Первые письменные свидетельства о предках славян сохранились в сочинениях римских историков

karta-kurgan-gepotiza-rasprostr

Славяне были известны древнему миру с незапамятных времён. Писатели  Древний Греции и Рима, начиная с Гомера и Геродота, нередко в своих трудах упоминают о Славянах, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами, скифами, и сербами. 

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами». Так, Плиний в своей «Естественной истории» (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами»

karta-mira-gerodota

За много веков до нашей эры славянские племена расселились на обширных землях, простиравшихся на север и восток от Карпат. Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».

«Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, — писал греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, — «воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его».

Вследствие столкновений славян с соседними народами, границы славянских земель неоднократно значительно изменялись. Скифские реки из «Истории» Геродота.

Славяне, традиционно занимающиеся землепашеством, резко отличались от своих кочующих соседей — сарматов, гуннов, аваров. Славяне строили себе дома и возделывали землю, вели торговлю, славились гостеприимством и ласковым обращением с чужеземцами.  Для ведения общественных дел, славяне,  раздробленные на множество отдельных сообществ, избирали из своей среды старшин – князей и бояр, и в повседневной жизни руководствовались своими древними законами, поклонялись одному верховному богу и многим другим божествам природы, принося им в жертву плоды и животных.

karta-sarmatiya-aziya

По географическому положению земли славян были мало доступны грекам и римлянам. За Карпатами, по представлению  Птолемея, жили древние славяне, названные им одним общим именем «Сарматия».  Обширные территории славянских земель оставались совершенно неизвестными греческим и римским писателям. Однако, и из тех кратких сведений и небольших заметок о древних славянах, в рукописных трудах современных им историков, очевидно, что славяне были весьма многолюдным и оседлым народом.

В I веке н.э. древнеримский историк, один из самых известных писателей античности Тацит (ок. 58—117 г.г.) упоминает ругов, живущих на южном берегу Балтики, остров Рюген.

sklaveny

Готский историк Иордан (ум. 551 г.) в сочинении «О происхождении и деянии гетов» (лат. «De origine actibusque Getarum» или «Getica»), указал географические ориентиры границ расселения склавенов (славян). «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (р. Днестр), и на север — до Висклы (р. Висла); вместо городов у них болота и леса.» («Гетика», 35)

Историк готов  Иордан в «Гетике», сообщает о борьбе в Прибалтике готов с ругами, которые были сильнее готов «телом и духом», но всё же были побеждены готами.

По сообщению Иордана в 454 году часть ругов примкнула к гуннам и потерпела поражение от ругов и гепидов. Побежденные руги и гунны, отступили из Подунавья к Днепру и Причерноморью, а другая часть ругов отступила к побережью Адриатического моря.

lyutichi

Племена славян с VII века до н.э. по II век н.э. переселялись то на север под натиском кельтов, германцев, римлян, то на юг и запад  — с III века н.э. и до начала VII века. Некоторые славянские племена достигали Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Пелопоннеса.

В житие Ивана Пустынника Египтянина (379—395 г.г.) упоминается о «брани воинов русов» с Феодосием (378 — 395 г.г.), последним императором единой Римской империи, о нападении русов на «Селунский град» во время правления римского императора Диоклетиана (284 – 305 г.г.) . Известие восходит к Житию Дмитрия Солунского (ум. 306 г.) —  христианского святого, почитаемого в лике великомучеников.

venety

На побережье Адриатического моря в северной Италии, увековечилась название славянского племени «венеды» в названии города Венеции. В древних исторических документах Вероны, относящихся к 307—314 годами, славянское племя — руги названы в числе римских федератов.

На юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии (Франции) известно кельтское племя венеты (лат. Veneti), занимавшееся мореплаванием. Термин «Celtoi» — «Кельт» впервые упомянут античными авторами Древней Греции в 500 году до нашей эры. Древние греки называли кельтами людей, живущих в континентальной Европе, они считались варварами, и не были частью классического средиземноморского «цивилизованного» мира. Термин «Кельт» охватывает различные типы людей, которые не принадлежат к определенной расе или генетической группе.

Слово «кельты» было известно Ливию, хотя в его 35 томах сочинений оно встречается (Celtico) всего один раз. Ливий много писал о кельтиберах (Celtiberis).

Страбон (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) считал кельтов скифами: «кельтов сначала называли кельтоскифами, поскольку они принадлежали к уже известному скифскому народу».

Самоназвание  царских скифов  СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)

Из книги Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» – «… племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами». Мы видим, что здесь галлы и кельты используются как синонимы.

Кельтское племя венеты было покорено Цезарем во время галльских походов 58-51 гг. до н. э.

В древности Бретань называлась Арморикой. Другими племенами, известными из этой области, были редоны (Redones), куриосолиты (Curiosolitae), осисмии (Osismii) и намнеты (Namnetes).

Самым известным городом в области венетов был Дариоритум (ныне Ванн), упоминаемый в «Географии» Птолемея. Бретонское название Ванна — гВенед (Gwened) восходит к названию племени венетов.

Во II веке до н.э. славянское племя венедов слилось с римской народностью, но не исчезли в ней. В Венеции до сих пор сохранился свой диалект, но не итальянского, а языка венетов. Точнее, он назывался Veneto Del Mar —  «венето-дель-мар» и  более тысячелетия он был официальным языком Венецианской Республики, его понимали во всех флотах мира и многие морские термины используются и сегодня в навигации.

Память о славянах «венетах», живших II веке до н.э., сохранилась в рукописях древнеримских писателей Страбона, Юлий Цезарь, и др., которые упоминают о венетах арморийских, живших в Арморийской Галлии в Бретани.

gardasjo_karta_stor3

В 773—774 годы в Северной Италии русы занимали район озера Гарда близ города Верона. Известно, что скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь.

paviya-stolica-langobardov

Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого.

odoacerПо сообщениям Иордана в 475 году западно-римский император Юлий Непота был свергнут  его полководцем варваром Орестом.

В 476 году  руг полководец Одоакр (433 —493 г.г.), возглавлявший войска ругов, скиров, туркилингов, присоединился к римской армии против узурпатора Ореста. Фактически, Одоакр (Odoacer)  был последним крупным римским полководцем, он низверг последнего императора Западной Римской империи и предоставил скирам 13 часть земель Италии.

Восточно-римский император Зенон даровал Одоакру титул патриция, но войска провозгласили его королём Италии. Позднее его будут именовать русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем.

Потомки Одоакра (Odoacer)   будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра ведут свои родословные и некоторые дворянские фамилии Богемии.

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Энеты — славянские племена, составляли самую значительную часть древнего населения Пафлагонии (греч. ἡ Παφλαγονία, лат. Paphlagonia) — исторического района на севере Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря. Страбон (Strabo. ХП, 543.) упоминает о вожде энедов  по имени Палемен — Храброе сердце.

Славяне — руги получили большие территории для поселений в городах, прилегающих к Византию (Константинополю).

Византийский писатель первой половины XIV века Никифор Григор упоминает о русском князе, занимавшим придворную должность при Византийском императоре Константине Великом (272 -337 г.г.).

Свидетельства о древних славянах у писателей древнего мира, живших в первых веках после Рождества Христова, чрезвычайно скудны.

foto-513

Причина этого явления заключается она в том, что славяне отличались от своих воинственных соседей спокойствием нрава,  сравнительною кротостью и любовью к земледелию, ремеслам, производству, торговле. Прокопий говорит, что «Славяне не злы и не хитры, но откровенны и добродушны, законы и обычаи Славян дышали добром, что «они верили в бессмертие души и в воздаяние в будущей жизни». 

