Пьеса сказка два окошка краткое содержание

Обновлено: 10.01.2023

Здесь была предыстория, что квартиру Гене (Евгении Константиновне) построила бабушка, дала денег, ликвидировав свой дом в пригороде. Бабушка вырастила Геню. Спасибо, но на этом дело не кончилось. Бабушка приезжала к Гене когда хотела ее увидеть, всегда неожиданно, у нее были ключи, и оставалась ночевать, если внучка приходила поздно.

И вот, добравшись до своего домашнего очага, Евгения Константиновна (в сопровождении скованного Димы) с ужасом обнаружила в уголку прихожей, за дверью, бабушкину палочку. Приехала!

Они оба засели в кухне. Тихо и аккуратно, чтобы не разбудить бабку, Евгения Константиновна постелила Димке на узком диванчике что нашлось в окрестностях — чистое банное полотенце и скатерть вместо пододеяльника. Красненькую подушечку, которая почему-то валялась на диване в кухне, Е.К. положила ему под голову. Дала еще одно полотенце, послала в душ. Потом пошла в ванну сама. Вернулась. Дима лежал смущенно, подозревая, видимо, нехорошее. Как многие девушки боятся мужчин, так парнишки опасаются взрослых женщин, это правило. То есть Дима скованно лежал на боку, скрюченный как знак доллара, накрывшись желтой льняной скатертью до ушей. Е.К. села в его ногах, потом молча заплакала, опустив голову на обеденный стол. Она ничего не сказала Диме о бабушке. Он мог этого не понять, у него у самого дома жили две бабушки, мама и тетка, он их любил, это все в отделе знали.

Через две недели, уже после похорон бабушки, Е.К. в ее честь решила сохранить ребенка. Для себя, как единственно близкое существо.

Но это все слова и девизы, а ежедневная жизнь оставляет их без употребления. Дима вскоре ушел из отдела в другой отдел, этажом ниже, и не курьером, а мл. редактором, учился, каждая минута на счету, пробегал мимо, радостно здоровался с Геней как с человеком, который приятен и мил. Как с первой учительницей, которая (ясно) хочет спросить многое, но некогда!

Правда, это выражение на его лице к весне сменилось каким-то преувеличенно-приветливым видом, ибо Е.К. была уже сильно тяжела, шел месяц май. В тот год стояла страшная жара, и Е.К. ходила вот именно что тяжело, даже грузно, но вид имела опрятный, аккуратный, волосы пышные, как всегда, только рот оттопыривался как у негритянки, и в руке всегда был большой, скомканный носовой платок, которым она постоянно вытирала губы.

Итак, Дима, хотя совершенно отстранился от Е.К., но все так же мило ей улыбался, не обращая внимания на ее преображенную внешность. Он вроде бы не понимал, от каких причин что происходит и сколько месяцев (недель) надо считать назад. Он был мальчиком из пригорода, возможно, там, в деревне, у него имелась девочка, однако в отделе этажом выше (где курьером теперь работал другой парнишка, теперь уже шестнадцати лет) — там-то все всё знали и считать умели. У Е.К. не было манеры что-либо скрывать. Ее любили в отделе за что-то, неведомо за что. Так просто, любили и все, вечно у ее стола толкали кроссворды после обеда, у нее же дома собирались на всякие мелкие сабантуи, короче: Диму известил Артем Михайлович, Тема, солидный дядя, обожавший Е.К. не совсем платонически. То-то и то-то, Дима, знай. У тебя (от тебя) будет ребенок. Дима улыбался как всегда (так рассказывал А.М.), совершенное дитя! Дитя, у тебя будет дитя.

Дима все так же здоровался с Е.К., радостно, и пробегал мимо, а Е.К. уже последний раз мелькнула в буфете как пузатая шхуна под парусами, белое с синим, лицо белое, бледное, синие тени под глазами, платье с белым воротничком. И растаяла. Диме было ни до чего, он сдавал экзамены на курсах и сдал! Весь май его не было, потом он вернулся на работу и опять ушел, кажется, поступать в институт.

Дима все так же радостно, как дебил, закивал, достал ручку и записал все на каком-то клочке.

Отдел в составе троих (заведующая, Тема и некто Даша) с цветами прибыли встречать Геню из роддома. Заведующая, Светлана, выступала с георгинами, тортом и бутылкой (для медсестер). Тема волок большой пакет детского приданого, Даша принесла одежду Е.К., все было как полагается. Наша не хуже других. Сдали имущество нянечке. Расположились покурить на лавочке.

— Привет, Димочка! — завопила Светлана Аркадьевна и замахала георгинами. Дима, сияя, склонил свою светлую голову. Похудел как цыпленок, видимо, из-за экзаменов.

Затем пролетел год. Евгения Константиновна вышла на работу. Настали трудные времена. Она нашла няню, и все деньги уходили на это. Геня пополнела, как полнеют необеспеченные женщины с детьми, от хлеба и картошки, носила, видимо, чьи-то старые вещички, зашитые колготки, стоптанные туфли. В буфет она теперь не ходила, питалась взятыми из дому кусками хлеба с чем-нибудь дешевым. Стала более суровой. Торопилась уйти пораньше.

Смотритель. Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко дну.

Первый монтер. Охота была.

Смотритель. Так полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает корабль.

Дети не верят в гибель отца и настойчиво ждут его.

Смотритель. Вот теперь дети капитана и не гасят свет.

Второй монтер. Боятся.

Третий монтер. Трясутся.

Смотритель. Да нет же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.

Смотритель. Маяк для всех, а окошки для него одного.

Беседа с классом. В народной сказке герои делятся на добрых и злых. Можете ли вы в этой сказке разделить героев на два лагеря? (Дается понятие о более сложных характерах). Есть ли в сказке фантастические образы? Почему это произведение автор называет сказкой? Что сближает пьесу со сказками, изученными ранее? В чем их различие?

Характеры героев раскрываются не только в поступках, но и во взаимоотношениях с другими действующими лицами. Почему Бригадир и Монтеры погасили свет над городом? Подумали ли они о судьбе детей в одиноком домике на горе? О судьбах судов? (Ведь маяк погас) Что явилось причиной пожара?

— Какие из пословиц можно использовать по отношению к героям сказки? Какие раскрывают смысл всей сказки?

Девушка-Нос — Петрушевская Людмила Стефановна

Людмила Стефановна Петрушевская

В одном городе жила очень красивая девушка по имени Нина. У нее были золотистые кудрявые волосы, большие синие, как море, глаза, огромный нос и прекрасные белые зубы. Когда она смеялась, казалось, что светит солнце. Когда она плакала, казалось, что падает жемчуг. Одно ее портило — большой нос. Однажды Нина собрала все деньги, какие у нее были, и пошла к врачу. Она сказала:

— Я тут бессилен. Поедете в другой город, там живет волшебник, может быть, он вам поможет.

Девушка поехала в другой город. В одном купе с ней ехал бедно одетый молодой человек, который читал толстую книгу. Он не обратил на Нину никакого внимания. Однако ночью поезд сильно тряхнуло, и во сне Нина упала с верхней полки. Она потеряла сознание и очнулась на руках у молодого человека. Он сказал ей:

— Хорошо, что я не спал и успел вас поймать.

— Спасибо вам, молодой человек, — сказала Нина вставая. — Если хотите, приходите ко мне в парикмахерскую, я работаю на главной площади, я вас постригу и побрею.

