Песнь о вещем олеге рассказ об одном из героев баллады

Образ вещего Олега в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Авторская баллада «Песнь о вещем Олеге» была написана Пушкиным под впечатлением, оставленным летописным сказанием о киевском князе.

Великий русский поэт за основу взял только сюжет предания, полностью переосмыслив его и вложив свои собственные воззрения в текст.

Получилось удивительное, органичное и невероятное по силе воздействия на читателя произведение, в котором явно проступает личность автора.

Вещий Олег – главное действующее лицо баллады. Его образ особенно важен для понимания сути произведения.

Это смелый князь, не боящийся столкнуться с врагом, талантливейший полководец, славно побеждавший коварного противника много раз.

Он уверен, расчётлив, отважен, напорист. Образ настоящего русского правителя, за которым народ идет без сомнения, без колебаний.

Даже кудесник не отрицает великих заслуг Олега:

«Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе».

Об особенной мудрости прирожденного полководца, талантливого тактика и стратега, говорит и прозвище, данное Олегу в народе. Он Вещий, а это значит, что может предугадывать действия противника, оказываясь на несколько шагов впереди врагов.

Благодаря особенному дару, настоящему военному чутью, князь прошел такой славный путь воина, победив во множестве непростых сражений, причем без серьезных потерь.

Он мудрый, смелый, умный и хитрый – важнейшие качества для правителя тех стародавних времен.

Однако, несмотря на все эти положительные качества, Олег отнюдь не пророк. Он не владеет даром предвидения собственной судьбы, поэтому и спрашивает о будущем волхва, встретившегося на его славном пути:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

Когда кудесник дает свое предсказание, говорящее, что смерть великий князь примет от верного боевого коня, вещий Олег усмехается. Кажется, он не хочет верить словам волхва, но вынужден, и потому принимает непростое решение.

Киевский правитель отпускает коня на покой, наказывая слугам внимательно ухаживать за животным. Этот поступок, помогает точнее понять образ князя.

Да, Олег – непревзойденный полководец на то время, равных которому не было. Да, он смелый, сильный, умный и отважный. Но даже такой человек не может противиться воле небес.

Он пытается обмануть судьбу, искренне поверив кудеснику. Однако противостоять коварному року не может никто, даже сильные мира сего.

И, несмотря на эту небольшую хитрость, князь все-таки примет смерть от своего коня:

«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Образ Олега яркий, сильный и точный. Пушкин, представляя читателю величайшего киевского князя, сделал его максимально человечным.

Талантливый полководец, мудрый правитель испугался предсказания волхва, иначе он поступил бы по-другому.

Принятое Олегом решение говорит о том, что перед нами, хоть и великий, но все-таки человек со своими слабостями и страхами.

Есть и еще она черта, делающая образ князя душевнее, человечнее. В отличие от летописного, пушкинский Олег с тяжелым сердцем отпускает коня, потом постоянно вспоминая об оставленном боевом друге.

Перед нами предстает образ по-настоящему бесстрашного воина, у которого доброе сердце. Но, несмотря на сильный и смелый характер, князь испытывает некоторые страхи, как и любой человек.

Все это делает Олега более понятным и простым по сравнению с одноименным героем летописи.

Обновлено: 10.01.2023

Великий русский поэт за основу взял только сюжет предания, полностью переосмыслив его и вложив свои собственные воззрения в текст.

Получилось удивительное, органичное и невероятное по силе воздействия на читателя произведение, в котором явно проступает личность автора.

Вещий Олег – главное действующее лицо баллады. Его образ особенно важен для понимания сути произведения.

Это смелый князь, не боящийся столкнуться с врагом, талантливейший полководец, славно побеждавший коварного противника много раз.

Он уверен, расчётлив, отважен, напорист. Образ настоящего русского правителя, за которым народ идет без сомнения, без колебаний.

Даже кудесник не отрицает великих заслуг Олега:

Об особенной мудрости прирожденного полководца, талантливого тактика и стратега, говорит и прозвище, данное Олегу в народе. Он Вещий, а это значит, что может предугадывать действия противника, оказываясь на несколько шагов впереди врагов.

Благодаря особенному дару, настоящему военному чутью, князь прошел такой славный путь воина, победив во множестве непростых сражений, причем без серьезных потерь.

Он мудрый, смелый, умный и хитрый – важнейшие качества для правителя тех стародавних времен.

Однако, несмотря на все эти положительные качества, Олег отнюдь не пророк. Он не владеет даром предвидения собственной судьбы, поэтому и спрашивает о будущем волхва, встретившегося на его славном пути:

Когда кудесник дает свое предсказание, говорящее, что смерть великий князь примет от верного боевого коня, вещий Олег усмехается. Кажется, он не хочет верить словам волхва, но вынужден, и потому принимает непростое решение.

