Первый опубликованный рассказ андреева

Хронология творчества Леонида Андреева

Рассказы
1892 – В холоде и золоте
1895 – Он, она и водка
1895 – Загадка
1896 – Чудак
1898 – Баргамот и Гараська
1898 – Любовь, Вера и Надежда
1898 – Из жизни штабс-капитана Каблукова
1898 – Защита
1898 – Что видела галка
1898 – Алёша-дурачок
1899 – Случай
1899 – Ангелочек
1899 – Друг
1899 – Большой шлем
1899 – У окна
1899 – Петька на даче
1899 – В Сабурове
1899 – Молодёжь
1899 – Памятник
1900 – Молчание
1900 – Рассказ о Сергее Петровиче
1900 – В тёмную даль
1900 – Мельком
1900 – Валя
1900 – На реке
1900 – Первый гонорар
1900 – Праздник
1900 – Прекрасна жизнь для воскресших
1901 – Ложь
1901 – Жили-были
1901 – Бездна
1901 – Буяниха
1901 – Кусака
1901 – Случай
1901 – Стена
1901 – Иностранец
1901 – В подвале
1901 – В поезде
1901 – Гостинец
1901 – Книга
1901 – Набат
1901 – Смех
1902 – В тумане
1902 – Город
1902 – Предстояла кража
1902 – Мысль
1902 – Весной
1902 – Оригинальный человек
1903 – Весенние обещания
1903 – На станции
1904 – Вор
1904 – Красный смех
1904 – Нет прощения
1904 – Призраки
1905 – Губернатор
1905 – Христиане
1905 – Марсельеза
1905 – Бен-Товит
1905 – Так было
1906 – Елеазар
1907 – Из рассказа, который никогда не будет окончен
1907 – Тьма
1908 – Иван Иванович
1908 – Рассказ о семи повешенных
1908 – Великан
1908 – Проклятие зверя
1908 – Мои записки
1909 – Сын человеческий
1910 – Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
1910 – День гнева
1910 – Неосторожность
1911 – Правила добра
1911 – Ипатов
1911 – Покой
1911 – Смерть Гулливера
1911 – Цветок под ногою
1913 – Земля
1913 – Он (Рассказ неизвестного)
1913 – Полёт
1913 – Возврат
1913 – Негодяй
1913 – Орешек
1913 – Фальшивый рубль и добрый дядя
1913 – Храбрый волк
1914 – Герман и Марта
1914 – Воскресение всех мёртвых
1914 – Конец Джона-Проповедника
1914 – Три ночи (Сон)
1914 – Чёрт на свадьбе
1915 – Ослы
1915 – Мои анекдоты
1915 – Рогоносцы
1916 – Два письма
1916 – Жертва
1916 – Чемоданов
1916 – Таракашка

Пьесы
1906 – К звёздам
1907 – Жизнь Человека
1907 – Савва
1908 – Любовь к ближнему
1908 – Царь Голод
1908 – Черные маски
1909 – Анатэма
1909 – Дни нашей жизни
1910 – Анфиса
1910 – Океан
1910 – Gaudeamus
1912 – Екатерина Ивановна
1912 – Честь (Старый граф)
1912 – Профессор Сторицын
1913 – Прекрасные сабинянки
1913 – Каинова печать (Не убий)
1914 – Попугай (Дурак)
1914 – Мысль
1914 – Король, закон и свобода
1915 – Кающийся
1915 – Конь в сенате
1915 – Самсон в оковах
1915 – Тот, кто получает пощёчины
1916 – Реквием
1916 — Монумент
1916 – Младость
1916 – Собачий вальс
1917 – Милые призраки

Романы и повести
1903 – Жизнь Василия Фивейского
1905 – Губернатор
1907 – Иуда Искариот
1908 – Мои записки
1911 – Сашка Жегулёв
1916 – Иго войны
1919 – Дневник Сатаны

Leonid Andreyev

Portrait of Andreyev by Ilya Repin

Portrait of Andreyev by Ilya Repin

Born Leonid Nikolaievich Andreyev
21 August 1871
Oryol, Oryol Governorate, Russian Empire
Died 12 September 1919 (aged 48)
Mustamäki, Finland
Nationality Russian
Alma mater Imperial Moscow University (1897)
Period 1890s–1910s
Genre Fiction, Drama
Literary movement Realism • Naturalism • Symbolism • Expressionism
Notable works The Seven Who Were Hanged, The Life of Man, He Who Gets Slapped
Children Daniil Andreyev, Vadim Andreyev
Signature
Leonid Andreyev signature II.svg

Leonid Nikolaievich Andreyev (Russian: Леони́д Никола́евич Андре́ев, 21 August [O.S. 9 August] 1871 – 12 September 1919) was a Russian playwright, novelist and short-story writer, who is considered to be a father of Expressionism in Russian literature. He is regarded as one of the most talented and prolific representatives of the Silver Age period. Andreyev’s style combines elements of realist, naturalist, and symbolist schools in literature. Of his 25 plays, his 1915 play He Who Gets Slapped is regarded as his finest achievement.[1]

Biography[edit]

Born in Oryol, Russia, to a middle-class family, Andreyev originally studied law in Moscow and in Saint Petersburg. His mother hailed from an old Polish aristocratic, though impoverished, family,[2][3] while she also claimed Ukrainian and Finnish ancestry.[4] He became a police-court reporter for a Moscow daily, performing the routine of his humble calling without attracting any particular attention. At this time he wrote poetry and made a few efforts to publish it, but most publishers rejected his work. In 1898 the Kur’er [ru] newspaper in Moscow published his first short story, «Баргамот и Гараська» («Bargamot and Garaska»). This story came to the attention of Maxim Gorky who recommended that Andreyev concentrate on his literary work. Andreyev eventually gave up his law practice, fast becoming a literary celebrity, and the two writers remained friends for many years to come. Through Gorky, Andreyev became a member of the Moscow Sreda literary group, and published many of his works in Gorky’s Znanie collections.[5]

Andreyev’s first collection of short stories and short novels (повести) appeared in 1901, quickly selling a quarter-million copies and making him a literary star in Russia. In 1901 he published «Стена» («The Wall»), and in 1902, «В тумане» («In the Fog») and «Бездна» («The Abyss»), which was a response to «The Kreutzer Sonata» by Leo Tolstoy. These last two stories caused great commotion because of their candid and audacious treatment of sex. From 1898-1905 Andreyev published numerous short stories on many subjects, including life in Russian provincial settings, court and prison incidents (where he drew on material from his professional activity), and medical settings. His particular interest in psychology and psychiatry gave him an opportunity to explore insights into the human psyche and to depict memorable personalities who later became classic characters of Russian literature, such as in the 1902 short story «Мысль» («Thought»).

