Песочная сказка для детей

Технология «Сказки на песке»

Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. А если сказку совместить с песочной терапией, то воспитательный приём станет наиболее эффективнее в двойне.  «Сказка на песке» это сочетание двух методов сказкотерапии и песочной терапии для детей. Обсуждение и проигрывание сказок на песке является важным закрепляющим фактором, расслабляет  и успокаивает ребенка, снимает напряжение при обсуждении проблемной ситуации. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым.

Мы уже знаем, что, строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь мы знаем, что сказочный образ всегда потенциален, успешен).

Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Таким образом, у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы. Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение. Групповая форма песочной терапии предполагает коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).

Все, что нужно для работы с песком, — добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Моделирование  художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Для моделирования сказок  используется ящик-бассейн приятного небесно-голубого цвета, символизирующий небо и воду. Такая малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Этапы занятия в песочнице

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа — своего рода организационный момент — позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Принимая во внимание концепцию о приоритете тактильного вида восприятия дошкольников (примерно 60%), начиная занятие с контакта с песком, можно подготовить детей к продуктивному взаимодействию. Задания мы предлагаем несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5—7 мин.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличить на 5—10 мин (в зависимости от возраста) по сравнению с обычным занятием. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия. Конечно, при планировании занятия с использованием песочных техник психолог решает и когнитивные (нравственные), и эмоциональные задачи.

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью (не более 5—7 мин). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Хорошо использовать пересказ-инсценировку. Мы знакомим детей с художественным произведением через проигрывание сюжета. После этого предлагаем сделать пересказ. В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, для создания ситуации успеха, педагог через ритуальную фигурку — ведущего может предложить начать, продолжить или завершить пересказ текста с одновременным проигрыванием сюжета несколько раз. Для разнообразия можно ввести пересказ от другого лица, менять имена, клички главных героев, разыгрывать сюжет по ролям или предложить придумать другое окончание художественного произведения.

Участникам группы дается следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, — пустыню. Там вы хотите создать цветущую Сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».

Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим»: его «кодекс чести» не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда участники группы выберут фигурки, можно предложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек Сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом». Или: «Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».

Мы можем дать «сказочную» инструкцию: «Представь себе, что ты —Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в Сказочную страну и населить ее разными существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».

Безусловно, это не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает».

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  2. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

3.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017

Занятия с использованием игр с песком «Умный Карандаш»

(по мотивам сказки В. Сутеева «Мышонок и Карандаш»)

Задачи:

  • развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;
  • обогащать и закреплять активный словарь;
  • закреплять навыки драматизации;
  • развивать умение отвечать на вопросы;
  • учить пересказывать текст от лица персонажей произведения;
  • отрабатывать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и Карандаш», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма.

Оборудование: песочница, фигурки (мальчик, мышонок, черепашка), игрушка на руку (Василиса премудрая), предметы (дом, стол, кроватка, карандаш, палочки с привязанными на ниточке бабочками, вырезанными из бумаги), палочки или карандаши без грифелей для рисования на песке, влажный песок, бумажный или пластмассовый стаканчик.

  1. Ритуал входа

Педагог. Ребята, выберите себе место около борта песочницы. Сегодня черепашка пригласила нас в свою песочную страну. Она хочет нас познакомить со своей гостьей. Но сначала давайте поздороваемся с песком и вспомним правила, которые действуют в песочной стране.

Дети поочередно проговаривают правила: не сыпать песок, не разрушать чужие постройки, брать только один предмет за один подход к столу.

Положите ладони на песок, раздвиньте пальцы, а теперь сожмите их в кулак. Приподнимите кулаки и тоненькой струйкой высыпьте песок в песочницу.

На что это похоже? поставьте ребро ладони на песок (вариант: раскройте ладони). На что это похоже? поднимите ладошки, если на них остался песок, осторожно высыпьте его через пальцы.

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.

Педагог. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

В русских сказках живет героиня

И хранит сказки, как берегиня. Помогает всем с нежностью мудрою потому и зовется премудрою.

(Василиса Премудрая.)

С. Веркина

Дети отгадывают загадку.

