Людмила
Стефановна Петрушевская
Московский
хор
Пьесы
В
настоящем издании сохранена авторская
пунктуация.
содержание
Драмы
-
Московский
хор -
Еду
в сад -
Сырая
нога, или Встреча друзей -
Певец
певица -
Бифем
Детский
театр
-
Два
окошка -
Чемодан
чепухи, или Быстро хорошо не бывает -
Золотая
богиня
Московский
хор
пьеса
в двух действиях
действующие
лица:
Лика
Саша,
её сын
Эра,
жена Саши
Оля,
дочь Саши и Эры, 18 лет
Нета,
сестра Лики
Люба,
дочь Неты
Катя,
младшая дочь Неты
Лора,
дочь Кати, 17 лет
Галя,
подруга Лоры
Михал
Михалыч,
брат мужа Лики
Станислав
Геннадиевич,
руководитель Московского хора
Лида
Дора
Абрамовна
Скорикова,
староста
Лёня
Милиционер
Рая
Московский
хор
Дрезденский
хор
действие
первое
картина
первая
Репетиция
хора. Хор сидит. Станислав Геннадиевич
сидит на стуле на возвышении.
Станислав
Геннадиевич
(поёт)
Ми
бемоль, вот ваша нота… Первые альты.
Мммм…
Альты
Мммм.
Станислав
Геннадиевич
Со
второго номера. И!
Взмахивает
рукой.
Альты
Несите,
голуби, несите народам мира наш привет.
Станислав
Геннадиевич
Все!
Московский
хор
А-а-а…
Станислав
Геннадиевич
Стоп-стоп-стоп.
Дора Абрамовна, ещё раз вступление. Вы
думайте, что вы поёте. Летите, голуби,
летите! Для вас нигде преграды нет! Вот
текст. А тысяча девятьсот пятьдесят
шестой год уже! Вы будете петь на
Московском фестивале! Если, конечно, вы
будете петь как сейчас, этого не состоится.
Дора
Абрамовна
Тенора
всё время понижают к концу.
Станислав
Геннадиевич
Будет
решаться вопрос с тенорами. Может, будем
приглашать со стороны. Вообще, старики
за жёсткость подхода. Опоздания на
занятия, невыученные тексты, разговоры,
всё это учитывается. На фестиваль
оформляется шестьдесят человек, это:
костюмы, талоны на питание, два автобуса.
Нам шьют из синей шерсти! Белые
крепдешиновые блузки. Учтите, тенора!
Дора
Абрамовна
Им
надо протранспонировать на два тона
ниже, они «ля» не берут.
Общий
хохот.
Станислав
Геннадиевич
И
если теноров у нас мало, они на вес
золота, то с альтами дело хуже. Альтов
у нас двадцать, а мест в первых альтах
десять, во вторых пять.
Дора
Абрамовна
Вторых
альтов сажаем в тенора.
Общий
хохот.
Станислав
Геннадиевич
Старики
ведут тетрадь учёта. Скорикова!
Скорикова
Ребята,
старики не идиоты. Все мы хор.
Потрясает
журналом.
Вот
тут у нас сплошные опоздания и неявки.
Потом, к весне, люди нас будут брать на
арапа. Учтите! Никакие справки. Певец
не болеет! Баранова Галя не являлась
четыре занятия.
Галя
Воспаление
лёгких. Мне даже сессию продлевают.
Скорикова
Ладно,
Баранова сама старик, мы с ней разберёмся.
Новенькая, Сулимова Лариса, почему всё
время опоздания?
Лора
Я
хворала.
Скорикова
Вот
тебе раз!
Станислав
Геннадиевич
Сулимова,
кроме того, ты так дудишь, что хочешь
передудеть весь хор. Мы же хор! Я тебе
специально знаки показываю,..
Показывает
ртом и рукой.
…что
тише, а ты переорать всех хочешь.
Дора
Абрамовна
Она
солистка у нас.
Общий
хохот.
Станислав
Геннадиевич
Так.
Все поют.
Поёт.
До-ми-соль-до!
Дора Абрамовна, Моцарт, первый номер,
пожалуйста. Сулимова, когда я так
показываю, ты поёшь втрое тише. Сулимовский
специальный знак.
Московский
хор
(мощно)
Аве
верум… Верум корпус… Натум де Мария
ви-иргинэ…
картина
вторая
Квартира
Лики. В комнате Лика и Эра.
Лика
Эра,
ты нашла время.
Ковыряет
ложкой в кастрюле.
Эра
Шли
бы вы на кухню, ей-богу. Я тут разгребусь.
Лика
Я
только что из кухни.
Показывает
кастрюлю.
Я
туда обратно не попрусь.
Эра
Там
картошка отварена, ещё горячая. Чем есть
эту гадость.
Лика
Эра,
ты не тем занимаешься.
Эра
Какой
смысл есть холодное. Вечно у нас едят с
бумажки, пальцами и из кастрюли.