Киевский правитель отпускает коня на покой, наказывая слугам внимательно ухаживать за животным. Этот поступок, помогает точнее понять образ князя.

Да, Олег – непревзойденный полководец на то время, равных которому не было. Да, он смелый, сильный, умный и отважный. Но даже такой человек не может противиться воле небес.

Он пытается обмануть судьбу, искренне поверив кудеснику. Однако противостоять коварному року не может никто, даже сильные мира сего.

И, несмотря на эту небольшую хитрость, князь все-таки примет смерть от своего коня:

Образ Олега яркий, сильный и точный. Пушкин, представляя читателю величайшего киевского князя, сделал его максимально человечным.

Талантливый полководец, мудрый правитель испугался предсказания волхва, иначе он поступил бы по-другому.

Принятое Олегом решение говорит о том, что перед нами, хоть и великий, но все-таки человек со своими слабостями и страхами.

Есть и еще она черта, делающая образ князя душевнее, человечнее. В отличие от летописного, пушкинский Олег с тяжелым сердцем отпускает коня, потом постоянно вспоминая об оставленном боевом друге.

Перед нами предстает образ по-настоящему бесстрашного воина, у которого доброе сердце. Но, несмотря на сильный и смелый характер, князь испытывает некоторые страхи, как и любой человек.

Все это делает Олега более понятным и простым по сравнению с одноименным героем летописи.

Анализ песнь о вещем олеге

Краткие содержания

Главные герои баллады

Песнь о вещем олеге краткое содержание

  1. Вещий Олег — первый князь Киева, родословная которого идет от Рюриковичей. Настоящий воин-победитель, удачливый человек. Выигрывает все битвы, считается сильным и храбрым человеком. Он очень привязан к своему коню, которого называет другом.
  2. Кудесник — древний старец, который будто бы случайно встречается на пути князя. Старец называет себя волхвом и предсказывает будущее любому, кто его об этом попросит. Вся песня выстраивается на том, сбудется или нет последнее предсказание волхва.

Иногда к главным героям лирического повествования причисляют и коня князя. В итоге именно конь и станет причиной гибели своего хозяина, вещего Олега.

Краткий пересказ произведения позволяет понять поступки всех героев, отметить, что конь появляется в повествовании дважды — живым и мертвым.

Сжатый пересказ

Киевский правитель по имени Олег направляется к месту очередной битвы с хазарами. За ним идет большое войско. Князь привык к победам в военных походах и удачливости, но все равно испытывает тревогу, так как предстоит очень серьезная битва. Внезапно на лесной дороге появляется старец-волхв, умеющий предсказывать судьбу.

Краткое содержание песнь о вещем олеге

Князь очень любил своего скакуна, который много раз спасал его в кровавых боях. Поверив в предсказание, он прощается с боевым другом и пересаживается на другую лошадь. А коня уводят на заливные луга и тщательно о нем заботятся по велению хозяина.

Пророчество старца сбывается: киевский военачальник приносит победу своему войску и торжественно возвращается домой. Вернувшись в Киев, Олег занимается разными делами и лишь спустя много лет узнает, что его конь давно умер. Князь проклинает кудесника, сказавшего неправду, и отправляется к месту, где лежат останки верного боевого друга.

Прощаясь с конем, он случайно наступает на череп животного. Оттуда выползает змея и жалит князя за ногу. Вот так и сбылось предсказание волхва: Олег погиб от своего же коня.

Основная мысль

Содержание песнь о вещем олеге

Александр Сергеевич Пушкин был фаталистом, то есть верил в судьбу и в то, что все в жизни предрешено еще до рождения человека. Именно это направление повествования автор и использует в своем рассказе.

При этом он забыл напутствие старца и вернулся к костям своего коня, думая, что ему уже ничего не грозит. Но судьба сыграла с ним злую шутку. В черепе спала черная змея, которая проснулась от толчка ногой и ужалила человека.

Читайте также:

      

  • Что такое гумус какие свойства почв зависят от его количества кратко
  •   

  • Чем занимается стюардесса кратко
  •   

  • Школа 55 рязань педагогический состав
  •   

  • Шебекино школа 5 педагогический состав
  •   

  • Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется тест
Герои "Песни о Вещем Олеге"
Главные герои «Песни о Вещем Олеге»

 

В стихотворении “Песнь о Вещем Олеге” Пушкина главным героем является сам Вещий Олег, личность которого основана на реально существовавшем киевском князе. В переложении Пушкина характеристика Вещего Олега является более чем лестной, но всё равно этому герою не удаётся перехитрить судьбу и избежать гибели. Краткое содержание: прославленный в боях мудрый правитель и могучий воин, князь Олег, встречается с кудесником, старым волхвом, способным видеть будущее. Кудесник признаёт все заслуги князя и пророчит ему дивную жизнь, но упоминает при этом о том, что князь примет смерть от своего любимого коня. Вещий Олег, желая обмануть судьбу, отсылает коня прочь, хоть расставание с верным четвероногим товарищем и огорчает его. Когда конь умирает вдали от него от старости, князь навещает его могилу, но всё равно погибает, когда притаившаяся в конском черепе змея выползает и кусает его в ногу, тем самым исполняя пророчество. Интересно, что этот сюжет, вероятно, имеет под собой исторические корни – согласно одной из версий, реальный князь Вещий Олег, соратник легендарного Рюрика, действительно погиб именно таким образом. Впрочем, с тех пор прошло более тысячи лет, и отличить правду от вымысла летописцев уже довольно затруднительно.

