Песочный человек гофман о чем рассказ

:
Детский страх молодого человека — боязнь Песочного человека — оживает, вторгается во взрослую жизнь юноши и губит его.

Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своём детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.

В детстве Натаниель и его сёстры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придёт Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжёлые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.

Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.

Так продолжалось много лет, а я всё не мог свыкнуться с этим зловещим призраком, и образ страшного песочного человека не бледнел в моём воображении.

Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.

Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.

Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребёнка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.

Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.

Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника — он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.

Клара случайно читает письмо, адресованное её брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что всё это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.

Если существует тёмная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, ‹…› то она должна заключаться в нас самих.

В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма. Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус. В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Учёный знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец. Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.

Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника — Лотара и Клару. Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.

После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что её возлюбленный сильно изменился — стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.

Всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре тёмных сил, и бесполезно с этим бороться, лучше смиренно покориться воле судьбы.

Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.

Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довёл невесту до слёз, за что Лотар вызвал его на дуэль. Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.

К учёбе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани. Натаниэлю была видна комната Олимпии — девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.

Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился её совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.

Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте. Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки её холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление. Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его — юноша ничего не хотел слушать.

После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.

Никогда ещё не было у него такой благодарной слушательницы. Она ‹…› сидела не шелохнувшись, устремив неподвижный взор в глаза возлюбленного, и взор этот становился всё пламенней и живее.

Юноша шёл делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру. Это была лишённая глаз Оливия.

Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретённый профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.

Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюблённые решили сыграть свадьбу.

Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в неё, и его снова охватило безумие.

Вдруг огненные потоки полились из его блуждающих глаз, он взвыл, как затравленный зверь, высоко подпрыгнул и, страшно захохотав, закричал пронзительным голосом.

Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила. Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город. Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.

Клара переехала в отдалённую местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, «которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом».

Романтизм – эпоха невероятного расширения человеческого сознания. Именно тогда человек верит, что может противостоять судьбе, управлять своими страстями, внимать голосу Провидения. Европейский романтизм берет своё начало в Германии, где переживает три периода: Йенский, Гейдельбергский и Берлинский. К последнему и более позднему из них относится творчество одного из самых ярких немецких писателей девятнадцатого столетия Э.-Т.-А. Гофмана. Более всего этот автор известен своими сказочными новеллами, одна из которых «Щелкунчик и Мышиный король» стала основой для либретто известного балета П.И. Чайковского. В произведениях Гофмана соединились оптимизм и пессимизм позднего романтизма, одухотворенность и механизация мира. Быть или казаться? Внимать реальности или поддаться иллюзиям? Погрязнуть в рутине или стремиться душой в высший мир? Такие вопросы ставит творец перед своими героями.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 О чем новелла?
  • 3 Главные герои и их характеристика
  • 4 В чем смысл?
  • 5 Романтизм в новелле

История создания

«Песочный человек» входит в один из двух томов сборника новелл, вышедшего в 1817 году, он называется «Ночные этюды». Почему именно ночные? Во-первых, возможно, потому, что в этих произведениях раскрывается мистическая, темная и тайная сторона человеческой души. Во-вторых, если обратиться к рукописям, то на страницах первой редакции «Песочного человека» можно увидеть помету «16 ноября 1815 года, час ночи». То есть это в прямом смысле ночное творение. Спустя неделю Гофман создает второй вариант новеллы и отправляет его в Берлин, издателю Георге Реймеру. В последней редакции имеются существенные изменения. Так, в окончательном варианте отсутствует эпизод, где Коппелиус дотрагивается до сестры Натанаэля, вследствие чего та теряет зрение и расстается с жизнью. Последний эпизод ранней редакции в корне отличается от окончательного варианта. Действие происходит так же на башне ратуши, но Коппелиус потребовал, чтобы Натанаэль толкнул Клару вниз, а затем последовал за ней.

О чем новелла?

Из предисловия в виде переписки Натанаэля с его возлюбленной Кларой и её братом мы узнаём, как возник Песочный человек. Одной из характерных черт сказок Гофмана является то, что любому, казалось бы, фантастическому явлению находится рациональное объяснение. Может быть, Песочный человек – это злобный алхимик Коппелиус, заставивший страдать главного героя и его семью, а может – это просто ощущение «песка в глазах», возникающее при переутомлении глаз перед сном.