Лика
Ты
специально это затеяла? Между прочим,
наша прислуга Дуня, когда к Неточке
приходили кавалеры, начинала выносить
помои у всех на глазах или ночные вазы.
Эра
Как
будто мы ещё в эвакуации.
Лика
А
что ты с этим собираешься делать?
Эра
Я
хочу привести диван в порядок. Машка
изо всего выросла.
Лика
Собакам
выкидать? Как говорил Вадим Михалыч.
Эра
Я
вчера была у Сони. Соня возьмёт для
Юрочки.
Лика
Ты
всё раздаёшь по людям. Когда у Оли будет
ребёнок, пойдёшь по миру побираться.
Господи, не каша, а сплошные угли.
Эра
Варили
вы. Какой к чёрту ребёнок.
Лика
Ну
когда-нибудь будет же. Эта каша стоит с
субботы. Никто не съел, не выкинул, никто
не позаботился.
Ест.
Эра
Господи,
как избавиться от барахла! Всё забито
тряпками.
Лика
Сколько
времени, ты знаешь? Ты же нарочно устроила
бедлам, чтобы встретить так мою сестру.
Эра
Ещё
полчаса до прихода поезда, да им ещё
ехать… Успеется. Обед готов.
Лика
А
мне вот не в чем выйти встречать родную
сестру. Дай, дай мне эти тряпки. Я сварганю
себе пальто.
Эра
Я
же вам сколько раз покупала пальто!
Лика
Где?
Эра
А
зелёное?
Лика
Оно
мне было узко. Потом, такой маркий цвет,
мне бы его тут же разорвали…
Эра
Купишь
вам пальто, а потом его опять продавать.
Купить-то купишь, а продать-то не продашь!
Лика
Оно
слишком узкое, это пальто. Все это поняли.
И не купили.
Эра
Хорошее
пальто, там привезли, была давка. У меня
на руках трое детей! И ещё вы. И Саша,
который флотский офицер и умри, не
встанет в очередь.
Демонстрирует
кальсоны, вынутые из дивана.
Флотский
офицер умрёт, но не наденет кальсон!
Лика
При
чём кальсоны. Саша давно в командировке
и не на ваших руках. Я тоже сама себе
парю.
Потрясает
кастрюлей.
И
детей подкармливаю.
Эра
Вы
этим подкармливаете? Углями?
Лика
Дети
у вас отданы государству. При живой
безработной матери дети прозябают и
садике.
Эра
Кто,
Оля?
Лика
А
Оля вообще дома не ночует. Вчера пришла
в двенадцать ночи.
Эра
Она
была у Маринки.
Лика
Вот
именно, у Маринки.
Эра
Они
там занимались.
Лика
Чем
они там занимались?
Эра
Тем
и занимались. Меня не было дома. Могу я
в кои-то веки, уложив детей, сходить к
Соне! К двоюродной сестре своей! К
единственной родной душе в этом мире!
Лика
Ты
да, ты была там. А я ждала, я ей звонила
и в полдвенадцатого спустилась подышать.
Идут двое стиляг. Здесь у них так,..
Показывает
на лоб.
…здесь
так, здесь так. Один указывает на наш
подъезд и говорит: «Ты знаешь, что в этом
подъезде у тебя будет ребёнок?» А он,
тот, отвечает: «Пошарь во лбу, ты спишь,
наверно». Вот. А ты раздаёшь всё детское
Сонькам и Ванькам. Вполне целое.
Эра,
плача, кидает всё обратно в диван,
опускает сиденье.
К
сожалению, я всегда оказываюсь права,
то есть лучше бы мне вырвали глаза. Мои
старые глаза всё видят, и за это меня
ненавидят.
Эра
В
чём вы выходили?
Лика
В
Сашиной шинели.
Эра
Так.
Лика
Было
двенадцать ночи, успокойся. Я встретила
Олю, и мы с ней поговорили. Мы с ней обо
всём договорились. Я успокоила девочку,
мы обнялись и поплакали. Она сказала,
что будет поступать в институт, в
университет. После этого ты, придя
заполночь, тяжело избила Олечку по
щекам.
Эра
Я
дала девке пощёчину, чтобы она не
таскалась к этой дряни.
Лика
После
слёз ещё ударить ребёнка! Уже я ей дала
подзатыльник, и хватит! До-воль-но!
Эра
Сидит,
якобы занимается французским. Я говорю,
ты что, не учила, так себе сидишь? Она
говорит: «Почему?»
Лика
Я
её спрашиваю: «У тебя будет ребёнок?»
Она тоже: «Почему?» и «Кто это тебе
сказал?»
Эра
Да
ерунда. Сидит, пишет стихи.
Лика
Да,
она в ведро выбросила и порвала, а я
вынула и прочла. Ну, ты знаешь: «От
ликующих, праздно болтающих, обагряющих
руки в крови уведи меня в стан погибающих
за великое дело любви». Точная цитата,
хотя некоторых мест не хватило, испачканы
томатной пастой.
Эра
Это
стихи Симонова.
Лика
Некрасов,
но это неважно. Она влюблена. Сколько
времени?