— Нет, я сам стригусь раз в полгода большими овечьими ножницами и подравниваю бороду. Спасибо.

— Ну, тогда, — сказала Нина, — приходите ко мне просто выпить чаю.

— Спасибо, чай я люблю пить в одиночестве, — ответил молодой человек и стал читать свою книгу.

— Ну тогда просто так приходите, — сказала Нина.

— Просто так я не приду, — ответил молодой человек, — мне некогда.

Тем временем поезд уже прибыл в другой город, и Нина отправилась к волшебнику. Это оказался симпатичный молодой человек с черной бородой и в очень красивых темных очках. Он сказал, что может помочь Нине, но за это потребовал большой палец ее правой руки. Нина согласилась, стала невероятной красавицей, но без одного пальца. Когда она вышла на улицу, прохожие начали останавливаться, машины загудели, а молодые люди пустились провожать Нину до самого вокзала. В поезде ей уступили нижнее место, принесли несколько букетов роз, лимонад и много коробок шоколада. Когда она приехала в свой город, повторилась та же картина, и за Ниной поехала машина графа, который, опустив стекло, умолял Нину из окна выйти за него замуж. Но Нина не села к нему в машину. Целыми днями она теперь бродила по городу, надеясь разыскать того молодого человека из поезда. Работать парикмахером она больше уже не могла, поскольку на правой руке не хватало главного рабочего пальца, но немного денег у нее было, так что она целыми днями ходила по городу, а за ней всюду следовала машина графа. Каждый день Нину приглашали на балы, она была объявлена королевой красоты города, а некоторые думали, что и мира. Но никто не знал, что у нее не осталось денег и она ест один раз в день — вечером, на балу, кофе с мороженым. Наконец она не выдержала и устроилась работать уборщицей, скопила денег и поехала опять в другой город к волшебнику. Она сказала ему:

— Возьмите все мои деньги, но скажите мне, где найти моего милого, того человека из поезда.

— Хорошо, — сказал волшебник, — возвратите мне мой нос и возьмите прежний, тогда скажу.

— Нет, — ответила Нина, — просите что хотите, только не это.

— Ладно, — сказал волшебник, — придется взять у вас еще один палец на правой руке, теперь указательный.

— Хорошо, — ответила девушка не задумываясь.

— Адрес его такой: он живет в вашем городе, улица Правой руки, дом два, на чердаке. Поторопитесь!

Нина помчалась на вокзал, приехала в свой город и разыскала тот дом. Она вошла к своему милому на чердак и спросила:

— Вы меня узнаете?

— Помните, вы еще меня подхватили на руки, когда я упала с верхней полки.

— Нет, это были не вы, — ответил ее милый. — У той девушки было совершенно другое лицо. Она была такая смешная!

Нина не знала, что еще сказать, и ушла. Но каждый день она приходила на улицу Правой руки, чтобы взглянуть на окошко молодого человека. Нина теперь постоянно носила перчатки, снимая их только ночью при мытье лестниц. Ее по-прежнему приглашали на балы, дни рождения и городские праздники, машина графа все так же ездила за ней, и граф два раза в месяц делал ей предложение выйти за него замуж. Но Нина не соглашалась и отвечала так:

— Мало ли какой вы окажетесь человек. Сейчас вы готовы сделать для меня все, а потом вы окажетесь ревнивым или скупым, будете меня попрекать куском хлеба. Мало ли…

Но вот однажды ночью, убрав свои лестницы, Нина пришла взглянуть на окно молодого человека и увидела, что занавески задвигает какая-то старушка в черном. Не помня себя от страха, Нина взбежала на четвертый этаж и позвонила в чердачную дверь.

Ей открыла та самая старушка в черном.

— Что вам надо? — спросила она.

— Что с ним случилось? — спросила Нина.

— Ну, с молодым человеком, не знаю, как его зовут. Он здесь живет.

— А вы кто ему будете? — спросила старушка.

— Он меня однажды спас в поезде, — ответила Нина.

— Ну, тогда проходите. Он очень болен.

Нина вошла в комнату на чердаке и увидела своего милого, который лежал под одеялом и тяжело дышал.

Смотритель зажигает по вечерам свет на маяке. Бригадир и монтеры следят, чтобы остальные источники света не горели. На горе стоял дом капитана. Его дети решили зажечь для отца свет.

За минуту

В одном городе смотритель по вечерам зажигал свет на маяке. Бригадир и монтеры следили, чтобы остальные источники света в городе не горели. На горе стоял дом, в котором светилась пара окон, из-за того, что дети капитана решили зажечь свет для отца.

Корабль терпит крушение, некоторым матросам удается выжить. Они рассказывают, что капитан утонул. Монтеры идут на гору, чтобы выключить свет в доме. Они решают отключить рубильник, и весь свет пропадает, в том числе и на маяке.

Отца детей спасает другое судно, которое как раз направлялось в город. Но капитан корабля не знает куда плыть, так как света нет. Внезапно появляется свет на горе. Отец понимает, что это горит его дом. Мужчина спрыгивает с корабля и плывет к берегу.

Героиня рассказа, её муж Николай и ещё несколько знакомых приходили по пятницам в гости к Марише и её мужу Сержу. Компания была весёлая, все любили выпить и громко послушать музыку.

Дочь Соня спала обычно в соседней комнате. Девочка была талантливая, она сама сочиняла музыку. Серж, её отец, вычислил принцип полета летающей тарелки и его пригласили работать в институт. Но, он предпочел остаться на своей прежней работе.

Остальных гостей звали: Жора, Таня, Ленка. Но, Ленка очень скоро отсеялась из этой компании.

Героиня рассказа описывает себя, как очень прямолинейного человека, который говорит, что думает. Многим это не нравится.

Члены данной компании учились вместе в институте. Все юноши любили Маришу, но она выбрала Сержа.

Со временем Серж изменяет Марише. Ради любимой дочери они создают видимость совместной жизни. Однажды приходит отец Мариши, чтобы убедить Сержа вернуться в семью. Они выпивают, и отец погибает под колесами машины.

Родители героини тоже умерли. Мать — от болезни почек, а отец затем от горя. У героини рассказа такое же заболевание и она начинает слепнуть. Сын её и Николая ещё маленький, ему 7 лет. Николай же начинает встречаться с Маришей. Ему надоела жена-инвалид и глупый сын.

Героиня понимает, что после её смерти мальчик попадёт в детский дом. На Пасху они едут на кладбище на могилки к её родителям. Мать затем отправляет ребёнка ночевать одного на дачу, но не даёт ему ключ. Возвращаться раньше утра она ему запрещает. Сама же приглашает весь свой круг знакомых к себе.

Приходят в гости все. Мариша, Николай, Андрей с женой пришли к героине на квартиру. Все сидят, едят, пьют, разговаривают. Героиня говорит много неприятных, но правдивых вещей о своих знакомых. Она сообщает бывшему мужу, что оформляет сына в приют. Тот злится и интересуется, где сын. Мать сообщает, что ребёнок гуляет. На часах час ночи. Отец не идёт его искать. Он с Маришей думает, как заполучить квартиру бывшей жены.

Утром все гости собираются уходить. На лестничной площадке они видят спящего мальчика. Героиня начинает бить сына и кричать, зачем он приехал раньше времени. У ребёнка с губы течёт кровь. Мать закрывают в квартире. Николай берет сына на руки и увозит к себе домой на такси. Все жалеют ребёнка и осуждают пьяную мать.