Педагог надевает на руку куклу Василису.

А сейчас мы поиграем в одну игру. посмотрите внимательно — на столе перед вами лежат палочки с привязанными к ним бабочками. Возьмите их в руки. Сделайте глубокий вдох и плавно, долго выдыхайте. Помогите своей бабочке полететь. Какая бабочка у тебя?

Дети выполняют задание, отвечают на вопрос. Василиса премудрая их поощряет. Упражнение выполняется 3—5 раз.

  1. Основная часть

В а с и л и с а п р е м у д р а я. Как вы уже догадались, я Василиса премудрая. Сегодня черепашка попросила меня рассказать вам сказку. Рассказывать их я мастерица! Сказка называется «Мышонок и Карандаш», написал ее замечательный писатель В.Г. Сутеев (показывает портрет автора или книгу с иллюстрациями). Вставайте поближе к песочнице, слушайте внимательно и помогайте мне. Выставляйте в песочницу то, что я буду называть. В маленькой норке жил Мышонок. ребята, где живет мышонок?

Д е т и. В норке.

В а с и л и с а п р е м у д р а я. А как можно сделать норку? посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Какие-то из них могут пригодиться.

Дети рассматривают предметы.

Так вот, в норке жил Мышонок. Поставьте его в норку.

Дети кладут стаканчик на песок и насыпают песок сверху, или проделывают отверстие в толще песка, имитируя норку, выставляют фигурку мышонка.

Рядом стоял дом, в котором жил мальчик Вова. Как вы думаете, что было в доме. Поставьте те предметы, которые подойдут.

Дети выставляют предметы, выполняют действия с фигуркой мальчика и мышонка.

Мальчик устал и пошел спать. Мышонок прокрался в дом, увидел Карандаш, схватил его и потащил к себе в норку. Карандаш взмолился:

  • Отпусти меня, пожалуйста! Я деревянный карандаш и меня нельзя есть. (Ребенок двигает карандашом.)
  • Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок.

Покажите, пожалуйста, как Мышонок будет грызть Карандаш.

Дети показывают.

Да! Именно так Мышонок больно укусил Карандаш. Как вы думаете, что он сделал?

Дети отвечают.

Карандаш действительно вскрикнул: Ой!

  • Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, — сказал Карандаш.
  • Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя все равно изгрызу на мелкие кусочки (выделять интонационно и повторять мимические движения).

Как будет грызть Мышонок?

Дети берут карандаши без грифелей или палочки и рисуют на песке.

Приготовьте свои пальцы, возьмите карандаши. Сейчас мы увидим, что из этого получилось!

Карандаш нарисовал кружок. А потом еще три маленьких кружочка.

  • Это сыр? — спросил Мышонок.

Как вы думаете, это сыр? Скоро узнаем.

Карандаш нарисовал рядом еще один большой кружок.

  • Это яблоко? — закричал Мышонок. Карандаш нарисовал несколько длинных кружочков.

Ребята! Нарисуйте одну длинную колбаску на противоположной от маленького кружка стороне большого круга. А еще четыре маленьких овала вокруг большого круга.

Педагог помогает по необходимости.

  • Это сарделька? — еще сильнее закричал Мышонок. Карандаш начал рисовать уголки на маленьком круге.
  • Это похоже на ко… Не рисуй больше! — закричал Мышонок.

Карандаш нарисовал справа и слева три короткие линии (усы).

-Да это настоящая кошка! Спасите! — пискнул испуганный Мышонок (слова Мышонка педагог выделяет интонационно). Он бросился к себе в норку и носу оттуда не показывал. Карандаш до сих пор живет у мальчика Вовы, но с каждым днем становится все меньше и меньше.

Ой! У вас действительно получились настоящие кошки на страх всем мышкам! Есть от чего испугаться. Вам понравилась сказка? Вы внимательно слушали и смотрели? Сейчас мы  проверим, ответьте на мои вопросы.

