Песнь о вещем олеге в основу написания олег летописный рассказ

История создания произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году, когда поэт находился в южной ссылке в Кишенёве, и опубликована в 1824 году.

В это время Пушкин знакомится с отдельными фрагментами так называемой «Львовской летописи» («летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича»), изданной в 1792 году, а также с отдельными главами «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Поэта поразили летописные предания о жизни древнерусских князей. Особое впечатление произвела на него история гибели легендарного князя Олега, объединителя русских земель и бесстрашного победителя варягов.

Олегов щит как знак триумфа был повешен на вратах Константинополя (Царьграда). В тексте пушкинского произведения об этом свидетельствует такая деталь, как «царьградская броня» — богатая княжеская добыча, в которой Олег предстаёт перед очами своих воинов.

Как поэт, Пушкин был тронут товарищеским обращением князя к своему коню. В письмах к А. Бестужеву он выражал восхищение простотой и поэтичностью русских летописей.

Летописное предание вдохновило Пушкина на создание собственной версии легенды.

«Песнь о вещем Олеге» окрашена личным отношением поэта к происходящему, в ней особо подчёркнута теплота и душевность Олега, которую Пушкин противопоставлял сложившимся стереотипам о холодности и рациональности князя.

Помимо традиционной для жанра баллады темы человека и судьбы, Пушкин впервые обращается к проблеме отношений поэта с земной властью.

Находясь в ссылке по обвинению в политической неблагонадёжности, поэт не чувствует себя сломленным. Если государь счёл нужным наказать его, значит, пушкинская поэзия представляет собой реальную угрозу для самовластия.

Поэзия – это несокрушимая сила, столь же великая, сколь способность кудесника предсказывать будущее. Пророческий дар «любимца богов» сродни дарованию поэта.

Нельзя оскорблять божьих избранников – судьба отомстит за своих любимцев, даже если придётся покарать самого князя.

Таким образом, история создания произведения «Песнь о вещем Олеге» приоткрывает глубоко личные страницы жизни Пушкина, демонстрируя сочетание культурно-исторических и биографических факторов в творческой методологии поэта.

1 вариант

Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение “Песнь о вещем Олеге”.

Сказание А. С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная жрецом славянского бога Перуна. В летописи рассказывается о победе Олега над столицей империи Константинополем, которую русские назвали Царьградом, о княжении в Киеве тридцать три года, о предреченной волхвом смерти князя. Обращаясь к историческим источникам.

А. С. Пушкин дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова “вдохновенного кудесника”, который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Пушкин обогащает летописный язык легенды разными поэтическими приемами, художественно-выразитель

Ными средствами. В “Песне о вещем Олеге” появляется множество синонимов, не только называющих волхва,

Но и характеризующих его: “вдохновенный кудесник”, “заветов грядущего вестник”, мудрый старец, “любимец богов”. В пушкинском сказании используется множество сравнений, которые делают текст эмоционально-выразительным:

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

В отличие от летописи появляется собственно авторское отношение к изображаемому:

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевой Олега…

Сохраняя стиль летописи, А. С. Пушкин использует старославянизмы, устаревшие формы слов, архаичные синтаксические конструкции:

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег…

Получается своего рода летописная стилизация. Поэт относит свое произведение к жанру песни. Таким образом, Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.

А. С. Пушкин, взяв за основу летописный источник, создает самобытное поэтическое произведение “Песнь о вещем Олеге”.

2 вариант

В основе “Песни” отрывок из русской летописи, включенный Н. М. Карамзиным в “Историю государства Российского”, в котором сообщается, что волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. Князь, поверив вещим людям, не стал ездить на нем. Через четыре года после предсказания, узнав, что конь умер, Олег посмеялся над волхвами и захотел увидеть кости.

Он “стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться?” Змея, затаившаяся в черепе, ужалила героя. Этому отрывку в тексте Карамзина предшествует история славного правления Олега, его многочисленных воинских побед. Многих людей на протяжении своей жизни “обрек он мечам и пожарам”, воевал не только с хозарами, ходил и в Константинополь, недаром его “щит на вратах Цареграда”.

В словах “и волны и суша покорны тебе” слышится отголосок легенды об осаде Константинополя, когда пошли ладьи по суше, как по воде. Но в задачу поэта не входило детальное описание ратных подвигов Олега. Он только упоминает о них, рассуждая о превратностях судьбы Олега-воина и Олега-человека.