У  иностранных историков главная черта славян состояла в простоте без обманов и злоухищрений, в откровенности, услужливости и человеколюбии.

 В числе древнейших славянских законов и постановлений было и то, что каждый пленник, в чьих бы он руках ни был, пользовался независимостью, ступив на Славянскую землю. Такое человеколюбие, какое проявляли славяне, могло бы сделать честь и просвещённым тогда грекам и римлянам, но, к сожалению, оно было чуждо этим народам и их рабовладельческим государствам. Германцы поступали с своими пленниками не лучше Римлян; они всех покоренных ими Славян обратили в рабов.

Славяне умели защищать свои земли и не заботились о завоеваниях, а потому «гораздо менее прославились у иноземных историков, особенно греческих и римских, и мало уважавших тихое величие народов», но следивших за битвами других народов, занимавшихся грабежами и покорением света, как скифы и сарматы — соседи и обидчики греков и римлян.

Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-либо случая — это позор, унизительнее которого ничего не может быть.»

foto-503

Византийский писатель Прокопий Кесарийский  (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς; 507 —  565 г.г.),  пишет о славянах и антах.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».

foto-505

В последующее времена истории, когда славяне столкнулись с нашествием на свои земли сильных противников — гуннов, аваров и булгар, совершавших частые набеги. Вооружённые столкновения с беспокойными соседями, заставили славян начать кровавые войны на Дунае с византийскими греками, а на Эльбе с немцами. Иноземные историки стали больше и больше говорить и писать о славянах.

С конца V века и в начале VI века н.э. южные и западные Славянские племена стали играть заметную роль в истории. Сирийский автор Псевдо-Захарий VI веке упоминает о народе рос в Причерноморье.

С  начала V столетия н.э., вслед за падением Западной Римской Империи и гуннов, славянские народы освоили новые территории, расселились на юг и запад, к реке Дунай и Эльбе. В это время славяне и анты воевали с греками и германцами.

В исторических источниках V столетия н.э. встречаются ругательные и осуждающие славян характеристики о том, что славяне «часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днём и ночью и играют войной». «Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине».

zapadnye-slavyane-1

Византийский  писатель  конца 6  — начала 7 в.в., Маврикий Стратег,  автор трактата о военном искусстве «Стратегикон», пишет о славянах и антах.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды. Так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

Славяне никогда не заимствовали имён для себя у иностранцев, напротив того, Германцы и Скандинавы ввели в свой быт множество славянских имён, как, например, Ratwald (Радовлад), Ragnwald (Роговлад или Рогволод), Welemir (Волимир), Zwentibold (Святополк) и множество других. Теперь скандинавы доказывают, что славянское имя Осмомысл произошло от шведского Osmak — «противный запах», или с греческого osmōs — «толчок, давление», такой перевод явно «притянут за уши«. Позаимствовав славянское имя, другие народы не могут ОСМЫСЛИТЬ его суть, и опираясь только на свой язык, придумывают ему иное значение.

У Славяно-Руссов грамотность древнее, нежели у всех западных народов, даже древнее грамотности римской и греческой.

Упоминания о славянах до Х века в греческих и римских источниках остаются весьма скудными. Греческие писатели, не отличались обширными познаниями, и оставили нам только одни частные известия о жизни и нравах русов.

Западные соседи славян, германцы, оставили о быте славян сведения, относящиеся ко времени утверждения и распространения в Германии христианства. Сведения о славянах в германских летописях, отнюдь не беспристрастные, а напротив, часто окрашены враждебным отношением к непокорным славянам — язычникам. Германские летописи писало католическое духовенство, занимавшиеся после 1054 года распространением римско-католического христианства  среди православных славянских народов Европы. До 1054 года христианская церковь была единой и не разделялась на католическую и православную.

Читайте также:

Римляне
узнают о славянах только во времена
императора Не­рона (37 — 68 н. э.). В это
время возникает мода на янтарь, который
привозили с берегов Балтийского моря.
Именно это явилось од­ной из причин
того, что в Риме стало известно о славянах.

Впервые
под именем венедов
славяне появляются в труде «Естественная
история» Гая Плиния Старшего

(23/24 — 79 н.э., погиб при извержении
Везувия). Он писал, что венеды вместе с
другими народами проживают восточнее
реки Вислы. Откуда у нас такая уверенность,
что под именем венедов у Пли­ния
фигурируют именно славяне, ведь его
сведения столь же отрывочны, как и у
других авторов? Во-первых, в дальнейшем
историки прямо называют венедов
славянами. Во-вторых, в це­лом ряде
языков название славян или русских
восходит к этому слову.

В
немецких диалектах славян называют
Wenden
или Winden,
в языках финской группы этим словом
называют русских: venaja
(фин­ское), vепе
(эстонское), vепеа
(карельское). В-третьих, возможно, что
название венеды/венеты в преобразованном
виде сохранилось в более позднем названии
одного из славянских племен — вяти­чей
(с древним корнем *vепt
). В-четвертых, славяне к началу но­вой
эры, по предположениям ученых, уже
проживали в районе реки Вислы.

В
работе «О
происхождении германцев и местоположении
Гер­мании» Публий Корнелий Тацит
(55
— 120 н.э.) также говорит о венедах, но при
этом затрудняется, к каким племенам их
отнес­ти:
«Отнести
ли певкинов, венедов и феннов к германцам
или сарматам, право, не знаю, хотя певкины,
которых некоторые называют бастарнами,
речью, образом жизни, оседлостью и
жи­лищами повторяют германцев.
Неопрятность у всех, праздность и
косность среди знати. Из-за смешанных
браков их облик стано­вится все
безобразнее, и они приобретают черты
сарматов. Вене­ды переняли многое из
их нравов, ибо ради грабежа рыщут по
лесам и горам, какие только ни существуют
между певкинами и феннами. Однако, их,
скорее, можно причислить к германцам,
потому что они сооружают себе дома,
носят щиты и передвига­ются пешими,
и притом с большой быстротой; все это
отмеже­вывает их от сарматов, проводящих
всю жизнь в повозке и на коне»
.

В
конечном итоге Тацит причисляет венедов
к германцам, хотя и делает это не очень
уверенно. Античные историки при описании
народов почти не принимали во внимание
язык, так как не инте­ресовались тем,
как между собой изъяснялись варвары.
Что каса­ется образа жизни, то различия
между первобытными народами, с точки
зрения просвещенного римлянина, могут
быть неболь­шие: они либо кочевники
типа сарматов, проводящих значительную
часть жизни на коне, либо оседлые, но
«рыскающие» в лесам. Так как венеды явно
не кочевники, то Тацит сближает их с
германцами. Однако указание на то, что
венедам принадлежит пространство от
Балтийского побережья до Карпат, а
именно там наши предки проживали к этому
времени, заставляет нас признать в
венедах Тацита именно славян, ведших,
как и германцы, первобытный образ жизни.

Идентификация
венедов как славян осложняется тем, что
история знает еще народы под этим именем.
В записках о галльской к Юлий Цезарь
(100 — 44 до н.э.) неоднократно упоминает
венетов — могучее галльское (кельтское)
племя, обитавшее на побережье напротив
Британии.

Столь
же фрагментарные сведения о венедах
находим и у некорых других античных
авторов. Пожалуй, единственный вывод,
который можно сделать из анализа этих
источников, тот, что славяне под именем
венедов были известны в нача­ле
новой эры и проживали в районе реки
Вислы между Карпатами и Балтийским
морем.