Вопросы

  • Как называется сказка?
  • Кто написал сказку?
  • Как Мышонок познакомился с Карандашом?
  • Что хотел сделать Мышонок?
  • Что попросил сделать в последний раз Карандаш?
  • Что нарисовал Карандаш сначала?
  • Что подумал Мышонок?
  • Какой рисунок получился у Карандаша?
  • Что случилось с Мышонком?
  • Почему Карандаш становился все меньше и меньше?

Дети отвечают.

А теперь давайте еще раз попробуем рассказать и показать сказку. Кто будет Карандашом? Кто будет Мышонком?

Сказка проигрывается еще несколько раз. Дети могут меняться ролями.

Мне очень понравилось, как вы рассказываете сказку и как вы рисуете кошку на песке. Вы можете сделать это теперь и на бумаге. Нам было так интересно вместе, но пришло время прощаться. Спасибо вам! До встречи!

  1. Ритуал выхода

Педагог. Ой! Какие интересные кошки у нас в песочнице поселились! Расскажите мне, что вы делали сегодня? Как жалко, что я этого не видела! А вам понравилось?

Дети отвечают.

Ну а теперь давайте разберем песочницу, чтобы она могла отдохнуть. И разгладим поверхность песка ладонями от левой стороны к правой. А теперь сверху вниз. Нам пора уходить, но мы сюда обязательно еще вернемся. Дети убирают игрушки.

СКАЗКИ В ПЕСОЧНИЦЕ.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру….

Подобно Богу,

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

(Т.Грабенко)

Если мы понаблюдаем за играми детей в песочнице, то увидим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. Он является прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в форму, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дороги, целые города, разрушать и строить снова.

Игра с песком одна из форм естественной деятельности, это то, чем ребёнок любит заниматься. Преимущество игр с песком сводится к следующему:

— развивают мелкую моторику рук;

— развивают активность, расширяют жизненный опыт;

— способствуют расширению словарного запаса;

— способствуют развитию связной речи;

— совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Играя в песочнице, привлекая к играм родителей. Используя воду и песок, взяв на вооружение творчество и хорошее настроение, мы придумали сказки в песочнице.

« СКАЗКА О ПЕСОЧНОМ ГОРОДЕ».

В одном городе, под названием, Песочный, жили маленькие жители – песочные человечки. Они были очень трудолюбивые ребята, и свой город построили своими руками. В городе всё было песочным: песочные домики, песочные деревья и даже песочные клумбы с цветами из песка. Каждый день жители города лепили фигуры из песка: машины, лошадки, качели и другие игрушки. Посреди города было красивое озеро, воду из которого человечки использовали для лепки фигур.

Но однажды в город прилетела злая колдунья, и решила высушить озеро.

«Нет озера, нет песочных фигурок!» — подумала она. И озеро высохло….

Опечалились жители Песочного города, попробовали лепить из сухого песка, ничего не получается. Собрались человечки вместе, и стали думать, как им быть?

« Вот что дорогие соседи, — сказал пожилой песочный человечек, — а с колдуньей придётся помириться!»

«Но как, — удивились остальные жители. Она ведь нас терпеть не может, она злая.»

Решили человечки задобрить колдунью, чтобы она превратилась в добрую фею. Захотелось им построить прекрасный песочный дворец. Прилетела колдунья, увидела прекрасный дворец, только немного недостроенный. Когда она спросила, для кого этот дворец, песочные человечки сказали что для неё, и очень огорчились, что не могут закончить работу, потому что в городе нет больше ни капли воды.

И тут с колдуньей свершилось чудо, она решила расколдовать озеро с водой. Озеро мгновенно заполнилось чистой, светлой, прозрачной водой. Человечки, поблагодарив колдунью, принялись достраивать замок. Колдунья вошла в замок и на глазах у изумлённых жителей превратилась в прекрасную фею. Человечки благодарили фею за воду, а фея благодарила человечков за прекрасный замок, и за то, что они помогли ей стать доброй. Она предложила жителям песочного города дружбу и защиту. Все засмеялись и захлопали в ладоши. Так добро и умелые руки победили злое сердце.

«СКАЗКА, ПРО ПЕТЮ — ПЕТУШКА».