Но, героиня все так устроила, чтобы её сын выглядел жертвой. Её знакомые любят детей. Они сейчас не дадут его в обиду и в будущем ребёнок не попадёт в детский дом, а будет жить с отцом.

Героиня надеется, что сын все поймёт, когда вырастет. Вместо благословения мать дала ему пощёчину. Но, только так умирающая мать могла устроить будущее своего маленького сына.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Смотритель. Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко дну.

Первый монтер. Охота была.

Смотритель. Так полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает корабль.

Дети не верят в гибель отца и настойчиво ждут его.

Смотритель. Вот теперь дети капитана и не гасят свет.

Второй монтер. Боятся.

Третий монтер. Трясутся.

Смотритель. Да нет же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.

Смотритель. Маяк для всех, а окошки для него одного.

Беседа с классом. В народной сказке герои делятся на добрых и злых. Можете ли вы в этой сказке разделить героев на два лагеря? (Дается понятие о более сложных характерах). Есть ли в сказке фантастические образы? Почему это произведение автор называет сказкой? Что сближает пьесу со сказками, изученными ранее? В чем их различие?

Характеры героев раскрываются не только в поступках, но и во взаимоотношениях с другими действующими лицами. Почему Бригадир и Монтеры погасили свет над городом? Подумали ли они о судьбе детей в одиноком домике на горе? О судьбах судов? (Ведь маяк погас) Что явилось причиной пожара?

— Какие из пословиц можно использовать по отношению к героям сказки? Какие раскрывают смысл всей сказки?

Людмила Петрушевская — прозаик, драматург, поэт, автор сказок и мультфильмов, художница и музыкант. Родилась 26 мая в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.

Здесь была предыстория, что квартиру Гене (Евгении Константиновне) построила бабушка, дала денег, ликвидировав свой дом в пригороде. Бабушка вырастила Геню. Спасибо, но на этом дело не кончилось. Бабушка приезжала к Гене когда хотела ее увидеть, всегда неожиданно, у нее были ключи, и оставалась ночевать, если внучка приходила поздно.

И вот, добравшись до своего домашнего очага, Евгения Константиновна (в сопровождении скованного Димы) с ужасом обнаружила в уголку прихожей, за дверью, бабушкину палочку. Приехала!

Они оба засели в кухне. Тихо и аккуратно, чтобы не разбудить бабку, Евгения Константиновна постелила Димке на узком диванчике что нашлось в окрестностях — чистое банное полотенце и скатерть вместо пододеяльника. Красненькую подушечку, которая почему-то валялась на диване в кухне, Е.К. положила ему под голову. Дала еще одно полотенце, послала в душ. Потом пошла в ванну сама. Вернулась. Дима лежал смущенно, подозревая, видимо, нехорошее. Как многие девушки боятся мужчин, так парнишки опасаются взрослых женщин, это правило. То есть Дима скованно лежал на боку, скрюченный как знак доллара, накрывшись желтой льняной скатертью до ушей. Е.К. села в его ногах, потом молча заплакала, опустив голову на обеденный стол. Она ничего не сказала Диме о бабушке. Он мог этого не понять, у него у самого дома жили две бабушки, мама и тетка, он их любил, это все в отделе знали.

Через две недели, уже после похорон бабушки, Е.К. в ее честь решила сохранить ребенка. Для себя, как единственно близкое существо.

Но это все слова и девизы, а ежедневная жизнь оставляет их без употребления. Дима вскоре ушел из отдела в другой отдел, этажом ниже, и не курьером, а мл. редактором, учился, каждая минута на счету, пробегал мимо, радостно здоровался с Геней как с человеком, который приятен и мил. Как с первой учительницей, которая (ясно) хочет спросить многое, но некогда!

Правда, это выражение на его лице к весне сменилось каким-то преувеличенно-приветливым видом, ибо Е.К. была уже сильно тяжела, шел месяц май. В тот год стояла страшная жара, и Е.К. ходила вот именно что тяжело, даже грузно, но вид имела опрятный, аккуратный, волосы пышные, как всегда, только рот оттопыривался как у негритянки, и в руке всегда был большой, скомканный носовой платок, которым она постоянно вытирала губы.

Итак, Дима, хотя совершенно отстранился от Е.К., но все так же мило ей улыбался, не обращая внимания на ее преображенную внешность. Он вроде бы не понимал, от каких причин что происходит и сколько месяцев (недель) надо считать назад. Он был мальчиком из пригорода, возможно, там, в деревне, у него имелась девочка, однако в отделе этажом выше (где курьером теперь работал другой парнишка, теперь уже шестнадцати лет) — там-то все всё знали и считать умели. У Е.К. не было манеры что-либо скрывать. Ее любили в отделе за что-то, неведомо за что. Так просто, любили и все, вечно у ее стола толкали кроссворды после обеда, у нее же дома собирались на всякие мелкие сабантуи, короче: Диму известил Артем Михайлович, Тема, солидный дядя, обожавший Е.К. не совсем платонически. То-то и то-то, Дима, знай. У тебя (от тебя) будет ребенок. Дима улыбался как всегда (так рассказывал А.М.), совершенное дитя! Дитя, у тебя будет дитя.

Дима все так же здоровался с Е.К., радостно, и пробегал мимо, а Е.К. уже последний раз мелькнула в буфете как пузатая шхуна под парусами, белое с синим, лицо белое, бледное, синие тени под глазами, платье с белым воротничком. И растаяла. Диме было ни до чего, он сдавал экзамены на курсах и сдал! Весь май его не было, потом он вернулся на работу и опять ушел, кажется, поступать в институт.

Дима все так же радостно, как дебил, закивал, достал ручку и записал все на каком-то клочке.

Отдел в составе троих (заведующая, Тема и некто Даша) с цветами прибыли встречать Геню из роддома. Заведующая, Светлана, выступала с георгинами, тортом и бутылкой (для медсестер). Тема волок большой пакет детского приданого, Даша принесла одежду Е.К., все было как полагается. Наша не хуже других. Сдали имущество нянечке. Расположились покурить на лавочке.

— Привет, Димочка! — завопила Светлана Аркадьевна и замахала георгинами. Дима, сияя, склонил свою светлую голову. Похудел как цыпленок, видимо, из-за экзаменов.

Затем пролетел год. Евгения Константиновна вышла на работу. Настали трудные времена. Она нашла няню, и все деньги уходили на это. Геня пополнела, как полнеют необеспеченные женщины с детьми, от хлеба и картошки, носила, видимо, чьи-то старые вещички, зашитые колготки, стоптанные туфли. В буфет она теперь не ходила, питалась взятыми из дому кусками хлеба с чем-нибудь дешевым. Стала более суровой. Торопилась уйти пораньше.

Смотритель. Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко дну.

Первый монтер. Охота была.

Смотритель. Так полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает корабль.

Дети не верят в гибель отца и настойчиво ждут его.

Смотритель. Вот теперь дети капитана и не гасят свет.

Второй монтер. Боятся.

Третий монтер. Трясутся.

Смотритель. Да нет же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.

Смотритель. Маяк для всех, а окошки для него одного.

Беседа с классом. В народной сказке герои делятся на добрых и злых. Можете ли вы в этой сказке разделить героев на два лагеря? (Дается понятие о более сложных характерах). Есть ли в сказке фантастические образы? Почему это произведение автор называет сказкой? Что сближает пьесу со сказками, изученными ранее? В чем их различие?

