Первые рассказы этого писателя были веселые смешные забавные остроумные и печатали их в журналах



Скачать материал

Мозговой штурмО каком писателе идёт речь? 
 Первые рассказы этого писателя бы...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 73 человека из 34 регионов

  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов

  • Сейчас обучается 177 человек из 52 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Мозговой штурмО каком писателе идёт речь? 
 Первые рассказы этого писателя бы...

    1 слайд

    Мозговой штурм
    О каком писателе идёт речь?
     Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

    1

  • «Шемякин суд» 
как сатирическое произведение 
XVII века.

    2 слайд

    «Шемякин суд»
    как сатирическое произведение
    XVII века.

  • «Повесть о Шемякином суде» (читаем статью)Как вы понимаете, что такое демок...

    3 слайд

    «Повесть о Шемякином суде» (читаем статью)
    Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра?

    Кто был героем демократической л – ры?

    3

  • Демократическая литература
XVII века
4Создавалась в народной среде, отражала...

    4 слайд

    Демократическая литература
    XVII века

    4
    Создавалась в народной среде, отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни
    Герои – простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки

  • Художественные «завоевания» демократической литературырешительный отказ от ис...

    5 слайд

    Художественные «завоевания» демократической литературы
    решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы

    новый герой не историческая личность (князь, военачальник, священник), а бытовая (простой человек разных сословий)

    безымянность литературных героев

    постепенное освобождение литературы от религиозной опеки, отстаивание права на вымысел

    появление жанра сатирической повести

    5

  • 6Дмитрий Шемяка (1420–1453),
 князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя...

    6 слайд

    6
    Дмитрий Шемяка (1420–1453),
    князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского.

    С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя.

    Известен тем, что в гражданских делах был за справедливость и древние уставы, а в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Темного, захватил великокняжеский престол.

  • «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
произведение демократической литературы XVII в.,...

    7 слайд

    «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
    произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

  • Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.Луб...

    8 слайд

    Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.
    Лубо́чная литерату́ра — дореволюционные дешёвые и примитивные по содержанию массовые издания, зачастую снабжённые ярко раскрашенной картинкой; примитивная литература, рассчитанная на невзыскательный вкус.

  • Сюжетистория бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удачаИз...

    9 слайд

    Сюжет
    история бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удача
    Из иллюстрации к сказке
    «Шемякин суд» (гравюра на меди, первая половина XVIII в.).
    Из собрания Ровинского

  • КомпозицияСУД  ШЕМЯКИ – узелок с камнемИстория
 с лошадью братаИстория 
с сын...

    10 слайд

    Композиция
    СУД ШЕМЯКИ – узелок с камнем
    История
    с лошадью брата
    История
    с сыном попа
    История
    с отцом горожанина
    Приговор
    брату
    Приговор
    попу
    Приговор
    горожанину
    1

    Ч
    А
    С
    Т
    Ь
    2

    Ч
    А
    С
    Т
    Ь
    ЭФФЕКТНАЯ РАЗВЯЗКА

  • Как вы считаете, брат бедняка положительный или отрицательный образ? 11Предпр...

    11 слайд

    Как вы считаете, брат бедняка положительный или отрицательный образ?
    11
    Предприимчивость-способность использовать текущую обстановку и положение дел для получения выгоды, пользы

  • Гравюрана меди, первая половина XVIII в.Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд...

    12 слайд

    Гравюра
    на меди, первая половина XVIII в.
    Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского.

    «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего».

    Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.
    12

  • Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta –  грот) –  своео...

    13 слайд

    Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора
    Квятковский А. П.
    Школьный поэтический словарь
    Зачитать фрагменты повести, где встречается сочетание жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим.

    Где «звучит» безобидный юмор?

    Найдите явный сарказм в этом произведении.

    Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

    Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

    Вопросы и задания

  • Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть
Напоминает бытовую...

    14 слайд

    Жанровые особенности «Шемякина суда»
    Сатирическая повесть
    Напоминает бытовую сказку
    14

  • ШЕМЯКИН СУД – 
иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судеб...

    15 слайд

    ШЕМЯКИН СУД –
    иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.)

  • Тест по произведению «Шемякин суд»

    16 слайд

    Тест по произведению «Шемякин суд»

  • 1. Кто братья по жизненному статусу?
1)Землемеры                   2) землепр...

    17 слайд

    1. Кто братья по жизненному статусу?
    1)Землемеры 2) землепроходцы
    3) землепашцы 4) земледельцы

    2. Что просил бедный брат у богатого?
    1) Хомут, лошадь 2) уздечку, хомут 3) лошадь, телегу 4) лошадь, уздечку

    3. Как перевести «дровни»?
    1) Дрова 2) дровосек 3) воз 4) сани

  • 4. Что значит  «бить челом»?
Бить кого – нибудь        2) стукнуться  
3) про...

    18 слайд

    4. Что значит «бить челом»?
    Бить кого – нибудь 2) стукнуться
    3) просить 4) бить человека

    5. Кто принял братьев на ночлег?
    Судья 3) князь
    Поп 4) боярин

    6. Зачем бедняк завернул камень в платок:
    Ударить попа 2) отдать судье
    3 ) собирал редкие камни 4) пришибить брата

  • 7. Фамилия судьи: 
Шемякин    2) Шемяка  3) Шемякинов   4) Шемячкин

8. Что п...