During the time of the first Russian revolution (1905) Andreyev participated actively in social and political debate as a defender of democratic ideals. Several of his stories, including «The Red Laugh» («Красный смех», 1904), Governor («Губернатор», 1905) and The Seven Who Were Hanged («Рассказ о семи повешенных», 1908), captured the spirit of this period. Starting from 1905 he also produced many theatre dramas, including The Life of Man (1906), Tsar Hunger (1907), Black Masks (1908), Anathema (1909), and The Days of Our Life (1909).[6] The Life of Man was staged by both Konstantin Stanislavsky (with his Moscow Art Theatre) and Vsevolod Meyerhold (in Saint Petersburg), two leading lights of Russian theatre of the twentieth century, in 1907.[7]

Andreyev’s works of the post-1905 revolution period often represent the evocation of absolute pessimism and a despairing mood. By the beginning of the second decade of the century his fame began to wane as new literary powers such as the Futurists rapidly came to prominence.

Andreyev completed his most well-known work, the play He Who Gets Slapped, in August 1915, just two months before its world premiere at the Moscow Art Theatre on 27 October 1915.[8] A critically successful Broadway production, using an English language translation of the original Russian by Gregory Zilboorg, was staged in 1922.[9] The work has been adapted into several films, a novel, an opera, and a musical, and is his most-performed play internationally.[9]

Aside from his political writings, Andreyev published little after 1915. In 1916 he became the editor of the literary section of the newspaper Russian Will [ru] He later supported the February Revolution of 1917, but foresaw the Bolsheviks’ coming to power as catastrophic. In 1917 he moved to Finland. From his house in Finland he addressed manifestos to the world at large against the excesses of the Bolsheviks. An idealist and a rebel, Andreyev spent his last years in bitter poverty, and his premature death from heart failure may have been hastened by his anguish over the results of the Bolshevik Revolution of November 1917. He finished his last novel, Satan’s Diary, a few days before his death.[10]

A play, The Sorrows of Belgium, was written at the beginning of the War to celebrate the heroism of the Belgians against the invading German army. It was produced in the United States, as were the plays, The Life of Man (1917), The Rape of the Sabine Women (1922), He Who Gets Slapped (1922), and Anathema (1923). A popular and acclaimed film version of He Who Gets Slapped was produced by MGM Studios in 1924. Some of his works were translated into English by Thomas Seltzer.

Poor Murderer, an adaptation of his short story Thought made by Pavel Kohout, opened on Broadway in 1976.

Leonid Andreyev and his second wife, Anna

He was married to Alexandra Veligorskaia, a niece of Taras Shevchenko. She died of puerperal fever in 1906. They had two sons, Daniil Andreyev, a poet and mystic, author of Roza Mira, and Vadim Andreyev. In 1908 Leonid Andreyev married Anna Denisevich, and decided to separate his two little boys, keeping the elder son, Vadim, with him and sending Daniil to live with Aleksandra’s sister. Vadim Andreyev became a poet. He lived in Paris.

Publication in English[edit]

During the 1914-1929 period, America was avid for anything relating to Edgar Allan Poe and, as Poe’s Russian equivalent, translations of Andreyev’s work found a ready audience in the English-speaking world. His work was extensively translated in book form, for instance as The Crushed Flower, and other stories (1916); The Little Angel, and other stories (1916); When The King Loses His Head, and other stories (1920). His stories were also published in translation in Weird Tales magazine in the 1920s, such as «Lazarus» in the March 1927 edition.

Leonid Andreyev’s granddaughter, daughter of Vadim Andreyev, the American writer and poet Olga Andrejew Carlisle (born 1931), published a collection of his short stories, Visions, in 1987.

Influence[edit]

Often referred to as ‘a Russian Edgar Allan Poe’, Andreyev had an influence through translations on two of the great horror writers, H.P. Lovecraft and R.E. Howard. Copies of his The Seven Who Were Hanged and The Red Laugh were found in the library of horror writer H. P. Lovecraft at his death, as listed in the «Lovecraft’s Library» catalogue by S.T. Joshi. Andreyev was also one of the seven «most powerful» writers of all time, in the opinion of Robert E. Howard.[11]

Notes[edit]

  1. ^ Frederick H. White (2016). «A Slap in the Face of American Taste». In Alexander Burry and Frederick H. White (ed.). A Slap in the Face of American Taste: Transporting He Who Gets Slapped to American Audiences (PDF). Border Crossing: Russian Literature into Film. Edinburgh University Press. pp. 140–164. ISBN 9781474411424. JSTOR 10.3366/j.ctt1bh2kpq.12.
  2. ^ James B. Woodward, Leonid Andreyev: a study, Clarendon P. (1969), p. 3
  3. ^ Leo Hamalian & Vera Von Wiren-Garczynski, Seven Russian Short Novel Masterpieces, Popular Library (1967), p. 381
  4. ^ Frederick H. White, Degeneration, Decadence and Disease in the Russian fin de siècle: Neurasthenia in the life and work of Leonid Andreev, Oxford University Press (2015), p. 47.
  5. ^ A Writer Remembers by Nikolay Teleshov, Hutchinson, NY, 1943.
  6. ^ Banham (1998, 24)
  7. ^ Benedetti (1999, 176–177), Banham (1998, 24), and Carnicke (2000, 34).
  8. ^ Андреев Л.Н. (1995). Собрание сочинений в шести томах. М.: Художественная литература. Vol. 5.
  9. ^ a b Frederick H. White (2016). «A Slap in the Face of American Taste». In Alexander Burry and Frederick H. White (ed.). A Slap in the Face of American Taste: Transporting He Who Gets Slapped to American Audiences (PDF). Border Crossing: Russian Literature into Film. Edinburgh University Press. pp. 140–164. ISBN 9781474411424. JSTOR 10.3366/j.ctt1bh2kpq.12.
  10. ^ Herman Bernstein, preface to Satan’s Diary, Boni and Liveright (1920), p. v
  11. ^ Robert E. Howard, letter to Tevis Clyde Smith, circa 20 February 1928. Given in: Burke, Rusty (1998), «The Robert E. Howard Bookshelf», The Robert E. Howard United Press Association.

Sources[edit]

  • wikisource-logo.svg This article incorporates text from a publication now in the public domain: Colby, F.; Williams, T., eds. (1914). «Andréev, Leonid Nikolaevitch». New International Encyclopedia. Vol. 1 (2 ed.). New York: Dodd, Mead. p. 625.
  • Banham, Martin, ed. 1998. The Cambridge Guide to Theatre. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-43437-8.
  • Benedetti, Jean. 1999. Stanislavski: His Life and Art. Revised edition. Original edition published in 1988. London: Methuen. ISBN 0-413-52520-1.
  • Carnicke, Sharon M. 2000. «Stanislavsky’s System: Pathways for the Actor.» In Twentieth Century Actor Training. Ed. Alison Hodge. London and New York: Routledge. ISBN 0-415-19452-0. p. 11–36.
  • «Leonid Nikolayevich Andreyev.» Encyclopædia Britannica. 2010. Encyclopædia Britannica Online. 6 October 2010 <http://www.britannica.com/EBchecked/topic/24016/Leonid-Nikolayevich-Andreyev>.
  • Imperial Moscow University: 1755-1917: encyclopedic dictionary. Moscow: Russian political encyclopedia (ROSSPEN). A. Andreev, D. Tsygankov. 2010. pp. 25–26. ISBN 978-5-8243-1429-8.