Жил – был мальчик Никита. Папа сделал ему во дворе песочницу. Мальчик весь день играл в ней игрушками, лепил пирожки, копал колодцы, перевозил машиной грузы, строил домик для Пети – петушка.

Вечером мамам позвала мальчика домой. Никита быстро убежал, а петушка забыл в песочнице.

Проснулся утром петушок. Грустно ему стало без Никиты. Порылся лапками в песочнице, червячка нашёл. Всё равно грустно. Пощёлкал клювом, крыльями похлопал, не идёт Никита. Тогда как закричит петушок: « Ку – ка – ре – ку! » Громко, громко! Звонко, звонко! Услышал Никита, проснулся, позавтракал и вышел играть с Петей – петушком.

« СКАЗКА, ПРО ГОЛОДНОГО МЫШОНКА».

Однажды Наташа увидела у себя в песочнице мышонка. Звали его Пик, потому, что он постоянно говорил «пи-пи-пи». Мышонок очень хотел кушать. Он побежал сначала направо, потом налево. Увидел Наташину куклу, схватил её зубами, и тут же выплюнул, куклу есть нельзя. Посмотрел по сторонам, увидел палочку, взял её в лапки, покатал между ними, нет, её есть нельзя. Наташа побежала в дом, взяла кусочек сыра и положила на край песочницы, а затем пощёлкала пальчиками.

Насторожился мышонок Пик, и вдруг почувствовал, что чем – то очень вкусно пахнет. Раз вдохнул мышонок, два вдохнул, подбежал к сыру и схватил его зубами.

Съел мышонок весь кусочек, и побежал к себе в норку, играть со своими друзьями мышатами.

« СКАЗКА, ПРО ПЕСОК».

Лежал песок, скучал песок много – много лет. Скучал в жару, скучал в мороз, скучал, когда шёл дождь.

И может быть так бы продолжалось и дальше, но пришёл папа, принёс доски и построил прекрасную песочницу. Прибежали в песочницу дети, и давай гладить песок ладошками, пробовать.

Тёплый он или прохладный? Шершавый или гладкий? Сыпучий или нет? Взяли дети палочку, нарисовали солнышко. Лучики длинные, и ротик есть, и глазки.

Взяли формочки и полетели по песочку бабочки. Вылепили диковинные цветочки. Весело песочку с детишками. Вечером дети попрощались с песочком, до завтра!

«БЛИНЧИКИ — МИРИЛЬЧИКИ».

Во дворе стояла песочница. Красивая, большая, с ярким грибком на верху, красненьким в белое пятнышко.

Две подружки Оля и Марина очень любили играть в песочнице. Но однажды девочки поссорились, игрушки не поделили, пожадничали.

Сидят, каждая свои игрушки возле себя положила. Скучно, даже небо нахмурилось. Вот, вот дождик пойдёт. Птичка прилетела, веточку принесла. Оля веточку взяла столик нарисовала, круглый как солнышко. Куклу, мишку рядом посадила, а Маринка зайку и белочку. Решили подружки блинчиков – мирильчиков напечь. Песочек водой полили, блинчиков налепили.

Сколько блинчиков гора

Угощайся детвора.

Первый блинчик дадим Оле,

Второй блинчик кукле Поле,

Третий блинчик мишке Винни,

А четвёртый зайке Били,

Пятый блинчик для Маринки,

А шестой бельчонку Винки.

Детки все гостинцы съели

И ручки помыть успели.

Пока блинчики лепили, Оля с Маринкой помирились и о ссоре забыли. Вот какие, блинчики – мирильчики.

«СКАЗКА, ПРО КАПЕЛЬКУ»

Жила – была маленькая капелька. Она и её подружки капельки, сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось больше и больше, пока не превратилось в чёрную тучку, и не пошёл дождик.

«Прощайте!» — закричала капелька подружкам. Она упала в песочницу, которая стояла во дворе многоэтажного дома. Капелька удивилась, она никогда раньше не видела так много песка. Зачем он нужен, размышляла она.