После осады Цареграда Олега прозвали вещим, то есть мудрым, волхвом.

В центре “Песни” А. С. Пушкина встреча двух мудрых людей. Они встретились на границе поля и леса. Обращаешь внимание, когда читаешь произведение, что Олег всегда на открытом пространстве, символизирующем ратное поле, поле действия. Кудесник же выходит “из темного леса”, места мольбы и гаданий.

Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям. “Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!”. Давно умер не только конь, но и сам кудесник, но пророчество все же сбылось: не ушел князь от предсказанной судьбы. Легендарные имена окружены легендами.

Нельзя допустить, чтобы жизнь столь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.

Фантазия поэта, родившегося через много веков после описываемых им событий, проводит параллели между волхвами и поэтами, между князьями и царями, предостерегая, заставляя прислушаться к словам вещим. И не тягаться летописи в силе воздействия на сознание с балладой, где каждое слово – образ, западающий в душу. А задача, как у летописи, так и у песни одна: задумайтесь, потомки!

Вы только люди, вы не бессмертны.

Loading…

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.

Главный герой

В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.

Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.

То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.

Литературная основа

Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры.

Народные суеверия

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Так, А. С. Пушкин смог отразить в своем произведении народную жизнь и народные представления во времена правления князя Олега.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Исторические события в произведении «Песнь о Вещем Олеге»», рассмотрит образ реально существующего князя Олега, народные представления в эпоху его правления.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юлиан Банару

    9/10

  • Аслан Бекиров

    10/10

  • Ismatkhan Sapabekov

    9/10

  • Pixeler Pro

    7/10

  • Никита Куликов

    10/10

  • Марина Дубинина

    10/10

  • Сергей Ткачев

    10/10

  • Владислав Манин

    10/10

  • Анжела Лебедева

    10/10

  • Аскер Канкулов

    8/10

Песнь о вещем Олеге А.С. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин написал в 1822 году. Почти год работал поэт над этой историей. В основу написания лег летописный рассказ об Олеге, который был первым правившим киевским князем. Прозвали его вещим за победоносный поход на греков в 907 году.

В своем стихотворении Пушкин почти без изменений пересказал этот рассказ. И художественная форма изложения исторического факта стала для нас более надежным хранилищем. Не каждый человек интересуется историей и о таком факте может и не знать. Поведанная же А.С. Пушкиным баллада знакома каждому.

О князе Олеге сложено много песен, легенд и преданий. Его княжение в Киеве — это время борьбы с хазарами. Совершив удачный поход на Царьград, в сторону Каспийского моря Олег освободил русскую землю от них. Для купцов Олег заключил с Византией торговый договор, который был выгоден не только им.

Олег был мудрым и умным правителем, бесстрашным и находчивым военачальником, обладал талантом предсказывать. Его находчивость помогла победить греков. Перекрыв Босфор цепями, они не думали, что Олег сможет прощги эти препятствия. Он поставил ладьи на колеса и привел свое войско к воротам Царьграда. Ему всегда и во всем сопутствовала удача, судьба его оберегала. Даже встреченный Олегом кудесник говорит о его удачливости:

Победой прославлено имя твое,

Твой щит на вратах Цареграда,

И волны, и суша покорны тебе,

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал,

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран; 

Незримый хранитель могущему дан.

Но на вопрос о будущем кудесник, не боясь Олега, предрекает ему трагическую гибель от друга. «Открой мне всю правду, не бойся меня». Что кроется за этими словами «не бойся»? То, что в глубокую старину убивали гонца за плохую весть. Однако кудесник отвечает:

Волхвы не боятся могучих владык.

Правдив и свободен их вещий язык.

Несмотря на историческую направленность стихотворения, под кудесником Пушкин подразумевает поэта-предвестника, который высшими силами наделен даром предвидеть и предсказать неизбежности судьбы. Любовь и знание Пушкиным русской истории, «преданий веков» позволили ему озвучить тему рока, используя устаревшие слова. Эти слова не только передали торжественность, но и усилили трагизм стихотворения.

Отказавшись от награды, кудесник предрекает смерть от лучшего друга Олега — коня. Князь из-за этого предсказания избавляется от коня. Как лучшего друга, который вынес все тяжести походной жизни с ним, Олег приказывает его холить и заботиться о нем.