External links[edit]

  • Works by Leonid Andreyev at Project Gutenberg
  • Works by or about Leonid Andreyev at Internet Archive
  • Works by Leonid Nikolayevich Andreyev at LibriVox (public domain audiobooks)
  • Leonid Andreyev at IMDb
  • Leonid Andreyev at the Internet Broadway Database
  • Leonid Andreyev’s tombstone
  • University of Leeds archive page on Leonid’s elder son, Vadim Leonidovich Andreyev
  • Leonid Andreyev at the Internet Speculative Fiction Database
  • Leonid Andreyev at Library of Congress Authorities, with 151 catalogue records

Leonid Andreyev

Portrait of Andreyev by Ilya Repin

Portrait of Andreyev by Ilya Repin

Born Leonid Nikolaievich Andreyev
21 August 1871
Oryol, Oryol Governorate, Russian Empire
Died 12 September 1919 (aged 48)
Mustamäki, Finland
Nationality Russian
Alma mater Imperial Moscow University (1897)
Period 1890s–1910s
Genre Fiction, Drama
Literary movement Realism • Naturalism • Symbolism • Expressionism
Notable works The Seven Who Were Hanged, The Life of Man, He Who Gets Slapped
Children Daniil Andreyev, Vadim Andreyev
Signature
Leonid Andreyev signature II.svg

Leonid Nikolaievich Andreyev (Russian: Леони́д Никола́евич Андре́ев, 21 August [O.S. 9 August] 1871 – 12 September 1919) was a Russian playwright, novelist and short-story writer, who is considered to be a father of Expressionism in Russian literature. He is regarded as one of the most talented and prolific representatives of the Silver Age period. Andreyev’s style combines elements of realist, naturalist, and symbolist schools in literature. Of his 25 plays, his 1915 play He Who Gets Slapped is regarded as his finest achievement.[1]

Biography[edit]

Born in Oryol, Russia, to a middle-class family, Andreyev originally studied law in Moscow and in Saint Petersburg. His mother hailed from an old Polish aristocratic, though impoverished, family,[2][3] while she also claimed Ukrainian and Finnish ancestry.[4] He became a police-court reporter for a Moscow daily, performing the routine of his humble calling without attracting any particular attention. At this time he wrote poetry and made a few efforts to publish it, but most publishers rejected his work. In 1898 the Kur’er [ru] newspaper in Moscow published his first short story, «Баргамот и Гараська» («Bargamot and Garaska»). This story came to the attention of Maxim Gorky who recommended that Andreyev concentrate on his literary work. Andreyev eventually gave up his law practice, fast becoming a literary celebrity, and the two writers remained friends for many years to come. Through Gorky, Andreyev became a member of the Moscow Sreda literary group, and published many of his works in Gorky’s Znanie collections.[5]

Andreyev’s first collection of short stories and short novels (повести) appeared in 1901, quickly selling a quarter-million copies and making him a literary star in Russia. In 1901 he published «Стена» («The Wall»), and in 1902, «В тумане» («In the Fog») and «Бездна» («The Abyss»), which was a response to «The Kreutzer Sonata» by Leo Tolstoy. These last two stories caused great commotion because of their candid and audacious treatment of sex. From 1898-1905 Andreyev published numerous short stories on many subjects, including life in Russian provincial settings, court and prison incidents (where he drew on material from his professional activity), and medical settings. His particular interest in psychology and psychiatry gave him an opportunity to explore insights into the human psyche and to depict memorable personalities who later became classic characters of Russian literature, such as in the 1902 short story «Мысль» («Thought»).

During the time of the first Russian revolution (1905) Andreyev participated actively in social and political debate as a defender of democratic ideals. Several of his stories, including «The Red Laugh» («Красный смех», 1904), Governor («Губернатор», 1905) and The Seven Who Were Hanged («Рассказ о семи повешенных», 1908), captured the spirit of this period. Starting from 1905 he also produced many theatre dramas, including The Life of Man (1906), Tsar Hunger (1907), Black Masks (1908), Anathema (1909), and The Days of Our Life (1909).[6] The Life of Man was staged by both Konstantin Stanislavsky (with his Moscow Art Theatre) and Vsevolod Meyerhold (in Saint Petersburg), two leading lights of Russian theatre of the twentieth century, in 1907.[7]

Andreyev’s works of the post-1905 revolution period often represent the evocation of absolute pessimism and a despairing mood. By the beginning of the second decade of the century his fame began to wane as new literary powers such as the Futurists rapidly came to prominence.

Andreyev completed his most well-known work, the play He Who Gets Slapped, in August 1915, just two months before its world premiere at the Moscow Art Theatre on 27 October 1915.[8] A critically successful Broadway production, using an English language translation of the original Russian by Gregory Zilboorg, was staged in 1922.[9] The work has been adapted into several films, a novel, an opera, and a musical, and is his most-performed play internationally.[9]

Aside from his political writings, Andreyev published little after 1915. In 1916 he became the editor of the literary section of the newspaper Russian Will [ru] He later supported the February Revolution of 1917, but foresaw the Bolsheviks’ coming to power as catastrophic. In 1917 he moved to Finland. From his house in Finland he addressed manifestos to the world at large against the excesses of the Bolsheviks. An idealist and a rebel, Andreyev spent his last years in bitter poverty, and his premature death from heart failure may have been hastened by his anguish over the results of the Bolshevik Revolution of November 1917. He finished his last novel, Satan’s Diary, a few days before his death.[10]

A play, The Sorrows of Belgium, was written at the beginning of the War to celebrate the heroism of the Belgians against the invading German army. It was produced in the United States, as were the plays, The Life of Man (1917), The Rape of the Sabine Women (1922), He Who Gets Slapped (1922), and Anathema (1923). A popular and acclaimed film version of He Who Gets Slapped was produced by MGM Studios in 1924. Some of his works were translated into English by Thomas Seltzer.

Poor Murderer, an adaptation of his short story Thought made by Pavel Kohout, opened on Broadway in 1976.

Leonid Andreyev and his second wife, Anna

He was married to Alexandra Veligorskaia, a niece of Taras Shevchenko. She died of puerperal fever in 1906. They had two sons, Daniil Andreyev, a poet and mystic, author of Roza Mira, and Vadim Andreyev. In 1908 Leonid Andreyev married Anna Denisevich, and decided to separate his two little boys, keeping the elder son, Vadim, with him and sending Daniil to live with Aleksandra’s sister. Vadim Andreyev became a poet. He lived in Paris.

Publication in English[edit]

During the 1914-1929 period, America was avid for anything relating to Edgar Allan Poe and, as Poe’s Russian equivalent, translations of Andreyev’s work found a ready audience in the English-speaking world. His work was extensively translated in book form, for instance as The Crushed Flower, and other stories (1916); The Little Angel, and other stories (1916); When The King Loses His Head, and other stories (1920). His stories were also published in translation in Weird Tales magazine in the 1920s, such as «Lazarus» in the March 1927 edition.

Leonid Andreyev’s granddaughter, daughter of Vadim Andreyev, the American writer and poet Olga Andrejew Carlisle (born 1931), published a collection of his short stories, Visions, in 1987.