Вдруг капелька услышала шум и смех. Это в песочницу прибежали две подружки Диана и Ева. Девочки обрадовались, что дождик намочил песочек. Теперь можно налепить много разных, красивых пасок. Они взяли формочки и принялись за дело. В скором времени вокруг капельки появились пасочки, булочки, печенье.

Ева предложила напечь оладушек. Девочки весело захлопали ладошками по песку.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

А остынут, поедим,

И воробушкам дадим,

Воробушки прилетели,

Оладушки съели.

Оладушки съели,

И улетели.

Капельке очень понравились девочки. Ей было приятно, что она с подружками намочила песочек для них. Но солнышко пригревало и пригревало, и капелька превратилась в пар.

СКАЗКИ В ПЕСОЧНИЦЕ .

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру….

Подобно Богу,

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

(Т.Грабенко)

Если мы понаблюдаем за играми детей в песочнице, то увидим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. Он является прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в форму, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дороги, целые города, разрушать и строить снова.

Игра с песком одна из форм естественной деятельности, это то, чем ребёнок любит заниматься. Преимущество игр с песком сводится к следующему:

— развивают мелкую моторику рук;

— развивают активность, расширяют жизненный опыт;

— способствуют расширению словарного запаса;

— способствуют развитию связной речи;

— совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Играя в песочнице, привлекая к играм родителей. Используя воду и песок, взяв на вооружение творчество и хорошее настроение, мы придумали сказки в песочнице.

« СКАЗКА О ПЕСОЧНОМ ГОРОДЕ».

В одном городе, под названием, Песочный, жили маленькие жители – песочные человечки. Они были очень трудолюбивые ребята, и свой город построили своими руками. В городе всё было песочным: песочные домики, песочные деревья и даже песочные клумбы с цветами из песка. Каждый день жители города лепили фигуры из песка: машины, лошадки, качели и другие игрушки. Посреди города было красивое озеро, воду из которого человечки использовали для лепки фигур.

Но однажды в город прилетела злая колдунья, и решила высушить озеро.

«Нет озера, нет песочных фигурок!» — подумала она. И озеро высохло….

Опечалились жители Песочного города, попробовали лепить из сухого песка, ничего не получается. Собрались человечки вместе, и стали думать, как им быть?

« Вот что дорогие соседи, — сказал пожилой песочный человечек, — а с колдуньей придётся помириться!»

«Но как, — удивились остальные жители. Она ведь нас терпеть не может, она злая.»

Решили человечки задобрить колдунью, чтобы она превратилась в добрую фею. Захотелось им построить прекрасный песочный дворец. Прилетела колдунья, увидела прекрасный дворец, только немного недостроенный. Когда она спросила, для кого этот дворец, песочные человечки сказали что для неё, и очень огорчились, что не могут закончить работу, потому что в городе нет больше ни капли воды.

И тут с колдуньей свершилось чудо, она решила расколдовать озеро с водой. Озеро мгновенно заполнилось чистой, светлой, прозрачной водой. Человечки, поблагодарив колдунью, принялись достраивать замок. Колдунья вошла в замок и на глазах у изумлённых жителей превратилась в прекрасную фею. Человечки благодарили фею за воду, а фея благодарила человечков за прекрасный замок, и за то, что они помогли ей стать доброй. Она предложила жителям песочного города дружбу и защиту. Все засмеялись и захлопали в ладоши. Так добро и умелые руки победили злое сердце.

«СКАЗКА, ПРО ПЕТЮ — ПЕТУШКА».

Жил – был мальчик Никита. Папа сделал ему во дворе песочницу. Мальчик весь день играл в ней игрушками, лепил пирожки, копал колодцы, перевозил машиной грузы, строил домик для Пети – петушка.

Вечером мамам позвала мальчика домой. Никита быстро убежал, а петушка забыл в песочнице.

Проснулся утром петушок. Грустно ему стало без Никиты. Порылся лапками в песочнице, червячка нашёл. Всё равно грустно. Пощёлкал клювом, крыльями похлопал, не идёт Никита. Тогда как закричит петушок: « Ку – ка – ре – ку! » Громко, громко! Звонко, звонко! Услышал Никита, проснулся, позавтракал и вышел играть с Петей – петушком.