После
этих крайне фрагментарных свидетельств
в течение четырех столетий мы вновь не
находим упоминания о славянах в
исторических источниках.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Первые упоминания славян в письменных источниках

Первые упоминания славян в письменных источниках

Где бы ни находилась прародина славян, к началу нашего тысячелетия их племена жили на территории Европы, отделяясь полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён от античного мира. Эта отдаленность имеет значение, поскольку в те времена только античные авторы оставляли письменные памятники об окрестных землях и народах, и, конечно, больше они писали о тех, с кем непосредственно общались. А если славяне жили далеко, то и писали о них мало. Археологи подтверждают такое расселение: в начале тысячелетия к северо-востоку от Эльбы жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.

Античные авторы писали о разных племенах, и сейчас не всегда возможно точно определить, к какой группе народов относилось то или иное племя. Кроме собственно славян, название которых впервые появилось в сочинениях II в. н. э., к славянским племенам относят венедов, антов, склавинов.

Плиний Старший, римский ученый I в. н. э., рассказывая о происхождении янтаря, который поставлялся в Рим, упоминает: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Под «местностью» он понимает юго-восточное побережье Скифского (Балтийского) моря. При этом венедов он относит к сарматам.

Примерно в это же время название племени «венеды» появляется у Тацита в работе «О происхождении германцев и местоположении Германии», написанной в 98 г. н. э. В последней главе он пишет:

«Я колеблюсь, причислить ли народы певкиное, венетов и феннов к германцам или сарматам. Впрочем, певкины, которых некоторые называют бастарнами, в отношении речи, образа жизни, мест обитания и жилищ ведут себя как германцы. Все они живут в грязи, а знать в бездействии. Смешанными браками они обезображивают себя, почти как сарматы. Венеты многое усвоили из их нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами. Однако они скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят [большие] щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты — это все отличает их от сарматов, живучих в повозке и на коне».

Византийский историк Иордан (VI век) считает их родственными антам и склавинам. И вполне возможно, что к этому времени именем «венедов» действительно назывались племена славян, поскольку это название (венедов, вентов, виндов) сохранялось за западными славянами достаточно долго. Само слово «венеды» происходит от кельтского vindos, что означает «белый».

Что касается мест проживания, то географ Птолемей, живший во II в. н. э., расположил венедов по всему Венедскому заливу (так он называл юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Причем наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены. Он пишет:

«Европейская Сарматия окружена с севера Сарматским океаном вдоль Венедского залива. И иными горами опоясана Сарматия, из которых называют. и Венедские горы. А занимают Сарматию очень большие народы — венеды вдоль всего Венедского залива…».

Сейчас считается, что венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцигским заливом, куда впадает Висла, а далее по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. В IV в. н. э. на Певтингеровой карте венеды уже показаны у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. В те времена многие народы переходили с одного места на другое, не зря эпоха была названа временем Великого переселения народов.

Вообще-то, названия с корнем «вен-» можно встретить от берегов Испании до Балтики: Вандея (франц. Vendee) — департамент и одноименная река на западе Франции; расположенные неподалёку Вьенна (франц. Vienne) — департамент и река на западе Франции; Вена (лат. Vindabona, нем. Wien, польск. Wieden) — столица Австрии; итальянские Венеция и окрестная провинция Венето, заселённая в прежние времена племенем Венети (Veneti); прибалтийская река Вента и расположенные на ней города Вента и Вентспилс (Виндава); наконец, Вятка, произносимая с носовым звуком В(ен) тка. Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, и их много в Германии. Кроме того, финны и эстонцы до сих пор называют Россию «Venaja» и «Уепе» соответственно.

Но вопрос кем же были венеды, относились ли они к славянам — не закрыт до сих пор. Жаркие споры идут среди ученых, и аргументов «за» выдвигается не меньше, чем «против». По одной из теорий венеды являются славянами. По другой — не являются, причем их либо выделяют в отдельную группу, жившую на перечисленных выше территориях изначально, либо считается, что они — пришельцы. Возможно, часть венедов на рубеже VII–VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян.

Позднее те племена, которые назывались венедами, уже совершенно точно являются славянскими и относятся к группе западных славян. Они продолжали жить на территории между Эльбой и Одером и совершали набеги на племена германцев до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венеды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 году католическая церковь санкционировала крестовый поход против венедов, который сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На их землях расселялись германцы, а сейчас от всего союза венедских племен остались только лужичане, или лужицкие сербы.

Что касается антов и склавинов, то обычно они тоже считаются либо славянскими племенами, либо объединениями славянских племен, и однако существуют гипотезы, отрицающие их «славянство».

Самая распространенная версия гласит, что «анты — название славянских племён IV–VII веков, применявшееся византийскими писателями VI–VII веков». Они жили в основном между Днепром и Доном, а также на юге Восточной Европы. Основные сведения по истории антов содержатся в работах писателей VI–VII вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана.

При этом про антов известно совершенно точно, что у них было свое государство уже в IV веке (известно про короля Божа и придворную знать, войска). При Боже анты победили готов, но были разгромлены войсками остгота Витимира. Однако в 602 году н. э. на антов напали авары, и больше наименование антов в исторических сочинениях не встречается. Вероятнее всего, они были разбиты, а остатки народа влились в другие племена. Археология свидетельствует, что в V–VII вв. анты были отдельной группировкой славян, живших среди ираноязычного населения. Их нельзя отнести ни к южным, ни к восточным славянам, поскольку как раз это время (VI–VII века) — последний период существования общеславянского языка и единства.

Название «словены» (что вообще является первым упоминанием именно этого корня) впервые употребил Птолемей во II веке нашей эры. До того никаких сведений в письменных источниках не было. Либо эти источники не сохранились. Откуда мы знаем, сколько произведений было потеряно за прошедшие тысячелетия? Сколько было сожжено, разбито (если надпись высечена на камне), просто сгнило в земле? Все, что мы знаем о прошлом, все дошедшие труды — малая, ничтожная часть того, что существовало. Соответственно, мы изучаем прошлое по отрывочным, чрезвычайно неполным данным.

Итак. Первым о славянах написал Птолемей, точнее будет сказать, что он употребил это слово, поскольку как раз ничего более в его труде о славянах и нет. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Все. То есть где-то на территории нынешней России жили славяне еще на рубеже новой эры.

После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает о «скловенах» («склавинах»), говоря, что их племена захватили район Нижнего Дуная. То есть они жили там, где сейчас располагаются южные славяне.

Современник Прокопия, римский историк Иордан, пишет о склавинах в сочинении «О происхождении и деяниях гетов», указывая, что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и далее на восток до Днепра.

Множество племен с течением веков расселились на запад, юг и северо-восток, и сейчас это название встречается на разных землях. Это и словенцы на Балканах, и словаки в Словакии, и словинцы в Померании, и славяне на псковской и новгородской Руси.

Следует сказать, что в VI–VII веках славяне были очень активны. В частности, они не один раз нападали на Византию (иногда вместе с кочевыми народами). Наступление это было настолько сильным, что, по словам писателя VI–VII вв. Исидора Севильского, «славяне захватили у ромеев (то есть у византийцев) Грецию». В то время славяне заселили большую часть Балкан, проникли в Пелопоннес и в Малую Азию. Первое известие о славянах в Далмации содержится в письме папы Григория I салонскому епископу Максиму от 600 г.: «По поводу же народа славян, который сильно вам угрожает, я весьма сокрушаюсь и тревожусь. Сокрушаюсь от того, что уже, вместе с вами, претерпеваю. Тревожусь, ибо через истрийский вход они начали уже вторгаться в Италию».