Influence[edit]

Often referred to as ‘a Russian Edgar Allan Poe’, Andreyev had an influence through translations on two of the great horror writers, H.P. Lovecraft and R.E. Howard. Copies of his The Seven Who Were Hanged and The Red Laugh were found in the library of horror writer H. P. Lovecraft at his death, as listed in the «Lovecraft’s Library» catalogue by S.T. Joshi. Andreyev was also one of the seven «most powerful» writers of all time, in the opinion of Robert E. Howard.[11]

Notes[edit]

  1. ^ Frederick H. White (2016). «A Slap in the Face of American Taste». In Alexander Burry and Frederick H. White (ed.). A Slap in the Face of American Taste: Transporting He Who Gets Slapped to American Audiences (PDF). Border Crossing: Russian Literature into Film. Edinburgh University Press. pp. 140–164. ISBN 9781474411424. JSTOR 10.3366/j.ctt1bh2kpq.12.
  2. ^ James B. Woodward, Leonid Andreyev: a study, Clarendon P. (1969), p. 3
  3. ^ Leo Hamalian & Vera Von Wiren-Garczynski, Seven Russian Short Novel Masterpieces, Popular Library (1967), p. 381
  4. ^ Frederick H. White, Degeneration, Decadence and Disease in the Russian fin de siècle: Neurasthenia in the life and work of Leonid Andreev, Oxford University Press (2015), p. 47.
  5. ^ A Writer Remembers by Nikolay Teleshov, Hutchinson, NY, 1943.
  6. ^ Banham (1998, 24)
  7. ^ Benedetti (1999, 176–177), Banham (1998, 24), and Carnicke (2000, 34).
  8. ^ Андреев Л.Н. (1995). Собрание сочинений в шести томах. М.: Художественная литература. Vol. 5.
  9. ^ a b Frederick H. White (2016). «A Slap in the Face of American Taste». In Alexander Burry and Frederick H. White (ed.). A Slap in the Face of American Taste: Transporting He Who Gets Slapped to American Audiences (PDF). Border Crossing: Russian Literature into Film. Edinburgh University Press. pp. 140–164. ISBN 9781474411424. JSTOR 10.3366/j.ctt1bh2kpq.12.
  10. ^ Herman Bernstein, preface to Satan’s Diary, Boni and Liveright (1920), p. v
  11. ^ Robert E. Howard, letter to Tevis Clyde Smith, circa 20 February 1928. Given in: Burke, Rusty (1998), «The Robert E. Howard Bookshelf», The Robert E. Howard United Press Association.

Sources[edit]

  • wikisource-logo.svg This article incorporates text from a publication now in the public domain: Colby, F.; Williams, T., eds. (1914). «Andréev, Leonid Nikolaevitch». New International Encyclopedia. Vol. 1 (2 ed.). New York: Dodd, Mead. p. 625.
  • Banham, Martin, ed. 1998. The Cambridge Guide to Theatre. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-43437-8.
  • Benedetti, Jean. 1999. Stanislavski: His Life and Art. Revised edition. Original edition published in 1988. London: Methuen. ISBN 0-413-52520-1.
  • Carnicke, Sharon M. 2000. «Stanislavsky’s System: Pathways for the Actor.» In Twentieth Century Actor Training. Ed. Alison Hodge. London and New York: Routledge. ISBN 0-415-19452-0. p. 11–36.
  • «Leonid Nikolayevich Andreyev.» Encyclopædia Britannica. 2010. Encyclopædia Britannica Online. 6 October 2010 <http://www.britannica.com/EBchecked/topic/24016/Leonid-Nikolayevich-Andreyev>.
  • Imperial Moscow University: 1755-1917: encyclopedic dictionary. Moscow: Russian political encyclopedia (ROSSPEN). A. Andreev, D. Tsygankov. 2010. pp. 25–26. ISBN 978-5-8243-1429-8.

External links[edit]

  • Works by Leonid Andreyev at Project Gutenberg
  • Works by or about Leonid Andreyev at Internet Archive
  • Works by Leonid Nikolayevich Andreyev at LibriVox (public domain audiobooks)
  • Leonid Andreyev at IMDb
  • Leonid Andreyev at the Internet Broadway Database
  • Leonid Andreyev’s tombstone
  • University of Leeds archive page on Leonid’s elder son, Vadim Leonidovich Andreyev
  • Leonid Andreyev at the Internet Speculative Fiction Database
  • Leonid Andreyev at Library of Congress Authorities, with 151 catalogue records

Леонид Андреев — биография


Леонид Николаевич Андреев — русский писатель, яркий представитель Серебряного века, его принято считать зачинателем русского экспрессионизма.

Произведения Леонида Николаевича вызывали споры у его современников, одни называли его рассказы «образцовой гнусностью» других восхищал его талант и умение сочетать различные литературные стили и направления. И только спустя годы его творчество было оценено по достоинству, и он по праву занял своё почётное место в плеяде русских литераторов Серебряного века.

Детство и юность

Леонид Николаевич Андреев родился в городе Орле, в 1871 году 9 августа. На момент рождения Леонида, отец работал землемером-таксатором, звали его Николай Иванович. Мать —  Анастасия Николаевна, являлась дочерью обеднявшего польского помещика. После рождения первенца, отец устраивается на новую работу, его приняли служащим в банк. Финансовое благополучие семьи значительно улучшилось, и Андреевы смогли приобрести дом на Пушкарской улице. Там и вырос будущий писатель.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев в детстве

Позднее Леонид Николаевич в одном из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська» поселил своих героев именно на эту улицу, он описывал её так: «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке»

После переезда на новое место жительства в семье Андреевых родилось ещё пятеро детей. От своего отца, маленький Леонид перенял любовь к чтению. Николай Иванович был человеком сильного, волевого характера, но была у него и слабость к алкоголю. Позднее Леонид Николаевич будет вспоминать об отце: «Он был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия. Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью».

Уже позже в своих воспоминаниях Андреев напишет, что любовь к чтению заслуга отца, а фантазийный, творческий дар от матери. Анастасия Николаевна была слабо обучена, но зато её воображению и фантазии мог позавидовать любой.

В 1882 году Леонида определяют в Орловскую классическую гимназию. Тяги к знанию Леонид не проявил, от слова совсем. Учиться ему не нравилось, и к седьмому классу он стал одним из самых отстающих учеников. К старшим классам он проявил особую заинтересованность к философии, даже можно сказать, что увлёкся ею не на шутку.

Он читал труды Гартмана, Молешотта, Шопенгауэра, который впоследствии стал одним из любимых авторов, и оказал сильное влияние на психику молодого человека. Труд под названием «Мир как воля и представление», впоследствии заставила неокрепший ум Леонида мучиться извечными «проклятыми вопросами». И в 16-летнем возрасте к нему пришла бредовая идея проверить на себе философское учение о воле Проведения. Он лёг между рельсами перед движущимся на него паровозом. К счастью этот безрассудный поступок не принёс ему увечья.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев в молодости

Писать сочинения у Леонида получалось превосходно, он с лёгкостью мог подражать стилю написания многих писателей, к примеру, Антона Павловича Чехова или Толстого. Кстати его рассказ «Баргамот и Гараська» это подражание Диккенсу. В эти же годы к нему приходит желание рисовать, но Андреев не владел техникой рисунка, и получить должное образование не было никакой возможности, так как в Орле отсутствовало какое-либо художественное училище.