    19 слайд

    7. Фамилия судьи:
    Шемякин 2) Шемяка 3) Шемякинов 4) Шемячкин

    8. Что показывал бедняк судье во время суда:
    шапку 2) камень в платочке
    3) деньги 4) платок в деньгами

    9. За сколько забрал лошадь богатый у брата?
    Десять рублей 2) пять рублей
    3) бесплатно 4) за пятнадцать рублей

    10. Зачем поп дал бедному 10 рублей?
    За молитву 2) за попадью
    3) чтобы отстал 4) за лошадь

  • 11.  Кто в  произведении самый  умный?
Поп          2) Судья         3)Богаты...

    20 слайд

    11. Кто в произведении самый умный?
    Поп 2) Судья 3)Богатый брат 4)Бедняк

    12. Жанр произведения:
    житие 2) сказка 3) повесть 4) рассказ

    13. Кто высмеивается в этом произведении?
    Судья 2) крестьянин 3) народ

    14. Выражение « Шемякин суд» обозначает:
    Смешной веселый суд
    Справедливый и честный суд
    Народный крестьянский суд
    Продажный несправедливый суд

  • Проверь себя!

  • Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас 
повесть? Подготовьте развёр...

    22 слайд

    Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас
    повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив
    выражение «шемякин суд» как поговорку.
    3. Прочитать «Недоросль».
    22

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 337 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 21.09.2017
  • 263
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 21.09.2017
  • 9285
  • 1402
  • 21.09.2017
  • 1806
  • 7

Рейтинг:
5 из 5

  • 21.09.2017
  • 2058
  • 112

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Рейтинг:
4 из 5

  • 21.09.2017
  • 8192
  • 97
  • 21.09.2017
  • 2364
  • 7
  • 21.09.2017
  • 1167
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2017-2018 учебный год

город Мегион

8 класс

Время выполнения заданий – 2 часа        Максимальное количество баллов – 62

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предлагается 9  заданий. Эти задания включают  вопросы, выявляющие ваши реальные знания  по разным разделам учебного материала, поверяющие развитие  речи  и  читательский кругозор, понимание текста, теоретические знания по литературе.. Задания более сложные,  чем на уроках литературы.  

Переписывать их не нужно, достаточно внимательно прочесть  формулировку каждого вопроса и чётко написать правильный ответ  в бланк ответа.

Задание  8 и 9   обнаруживает Ваши умения анализировать лирические и прозаические произведения.

  Не торопитесь, не волнуйтесь, сообразуйтесь со временем. Старайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике, а в бланке ответа все записи оформлять   чисто и аккуратно.

Желаем вам удачи!

Знание текстов художественных произведений

1. Какие герои из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены здесь?

  1. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам.
  2. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
  3. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие. А голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

2. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

  1. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

  1. Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  1. Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

  1. Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

  1. О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

3. В приведенных цитатах вставьте пропущенное слово, выбрав его из нескольких предложенных, определите автора и название произведения:

Приятели троекратно … и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены

Обнялись

Расцеловались

Облобызались

Обменялись рукопожатием

Автор, название произведения:

В пустыне … и …

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Мрачной и глухой

Знойной и пустой

Страшной и пустой

Чахлой и скупой

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как … во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Червь

Зверь

Тигр

Огонь

Оценка: за каждое правильно вставленное слово – по 1 баллу (максимум – 3 балла).

Автор и название произведения – по 0,5 балла (максимум – 3 балла).

Историко-литературные задания

4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

5.Назовите авторов произведений. 

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

Знание теории литературы

6. Найдите, где размер стиха определен ошибочно, исправьте ошибку:

А)  «Ель рукавом мне тропинку завесила» — 4-стопный амфибрахий

Б)  «Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок» — 4-стопный хорей

В)  «Мой первый друг, мой друг бесценный!

      И я судьбу благословил…» — 5-стопный ямб

Г)  «Что ты жадно глядишь на дорогу

      В стороне от веселых подруг?» — 3-стопный анапест

Оценка: за каждую исправленную ошибку – 1 балл.

7. Укажите, к какому жанру относится каждый из предложенных текстов. Дайте определение этих жанров. Какие особенности позволяют отнести текст к выбранному вами жанру?

1. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву»…

2. Над морем красавица-дева сидит;

И, к другу ласкаяся, так говорит:

«Достань ожерелье, спустися на дно:

Сегодня в пучину упало оно!

Ты этим докажешь свою мне любовь!»

Вскипела лихая у юноши кровь,

И ум его обнял невольный недуг,

Он в пенную бездну кидается вдруг.

Из пены перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Вот милого друга они принесут.

О счастье! он жив, он скалу ухватил,

В руке ожерелье, но мрачен как был.

Он верить боится усталым ногам,

И влажные кудри бегут по плечам…

3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник, —

И дело не пойдет на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял ее с собою на охоту,

Мышей в амбаре половить…

4. Стал Вольга ростеть матереть,

Похотелося Вольге да много мудростей:

Щукою рыбою ходит Вольга во синих морях,

Птицей соколом летит Вольга под оболоки,

Волком рыщет во чистых полях…

Стал Вольга ростеть матереть

И сбирал себе дружинушку хоробрую,

Тридцать молодцев без единого,

Сам еще Вольга во тридцатыих.

5. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь писать о святом князе Александре, сыне Ярославове. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Сей князь Александр родился от родителей милосердных и человеколюбивых, более всего – кротких… И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона…

6. Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон…

1. Баллада

2. Былина

3. Басня

4. Житие

5. Элегия

Ответы впишите в таблицу:

№ текста

Жанр, определение

Жанровые признаки в тексте

Оценка: за верно указанный жанр – по 1 баллу (максимум – 6 баллов).