Эра
Полчаса
всё ещё до прихода поезда.
Лика
Только
полчаса?
Активно
работает ложкой.
Эра
Мама,
я вас прошу, наденьте мой халат. Голубой.
Лика
Мне
его тут же порвут. Всё время вещи рвут
вот здесь, под мышкой. Кто рвёт, неизвестно.
Эра
Я
зашью.
Лика
В
нашу квартиру всё время проникают
посторонние. Ночью я посыпала содой.
Утром на ней были чьи-то следы.
Эра
А
я утром подметала, ничего не пойму, по
всей кухне сода.
Лика
Я
искала одну вещь на буфете, но там
оказался пакет с содой.
Эра
Начинается.
Лика
Это
моя вещь и моя квартира.
Эра
А
вот мне некуда идти. Мама умерла. Всё.
Лика
Твоя
мама умирала в роскоши, ты её обслуживала
не отходя. А я обслуживала твоих детей.
Роскошь всегда бывает за чей-то счёт.
Сколько времени?
Эра
Часы
у меня стоят!
Лика
К
такому моменту я ослепла.
Эра
Кто-то
пришёл! У них же нет ключа. Это кто?
Лихорадочно
подбирает тряпки с пола. Лика прячет
кастрюлю за диван.
Оля
(входя)
Это
я.
Эра
Ты
уходила?
Оля
Да,
я отнесла учебники Маринке.
Эра
Какие
учебники, какой Маринке?
Оля
Она
будет поступать, я ей дала на время.
Эра
Что?
Оля
Мама,
мои дела я буду решать сама, договорились?
Эра
Какие
учебники ты дала ей?
Оля
Неважно.
Эра
Не
заставляй меня рыться в твоём столе.
Оля
Тригонометрию
и историю ВКП(б).
Эра
Пока
я тебя кормлю и даю тарелку супа, а ты
палец о палец не ударяешь, ты ещё сбагрила
учебники этой мрази. Чтобы самой не
заниматься.
Лика
достаёт кастрюлю из-за дивана.
Оля
Меня
кормит мой папа.
Эра
Конечно,
твоя бабушка тебя хорошо научила, как
отвечать матери. Но кормлю тебя я. А папа
твой в командировке три раза по два
месяца. И похоже, что ему плевать на
тебя.
Оля
Это
на тебя ему плевать, а не на меня.
Лика
Оля,
что ты говоришь! Девочка моя! Мы же
договорились! Ты же с ней так не должна!
Оля
А
что она… варежку разинула…
Эра
Короче
говоря, тригонометрию ты вернёшь, и
ВКП(б) тоже. Эти учебники доставала я.
Оля
Тригонометрию
мне, кстати, дала Маринка. Два года назад.
Эра
Накануне
сдачи своих экзаменов ты решила её
отблагодарить и вернула.
Оля
Впереди
ещё целый год.
Эра
Какой
год, какой год! Декабрь, январь, так, так,
май, июнь, семь месяцев! Семь месяцев!
За это время ребёнка можно родить
недоношенного!
Оля
(с
горящими щеками)
Я
более не буду брать у тебя ни крошки
хлеба!
Эра
У
меня? В вашем доме у меня только подушка
и одеяло, успокойся.
Оля
Ни
крошки более и ни глотка.
Эра
Скажи
это своему отцу, когда он через месяц,
опять нам позвонит. Он через месяц скажет
тебе: «Терпи, дочь моя старшая».
Оля
А,
ему на меня наплевать…
Эра
Ты
что, ты его любимая девочка. Это я у вас
у всех прислуга. Приготовить, подать,
помыть посуду и постирать, убрать и
купить.
Оля
Вот
я и не буду больше этого есть.
Эра
Снять
с тебя штаны и выдрать.
Оля
Пошарь
во лбу…
Лика
Что-о?
Оля
Ты
спишь, наверно.
Эра
бросается к Лике и обнимает её. Они
застыли. Оля уходит.
Лика
Идут!
Отстраняет
Эру, прячет кастрюлю за диван. Входит
Саша с чемоданом. Он в чёрной шинели, в
белом кашне. Лика встаёт ему навстречу,
накидывает на плечи точно такую же
шинель, на которой до сих пор сидела и
полами которой укрывала ноги. Целуются.
Эра ждёт своей очереди рядом.
Не
отпуская Сашу.
Я
совершенно ослепла! Со мной никто не
хочет сходить к врачу! Саша, ты вернулся!
Ищет
глазами Эру.
Саша
Я
с тобой схожу.
Лика
Вот
я закрываю левый глаз и не вижу совершенно
уже ничего.
Саша
Ну
какой смысл закрывать.
Лика
У
нас такая радость! Сегодня возвращаются
из эвакуации Неточка и Любочка! Михал
Михалыч поехал за ними и вернулся с ними
из Уфы! Не знают, бедные, что через
пятнадцать лет Лика без пальто и слепая.
Они будут жить у нас пока что. Ты рад?
Саша
Это
тётя Нета? А кто такая Люба?