« СКАЗКА, ПРО ГОЛОДНОГО МЫШОНКА».

Однажды Наташа увидела у себя в песочнице мышонка. Звали его Пик, потому, что он постоянно говорил «пи-пи-пи». Мышонок очень хотел кушать. Он побежал сначала направо, потом налево. Увидел Наташину куклу, схватил её зубами, и тут же выплюнул, куклу есть нельзя. Посмотрел по сторонам, увидел палочку, взял её в лапки, покатал между ними, нет, её есть нельзя. Наташа побежала в дом, взяла кусочек сыра и положила на край песочницы, а затем пощёлкала пальчиками.

Насторожился мышонок Пик, и вдруг почувствовал, что чем – то очень вкусно пахнет. Раз вдохнул мышонок, два вдохнул, подбежал к сыру и схватил его зубами.

Съел мышонок весь кусочек, и побежал к себе в норку, играть со своими друзьями мышатами.

« СКАЗКА, ПРО ПЕСОК».

Лежал песок, скучал песок много – много лет. Скучал в жару, скучал в мороз, скучал, когда шёл дождь.

И может быть так бы продолжалось и дальше, но пришёл папа, принёс доски и построил прекрасную песочницу. Прибежали в песочницу дети, и давай гладить песок ладошками, пробовать.

Тёплый он или прохладный? Шершавый или гладкий? Сыпучий или нет? Взяли дети палочку, нарисовали солнышко. Лучики длинные, и ротик есть, и глазки.

Взяли формочки и полетели по песочку бабочки. Вылепили диковинные цветочки. Весело песочку с детишками. Вечером дети попрощались с песочком, до завтра!

«БЛИНЧИКИ — МИРИЛЬЧИКИ».

Во дворе стояла песочница. Красивая, большая, с ярким грибком на верху, красненьким в белое пятнышко.

Две подружки Оля и Марина очень любили играть в песочнице. Но однажды девочки поссорились, игрушки не поделили, пожадничали.

Сидят, каждая свои игрушки возле себя положила. Скучно, даже небо нахмурилось. Вот, вот дождик пойдёт. Птичка прилетела, веточку принесла. Оля веточку взяла столик нарисовала, круглый как солнышко. Куклу, мишку рядом посадила, а Маринка зайку и белочку. Решили подружки блинчиков – мирильчиков напечь. Песочек водой полили, блинчиков налепили.

Сколько блинчиков гора

Угощайся детвора.

Первый блинчик дадим Оле,

Второй блинчик кукле Поле,

Третий блинчик мишке Винни,

А четвёртый зайке Били,

Пятый блинчик для Маринки,

А шестой бельчонку Винки.

Детки все гостинцы съели

И ручки помыть успели.

Пока блинчики лепили, Оля с Маринкой помирились и о ссоре забыли. Вот какие, блинчики – мирильчики.

«СКАЗКА, ПРО КАПЕЛЬКУ»

Жила – была маленькая капелька. Она и её подружки капельки, сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось больше и больше, пока не превратилось в чёрную тучку, и не пошёл дождик.

«Прощайте!» — закричала капелька подружкам. Она упала в песочницу, которая стояла во дворе многоэтажного дома. Капелька удивилась, она никогда раньше не видела так много песка. Зачем он нужен, размышляла она.

Вдруг капелька услышала шум и смех. Это в песочницу прибежали две подружки Диана и Ева. Девочки обрадовались, что дождик намочил песочек. Теперь можно налепить много разных, красивых пасок. Они взяли формочки и принялись за дело. В скором времени вокруг капельки появились пасочки, булочки, печенье.

Ева предложила напечь оладушек. Девочки весело захлопали ладошками по песку.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

А остынут, поедим,

И воробушкам дадим,

Воробушки прилетели,

Оладушки съели.

Оладушки съели,

И улетели.

Капельке очень понравились девочки. Ей было приятно, что она с подружками намочила песочек для них. Но солнышко пригревало и пригревало, и капелька превратилась в пар.

Для маленьких детей, которые еще не умеют говорить и выражать свои эмоции с помощью фраз, психологами разработана песочная терапия. Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

Что такое детская песочная терапия?