За каждое правильное определение – по 1 баллу (максимум – 5 баллов).

Ученики могут назвать разное количество признаков (за каждый правильный – по 0,5 балла).

Интерпретация лирического и прозаического произведения

8. Выполните письменный анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». Анализируя стихотворение, опирайтесь на предложенные вопросы.

                                                               Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуту потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

К какому виду лирики вы отнесли бы это стихотворение (пейзажная, философская, интимная, гражданская)? Почему?

Определите, от какого лица строится текст, как выражен говорящий (прямо или косвенно)?

Что является основным предметом речи в этом произведении? Какие слова являются, на ваш взгляд, ключевыми?

Какая связь, по мысли Н. Рубцова, существует между природой и человеком? Как подчеркнута эта связь?

С помощью каких приемов поэту удается передать свое отношение к природе?

Максимум – 7 баллов

9. Прочитайте произведение И.С. Тургенева  — стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос 3-4 предложения). ( 8 баллов)

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись

– и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего? (2 балла)

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.(2 балла)

3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.(2 балла)

4.Логичность и грамотность теста. ( 5 баллов)

Максимум – 11 баллов

Межшкольный информационно-методический центр Ордынского района

Межшкольный информационно-методический центр Ордынского района

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников политературе

Задания 8 класс

Задания рассчитаны на 2 часа (120 минут). Максимальный балл за работу – 60.

Часть первая. Максимально 20 баллов.

1. О каком писателе идёт речь?

1. Настоящее имя этого писателя – СэмюэльКлеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя. _____________________________________________

2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета. __________________________________________

3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы». ____________________________________

4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома. __________________________________________

5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов. ________________________________

6. За право считаться его родиной спорили семь городов. Его существование окутано тайной. Слепой, мудрый, бедный, странствующий – вот всё, что дошло о нём сквозь тысячелетия. А ведь он создал две великие поэмы о великой войне и о возвращении, сюжеты которых стали «фундаментом» европейской культуры. ________________________________

2. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:

1). Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, —
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую. ________________________________________

2). Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской. __________________________

3). Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. _____________________________

4). Один в поле не воин, а путник. ________________________________

5). Спереди пятачок,
           сзади крючок,
           посередине спинка,
           на спинке щетинка. _______________________________________________

6)Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте /…./ и не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. ____________________________________________________

1. Урок литературы в 8 классе.

Шестнадцатое сентября.
Классная работа.

2.

Мозговой штурм
О каком писателе идёт речь?
Первые рассказы этого писателя были
весёлые, смешные, забавные,
остроумные, и печатали их в журналах,
названия которых также были
необычными: «Стрекоза», «Будильник»,
«Осколки». И эти рассказы он пишет под
псевдонимом, являясь студентом
медицинского факультета Московского
университета.
2

3.

«Шемякин суд»
как сатирическое произведение
XVII века.

4.

«Повесть о Шемякином
суде» (читаем статью)
• Как вы понимаете,
что такое
демократическая
л –ра?
• Кто был героем
демократической
л – ры?
4

5.

Демократическая литература
XVII века
Создавалась в
народной среде,
отражала народные
идеалы и
представления о власти,
суде, Церкви, правде,
смысле жизни
Герои – простые люди,
не совершившие ничего
значительного для
истории, ничем не
прославившиеся. Часто
неудачники, бедняки
5

6.

Художественные «завоевания»
демократической литературы
решительный отказ от историзма, определяющего
принципа древнерусской литературы
новый герой не историческая личность (князь,
военачальник, священник), а бытовая (простой человек
разных сословий)
безымянность литературных героев
постепенное освобождение литературы от
религиозной опеки, отстаивание права на вымысел
появление жанра сатирической повести
6

7.

Дмитрий Шемяка (1420–1453),
князь галицкий (ГаличаКостромского), сын князя Юрия
Дмитриевича, внук князя Дмитрия
Ивановича Донского.
С 1436 г. возглавлял удельнокняжескую и боярскую оппозицию
против политики московского
великого князя.
Известен тем, что в гражданских
делах был за справедливость и
древние уставы, а в 1446 году,
предательски ослепив Великого
князя Василия Темного, захватил
великокняжеский престол.
7

8.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ
СУДЕ» –
произведение
демократической литературы
XVII в., представляющее
собой русскую сатирическую
переработку сказочного
сюжета о мудрых решениях
праведного судьи, широко
распространенного как в
фольклорных записях, так и в
литературных переработках

9.

Лубо́чная литерату́ра —
дореволюционные дешёвые
и примитивные по
содержанию массовые
издания, зачастую
снабжённые ярко
раскрашенной картинкой;
примитивная литература,
рассчитанная на
невзыскательный вкус.
Шемякин суд. Лубочная книга.
Гравюра на меди, раскраска.
Середина XVIII в.

10.

Сюжет
история бедняка, которому
после несчастий неожиданно
улыбнулась удача
Из иллюстрации к сказке
«Шемякин суд» (гравюра на меди,
первая половина XVIII в.).
Из собрания Ровинского

11.

Композиция
1
Ч
А
С
Т
Ь
История
с лошадью
брата
История
с сыном попа
История
с отцом
горожанина
СУД ШЕМЯКИ – узелок с камнем
2
Ч
А
С
Т
Ь
Приговор
брату
Приговор
попу
ЭФФЕКТНАЯ РАЗВЯЗКА
Приговор
горожанину

12.