Лика
Да
Люба же, помнишь, ты за ней ухаживал? Ну,
когда тебе было семь лет, вы за ёлкой с
ней спрятались?
Саша
Любка,
что ли?
Лика
Ты
был в неё влюблён, признайся.
Саша
Ну
вот ещё.
Лика
Они
вызваны в Москву и им дали квартиру.
Торжественно.
Меня
вызывали в связи с посмертной реабилитацией
Ивана, Маруси, Николая, Лялечки и Люсика
и спросили, есть ли какие-нибудь нужды.
Я сказала, что ещё одна сестра всё
потеряла и они влачат жалкое существование
и Уфе. Теперь им дали квартиру в Москве,
комнату им и комнату Кате с Лорой.
Двухкомнатную роскошную квартиру под
Москвой, где-то в Новых Черёмушках.
Электрички даже не ходят. Трамваем
полтора часа.
Саша
(Эре)
Мне
надо с тобой поговорить.
Лика
Ты
меня слушаешь?
Эра
Мне
тоже.
Лика
Ну
вот, они наотрез отказались жить с Катей.
Я их пригласила телеграммой, они пока
поживут у нас. Ничего? Ты не против?
Саша
Да
я, собственно, на один день.
Эра
Чтобы
ночью быть там.
Саша
выходит.
Лика
Я
понимаю, они не хотят комнату. Нета ведь
была женой замнаркома. Тем более с Катей
у них нет ничего общего, она им не писала
и не помогала…
Эра
А
мы с мамой после ареста папы жили в
Удельной в комнате семь метров на две
семьи.
Лика
Но
ты очень скоро по головам нашей семьи
стала невесткой полковника, а они
оказались на речке Уфимке в эвакуации
и скитались.
Эра
Вы
меня приютили, за это я вам благодарна,
и мне напоминают об этом ежедневно. Но
моя мама тоже оказалась на разъезде
Шубаркудук в бараке из сухого конского
дерьма пополам с соломой.
Саша
входит с чемоданом.
Лика
(перебивая)
Но
они столь деликатные и тонкие люди, что
сами ни о чём не напоминали, не просили
ничего. Ни слова из её груди, лишь бич
свистел играя. Единственно, чего они не
хотят, это жить с Катей. Катя им чуждый
элемент, она боролась за жизнь и всюду
скрывала насчёт врагов народа
родственников, чтобы прокормить маленькую
дочь. Когда её вызывали к тому же майору
Дееву, она ляпнула, что они были невменяемые
и не отвечали за себя. Не знала, что не
требуется никаких оправданий. Хотела
их опять выгородить, как в тридцать
восьмом.
Звонок.
Эра,
это они, возьми там кашу, я уже не успеваю.
Эра
достаёт из-за дивана кастрюлю, уносит.
Входят Катя и Лора.
Закрыв
лицо.
Кто
это? Кто? Дорогие! Я ничего не вижу!
Плачет.
Ослепла!
Катя
(плачет)
Лика,
дорогая, здравствуй! Это я, Катя с дочерью!
Лика
(мгновенно
просыхая)
Ты
меня напугала! Фу как напугала!
Катя
Это
моя Лора!
Почти
кричит.
Лора!
Помнишь?
Лика
Я
слепая, но не глухая. Можешь не кричать.
Катя
Я
так рада!
Целует
Лику.
Как
ваша пожинает Олечка? Она поступила в
институт? Моя Лора поступила в
стоматологический! Изучает череп и
кости! А где Олечка? Оля! К тебе пришла
сестра!
Лика
Она
занята, она готовится к экзаменам.
Входит
Оля. Обе девушки становятся по
противоположным сторонам сцены.
Катя
Олечка,
ты помнишь Лорочку? Твоя троюродная
сестра.
Оля
отрицательно качает головой.
А
Лора тебя помнит.
Лора
отрицательно качает головой.
Лика
Сижу
здесь слепая совершенно, не говоря уже
о том, если закрыть левый глаз.
Закрывает
ладонью.
Вот!
Вот и результат! Ничего не вижу!
Катя
Надо
обратиться к глазнику.
Лика
Катя,
ты знаешь нашу жизнь. Ем я одни объедки,
потому что они оставляют кучу продуктов.
Кто голодал, тот не оставляет.
Катя
Я
ничего не оставляю. Лора тоже ест всё
под корень. Конфеты уничтожает. Я
буквально прячу.
Лика
А
свиней подбирать за ними нету. Они
оставляют, всё испортится, тогда в ход
иду я. Ем одно прокисшее и подгорелое.
Покупают, готовят, потом оставляют по
полкастрюли. А сами варят заново. У неё
как кастрюля пригорела, бац! Она покупает
новую. А я вынуждена хлебать предыдущее.
Катя
Зажрались.
Лика
Нет,
ни в коем случае нет, просто им всем
некогда! Саша, когда дома, отсыпается
на всю жизнь. У Эры тысяча всегда
отговорок, никогда не ест. Она веселый
кащей. Дети вообще ничего не едят когда
болеют, а когда здоровые — они едят в
садике чёрт-те чего. А у Олечки, посмотрите,
абсолютно нет фигуры, а ведь ей уже
семнадцать лет, восемнадцатый.