Характеры героев раскрываются не только в поступках, но и во взаимоотношениях с другими действующими лицами. Почему Бригадир и Монтеры погасили свет над городом? Подумали ли они о судьбе детей в одиноком домике на горе? О судьбах судов? (Ведь маяк погас) Что явилось причиной пожара?

— Какие из пословиц можно использовать по отношению к героям сказки? Какие раскрывают смысл всей сказки?

Гигиена :: Петрушевская Людмила

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши — главный источник заражения, как всегда.

Молодого человека слушали бабушка с дедушкой, маленькая девочка и ее отец. Мать была в ванной.

— Я переболел этой болезнью, — сказал молодой человек и снял шляпу, под которой был совершенно голый розовый череп, покрытый тончайшей, как пленка на закипающем молоке, кожицей. — Мне удалось спастись, я не боюсь повторного заболевания и хожу по домам, ношу хлеб и запасы, если у кого нет. У вас есть запасы? Давайте деньги, я схожу, и сумку побольше, если есть — на колесиках. В магазинах уже большие очереди, но я не боюсь заразы.

— Спасибо, — сказал дедушка, — нам не надо.

— В случае заболевания всех членов семьи оставьте двери открытыми. Я выбрал себе то, что по силам, четыре шестнадцатиэтажных дома. Тот из вас, кто спасется, может так же, как я, помогать людям, спускать трупы и так далее.

— Что значит спускать трупы? — спросил дедушка.

— Я разработал систему эвакуации трупов путем сбрасывания их в мусоропровод. Понадобятся полиэтиленовые мешки больших размеров, вот не знаю, где их взять. Промышленность выпускает двойную пленку, ее можно приспособить, но где взять деньги, все упирается в деньги. Эту пленку можно резать горячим ножом, автоматически сваривается мешок любой длины. Горячий нож и двойная пленка.

— Нет, спасибо, нам не надо, — сказал дедушка. Молодой человек пошел дальше по квартирам, как попрошайка, просить денег; как только захлопнули за ним дверь, он звонил уже у соседних дверей, и там ему открыли на цепочку, так, что он вынужден был рассказывать свою версию и снимать шляпу на лестнице, в то время как его наблюдали в щель. Слышно было, что ему кратко ответили что-то и захлопнули дверь, но он всё не уходил, не слышно было шагов. Потом дверь опять открылась на цепочку, кто-то еще желал послушать рассказ. Рассказ повторился. В ответ раздался голос соседа:

— Если есть деньги, сбегай, принеси десять поллитровок, деньги отдам.

Послышались шаги, и все утихло.

— Когда он придет, — сказала бабушка, — пусть уж нам принесет хлеба и сгущенки… и яиц. Потом надо капусты и картошки.

— Шарлатан, — сказал дедушка, — хотя не похож на обожженного, это что-то другое.

Наконец встрепенулся отец, взял маленькую девочку за руку и повел ее вон из прихожей — это были не его родители, а жены, и он не особенно поддерживал их во всем, что бы они ни говорили. Они тоже его не спрашивали. По его мнению, что-то действительно начиналось, не могло не начаться, он чувствовал это уже давно и ждал. Его охватила какая-то оторопь. Он взял девочку за руку и повел ее вон из прихожей, чтобы она не торчала там, когда таинственный гость постучит в следующую квартиру: надо было с ним как следует потолковать, как мужик с мужиком, — чем он лечился, какие были обстоятельства.

Бабушка с дедушкой, однако, остались в прихожей, потому что они слышали, что лифта никто не вызвал и, стало быть, тот человек пошел дальше по этажу; видимо, он собирал деньги и сумки сразу, чтобы не бесконечно бегать в магазин.

Читайте также:

      

  • Информация о школе 7
  •   

  • Циркулярное письмо это в доу
  •   

  • Человек в высоком замке краткое содержание
  •   

  • Свидание с птицей краткое содержание
  •   

  • Чужие ребята минаев борис краткое содержание
  • Краткие содержания
  • Петрушевская
  • Свой круг

Героиня рассказа, её муж Николай и ещё несколько знакомых приходили по пятницам в гости к Марише и её мужу Сержу. Компания была весёлая, все любили выпить и громко послушать музыку.

Дочь Соня спала обычно в соседней комнате. Девочка была талантливая, она сама сочиняла музыку. Серж, её отец, вычислил принцип полета летающей тарелки и его пригласили работать в институт. Но, он предпочел остаться на своей прежней работе.

Среди гостей был Андрей, который был стукачом. Во время плавания на корабле, он должен был доносить на весь экипаж. На суше же он ни на кого не » стучал». У него была новая жена. Ей было 18 лет и у неё отец служил полковником.

Остальных гостей звали: Жора, Таня, Ленка. Но, Ленка очень скоро отсеялась из этой компании.

Героиня рассказа описывает себя, как очень прямолинейного человека, который говорит, что думает. Многим это не нравится.

Члены данной компании учились вместе в институте. Все юноши любили Маришу, но она выбрала Сержа.

Со временем Серж изменяет Марише. Ради любимой дочери они создают видимость совместной жизни. Однажды приходит отец Мариши, чтобы убедить Сержа вернуться в семью. Они выпивают, и отец погибает под колесами машины.

Родители героини тоже умерли. Мать — от болезни почек, а отец затем от горя. У героини рассказа такое же заболевание и она начинает слепнуть. Сын её и Николая ещё маленький, ему 7 лет. Николай же начинает встречаться с Маришей. Ему надоела жена-инвалид и глупый сын.

Героиня понимает, что после её смерти мальчик попадёт в детский дом. На Пасху они едут на кладбище на могилки к её родителям. Мать затем отправляет ребёнка ночевать одного на дачу, но не даёт ему ключ. Возвращаться раньше утра она ему запрещает. Сама же приглашает весь свой круг знакомых к себе.

Приходят в гости все. Мариша, Николай, Андрей с женой пришли к героине на квартиру. Все сидят, едят, пьют, разговаривают. Героиня говорит много неприятных, но правдивых вещей о своих знакомых. Она сообщает бывшему мужу, что оформляет сына в приют. Тот злится и интересуется, где сын. Мать сообщает, что ребёнок гуляет. На часах час ночи. Отец не идёт его искать. Он с Маришей думает, как заполучить квартиру бывшей жены.

Утром все гости собираются уходить. На лестничной площадке они видят спящего мальчика. Героиня начинает бить сына и кричать, зачем он приехал раньше времени. У ребёнка с губы течёт кровь. Мать закрывают в квартире. Николай берет сына на руки и увозит к себе домой на такси. Все жалеют ребёнка и осуждают пьяную мать.

Но, героиня все так устроила, чтобы её сын выглядел жертвой. Её знакомые любят детей. Они сейчас не дадут его в обиду и в будущем ребёнок не попадёт в детский дом, а будет жить с отцом.

Героиня надеется, что сын все поймёт, когда вырастет. Вместо благословения мать дала ему пощёчину. Но, только так умирающая мать могла устроить будущее своего маленького сына.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гигиена :: Петрушевская Людмила

——————————————— Людмила Петрушевская

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши — главный источник заражения, как всегда.

Молодого человека слушали бабушка с дедушкой, маленькая девочка и ее отец. Мать была в ванной.