Характеристика главных героев “Песни о Вещем Олеге”

Князь Олег

Князь Олег, главный герой "Песни о Вещем Олеге"
Князь Олег на своём верном коне встречает волхва (кудесника)

Справедливый и могучий князь, имя которого давно уже прославлено за пределами родной страны. Характеристика Олега Вещего – мудрый правитель, отважный воин, которые отважно сражался с хазарами и одержал победу над Византией, прибив в знак этой победы свой щит на врата Царьграда, то есть Константинополя. Пушкин отдельно упоминает практически неуязвимость князя, и кажется, что ничто не способно причинить ему вред. При этом Олег суеверен – когда ему предсказывают смерть от любимого коня, он верит этому зловещему предсказанию, хоть оно его и печалит. Пытаясь обмануть судьбу, он отсылает коня, и лишь спустя годы, когда тот умирает от старости, князь навещает его останки. Как выясняется, обмануть судьбу главному герою не удалось – когда он в знак победы над судьбой поставил ногу на череп коня, из черепа вылезла ядовитая змея, которая укусила его в ногу. Пушкин тем самым показывает, что никому, даже такому умному, сильному и мудрому человеку, как Вещий Олег, не дано обмануть судьбу.


Конь Олега

Конь, герой "Песни о Вещем Олеге"
Притаившаяся в черепе коня Вещего Олега змея в конце концов стала причиной смерти князя

Для князя Олега его конь – не просто животное или собственность, а лучший друг и верный соратник. Пушкин не даёт отдельной характеристики коню главного героя, но читателям становится очевидно, он очень много значит для князя. Вещий Олег искренне опечален предсказанием о смерти от своего любимого коня, но он всё-таки расстаётся с ним. При этом кудесник описывает коня, как не боящегося трудов, и утверждает, что “и холод, и сеча ему ничего”. Сам князь же называет своего любимца верным слугой и товарищем.

 

Кудесник

Кудесник, герой "Песни о Вещем Олеге"
Кудесник рассказывает Вещему Олегу пророчество о смерти от коня

В произведении “Пушкина” кудесник, старый волхв,  выступает в роли мудрого старца, всю жизнь проведшего в гаданиях. Этот главный герой “Песни о Вещем Олеге” мудр, он может видеть будущее. Кудесник говорит, что князя ждёт великая судьба, которой завидуют его недруги, и описывает его подвиги. Интересно, что в произведении Пушкина именно кудесник предсказывает Вещему Олегу его смерть, а в изначальном историческом сюжете, записанном Карамзиным (именно на этом сюжете и основана “Песнь о Вещем Олеге Пушкина), предсказание озвучивают волхвы. Именно они предсказали главному герою смерть от коня, и в конце концов это предсказание сбылось. При этом волхвам нельзя дать отрицательную характеристику, так как они не принесли князю никакого зла. Они просто раскрыли ему предсказание, а не создали его, так что, по сути, они являются нейтральными персонажами произведения. Увы, перехитрить волхвов князю в конечном итоге так и не удалось. В сюжете Пушкина, где старый волхв-кудесник озвучивает предсказание, события развиваются точно так же.

Песнь о вещем Олеге Пушкин А.С. — читательский дневник

Пушкин Александр Сергеевич

1799 — 1837

Предлагаем для вашего ознакомления читательский дневник по произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Свое самое длинное стихотворение поэт писал целый год. В его основу легла история, изложенная в сочинениях Карамзина. Пушкина заинтересовало жизнеописание киевского князя Олега, щит которого был прибит на вратах Царьграда в знак одержанной победы.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и своё мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

1. Время и место сюжета

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в период своего творческого подъема, в 1822 году. События происходят в Киеве в период правления первого киевского князя Олега, прозванного «вещим» — в 879—912 гг.

2. Главные герои и их характеристика

Олег — киевский князь, прославленный полководец.
Кудесник — старец-прорицатель, предрекший князю гибель от собственного коня.
Конь — верный спутник Олега, прошедший с ним немало битв.