Как вы считаете, брат бедняка
положительный или отрицательный образ?
Да (за)
Нет (против)
1. Предприимчивость 1. Навязчивость
2. Активность 2. Лживость
3. Напор
3. Трусость
4. Смекалка 4. Нахальство
5. Наглость
Предприимчивость-способность
использовать текущую обстановку и
положение дел для получения выгоды,
пользы
2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ?
(ДА, позитивный .’ НЕТ, негативный)
записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при
помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная
таблица:
12

13.

Гравюра
на меди, первая
половина XVIII в.
Из иллюстрации к сказке
«Шемякин суд», первая половина
XVIII в.). Из собрания Ровинского.
«Взыди ты на мост, — говорит
истцу Шемяка, — а убивы отца
твоего станеть под мостом, и ты с
мосту вержися сам на него,
такожде убий его, яко же он отца
твоего».
Не удивительно, что истцы
предпочли откупиться: они платят
бедняку за то, чтобы он не
заставил их исполнить решений
судьи.
13

14.

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco,
от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль
в искусстве и литературе, которым
подчеркивается искажение или смещение норм
действительности и совместимость контрастов –
реального и фантастического, трагического и
комического, сарказма и безобидного юмора
Квятковский А. П.
Школьный поэтический словарь
Вопросы и задания
Зачитать фрагменты повести, где встречается сочетание
жизнеподобного изображения, так похожего на реальную
действительность, с фантастическим.
Где «звучит» безобидный юмор?
Найдите явный сарказм в этом произведении.
Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья
так радуется?
Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения.
Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

15.

Жанровые особенности
«Шемякина суда»
•Сатирическая повесть
•Напоминает бытовую
сказку
15

16.

ШЕМЯКИН СУД –
иносказательно:
неправый,
несправедливый
суд, пародия на
судебное
разбирательство
(ирон., презрит.)

17.

Тест по произведению
«Шемякин суд»

18.

1. Кто братья по жизненному статусу?
1)Землемеры
2) землепроходцы
3) землепашцы
4) земледельцы
2. Что просил бедный брат у богатого?
1) Хомут, лошадь
2) уздечку, хомут
3) лошадь, телегу
4) лошадь, уздечку
3. Как перевести «дровни»?
1) Дрова
2) дровосек
4) сани
3) воз

19.

4. Что значит «бить челом»?
1)Бить кого – нибудь
2) стукнуться
3) просить
4) бить человека
5. Кто принял братьев на ночлег?
1)Судья
3) князь
2) Поп
4) боярин
6. Зачем бедняк завернул камень в платок:
•Ударить попа
2) отдать судье
3 ) собирал редкие камни
4) пришибить брата

20.

7. Фамилия судьи:
1)Шемякин 2) Шемяка 3) Шемякинов 4) Шемячкин
8. Что показывал бедняк судье во время суда:
1)шапку
2) камень в платочке
3) деньги
4) платок в деньгами
9. За сколько забрал лошадь богатый у брата?
1)Десять рублей
2) пять рублей
3) бесплатно
4) за пятнадцать рублей
10. Зачем поп дал бедному 10 рублей?
•За молитву
2) за попадью
3) чтобы отстал
4) за лошадь

21.

Кто в произведении самый умный?
1)Поп
2) Судья
3)Богатый брат
4)Бедняк
12. Жанр произведения:
•житие
2) сказка
4) рассказ
11.
3) повесть
13. Кто высмеивается в этом произведении?
•Судья
2) крестьянин
3) народ
14. Выражение « Шемякин суд» обозначает:
1)Смешной веселый суд
2)Справедливый и честный суд
3)Народный крестьянский суд
4)Продажный несправедливый суд

22.

Проверь себя!

23.

Домашнее задание:
1. Запишите, какова тема и идея
произведения?
2. Прочитайте «Недоросль» Д. И
Фонвизина
23


назад

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 7 КЛАСС.

(муниципальный этап)

I. Анализ
рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».

1.     
Прочитать рассказ, восполнить пропуски именами
персонажей. (4 балла)

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель (1) в новой
шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий (2) с решетом, доверху
наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…
Открытые двери лавок и кабаков глядят на Божий свет уныло, как голодные пасти,
около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная! – слышит вдруг Очумелов. – Ребята,
не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из
дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит
собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой
жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и
хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не
пущай!».  Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного
склада, словно из-под земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие! – говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых
ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и,
подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном
лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет
вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера (3). В
центре толпы, растопырив передние лапы и дрожа всем телом, сидит на земле
виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине.
В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в
толпу. – Почему тут? Это зачем палец?.. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… — начинает (4),
кашляя в кулак. – Насчёт дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того
ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у
меня мелкая… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не
пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели
каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

— Гм!.. Хорошо… — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля
бровями. – Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак
распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться
постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит
собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. (5), — обращается
надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А
собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала (6)! — говорит кто-то из толпы.

— Генерала (7)? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как
жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла
тебя укусить? – обращается Очумелов к (8). – Нешто она достанет до пальца? Она
маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец
гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтобы сорвать. Ты ведь…
известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не
будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

— Врёшь, кривой! Не вида, так, стало быть, зачем врать? Их
благородие умный господин и понимает, ежели врёт, а кто по совести, как перед
Богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче
все равны… у меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

— Не рассуждать!