История же восточнославянских племён в первые века нашей эры известна очень мало. Они жили в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, и о них античные авторы знали еще меньше, чем о западных славянах. Именно поэтому первые упоминания о них в европейских письменных источниках приходятся только на VI век н. э. Ко второй половине VII в. относятся первые упоминания о славянах у арабских авторов.

Основным занятием у восточных славян было земледелие, охота и скотоводство. Были и ремесла. Считается, что каждое племя управлялось своим вождём, также были совет старейшин и общее собрание племени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 4. Наши объяснения, как реальная история отражалась в письменных источниках

Глава 4.
Наши объяснения, как реальная история отражалась в письменных источниках

1. «Римская история» Тита Ливия
Краткая схема реконструкции показана на рис. 1. Напомним, что «Римская история» Тита Ливия – наиболее известный первоисточник по истории «античного»

25.10. Превращение письменных знаков

25.10. Превращение письменных знаков
Выражением стратагемы 25 [ «чоу-лян хуань-чжу» («убрать балки и заменить столбы»] названа застольная игра, которую описывает Ли Жучжэнь (около 1763–1830) в своем романе Цветы в зеркале [гл. 91, в рус. пер. отсутствует]. Чтобы блеснуть

Первые упоминания и легенды о Мекке. Кааба

Первые упоминания и легенды о Мекке. Кааба
До появления первых сведений о Мухаммеде мы не встречаем в исторических источниках достоверных сведений о Мекке. Возможно, правда, именно о ней рассказывает в своей «географии» Птолемей (II в. н. э.), называя ее Макораба.Но уже в V

4. Наши объяснения, как реальная история отражалась в письменных источниках

4. Наши объяснения, как реальная история отражалась в письменных источниках

4.1. «Римская история» Тита Ливия
Краткая схема реконструкции показана на рис. 8.4 и рис. 8.5.Напомним, что «Римская история» Тита Ливия – наиболее известный первоисточник по истории «античного»

XXV. Первые известия о борьбе балтийских славян и саксов. — Возвышение и падение вагров между V и VIII в.

XXV. Первые известия о борьбе балтийских славян и саксов. — Возвышение и падение вагров между V и VIII в.
Первые войны балтийских славян с саксами и датчанами известны только в самых общих чертах. Они древнее всех исторических сказаний северной Европы. Саксы, у которых не было

LXXXVIII. Первые сношения балтийских славян с франками. — Союз бодричей с Пипином и Карлом Великим против саксов

LXXXVIII. Первые сношения балтийских славян с франками. — Союз бодричей с Пипином и Карлом Великим против саксов
Историческими событиями VIII век в отношении к западным славянам вообще необыкновенно беден. Держава, основанная Самом у чехов, к которой примкнули и соседи

Первые упоминания

Первые упоминания
Может, на Командорских островах остались хоть какие-то следы существования Земли Синей звезды?Увы, пока безответность… Даже вопрос о посещении людьми Командорских островов, до прихода сюда экспедиции Витуса Беринга, остается спорным.Известно, что еще

Первые упоминания в прессе

Первые упоминания в прессе
В середине 1853 года в английских газетах появились сообщения, что Россия собирается продать свои американские владения в США. Поначалу мало кто воспринял их всерьез. Хотя слухи о такой сделке уже возникали за пару лет до этих публикаций. Но

СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Самой важной и самой трудной группой источников являются письменные документы, которые можно разделить на два класса. В первый мы должны поместить свидетельства греческих и римских писателей относительно кельтов, их религии и

Глава 1 Упоминания об Атлантиде в древних источниках

Глава 1
Упоминания об Атлантиде в древних источниках

«Десять тысяч лет назад существовал остров, лежавший пред тем проливом, который называется на вашем языке Геркулесовыми столпами. Этот остров превышал размерами Ливию и Азию вместе взятые. На этом острове,

Русы-рухсы на Кавказе в археологии и письменных источниках

Русы-рухсы на Кавказе в археологии и письменных источниках
Происхождение салтовцев от алан Северного Кавказа вызывает гораздо больше вопросов. Археологические находки в Крыму и на Северном Кавказе, которые связывают с генезисом лесостепного варианта салтовской

Часть 1 Первые упоминания о неведомой стране

Часть 1
Первые упоминания о неведомой стране
Сразу хотим оговориться: в ходе исследования, при изучении сведений о Биармии авторы книги не раз убедились, как были неустойчивы и переменчивы представления об этой загадочной стране не только у современных исследователей,

Глава 2. Первые упоминания о Гиперборее

Глава 2. Первые упоминания о Гиперборее
Как уже говорилось, упоминаний о Гиперборее у различных античных авторов – много. Но каждое такое упоминание интересно по-своему. Приведем только небольшую часть упоминаний об этой удивительной цивилизации. Но даже из этого

Западная Русь в письменных источниках

Западная Русь в письменных источниках
Давайте посмотрим и другие, хотя и немногочисленные, но все же имеющиеся источники. И начнем с Иосиппона,[69] упоминающего Русь.Иосиппон, как считается, начал распространяться в Италии в середине X в. А когда он был написан? Доподлинно

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Древнейшие сведения о славянах. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//slavyanskaya_philologiya/drevneishie-svedeniia-o-slavianakh/ (дата обращения: 11.01.2023)

Славяне были коренными жителями Восточной Европы и жили здесь еще в эпоху раннего железа, но в источниках того времени они были известны под общим названием скифов (античные историки называли все неизвестные племена скифами). Как предполагают исследователи, под именем «скифовпахарей» и «скифов-земледельцев», живших (по словам Геродота), где-то в Среднем Приднепровье, скрываются и славянские племена.

Древняя история славян восстанавливается на основе археологических источников, данных языкознания и свидетельств письменных источников. Важно отметить, что воссоздания правильной картины происхождения и жизни древних славян невозможно только по одному источнику. Такой комплексный подход в свое время определил А А Шахматов (опыты по реконструкции древнейшего диалектного взаимодействия с помощью «внеязыкового» материала). Эта идея наиболее последовательно была реализована в трудах польского языковеда Т. Лер-Сплавинского, а позднее — в исследованиях советского ученого — индоевропеиста Б. В. Горнунга. Он считал, что «только обобщенные археологические данные могут быть критерием для проверки исторически реальной возможности тех или иных лингвистических гипотез».

Одним из источников изучения истории славян являются различные записки древних источников и путешественников. Славяне впервые упоминаются в памятниках письменности, начиная с I-II в. н.э. в трудах римских историков и греческих философов. Однако еще нельзя составить полную подробную историю славянства в I-IV вв. н.э. Греческие и римские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, они назывались венеды. (Некоторые исследователи отмечают, что первые известия о славянах восходят к V в. до н.э. Так, Геродот, рассказывая о жизни богатых греков, упоминает о привозимом янтаре из далекой страны, лежавшей на севере, у реки Эриад и холодного, бурного моря. А добывали его «иниды» (Н.А. Кондрашов. Славянские языки. М., 1962. С. 15)). Также он упоминает о неврах, которых он называет соседями скифов. Однако достоверных фактов о том, что это и есть славяне не существует.

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами».

Так, Плиний в своей «Естественной истории» (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Несколько ранее Тацит в своем сочинении «Германия» также в форме проходного упоминания говорит, что рядом с племенами певкинов и феннов живут венеды. Он затрудняется, отнести ли их к германцам, которых неоднократно критикует за «варварство», но утверждает, что «венеды переняли многое из их нравов», строя похожие жилища и также отличаясь оседлым образом жизни.