Уже во взрослом возрасте Леонид Николаевич сожалел, что не смог обучиться рисованию. Но всё же он иногда брался за кисть и краски, и рисовал иллюстрации к своим рассказам. Как-то с улыбкой он вспоминал, что рисовал лошадь, а когда закончил, увидел, что нарисовал ей только три ноги.

В 1889 году умирает отец. Со смертью Николая Ивановича финансовое положение резко меняется. Денег стало катастрофически не хватать. Леонид старается помочь матери прокормить детей, он начинает преподавать детям младших классов, пишет на заказы портреты. Но это не помогает в должной мере, и Анастасия Николаевна продаёт их дом и землю, и перебирается с детьми на съёмную квартиру.

По окончании гимназии Леонид решает продолжить обучение в Петербурге, его решение поддерживает его возлюбленная Зинаида Сибилева, с которой он познакомился в старшем классе гимназии.  Анастасия Николаевна вспоминала, что думала о будущем сына и хотела, чтобы он продолжал учиться. И в 1891 году Леонид поступает в Петербургский университет, и выбирает юридический факультет. Зинаида уезжает вместе с ним.

Но к учёбе, как и прежде особого рвения Леонид не проявляет. На занятия смотрит сквозь пальцы, часто вообще не посещает университет. Из записей в дневнике, которые делал будущий писатель становится многое понятно, он напишет: «Вот уже вторую неделю не показываю туда носа; вчера показал было, да как просидел полчаса в зале, ожидая конца лекций, — так не знал, как уйти поскорее? Скверно в особенности действуют на меня студенты, люди они, должно быть, хорошие, а я вижу в них что-то отвратительное».

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев

Андреев был очень импульсивным человеком, и жить размеренно было не для него. Ему было свойственно совершать необдуманные поступки, всё это усугубляло ещё и пристрастие к алкоголю. Его переполняли чувства, которые зачастую становились болезненной зависимостью. Его мучало одиночество, он часто говорил, что боится и смерти, и жизни в одиночестве. Любовь для него была каким-то спасением, смыслом в жизни.

В Петербурге Леонид начинает пробовать писать, и пытаться опубликовать свои рассказы. Но из редакции их вернули, не один издатель не взялся за публикацию его произведений. Денег не хватало даже на еду. Один из первых рассказов был написан именно в то время, и речь шла о голодном студенте, собственно рассказ и имел название «О голодном студенте». И как следствие его отчислили из университета за неуплату обучения.

Но неудача не остановила молодого человека, Андреев понимал, чтобы научиться писать нужно просто писать. В 1892 году в журнале «Звезда» была первая публикация Андреева, рассказ «В холоде и золоте». Леонид Николаевич напишет Виктору Вейнштоку:

«Это было моим первым опытом — и, к счастью, удачным.  Я уверен, что меня ожидает успех».

Леонид отправляется домой на рождественские каникулы зимой 1892 года. На праздничной вечеринке он знакомится с гимназисткой Евгенией Хлуденевой и влюбляется в девушку. Он признается ей в любви, одетый в смешной китайский костюм с нелепой маской на лице, но ветряная красавица только смеялась над молодым человеком и шутила. Гораздо позже эта история войдёт в рассказ «Смех».

По возвращению в Петербург Андреев подавлен и мрачен, он говорил, что денег, а вместе с ним и надежд у него не осталось, так же он признавался, что разгульная и пьяная жизнь в Орле негативно сказалась на его душевном состоянии. Он расстаётся с Зинаидой Сибилевой. И в 1894 году Леонид совершает попытку самоубийства. Следствием неудачного выстрела стало его раскаяние в церкви и порок сердца, который впоследствии и станет причиной его ранней смерти.

Андреев решает перебраться в Москву, и затем поступает в Московский университет, так же на юридический факультет. Как вспоминал писатель «в Москве было легче прожить». Ему зачастую помогали деньгами его товарищи. В 1895 году Леонид Николаевич решает перевезти семью к себе. Он старался заработать преподаванием и писательством, но денег всё равно не хватало. Его младший брат Павел вспоминал, что Леонид вынужден был оставаться в столовой, чтобы украдкой «натаскать» хлеба, а сёстры ходили к закрытию булочной Филлипова, там вечерами отдавали бесплатно хлеб.

Творческий путь

В 1897 году Леонид Андреев заканчивает университет и имеет теперь диплом адвоката. Летом этого же года он устраивается работать помощником присяжного поверенного в Московский городской округ. Там происходит знакомство с Павлом Малянтовичем, который служил адвокатом, при этом сотрудничал с журналом «Московский вестник», печатая там судебные отчёты.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев за письменным столом

Когда он узнал, что Андреев занимался писательством, то предложил ему работать ещё репортёром, который будет делать заметки о судебных делах. А в 1897 году он был приглашен в газету «Курьер», для написания фельетонов. Именно для этой газеты и будет написан его небезизвестный рассказ «Баргамот и Гараська», в котором полицейский пожалел пьянчужку в канун рождественского праздника. Это произведение попалось Максиму Горькому, позднее известный писатель напишет книгу и Леониде Андрееве, которой скажет: «…от этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта».

Затем Горький рекомендует Андреева принять в литературный кружок «Среда», в который входили такие уже известные писатели как Иван Бунин, Евгений Чириков и Иван Белоусов. Один из участников этого сообщества скажет, что в лице Андреева «Среда» приобрела талантливого прозаика. Присутствующий на одном из собраний издатель Виктор Миролюбов, заинтересуется творчеством начинающего писателя и предложит опубликовать целый ряд его произведений. Так в популярном издании «Журнал для всех» будут напечатаны «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Прекрасна жизнь для воскресших» и «Кусака».

В 1901 году издательство «Знание», которое в то время возглавлял Горький, выпустит сборник рассказов Леонида Андреева. Популярность к молодому человеку пришла моментально, его имя стало известно в литературной среде. Многочисленные журналы и газеты писали о начинающем молодом писателе, который обладает уникальным талантом. Весь тираж книги продался очень быстро, и его стали переиздавать с дополнением новых рассказов.

Леонид Николаевич Андреев

А в конце 1901 года разгорается нешуточный скандал с связи с публикацией «Бездны». В конце произведения Андреев описывает сцену, в которой студент набрасывается на потерявшую сознание свою возлюбленную. Описание интимного момента усугубляется бессознательным состоянием девушки и напором обезумевшего от страсти юноши. Критики были неуёмны, они писали, что это просто мерзость, но нашлись и те, кому понравился рассказ. Горький был одним из тех, кто встал на защиту молодого автора, он напишет, что Андреев «был талантлив, особенно во всем, что касалось темных сторон жизни».

