Первый совершенный образец художественно познавательной сказки для детей в одоевского

В.Ф.Одоевский
(1803—1869) — философ, писатель-сказочник,
автор мистиче­ских повестей и рассказов,
талантливый музыкант. Творчество
Одоевского как писателя принадлежит к
русской романтической прозе 30-х гг 19 в
– повести «последний квартет бетховена»,
«княжна зизи» и др. В детскую литературу
Одоевский вошел как создатель великолепных
«Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней
— «детский» псевдоним писателя). В 1833
году увидели свет его «Пестрые
сказки с красным слов­цом». В
них рассказчик Ириней Модестович
Гомозейка (таким псев­донимом Одоевский
подписал это свое произведение)
преподно­сил читателям в аллегорической
форме то или иное нравоучение. В 1833 году
Одоевский предпринимает издание
альманаха «Детская
книжка для воскресных дней», где
звучат его мысли о воспитании: он
помеща­ет здесь не только художественные
произведения, но и большой раздел
образовательного характера, в который
входят научно-по­пулярные статьи и
описания различных опытов, поделок,
игр.

Одоевский
о задачах детской литературы:

1. О.
главной задачей считал: «Привести в
движение орудие мышления ребенка».

2. О.
делит детей на проснувшихся и
непроснувшихся. Непроснувшихся детей
ничего не интересует, и задача писателя,
найти что-то, что могло приучить ребенка
к целенаправленному получению знаний.
Дети проснувшиеся полны интереса к
жизни, но часто их интересы разбросаны,
и задача писателя, понять, в какое русло
нужно направить способности и силы
ребенка.

3. Детская
литература нужна и проснувшимся, и
непроснувшимся, и задача этих книг –
пробудить интерес к ним и к знаниям.

«Городок
в табакерке» (1834)
— первый совершенный образец
художественно-познавательной сказки
для детей. Одоевский считает, что задачи
детск лит-ры: привести в движение орудие
мышления ребенка. Поэтому он начинает
создавать произведения, которое
заставляло думать, делать определенные
выводы. В этой сказке он через сон ребенка
преломляет научный материал. Отец
подарил мальчику музыкальный ящик, где
были ворота, башенки, домики и где играла
музыка. Отец открыл крышку и показал
механизм табакерки. Когда Миша уснул
он увидел чудесный город и интересных
жителей. Он познакомился с
мальчиками-колокольчиками. Миша увидел,
что жизнь у них не простая; целый день
играют. Возле колокольчиков находятся
дядьки-молоточки, которые по ним постоянно
бьют. Потом увидел валик, который лежит
на диване в халате, вертится и приводит
все в движение. Но самая главная –
царевна-пружинка. Миша нажал на её – и
город умер. Миша проснулся и понял
механизм табакерки.

Так
через фантастический сон ребенка,
Одоевский показывает сложный научный
материал и проводит мысль о социальном
порядке. Принцип устройства муз. ящика
напоминает сложную систему соц. иерархии,
в которой всё связано между собой. Стоило
Мише испортить пружинку – как город
умер. Россия была монархическим
государством, во главе которого стоял
монарх (царь). Т.о. царь – фигура, которую
нужно уважать, беречь.

Эты
сказка была 1ой настоящей научно-фантастич
сказкой в научной ДЛ. Эта сказка
осуществляла пед принцип Одоевского:
обучать на опыте, учить наблюдать, делать
выводы, проверять себя. И Одоевский
решил эту задачу блестяще. Обучение на
конкретном опыте, связь обучения с
реально­стью — один из педагогических
принципов Одоевского.

Соседние файлы в предмете Детская литература

  • #
  • #
  • #


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

 

В первой половине XIX в. многие писатели обращались к жанру сказки, так как это давало возможность воплотить романтическое соединение двух миров: реального и волшебно-романтического. В подобном «двоемирии» любой герой имеет возможность глубокого раскрытия характера, может как бы посмотреть на себя и на мир со стороны. К таким образцам относятся сказки  А. Погорельского, В.А. Жуковского и др.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь — как устроена табакерка. Познание через сказку  и волшебство — это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

Герой-ребенок — главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки  рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, —  и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Устройство музыкальной табакерки — это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что  события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.

  • Авторы
  • Файлы

В первой половине XIX в. многие писатели обращались к жанру сказки, так как это давало возможность воплотить романтическое соединение двух миров: реального и волшебно-романтического. В подобном «двоемирии» любой герой имеет возможность глубокого раскрытия характера, может как бы посмотреть на себя и на мир со стороны. К таким образцам относятся сказки А. Погорельского, В.А. Жуковского и др.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь — как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство — это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

Герой-ребенок — главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Устройство музыкальной табакерки — это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.