«Венеды» — этим словом сами славяне себя, видимо, никогда не называли. Это наименование извне: так их называли в древности другие. Похожим образом можно напомнить о всем известном европейском народе, представители которого сами себя зовут «дойчами», а другие народы именуют их по-разному — русские «немцами», французы «аллеманами», англичане «джемэнами» и т. п.

Названия, преломляющие слово «венеды», сохранились до сих пор в финно-угорских языках. По-эстонски русский — vene («вене»), русский язык — vene keel.

Во II в. н. э. Клавдий Птолемей в своем «Географическом руководстве» еще раз кратко упоминает о венедах, которые, по его сведениям (весьма туманным), живут «вдоль всего Венедского залива» (имеется в виду Балтийское море). С запада земли венедов ограничивает, по Птолемею, река Вистула (Висла).

Византийский автор V в. Приск Паннийский оказался в составе посольства, направленного ко двору Атиллы. Повествуя о тюркских завоевателях гуннах, он неожиданно называет такие слова «гуннского» языка, как названия напитка — medos и название погребальной тризны — strava.

В славистике принято считать, что древнейшие исторические сведения о славянах содержатся в сочинениях римских и греческих авторов I-II вв. Это римский ученый и писатель Плиний Старший (23-79 гг.) в «Естественной истории» упоминает этноним Venedi(s), древнеримский историк Тацит Публий Корнелий (55-120 гг.) в «Германии» отмечал, что венеды многочисленны и занимают огромное пространство, естествоиспытатель Клавдий Птоломей (умер ок. 168/178 г.) в «Географии» не только упоминает Venedai, но и называет территорию их расселения: обитали «вдоль всего Венедского залива» (южного побережья Балтийского моря) и др.

Иордан (VI в.), автор «Истории готов», сообщает, что от верховьев Вислы на неизмеримом пространстве обитает великий народ винилов (данное название аргументирует тем, что именно так называли и называют славян народы южной и и восточной Прибалтики).

Ф.П Филин пишет: «Вероятнее всего, под венедами первых веков нашей эры можно подозревать славян. Поздние писатели (VIVII вв. н.э.) прямо относят венедов к славянам» (Образование языка восточных славян. М-Л. 1962. С.51).

Средневековые немцы именовали славян (а позднее только словинцев-поморян и лужицких сербов) Wenden и Winden (прилагательные wendisch, windisch), прибалтийские финны и сейчас называют русских venaje (суоми venät, эстон. Vene, вепсы вэн’а). Эти названия, с учетом встречающегося у Иордана этнонима Venethae,  подсказывают исходный корень *vent-, который не обязательно должен этимологизироваться на славянской почве. Даже если перед нами раннеславянское самоназвание, оно могло быть усвоено формирующимся славяноязычным объединением племен от предшествующего населения соответствующих районов Центральной Европы (обычно этот этноним считают кельтским (Л. Нидерле)). Но «очень возможно, что перед нами не самоназвание, а наименование, которым пользовались для обозначения жителей южной Прибалтики их западные соседи» (П.Н. Третъяков) (хотя корень *vent— обнаруживается в более позднем восточнославянском производном этнониме вятичи (Г.А. Хабургаев)).

В VI в. Иордан сообщает о многочисленных племенах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые «происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, актов и склавенов». Если верить Иордану, то к VI в. праславянского единства уже не существовало, а была множественность славянских группировок. Два наименования были наиболее известными жителям Византии лучше других, т.к. они селились непосредственно около границ империи.

Исследователи предполагают, что сами славяне не называли себя венедами, и это название было закреплено за ними германцами и финнами. Ф.П Филин писал: «Название венеды перенесено на славян в то время, когда они появились у берегов Балтийского моря» (С. 52) (т.н. аллоэтнонимы).

Данные современников Иордана (Прокопий из Кесарии, Маврикий Стратег («Псевдомаврикий»), Феофилакт Симокатта и др. византийские авторы) знают лишь склавенов и антов, которые вместе с тюркоязычными племенами аваров и булгар продолжают штурмовать берега Истры (нижнего течения Дуная (вдоль которого проходила северная граница Византии), постоянно вторгаются в пределы империи и постепенно продвигаются на юг Балканского полуострова. Эти сообщения подсказывают, что в формировании исторических южнославянских народов принимали участие как племена склавенов, так и племена антов.

Начиная с VII в. н.э., различные источники позволяют проследить ход формирования раннефеодальных государств у различных групп славянских народов. Так, арабский автор Х в. Масупи сообщал о существовании в VI-VII вв. в Прикарпатье большого союза славянских племен, возглавляемых волынянами. По свидетельству арабских писателей, на территории восточных славян в VIII в. образовалось три политических центра: Куяба, Славия и Артания (Вероятно, Куяба была политическим объединением южной группы славянских племен в районах среднего Приднепровья, Славия — объединением северной группы славян в области Ильменских озер, Артания, возможно, — юго-восточной группой славянских племен).

Итак, все древнейшие достоверные сведения о славянах касаются только племен, имевших непосредственные отношения с Византией. О славянских племенах северных областей Центральной, а тем более Восточной Европы периода распада праславянской общности достоверных сведений не дошло. (Отмечается в славистских источниках, что к концу VI в. славяне уже прочно осели в Мизии, Фракии, Македонии, Греции, а в 623 г. появились на Крите. Византийские историки отмечают, что к середине VI в. основным этническим элементом восточных и южных областей Балканского полуострова был славянский.) В VII в. славянские колонии были уже в Малой Азии. В то же время другая волна славянской колонизации направляется на восток. Восточные славяне заняли новые пространства. На протяжении VI–IХ вв. на территории Восточной Европы они распространились в областях оз. Ильмень, в бассейнах Западной Двины и Днепру в районах верхнего течения Оки и Волги, на территории Волыни и Подолии. На юго-востоке они поселились на нижнем течении Дона и берегах Азовского и Черного морей. В процессе колонизации славяне ассимилировали многие племена. Расширение славянской территории явилось результатом не только славянской колонизации, но и следствием ассимиляции неславянского населения славянами. Неславянский субстрат оказал влияние на формирование многих особенностей славянских языков. 

*********************************************************************************

Появление славян

Предметом дискуссий между археологами продолжает оставаться проблема идентификации культур дописьменного периода, существовавших на будущей славянской территории (между Одером и Днепром). Основной является проблема разграничения между культурами дославянскими (генетически связанных с народами достоверно неславянскими) и протославянскими (то есть предположительно носителями языков, предковых для современных славянских).

Таковы Тшинецкая культура бронзового века, Чернолесская культура раннего железного века, Пшеворская культура рубежа н. э. и Черняховская культурапоздней античности. Не отрицая вклад этих культур в формирование славян, исследователи тем не менее замечают в них наличие неславянских компонентов: фракийцев, кельтов, германцев, балтов и скифов.

В отечественной и зарубежной археологии сложилось несколько подходов. Если примерно до середины XX века, в том числе и по политическим мотивам, популярностью пользовался автохтонизм, то есть отнесение указанных культур по умолчанию к славянским, то начиная с послевоенного периода эти взгляды всё больше теряют популярность. К наиболее влиятельным поздним сторонникам автохтонизма можно отнести академика Б. А. Рыбакова. В современной археологии вопрос об археологическом отражении генезиса славян рассматривается в контексте их взаимодействия с носителями соседних культур (кельтских, германских, балтийских, финно-угорских и др.) и отражения этого взаимодействия в языковых факторах.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II—III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» — это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.

