Песчаная учительница о чем рассказ

:
Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом — расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно — то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» — она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны — слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту — село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, — чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня — будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Платонова Песчаная учительница

Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую. Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои «Песчаной учительницы» послужили Платонову для передачи главной идеи — ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию — давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности — дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова «Песчаная учительница», краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны…

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова «Первая учительница» была невеста автора — Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Личность Платонова

Понимание смыслов, заложенных в анализируемом тексте, требует обращения к личности автора. Проблематика и темы, затронутые писателем, заставляют проводить параллели между этим произведением и платоновским творчеством 1920-х годов. В тот период автор только встал на путь литературы. Критики, учтя особенности творчества молодого автора, назвали Платонова «мечтателем». Писатель представлялся литературоведам в роли «эколога всей планеты».

Произведение «Чевенгур» считается утопическим социально-философским романом, единственным завершенным произведением в платоновском творчестве. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Платонов рассуждает о жизни людей на планете. Автор размышляет о непригодных местах для проживания человека. Таких мест на Земле хватает. Тогда Платонов обращает внимание на Россию, на свою родину. Писатель изображает тундру, болота, сухие степи, пустыни – все места, в которых людям трудно выживать. Автор делает вывод, что жить можно и в таком пространстве, но его нужно изменить, адаптировать под свои нужды. В этой адаптации людям поможет наука, революция, достижения энергетики.

Тема электрификации страны, процессов мелиорации, озеленения, строительства, применения гидротехники периодически встречается в платоновском творчестве. Это лейтмотив произведений автора. Впрочем, ключевой ресурс перемен – это не техника, а «маленький человек». В анализируемом тексте таким «маленьким человеком» является учительница.

Из истории написания произведения

Дата рождения анализируемого текста – 1926-й год. Публика ознакомилась с платоновским творением год спустя – в 1927-м. Рассказ вышел на страницах сборника, который назывался «Епифановские шлюзы». Известное в то время периодическое издание – «Литературные среды» – тоже напечатало платоновское произведение в своем 21 номере.

Писатель основал сюжетный костяк произведения на реальных фактах из биографии женщины по имени Мария Кашинцева.

Прототип учительницы

История с выбором прототипа для произведения настолько интригует, что на этом моменте следует остановиться детальнее. Девичья фамилия женщины – Кашинцева. Мария Александровна в период написания текста была невестой автора, позже стала женой Платонова. Об этом, в частности, пишет историк литературы Алексей Варламов.

Автор произведения обращает свой взор к 1921-му году. В это время Мария занималась ликвидацией безграмотности в воронежских селах. Кашинцева уезжает за шестьдесят километров от города. Причина кроется не только в благородных побуждениях женщины. Марию волновали отношения с Платоновым, сложности во взаимодействии с писателем. Отъезд был бегством от этих отношений.

Жизнь Марии Кашинцевой

В 1921-м девушка училась в университете. Мария решает принять участие в программе, нацеленной на ликвидацию безграмотности.

В связи с этим девушка уезжает в деревню под названием Верхнее Волошино. Село располагалось недалеко от Воронежа. Позже Мария издала мемуары, воспоминания, которые озаглавила «Историей молодого человека и молодой девушки ХХ-го века».

В этой книге Мария писала, что желала убежать от чувств, поэтому и решилась на участие в программе. Девушка переживала, что писатель слишком прочно вошел в ее жизнь, заняв там слишком большое пространство. Чувства беспокоили Марию, и Кашинцева страшно хотела заглушить свою любовь. В результате девушка отправляется подальше от Воронежа и от Платонова.

Андрей Платонов и Мария

Как же в этой ситуации поступил «молодой человек ХХ-го века»? Платонов не отступился от своих чувств. Бегство от любви провалилось: писатель жаждал встречи с девушкой, посылал Марии письма, ездил в деревню. Первая брошюра, которую издал автор, содержала такие строки: «Марии. Вся моя жизнь была только предчувствием Вас. Андрей». Образ Марии отразился почти на каждом платоновском творении. Писатель вдохновлялся пешими походами из города в деревню, жизнью в селе. Эти впечатления позже стали основой платоновских произведений («Данилюк», «Бучило», «Песчаная учительница»).