3. Краткий пересказ рассказа

Князь Олег, задумавший совершить новый военный поход, спрашивает у старика-волхва по поводу своей дальнейшей судьбы. Старец предрекает гибель от собственного коня. Олег расстается с конем, обеспечив своему «верному другу» достойный уход. Когда князь узнает о смерти коня, то едет проститься с ним. Он видит кости своего коня. В момент прощания с другом его жалит змея, выползшая из конского черепа.

Смотрите более подробный краткий пересказ повести Песнь о вещем Олеге Пушкина А.С.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Главная мысль, которую вкладывает Пушкин – это безысходность человека по поводу собственной судьбы, тщетность попыток противостоять ей. Несмотря на старания князя Олега изменить ситуацию и уберечься от опасности, пророчество сбывается. Читая данное произведение, создается впечатление, что «от судьбы не уйдешь».

5. Вывод

За свои пламенные, вольнолюбивые строки Пушкин попадает в ссылку. Мне кажется, что в этот период жизни он чувствует себя несвободным, ссыльным человеком. Я думаю, что именно этот факт послужил мотивом к написанию истории, где человека преследует роковое событие. Князь Олег не способен повлиять на ход своей жизни, несмотря на свою силу, могущество, достаток. Он беспомощен перед волей судьбы.

Интересно читать о встрече князя и волхва. Олег обращается к нему немного свысока, говорит, что его не стоит бояться, обещает наградить его за услугу. Старец отвечает ему, что люди, знающие тайны мироздания, не боятся могущественных правителей. И он отказывается от предлагаемого дара. Кудесник лишь говорит о том, что знает истину.

Олег расстается со своим конем. Я задаю себе вопрос, мог ли он поступить иначе? Дальнейшие события показывают, что лучше бы князь не отстранялся от своего коня, а продолжал бы контакт со своим верным спутником. Тогда бы, по крайней мере, у него бы не было дополнительной травмы расставания с ним. Наверняка Олег чувствовал себя предателем по отношению к другу.

Как мог бы Олег нейтрализовать событие, о котором предупредил его кудесник? Возможно, ему бы стоило подумать о своей жизни, о том, чтобы он мог изменить в ней, чтобы не произошло трагедии, например, прекратить воевать, проливая кровь.

Я думаю, что многие люди знают о каких-либо направлениях своей жизни, которые невозможно изменить. Тогда приходит отчаяние и безысходность, которую человек ощущает, как несвободу, рок, судьбу. Мы живем в такой период, когда возможности человека расширились. Современный человек владеет информацией и умеет так много. Сегодня судьба не кажется неотвратимой, у человека есть возможность сделать такую жизнь, которую он хочет.

6. Система образов произведения

Пушкин тщательно продумал систему образов. Князь Олег – мудрый правитель, талантливый полководец. Он одерживает множество побед, его славит народ. Олег – представитель земной, внешней жизни. Кудесник — человек, посвятивший себя изучению невидимых внутренних сил, движимых человеком. Сила старца в тайных сокровенных знаниях. Он способен осмыслить внутреннюю жизнь человека, увидеть его будущее.

Олег и кудесник – они оба обладают большой силой, но с разных сторон. Человек, владеющий внешним миром, находится с одной стороны — в противоречии с человеком, знающим законы внутреннего мира. С другой стороны, оба этих образа дополняют друг друга, поскольку связаны с разными сторонами человеческой природы. Они создают целостную картину всего произведения.

Образ коня вызывает сострадание, нежные чувства. Представляешь, как уводят животное, которое верно служило своему хозяину. Чувствуется в каком единении находятся образы коня и Олега, как не хочется князю расставаться с конем, по-своему, предавать своего верного товарища. Создается ощущение, что, расставаясь с конем, Олег отрывает частичку самого себя.

7. Словарь незнакомых слов

Чело — лобная часть лица.
Гробовая змея — старинное название гюрзы — большой гадюки.
Вещий — предвидящий будущее, пророческий.
Хозары — кочевники, произошедшие от центрально-азиатского народа.
Кудесник — тот, который делает нечто сверхъестественное, творит чудеса.

8. Понравившиеся цитаты

Из темного леса навстречу ему.
Идет вдохновенный кудесник
не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

Мой конь и доныне носил бы меня

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности.

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет.

А. С. Пушкин

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью.

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя.

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

ПЛАН

Краткая биография князя Олега

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Образ князя Олега в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Список литературы

Краткая биография князя Олега

Князь Олег (? — 912)

Первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

О Вещем Олеге — древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть… и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах.

Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.

Три года правил Олег в Новгороде , а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю. Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город — Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: «Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть — может, чего купят».

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: «Вы не княжеского рода, а я — князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!» Он подал знак своим воинам — и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.

Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: «Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного».

Олег победителем вступил в город и повелел: «Да будет Киев матерью городам русским!» Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великое Киевское княжество — Киевская Русь.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.