Данные языкознания

По мнению немецкого лингвиста Х. Краэ, процитированного В. В. Седовым, в Центральной Европе во 2-м тыс. до н. э. (бронзовый век) существовала этноязыковая общность индоевропейских племён. Существуют различные гипотезы о том, как индоевропейцы появились в Европе, но в целом учёные согласны с началом проникновения близких по образу жизни, обрядам и языку индоевропейских племён в центр Европы в 3-м тыс. до н. э. Миграции племён дали ответвления, породившие новые народы. Реальных привязок к историческим процессам языкознание не даёт, но хронология может быть приблизительно реконструирована с помощью археологии, что тоже очень предположительно.

Немецкий учёный Х. Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились к концу 2-го тыс. до н. э. и развивались как самостоятельные, италийский, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский языки существовали только в виде диалектов единого индоевропейского языка. Кельты выделились в VIII в. до н. э., германцы стали формироваться позже, в VII в. до н. э. Славянский этнос отделился от индоевропейской общности предположительно около V в. до н. э., причём ряд лингвистов полагает, что праславянский язык стал развитием южного диалекта группы балтийских языков, в наибольшей степени сохранивших структуру изначального индоевропейского языка.

Прародина славян на Севере Украины и Юге Белоруссии

Делались попытки установить славянскую прародину по анализу раннеславянской лексики. Наиболее точно место формирования славянского этноса определяется по славянским и заимствованным названиям деревьев. В соответствии с так называемым буковым аргументом отсутствие среди ботанического лексикона древних славян названий бука и пихты (то есть славяне изначально не были знакомы с этими растениями) указывает наряду с общим лексиконом (соответствует лесной полосе вдали от моря и гор) на такие вероятные места этногенеза славян, как северная часть Украины либо южная Белоруссия (южнее Припяти).

Данные археологии

Ранние предположительно достоверные славянские археологические культуры, возникшие на основе киевской в V веке, и их распространение на запад и юг Европы. Расселение славян в VI веке выходит за границы культур, так как археологические культуры в регионах частых миграций со времён палеолита зачастую имеют технологический и полиэтничный характер.

Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить ретроспективным методом до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов преимущественно славянскими, относится лишь к V—VI векам, соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически:

  • пражско-корчакская (западный ареал, соответствует склавинам византийских авторов и предположительновенедам)
  • пеньковская (восточный ареал, соответствует антам византийских авторов)
  • колочинская (северо-восточный ареал).

Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян, взгляды эволюционируют по мере накопления нового археологического материала. В последние десятилетия XX века были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники киевского типа конца II—IV веков, найденные в южной Белоруссии и Среднем Поднепровье.

Из киевской археологической культуры (II—IV вв.) развились при взаимодействии с другими этносами вышеперечисленные славянские культуры: колочинская под влиянием балтов; пеньковская под влиянием сарматскихи других причерноморских племён, готов и гуннов; пражско-корчакская в результате миграции на запад. При взаимодействии с местным населением на новых территориях культуры видоизменялись, но сохраняли свою структуру.

Признание киевской культуры славянской не решает вопроса о месте и эпохе этногенеза славян. Среди возможных кандидатов, предшествующих киевской культуре, указываются милоградская и юхновская (обычно ассоциируются с балтскими), более ранняя чернолесская и другие археологические культуры, однако их роль в формировании славянского этноса не может быть точно установлена.

В советское время были распространены версии автохтонности славян на территориях, которые они занимали в Средние века (напр. Б. А. Рыбаков). С накоплением археологического материала версии этногенеза славян усложнились за счёт выделения территориального ядра, где формировался славянский этнос на базе местных индоевропейских племён, и прослеживания его миграций на сопредельные земли. Так, академик В. В. Седов считал местом формирования славянских племён междуречье Одера и Вислы (в римское время Германия, совр. Польша), где местные племена, проживая среди германцев, частично ассимилировали пришлых кельтов, и откуда затем распространились на Украину перед последующей экспансией дальше на восток и на юго-запад на Балканы. В настоящее время взгляды на схему расселения славян изменились в связи с новыми находками и хронологической систематизацией археологических памятников.

Самые ранние письменные свидетельства о славянах византийских авторов середины VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Свидетельства писателей римской эпохи (I—II вв.) о венедах, в раннем Средневековье ассоциируемых со славянами, не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой в силу противоречивости и неопределённости текстов.

Письменные свидетельства

Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках середины VI века под именем склавинов и антов. Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века. Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды, о которых, как народе между сарматами и германцами, сообщали авторы позднеримского времени (I—II вв.). Алано-готский историк Иордан на основе известного ему массива данных считал антов и скловен выходцами из венедов.

Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян. Впервые племена (невры и скифы-земледельцы), населявшие земли Восточной Европы в удалении от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII—III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). Неизвестно, сформировался ли к этому времени славянский этнос, но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян.

В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат, греческий автор середины I в. до н. э. Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов. Бастарны, в которых чаще всего видели германцев, появились на страницах истории во 2-й половине III в. до н. э. где-то к северу от низовьев Дуная. Обычно им приписывают зарубинецкую археологическую культуру (II в. до н. э.—II в. в бассейне Припяти, Десны, в Среднем и Верхнем Поднепровье). В советское время зарубинецкую культуру из-за ареала распространения признавали раннеславянской несмотря на её заметные отличия в уровне развития ремёсел от более примитивных достоверно славянских культур позднего времени. Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, её влияние прослеживается в памятниках киевской культуры, названной сначала позднезарубинецкой. Невозможно определить степень влияния бастарнов на этногенез славян прежде всего из-за недостатка этнографических сведений о самом исчезнувшем в III веке племени бастарнов.

Историки предполагают, что славяне могли проникнуть в западные земли с Поднепровья вместе с полиэтничным конгломератом племён, объединённых подчинением Аттиле, и стали селиться в обычных для себя местах вдоль рек. На это есть намёки в записках грека Приска Панийского, посетившего в составе византийского посольства в 448 году варварские земли в районе совр. Венгрии. Но впервые эпиграфические источники сообщают о достоверно славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνο?) и антов (?νται) в середине VI века. Из этих племён последние два появились к началу VI века на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Упоминания о венедах есть в позднеримских источниках I—II вв., однако их связь с венедами эпохи Великого переселения народов не очевидна. 

Подробнее можно почитать у Минералова на стр. 14

Совсем подробно можно почитать тут, в сборнике Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. I: (I–VI вв.); 1995. Т. II: (VII–IX вв.).

ТОМ II–VI вв. Предисловие (Л. А. Гиндин, Г. Г. Литаврин)

ТОМ II. VII–IX вв. Предисловие (Г. Г. Литаврин)

12.02.2016, 15754 просмотра.

          После Геродота несколько веков в античных источниках не находится ничего, что даже на уровне предположений можно рассматривать как информацию о славянах.

          Римляне узнают у славянах только во времена императора Нерона(37 — 68 н. э.). В это время возникает вода на янтарь, который привозили с берегов Балтийского моря. Именно это и явилось одной из причин того, что в Риме стало известно о славянах.

          Впервые под именем венедов славяне появляются в труде «Естественная история» Гая Плиния старшего. Он писал. Что венеды вместе с другими народами проживают восточнее реки Вислы. В дальнейшем историки прямо называют венедов славянами, в целом ряде языков название славян или русских восходит к этому слову.

          В немецких диалектах славян называют Wenden или Winden, в языках финской группы этим словом называют русских: venaja, vene, venea. Возможно, что название венеды/венеты в преобразованном виде сохранилось в более позднем названии одного из славянских племён — вятичей. Славяне к началу новой эры, по предположениям учёных, уже проживали в районе реки Вислы.