— Я переболел этой болезнью, — сказал молодой человек и снял шляпу, под которой был совершенно голый розовый череп, покрытый тончайшей, как пленка на закипающем молоке, кожицей. — Мне удалось спастись, я не боюсь повторного заболевания и хожу по домам, ношу хлеб и запасы, если у кого нет. У вас есть запасы? Давайте деньги, я схожу, и сумку побольше, если есть — на колесиках. В магазинах уже большие очереди, но я не боюсь заразы.

— Спасибо, — сказал дедушка, — нам не надо.

— В случае заболевания всех членов семьи оставьте двери открытыми. Я выбрал себе то, что по силам, четыре шестнадцатиэтажных дома. Тот из вас, кто спасется, может так же, как я, помогать людям, спускать трупы и так далее.

— Что значит спускать трупы? — спросил дедушка.

— Я разработал систему эвакуации трупов путем сбрасывания их в мусоропровод. Понадобятся полиэтиленовые мешки больших размеров, вот не знаю, где их взять. Промышленность выпускает двойную пленку, ее можно приспособить, но где взять деньги, все упирается в деньги. Эту пленку можно резать горячим ножом, автоматически сваривается мешок любой длины. Горячий нож и двойная пленка.

— Нет, спасибо, нам не надо, — сказал дедушка. Молодой человек пошел дальше по квартирам, как попрошайка, просить денег; как только захлопнули за ним дверь, он звонил уже у соседних дверей, и там ему открыли на цепочку, так, что он вынужден был рассказывать свою версию и снимать шляпу на лестнице, в то время как его наблюдали в щель. Слышно было, что ему кратко ответили что-то и захлопнули дверь, но он всё не уходил, не слышно было шагов. Потом дверь опять открылась на цепочку, кто-то еще желал послушать рассказ. Рассказ повторился. В ответ раздался голос соседа:

— Если есть деньги, сбегай, принеси десять поллитровок, деньги отдам.

Послышались шаги, и все утихло.

— Когда он придет, — сказала бабушка, — пусть уж нам принесет хлеба и сгущенки… и яиц. Потом надо капусты и картошки.

— Шарлатан, — сказал дедушка, — хотя не похож на обожженного, это что-то другое.

Наконец встрепенулся отец, взял маленькую девочку за руку и повел ее вон из прихожей — это были не его родители, а жены, и он не особенно поддерживал их во всем, что бы они ни говорили. Они тоже его не спрашивали. По его мнению, что-то действительно начиналось, не могло не начаться, он чувствовал это уже давно и ждал. Его охватила какая-то оторопь. Он взял девочку за руку и повел ее вон из прихожей, чтобы она не торчала там, когда таинственный гость постучит в следующую квартиру: надо было с ним как следует потолковать, как мужик с мужиком, — чем он лечился, какие были обстоятельства.

Бабушка с дедушкой, однако, остались в прихожей, потому что они слышали, что лифта никто не вызвал и, стало быть, тот человек пошел дальше по этажу; видимо, он собирал деньги и сумки сразу, чтобы не бесконечно бегать в магазин.

Популярные сегодня пересказы

  • Алхимик — краткое содержание романа Пауло Коэльо
    Роман бразильского писателя Пауло Коэльо «Алхимик» начинается со вступительного слова самого автора, который предупреждает читателя о символизме данного произведения. Более 11 лет писатель посвятил этой науке
  • Два мороза — краткое содержание сказки
    «Два мороза» — русская народная сказка. Основной смысл сказки в том, что мороз и холод не страшен тому, кто работает, а кто сидит ни чего не делает, тот никогда не согреется.
  • Архиерей — краткое содержание рассказа Чехова
    В ночь на Вербное воскресение священнослужитель Пётр служит всенощную. В храме собралось много народу. Петру нездоровится, он сильно устал, всё тело ломит. Ему кажется, что среди прихожан он видит мать
  • Голый король — краткое содержание пьесы Шварца
    Свинопас Генрих был влюблен в дочь короля, и хотел, чтобы она пришла посмотреть, как пасутся свиньи. Ему пришлось очень долго уговаривать ее, но принцесса отказывалась. А когда Генриетта узнала, что у Генриха есть волшебный котелок

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Людмила Петрушевская — Два бога

Людмила Петрушевская

Два бога

* * *

Как ни странно, но любой подвиг, святое самопожертвование или счастливое совпадение на том же месте не кончаются, как роман или пьеса заканчиваются свадьбой. Жизнь продолжается и после того счастливого совпадения, когда, к примеру, человек опоздал на корабль под названием «Титаник», или после того — в нашем случае, — когда женщина родила ребенка одна, без мужа, без семьи, совершенно отчаянно решив спасти тот сгусточек жизни, о котором ей сказала врачиха, да Тридцать пять лет, полное одиночество, даже крушение, случайная связь с парнишкой двадцати лет, он после армии, вся, видимо, жизнь впереди, веселая пирушка, метро еще работало, но уже без пересадки — а парнишка обитал чуть ли не в пригороде, это раз; второе, что они танцевали, дурачились все вместе, маленький отдел в пять душ, общим хороводом, и наша Евгения Константиновна тоже взялась плясать, девушка в очках, старший редактор, а Дима-то был курьер. И третье — что Дима по-детски ошарашенно глядел на часы. До дому, до тьмутаракани, на метро и автобусе уже не доехать. Он сказал — ладно, идите, я как-то придумаю. А была ледяная ноябрьская ночка, и вот ее-то Евгения Константиновна (Геня) и Дима провели вместе, то есть вынужденно вместе. Она повела его с собой, да ладно, Дима.

Здесь была предыстория, что квартиру Гене (Евгении Константиновне) построила бабушка, дала денег, ликвидировав свой дом в пригороде. Бабушка вырастила Геню. Спасибо, но на этом дело не кончилось. Бабушка приезжала к Гене когда хотела ее увидеть, всегда неожиданно, у нее были ключи, и оставалась ночевать, если внучка приходила поздно.

И вот, добравшись до своего домашнего очага, Евгения Константиновна (в сопровождении скованного Димы) с ужасом обнаружила в уголку прихожей, за дверью, бабушкину палочку. Приехала!

Они оба засели в кухне. Тихо и аккуратно, чтобы не разбудить бабку, Евгения Константиновна постелила Димке на узком диванчике что нашлось в окрестностях — чистое банное полотенце и скатерть вместо пододеяльника. Красненькую подушечку, которая почему-то валялась на диване в кухне, Е.К. положила ему под голову. Дала еще одно полотенце, послала в душ. Потом пошла в ванну сама. Вернулась. Дима лежал смущенно, подозревая, видимо, нехорошее. Как многие девушки боятся мужчин, так парнишки опасаются взрослых женщин, это правило. То есть Дима скованно лежал на боку, скрюченный как знак доллара, накрывшись желтой льняной скатертью до ушей. Е.К. села в его ногах, потом молча заплакала, опустив голову на обеденный стол. Она ничего не сказала Диме о бабушке. Он мог этого не понять, у него у самого дома жили две бабушки, мама и тетка, он их любил, это все в отделе знали.