Катя
Да,
у неё ещё не прорезалась фигурка.
Лика
Нет,
фигура-то у неё божественная, она сложена
как танагрская статуэтка, Эра тоже была
такая в её годы. Но у Эры был зад, а у
Олечки нету.
Катя
Ну-ка,
ну-ка.
Смотрит.
Есть,
есть.
Лика
Его
нет!
Катя
А
моя Лора мучается от своей фигуры вообще.
Скажи, Лорочка. Она молчит. Она считает,
что она квадратная.
Лика
Немного
того.
Катя
Смешные
девочки. Они чем-то похожи. Олечка и
Лорочка, ну-ка, кто выше? Ну-ка встаньте
спиной друг к дружке.
Девушки
не двигаются.
Лика
Они
не могут быть похожи, так как Олечка
похожа на красавца Сашу.
Катя
Всё-таки
что-то родственное есть. В щеках что-то.
Лика
Это
ложное впечатление.
Катя
Они
одно поколение.
Лика
Это
не в счёт, не в счёт.
Катя
Я
была в молодости сложена как богиня,
все меня находили интересной. Один
скульптор мне сказал: «Всю жизнь ходите
на каблуках. У вас фигура богини».
Лика
Нет,
ты не в нашу родню, ты в папу своего
удалась, в Василья. А наша Олечка —
вылитый красавец Саша. Саша и Эра — пара
красавцев.
Катя
Когда
Лора приходит к своему отцу, к Сунимову,
на кафедру, все говорят, что она вылитый
Сулимов. А вообще никто не знает, что
она похожа на меня в юности. А я была как
богиня, но никто этого не замечал, кроме
скульптора Пискарёва.
Лика
Напомни,
что за Сулимов такой.
Катя
Мой
муж.
Лика
У
тебя был разве муж?
Катя
Сулимов.
Лика
А
разве Сулимов на тебе женился?
Катя
Потом-то
да.
Лика
Помню,
Нета жаловалась, что Катя ждёт ребёнка
от неведомо кого. Мы к этому легко
отнеслись, не осуждали.
Катя
Я
не хотела за него выходить, обиделась.
А когда меня на собрании прорабатывали
как члена семьи врага народа, Пискарёв
встал, посторонний человек, и сказал,
что готов на мне жениться, и тогда Сулимов
взял свои слова обратно, его забрало за
живое. Он ведь на этом собрании отрёкся
от связи с врагом народа. А у меня уже
пузо было! Сулимов заревновал и после
собрания со мной расписался. А я его
презирала. Но ты знаешь, как глупые
девчонки выскакивают замуж! У Олечки
уже небось есть кто-нибудь. Олечка,
пойдёшь замуж?
ПЕТРУШЕВСКАЯ ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА (1938)
[1971,1975,1978,1981,1986,1988,1989,1990,1991]
ЖУРНАЛЫ
КРЕСТЬЯНКА (Москва)
1989
|
12 |
Мальчик-бубенчик:[Рассказ]: Из цикла «Сказки для взрослых» /Рис. Е.Флеровой. -С.16-18. |
ЛИТЕРАТУРНАЯ АРМЕНИЯ (Ереван)
1989
|
5 |
Два окошка: Пьеса-сказка в 6-и карт. -С.54-63. |
НОВЫЙ МИР (Москва)
1989
|
8 |
Новые Робинзоны: (Хроника конца ХХ века):[Рассказ] -С.166-172. |
ОГОНЕК (Москва)
1990
|
28 |
САМИ ХОРОШИ: Рассказы /Рис. Л.Хачатряна: Гигиена /Рис.,С.27-29. -С.26-29. |
ПИОНЕР (Москва)
1971
|
11 |
ДВЕ СКАЗКИ /Рис. Е.Шабельника: Говорящий самолет /Рис.,С.72-73; Чемодан чепухи /Рис.,С.73-75. -С.72-75. |
СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ (Москва)
1975
|
2 |
Как Васю лечили:[Рассказ] /Рис. В.Терещенко. -С.63. |
ТЕАТР (Москва)
1988
|
2 |
Квартира Коломбины:[Одноактная комедия] -C.8-12. |
ЮНОСТЬ (Москва)
1990
|
9 |
СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: Роза,С.66-67; Жил-был будильник,С.67; Дядя Ну и тетя Ох /Рис. И.Оффенгендена,С.67. -С.66-67. |
СБОРНИКИ
|
Вкус: Повести и рассказы /Сост. В.Семилетова; Послесл. [4с.обл.] изд-ва; Оформл. серии С.Мухина. — М.: Правда, 1991. — 478 с. — (Б-ка журн. «Знамя»). — 5р. 300.000 экз. ISBN 5-253-00562-5 |