Библиографическая ссылка

Киселёва Е.В. «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» В.Ф. ОДОЕВСКОГО КАК ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8.
– С. 176-177;

URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27804 (дата обращения: 11.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Введение

Владимир  Федорович 
Одоевский ( 1803-1862)

Творчество В.Ф. Одоевского
как писателя принадлежит романтической прозе 30-хгг.19 века. Много он сделал
для развития детской литературы.

В его успешно сочетаются
элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. Он
одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего
школьного возраста.

Для произведений В.Ф.
Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и научность
содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в
могуществе человеческого разума.

Он был педагогом, музыкальным
критиком, писателем, философом. Очень серьезно он интересовался проблемами
воспитания детей. В.Одоевский призывал воспитывать нравственного гуманного
человека.

Педагогические взгляды
В.Одоевского не совпадали с официальной педагогикой его времени. Он считал, что
нужно в ребенке видеть человека и поддерживать в детях добрые начала,
человеколюбие. Он призывал также пробуждать интерес детей к знаниям. В
произведениях   Одоевского, для детей ,отразились его педагогические убеждения.

В.Ф.. Одоевский делил детей
на «проснувшихся» и «не проснувшихся». «Не проснувшиеся» — это такие дети,
которые не думают, не сочувствуют другим. Разбудить таких детей можно с помощью
книги.

Он  придавал большое значение
детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка. В.Ф. Одоевский  начал
писать для детей в 30-е годы XIX в., работая под псевдонимом «дедушка Ириней

При анализе русской детской
литературы XVIII века нельзя обойти вниманием и творчество Владимира Федоровича
Одоевского, который серьезно интересовался вопросами воспитания детей.

Прогрессивный
писатель

и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский серьезно интересовался
вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой «Наука до наук»,
которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам
воспитания человека с детских лет.

Основная часть

Обращение В.Ф. Одоевского к
детской литературе тесно связано с его склонностью к просветительству, но у
него был и прирожденный талант детского писателя. Уже в начале 30-х годов
появляются в журнале «Детская библиотека» его рассказы и сказки. В 1833 году
Одоевский предпринимает издание альманаха «Детская книжка для воскресных дней»,
где звучат его мысли о воспитании: он помещает здесь не только художественные
произведения, но и большой раздел образовательного характера, в который входят
научно-популярные статьи и описания различных опытов, поделок, игр.

«Городок в табакерке» (1834) – первый совершенный
образец художественно-познавательной сказки для детей. В ней научный материал
(по существу, обучение механике, оптике и другим наукам) был подан в столь
занимательной и близкой к детской психологии форме, что это вызвало
восторженный отклик тогдашней критики. Белинский говорил: сюжет «так ловко
приноровлен к детской фантазии, рассказ так увлекателен, а язык так правилен…
дети поймут жизнь машины как какого-то живого индивидуального лица».

Все начинается с того, что
мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальный ящик. Мальчик поражен его
красотой:

 «Какая
прекрасная табакерка! пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота,
башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и все, мал — мала меньше, и все
золотые, а деревья — также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями
встаёт солнышко, а от него розовые лучи расходятся по всему небу». Вот бы войти
туда и посмотреть, кто там живёт!..

Дети всегда
радуются при восприятии прекрасного, оно рождает в них живой энтузиазм, желание
творить. Эстетическое переживание вызывает активную работу воображения,
побуждая к творчеству. Миша, заснув, творит во сне целый мир – и все из
предметов, ему знакомых, но в сочетаниях чисто фантастических. Валик, колесики,
молоточки, колокольчики, составляющие механизм музыкальной шкатулки,
оказываются жителями маленького прекрасного городка. Роли действующих лиц и их
поступки зависят от впечатления, которое они произвели на мальчика. Валик –
толстый, в халате; он лежит на диване; это начальник-надзиратель, командующий
дядьками-молоточками. Те, получив команду, колотят бедных
мальчиков-колокольчиков с золотой головкой и в стальных юбочках. Но и над
валиком есть власть: это царевна-пружинка. Она, как змейка, то свернется, то
развернется – «и беспрестанно надзирателя под бок толкает».

Одоевский использует прием
очеловечивания, а переход из реальности в сказку совершается с помощью приема
сна. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии» (Белинский).

Проснувшийся Миша уже
понимает, как работает музыкальный ящик, причем действительно воспринимает
машину «как какое-то живое индивидуальное лицо».