Дима привстал, начал утешать Е.К., гладил ее по голове, по плечам. Обычное дело, мальчик рос, видимо, в любви (те две бабушки), его гладили и утешали, и он знал, как посочувствовать, проще простого. Она прижалась к его ладони мокрой щекой. Он ее обнял, как ребенка, заговорил «ну что ты, ну что ты». Дальше гладил по спине, поворачивал к себе, склонял. Сказал священную фразу «ну иди ко мне». Как-то они уместились на диванчике, Дима даже не посмел раздеть Е.К., просто задрал на ней халат. Первый раз все прошло в суматохе, второй раз более торжественно. Дима был недавний дембель и многое знал в теории. Бабка не выходила. Заснули. Рано утром (была суббота) Дима в ужасе вскочил ехать на подготовительные курсы, сонная Е.К. даже не успела напоить его чаем, исчез. Е.К. его не провожала, он нагнулся и поцеловал ее на прощанье легким детским поцелуем, как тетю или маму, все. Хлопнула дверь. Через восемь с половиной месяцев Е.К. родила сына, причем случай с Димой больше не повторился.

Почему она оставила ребенка, не сделала аборт: во-первых, в тот день, выспавшись, вся разбитая, она отворила дверь в комнату, желая поговорить с бабкой, но никого там не было. Однако палочка в прихожей стояла, и бабушкина большая сума находилась на обычном месте, на стуле. Е.К. пошла к соседке, и та ей выложила, что вчера вечером, возвращаясь из театра, она увидела на пороге ее квартиры лежащую без сознания бабушку. Вызвали «скорую», пока она ехала час, старенькая совсем уже была плоха, но все-таки увезли ее в больницу живую. Хорошо что выползла на порог. Думали разыскать Е.К., но телефонов никаких не было. «Я ей под голову красненькую подушку положила, из комнаты», — сказала с укором соседка.

Через две недели, уже после похорон бабушки, Е.К. в ее честь решила сохранить ребенка. Для себя, как единственно близкое существо.

Но это все слова и девизы, а ежедневная жизнь оставляет их без употребления. Дима вскоре ушел из отдела в другой отдел, этажом ниже, и не курьером, а мл. редактором, учился, каждая минута на счету, пробегал мимо, радостно здоровался с Геней как с человеком, который приятен и мил. Как с первой учительницей, которая (ясно) хочет спросить многое, но некогда!

Правда, это выражение на его лице к весне сменилось каким-то преувеличенно-приветливым видом, ибо Е.К. была уже сильно тяжела, шел месяц май. В тот год стояла страшная жара, и Е.К. ходила вот именно что тяжело, даже грузно, но вид имела опрятный, аккуратный, волосы пышные, как всегда, только рот оттопыривался как у негритянки, и в руке всегда был большой, скомканный носовой платок, которым она постоянно вытирала губы.

Итак, Дима, хотя совершенно отстранился от Е.К., но все так же мило ей улыбался, не обращая внимания на ее преображенную внешность. Он вроде бы не понимал, от каких причин что происходит и сколько месяцев (недель) надо считать назад. Он был мальчиком из пригорода, возможно, там, в деревне, у него имелась девочка, однако в отделе этажом выше (где курьером теперь работал другой парнишка, теперь уже шестнадцати лет) — там-то все всё знали и считать умели. У Е.К. не было манеры что-либо скрывать. Ее любили в отделе за что-то, неведомо за что. Так просто, любили и все, вечно у ее стола толкали кроссворды после обеда, у нее же дома собирались на всякие мелкие сабантуи, короче: Диму известил Артем Михайлович, Тема, солидный дядя, обожавший Е.К. не совсем платонически. То-то и то-то, Дима, знай. У тебя (от тебя) будет ребенок. Дима улыбался как всегда (так рассказывал А.М.), совершенное дитя! Дитя, у тебя будет дитя.

Дима все так же здоровался с Е.К., радостно, и пробегал мимо, а Е.К. уже последний раз мелькнула в буфете как пузатая шхуна под парусами, белое с синим, лицо белое, бледное, синие тени под глазами, платье с белым воротничком. И растаяла. Диме было ни до чего, он сдавал экзамены на курсах и сдал! Весь май его не было, потом он вернулся на работу и опять ушел, кажется, поступать в институт.

В середине августа он появился, и вскоре его остановил в коридоре Артем Михайлович и поневоле укоризненно сказал: «У тебя, между прочим, сын родился. Запиши адрес роддома».

Дима все так же радостно, как дебил, закивал, достал ручку и записал все на каком-то клочке.

Отдел в составе троих (заведующая, Тема и некто Даша) с цветами прибыли встречать Геню из роддома. Заведующая, Светлана, выступала с георгинами, тортом и бутылкой (для медсестер). Тема волок большой пакет детского приданого, Даша принесла одежду Е.К., все было как полагается. Наша не хуже других. Сдали имущество нянечке. Расположились покурить на лавочке.

Тут же была небольшая толчея из двух девушек и молодого парня, а также маленькой толпы деревенских родственников — две тетки, бабка в платке, какая-то мятая личность типа «дядя Вася», из водопроводчиков, и — вот так финт — посреди всего этого сиял своей светлой личностью Дима с букетом гладиолусов! Это его родня, возможно, все эти люди!

— Привет, Димочка! — завопила Светлана Аркадьевна и замахала георгинами. Дима, сияя, склонил свою светлую голову. Похудел как цыпленок, видимо, из-за экзаменов.

Затем вышла смущенная Геня, ее встретил у дверей Дима и взял ребенка из рук нянечки. Все честь по чести. Тетки и бабка затолпились, взглянули, дружно сказали «Димкин», заплакали, дядя Вася вытащил из тряпочной сумочки бутылку, пластмассовые стаканчики, всех обнесли, а Геня, расцеловавшись со своей новой родней, приняла дитя на руки и отъехала с какой-то приехавшей в такси подругой, только сказала «я очень рада, всем позвоню». Дима почему-то сиял. Светлана Аркадьевна, Даша и Тема задумчиво пошли к метро, вслед за растерянными Димиными родственниками (сам Дима шел как бы тайно улыбаясь, и на вежливый вопрос Светланы, как экзамены, ответил, что все в порядке).

Затем пролетел год. Евгения Константиновна вышла на работу. Настали трудные времена. Она нашла няню, и все деньги уходили на это. Геня пополнела, как полнеют необеспеченные женщины с детьми, от хлеба и картошки, носила, видимо, чьи-то старые вещички, зашитые колготки, стоптанные туфли. В буфет она теперь не ходила, питалась взятыми из дому кусками хлеба с чем-нибудь дешевым. Стала более суровой. Торопилась уйти пораньше.

Урок. Литература. Л. Петрушевская. «Два окошка» (5 класс)

Пьеса-сказка Л. Петрушевской «Два окошка» (5 класс)

Наше время подарило нам драматургический талант: имя Л. С. Петрушевской заняло достойное место в мире литературы. Творчество ее вызывает интерес и взрослых, и детей. В пьесе-сказке Л. Петрушевской «Два окошка» перед нами предстают герои из реальной жизни: Монтеры, Бригадир электромонтеров, Смотритель маяка, Помощник капитана, Мама, Ребенок. Именно они создают фон, на котором появляются образы Мальчика, Девочки, Человека. Мальчик и Девочка живут на горе в маленьком домике. Их отец, капитан, «на днях», как говорят матросы, затонул вместе с кораблем.

Смотритель. Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко дну.

Первый монтер. Охота была.

Смотритель. Так полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает корабль.

Дети не верят в гибель отца и настойчиво ждут его.

Смотритель. Вот теперь дети капитана и не гасят свет.

Второй монтер. Боятся.

Третий монтер. Трясутся.

Смотритель. Да нет же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.

Смотритель. Маяк для всех, а окошки для него одного.