Система воспитания в детских садах все больше развивается в области интеллектуального развития ребенка. Эмоциональная сфера плавно перетекла на второй план, что негативно отразилось на духовной и чувствительной сфере детей. Чтобы помочь всестороннему развитию личности, воспитатели все чаще стали использовать терапию с песком.
Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки.
Песочница является отличным посредником для установления контакта с ребенком. Если малыш не может еще выразить свои ощущения, волнения или радость с помощью слов, то посредством песочных картин ему легко будет изобразить нужное состояние. Кроме того, у детей, проходящих терапию на основе песка, развиваются тактильные ощущения и стимулируются нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Программа по песочной терапии для дошкольников

Программа по песочной терапии призвана влиять на широкий спектр проблем в развитии детей:

  • снятие мышечного и эмоционального напряжения;
  • профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги;
  • формирование здорового самомнения, приобретения уверенности в себе, раскрытию личностного потенциала;
  • творческое самовыражение;
  • развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
  • снятие барьеров к общению со сверстниками;
  • оказание помощи после психологических травм;
  • формирование нравственности, гуманного отношения к окружающим;
  • взятие ответственности за поступки;
  • адаптация к изменению условий окружающей среды.

Программа по песочной терапии всегда соответствует следующим требованиям:

  • динамичная подача материала: от простых техник к сложным;
  • наглядная доступность (детская психика больше ориентирована на образное мышление, чем на словесное);
  • индивидуальный подход за счет принятия во внимания личностных качеств малыша;
  • принцип интеграции образовательных областей, который позволяет отражать через игры эмоции, полученные в окружающей действительности.

Метод песочной терапии

По терапии с песком разработано множество техник и методов, позволяющих всесторонне развивать детей. Самыми эффективными являются:

  1. Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.
  2. История. Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества малыша становятся видны психологу.
  3. Тематический ориентированный мир. Ребенку предлагается на выбор одна из тем: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья». Изображенные чувства при помощи действующих предметов в центре песочницы являются ключом к расшифровке чувств и переживаний малыша.
  4. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.
  5. Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.

Познавательная сказка про песок для детей 4-6 лет

Сказка для дошкольников 4-6 лет «Волшебник Кукумба в песочной стране»
Сказка будет полезна родителям и воспитателям при ознакомлении дошкольников 4-6 лет со свойствами песка и при проведении игр с песком.Цель: с помощью сказки заинтересовать и привлечь дошкольников к исследовательской работе по изучению свойств и видов песка.

Рекомендуем посмотреть:

Сказки для детей 4-5 лет Сказки для дошкольников 4-5 лет Сказка в стихах для детей 4-5 лет Сказка для дошкольников 4-5 лет про животных

Похожие статьи:

Сказки для детей средней группы детского сада по ФГОС

Сказки зарубежных писателей для детей дошкольников 4-5 лет

Чуковский «Федорино горе»

Чуковский «Тараканище»

Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»

Сказки на песке практика песочной терапии

Цель терапии «сказка на песке» заключается в следующем:

  • Развитие равновесия в эмоциональном состоянии детей.
  • Приобретение тактильной чувствительности, остроты ощущений, восприятий, воображения.
  • Повышение словарного запаса.

Необходимо соорудить солнышко и тучку из картона. Также понадобятся палочки для рисования, формочки в виде цветов и фигурки зайчиков. Для участия в занятии допускается не более трех деток. Воспитатель показывает ребятишкам изображение солнышка и задает вопросы о том, кто к ним сегодня пришел в гости. Детки отвечают, что «солнце». Далее педагог продолжает свою речь в виде развивающейся в сюжетной линии сказки.

Можно использовать любые вариации событий, главное, чтобы все действующие в опросе лица участвовали в беседе. Затем предлагается потрогать все предметы и проговорить свои чувства от соприкосновения с ними. Сказка продолжается в том русле, что дети ощущают тактильно и не вербально все происходящее вокруг них. Педагог показывает следы на песке и спрашивает кто такие мог оставить из животных? Дети тоже пробуют сделать такие же следы. Заканчивается сказочный вечер прощанием с действующими персонажами.
Сказки на песке развивают все необходимые психологические ощущения у малыша, погружают его в творческое русло и настраивают на продолжение диалога. В результате будет формироваться целостная и всесторонне развитая личность ребенка.