Особенности литературного направления текста

Литературное направление, в рамки которого вмещается платоновское произведение, – это реализм. Текст пережил несколько редакций. В частности, вторая редакция содержала реалистическое объяснение появления в деревне русских. Автор уведомляет, что эти жители – переселенцы. Писатель предполагает, что переселенцы оказались в этих землях из-за реформы Столыпина. Реализм обусловил изменение интервала появления в крае переселенцев: автор смещает акцент с пяти лет до пятнадцати. Специалисты, впрочем, сомневаются, что какие-либо причины могли заставить кочевников (по своей природе) остановиться и осесть.

История про укрощение песков отличается бо́льшим реализмом. Воронежская область славится наступающими песками. Эта особенность края часто заставляла переселенцев мигрировать с места на место. Деревни, станицы периодически меняли свою дислокацию.

О жанре произведения

Сам автор определил жанровую принадлежность своего творения к очеркам. Об этом свидетельствует беловой автограф произведения. Очерк обусловил практическую направленность текста. Это не только художественное творение, но также конкретная инструкция о борьбе с наступающими песками. Литературоведы и критики, между тем, подчеркивают, что произведение относится к рассказам. Платоновская «Учительница» – это основа, составляющая роман-воспитание. Идея – показать, раскрыть динамику становления героя.

Тематика прозы

В центре повествования – эволюция личности. Писатель детально останавливается на проблеме выбора. Автор доносит до аудитории ключевую мысль: чтобы достичь цели, необходимо совместить решимость с мудростью. Этот рецепт также требует смирения перед трудностями жизни. Платонов обращается к философским вопросам:

  • жертва и воздаяние;
  • благодарность;
  • вдохновение и воодушевление;
  • мудрость;
  • ответственность и недальновидность.

Пятая часть произведения посвящается решению философского вопроса о двух образах жизни. Первый – оседлый, второй – кочевой. Мария вникает в суть замысла советского работника. Героиня радостно и добровольно соглашается быть песчаной учительницей всю жизнь.

Проблемы произведения

Автор поднимает важные проблемы социальной жизни:

  • пренебрежение, которое власти выказывают по отношению к людям (в этом контексте важен эпизод, когда героиню слушают, жмут руку, завершая разговор; но результат разговора – обычный совет, без действия);
  • невыносимо высокие требования к людям, принуждение к самопожертвованию (власть пренебрегает людьми, не стесняясь просить человека отдать жизнь на служение обществу).

Композиция текста

Формальная структура произведения – пять частей. Первая часть – это вступление, экспозиция. Здесь автор дает информацию о героях, об обстоятельствах, в которых оказываются персонажи. Во второй части повествуется о переезде героини в деревню.

Рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности, хотя в нем есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения… Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В третьей части рассказывается о попытках девушки бороться с безграмотностью. События четвертой части посвящаются изменениям, которые произошли в селении за последние два года. Наконец, кульминация – пятая часть – драматический конец, демонстрирующий бесполезность тяжелой работы героини.

Сюжет рассказа

События первой главы

Начало произведения – ретроспектива. Автор обращает свой взор к детству, к годам учебы Марии. О портрете героини читатели узнают из уст отца девушки. Постепенно писатель перемещает читателей в настоящее время. Героиню зовут Марией Никифоровной Нарышкиной. Девушка – учительница. Смелая женщина принимает решение участвовать в мерах по ликвидации безграмотности в селах. Мария едет в Хошутово – отдаленную деревню, которая граничит со среднеазиатскими пустынями.

События второй главы

Мария проводит в деревне три дня. Девушка наблюдает бессмысленный и тяжелый крестьянский труд. Жители села расчищают дворы, которые постоянно заносит песком – так чувствуется близость пустыни.

События третьей главы

Эта часть посвящается попытке героини обучить жителей грамоте. Девушка особенно беспокоится о детях. Вокруг Мария видит ошеломляющую бедность, нехватку ресурсов первой необходимости (вещей, еды, обуви…). Приходят холода. Зима уносит жизнь двоих ребятишек. Мария – благородная девушка, умная и мудрая. Нарышкина понимает: крестьяне не нуждаются в науке. Только одно учение имеет смысл в этих краях – наука о борьбе с песком, о противостоянии пустынной стихии.