Из содерж.: Новые Робинзоны: (Хроника конца ХХ века):[Рассказ],С.88-96; Гигиена:[Рассказ],С.97-103. |
|
Одноактные пьесы /Сост. Э.Бобров; Худож. В.Гордеев. — М.: Сов. Россия, 1978. — 112 с. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности»; № 14). — 25к. 65.980 экз. |
Из содерж.: Быстро хорошо не бывает, или Чемодан чепухи: Сказка в 3-х карт.,С.97-111. |
|
Сказки без подсказки: Рассказы, сказки, стихи /Сост. В.Некрасов; Ил. М.Федорова, Ю.Ващенко, В.Иванюка, А.Соколова, В.Борисовой, Л.Шульгиной, Е.Юдина; Оформл. М.Федорова. — М.: Дет. лит., 1981. — 270 с.,ил. — 1р.10к. 100.000 экз. |
Из содерж.: Лечение Василия,С.150-152. |
|
Улыбка столицы: Моск. юмористы от А до Я: Вып. 3 /Сост. И.Левин; Худож. С.Тюнин. — М.: Моск. рабочий, 1986. — 319 с.,ил. — 1р.10к. 75.000 экз. |
Из содерж.: Гусь:[Рассказ] /Рис.,С.223-226. |
АВТОРСКИЕ КНИГИ
|
Два окошка: Пьеса-сказка в 1-м д., 6-и карт. /Отв. ред. Г.Фролов. — М.: ВААП, 1975. — 32 с. — 70к. 100 экз. |
|
«Лечение Василия» и другие сказки /Рис. В.Пивоварова. — М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1991. — 64 с.,ил. — 1р.80к. 200.000 экз. Из содерж.: Лечение Василия /Рис.,С.13-17; Что говорил самолет /Рис.,С.18-24; Мальчик-бубенчик /Рис.,С.24-33. |
|
Песни ХХ века: Пьесы /Предисл. [С.5-6] А.Смелянского; Худож. П.Андреев. — М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. — 240 с. — 95к. 20.000 экз. Из содерж.: Квартира Коломбины,С.172-181. |
|
Свой круг: Рассказы. — М.: Правда, 1990 — 47 с.,ил. — (Б-ка «Огонек»; № 48). — 20к. 150.000 экз. Из содерж.: Гигиена,С.37-43. |
|
Три девушки в голубом:[Сб. пьес] /Статья [Ты — что? или Введение в театр Петрушевской,С.394-398] Р.Тименчика; Худож. В.Дмитрюк, В.Белкин. — М.: Искусство, 1989. — 399 с.,ил. — 1р.70к. 30.000 экз. ISBN 5-210-00402-3 Из содерж.: Квартира Коломбины /Рис.,С.244-254; Два окошка: Пьеса-сказка в 6-и карт. /Рис.,С.308-330; Быстро хорошо не бывает, или Чемодан чепухи: Пьеса-сказка в 4-х карт. /Рис.,С.331-353. |
ПЕРСОНАЛИЙ
Быстро хорошо не бывает, или Чемодан чепухи: Сказка в 3-х карт. — СБ. Одноактные пьесы. — М.: Сов. Россия, 1978. — С.97-111.
Быстро хорошо не бывает, или Чемодан чепухи: Пьеса-сказка в 4-х карт. /Рис. В.Дмитрюка, В.Белкина. — АВТ. Три девушки в голубом. — М.: Искусство, 1989. — С.331-353.
Гигиена:[Рассказ]: Из цикла «Сами хороши» /Рис. Л.Хачатряна. //Огонек, 1990, № 28.-С.27-29.
Гигиена. — АВТ. Свой круг. — М.: Правда, 1990 — С.37-43.
Гигиена:[Рассказ] — СБ. Вкус. — М.: Правда, 1991. — С.97-103;
Говорящий самолет: Сказка:[Рассказ] /Рис. Е.Шабельника. //Пионер, 1971, № 11.-С.72-73.
Гусь:[Рассказ] /Рис. С.Тюнина. — СБ. Улыбка столицы: Вып. 3. — М.: Моск. рабочий, 1986. — С.223-226.
Два окошка: Пьеса-сказка в 1-м д., 6-и карт. /Отв. ред. Г.Фролов. — М.: ВААП, 1975. — 32 с.
Два окошка: Пьеса-сказка в 6-и карт. //Литературная Армения, 1989, № 5.-С.54-63.
Два окошка: Пьеса-сказка в 6-и карт. /Рис. В.Дмитрюка, В.Белкина. — АВТ. Три девушки в голубом. — М.: Искусство, 1989. — С.308-330.
Дядя Ну и тетя Ох:[Рассказ]: Из цикла» Сказки для взрослых» /Рис. И.Оффенгендена. //Юность, 1990, № 9.-С.67.
Жил-был будильник:[Рассказ]: Из цикла» Сказки для взрослых» //Юность, 1990, № 9.-С.67.
Как Васю лечили:[Рассказ] /Рис. В.Терещенко. //Сельская молодежь, 1975, № 2.-С.63.