Могут быть знакомы

Бегство за границу

В 1902 году, в квартиру Андреева пришли полицейские с целью обыска, они искали его переписку с Горьким, который был обвинён в революционной пропаганде. В 1904 году Леонид Николаевич закончит рассказ «Красный смех», который был написан под впечатлением Русско-японской войны. Главный герой рассказа — это офицер, которому пришлось вынести все тяготы бессмысленной войны, по мнению автора.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев

В 1904 году разгораются студенческие волнения, и Леонид Андреев обрушивается с критикой на правительство, обвиняя их в жестокости во время разгона демонстраций. А всего спустя год его заключают в Таганскую тюрьму. Его обвиняют в содействии Российской социал-демократической рабочей партии. Леонид Николаевич позволял собираться им у себя на квартире. В камере по соседству к тому времени уже прибывал и Максим Горький.

Литераторов спас меценат Савва Морозов, внёсший немалый залог за обоих. В итоге и их отпустили. Андреев стал опасаться, что его опять могут арестовать, и он переезжает с семьёй в Финляндию, а затем в Германию. В 1906 году Андреев закончил работу над пьесой «Савва». В этом произведении идёт речь об богоборце, который хотел взорвать икону, об этом действе узнали церковнослужители, но препятствовать не стали, а просто убрали эту икону и объявили о «чуде», что лик Спасителя остался нетронутым. Сюжет пьесы был необычен, и даже в какой-то мере радикален. Подобное произведение не могло не привлечь к себе внимание властей. И в этом же году пьеса «Савва» была запрещена к постановке.

Максим Грький приглашает Андреева навестить его на острове Капри, и Андреев соглашается. Он гостит у Горького полгода, а затем решает вернуться в Россию. Но его приятели и знакомые отговаривают писателя, ему по возвращению грозит арест. В 1907 году выходит повесть «Иуда Искариот». В ней он полностью переосмысливает образ предателя. Он описывает Иуду как верного ученика Христа, а его мотивы предательства как благородный поступок.

Леонид Николаевич Андреев

Осенью 1907 года Андреев всё же возвращается в Петербург, там в журнале «Шиповник» он начинает печатать свои рассказы. И немного позднее отдает редактировать пьесу «Жизнь человека». Горький пытался отговорить Леонида Николаевича от публикации этого произведения, но Андреев всё же издаёт её.

А ещё через несколько месяцев выходит в свет «Тьма» и «Царь голод». Оба этих произведения нещадно критикуют. В пьесе «Царь голод» писатель пересматривает своё отношение к революционному движению. Он уже не видит в этом геройства, а наблюдает только хаос и разорение. Он подчёркивает, что бунтарей в пьесе «Царь голод» с подвигла не сама идея, а банальная нехватка еды. Поэтому в его финале протест заканчивается бессмысленными смертями и погромами.

В 1908 году Леонид Николаевич решает окончательно перебраться в Финляндию. И поселяется в деревне Ваммельсуу, покупает себе дом. Там его навещает его друзья, туда приезжает и Корней Чуковский со своей племянницей Матильдой Денисевич, которая впоследствии станет его женой.

Леонид Николаевич Андреев

Вилла Леонида Андреева в Финляндии

В Финляндии Андреев будет много писать, в 1909 году выйдет пьеса «Анатэма», которую сразу по прочтении известный режиссёр Немирович-Данченко возьмёт в свой репертуар. В начале Первой мировой войны Леонид Николаевич пишет пьесу «Король, закон, свобода». В 1916 году он становится заведующим политической газеты «Русская воля». Но издание было закрыто с приходом большевиков.

А в 1917 году Финляндия получает независимость, и выходит так, что Андреев находясь у себя дома стал эмигрантом. Писатель не принимает революцию, он не разделяет её идеи, цели и тем более методы достижения этих целей.  В 1919 году он ещё раз пытается всё переосмыслить и начинает писать роман «Дневник сатаны», но закончить его не успеет.

Личная жизнь

В 1902 году незадолго до обыска, Леонид Николаевич сочетался браком с Александрой Велигорской, которая являлась внучатой племянницей Тараса Григорьевича Шевченко. В 1906 году у них родился сын Вадим. В Германии Александра умерла во время родов второго ребёнка. Появившегося на свет новорожденного назвали Даниилом. Обоих детей Андреев оставил на воспитание тёщи.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев с Александрой Велигорской

Свою утрату Леонид Николаевич переносил очень тяжело, Александра была для него не только любимой женой, но и верным соратником и помощницей. Только работа спасала его от безумия. В 1908 году Андреев второй раз женится. Его супругой стала Анна Ильинична Денисевич. В этом браке у Леонида Андреевича родилось трое детей. В 1909 году родился Савва, в 1910 году Вера, а в 1912 году Валентин. Все пятеро детей Андреева выросли, и, как и их отец посвятили свою жизнь творчеству.

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Андреев с семьей

Интересно, что практически ничего неизвестно об увлечении писателя фотографией, а он в своё время, и до сих пор, считается лучшим мастером по технике «автохром», которая была изобретена братьями Люмер. Этот способ получения цветного фото был единственный, вплоть до 1935 года.

Смерть

12 сентября 1919 года Леонид Николаевич Андреев скоропостижно скончался, в возрасте 48 лет. Причиной смерти был порок сердца. Он был похоронен недалеко от места жительства, в Мариоках.

Памятник Леониду Андрееву

В 1956 году, о незаслуженно забытом писателе вспомнили, и было принято решении о перезахоронении Леонида Андреева на родине. Его перезахоронили на Волковском кладбище города Ленинграда. С 1991 году в Орле открыли Дом-музей Леонида Андреева. И с 1956 года начали переиздавать его произведения. Своим потомком он оставил в наследие 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов.

Произведения

Романы

  • 1903 — Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 — Красный смех
  • 1907 — Иуда Искариот
  • 1908 — Мои записки
  • 1908 — Рассказ о семи повешенных
  • 1911 — Сашка Жегулёв
  • 1916 — Иго войны
  • 1919 — Дневник Сатаны