Существуют ли учителя, способные в песчаной науке? На этот вопрос власти отвечают девушке так: следует научить крестьян песчаному делу самостоятельно. Тогда учительница обращается к книгам.

События четвертой главы

В этой части рассказывается о трансформациях деревни в последующие два года. Проходит шесть месяцев. Учительница находит способ бороться с песками – это массовое озеленение региона.

Песчаная учительница

Крестьяне медленно принимают нововведения. Потребовалось полгода, чтобы жители деревни принялись высаживать растения. Каждые полгода в деревне отводился месяц на озеленительные работы. Эффективный метод – это высадка шелюги (кустарника). Растение хорошо защищало огороды, сады, колодцы. Деревня начала обрастать соснами.

События пятой главы

Это кульминация произведения. Проходит три года. В этот период случается непоправимое – пески принудили кочевников среднеазиатских пустынь пройти через деревню. Нашествие переселенцев уничтожило результаты труда Марии и крестьян. Растения были вытоптаны, вода из колодца – выпита. Учительница обратилась к главарю переселенцев. Оказалось, что каждое пятнадцатилетие кочевники совершают такую миграцию. Мария также обратилась к властям. Власти предложили учительнице посетить Сафуту – отдаленное селение. В этих краях жили кочевники-переселенцы, которые когда-то осели здесь. Цель учительницы – донести до жителей Сафуты песчаную науку. Мария грустила, но смиренно поехала в село.

Итоги рассказа

Композиция произведения включает этапы процесса развития личности:

  • героиня учится, мечтает о будущем, о применении своих знаний, умений;
  • Мария начинает работать – реальность не имеет ничего общего с радужными мечтами первого периода;
  • усилия дают свои плоды;
  • надежды рушатся, героиня разочаровывается в своей деятельности;
  • Мария осознает свое настоящее предназначение, смиряется, приносит себя в жертву, молчаливо принимает судьбу.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо

.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Сюжетная линия рассказа

«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Отзывы о «Песчаной учительнице»

Многие читатели сравнивают рассказ Платонова с романом Кобо Абе «Женщина в песках». Там женщина также борется с песчаной пустыней, но потом смиряется и приживается. А героиня Платонова изо всех сил стремится к победе над природным явлением. В некоторых школьных программах для изучения в 6 классе включён рассказ «Песчаная учительница». Краткое содержание ученикам прочитать не помешает. Дети на уроках задаются вопросом: «Как сберечь результаты своего труда?».

Читатели отмечают, что рассказ учит протягивать руку помощи окружающим людям. Не каждый может отказаться от личной жизни ради общего дела. Учительница отдала пустыне самое главное — свою молодость, но судьба целых народов её беспокоит больше.

Образ учителя — покорителя природы

А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

На чтение 8 мин Просмотров 9.1к. Опубликовано 21.12.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Песчаная учительница» менее 1 минуты и подробно по главам за 7 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница»

После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.

Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.

Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.

После доклада в окружном роно заведующий предложил Нарышкиной отправиться в еще более отдаленное село, чтобы преподавать жизненно важную песчаную культуру оседающим в Сафуте кочевникам. После непродолжительных раздумий и сомнений Мария Никифоровна дает согласие.

Главный герой и его характеристика:

  •  Мария Никифоровна Нарышкина  — двадцатилетняя крепкая и мускулистая девушка, воспитанная вдали от грозовых военных и революционных событий, не утратила присущего молодости энтузиазма. Ее силы воли и мужества хватило, чтобы не только увидеть причину нищенского существования русских поселенцев в селении возле пустыни, но и помочь им.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Никита Гавкин  — друг Нарышкиной и пророк новой веры в пустыне в селе Хошутове.
  •  Ермолай Кобозев  — друг Марии Нарышкиной и еще один пророк и исполнитель песчаной науки в Хошутове.
  •  Вождь кочевников  — умный, спокойный, опытный мужчина, принимающий с достоинством все трудности, встречающиеся на пути в сложных степных условиях рядом с пустыней.
  •  Завокроно  — заведующий окружного отдела народного образования по достоинству смог оценить выдающиеся способности Марии Нарышкиной.
  •  Завгубоно  — заведующий губернским отделом народного образования.