— Нет, это не генеральская… — глубокомысленно замечает городовой.
– У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие…

— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта –
чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку
держать? Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то
знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты,
(9), пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

— А может быть, и генеральская… — думает вслух городовой, — на
морде у ней не написано… намедни во дворе у него такую видел.

— Вестимо, генеральская! – говорит голос из толпы.

— Гм!.. Надень-ка, брат (10), на меня пальто… Что-то ветром
подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и
прислал… И скажи, чтоб не выпускали на улицу. Она, может быть, дорогая, а ежели
каждая свинья будет ей в нос цигаркой тыкать, то долго ли испортить? Собака –
нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!
Сам виноват!..

— Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, (11), Поди-ка, милый,
сюда! Погляди на собаку… ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не было!

— И спрашивать тут долго нечего, — говорит Очумелов. – Она
бродячая!.. Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и
всё.

— Это не наша, — продолжает (12). – Это генералова брата, что
намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает
(13), и всё лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, Господи! А я и не
знал! Погостить приехали?

— В гости… — произносит Прохор

— Ишь ты, Господи… соскучился по братце… А я ведь и не знал! Так
это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачка ничего себе… Шустрая такая… Цап
этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… рр… Сердится, шельма… Цуцык
этакий…

(14) зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада в сторону дома
Жигалова… Толпа хохочет над (15).

— Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему (16) и, запахиваясь в
шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

2.     
Определить жанр произведения. (0,5) По каким
признакам определили? (1,5)

3.     
Определить тему произведения. (1)

4.     
Объяснить лексическое значение слова «ХАМЕЛЕОН».
(1).

5.     
Кто в произведении А.П.Чехова – хамелеон? (1)
Обосновать ответ. (4)

6.     
Доказать, что автор использует в произведении приём
«говорящих фамилий». (2)

7.     
Что превалирует в данном произведении – юмор или
сатира? (1)

8.     
Найти в тексте афористические мысли. (2)

9.     
Какие нравственные уроки можно извлечь из этого
произведения А.П.Чехова? (5)

II.                
Интерпретация лирического произведения.

1.     
Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

1844

2.     
О чём это стихотворение, в каких строках заключена
главная мысль произведения? (2 балла)

3.     
Назовите образный ряд стихотворений. (2 балла)

4.     
Определить приёмы и средства выразительности,
используемые для раскрытия идеи произведения. (5 баллов)

5.     
Проследить, как движется поэтическая мысль в
произведении. (5 баллов)

6.     
Определить стихотворный размер. (1 балл) Что можно
сказать о влиянии размера на замысел стихотворения. (5 баллов)

III.              
Историко-биографический блок.

1.     
О каком писателе идёт речь? (5 баллов)

1.     
Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его
псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет
он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь.
Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком,
лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, 
что письма к  нему доходили, даже если на конверте были написаны только название
страны и его имя.

2.     
Первые рассказы этого писателя были весёлые,
смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также
были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под
псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

3.     
Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком,
но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора
Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В
ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после
выхода «Руслана и Людмилы».

4.     
Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя)
создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает
рождественский подарок для своей  дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

5.     
У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для
крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре
«Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в
отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений
составляет 90 томов.

2.     
Расположить в хронологическом порядке следующие
произведения. (5 баллов)


А.К.Толстой  — «Князь Серебряный»


Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»


И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»


Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»


М.Ю.Лермонтов – «Бородино»


КЛЮЧИ

1.1.   
1 — Очумелов

2 –
городовой (Елдырин)

3 –
Хрюкина

4 –
Хрюкин

5 –
Елдырин

6 –
Жигалов

7 –
Жигалова

8 –
Хрюкину

9 –
Хрюкин

10 – Елдырин

11 – Прохор

12 – Прохор

13 — Очумелов

14 – Прохор

15 – Хрюкиным

16 – Очумелов      (0,25 – за правильный ответ)

1.2.   
Рассказ (0,5)

Рассказ – небольшое по
объёму эпическое литературное прозаическое произведение, изображающее отдельное
событие, происходящее в жизни героя. (1,5)

1.3.   
Приспособленчество как один из этапов падения
человека как личности. (1)

1.4.   
Пресмыкающееся из рода ящериц, отличающееся
способностью менять окраску в зависимости от изменения среды и внешних
раздражителей. (1)

1.5.   
Полицейский надзиратель Очумелов. (1)

Он постоянно меняет свой «окрас» в зависимости от ситуации. На
это указывает художественная деталь – пальто:

Сними-ка, Елдырин, пальто

Надень-ка, брат Елдырин, пальто… (4)

1.6.   
 Очумелов – от прилагательного «очумелый» — совсем
потерявший соображение.

Хрюкин – похож на свинью (2)

1.7.   
Сатира – уничтожающий смех. Изображая Очумелова,
автор тем самым высмеивает приспособленчество как черту характера. (1)

1.8.   
 «Нынче не велено кусаться»

«Я
вам покажу, как собак распускать!»


«Собака – нежная тварь…»


«Моментально – не дыши»  (2)

1.9.   
до 5 баллов.

2.2. Весна – прекрасное время года, связанное с пробуждением
природы, с торжеством жизни.


«Везде разнообразною картиной занят взгляд…» (2 балла)

2.3.   
 Цветущая верба


Станица (деревня), заполненная оживлёнными людьми


Тучи, стремительно движущиеся по небу


Оживающая природа (2 балла)

2.6   
Ямб

Нечётные стихи – четырёхстопный,

Чётные – трёхстопный.