Обучение на конкретном опыте,
связь обучения с реальностью – один из педагогических принципов  В.Ф. Одоевского,
и он нашел воплощение в этом произведении. Даже в фантастический мир оживших
деталей автор ведет Мишу через сон – вполне реальное состояние ребенка. Этот же
принцип он положил в основу и многих других сказок и рассказов, искусно сочетая
реальные события с фантастикой

Одоевским  созданы  сказки : «Червячок»,
«Мороз Иванович», рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и  др.

1833 году увидели свет его
«Пестрые сказки с красным словцом». В них рассказчик Ириней Модестович
Гомозейка преподносил читателям в аллегорической форме то или иное нравоучение,
фигура Гомозейки сложна и многогранна. С одной стороны он призывает к
романтическому видению мира и постоянно рассуждает о человеческих добродетелях,
о постижении первопричин мира,- о высоких материях. И при этом упрекает
современников в недостатке воображения.

Однако, с другой стороны, в ходе
повествования явственно ощущается
ирония автора по отношению к своему
герою-сказочнику Гомозейке. Особенно это заметно тогда, когда тот заставляет
действующих лиц, например паука, излагать вовсе не свойственные им по характеру
мысли. Паук возвышенно рассуждает о
любви, верности, благородстве и
тут же жадно поедает свою жену и детей. Нередко в этих сказках возникает
ситуация иронического преодоления романтического конфликта.

Особняком в «Пестрых сказках»
стоит «Игоша», пожалуй, самое поэтическое и фантастическое произведение в
книге. Связано это с фигурой мальчика — от его имени ведется повествование. Он
подружился с домовым — по поверью, это каждый некрещеный младенец. Этот замысел
связан с убеждением, что мир детских фантазий и народные поверья содержат
поэтичность, мудрость и поспудные знания.

Мальчик услышал рассказ отца, как на постоялом дворе
извозчики, обедая, отложили на столе кусок пирога и ложку — «для Игоши»,и  ребенок
верит. С тех пор Игоша и маленький рассказчик не расстаются.  «Игоша»  побуждает
его к проказам,  а в конце сказки исчезает, что знаменует взросление героя.
Печальные интонации естественны для периода перехода от детства к отрочеству.

А в рассказе « Бедный Гнедко»
уже другая воспитательная задача — пробудить в сердце ребенка
любовь к животным; заключая гуманную мысль в рамки рассказа
о судьбе изнуренной лошади, когда-то бывшей веселым жеребенком, писатель
впрямую обращается к детям: «Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и
человека». Несмотря на сильно проявляющиеся в «Сказках дедушки Иринея»
дидактические тенденции и элементы естественнонаучного просветительства, они
исполненные подлинной поэтичности.

Сказка «Червячок» (1838)
обращает внимание ребенка на чудесное разнообразие мира природы и на
непрерывность жизненного цикла; в доступной детям истории ,о жизни и смерти
маленького червячка, писатель затрагивает глубокую философскую тему.

В других сказках писатель
использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз
Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой
«Морозко». включает традиционные сказочные мотивы (печь с пирожка­ми, яблоня с
золотыми яблочками). Сказка Одоевского построена на противопоставлении тру­долюбия
и лености, что подчеркивает эпиграф: «Нам даром, без труда, ничего не дается, —
Недаром исстари пословица ведется». Рукодельница и в родном доме, и в гостях у
Мороза Ива­новича трудолюбива, прилежна, добросердечна, за что и была
вознаграждена. Ленивица, только мух умевшая считать, не смогла ни перину
снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить.В финале сказки
ленивица получает от Мороза Ивановича подарки, которые тают на глазах. Какова
работа, такова и награда.

 Одоевский
стремится смягчить резкие повороты сюжетов, делает мир сказки более светлым.
Так, в отличие от подобных народных сказок, здесь Ленивица наказывается более
умеренно (как вы помните, старухина дочь в сказке «Морозко» погибает
). А к
читателю обращено послесло­вие: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь,
правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в
наставленье».

В художественном отношении
сказки и рассказы Одоевского традиционны — сентиментальны, откровенно
дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки Одоевского
научно-познавательного плана. Одоевский утвердил в литературе для детей жанры
научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Успешно
писал он волшебные сказки, рассказы, стихи, пьесы. В произведениях сочетаются
элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. В
его творчестве переплелись фантастика и пропаганда науки, просвещения,
реалистичность и прямой дидактизм. Он одним из первых стал создавать
произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

Творчество В.Ф. Одоевского
разнообразно, глубоко по философской и нравственной направленности, его до сих
пор высоко ценят и взрослые, и дети.