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» подробно по главам

1

Марию Никифоровну Нарышкину из глухого небольшого городка, расположенного в Астраханской губернии, не коснулись военные и революционные события. Она была крепкой мускулистой девушкой, любила окружающую ее родные места песчаную пустыню.

Дома она наблюдала верблюжьи караваны, движущиеся в Персию, и с упоением читала книги по географии.

В шестнадцатилетнем возрасте отец-учитель привез Марию Никифоровну в Астрахань для продолжения учебы на педагогических курсах. За четыре года в девушке расцвела женственность.

По мере взросления испытала она любовь и неясную тревогу. А также были присущие молодости страдания, сомнения, вызывающие в душе даже желание самоубийства.

С окончанием учебы для двадцатилетней выпускницы закончился этот период жизни. Заведующий губернским отделом народного образования (завгубоно) перед собравшимися в зале девушками произнес речь о великом значении ожидающей их в будущем деятельности.

Отправили Марию Никифоровну в дальнее село Хошутово, рядом с безжизненной среднеазиатской пустыней ей предстояло работать учительницей.

2

Путь Марии Никифоровны проходил через пустынный тоскливый ландшафт. В знойный июльский полдень девушка впервые встретилась, в огромной раскаленной пустыни, с песчаной бурей.

Сильный ветер утих к вечеру. Вокруг снова расстилалось бескрайнее томящее взгляд море барханов. Мария Никифоровна добралась до Хошутово только вечером на третий день.

Песчаная учительница

Перед ней лежало селение, в котором было несколько десятков домов. Работать ей предстояло в земской школе, сооруженной из камня. Наиболее драгоценными, дающими жизнь сооружениями были глубокие колодцы.

Жителям приходилось ежедневно очищать селение от наметаемого с плоскогорий Памира мельчайшего песка.

Нарышкина увидела смирение и бедность отчаявшихся, сломленных пустыней крестьян, их бесполезный труд, так как песком селение засыпало ежедневно. Голодные, уставшие, павшие духом люди ждали покорно неизвестно откуда помощи.

Заселилась Мария Никифоровна в школу, где ей была отведена отдельная комната. Скучающий в одиночестве старик, исполнявший обязанности сторожа, с радостью помогал девушке обустроиться в ее жилище.

3

Обучение Мария Никифоровна начала спустя два месяца. Школу дети посещали плохо. Иногда из двадцати человек появлялось всего пять учеников.

Быстро наступившая ранняя зима была не менее ужасной в пустыне, чем лето. Снежные жуткие бураны окончательно измотали крестьян, погрузившихся в нищету. У детей не было обуви и одежды, они голодали. Перед Новым годом двоих учеников похоронили.

Мария Никифоровна, несмотря на мужественный характер и крепкое здоровье, стала терять уверенность. Она пыталась понять, сможет ли помочь этому вымирающему селению. Крестьян школа совершенно не интересовала. Они надеялись только вырваться из песчаного плена.

Постепенно учительница пришла к выводу, что основным учебным предметом должно стать привитие детям навыков преобразования пустынных участков в живые зеленые уголки. Крестьяне не стали спорить с ней, хотя и не поверили девушке.

Мария Нарышкина составила заявление, собрала под ним подписи жителей Хошутова, после чего отправилась в округ. Там в отделе народного образования отнеслись к идее молодой учительницы сочувственно, но отказали в выделении для ее школы педагога, могущего обучать песчаной науке.

Ей дали необходимые книги, поручив самой вести этот предмет. Порекомендовали прежде получить помощь участкового агронома. На этот совет Мария Никифоровна только горько рассмеялась, так как агроном ни разу не навестил бедствующее селение, проживая за сто пятьдесят верст от него.

4

Молодая учительница с трудом, но убедила жителей выходить на общественные работы осенью и весной. Работали они по месяцу добровольно.

Через год по периметру орошаемых огородов появились ограждения из шелюги (красной вербы). Эти же кустарники были высажены на границе селения и пустыни.