Проходит много лет, предсказание не сбылось, и Олег решает навестить друга. Однако его боевой друг мертв. Олег идет на место, где покоится его конь, и здесь судьба настигает его. Олег наступает на череп коня:

Мне смертию кость угрожала!

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Смысл стихотворения «Песнь о вещем Олеге» в том, что судьбу нельзя обойти, ее не обманешь. А используемые А.С. Пушкиным устаревшие слова помогают передать летописный дух произведения.

Печать

Просмотров: 12008

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, по-праву рассматривающийся как создатель современного русского литературного языка. Ещё при жизни поэта именовали гением, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

Песнь о Вещем Олеге

«Песнь о вещем Олеге»
Александр Пушкин

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? – промолвил Олег, –
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Дата создания: 1 марта 1822 г.

Жанр стихотворения: историческая баллада.

Дорогие Друзья! Посмотрите, что у нас есть еще:
для самых рациональных — Подробное Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
для самых нетерпеливыхОчень краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
для самых крутых — Читать   «Песнь о вещем Олеге»  полностью

Песнь о вещем Олеге

  • I
    Анализ стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 1 вариант

  • II
    Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина 2 вариант

  • III
    Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

Анализ стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1 вариант

На создание стихотворения «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина вдохновила «История государства Российского» Н. М. Карамзина, а точнее, летописный рассказ, процитированный историком в пятой главе первого тома этого монументального труда. В указанном фрагменте речь идёт о судьбе новгородского и киевского князя Олега. Жизнь этого деятеля была весьма интересной – князь совершал успешные походы на крупные города, побеждал во многих битвах. Не менее удивительной, по мнению историка, была его смерть: князь погиб от укуса ядовитой змеи, затаившейся в черепе любимого коня. Именно эту легенду поэт взял за основу своего стихотворения, художественно переработал её сюжет и расцветил его выразительными деталями.

Композиция стихотворения проста и элегантна. На протяжении семнадцати строф последовательно раскрывается история жизни и смерти князя. Каждая строфа состоит из шести строк, первые четыре из них рифмуются перекрёстно, две последние – парно. Стихотворный размер – амфибрахий.

Автор выступает в стихотворении как рассказчик. Поскольку речь идёт о давно прошедшем времени, то и лексику поэт выбрал архаичную. Мы можем встретить в тексте такие устаревшие выражения, как «молвил», «смертию», «змия», «главою», «отроки-други», «чело и взор омрачилися думой».

Пушкин не был бы гениальным стихотворцем, если бы не использовал в своих произведениях эффектные эпитеты, которые придают освещаемым событиям и персонажам яркость и живость. Каждый герой обретает реалистичность благодаря уникальным описаниям. Обратим внимание на фигуру Олега. Мы видим в нём храбреца, который пренебрегает самой смертью. Этот герой бесстрашно обращается к волхву:

И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?

Для изображения своего персонажа Пушкин не скупится на эпитеты: «могучий Олег», «вещий Олег», показывая, что этот герой мудр и силён. Кроме того, он благороден. Князь всей душой привязан к своему коню и очень печалится, когда ему приходится оставить друга. Для лошади поэт тоже применяет выразительные эпитеты: «верный слуга», «конь ретивый». Даже змея, которая приносит смерть князю, изображена с помощью живописного сравнения – «как чёрная лента, вкруг ног обвилась».

Драматизм произведения усиливается за счёт таких художественных приёмов как эпифора. Поэт дважды завершает строфы в середине и финале стихотворения словами

… поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Также можно встретить анафоры («То смирный стоит…, То мчится…»). Не редки градации, нагнетающие напряжение («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал…»).

Таким образом, стихотворение «Песнь о вещем Олеге» становится прекрасным примером того, как история даёт поэзии яркие сюжеты, а та придаёт им красочности и эффектности.

Песнь о вещем Олеге

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Песнь о вещем Олеге

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.

Главный герой

В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.

Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.

То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.

Литературная основа

Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры.

Народные суеверия

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Примечания

¹ ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ. Напечатано в «Северных цветах» на 1825 год. Сюжетом послужил летописный рассказ из так называемой Львовской летописи.

Из ранних редакций

К стиху «Твой щит на вратах Цареграда» в рукописи примечание:

Но не с гербом России, как некто сказал, во-первых потому, что во время Олега Россия
не имела еще герба. Наш Двуглавый орел есть герб Римской империи и знаменует
разделение ее на Западную и Восточную. У нас же он ничего не значит.
«…некто сказал» — Рылеев в думе «Олег Вещий», где есть стих: «Прибил свой щит с гербом России».