Заключение

Главной ролью детской
литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное
представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений
показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают
модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает
понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства .Все это является
залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Творчество В.Ф.Одоевского
достойно венчает развитие литературы для детей в первой половине XIX века.
Первоначально представленная в немногочисленных произведениях, адресованных
юным читателям, к середине прошлого века она утвердилась как самостоятельная
ветвь отечественной словесности. Для юных читателей издавались десятки
журналов, альманахов, в которых публиковались произведения профессиональных
детских писателей. Литература для детей начинает развиваться как литература
художественная и научно-познавательная. На пересечении появляется жанр
научно-художественной сказки и рассказа.

Самый популярный и наиболее
художественно разработанный жанр этого периода — литературная сказка. Она
выросла на фундаменте народной сказки. Обогащенная традициями романтизма,
литературная сказка способствовала дальнейшему развитию литературы для детей:
так возникли научно-фантастическая сказка «Городок в табакерке» В.Одоевского,
положившая начало научно-художественной литературе.

Одоевский прожил еще почти
четверть века, неустанно трудясь на благо отечественного просвещения; он умер в
1869 году, пережив литературную известность, но оставшись для знавших его людей
образцом человеческой порядочности, духовной широты, бескорыстия и трудолюбия.

Список литературы

1. Каменский З.А. Московский
кружок любомудров. — М.: Наука, 1980. – 32с.

2. Князь Владимир Федорович Одоевский. Переписка с великой
княгиней Марией Павловной, великой герцогиней Саксен-Веймер-Эйзенах. – М.:
ИМлИ-РАН, 2006. – 376 с.

3. Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX
века». — М.: Модест -Колеров, 2003. – 304 с.

4. Русский романтизм. Сб. статей. / Отв. ред. К.Н.Григорьян. — Л.:
Наука,Лени

5. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и
сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.-3-е изд.- М.:
,2005.

6. Детская литература: учеб. для студ. ср. проф. образования / под
ред. Е.Е. Зубаревой.- М. : , 2004.

7. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ.
вузов / И.Г. Минералова.- М. : , 2002.

8. Русская литература для детей: учеб./ под ред. Т.Д. Полозовой. —
М. : , 1997.

Интернет ресурсы

studopedia.ru/2_77190_tematvorchestvolntolstogodlyadetey.htmlschooltask.ru/detskieskazkivfodoevskogo/

Автор: Благодыр Анна Николаевна

Организация: ЧОУ «Школа «ДИПЛОМАТ» города Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Информационный блок

Владимир Федорович Одоевский. 1(13).8.1803— 27.2(11.3).1869, русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода Рюриковичей.

Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). В 1823—1825гг. был председателем организованного им общества любомудрия — на русский лад он так назвал «философию» (т.е. «любовь к мудрости»). В 1824—1825 гг. вместе с В.К.Кюхельбекером (одним из соучеников А.С.Пушкина) издавал журнал «Мнемозина», в 1827—1830гг. он стал одним из основных деятелей журнала «Московский вестник», был соредактором пушкинского журнала «Современник». В 1826 году Одоевский переехал в Петербург. С 1846 года он стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. На этих постах Одоевский занимался просветительской деятельностью. Одним из самых важных вопросов, которым занимался Одоевский, — вопрос воспитания детей. Он считал, что ребенок должен быть воспитан, прежде всего, нравственно. Особенно писатель беспокоился о тех детях, которые любят «ничего не делать», он полагал, что в таких растущих людях обязательно нужно пробудить мысли и чувства. В этом процессе очень важную роль играет сказка, особенно фантастическая. Великий шаг в воспитании – пробудить интерес к чтению. Именно сказки позволяют достичь этого. Целью детского чтения Одоевский считал «обращать внимание детей на предметы им неизвестные и, так сказать, раздражать их любопытство…»

В результате увлечения педагогикой появились произведения Одоевского для детей, которые создавались под псевдонимом «Дедушка Ириней». Они появились непосредственно в процессе общения с детьми и для практических целей.

Когда Одоевскому исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. Всего в этом сборнике было 14 сказок. Это была первая русская книга для детей!

Самыми знаменитыми из этого сборника стали сказки “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

«Городок в табакерке» – первый совершенный образец художественно-познавательной сказки для детей. В ней научный материал (механика и оптика) подан в занимательной и близкой детской психологии форме. Обучение на конкретном опыте, связь обучения с реальностью – один из основных педагогических принципов Одоевского.

Сказка эта показывает не только устройство шкатулки, но и жизни в целом. Городок показывает законы мира: каждый должен быть на своём месте и делать то, что назначено ходом жизни.

Рекомендации по проведению внеклассного мероприятия (занятие по изучению сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» в 5-6 классах). *Занятие целесообразно проводить на последней неделе в четверти, чтобы дать творческое задание на каникулы.