Рядом со школой планировалось обустроить сосновый питомник. Это дерево хорошо сберегает влагу после таяния снега, поэтому под сосновым пологом удается получать хороший урожай культурных растений.

Крестьянин Никита Гавкин особенно активно поддерживал все начинания Марии Никифоровны. Вместе с ним пропагандировал песчаную науку Ермолай Кобозев.

Если раньше жители Хошутова топили печи кизяком, то теперь им удавалось преодолевать недостаток топлива, используя стебли шелюги. Упругие прутья этого кустарника также послужили материалом для плетения корзин и даже мебели. Уже за первую зиму доход селения составил две тысячи рублей.

Пустыня начала зеленеть, жизнь крестьян улучшилась. В школу стали с удовольствием ходить вместе с детьми их родители на уроки, на которых Мария Никифоровна учила их жить в условиях пустыни. Учительница пополнела и еще больше похорошела.

5

В августе третьего года пребывания Марии Нарышкиной в уже преобразовавшемся селении старики ожидали стада кочевников. Они возвращались весной в степь около Хошутова каждые пятнадцать лет, чтобы покормить травой своих животных. Но в этот сезон кочевники запоздали, поэтому растительность уже высохла.

25 августа пришел колодезник, оповестив о приближении огромных стад животных, погоняемых кочевниками на тысячах лошадей. Спустя трое суток в округе исчезли посадки сосны и шелюги, иссякли колодцы. От нежданной беды Мария Никифоровна сначала металась, а потом отправилась к вождю кочевников.

Тот спокойно выслушал ее злые слова, а потом вежливо и с достоинством объяснил, что при недостатке корма всегда кто-то страдает. На угрозу учительницы о том, что она пожалуется Советской Власти, вождь ответил, что они живут в своей степи, куда не звали русских. Они пользуются травой своей родины, значит, не могут считаться преступниками.

Марию Никифоровну удивил ум и рассудительность вождя. Ночью она поехала в округ, чтобы доложить о сложившейся обстановке. Заведующий окружного отдела народного образования (завокроно) неожиданно предложил ей перебраться в Сафуту, так как обученные жизни в пустыне хошутовские крестьяне обойдутся уже без нее.

Изумленная Нарышкина узнала, что в дальнем глухом селе Сафута селятся кочевники, принявшие решение вести оседлый образ жизни. Постепенно их становится все больше. Есть опасение, что задернелые пески вокруг будут растоптаны и начнут засыпать село, отчего обедневшее население будет опять кочевать.

Если Мария Никифоровна научит культуре песков, осевших в Сафуте кочевников, то они не разбегутся, а значит, меньше будут страдать от их наездов русские поселения.

Девушка задумалась о своей молодости, желании выйти замуж. Неужели ей предстоит всю жизнь провести среди песков и диких кочевников. Потом вспомнила рассудительного умного вождя, поняла, как трудно выживают два народа рядом с безжизненными пустынями.

Мария Никифоровна решительно выразила свое согласие, пообещав спустя пятьдесят лет вернуться из Сафуты по зеленой лесной дороге. Пораженный Завокроно отметил, что молодая женщина способна повести за собой целый народ. А дело ее облагородит людей, которые смогут вырастить в пустыне деревья.

Кратко об истории создания произведения

Публицист, известный русский исследователь литературы и писатель Алексей Варламов утверждает, что сюжет рассказа основан на некоторых фрагментах биографии Марии Кашинцевой — жены А. Платонова. Девушка в период обучения в университете поехала в небольшое село в 1921 г. с целью ликвидации неграмотности. Произведение «Песчаная учительница» известным публицистом, журналистом, поэтом, писателем А. Платоновым было создано в 1927 г.

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Песчаная учительница

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.

Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.

Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.

Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.

История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главный смысл рассказа

Если с трудом и упорством продвигаться к своей цели, то это принесет высокие результаты. Когда человек ставит перед собой задачу, его уже нельзя остановить. Главной мыслью рассказа является то, что есть такие люди, которые готовы прийти на помощь, до конца бороться и помогать другим. Даже если это тяжелые географические условия.