3.1       
Марк Твен

А.П.Чехов

В.А.Жуковский

ОГенри

Л.Н.Толстой


3.2    Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»


Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»


М.Ю.Лермонтов – «Бородино»


А.К.Толстой  — «Князь Серебряный»


И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»


                                                        
  
Олимпиада  по литературе.


                                                   2008 – 2009 учебный год.


                                                            Районный  тур.


                                                                   8 класс.


                                                                   (3 часа)

I.
 Знание истории литературы.

      1.  О  ком   идёт 
речь?

А.Мятежный пастырь, книжник 
дикий,

   он не умел послушным быть,

    и не могли  его владыки

     ни обломать, ни  улестить…


                                       Я.Смеляков.

Б. Отказавшийся  от славы

     Для упорного труда

     Изучал он жизнь державы

     В стародавние года.

      …  И  покуда были силы,

      В  размышлениях  о том

      Он историю России

      Составлял  за томом том…

      Шесть томов,  потом
двенадцать.

     — Всё,- сказал он. – Не
могу!

       Били  пушки на 
Сенатской,

       Кровь чернела на снегу…


                                             А.Городницкий.

В. Весь мир – весь белый  свет!

    В кольце его  творений

    Вместился  целиком  и 
высказался вслух.

     … Избушка и Вольтер! Казак
и … нереида

     Лишь лёгкой  створкой
здесь

             Разделены для 
вида;

      Кого – чего  тут  нет!

     Свирель из тростника –

     И вьюг полночных рёв;

     Средневековый патер,

      Золотокудрый Феб,

      Коллежский  регистратор,

      Экспромт из Бомарше и –

      Песня ямщика.

                               
Н.Матвеева.    

Г. Куда бежать от  сплетен и
доносов

     В просторных  залах
смрадно, как в аду!

     И вот опять  ….

      Шумит в академическом 
саду.

      Строптивый  сын
архангельских  поморов,

       Прямой, как ветер
северной реки,

       Он сохранил неукротимый 
норов

       И песни, что певали 
рыбаки.


                                        Н.Рыленков.

Д.     Герой  двенадцатого
года,

        Непобедимый  партизан,

        В горячих  схватках в
честь народа

         Покрыл  он славой 
доломан.

         … Лихой  гусар, любил
он струнность

          Строфы  с  горчинкой 
табака,

         И, волей муз, такая 
юность

         Ему  досталась на
века.

                           Вс.
Рождественский.

 Е. Это было странное,
загадочное существо – Царскосельский  лейб-гусар… Он подражал в стихах  Пушкину 
и  Байрону, и вдруг начал  писать нечто такое, где он никому не подражал, зато 
уже целый век хочется  подражать ему.


                                       А.Ахматова.

     Казался ты и  сумрачным и
властным,

      Безумной вспышкой
непреклонных сил;

      Но ты  мечтал об
ангельски-прекрасном,

      Ты  демонски-мятежное
любил!


                                   В.Брюсов.

 Ж.    Мог выйти  архитектор из
него:

         Он в стилях знал 
извилины различий,

         Но  рассмешил его при
встрече городничий,

          И смеху  отдал он
себя всего.


                                   И.Северянин.

                   По  0,5
балла за факт.  2,5 балла  дополнительно ( максимально)  за  комментарии.

2. Что  объединяет 
следующие произведения  Пушкина:

«Бесы», «Маленькие
трагедии», «Повести Белкина», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Моя
родословная», «Элегия»( «Безумных лет угасшее веселье…»)?


                                        2 балла.

3.  Какие исторические 
события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

«Илиада» Гомера, «Певец
во стане русских воинов» В.А.Жуковского, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас
Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Медный всадник»
А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечников.
  По одному
баллу за факт – 8 баллов.

4. Штрихи  к портрету:

           1.

·       
Он  был  одновременно механиком,
архитектором, скульптором, химиком, анатомом;

·       
Среди  его живописных работ – «Мадонна Литта»,
« Мадонна Бенуа»:

·       
Он  первым  ввёл термин «золотое сечение»;

·       
Именно он в XV 
веке создал самую загадочную улыбку.


                                                 
1
балл  +2 балла  за  комментарий.

             2.

·       
В бесплатном  училище Таганрога он обучался 
сапожному и портняжному делу;

·       
Стал  врачом, а  прославился как литератор.
1 балл.

                     
II. Дайте  историко-культурный  комментарий к
стихотворению.

1.                                                   
ТРОИЦА.


Спокойные  добрые  лики,


На тканях небесные  блики


И крылья  неяркого  цвета,


Вы помните? – «Троица» это.


И нимбов  не надо Рублёву,


Чтоб  я  позавидовал  снова


Простому открытому чувству,


Надежде, Добру и Искусству.

Глаза  и улыбки погасли.

               Мне  грустно,
но всё же я счастлив.

               Как будто бы 
сердце  согрето

                Неведомым 
словом  и светом.


                                          Л.Андреев.

            10 баллов
максимально, примерно по 1 баллу за факт.

                     
III. Сопоставьте описания Пугачёва в романе
«Капитанская дочка» и в «Истории  Пугачёва» А.С.Пушкина.

В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем
вызваны различия в описаниях?

 Капитанская   дочка.

Наружность его показалась мне
замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной
бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его
имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в
кружок; на нём был оборванный армяк  и  татарские  шаровары.

  История  Пугачёва.