Цель:

дать представление о такой личности русской литературы, как В.Ф.Одоевский,

-расширить кругозор школьников,

-активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Задачи:

познакомить школьников с особенностями творчества В.Ф.Одоевского;

— формировать и развивать умения анализировать, сопоставлять, обобщать и отбирать информацию;

— выполнение творческого задания (сочинение сказки, стихотворения или загадок).

Основные виды деятельности: чтение и анализ сказки – беседа по вопросам, просмотр мультипликационного фильма из серии «Фиксики» — «Музыкальная шкатулка», анализ его содержания; творческая работа (групповая или индивидуальная), которую школьники выполняют в течение 1 недели (лучше, если это каникулярная неделя), — «сочинение» сказки, стихотворения или загадок, в которых рассказывается о принципе работы одного из самых популярных бытовых приборов (телевизор, компьютер, телефон и т.п.).

Оборудование: текст сказки, мультимедийный проектор, презентация с иллюстрациями (портрет В.Ф.Одоевского, иллюстрации к сказке разных художников, изображение старинных музыкальных шкатулок-табакерок), мультипликационный фильм из серии «Фиксики» — «Музыкальная шкатулка».

Ход занятия:

На экран проецируются слайды презентации — Слово учителя (см. Информационный блок).

Сегодня мы познакомимся с одним из произведения В.Ф.Одоевского – сказкой «Городок табакерке». Выразительное чтение учителем и хорошо читающими учениками.

Беседа по вопросам:

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Какие незнакомы слова вам встретились? Запишите их в столбик в тетрадь — Опрос и краткая запись толкований слов. (Словарная работа: Бюро — письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой, Горка – это мебель для посуды, Ставни — Деревянный или металлический щит, створ, которым снаружи или изнутри закрывают окна, Флюгер — прибор для определения направления и измерения скорости ветра).
  • А что такое “табакерка”? (Слово учителя: «В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье. Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше[1], серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов[2], украшенных бриллиантами и эмалью. Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает вкусом. Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа: прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки»).
  • Миша на самом деле побывал в необыкновенном городе?
  • Что вы узнали, благодаря необычному сну Миши?
  • Почему Миша сломал шкатулку? (Он не знал, как она работает. Вывод: прежде чем действовать, необходимо подумать, иначе разрушишь гармонию, фантазию, жизнь).
  • Вы видели в своей жизни такие шкатулки? Давайте посмотрим, как еще можно рассказать о работе шкатулки. – Просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» — «Музыкальная шкатулка»).
  • Понравился ли вам мультфильм? Все ли вам понятно из него? Какие герои и как вам рассказали о работе шкатулки?
  • А о работе какого прибора вы хотели бы узнать поподробнее?
  • Ваше творческое задание: Разузнайте о принципе работы одного из приборов и придумайте свою сказку об этом. Помочь вам могут мультфтильмы серии «Фиксики». Другие выпуски вы можете найти с помощью родителей в Интернете. Придумайте своих героев (это могут быть вымышленные фантастические герои, да и вы сами можете стать героем сказки). Работать можно в группе или индивидуально. Можно сделать книгу и сделать к ней иллюстрации. А возможно, вам захочется сочинить стихотворение на эту тематику: вспомните юмористическое стихотворение М.В.Ломоносова «Случились два астронома в пиру…». А если кому-то захочется придумать загадки о бытовых приборах – такой вариант выполнения задания тоже возможен.

БИЛИОГРАФИЯ

  1. Арзамасцева И.Н.. Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Евдокимова О.В. «Труды предшественников наших…» (О произведениях В.Ф.Одоевского для детей) //О литературе для детей. Выпуск 31-й: статьи. – Л.: Дет. лит., 1988.
  3. Ступель А. В.Ф.Одоевский: Популярная монография. – Л.:Музыка, 1985.
  4. http://youtu.be/rBKudclM5hA (мультфильм «Фиксики» — «Музыкальная шкатулка»)
  5. http://slovari.yandex.ru/одоевский/БСЭ/

[1] Быстро твердеющее вещество из бумаги, смешанной с клеем, применяемое для изготовления предметов путём прессования, например, шкатулки, декоративные тарелки.

[2] Поделочный камень, разнообразный по цвету (от молочно-белого, зеленоватого до темно-зеленого).

Приложения:

  1. file0.docx.. 323,3 КБ

Опубликовано: 24.10.2022

  • Первый снег художника пластова сочинение по картине
  • Перегоревший провод как пишется
  • Перевешенное из шкафа на вешалку пальто как пишется
  • Первый снег сочинение 4кл
  • Перевязать раненого как пишется