Маленькая девушка берет все проблемы в свои руки и преобразовывает село так, как за многие годы не смогли изменить его жители. Но ей пришлось выбирать между личным счастьем и благополучием других людей. Но долг перед обществом стал важнее для нее, как для ответственного и закаленного человека.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Пересказ для читательского дневника

Повесть учит читателя преодолевать трудности и не бояться их. Человек обязан упорно идти к поставленной цели. Никогда нельзя сдаваться, ни при каких обстоятельствах. Автор показывает читателю, как важно жить для людей, любить их, творить добро.

Краткий пересказ повести начинается с главной героини. Мария Никифоровна Нарышкина в детстве была любимым ребенком своих родителей. Отец у нее был учителем и мечтал, о том, что дочь получит такую же профессию. Еще в детстве она интересовалась географией и была уверена, что станет педагогом. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, отец отвез ее на педагогические курсы в Астрахань, где она училась четыре года. За это время у нее сформировалось собственное отношение ко всему и началась взрослая жизнь.

Учительницу отсылают работать в деревню Хошутово. Рядом с селом располагалась астраханская пустыня, от этого климат был непригодным для жизни и люди умирали от голода. Первую бурю Марии пришлось наблюдать, когда она только ехала в село. Местные жители не знали, как бороться с песками, и все их силы уходили на борьбу с природой.

Дорога до села заняла три дня. Первое, что она увидела, это занесенную песком деревню. Ей была предоставлена комната при школе и она начала преподавать. Дети не всегда могли посещать занятия из-за сурового климата. То много, то мало учеников придет. Голодным и больным детям не доставляло удовольствия учиться. Но к Марии Никифоровне они относились хорошо и слушали ее с горящими глазами.

Учительница решает, что будет помогать сельчанам вести борьбу с песком и вкладывает в свои идеи все силы. Первым делом, прося помощи у агрономов, она получила отказ, но руки не опустила. Изучила все книги из отдела образования и принялась организовывать посадку молодых зеленых растений. Она верила в то, что ежегодное озеленение местности поможет разрешить проблему. Отчасти жить стало немного легче. Посаженые растения не позволяли посевам рассеиваться. Теперь в школу стало ходить много детей, которые уже не были голодными.

Все шло тихо и спокойно, пока Хошутово не настигла новая беда. Неподалеку сельские территории заселяют кочевники. Их скот вытаптывает всю зелень и выпивает все запасы воды. За несколько дней все было уничтожено. В селе опять голод. Учительница пробует изменить ситуацию и обращается к вождю племени кочевников. Она просит его не истреблять растения и не черпать безгранично воду. А вождь взамен попросил ее обучить население Сафута жить так же прекрасно.

В новой деревне Мария и поселилась, обучая кочевые племена борьбе с песком. В город главная героиня вернулась спустя пятьдесят лет и отправилась гулять по зеленым и ярким аллеям.

Анализ произведения Платонова Песчаная учительница

Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.
Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую. Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе.

Жертвы Марии Никифоровны

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» Андрея Платонова раскрывает силу женского русского характера в лице молодой Марии. Автор подчеркивает, что вся сила в молодости и активности. Хоть крестьяне ей сначала не верили, но перечить не стали. Ей удалось убедить их в актуальности своей идеи. Мария была сильной девушкой, но ее молодость прошла в глуши и ей пришлось пожертвовать женским счастьем из-за чувства долга перед бедными крестьянами.

В рассказе Платонова хорошо проявляется сила женского характера у главной героини. Она трезво оценивает обстановку, ведет активный образ жизни. Ей присущи следующие черты характера:

  • смелая;
  • целеустремленная;
  • решительная;
  • умная;
  • отважная.

Рассказ дает надежду человечеству, учит не опускать руки и до конца бороться даже со стихийными бедствиями. Человек и песчаную пустыню может превратить в райское зеленое место, было бы желание и упорство.

Очень позитивный настрой вызывает чтение повести. Ведь как необходимо преобразовывать свою жизнь в лучшую сторону своим трудом.

Популярные сегодня темы

В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она — профессия твоей мечты?

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача

«В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко

У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова «Песчаная учительница», краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны…

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова «Первая учительница» была невеста автора — Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Образ учителя — покорителя природы

А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Песчаная учительница

Краткое содержание Платонов Песчаная учительница

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование.  На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.

Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры.  Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.

Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.

Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.

История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы. Произведение показывает целеустремленность и порядочность человека. Учитель — очень важная профессия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

  • Безручка
  • В прекрасном и яростном мире
  • Возвращение
  • Волшебное кольцо
  • Еще мама
  • Иван Бесталанный и Елена Премудрая
  • Июльская гроза
  • Корова
  • Котлован
  • Любовь к Родине или Путешествие воробья
  • Маленький солдат
  • Морока
  • На заре туманной юности
  • Неизвестный цветок
  • Никита
  • Песчаная учительница
  • Разноцветная бабочка
  • Река Потудань
  • Сокровенный человек
  • Солдатское сердце
  • Сухой хлеб
  • Третий сын
  • Уля
  • Умная внучка
  • Усомнившийся макар
  • Фро
  • Цветок на земле
  • Чевенгур
  • Юшка

Песчаная учительница. Картинка к рассказу

Песчаная учительница кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Бунин Натали

    Главный герой – Виталий Мещерский – только что поступил в университет. Приехав на каникулы домой, он уверен, что именно этим летом найдет настоящую любовь, но не подвергаться романтике

  • Дойл Артур Конан

    Артур Конан Дойл известен всем благодаря своим персонажам — Шерлоку Холмсу, Челленджеру, Жерару и другии. Он был врачом по образованию, но прославился, как писатель. Он писал приключенческие, исторические

  • Краткое содержание Наталья, боярская дочь Карамзин

    Действие этой повести происходит в далекие допетровские времена, когда жизнь мирян протекала согласно устоям «Домостроя».

  • Краткое содержание Гофман Щелкунчик и мышиный король

    В книге рассказывается о семейном празднике. Наступает 24 декабря. В доме государственного медицинского советника Штальбаума все родные готовятся к Новому году.

  • Краткое содержание Лондон Мексиканец

    Однажды в штаб-квартиру Хунты пришел восемнадцатилетний юноша, который хотел работать для революции. Революционеры заподозрили сначала в нем шпиона Диаса. Парню доверили уборку помещений.

изображение к чтению

Многомудрый Литрекон представляет вниманию читателей краткий пересказ основных событий рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений. 

Краткий пересказ

(430 слов) Рассказ «Песчаная учительница» начинается с описания жизни Марии Нарышкиной. Девушка родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её семьи не коснулись ужасы войны и революции. Отец не рассказывал Марии о происходящем, желая отгородить девочку от потрясений. 

Мария увлекалась изучением географии, и уже в шестнадцать лет её отправили на педагогические курсы в Астрахань. После окончания обучения девушку определили учительницей в селе Хошутово, находившемся на границе с пустыней. Там Мария Никифоровна познала неприглядные стороны местной природы — песчаные бури. 

Село было почти полностью покрыто песком, и каждый день жители очищали свои дома с помощью лопат. Мария Никифоровна прочувствовала настроение села Хошутово: уныние, смиренность, обремененность тяжким и бесполезным трудом. 

Девушка жила в комнате при школе. Местный сторож очень обрадовался присутствию хоть какой-то компании и помогал молодой учительнице с обустройством. 

Ученики посещали школу не каждый день. А с приходом зимы это место и вовсе зачастую оставалось без посетителей, ведь дети попросту не могли одеться по погоде из-за нищеты. Тяжелые условия существования довели крестьян до нищеты, голода, а некоторых — до смерти. 

Мария Никифоровна, переживая из-за ненужности школы в подобном положении крестьян, пребывала в отчаянии. Но затем она придумала следующее: чтобы привлечь учеников, нужно обучать их тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница оповестила об этом местных крестьян, собрала подписи и отправилась в округ. Там ей выделили книги и предложили заняться преподаванием этой науки самой. 

Спустя два года Хошутово изменилось: с помощью общественных работ местным жителям удалось огородить село защитными сооружениями, препятствующими распространению песка. Мария Никифоровна также решила высадить сосны у школы, чтобы увеличить количество урожая от посевов. Шелюгой же крестьяне теперь топили дома, а из прутьев делали предметы мебели. Жителям Хошутова стало легче жить, и теперь в школе всегда было полно народу: как детей, так и взрослых. 