          В работе «О происхождении германцев и местоположении Германии» Публий Корнелий Тацит также говорит о венедах, но при этом затрудняется к каким племенам их отнести.

          В конечном итоге Тацит причисляет венедов к германцам, хотя и делает это не очень уверенно. Античные историки при описании народов почти не принимали во внимание язык, так как не интересовались тем. Как между собой изъяснялись варвары. Что касается образа жизни, то различия между первобытными народами, с точки зрения Тацита, могут быть небольшие: они либо кочевники типа сарматов, проводящие значительную часть жизни на коне, либо осёдлые, но «рыскающие» по лесам.

          Так как венеды явно не кочевники, то Тацит сближает их с германцами. Однако указание на то, что венедам принадлежит пространство от Балтийского побережья до Карпат, а именно там наши предки проживали к тому времени, заставляет нас признать в венедах Тацита именно славян, ведших, как и германцы, первобытный образ жизни.

          Идентификация венедов как славян осложняется тем, что история знает ещё народы под этим именем. В записках о галльской войне Юлий Цезарь неоднократно упоминает венетов — могучее галльское (кельтское) племя, обитавшее на побережье напротив Британии.

          Также венетами называли иллирийское племя, которое передало своё имя городу Венеции. Возможно. Что название одного из этих племён было в I веке н. э. Перенесено на славян. Поэтому нельзя быть уверенным в том, что Тацит говорит именно о славянах, а не о других племенах.

          Вывод из всего этого: славяне под именем венедов были известны в начале новой эры и проживали в районе реки Вислы между Карпатами и Балтийским морем. Следует согласиться с выводом В. В. Седова: «Информация  античных авторов о венедах может рассматриваться исключительно как вспомогательный источник в этногенетических изысканиях о древних славянах».

          После этих крайне фрагментарных свидетельств в течение четырёх столетий вновь не находится упоминания о славянах в исторических источниках.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

7 386

Первым по праву старшинства и величия бессмертного гения в блестящем сонме древних авторов предстает Гомер, поэт IX–VIII вв. до н. э. В поэме о Троянской войне читаем:

«Вождь Пилеменъ предводил Пафлагонцевъ с косматою грудью,
В крае Энетовъ живущихъ, где дикие мулы родятся.
Киторъ они населяли, окрестные земли Сезама,
Подле потока Парфения въ светлыхъ домахъ обитали,
И въ Эгиале, и в Кромне, равно в Эрифинахъ высокихъ».


Десятилетие осады Трои VII восходит ко второй четверти XIII в. до н. э. Свидетельство Гомера указывает на то, что не позже середины XIII в. до н. э. сформированное в центре Европы этническое ядро венедов, суть те же протославяне, осуществило широкое расселение на евразийском континенте, включая долины севера и северо-запада Малой Азии.

А вот что повествует о венедах великий историк Эллады V в. до н. э. Геродот:

«Пределы земли сигиннов простираются почти до [области] энетов на Адриатическом море».

«Самый благоразумный обычай, который, как я знаю, бытует также и у иллирийских энетов, по моему мнению, у них вот какой. Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать и начиналась продажа невест…»

О соответствии древнего имени народа — венеты (венеды) современному имени— славяне в 551 г. пишет Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов»:

«…От истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами.

Славяне живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы[49], болота и леса заменяют им города. Анты же самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простирается от Данастра вплоть до Данапра».

Кстати заметить, что высказываемое словенскими исследователями предположение о том, что имя народа — славяне происходит от древнего имени — венеты, заслуживает серьезного отношения. Словене — это действительно словосочетание, возможно сформированное из понятия народа, владеющего языком венетов. Преемственность тут вполне естественная и убедительная. Добавлю лишь, что имя венеты, как замечено выше, может восходить к многократно упоминаемому северогерманскими сагами имени народа ванов, в древности жившего в долине Нижнего Дона, на юге Восточной Европы.

Выше сказанное означает, что мы обозначили более чем вероятное протославянское присутствие в ядре индоевропейской прородины степного юга Восточной Европы, опираясь при этом, по меньшей мере, на письменные свидетельства античных и средневековых авторов. Но это уже тонкости большой индоевропейской истории.

Возвратимся к венедам центра Европы. Вот что о них повествует римский историк Корнелий Тацит (55/57–117 гг.):

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

В другом произведении Корнелий Тацит восклицает:

«…Или нам мало, что венеты и инсубры прорвались в курию, и мы жаждем оказаться как бы в плену у толпы чужеземцев?»

Ранее Корнелия Тацита о венедах и о названии их страны писал Гай Плиний Секунд (23–79 гг.), римский автор «Естественной истории» в 37 книгах:

«Энингия. Некоторые передают, что она населена вплоть до реки Висулы[56] сарматами, венедами…»

У исландского автора XIII в. Снори Стурлусона в книге древних германских саг «Круг земной» представлена фраза:

«…что к западу некоторые называют Европой, а некоторые Энеей».
Энингия венедов у Плиния весьма походит на Энею Стурлусона. И тут своевременно обратиться к свидетельству римского историка Тита Ливия (59 г. до н. э. — 17 г. н. э.), автора труда в 142 книги, «От основания города», от которого до наших дней дошло 35 книг (I–X, XXI–XLV):

«Прежде всего… за взятием Трои последовала свирепая расправа со всеми троянцами; только к двум, Энею и Антенору, ахеяне не применили права войны благодаря старинному гостеприимству и вследствие того, что они постоянно советовали помириться и вернуть Елену. Антенор с горстью энетов, которые были изгнаны за мятеж из Пафлагонии и, лишившись под Троей царя Палемона, искали вождя и места для поселения, после разных приключений прибыл в самый отдаленный залив Адриатического моря. Прогнав евганеев, живших между морем и Альпами, энеты и троянцы завладели этой землей. Место, где они высадились впервые, называется Троей, благодаря этому называется и область троянской; весь же народ называется венетами».

Обратимся к описанию Италии, оставленному греческим историком Полибием (205–125 гг. до н. э.), шестнадцать лет прожившим в Риме. Из 40 книг «Всеобщей истории» Полибия время полными сохранило 5 книг. Описывая Поданскую долину севера Италии, ее жителями Полибий называет тирренов (этрусков), кельтов и венедов:

«Река Пад, прославленная поэтами под именем Эридана, берет начало из Альп <…> и в направлении к югу изливается в равнины. Дойдя до ровных местностей, река изменяет свое направление и протекает по ним к востоку, впадая двумя устьями в Адриатику…

…У туземцев река называется Боденком…

…Странами, прилегакщими к Адриатике, завладело очень древнее племя, называющееся венетами. В смысле нравов и одежды они мало отличаются от кельтов, но языком говорят особым. Писатели трагедий упоминают часто об этом народе и рассказывают о нем много чудес».

Еще один великий греческий путешественник, географ и историк античности Страбон (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.) в основном своем труде «География», состоящем из 17 книг, также пишет о венетах:

«На склоне Альп начинается нынешняя Италия. Древние назвали Италией Ойнотрию, от Сицилийского пролива до залива Тарантского и Посейдониатского; впоследствии название Италии сделалось преобладающим и распространилось на всю страну до подошвы Альп…

…позже, когда римляне даровали италийцам право гражданства, они соблаговолили почтить тем же и галатов по сю сторону Альп и венетов и назвали всех одинаково италийцами и римлянами; они основали там много колоний, одни — раньше, другие — позже; нелегко указать поселения лучше этих…

…Непосредственно перед Альпами простирается значительная равнина, имеющая почти одинаковую ширину и длину, именно две тысячи сто стадий; южная сторона ее замыкается частью морским берегом венетов и частью Апеннинскими горами, простирающимися до Аримина и Анкона».

