вторая весточка.

4.33 богатыря выходят из моря.

5.Третье путешествие — Гвидон — шмель

Третья часть. воссоединение семьи и наказание Поварихи и Ткачихи.

1.Царевна-лебедь, превращение.

2.Женитьба царевича Гвидона.

3.Встреча и пир.



2



0

Сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане и его сыне Гвидоне достаточно объемная для третьего класса. Для пересказа произведения его удобно разделить на три основные части. Я бы сделала это так:

1) Свадьба царя и заговор завистниц против его жены и новорожденного сына:

Царь Салтан выбирает себе жену.

Рождение сына гвидона.

Козни завистниц.

Гвидон с матерью в бочке на волнах.

2) Спасение князя Гвидона и его матушки, чудеса на острове.

Бочка с матерью и сыном на берегу.

Встреча с царевной Лебедь.

Появление Гвидона у отца в виде комара, мухи, шмеля.

3) Свадьба Гвидона и царевны Лебедь, приезд отца на остров.

Приглашение царю Салтану от сына.

Приезд Салтана на свадьбу.

Пир горой.



1



0

Сказку о царе Салтане можно разделить на три большие части, а потом каждую из частей разделить на параграфы.

Первая часть — начало всей истории, мы знакомимся с главными героями и их характерами.

О том, как Ткачиха с Поварихой обманули Царя Салтана

YaJba12wggrkxIPyAYXg7qd8GWrTIV3y.png

Волшебные путешествия Гвидона за моря к отцу Салтану

QcBdeiweflSJNeOmljK8u6RjP5ot4S8z.png

И конечно же, как все волшебные сказки, о царе Салтане также заканчивается свадьбой и воссоединением родственников:

Царь Салтан вновь обретает семью.

13.Женитьба Гвидона на Царевне Лебедь

14.Приглашение Салтана на остров Буян

15.Радостная встреча отца с сыном и женой.

16.Большой пир.

Можно немножко иначе составить план сказки, разделив ее на три части:

Коварство двух сестёр против царицы и Салтана

CncO3hnmlZROSQCFpQHq0g5dyefI1Qo.png

Гвидон спасает царевну Лебедь, а она в благодарность одаривает его чудесными дарами.

i3V3xGl65yYD9pq95nz0wcks1tD15gv.png

Наказание для Поварихи и Ткачихи, счастливое завершение сказки.

NCS8VU1yaLmEPttPKefeoS6Zk0lk40.png



1



0

Я вот так разделила эту сказку на 3 части и дала название и частям и пунктам плана внутри каждой части:

Первая часть: Как сбываются коварные замыслы против царя и его молодой жены.

1.) Три девицы.

2.) Рождение сына.

3.) Заговор, царь верит клевете.

4.) Заточение в бочку.

5.) Чудесное спасение.

Вторая часть, основная, в которой чудеса и встречи с отцом.

1.) Спасение Царевны Лебеди.

2.) Благодарность. Чудесный город.

3.) Гвидон превращается в комара.

4.) Царю рассказывают про город, а в городе появляется новое чудо — белочка.

5.) Гвидон превращается в муху.

6.) Из моря выходят 33 богатыря.

7.) Гвидон превращается в шмеля.

Третья часть, завершающая сказку, счастливый конец:

1.) Гвидон женится на царевне Лебедь.

2.) Гвидон шлет отцу приглашение, которое тот принимает и отправляется к сыну.

3.) Встреча царя с сыном и женой, наказание для заговорщиц.

4.) Большой пир.



1



0

Разделим сказку на части и каждую часть озаглавим.

Первая часть: Бедствия царицы:

1.Разговор трех девиц.

2.Женитьба Салтана на той, которая пообещала родить сына.

3.Рождение сына. Обман царя.

4.Царицу с сыном садят в бочку и отправляют в море.

5.Бочка приплывает к острову.

Вторая часть: Гвидон.

1.Спасение лебедя.

2.Гвидон в образе комара.

3.Белка, что грызет золотые орешки.

4.Гости на острове.

5.Гвидон превращается в муху и подслушивает разговор.

6.Тридцать три богатыря.

7.Превращение Гвидона в шмеля.

Третья часть: Гвидон и Салтан.

1.Женитьба Гвидона.

2.Салтан приплывает на остров

3.Пир на весь мир.



1



0

Я бы разделила эту сказку следующим образом.

I. Свадьба и заговор

  • Девицы беседуют, царь подслушивает
  • Свадьба царя
  • Отъезд царя
  • Зависть
  • Рождение царевича
  • Мать с сыном в бочке на море
  • Берег

II. Чужеземный город

  • Чудесное спасение царевны-лебедь
  • Образ комара
  • Белка с орешками
  • Гости
  • Гвидон превращается в муху
  • 33 богатыря
  • Гвидон превращается в шмеля

III. Эпилог

  • Свадьба Гвидона
  • Воссоединение семьи
  • Наказание завистниц

Читайте также

В сказке Пушкина царица и её малолетний сынок были запечатаны в огромную бочку и выброшены в море. Чтобы нарисовать эпизод с плывущей в море бочкой, сначала нужно научиться её изображать. А выглядит деревянная бочка так:

Нарисуем бочку в море, а делать набросок мы будем пошагово.