Сказки на песке для самых маленьких

  • 22 сентября 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Номинация «Художественная проза о детях, о семье, о школе»

Песок – естественная среда для развития ребёнка. Играя с сухим и влажным песком, ребёнок приобретает опыт взаимодействия с природным материалом и изучает его свойства.

В играх с песком дети получают представления о величине, форме, о животных, которые живут в лесу и возле дома, о том, что растёт на огороде, а что – в саду. Они способствуют познавательному развитию вашего малыша и улучшают его эмоциональное состояние.

Больше всего детям нравятся игры-занятия с использованием сказочного сюжета. Особенно любимы сказки, где главным героем является сам ребёнок.

Сказка «Солнышко»

Нам понадобятся: Два таза – один с мокрым песком, другой с сухим, палочка или веточка, песочные формочки животных и небольшие игрушки овощей и ягод.

– Давай мы будем рассказывать сказку на песке.

Жил-был мальчик… Он проснулся и пошёл гулять. Давай походим пальчиками по песочку. Ходил, ходил мальчик и вышел на полянку. Стучим ладошками по песку, утрамбовываем его, создавая ровную поверхность – полянку. Увидел мальчик солнышко.

Взрослый предлагает ребёнку сделать солнышко. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

Утром солнышко проснулось, И ребятам улыбнулось.

– Давай возьмём палочку и нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку. Доброе солнышко. Солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давай погладим лучики пальчиками.

Ребёнок прикасается пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает ребёнку взять палочку и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

– Давай погладим пальчиком длинные лучики. К приветливому солнышку прилетели птички.

Взрослый предлагает ребёнку разгладить солнышко и сделать птичек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Птички летают, крыльями машут, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт птиц.

– Птички улетели. Погладим песочек. На полянку прискакали зайчики.

Взрослый предлагает ребёнку показать на сухом песке, как скачут зайчики: кончики пальцев прыгают по песочку. Затем ребёнок берёт пластмассовую формочку зайчика и лепит 2-3 зайчиков. Взрослый помогает ребёнку, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился зайчик. Уточняет, что зайчиков много.

Потом на полянку пришёл медведь. Поочерёдно, опуская рёбра ладоней в сухой песок, взрослый показывает ребёнку, как ходит медведь. Помогает повторить движения. Берёт формочку медведя и предлагает ребёнку выложить медведя на мокром песке.

Взрослый рассказывает, что медведь один, а зайчиков много. Предлагает угостить зайчиков.

– Возьми столько морковок, чтобы всем зайчикам хватило.

В случае затруднения помогите ребенку.

– Зайчиков много и морковок много. Давай сосчитаем, сколько морковок и сколько зайчиков.

– Смотри, вот ягодка. Давай угостим медведя ягодкой. Он один, поэтому и ягодка одна.

– Отдохнули на полянке зайчики и медведь, погрелись на солнышке и пошли домой, не забыв сказать: «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек.

Уважаемые родители! Попробуйте пофантазировать и придумать подобные развивающие сказки для своего малыша. Это нетрудно. Определитесь с темой, начинайте играть с ребёнком и сказка сама получится.

Вспомните высказывание мудреца «Всё в твоих руках».

Хотите вырастить талантливых, одарённых детей, просто хороших людей: «Всё в Ваших руках». Протяните их детям.

Автор: Доброва Татьяна Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ № 112, город Астрахань, стаж работы по специальности 10 лет. Автор программ по стабилизации эмоционального состояния детей «Познай себя, пойми других», «Игры с песком», творческого проекта «Страна понимания».

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

  • Песок сыпуч как пишется
  • Песок и замок литвинов сказка распечатать
  • Песок зыбуч как пишется или зыбучь
  • Песок в кубах как пишется
  • Песня я не знаю сказок но я знаю небылицы как одна особа невзлюбила папу принца