Наиболее емкое и удивительное повествование о венетах содержит книга Юлия Цезаря «Записки о галльской войне». Мне представляется необходимым привести текст Юлия Цезаря, ибо никакой пересказ не может воспроизвести оригинал.

В книге II «Записок» Юлий Цезарь впервые упоминает венетов:

«34. В то же самое время П. Крас, посланный с одним легионом против венетов, венеллов, осисмов, куриосолитов, эсубиев, аулерков и редонов (все это приморские общины, жившие по берегу Океана), известил Цезаря о том, что все они теперь подчинены владычеству римского народа».

Прежде чем далее приводить текст «Записок», я кратко коснусь времени и обстоятельств жизни автора. 12 июля 100 (или 102) г. до н. э. в древнем патрицианском роде Юлиев родился Гай Юлий Цезарь, внук прославленного полководца с таким же именем. В январе 59 г. до н. э. Юлий Цезарь в Риме вступил в должность консула. Вторым консулом стал представлявший партию сената Бибул. В апреле 59 г. до н. э. в Риме стало известно о намерении гельветов покинуть собственную область на севере современной Швейцарии и искать новые земли для поселений в Галлии. Вскоре Цезарь выехал в Трансальпийскую Галлию, и именно это событие ознаменовало начало повествования «Записок о галльской войне». На латыни название этой бесценной для нас книги выглядит так: «Commentarii de bello Gallico». Каждая из семи книг «Commentarii» соответствует одному году войны, пришедшейся на 58–52 гг. до н. э. «Commentarii» увидели свет вскоре после 52 г. до н. э. Восьмая книга «Commentarii» принадлежит перу Гирция, близкого друга Юлия Цезаря.

Вначале книге III «Commentarii» Юлий Цезарь помещает описание войны, ведшейся римскими легионами и флотом с венетами. Несмотря на пространность текста, я считаю необходимым привести его почти полностью:

«7. …Цезарь имел все основания считать Галлию замиренной. …Молодой П. Красе зимовал с 7-м легионом у самых берегов Океана, в стране андов[63]. <…> был послан… Кв. Веланий и Т. Силием к венетам.

8. Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю. Они начали с того, что задержали Силия и Велания в уверенности, что через них они вернут своих заложников, выданных ими Крассу. Их примеру последовали и их соседи…

9. …Цезарь <…> приказал строить тем временем военные корабли на реке Лигере, впадающей в Океан <…> Венеты <…> стали приводить в боевую готовность свой флот, возлагая на него тем большие надежды, что они были уверены в естественных выгодах своей страны. Они знали, что их сухопутные дороги перерезаны лагунами, а плавание затруднительно по незнакомству с местностью и вследствие малочисленности гаваней; они были уверены также, что наши войска не могут слишком долго задержаться у них из-за недостатка провианта; и если бы даже все происходило вопреки их ожиданиям, то за ними остается численный перевес в кораблях, между тем как римляне ими не распологаат, и, кроме того, в тех местностях, в которых им предстоит вести войну, они не знают ни отмелей, ни гаваней, ни островов; да и самое плавание в закрытом море совсем иное дело, чем в безбрежном, всюду открытом Океане. Согласно с принятым решением, они укрепляют города, свозят в них хлеб из деревень, стягивают как можно больше кораблей в Венетию, где Цезарь несомненно должен был начать военные действия. Для совместного ведения этой войны они принимают в союзники осисмов, лексовиев, намнетов, амбилиатов, моринов, диаблинтов, менапиев, а вспомогательные войска берут из противолежащей Британии».

Из текста несложно понять, что Венетия занимает часть берега континентальной Европы, расположенного напротив Британского архипелага. Для детальной локализации Венетии необходимо внимательно исследовать топонимию данного региона. Однако возвратимся к тексту Юлия Цезаря.

«11…Бруту был дан приказ как можно скорей напасть на венетов. Сам Цезарь поспешил туда же со своей сухопутной армией.

12. Тамошние города обыкновенно были расположены на конце косы или на мысу, и к ним нельзя было подойти ни с суши, так как два раза в день, через каждые двенадцать часов, наступал морской прилив, ни с моря, так как при наступлении отлива корабли терпели большие повреждения на мели. <…>

13. Надо сказать, что их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов <…> наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми. <…>

16. …сражение положило конец войне с венетами и со всем побережьем, ибо туда сошлись все способные носить оружие, даже пожилые люди, обладавшие хоть некоторым умом и влиянием; в этом же пункте были отовсюду собраны все корабли, которые только были в их распоряжении. Все это погибло, и уцелевшим некуда было укрыться и неизвестно, как защищать города. Поэтому они со всем своим достоянием сдались Цезарю. Он решил строго покарать их, чтобы на будущее время варвары относились с большим уважением к праву послов, и приказал весь их сенат казнить, а всех остальных продать с аукциона.

17. Так шли дела в стране венетов…»

Признаюсь, дочитав до сего места, я ужаснулся жестокости, проявленной римлянами в конце венетской войны. Однако венеты атлантического побережья пережили ужасы войны 57–56 гг. до н. э. ив VII книге «Commentarii» Юлий Цезарь вновь повествует о венетах:

«75. …под Алесией галлы назначили съезд князей и постановили на нем не созывать под знамена всех способных носить оружие, как этого желал Верцингеториг, но потребовать от каждой общины определенного контингента бойцов …должны были поставить …все общины, живущие у берегов Океана под общим названием ареморийских, — тридцать тысяч; в их числе были кориосолиты, редоны, амбибарии, калеты, осисмы, венеты, лексовии и венеллы…»

И борьба продолжилась.

Писал о венетах и Клавдий Птолемей, великий греческий математик, астроном и географ, во II в. живший в Александрии Египетской. В книге III, в главе V «Географии» Клавдий Птолемей описывает «Положение Европейской Сарматии». Вот выдержки из этого сочинения:

«1). Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венедскому заливу и частью неизвестной земли».

Речь идёт о Балтийском море, в древности называвшемся Вене дским морем. Далее Клавдий Птолемей упоминает «Венедские горы» и пишет о народах, населяющих Европейскую Сарматию.

«19). Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу; выше Дакии — певкины и бастерны; по всему берегу Мэотиды, языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны — амаксовии и скифы-аланы.

20). Менее значительные племена, населяющие Сарматию, около реки Вистулы, ниже венедов — гифоны (гитоны), затем финны…

21). Восточнее вышесказанных племен живут: ниже венедов — галинды, судины и ставаны до аланов <…>

22). Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты…»

Итак, александрийский географ Клавдий Птолемей свидетельствует о том, что венеды во II в. были очень многочисленным народом, расселенным на южном побережье Балтийского моря (Венедского залива). Своеобразной осью, вокруг которой вращался мир балтийских венедов, Клавдий Птолемей называет реку Вислу (Вистулу).

Имея подобное временное и пространственное многообразие в описании венедов античными авторами, невольно обращаешься к данным археологии, дабы информацию из источников письменных сопоставить с материальными культурами и тем самым лучше уяснить географию континентального расселения венедов XIII в. до н. э. — VI в. н. э.

Алексей Викторович Гудзь-Марков

  • Первые опубликованные рассказы евгения чарушина
  • Первые музыкальные сочинения даргомыжского
  • Первые книги после букваря лучшие рассказы для первого чтения крупный шрифт
  • Первые его рассказы были подняты на смех сотрудникам редакции после любовной неудачи
  • Первые дни в университете сочинение