Незнакомец был  росту среднего,
широкоплеч и  худощав.

Чёрная борода его  начинала
седеть.

 Он  был в верблюжьем армяке и 
вооружён  винтовкою.

   
                             5 баллов.

                        IV.
Знание  теории  литературы.

1.     
Какие  тропы  выделены в тексте: «… От вёсел к
берегу кудрявый след  бежал» ( А.Фет.)?

1)     
эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4)
синекдоха.

2.     
Какой троп используется  в тексте: « Мой  Лизочек
так уж мал, так уж мал, что из  листика сирени сделал зонтик он для тени и
гулял» ( А.Плещеев.)?

1)     
сравнение; 2) метафора; 3) литота; 4) эпитет.

3.     
Какой троп используется  в тексте: « Но вот,
насытясь  разрушеньем  и  наглым  буйством утомясь, Нева обратно  повлеклась,
своим любуясь возмущеньем и  покидая с небреженьем свою добычу» (А.Пушкин.)?

1)     
эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4)
сравнение.

4.     
Какая  стилистическая  фигура используется в
тексте: «Люблю я пышное природы  увяданье…» (А.Пушкин.)?

1)     
градация; 2) инверсия; 3) эллипсис; 4) оксюморон.

5.     
Какой троп используется  в стихотворении «Чаша
жизни» М.Лермонтова?

  1. Мы пьём из чаши бытия

С
закрытыми  очами,


Златые омочив края


Своими же слезами;

2.Когда
ж пред смертью с глаз


Завязка упадает,

И
всё, что обольщало нас,

С
завязкой исчезает —

3.
Тогда мы  видим, что пуста

     Была  златая чаша,

      Что в ней напиток был –
мечта

        И что она не наша!

1.     
эпитет; 2. развёрнутая метафора; 3.олицетворение;
4. сравнение.


                                                 5 баллов.


V. Прочитайте
стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер», выполните задание, указав номер
 выбранного  ответа.

Есть в светлости осенних
вечеров

              Умильная,
таинственная прелесть;

               Зловещий блеск и
пестрота дерев,

               Багряных листьев
томный, лёгкий шелест,

               Туманная и
тихая  лазурь

               Над грустно —
сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих
бурь,

             Порывистый,
холодный ветр порою,

             Ущерб, изнеможенье
– и на всём

              Та  кроткая 
улыбка  увяданья,

              Что в  существе
разумном мы  зовём

               Божественной
стыдливостью  страданья.

1.     
Это стихотворение относится к следующей
тематической  разновидности:

А)
патриотическая  лирика; Б) любовная лирика; В) пейзажная лирика.

      2. Основной 
идеей  стихотворения  является

              А) идея
одиночества человека в мире; Б) идея тождества жизни природы и  человека;

В) идея превосходства  человека
над природой.

     3. Поэт, размышляя
об осеннем увядании природы, использует приём

              А) олицетворения;
Б) гротеска; В) противопоставления.

     4. Каким
настроением окрашено стихотворение?

               А) элегическим;
Б) ироническим: В) героическим.

      5.Назовите термин,
которым в литературе обозначают созвучие окончаний стихотворных  строк.

      6. Как называется
в литературоведении элемент композиции, позволяющий автору воссоздать
поэтическую картину осени?

      7. Как называется
художественный приём, которым воспользовался поэт, когда, вместо употребления
слова «небо», он  использует словосочетание «туманная и тихая лазурь»?


                                                      

По 1 баллу за факт ( максимально – 7 баллов).

VI.
Творческое задание выполняется
по выбору (объём  до 1
страницы).

        1 вариант. Напишите
небольшую творческую работу в любом прозаическом жанре на тему «Край родной,
навек любимый…».

       2 вариант. Прочитайте
афоризм Л.Н.Толстого. Выскажите своё  мнение по содержанию афоризма.

             Человек
подобен дроби: числитель ёё – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе
думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

       
3 вариант. Устарело ли понятие чести?


Примечание к заданиям 1 и особенно 2 и 3 вариантов:

аргументировать высказывание примерами из художественной литературы, истории (не
менее 2 аргументов).
(Максимально 40 баллов.)



                                                                                        
Общий балл – 90.

                  
                          Ключи  к олимпиаде по литературе.


                                    Районный  тур. 8 класс.


                                 2008 – 2009 учебный год.

      
1.Знание истории литературы. По 0,5
балла за факт. 2,5 балла дополнительно (максимально) за комментарии.

             1.1.
О ком идёт речь?

                  А)
Протопоп Аввакум.
Религиозный деятель эпохи царя Алексея Михайловича.
Пастырь – протоирей  (протопоп) – старший православный священник. Книжник –
писатель, в данном случае, автор «Жития…». Пророк, мученик, борец и страдалец,
по мнению академика  Д.С.Лихачёва.

                  Б) Речь идёт
об Н.М.Карамзине, авторе «Истории Государства Российского», насчитывающей
12 томов. 13-й  том  писатель не закончил. Н.М.Карамзин – современник восстания
декабристов. 1825 год.

                   В) В
стихотворении Н.Матвеевой  речь идёт о Пушкине. На это указывают
следующие  факты: Пушкин  увлекался  Вольтером.  В стихотворении  «Няне», 
написанном в Михайловском, упоминается  «избушка».  Экспромт из  Бомарше звучит
в трагедии  «Моцарт и Сальери». «Рёв вьюг» «слышен» во многих стихах поэта,
например, «Бесы», «Зимний путь» и других. «Казак» и «Нереида» — стихотворения
поэта. Златокудрый  Феб – персонаж ранней  лирики поэта. Свирель из тростника,
песнь ямщика – детали стихотворений.