Ещё через год жителям села пришлось столкнуться с неприятностями: кочевники, которые приходили сюда каждые пятнадцать лет, запоздали, и к августу степь уже стала безжизненной. Вскоре явились тысячи кочевников, которые за три дня разорили Хошутово: не было ни сосны, ни воды. 

Ощущая безысходность своего положения, Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников, но тот лишь оправдался желанием своих соратников выжить. 

Нарышкина поехала в округ, чтобы доложить о произошедшем. Однако её ошеломили предложением покинуть Хошутово и отправиться в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.  

Мария Никифоровна задумалась о своей судьбе, о трудной молодости и о будущем. Но в итоге молодая учительница согласилась отправиться в Сафуту, пообещав когда-то вернуться уже не по песку, а по лесной дороге.

Отзыв 

(414 слов) Моё впечатление от рассказа «Песчаная учительница» весьма неоднозначно. С одной стороны, Мария помогла целому поселению, а также исполнила свой учительский долг. С другой стороны, жизнь молодой учительницы могла бы быть лучше, не будь она в глухой деревне, заваленной песком. Она приносит свою молодость в жертву благодетели, что, несомненно, является героическим поступком. 

Мне понравилось то, какое решение приняла главная героиня в финале произведения. Это благородно и человечно. Но поступки заведующего и других «начальников» вызывают недоумение. Сначала они просто скептически отнеслись к идее Марии Никифоровны. Затем, увидев положительные результаты упорной работы молодой учительницы и крестьян, они предлагают Нарышкиной проделать такой же огромный труд в другом поселении. Заведующие могли бы привлечь добровольцев, могли бы обратиться в вышестоящие органы для финансирования работ с песком. Но они взвалили эту непосильную ношу на молодую учительницу, у которой один раз уже получилось спасти крестьян. Мое мнение об их поведении мешает мне полностью одобрить произведение: все-таки один в поле не воин, и люди не должны привыкать к тому, что есть какой-то праведник, взваливший на себя все их проблемы. Это несправедливо. Нежелание заведующих помочь реальными делами и изначальное неверие крестьян в успех замысла учительницы стали отягчающими обстоятельствами для реализации идеи Марии Никифоровны. Однако ей удалось справиться с этим. 

Что же этим хотел сказать автор? Главная мысль произведения «Песчаная учительница» заключена в понимании того, что для благополучной жизни необходимы усилия. Много лет жители села Хошутово боролись с последствиями песчаных бурь, но нужно было противостоять самому природному явлению. С приездом Марии Никифоровны их жизнь изменилась в лучшую сторону: осознав, что существование может быть радостным и безбедным, жители с охотой взялись за работу. Автор учит читателя искать причины недовольства своей жизнью и бороться с ними — трудиться ради определённого результата. Такова мораль произведения «Песчаная учительница», которое заставляет задуматься о том, что вместо жалоб и упреков каждый из нас мог бы подумать, как можно изменить ситуацию? Что нужно сделать именно ему?

Рассказ «Песчаная учительница» — это история лишь одного поселения и одной неравнодушной учительницы. Но если в России ещё тысячи сёл, находящихся на грани вымирания, то сколько найдётся в стране таких же отзывчивых и добродетельных учителей? Произведение Платонова затрагивает важные проблемы, которые актуальны и в наше время. На примере Марии Никифоровны автор показал, как важно помогать другим и как необходимо преодолевать трудности ради лучшей жизни. Рассказ «Песчаная учительница» поражает своей откровенностью в изображении бедственного положения крестьян, а также наталкивает на мысли о судьбе людей, которые жертвуют своим будущем ради благополучия нуждающихся. Это произведение вызывает двойственные чувства и призывает к неравнодушию. Таково моё отношение к рассказу «Песчаная учительница». 

Автор: Татьяна Булычева

«Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Никита», анализ рассказа Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова

  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Песчаная учительница»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

  • Песчаная учительница аргумент для итогового сочинения
  • Песчаная сказка цирк хабаровск
  • Песчаная сказка цирк на вернадского отзывы
  • Песчаная сказка цирк на вернадского видео
  • Песчаная сказка цирк на вернадского анонс