Проводим волнистые линии карандашом — это будет море:

Рисуем овал с обрезанными краями — это бочка с донцами:

Проводим линию, которая обозначает погружение бочки в воду и пририсовываем деревянные детали бочки:

Рисуем большую волну с брызгами, а часть бочки, спрятанную под волной, убираем.

Раскрашиваем рисунок, морскую воду можно нарисовать в синих или бирюзовых тонах.

Можно нарисовать спокойно плывущую бочку в море, без большой волны:

Бочку вынесло на побережье, а подросший царевич легко её разломал — так царица с сыном оказались на неизвестной земле. Вскоре царевича произведут в князи и в дальнейшем его будут именовать князем Гвидоном.

Вот как можно нарисовать сценку, когда царица с сыном выбрались на сушу, в это время пустая бочка плавает возле берега.

Три девицы из сказки А. С. Пушкина — это три русских девушки в национальной одежде.

нарисовать их можно срисовывая с иллюстраций к сказке или раскрашивая готовые раскраски. Девушки белолицые, голубоглазые, в русских сарафанах. сарафаны яркие: красные, зеленые, с вышитыми узорами. Волосы заплетены в косы, на голове кокошники, как здесь:

Можно и таких девиц нарисовать

Терма в старину были у бояр рубленые со скамьями и маленькими окошками, деревянным полом.

Окна украшает резьба, прялки тоже с узорами.

Эти два рисунка рисовали дети. Рисунки замечательные, видно, что дети старались.

Этот рисунок действительно детский, простой, ученика 3-го класса.

В моей любимой пушкинской сказке «Сказке о царе Салтане» у Гвидона был титул князя.

Вот выдержка из сказки:

l5CtsgdG73hB5LaW2d69tZn24cRODrFh.png

В детстве я читала эту сказку, а потом видела и мультфильм, мне кажется и через тысячу лет сказка останется поучительной для наших детей.

Ответ на этот вопрос подразумевает и разбитие текста на части и составление плана сказки Пушкина. Поэтому и ответ придется разделить на две половины.

Разобьем текст сказки на части и дадим каждой название:

  1. Царь выбирает невесту
  2. Козни и происки
  3. Бочка
  4. Спасение лебедя
  5. Путешествия Гвидона
  6. Воссоединение семьи.

<hr />

Как видим текст сказки можно разбить на 6 частей, каждая из которых охватывает какой-то важный период развития сюжета. Теперь составим более подробный план пересказа сказки:

  1. Разговор девиц под окном и подслушивающий царь
  2. Свадьба, новые назначения ткачихи и поварихи
  3. Царь воюет.
  4. Обман завистниц и подмена письма
  5. Царевича и царицу саают в бочку и отправляют странствовать по морю
  6. Гвидон вырастает, бочку выносит на берег и царевич выбивает дно ногами
  7. Гвидон делает лук и спасает лебедя
  8. Появляется город и Гвидон становится князем
  9. Корабельщики дивятся новому граду
  10. Гвидон летит к Салтану и просит белочку
  11. Гвидон летит к Салтану и слышит о витязях
  12. Гвидон летит к Салтану и слышит про царевну
  13. Лебедь признается, что она и есть эта царевна и играется свадьба
  14. Царь Салтан прибывает на Буян и узнает супругу.
  15. Всеобщее счастье и прощение.

Предложенный вопрос хорош тем, что заставляет ответчиков думать и искать те или иные доказательства для подтверждения своих версий. Так, например, моя версия, основанная на том, что Пушкин назвал Бабариху «бабушкой» Гвидона, привела к выводу, что «Бабариха — это свекровь матери Гвидона или родная мать царя Салтана». Но проведённая затем проверка привела к следующему уточнению: да, мать, но не родная; да, бабушка, но не родная. Откуда это? А из рукописи Пушкина, в которой он в 1825 году, будучи в Михайловском, записывал народные сказки (см. ПСС Пушкина, том 17, с.362) и где он своей рукой написал: «Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке решилась её погубить… мачеха задержала гонца на дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что Царица разрешилась не мышью, не лягушкой, неведомой зверушкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтобы заготовить две бочки, одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном — и бросить их в море». Эта народная сказка и использовалась Пушкиным как источник для его «Царя Салтана». Из неё и можно сделать вывод, что Бабариха мачеха царя, а его жене она приходится свекровью, которая из ЗАВИСТИ (а это и есть ответ на вопрос!) хотела извести невестку и её «приплод». И это вполне понятно, поскольку они ей не родные. Так же, как и сам Салтан. Кроме того, напомню, что все мачехи в народных сказках — злые и творят всякие пакости.