                 Г)
М.В.Ломоносов.
Автор упоминает факты из биографии поэта. Сплетни и доносы
сопровождали  Ломоносова всю жизнь. Сын помора. Отличался строптивым  и 
неукротимым нравом. Прямота – отличительная черта  учёного.

                 Д) Речь идёт о
Денисе Давыдове
– поэте, лихом гусаре, партизане, герое войны 1812 года.

                  Е)
А.Ахматова  и В.Брюсов пишут о М.Ю. Лермонтове – офицере лейб-гвардии гусарского
полка. Как поэт Лермонтов  начал с подражаний Байрону и  Пушкину. «Ангел» и
«Демон» — стихотворения поэта.

                  Ж) Н.В.Гоголь
– писатель-сатирик, драматург, автор знаменитой комедии «Ревизор». Городничий –
герой этой комедии.

               1.2. Все эти
произведения  написаны А.С.Пушкиным в 1830 году  в период первой болдинской 
осени.
2 балла.

               1.3. Какие
исторические события нашли отражение в данных произведениях?

По одному баллу за факт – 8 баллов.

            «Илиада» Гомера –
древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII
век  до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне;
похищение Елены Парисом как повод к войне.

               Стихотворение
В.Жуковского «Певец  во стане русских воинов» и басня И.Крылова «Волк на псарне»
посвящены войне 1812 года. Повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне
украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана
Я.Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого, даны в типическом
обобщении. Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и
рассказывает о восстании Е.Пугачёва. Действие романа И.Лажечникова «Ледяной дом»
происходит во время царствования императрицы Анны Иоанновны: строительства
ледяного дома для свадьбы царского шута. В поэме «Медный всадник» А.Пушкина
рассказывается о петербургском наводнении 7 ноября 1824 года.

              4.1.
Штрихи к портрету. Речь идёт о художнике эпохи Возрождения Леонардо да
Винчи
.     Он  был  одновременно механиком, архитектором, скульптором,
химиком, анатомом.

Среди  его
живописных работ – «Мадонна Литта» и « Мадонна Бенуа».

Он  первым  ввёл
термин «золотое сечение».

Именно он в
XV  веке создал самую загадочную улыбку. Речь идее о
портрете Моны Лизы, или  Джоконды.
1 балл + 2 балла за
комментарий.

             4.2.
Речь идёт об А.П.Чехове.
1 балл.


II
. Историко –культурный комментарий.
10 баллов максимально, примерно по 1 баллу за факт.

Андрей Рублев
– русский иконописец, автор знаменитой
иконы «Троица».

Современник
Куликовской битвы и Сергия Радонежского. Принял монашество. Его любимые краски –
голубая, розовая, вишнёвая. Троица – один из главных православных праздников.
Троица – олицетворение Бога- Отца, Сына и Святого Духа.
В  «Троице» Рублёв
обратился к традиционному библейскому сюжету: к старцу Аврааму и его жене
явились три таинственных  путника – ангела, воплощающих три лика Бога: Бог –
Отец, Бог- Сын, Бог- Дух. Согласно канону, Рублёв изобразил трапезу путников,
присевших отдохнуть. Нимб – символ святости, сияние в виде круга вокруг
головы святого.
Цветовая гамма иконы символична: голубой цвет означает
воздух – небо, горний мир, тёмно – вишнёвый – знак творчества и любви Бога,
зелёный цвет, цвет дерева, —  символ животворящего начала всей святой Троицы. Не
случайно Л.Андреев пишет в стихотворении  о спокойных, добрых ликах, о простом
открытом чувстве, о Надежде,  о Добре и Искусстве, идея  иконы —  идея согласия,
гармонии, сострадания человечеству.


III
. В чём сходство и различие описаний Пугачёва в
«Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»?
5 баллов.

В «Истории 
Пугачёва» дано деловое описание внешности  Пугачёва
.
Официально – деловой стиль речи официальность, точность. Форма устойчивая,
общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов. Описание
внешности героя в романе – это художественный стиль речи.
Задача портрета в
романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру,
показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как
изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое
впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» — эпитет),
черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие
глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).


IV
. Знание теории литературы.
1)1- эпитет («кудрявый след»). 2) 3 — литота («…мал… из
листика сирени сделал зонтик…»). 3)3- олицетворение (« Нева… насытясь…утомясь…любуясь…покидая…).
4) 4- оксюморон или 2 – инверсия. (. 5) 2 – развёрнутая метафора (« Мы пьём из
чаши бытия).
5 баллов.


V
. Стихотворение Ф.И.Тютчева 
«Осенний вечер». По одному баллу за факт, максимально 7 баллов.

1.В);
2.Б);
3. А); 4. А); 5.- рифма; 6. – пейзаж; 7. –
метафора.


VI
. Творческое задание по выбору.
Максимально  40 баллов.

 
                            ОБЩИЙ БАЛЛ –

90 баллов.

Hosted by uCoz

  • Первые рассказы современного российского писателя виктора ремизова
  • Пейте на здоровье как пишется
  • Первые рассказы неизвестного тогда автора геолога и палеонтолога текст
  • Пейнтбол лесная сказка нижний новгород
  • Первые рассказы ивана ефремова незнакомого тогда массовому читателю синтаксический разбор