Квартира Коломбины:[Одноактная комедия] //Театр, 1988, № 2.-С.8-12.
Квартира Коломбины. — АВТ. Песни ХХ века. — М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. — С.172-181.
Квартира Коломбины /Рис. В.Дмитрюка, В.Белкина. — АВТ. Три девушки в голубом. — М.: Искусство, 1989. — С.244-254.
Лечение Василия. — СБ. Сказки без подсказки. — М.: Дет. лит., 1981. — С.150-152.
Лечение Василия:[Рассказ] /Рис. В.Пивоварова. — АВТ. «Лечение Василия» и другие сказки. — М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1991. — С.13-17.
Мальчик-бубенчик:[Рассказ]: Из цикла «Сказки для взрослых» /Рис. Е.Флеровой. //Крестьянка, 1989, № 12.-С.16-18.
Мальчик-бубенчик:[Рассказ] /Рис. В.Пивоварова. — АВТ. «Лечение Василия» и другие сказки. — М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1991. — С.24-33.
Новые Робинзоны: (Хроника конца ХХ века):[Рассказ] //Новый мир, 1989, № 8.-С.166-172.
Новые Робинзоны: (Хроника конца ХХ века):[Рассказ] — СБ. Вкус. — М.: Правда, 1991. — С.88-96;
Роза:[Рассказ]: Из цикла» Сказки для взрослых» //Юность, 1990, № 9.-С.66-67.
Чемодан чепухи: Сказка:[Рассказ] /Рис. Е.Шабельника. //Пионер, 1971, № 11.-С.73-75.
Что говорил самолет:[Рассказ] /Рис. В.Пивоварова. — АВТ. «Лечение Василия» и другие сказки. — М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1991. — С.18-24.
Пьеса-сказка
Л. Петрушевской «Два окошка» (5 класс)
Наше время
подарило нам драматургический талант: имя Л. С. Петрушевской заняло достойное
место в мире литературы. Творчество ее вызывает интерес и взрослых, и детей. В
пьесе-сказке Л. Петрушевской «Два окошка» перед нами предстают герои из
реальной жизни: Монтеры, Бригадир электромонтеров, Смотритель маяка, Помощник
капитана, Мама, Ребенок. Именно они создают фон, на котором появляются образы
Мальчика, Девочки, Человека. Мальчик и Девочка живут на горе в маленьком
домике. Их отец, капитан, «на днях», как говорят матросы, затонул вместе с
кораблем.
Смотритель.
Матросы пришли на одной шлюпке. Их корабль затонул. А их капитан – они
рассказывали – на капитанском мостике остался, и честь отдавал, а потом ушел ко
дну.
Первый монтер.
Охота была.
Смотритель. Так
полагается. Одна фуражка от него осталась плавать. Капитан последним покидает
корабль.
Дети не верят в
гибель отца и настойчиво ждут его.
Смотритель. Вот
теперь дети капитана и не гасят свет.
Второй монтер.
Боятся.
Третий монтер.
Трясутся.
Смотритель. Да нет
же! Они ждут отца своего. Они не гасят свет специально, чтобы показать, что
ждут, как бы маяк для него. Мол, плыви сюда.
Смотритель. Маяк
для всех, а окошки для него одного.
Как поведут себя
взрослые по отношению к светящимся ночью двум огонькам? Пьеса-сказка «Два
окошка» — это произведение о нравственной ответственности человека за свои
поступки. В последнее время все чаще мы слышим, что общество утрачивает
нравственность и духовность. Но винить в этом мы должны лишь себя. Какие бы
политические невзгоды и бури ни проносились над родной землей, мы не должны
мириться с тем, что равнодушие и черствость побеждают. И важно, чтобы педагог в
доступной форме донес до сознания детей основную мысль пьесы. Сказка поэтична,
умна, наполнена юмором. Удивительное человеческое тепло исходит с ее страниц.
Для домашнего задания вопрос: кого из действующих лиц и почему дети хотели бы
сыграть на сцене? Особенно сильное, эмоциональное воздействие драматическое
произведение оказывает в том случае, если оно воплощено в театре, где актеры
своим искусством придают драматическим персонажам облик живых людей. Перед
изучением пьесы можно провести анкетирование. Вопросы. Что вы знаете о театре?
Каким вы представляете себе театр? Какие спектакли вы смотрели в театре?
Назовите лучшие театры страны. Кого из театральных актеров (актрис) вы знаете?
Кто из них вам больше всего нравится? Что дает театр зрителям? Для чего,
по-вашему, он существует? Хотите ли вы, чтобы вся ваша жизнь была связана с
театром? Почему?
Цели первого урока
по изучению сказки: 1. Познакомить учащихся с драматургическими произведениями,
их особенностями. 2. Показать, что «театр не закрывает глаза на пороки людей,
…на социальные беды, и все-таки он при первой возможности устремляется
навстречу радости бытия» (В. Блок, театральный критик). 3. Вырабатывать
практическое умение вживаться в роль.
Урок 1.