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец
Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. страница 102-103. Номер №10

Решение

Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»

2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»

3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «

4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»

5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»

6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»

7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»

8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»

9. Приключения Гвидона.
10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»

11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»

12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»

13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»

14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»

15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»

16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»

17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»

18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»

19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»

20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»

21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»

Отрывок:
Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
Краткий пересказ сказки:
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

Перейти к содержанию

План «Сказка о царе Салтане»

На чтение 2 мин Обновлено 29 ноября, 2022

План сказки о царе Салтане 3-4 класс поможет разделить ее на части, написать цитатный план и вспомнить все основные события.

План к сказке о царе Салтане

  1. Разговор трех сестер
  2. Свадьба царя
  3. Рождение Гвидона.
  4. Обман царя
  5. Ложный царский указ.
  6. Царица с сыном в бочке
  7. Жизнь Гвидона с матерью на острове.
  8. Спасение Лебеди
  9. Гвидон становится князем
  10. Встреча с корабельщиками
  11. Гвидон становится комаром
  12. Волшебная белочка
  13. Гвидон — муха
  14. 33 богатыря
  15. Гвидон стал шмелем
  16. Венчание Гвидона и царевны Лебедь.
  17. Приезд Салтана на остров Буян
  18. Пир на весь мир.

«Сказка о царе Салтане» план

1. Беседа трех сестер
2.Выбор жены
3. Царь отправляется в поход
4. Рождение царевича
5. Заговор сестер
6. Подмена письма
7. Царица с сыном в бочке
8. Спасение
9. Царевна-лебедь
10. Чудный остров и князь Гвидон
11. Корабельщики
12. Чудо первое (белка)
13. Чудо второе (остров)
14. Гвидон наблюдает за Салтаном в образе комара, мухи, шмеля.
15. Чудо третье  (девица)
16. Женитьба Гвидона и Царевны-лебедь
17.Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
18.Счастливая встреча.
19.Разоблачение заговора.
20.Пир.

«Сказка о царе Салтане» как разделить на части и озаглавить каждую часть

Вариант 1:

  1. Царь выбирает невесту
  2. Козни и клевета
  3. Царевна с сыном в бочке
  4. Спасение лебедя
  5. Путешествия Гвидона
  6. Воссоединение семьи.

Вариант 2:

І.Свадьба царя и молодой царицы.

  1. Мечты трёх девиц.
  2. Свадьба царя Салтана и его отъезд на войну.
  3. Рождение царевича.
  4. Оклеветанная царица.
  5. Поддельная царская грамота.
  6. Исполнение «воли» Салтана.
  7. Чудесное спасение матери с младенцем.
  8. Встреча с лебедем.
  9. Корабельщики приплыли на остров.

ІІ. Встречи с отцом и чудеса

  1. Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
  2. Первое чудо — волшебная белка.
  3. Гости у князя Гвидона.
  4. Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
  5. Второе чудо — тридцать три богатыря.
  6. Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.

ІІІ. Воссоединение семьи

  1. Третье чудо и женитьба Гвидона.
  2. Приглашение царю Салтану от Гвидона
  3. Царь Салтан едет в гости к Гвидону.
  4. Счастливая встреча.
  5. Прощение виновных и пир на весь мир.

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

  • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
  • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

— Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Кого – к миру зла?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

5. Зло наказано.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Слайд 38. Спасибо за урок!

Страница 5 из 35

Вопросы и задания

1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

1. Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.

2. Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.

3. Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.

4. Лебедь дарит Гвидону своих братьев  —  тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.

5. Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.

2. Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?

Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой. 

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»

Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.

«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»

Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.

«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»

3. Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучите эти строки наизусть.

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

5. Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.

Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

В методических указаниях для учителя предлагается сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «По колена ноги в золоте, по локоть в серебре» из сборника народных сказок Афанасьева. Сравним.

Событие Русская народная сказка Сказка о царе Салтане
Исходная ситуация Выбор невесты Выбор невесты
Временная отлучка Отлучка героя в связи со смертью родителей Отлучка героя на войну
Запрет и нарушение запрета
Уход героя из дома Героиню бросили в море вместе с единственным сыном Героиню бросили в море вместе с единственным сыном
Встреча с героем-дарителем Царевна Лебедь
Испытание героя 2 раза нищие рассказывают царю о чуде 3 раза герой получает подарки от царевны Лебеди. Об этих чудесных подарках 3 раза рассказывается царю.
Волшебные помощники Царевна Лебедь
Торжество настоящего героя Воссоединение главных героев Воссоединение главных героев

6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения. Запишите его в тетрадь.

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

7. Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:
• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.
Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.

«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
            и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
            и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.

Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.

В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
            и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. 
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.

9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.

Причиной несчастий стала зависть окружающих. 
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.

10. Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.

В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).

11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.

12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.

Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.

К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.

  • Пели то они хорошо как пишется
  • Первая встреча с владимиром дубровским сочинение
  • Пеленание укутывание заворачивание рассказы
  • Первая азбука ивана федорова 3 класс рассказ
  • Пера и зарань коми сказка