«В год 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), — пишет летописец, — пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: «Так обычно поступают на войне».

Но самого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.

Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь»».

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: «Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное».

Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С. Лихачев пишет: «В условиях речного судоходства на севере Руси — корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. «Волочение» судов на колесах или катках происходило на Руси (…) в местах водоразделов рек (…). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чем-то удивительном. Это и понятно — «волоков» близ Киева не было. Однако для «новгородца» Олега и его новгородской дружины в этом не было ничего необычного».

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и Велесом.

С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.

Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.

Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».

Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем.

Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».

Образ князя Олега в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Пересказывая в своей «Истории государства Российского» летописное сказание об Олеге, Н.М. Карамзин говорит, что рассказ о его смерти — «народная басня» (то есть легенда), «достойная замечания по своей древности».

Эта легенда вдохновила Пушкина на создание знаменитой «Песни о Вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворении звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.

Список литературы

1. История России с древнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2-3. – Тула: Приокское кн. изд., 1990.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории: ч.1. 5-е изд. — М., 1914.

4. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1982.

5. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1980.

6. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – К., 1963.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Вещий Олег

Экспозиция

посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка

о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия

предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация

наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка

– смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог

– жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Поход на Византию

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[8]

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города

. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани

».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.

Прощание Олега с конем

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?

Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Разговор вещего Олега с волхвом

Тема поэта-прорицателя высвечивается в приравнивании Пушкиным волхва к поэту. Волхв неспроста назван «вдохновенным»: ему, как и поэту, открыто многое, и никто не может помешать ни тому, ни другому вещать правдиво и не бояться ни князей, ни его приближенных. Эта тема выражает взгляды поэта о свободе и назначении поэзии.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем.

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Сочинение по картине «Песнь о Вещем Олеге»

Васнецов часто писал свои картины на основе устного народного творчества, поэтому так интересны сюжеты его полотен. В основу его художественных замыслов часто ложились истории из сказок, былин и баллад.

Одно из таких народных произведений о князе Олеге и его странной смерти настолько сильно понравилась Виктору Михайловичу, что он решил этот сюжет запечатлеть на своем полотне.

Так и получилось, что глубокая и содержательная картина известного и великолепного художника, непревзойденного мастера живописи Виктора Васнецова является прекрасной иллюстрацией к народной былине

Кстати, эта тема интересовала и великого поэта русской литературы Александра Пушкина, который написал «Песнь о Вещем Олеге». С этим пушкинским произведение, конечно же, был знаком и художник. Поэтому, находясь под впечатлением, он рисует те образы, которые возникли в его мыслях, воображении и фантазии.

Песнь о вещем Олеге - сочинение

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Основным персонажем картины «Песнь о Вещем Олеге», которое притягивает внимание, является сам князь. Величаво и гордо сидит Олег на своем верном коне. Видно, что он окружен своими воинами и, скорее всего, они, уставшие и измученные, после очередного воинского похода возвращаются домой. Но князь старается вести себя гордо, подавая пример мужественности и выносливости.

Войско у Олега внимательно следует за своим полководцем. С ними главный герой картины прошел уже много походов и битв, поэтому так и доверяет им. В армии Олега есть не только взрослые и мудрые воины, но его армия постоянно пополняется и молодыми воинами. Армия на полотне Васнецова стоит за князем, показывая, что за своего полководца они готовы отдать жизнь и защитить его.

Картина «Песнь о Вещем Олеге»

На голове князя воинский шлем, а на плечи накинут красный плащ — это символы его рода и воинской чести. Прекрасен конь под Олегом! Могучий и покорный, он никогда не подводил своего хозяина в бою. Этот белоснежный друг с прекрасной развивающей гривой всегда понимал своего хозяина с полуслова. Много побед ими было одержано!

Возвращаясь после боя, князь встречает кудесника, который также является центральным образом картины Виктора Васнецова. Кудесник у художника представлен так, словно это воля судьбы перед князем. И явная противоположность полку Олега то, что расположено за кудесником. За ним виднеется лишь только черный и очень мрачный лес, который уже является предвестником чего-то плохого и неприятного.

Кудесник, увидев князя Олега, начинается ему что-то говорить, а князь его внимательно слушает. Но это и понятно, ведь случайный знакомый предсказывает ему судьбу.

По выражению лица Олега, по тому, как все объясняет кудесник, становится ясно, что слова случайного знакомого его ранит. С каждым словом лицо князя становилось все тревожнее и настороженнее.