Знакомство с
театральной лексикой: действующие лица (герои), афиша, сцена, декорации,
реплика, диалог, монолог, ремарка. Подвести итоги анкетирования. Мнения
учеников сошлись в том, что театр нужен людям. Чтение первой сцены по ролям.
Анализ прочитанного текста по вопросам. – Где происходит действие сказки? Кто
из действующих лиц привлек ваше внимание? Чем? Такими ли вы представляете себе
героев пьесы, какими их создали наши «актеры»? Дайте рекомендации одному из
актеров. Помогите ему вжиться в роль. Домашнее задание ко 2 уроку: перечитать 2
и 3 картины. Нарисовать к ним декорации. Ответить на вопрос: почему случился
пожар в домике на горе?
Урок 2.
Тема гуманизма и
добра в пьесе «Два окошка».
Беседа с классом.
В народной сказке герои делятся на добрых и злых. Можете ли вы в этой сказке
разделить героев на два лагеря? (Дается понятие о более сложных характерах).
Есть ли в сказке фантастические образы? Почему это произведение автор называет
сказкой? Что сближает пьесу со сказками, изученными ранее? В чем их различие?
Характеры героев
раскрываются не только в поступках, но и во взаимоотношениях с другими действующими
лицами. Почему Бригадир и Монтеры погасили свет над городом? Подумали ли они о
судьбе детей в одиноком домике на горе? О судьбах судов? (Ведь маяк погас) Что
явилось причиной пожара?
Ленивые и
бессердечные Монтеры не задумываются над своими поступками. Исполняя приказ
Бригадира, они хотят выключить свет во всем городе. Им мешает Смотритель. Но
Монтеры не стали ждать, пока Смотритель доберется до домика на горе. При
появлении Бригадира они сразу же выключают рубильник. Гаснет маяк, который указывал
дорогу кораблям. Гаснет свет в окошках домов, где дети ждут отца – капитана с
потонувшего корабля. Чувство ответственности за свое дело, за судьбы кораблей и
жизни людей не покидает Смотрителя. Но черствость, безответственность и
равнодушие оказываются сильнее. Вспыхивает пожар в доме на горе. Корабль уже на
грани гибели. И в минуту, когда капитан принимает решение «сражаться до
последнего», вдруг загораются два спасительных окошка. Корабль сохранен, но
домик спасти не удается. После чтения по ролям 4 картины вопросы. – Можно ли
сказать, что в домике на горе жили добрые дети? Почему человек, которого
спасли, снова оказывается за бортом? Как сцена пожара помогает понять, кто
является настоящим другом детям? Почему существует зло? Какими становятся дети,
потерявшие доброту? Домашнее задание: перечитать 5, 6 картины пьесы. Подбор
определений для характеристики действующих лиц. Задание по группам. 1 группа –
характеристика Монтеров, Бригадира. 2 группа – Смотрителя маяка, Капитана. 3
группа – детей, Человека.
Урок 3.
«Два окошка! Мы
ждем вас!»
Работа над идеей
произведения. Чтение по ролям 5 картины. Выполнение домашнего задания.
Характеристики персонажей. Монтеры – веселые, озорные, ленивые,
безответственные, легкомысленные. Бригадир – грубый, безответственный, мрачный,
равнодушный к чужому горю. Смотритель – добрый, сердечный, великодушный,
благородный, трудолюбивый. Дети – сердечные, добрые, приветливые. Человек –
добрый, гуманный, великодушный, благородный, честный. Работа с пословицами.
«Неприятность вначале лучше, чем в конце», «Лодырь не человек, болтун не
работник». «Чтоб в почете быть, надо руд любить». «Кто любит трудиться, тому
без дела не сидится». «Труд человека кормит, а лень портит». «Злой плачет от
зависти, а добрый – от радости». «В ком добра нет, в том и правды мало».
«Человек сердцем могуч, дерево – корнями». «Друг познается в несчастье».
— Какие из
пословиц можно использовать по отношению к героям сказки? Какие раскрывают
смысл всей сказки?
Картина шестая –
это гимн добру, гуманности, благородству и верности. Капитан на корабле
собирает гостей: «Я собираюсь пригласить гостей. Капитана и его деточек». –
Объясните название пьесы? Кто и что побеждает в сказке? Какие чувства вызывает
у вас конец сказки? Читаем радиограмму, которую передает Капитан детям в лодку:
«Два окошка! Мы ждем вас!» Как вы понимаете ее смысл? (Люди нуждаются в
доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого
человека светлой, яркой и радостной. Бескорыстное добро, милосердие, гуманность
должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и
равнодушию). «Как это прекрасно – спасти человека!» — восклицает Капитан. Эта
мысль, вложенная Л. Петрушевской в пьесу-сказку, придает произведению особое
звучание и окраску. Пьесу-сказку легко инсценировать. Образы действующих лиц
близки и понятны детям. Реплики героев просты и не осложнены «взрослой»
лексикой. Декорации не трудно изготовить самим ученикам. Вера в человеческую
душевную доброту поможет им жить и преодолевать жизненные невзгоды.