Как поведут себя взрослые по отношению к светящимся ночью двум огонькам? Пьеса-сказка «Два окошка» — это произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. В последнее время все чаще мы слышим, что общество утрачивает нравственность и духовность. Но винить в этом мы должны лишь себя. Какие бы политические невзгоды и бури ни проносились над родной землей, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждают. И важно, чтобы педагог в доступной форме донес до сознания детей основную мысль пьесы. Сказка поэтична, умна, наполнена юмором. Удивительное человеческое тепло исходит с ее страниц. Для домашнего задания вопрос: кого из действующих лиц и почему дети хотели бы сыграть на сцене? Особенно сильное, эмоциональное воздействие драматическое произведение оказывает в том случае, если оно воплощено в театре, где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик живых людей. Перед изучением пьесы можно провести анкетирование. Вопросы. Что вы знаете о театре? Каким вы представляете себе театр? Какие спектакли вы смотрели в театре? Назовите лучшие театры страны. Кого из театральных актеров (актрис) вы знаете? Кто из них вам больше всего нравится? Что дает театр зрителям? Для чего, по-вашему, он существует? Хотите ли вы, чтобы вся ваша жизнь была связана с театром? Почему?

Цели первого урока по изучению сказки: 1. Познакомить учащихся с драматургическими произведениями, их особенностями. 2. Показать, что «театр не закрывает глаза на пороки людей, …на социальные беды, и все-таки он при первой возможности устремляется навстречу радости бытия» (В. Блок, театральный критик). 3. Вырабатывать практическое умение вживаться в роль.

Урок 1.

Знакомство с театральной лексикой: действующие лица (герои), афиша, сцена, декорации, реплика, диалог, монолог, ремарка. Подвести итоги анкетирования. Мнения учеников сошлись в том, что театр нужен людям. Чтение первой сцены по ролям. Анализ прочитанного текста по вопросам. – Где происходит действие сказки? Кто из действующих лиц привлек ваше внимание? Чем? Такими ли вы представляете себе героев пьесы, какими их создали наши «актеры»? Дайте рекомендации одному из актеров. Помогите ему вжиться в роль. Домашнее задание ко 2 уроку: перечитать 2 и 3 картины. Нарисовать к ним декорации. Ответить на вопрос: почему случился пожар в домике на горе?

Урок 2.

Тема гуманизма и добра в пьесе «Два окошка».

Беседа с классом. В народной сказке герои делятся на добрых и злых. Можете ли вы в этой сказке разделить героев на два лагеря? (Дается понятие о более сложных характерах). Есть ли в сказке фантастические образы? Почему это произведение автор называет сказкой? Что сближает пьесу со сказками, изученными ранее? В чем их различие?

Характеры героев раскрываются не только в поступках, но и во взаимоотношениях с другими действующими лицами. Почему Бригадир и Монтеры погасили свет над городом? Подумали ли они о судьбе детей в одиноком домике на горе? О судьбах судов? (Ведь маяк погас) Что явилось причиной пожара?

Ленивые и бессердечные Монтеры не задумываются над своими поступками. Исполняя приказ Бригадира, они хотят выключить свет во всем городе. Им мешает Смотритель. Но Монтеры не стали ждать, пока Смотритель доберется до домика на горе. При появлении Бригадира они сразу же выключают рубильник. Гаснет маяк, который указывал дорогу кораблям. Гаснет свет в окошках домов, где дети ждут отца – капитана с потонувшего корабля. Чувство ответственности за свое дело, за судьбы кораблей и жизни людей не покидает Смотрителя. Но черствость, безответственность и равнодушие оказываются сильнее. Вспыхивает пожар в доме на горе. Корабль уже на грани гибели. И в минуту, когда капитан принимает решение «сражаться до последнего», вдруг загораются два спасительных окошка. Корабль сохранен, но домик спасти не удается. После чтения по ролям 4 картины вопросы. – Можно ли сказать, что в домике на горе жили добрые дети? Почему человек, которого спасли, снова оказывается за бортом? Как сцена пожара помогает понять, кто является настоящим другом детям? Почему существует зло? Какими становятся дети, потерявшие доброту? Домашнее задание: перечитать 5, 6 картины пьесы. Подбор определений для характеристики действующих лиц. Задание по группам. 1 группа – характеристика Монтеров, Бригадира. 2 группа – Смотрителя маяка, Капитана. 3 группа – детей, Человека.

Урок 3.

«Два окошка! Мы ждем вас!»

Работа над идеей произведения. Чтение по ролям 5 картины. Выполнение домашнего задания. Характеристики персонажей. Монтеры – веселые, озорные, ленивые, безответственные, легкомысленные. Бригадир – грубый, безответственный, мрачный, равнодушный к чужому горю. Смотритель – добрый, сердечный, великодушный, благородный, трудолюбивый. Дети – сердечные, добрые, приветливые. Человек – добрый, гуманный, великодушный, благородный, честный. Работа с пословицами. «Неприятность вначале лучше, чем в конце», «Лодырь не человек, болтун не работник». «Чтоб в почете быть, надо руд любить». «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». «Труд человека кормит, а лень портит». «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости». «В ком добра нет, в том и правды мало». «Человек сердцем могуч, дерево – корнями». «Друг познается в несчастье».

— Какие из пословиц можно использовать по отношению к героям сказки? Какие раскрывают смысл всей сказки?

Картина шестая – это гимн добру, гуманности, благородству и верности. Капитан на корабле собирает гостей: «Я собираюсь пригласить гостей. Капитана и его деточек». – Объясните название пьесы? Кто и что побеждает в сказке? Какие чувства вызывает у вас конец сказки? Читаем радиограмму, которую передает Капитан детям в лодку: «Два окошка! Мы ждем вас!» Как вы понимаете ее смысл? (Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой и радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию). «Как это прекрасно – спасти человека!» — восклицает Капитан. Эта мысль, вложенная Л. Петрушевской в пьесу-сказку, придает произведению особое звучание и окраску. Пьесу-сказку легко инсценировать. Образы действующих лиц близки и понятны детям. Реплики героев просты и не осложнены «взрослой» лексикой. Декорации не трудно изготовить самим ученикам. Вера в человеческую душевную доброту поможет им жить и преодолевать жизненные невзгоды.

Девушка-Нос — Петрушевская Людмила Стефановна

Людмила Стефановна Петрушевская

Девушка-Нос

В одном городе жила очень красивая девушка по имени Нина. У нее были золотистые кудрявые волосы, большие синие, как море, глаза, огромный нос и прекрасные белые зубы. Когда она смеялась, казалось, что светит солнце. Когда она плакала, казалось, что падает жемчуг. Одно ее портило — большой нос. Однажды Нина собрала все деньги, какие у нее были, и пошла к врачу. Она сказала:

— В этом городе у меня никого нет, я сама зарабатываю себе на жизнь, а мои папа и мама живут далеко, и я не могу у них просить денег, они и сами небогатые. Вот все мои деньги. Сделайте мне маленький нос! Когда я родилась, мои родители совершили ошибку и не позвали на праздник старого колдуна, который жил в лесу. Когда он узнал, что его не позвали, он страшно обиделся и сказал, что сделает мне очень важный и ценный подарок. И с этих пор у меня стал расти нос. Когда мои родители пошли упрашивать колдуна, он сказал, что, если у меня будет маленький нос и я стану красавицей, меня полюбит любой подлец, а так меня полюбит единственный человек в мире. И потом он сказал моим родителям: «Посмотрите на себя! Ведь вы нормальные некрасивые люди и никогда не заботились о своих носах!» Мои родители ответили: «Но она ведь у нас растет красавицей, ее жалко!» Но волшебник ничего не сделал для меня. Теперь я выросла, я работаю парикмахершей, я хороший мастер, ко мне стоит очередь. Но счастья у меня нет.