Слышало это все и войско, которое просто замерло в ожидании.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег

, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Князь Олег

Кудесник

– скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Олег и волхв

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Листы и корни Крылова с моралью 6 класс
    В основе заглавия басни известного русского писателя Ивана Андреевича Крылова «Листы и корни» лежит противопоставление двух сфер. Одна из них — это показная внешность, другая — внутренние силы.
  • Сочинение на тему Письмо товарищу
    Привет, дорогой друг! Как у тебя дела? Что нового произошло? Хочу рассказать тебе как я со своей семьей в воскресенье ходил в парк аттракционов и зоопарк.
  • Сочинение Описание картины Февраль. Подмосковье Нисского (5, 7 класс)
    Как же я люблю снег, и больше всего я люблю снежные картины. Все поле покрыто белым-белым снегом. На земле нет ни одного укромного уголка где бы не было снега. Повсюду горы и на них так красиво лежит снег

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма

. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).

Тризна по Олегу

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Вещий Олег и волхв

5

(1)

Песнь о вещем Олеге Размышляем о прочитанном.

В пушкинском произведении волхв отвечает на предложение князя одарить его за предсказание и одновременно отвечает на вопрос о смерти князя. Кудесник говорит, что ему не нужен княжеский подарок, предсказывает князю дальнейшие победы, восхваляет его доблесть и предрекает неожиданную смерть: «Но примешь ты смерть от коня своего».

И летописный, и пушкинский кудесники говорят о смерти от коня, но речь пушкинского героя содержит и ответ на обещание княжеского дара, и восхваление подвигов князя, и описание боевого коня. Так слова волхва помогают современным читателям представить и понять жизнь князя Олега.

Князь Олег просит кудесника предсказать его смерть. В те времена было в обычае наказывать гонца, принёсшего дурную весть. Весть о смерти горька, и Олег продолжает свой вопрос словами: «Открой мне всю правду, не бойся меня в награду любого возьмёшь ты коня».

Волхв отвечает, что для него возможность видеть и говорить правду выше страха и выше княжеской награды: «Волхвы не боятся могучих владык, / А княжеский дар им не нужен; / Правдив и свободен их вещий язык / И с волей небесною дружен».

Образы князя Олега и кудесника исполнены глубокого обаяния. Они привлекают истинным проникновением в дух того времени. Автор не высказывает своего личного отношения к героям.

Слова волхва можно воспринимать как провозглашение независимости поэзии и духовной свободы поэта от мирской власти царей и князей, если считать, что поэтический дар даётся человеку так же, как божественное откровение.

1. Устаревшие слова, например «тризна», «чело», «секира», используются в балладе А.С. Пушкина для того, чтобы создать колорит древности, погрузить читателя в мир истории. Словосочетания «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» соответствуют пушкинской эпохе в литературе. Они помогают приблизить содержание древней летописи к современному читателю.

2. Слово «вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий».

3. Пушкин заменил эпитет к слову «кудесник»: «престарелый» на «вдохновенный». Такая замена позволила ощутить божественную волю в словах кудесника.

4. Слово «смирный» означает «спокойный, тихий, покорный»,

5. Слово «верный» означает «надёжный, прочный, стойкий». Замена эпитета «смирный» на «верный» помогает Пушкину подчеркнуть, что конь — не просто существо, покорное воле князя, но является его надёжным товарищем в битвах и походах. Вещий олег и волхв

5 / 5. 1

.

Образ вещего Олега в произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Авторская баллада «Песнь о вещем Олеге» была написана Пушкиным под впечатлением, оставленным летописным сказанием о киевском князе.

Великий русский поэт за основу взял только сюжет предания, полностью переосмыслив его и вложив свои собственные воззрения в текст.

Получилось удивительное, органичное и невероятное по силе воздействия на читателя произведение, в котором явно проступает личность автора.

Вещий Олег – главное действующее лицо баллады. Его образ особенно важен для понимания сути произведения.

Это смелый князь, не боящийся столкнуться с врагом, талантливейший полководец, славно побеждавший коварного противника много раз.

Он уверен, расчётлив, отважен, напорист. Образ настоящего русского правителя, за которым народ идет без сомнения, без колебаний.

Даже кудесник не отрицает великих заслуг Олега:

«Запомни же ныне ты слово мое: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе».

Об особенной мудрости прирожденного полководца, талантливого тактика и стратега, говорит и прозвище, данное Олегу в народе. Он Вещий, а это значит, что может предугадывать действия противника, оказываясь на несколько шагов впереди врагов.

Благодаря особенному дару, настоящему военному чутью, князь прошел такой славный путь воина, победив во множестве непростых сражений, причем без серьезных потерь.

Он мудрый, смелый, умный и хитрый – важнейшие качества для правителя тех стародавних времен.

Однако, несмотря на все эти положительные качества, Олег отнюдь не пророк. Он не владеет даром предвидения собственной судьбы, поэтому и спрашивает о будущем волхва, встретившегося на его славном пути:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землею? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня».