(1 вариант)

Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение «Песнь о вещем Олеге».

Сказание А.С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная жрецом славянского бога Перуна. В летописи рассказывается о победе Олега над столицей империи Константинополем, которую русские назвали Царьградом, о княжении в Киеве тридцать три года, о предреченной волхвом смерти князя. Обращаясь к историческим источникам.

А.С. Пушкин дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Пушкин обогащает летописный язык легенды разными поэтическими приемами, художественно-выразитель

ными средствами. В «Песне о вещем Олеге» появляется множество синонимов, не только называющих волхва,

но и характеризующих его: «вдохновенный кудесник», «заветов грядущего вестник», мудрый старец, «любимец богов». В пушкинском сказании используется множество сравнений, которые делают текст эмоционально-выразительным:

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

В отличие от летописи появляется собственно авторское отношение к изображаемому:

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевой Олега…

Сохраняя стиль летописи, А.С. Пушкин использует старославянизмы, устаревшие формы слов, архаичные синтаксические конструкции:

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег…

Получается своего рода летописная стилизация. Поэт относит свое произведение к жанру песни. Таким образом, Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.

А.С. Пушкин, взяв за основу летописный источник, создает самобытное поэтическое произведение «Песнь о вещем Олеге».

(2 вариант)

В основе «Песни» отрывок из русской летописи, включенный Н.М. Карамзиным в «Историю государства Российского», в котором сообщается, что волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. Князь, поверив вещим людям, не стал ездить на нем. Через четыре года после предсказания, узнав, что конь умер, Олег посмеялся над волхвами и захотел увидеть кости. Он «стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться?» Змея, затаившаяся в черепе, ужалила героя. Этому отрывку в тексте Карамзина предшествует история славного правления Олега, его многочисленных воинских побед. Многих людей на протяжении своей жизни «обрек он мечам и пожарам», воевал не только с хозарами, ходил и в Константинополь, недаром его «щит на вратах Цареграда». В словах «и волны и суша покорны тебе» слышится отголосок легенды об осаде Константинополя, когда пошли ладьи по суше, как по воде. Но в задачу поэта не входило детальное описание ратных подвигов Олега. Он только упоминает о них, рассуждая о превратностях судьбы Олега-воина и Олега-человека. После осады Цареграда Олега прозвали вещим, то есть мудрым, волхвом.

В центре «Песни» А.С. Пушкина встреча двух мудрых людей. Они встретились на границе поля и леса. Обращаешь внимание, когда читаешь произведение, что Олег всегда на открытом пространстве («по полю едет», «над славной главою кургана», «на холме, у брега Днепра), символизирующем ратное поле, поле действия. Кудесник же выходит «из темного леса», места мольбы и гаданий. Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям. «Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!». Давно умер не только конь, но и сам кудесник, но пророчество все же сбылось: не ушел князь от предсказанной судьбы. Легендарные имена окружены легендами. Нельзя допустить, чтобы жизнь столь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.

Фантазия поэта, родившегося через много веков после описываемых им событий, проводит параллели между волхвами и поэтами, между князьями и царями, предостерегая, заставляя прислушаться к словам вещим. И не тягаться летописи в силе воздействия на сознание с балладой, где каждое слово – образ, западающий в душу. А задача, как у летописи, так и у песни одна: задумайтесь, потомки! Вы только люди, вы не бессмертны.

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

А. С. Пушкин

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Вещий Олег

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Прощание Олега с конем

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Разговор вещего Олега с волхвом

Тема поэта-прорицателя высвечивается в приравнивании Пушкиным волхва к поэту. Волхв неспроста назван «вдохновенным»: ему, как и поэту, открыто многое, и никто не может помешать ни тому, ни другому вещать правдиво и не бояться ни князей, ни его приближенных. Эта тема выражает взгляды поэта о свободе и назначении поэзии.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Князь Олег

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Олег и волхв

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Тризна по Олегу

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

  • Песнь льда и пламени итоговое сочинение
  • Песни советских мультиков и сказок
  • Песни собственного сочинения про любовь текст
  • Песни собственного сочинения под гитару текст
  • Песенка про сказку юнна мориц слушать песня