Врач сказал ей:

— Я тут бессилен. Поедете в другой город, там живет волшебник, может быть, он вам поможет.

Девушка поехала в другой город. В одном купе с ней ехал бедно одетый молодой человек, который читал толстую книгу. Он не обратил на Нину никакого внимания. Однако ночью поезд сильно тряхнуло, и во сне Нина упала с верхней полки. Она потеряла сознание и очнулась на руках у молодого человека. Он сказал ей:

— Хорошо, что я не спал и успел вас поймать.

— Спасибо вам, молодой человек, — сказала Нина вставая. — Если хотите, приходите ко мне в парикмахерскую, я работаю на главной площади, я вас постригу и побрею.

— Нет, я сам стригусь раз в полгода большими овечьими ножницами и подравниваю бороду. Спасибо.

— Ну, тогда, — сказала Нина, — приходите ко мне просто выпить чаю.

— Спасибо, чай я люблю пить в одиночестве, — ответил молодой человек и стал читать свою книгу.

— Ну тогда просто так приходите, — сказала Нина.

— Просто так я не приду, — ответил молодой человек, — мне некогда.

Тем временем поезд уже прибыл в другой город, и Нина отправилась к волшебнику. Это оказался симпатичный молодой человек с черной бородой и в очень красивых темных очках. Он сказал, что может помочь Нине, но за это потребовал большой палец ее правой руки. Нина согласилась, стала невероятной красавицей, но без одного пальца. Когда она вышла на улицу, прохожие начали останавливаться, машины загудели, а молодые люди пустились провожать Нину до самого вокзала. В поезде ей уступили нижнее место, принесли несколько букетов роз, лимонад и много коробок шоколада. Когда она приехала в свой город, повторилась та же картина, и за Ниной поехала машина графа, который, опустив стекло, умолял Нину из окна выйти за него замуж. Но Нина не села к нему в машину. Целыми днями она теперь бродила по городу, надеясь разыскать того молодого человека из поезда. Работать парикмахером она больше уже не могла, поскольку на правой руке не хватало главного рабочего пальца, но немного денег у нее было, так что она целыми днями ходила по городу, а за ней всюду следовала машина графа. Каждый день Нину приглашали на балы, она была объявлена королевой красоты города, а некоторые думали, что и мира. Но никто не знал, что у нее не осталось денег и она ест один раз в день — вечером, на балу, кофе с мороженым. Наконец она не выдержала и устроилась работать уборщицей, скопила денег и поехала опять в другой город к волшебнику. Она сказала ему:

— Возьмите все мои деньги, но скажите мне, где найти моего милого, того человека из поезда.

— Хорошо, — сказал волшебник, — возвратите мне мой нос и возьмите прежний, тогда скажу.

— Нет, — ответила Нина, — просите что хотите, только не это.

— Ладно, — сказал волшебник, — придется взять у вас еще один палец на правой руке, теперь указательный.

— Хорошо, — ответила девушка не задумываясь.

— Адрес его такой: он живет в вашем городе, улица Правой руки, дом два, на чердаке. Поторопитесь!

Нина помчалась на вокзал, приехала в свой город и разыскала тот дом. Она вошла к своему милому на чердак и спросила:

— Вы меня узнаете?

— Нет, — сказал он.

— Помните, вы еще меня подхватили на руки, когда я упала с верхней полки.

— Нет, это были не вы, — ответил ее милый. — У той девушки было совершенно другое лицо. Она была такая смешная!

Нина не знала, что еще сказать, и ушла. Но каждый день она приходила на улицу Правой руки, чтобы взглянуть на окошко молодого человека. Нина теперь постоянно носила перчатки, снимая их только ночью при мытье лестниц. Ее по-прежнему приглашали на балы, дни рождения и городские праздники, машина графа все так же ездила за ней, и граф два раза в месяц делал ей предложение выйти за него замуж. Но Нина не соглашалась и отвечала так:

— Мало ли какой вы окажетесь человек. Сейчас вы готовы сделать для меня все, а потом вы окажетесь ревнивым или скупым, будете меня попрекать куском хлеба. Мало ли…

Но вот однажды ночью, убрав свои лестницы, Нина пришла взглянуть на окно молодого человека и увидела, что занавески задвигает какая-то старушка в черном. Не помня себя от страха, Нина взбежала на четвертый этаж и позвонила в чердачную дверь.

Ей открыла та самая старушка в черном.

— Что вам надо? — спросила она.

— Что с ним случилось? — спросила Нина.

— С кем?

— Ну, с молодым человеком, не знаю, как его зовут. Он здесь живет.

— А вы кто ему будете? — спросила старушка.

— Он меня однажды спас в поезде, — ответила Нина.

— Ну, тогда проходите. Он очень болен.

Нина вошла в комнату на чердаке и увидела своего милого, который лежал под одеялом и тяжело дышал.

— Кто вы? Я вас не знаю, — сказал он. — Вы не та, за кого себя выдаете.

— Что с вами? — спросила Нина.

Наше время подарило нам драматургический талант: имя Л. С. Петрушевской заняло достойное место в мире литературы. Творчество ее вызывает интерес и взрослых, и детей. В пьесе-сказке Л. Петрушевской «Два окошка» перед нами предстают герои из реальной жизни: Монтеры, Бригадир электромонтеров, Смотритель маяка, Помощник капитана, Мама, Ребенок. Именно они создают фон, на котором появляются образы Мальчика, Девочки, Человека. Мальчик и Девочка живут на горе в маленьком домике. Их отец, капитан, «на днях», как говорят матросы, затонул вместе с кораблем.

Смотритель. Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко дну.

Первый монтер. Охота была.

Смотритель. Так полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает корабль.

Дети не верят в гибель отца и настойчиво ждут его.

Смотритель. Вот теперь дети капитана и не гасят свет.

Второй монтер. Боятся.

Третий монтер. Трясутся.

Смотритель. Да нет же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.

Смотритель. Маяк для всех, а окошки для него одного.

Как поведут себя взрослые по отношению к светящимся ночью двум огонькам? Пьеса-сказка «Два окошка» — это произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. В последнее время все чаще мы слышим, что общество утрачивает нравственность и духовность. Но винить в этом мы должны лишь себя. Какие бы политические невзгоды и бури ни проносились над родной землей, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждают. И важно, чтобы педагог в доступной форме донес до сознания детей основную мысль пьесы. Сказка поэтична, умна, наполнена юмором. Удивительное человеческое тепло исходит с ее страниц. Для домашнего задания вопрос: кого из действующих лиц и почему дети хотели бы сыграть на сцене? Особенно сильное, эмоциональное воздействие драматическое произведение оказывает в том случае, если оно воплощено в театре, где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик живых людей. Перед изучением пьесы можно провести анкетирование. 

  • Пьеса на дне итоговое сочинение 2022
  • Пьеса как пишется и почему
  • Пьеса игра в лошадки чайковского рассказ
  • Пьеса горького на дне как социально философская драма сочинение
  • Пьеса вступление предшествующая основному сочинению