Когда кудесник дает свое предсказание, говорящее, что смерть великий князь примет от верного боевого коня, вещий Олег усмехается. Кажется, он не хочет верить словам волхва, но вынужден, и потому принимает непростое решение.

Киевский правитель отпускает коня на покой, наказывая слугам внимательно ухаживать за животным. Этот поступок, помогает точнее понять образ князя.

Да, Олег – непревзойденный полководец на то время, равных которому не было. Да, он смелый, сильный, умный и отважный. Но даже такой человек не может противиться воле небес.

Он пытается обмануть судьбу, искренне поверив кудеснику. Однако противостоять коварному року не может никто, даже сильные мира сего.

И, несмотря на эту небольшую хитрость, князь все-таки примет смерть от своего коня:

«…Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змия Шипя между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась: И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Образ Олега яркий, сильный и точный. Пушкин, представляя читателю величайшего киевского князя, сделал его максимально человечным.

Талантливый полководец, мудрый правитель испугался предсказания волхва, иначе он поступил бы по-другому.

Принятое Олегом решение говорит о том, что перед нами, хоть и великий, но все-таки человек со своими слабостями и страхами.

Есть и еще она черта, делающая образ князя душевнее, человечнее. В отличие от летописного, пушкинский Олег с тяжелым сердцем отпускает коня, потом постоянно вспоминая об оставленном боевом друге.

Перед нами предстает образ по-настоящему бесстрашного воина, у которого доброе сердце. Но, несмотря на сильный и смелый характер, князь испытывает некоторые страхи, как и любой человек.

Все это делает Олега более понятным и простым по сравнению с одноименным героем летописи.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои (229)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (239)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки…

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из «Повести временных лет» свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» — это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами («тризна») и архаическими оборотами («ковыль обагришь»).

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: «славная глава кургана», «вдохновенный кудесник», «вещий Олег». Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Сочинение

Драматизм стиха А. С. Пушкина «Песня о вещем Олеге» приводит в раздумья о тех суровых временах, когда жили наши древние предки. Подробно о жизни и деятельности новгородского князя Олега рассказывает в «Повести временных лет» Нестор Летописец. После смерти князя Новгородского Рюрика княжеством стал править Олег, его родственник, которому доверил Рюрик воспитание своего сына Игоря. Олег имел сильный, решительный и коварный характер. Он старался распространить свое влияние на все близлежащие к его владениям земли. Жизнь Олега — это постоянные захватнические походы с целью обогащения, усиление личной власти над племенами и народами. Побеждая в битвах, Олег увеличивал свою мощь и могущество любой ценой. Особенно поражает коварность, с которой он захватил Киев.

Суровые, жестоки были времена — времена междоусобиц и измен. В 881 году князь Новгородский Олег отправился в поход по большому водному пути «из варяг в греки» ради присоединения и их городов и земель. «И пришли к горам Киевским, и увидел Олег, которые княжат здесь Аскольд и Дыр», — рассказывает Нестор летописец. Тогда князь Олег со своей боевой женой, изобразив из себя мирных купцов и пригласив к своему шатру властителей Киева Аскольда и Дыра, коварно убили их. «И убили Аскольда и Дыра, отнесли на гору и похоронили их на горе», — свидетельствует летопись. «И будет это иметь всем городам русским», — сказал Олег, захватив Киев.

А. С. Пушкина ярко, живописно, глубоко показал в небольшом по размерам, но очень содержательном произведении «Песня о вещем Олеге» преисполненную приключениями и испытаниями жизнь князя Киевского. В 907 году Олег отправился походом на Цареград, столицу Византии, могущественной, непобедимой к тому времени христианской империи. Олег-язычник бросил вызов уже сформированной, признанной в мире, сильной, верующей в единого Бога, государству, и своими жестокими захватническими действиями поставил «на колени» ее жителей. Олег заключил с подчиненными очень удобное для Руси соглашение, а на знак победы повесил свой щит на воротах Цареграду. Так это описывает А. С. Пушкина:

* Победой прославлено имя твое; * Твой щит на вратах Цареграда: * И волны и суша покорны тебе; * Завидует недруг столь дивной судьбе.

Вещий Олег как язычный завоеватель был очень суеверен и впечатлителен, верил в приметы и ворожение волхвов. И как все могущественные властители и завоеватели желал знать свое будущее. Волшебники утверждали, что, несмотря на славу, могущество, непобедимость, он бессилен против судьбы — «но примешь ты смерть от коня своего». Услышав такой приговор от волхвов, Олег приказал отпустить коня на волю и проявлять заботу о нем, решив для себя больше некогда не подходить к своему любимцу. Прошло время, и как-то во время банкета Олег упомянул о своем боевом товарище и захотел увидеться с ним, но челядь сообщила князю, что конь умер. Олег, разочарованный в пророчествах волхвов, пожалел, что послушал их;

* И думает: «Что же гаданье? * Кудесник, ты лживый, безумный старик! * Презреть бы твое предсказанье! * Мой конь и доныне носил бы меня.