Рассказы

  • 1892 — В холоде и золоте
  • 1898 — Баргамот и Гараська
  • 1898 — Из жизни штабс-капитана Каблукова
  • 1898 — Защита
  • 1898 — Что видела галка
  • 1898 — Алёша-дурачок
  • 1899 — Ангелочек
  • 1899 — Друг
  • 1899 — Большой шлем
  • 1899 — У окна
  • 1899 — Петька на даче
  • 1899 — В Сабурове
  • 1899 — Молодёжь
  • 1899 — Памятник
  • 1900 — Молчание
  • 1900 — Рассказ о Сергее Петровиче
  • 1900 — В тёмную даль
  • 1900 — Мельком
  • 1900 — Валя
  • 1900 — На реке
  • 1900 — Первый гонорар
  • 1900 — Праздник
  • 1900 — Прекрасна жизнь для воскресших
  • 1901 — Ложь
  • 1901 — Жили-были
  • 1901 — Бездна
  • 1901 — Буяниха
  • 1901 — Кусака
  • 1901 — Случай
  • 1901 — Стена
  • 1901 — Иностранец
  • 1901 — В подвале
  • 1901 — В поезде
  • 1901 — Гостинец
  • 1901 — Книга
  • 1901 — Набат
  • 1901 — Смех
  • 1902 — В тумане
  • 1902 — Город
  • 1902 — Предстояла кража
  • 1902 — Мысль
  • 1902 — Весной
  • 1902 — Оригинальный человек
  • 1903 — Весенние обещания
  • 1903 — На станции
  • 1904 — Вор
  • 1904 — Нет прощения
  • 1904 — Призраки
  • 1905 — Губернатор
  • 1905 — Христиане
  • 1905 — Марсельеза
  • 1905 — Бен-Товит
  • 1905 — Так было
  • 1906 — Елеазар
  • 1907 — Из рассказа, который никогда не будет окончен
  • 1907 — Тьма
  • 1908 — Иван Иванович
  • 1908 — Великан
  • 1908 — Проклятие зверя
  • 1908 — Мои записки
  • 1909 — Сын человеческий
  • 1910 — Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
  • 1910 — День гнева
  • 1910 — Неосторожность
  • 1911 — Правила добра
  • 1911 — Ипатов
  • 1911 — Покой
  • 1911 — Смерть Гулливера
  • 1911 — Цветок под ногою
  • 1913 — Земля
  • 1913 — Полёт
  • 1913 — Возврат
  • 1913 — Негодяй
  • 1913 — Орешек
  • 1913 — Фальшивый рубль и добрый дядя
  • 1913 — Храбрый волк
  • 1914 — Герман и Марта
  • 1914 — Воскресение всех мёртвых
  • 1914 — Конец Джона-Проповедника
  • 1914 — Три ночи
  • 1914 — Чёрт на свадьбе
  • 1915 — Ослы
  • 1915 — Мои анекдоты
  • 1915 — Рогоносцы
  • 1916 — Два письма
  • 1916 — Жертва
  • 1916 — Чемоданов
  • 1916 — Таракашка

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

 

Андреев Леонид Николаевич (1871 –
1919)
Основные даты жизни и творчества

 

1871, 9 [21] августа – родился в
г. Орёл в семье землемера-таксатора[1] Николая Ивановича Андреева (1847–1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской)
(ум. 1920) – дочери польского помещика.

1882–1891 – учится в орловской классической гимназии.

1891 – поступил на юридический факультет Петербургского университета, через два года перевёлся в Московский
университет (из Петербургского университета был отчислен за неуплату).

1897 – окончил Московский университет по специальности юриста, начал служить помощником присяжного поверенного,
стал судебным репортером газеты «Московский вестник», через 2 месяца начал работать в газете «Курьер». Свои фельетоны
подписывал псевдонимом James Lynch.

1898 – написал свой первый самостоятельный рассказ «Баргамот и
Гараська», напечатанный в газете
«Курьер». Максим Горький пригласил Андреева в книгоиздательское товарищество
«Знание»[2], объединяющее многих молодых писателей.

1901 – напечатан рассказ «Жили-были» в журнале «Жизнь». Издательство «Знание», находившееся в Петербурге
и управлявшееся Горьким, выпускает сборник рассказов Л.Андреева.

1902 – женитьба на А.М.Велигорской[3].

1903 – написана повесть «Жизнь Василия Фивейского».

1904 – Литературным и общественным событием стало появление антивоенной повести «Красный смех».

1905–1906 – отъезд за границу. Смерть жены. Написан рассказ «Елеазар».

1907 – написаны повесть «Иуда Искариот», драма «Жизнь Человека».
Возвращение в Петербург.

1908 – созданы «Рассказ о семи повешенных» и пьеса «Царь Голод». Женится на Анне Ильиничне Денисевич
(Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу (сейчас: посёлок Серово Курортного района Санкт-Петербурга). На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был
построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения. Живет в Финляндии.

1909 – активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».

1916–1917 – вернулся в Петроград. Восторженно приветствовал Февральскую революцию («Память погибших за свободу»).
После Октябрьской революции снова уехал в Финляндию.

1919 – написаны статья «S.O.S.», роман «Дневник Сатаны».
2 сентября – умер Л.Н. Андреев в деревне Нейвола (Финляндия), был похоронен в усадьбе Мариоки (около церкви образовалось
небольшое православное кладбище, где и был похоронен Леонид Андреев) в 1956 г. перезахоронен на
Волковом кладбище в Ленинграде.



УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ    Л. Н. АНДРЕЕВА

Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»
(урок по повести Л. Андреева
в 11 классе)


1.
Землемер-таксатор
– «таксатор» это специалист, который не просто занимается
замером лесных и земельных угодий, но выполняет ещё соответствующие чертежи. (вернуться)2. Книгоиздательское товарищество «Знание» – издательство было основано в
1898 году в Петербурге по инициативе К. Пятницкого для распространения научно-популярной материалистической литературы.
Пайщиками товарищества писателей были В. А. Поссе, Д. Д. Протопопов, О. Н. Попова, В. И. Чарнолуский, Г. А. Фальборг.
Максим Горький после своего прихода туда в 1900 году преобразовал его в социалистическое издательство для печати реалистических,
а по возможности и атеистических книг. Издательство противопоставляло себя модернистским эстетическим течениям — символизму,
футуризму, акмеизму – и выпускало главным образом произведения, которые в традициях Н.Добролюбова и
Н.Некрасова
подчёркивали отрицательные стороны буржуазного общества, критиковали самодержавие, капиталистическое предпринимательство
и индивидуализм.
До того как издательство в сотрудничестве с ЦК РСДРП(б) начало выпускать массовыми тиражами политическую литературу,
там, помимо самого Горького, печатались И.Бунин, А.Серафимович, Н.Телешов, Е.Чириков. Кроме того там были опубликованы
произведения Л.Андреева, Скитальца, В.Вересаева, А.Куприна, С.Юшкевича, Н.Гарина-Михайловского, С.Елпатьевского, М.Пришвина,
И.Шмелёва. (вернуться)3. Александра Михайловна Велигорская (ум.1906) – по отцу – полька. Фамилия Велигорские
– русифицированная форма родового имени одной из ветвей графов Виельгорских (правильнее – Виельгурских), лишенных титула и
состояния за участие в восстании 1863 года. По женской линии Александра Михайловна – украинка.
Венчание Леонида Андреева и Александры Михайловны Велигорской состоялось в церкви св. Николы Явленного на Арбате.
За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём: «Пустынею и кабаком была моя
жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. <…> И я знаю, знаю всем дрожащим от
воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле – если бы не пришла твоя любовь, которой я
так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…». (Андреев Вадим.
Детство, с. 156-159) (вернуться)

 

Л. Н. Андреев среди участников кружка «Среда»
Фотография К. Фишера. Москва, декабрь 1902 г.
В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков.
Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов.

Музей Горького. Москва

 
 

Андреев Л.Н. Иуда Искариот

 

в начало страницы

Леонид Андреев

Леонид Андреев

Леонид Андреев

Имя при рождении Леонид Андреев
Дата рождения 21 [9].08.1871
Место рождения г. Орел, Российская Империя
Дата смерти 12.09.1919
Место смерти г. Нейвола, королевство Финляндия
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Леонид Николаевич Андреев – русский писатель, драматург.

Леонид Андреев / Биография

Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в городе Орел в небогатой семье Николая Андреева и Анастасии Пацковской.
Отец с детства привил будущему писателю любовь к чтению. Прочитав все книги в доме, Леонид Андреев с семи лет был записан в местную библиотеку. Мать развила в мальчике талант к рисованию. В будущем, став известным писателем, участвовал в выставках, но серьезно к этому занятию не относился.

В 1882 году поступил в Орловскую классическую гимназию. Учеба Леониду Николаевичу давалась нелегко, но юноша увлекся философией, изучал труды Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Я. Молешотта. Из-за смерти отца в 1889 году Леонид Николаевич начал давать уроки младшим школьникам и делать портреты на заказ, чтобы финансово поддержать семью.

В 1891 году Леонид Андреев поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Учеба у писателя не вызвала энтузиазма. Создание портретов на заказ помогло выйти ему из трудного финансового положения. Надеясь на дополнительный доход, он начал сочинять рассказы. Первая попытка публикации оказалась неудачной. Но Леонид Николаевич продолжил писать. В 1892 году литературный журнал «Звезда» публикует его рассказ «В холоде и золоте».
Леонида Николаевича отчисляют из университета в 1893 году за неуплату. Писатель переводится в Московский университет на юридический факультет и переезжает в Москву. За ним следует мать с братьями и сестрами. Весной 1897 года Андреев получает диплом адвоката.

Сразу после окончания университета будущий писатель устраивается на работу в Московский судебный округ помощником присяжного. Благодаря знакомству с П. Малянтовичем становится судебным репортером для журнала «Московский вестник».
В конце 1897 года его приглашают в новую газету «Курьер» писать фельетоны из зала суда. В 1898 году газета опубликовала его рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, пожалевшем пьяницу накануне Пасхи.
Рассказ прочитал М. Горький, по его настоянию Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили Н. Телешов, Е. Чириков, И. Бунин, И. Белоусов.

Издателю известного «Журнала для всех» В. Миролюбову понравились рассказы Леонида Николаевича, он предложил опубликовать их. Так в свет вышли рассказы «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Кусака», «Прекрасна жизнь для воскресших».

С 1898 по 1904 год Леонид Андреев пишет свыше пятидесяти рассказов. В 1901 году издательство «Знание», возглавляемое М. Горьким, выпускает восемь изданий первого тома его сочинений.

  • Леонид Андреев
  • Петька на даче / Леонид Андреев, 1903

  • Петька на даче / Леонид Андреев, 1929

  • Петька на даче / Леонид Андреев, 1942

В 1902 году Леонид Николаевич женился на Александре Велигорской. На протяжении всей жизни супруга помогала ему в творчестве, печатала на машинке тексты, которые он диктовал. Народные волнения не обошли писателя стороной. В 1904 году он помогал РСДРП в организации собрания, из-за этого попал в тюрьму. После освобождения с женой и ребенком уехал в Финляндию, спустя некоторое время — в Германию. Александра умерла во время родов. Писатель тяжело переживал ее смерть, искал утешение в работе.

В 1906 году он закончил пьесу «Богоборец», но ее запретили к постановке из-за остроты и радикальности взглядов.

  • Леонид Андреев
  • Избранное автором : Рассказы и повести 1908-1919 / Л.Н. Андреев

  • Иуда Искариот / Леонид Андреев

  • Цветок под ногою / Л. Н. Андреев

  • Рассказы / Леонид Андреев

В 1907 году в «Сборнике товарищества «Знание» вышла повесть «Иуда Искариот». В журнале символистов «Шиповник» была опубликована пьеса «Жизнь человека». В этом же году вышел рассказ «Тьма» и пьеса «Царь голод».
Окончательно перебравшись в Финляндию, Леонид Андреев женился второй раз в 1908 году на Матильде Денисевич, у них родилось трое детей.

В 1916 году Леонид Николаевич написал патриотическую пьесу «Король, закон и свобода». Стал заведующим литературной редакцией в газете «Русская воля». Произошедшую Октябрьскую революцию он не принял. Составлял антибольшевистские манифесты.

В 1919 году Леонид Андреев скончался от болезни сердца.

Произведения Леонида Николаевича до сих пор изучаются школьниками. Чаще всего в его рассказах поднималась тема бедных и голодающих детей, лишенных семьи и дома.
В городе Орел на 2-й Пушкарной улице открыт дом-музей, где писатель прожил первые семнадцать лет.

« Разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее — и все же жить?

Леонид Андреев

»

Леонид Андреев / Книги

  • Андреев, Л. Н. Рассказы : [в 2 томах] / Л. Н. Андреев. — Санкт-Петербург : Знание, 1906.
  • Андреев, Л. Н. Полное собрание сочинений : [в 8 томах] / Л. Н. Андреев. — Санкт-Петербург : издательство А. Ф. Маркса, 1913.
  • Андреев, Л. Н. Собрание сочинений : в 17 т. / Л. Н. Андреев. — Санкт-Петербург : Просвещение, 1911–1917.
  • Андреев, Л. Н. Повести и рассказы. / Л. Н. Андреев. — Москва : ГИХЛ, 1956. — См. также: другие издания 1957, 1959.
  • Андреев, Л. Н. Петька на даче: рассказы / Л. Н. Андреев ; [рис. Г. Бедарева]. — Москва : Детская литература, 1975. — 32 с. — (Школьная библиотека. Для начальной школы).
  • Андреев, Л. Н. Драматические произведения : [в 2 томах] / Л. Н. Андреев. — Ленинград : Искусство, 1989.
    • Т. 1 : К звездам ; Савва ; Жизнь человека ; Царь Голод ; Анатэма ; Океан.
    • Т. 2 : Дни нашей жизни ; Екатерина Ивановна ; Каинова печать ; Мысль ; Самсон в оковах ; Собачий вальс ; Тот, кто получает пощечины ; Реквием.
  • Андреев, Л. Н. Собрание сочинений : [в 6 томах] / Л. Н. Андреев. — Москва : Художественная литература, 1990–1996.
  • Андреев, Л. Н. S. O. S. ; Дневник (1914–1919) ; Письма (1917–1919) ; Статьи и интервью (1919) ; Воспоминания современников (1918–1919) / Л. Н. Андреев. — Москва ; Санкт-Петербург : Феникс, 1994. — 598 с.
  • Андреев, Л. Н. Полное собрание сочинений : [в 23 томах] / Л. Н. Андреев. — Москва : Наука, 2007–.
  • Андреев, Л. Н. Цветок под ногою : повести и рассказы / Л. Н. Андреев ; вступ. ст. Н. Кольцовой ; худож. А. Кузнецов [Текст]. — М. : Детская литература, 2007. — 477, [2] с. : ил.
  • Андреев, Л. Н. Иуда Искариот и другие / Л. Н. Андреев; [худож. А. Зыкина]. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2009. — 592 с.

Леонид Андреев / О жизни и творчестве

  • Андреев, В. Л. Детство. / В. Л. Андреев. – Москва : Советский писатель, 1966. — 276 с.
  • Кен, Л. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками / Л. Кен, Л. Рогов. — Санкт-Петербург : Полиграфическая компания «КОСТА», 2010. — 432 с.

  • Первый напечатанный рассказ горького
  • Первый московский князь александрова племени даниил по рассказу летописца
  • Первый майский день сочинение
  • Первый критерий итогового сочинения
  • Первый класс рассказы для чтения