Олег вспомнил бушующее прошлое, связанное с конем, и решил увидеть останки своего боевого друга. Но судьба неумолима — когда князь приблизился к костям коня и поставил ногу на его череп, —

* Из мертвой главы гробовая змея * Шипя между тем выползала; * Как черная лента, вкруг ног обвилась, * И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Почему Пушкин обратился к сюжету легенды, что дошла к нам из глубины столетий? Александр Сергеевич был достойный знаток истории — он ощущал романтику и знаковость этой легенды. Вещий Олег, Великий Князь Киевский, герой в свое время, погиб так без толку. Несмотря на величие и заслуги князя как государственника и непобедимого завоевателя, судьба победила его. Наверно, это плата за коварство при убийстве Аскольда и Дыра. Коварство наказано — в историю Вещий Олег вошел как князь, который умер необыкновенной, бесславной смертью.

Тест с ответами: “Песнь о вещем Олеге” А.С.Пушкин

1. Произведение «Песнь о вещем Олеге» было написано в этом году: а) 1822 + б) 1828 в) 1812

2. Необходимо определить тему произведения: а) тема отцов и детей б) тема судьбы и рока + в) тема любви и дружбы

3. «Песнь о вещем Олеге» относят к этому литературному направлению: а) сентиментализм б) классицизм в) романтизм +

4. Что предрек вещему Олегу кудесник: а) смерть от коня + б) скорую женитьбу в) смерть от руки брата

5. Олег пообещал кудеснику в награду за предсказание: а) наложницу б) золото в) коня +

6. Что Олег распорядился сделать с его конем: а) убить б) увести в луг и кормить лучшим зерном + в) отдать кудеснику

7. Благородные кости коня Олега лежали на берегу этой реки: а) Десны б) Донца в) Днепра +

8. По какой причине Олег решил, что кудесник соврал ему: а) конь Олега умер раньше своего хозяина + б) Олег так и не женился в) Олег проиграл все битвы

9. «Гробовая» змея выползла из: а) сумки кудесника б) старой сбруи в) головы мертвого коня +

10. Вещий Олег собирался отомстить: а) татарам б) хазарам + в) печенегам

11. Кому Олег поручил заботиться о коне: а) отрокам + б) предсказателю в) монаху

12. Олег вспомнил о своём коне: а) на берегу реки б) на пиру + в) в бою

13. «Песнь о вещем Олеге» относят к этому лирическому жанру: а) баллада + б) проза в) притча

14. Кто, помимо дружины, присутствовал на «тризне плачевной Олега»: а) князь Мстислав б) князь Святослав в) князь Игорь и княгиня Ольга +

15. На воротах какого города Олег прибил свой щит: а) Цареграда + б) Киева в) Москвы

16. Князь Олег собирался “отмстить неразумным печенегам”, так ли это: а) да б) нет + в) отчасти

17. Князь Олег поверил волхву, так ли это: а) нет б) не всему, что он сказал в) да +

18. Сколько раз в произведении встречаются эти строки: “Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они” а) 3 б) 2 + в) 4

19. Какого цвета была змея, ужалившая князя Олега: а) серая б) пёстрая в) чёрная +

20. Какое оружие упоминается в предсказании: а) лук б) пращ + в) копьё

21. Какое оружие упоминается в предсказании: а) стрела + б) нож в) арбалет

22. Какое оружие упоминается в предсказании: а) финка б) кинжал + в) копьё

23. Как князь Олег в разных ситуациях называет волхва: а) кудесник, ты глупый и лживый старик б) кудесник, всезнающий маг в) кудесник, любимец богов +

24. Как князь Олег в разных ситуациях называет волхва: а) кудесник, всезнающий маг б) кудесник, ты лживый, безумный старик + в) кудесник, ты глупый и лживый старик

25. Какому богу служил волхв: а) Яриле б) Сварогу в) Перуну +

26. Какая броня была на князе Олеге: а) дамасская б) цареградская + в) варяжская

27. Необходимо сопоставить слово с его характеристикой: защитная одежда из металла: а) броня + б) тризна в) пращ

28. Необходимо сопоставить слово с его характеристикой: волшебник, колдун: а) тризна б) пращ в) кудесник +

29. Необходимо сопоставить слово с его характеристикой: поминальный обед: а) тризна + б) пращ в) броня

30. Необходимо сопоставить слово с его характеристикой: метательный снаряд: а) тризна б) пращ + в) броня

  • Песнь о вещем олеге пушкин сказка
  • Песенки для детей из мультфильмов и сказок
  • Песнь о вещем олеге в основу написания олег летописный рассказ
  • Песнь о буревестнике как пишется
  • Песнь льда и пламени итоговое сочинение