Натанаэль покинул родной город ради занятий науками в Г. Здесь он встречает продавца барометров Копполу, в котором узнает того самого Коппелиуса – Песочного человека. После нескольких встреч с продавцом герой покупает у него маленькую подзорную трубку, через которую наблюдает за Олимпией, дочерью профессора физики Спаланцани. Студент знакомится с нею и её, как он полагает, отцом, проводит у них вечера. После долгих мучений и сомнений, увлечённый правильностью и безупречностью девушки, молодой человек влюбляется в неё и решает жениться на ней.

Полный восторженных чувств, придя в дом к её отцу с предложением руки и сердца, молодой человек видит ссору Спаланцани и Копполы, в результате которой механическую куклу Олимпию лишили глаз. Натанаэль не был готов к такому потрясению. После этого происшествия он очнулся в своем доме в окружении друзей и Клары. Здоровье бедного юноши восстанавливается, кажется, финал может быть счастливым. Однако же во время прогулки Натанаэль и Клара поднимаются на башню ратуши, где юноша вспоминает о карманной подзорной трубе. Взглянув в неё, он снова видит мертвые вращающиеся глаза Олимпии, старого Коппелиуса. Не выдержав этого испытания, он бросается вниз.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой произведения – Натанаэль, студент из небогатой семьи. Уже из его первых писем следует, что этот юноша с детства был весьма впечатлительным и восприимчивым. Он не согласен принимать мир простым и обыденным, каким он кажется многим. Гофман не без иронии изображает романтическую воодушевленность молодого человека. Воображая себе то, чего нет на самом деле, персонаж не смог отличить истинные чувства живого человека от однообразных действий механической куклы. Грёзы завладели им настолько, что даже, казалось бы, взглянув в глаза реальности, он не смог смириться с нею.
  2. Возлюбленная Натанаэля Клара, добрая и рассудительная девушка. Ей чужды поэтические воззрения её друга, однако же он несправедливо обвинял девушку в непонимании и бесчувственности: только она была способна осознать, какую опасность представляет столь далеко зашедшая фантазия. Героине противопоставлен образ Олимпии – представительницы мира автоматов. Ей, если можно так сказать, всё человеческое было чуждо. Безупречная в каждом движении, в каждой ноте, неспособная возразить или сделать неловкий жест, она покорила сердце юноши. Но раскрывшаяся правда свела его с ума.
  3. Самым спорным персонажем является Коппелиус. Если смотреть на действие новеллы глазами Натанаэля, то этот герой предстаёт перед нами в трёх ипостасях: адвокат Коппелиус, продавец Коппола и, конечно же, сам Песочный человек. Рассудив, подобно Кларе, мы сделаем вывод, что Коппола и Коппелиус — лишь совпадающие имена разных личностей, а Песочный человек остался в детских сказках.

В чем смысл?

Идея создания фантастической новеллы о заводной кукле и влюбившемся в неё юноше возникла у Гофмана не случайно. В 18-19 вв. в Европе были весьма популярны показы различных механизмов, например, автоматов Вокансона, имитировавших деятельность человека. Пораженный правдоподобностью таких изобретений, автор создаёт своего «Песочного человека.

Мотив автомата в сказке появляется еще до знакомства Натанаэля с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» — такой гневный упрек позволяет себе юноша в адрес Клары, когда та отказывается одобрить его стихи. Куклу же герой воспринимает как единственное существо, способное его понять. Так взаимопроникают два противопоставленных мира.

Другим сквозным мотивом «Песочного человека» являются глаза. Именно «светлые глаза» Клерхен вспоминает Натанаэль в своём письме к Лотару, на глаза же покушается Песочный человек, на них хотел посягнуть и Коппелиус, когда застал героя в отцовском кабинете. То, что в первую очередь отражает душу человека, привлекло внимание юноши в кукле Олимпии. Ему казалось, что её глаза «испускают влажное лунное сияние». Увидев их мертвыми, брошенными на пол, персонаж не смог примириться с тем, что его любовь — заводная кукла.

Романтизм в новелле

Вполне возможно представить себе существование сказок Гофмана вне контекста романтизма, но нельзя исключить влияние идей этой эпохи.

Философские рассуждения Канта и Гегеля о познаваемости быта и бытия развили у романтиков тенденцию полагать, что существует не один мир. Так родилась идея двоемирия, которую Гофман в «Песочном человеке» воплощает по-своему. Здесь сталкиваются не фантазийный небесный и бренный земной миры, как это можно встретить у ранних романтиков, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться.

Другой неотъемлемой составляющей романтизма является образ поэта. Опять же, в рассматриваемой новелле это не герой, наделённый особой способностью слышать голос свыше, не проводник между людьми и небом, как это было у ранних романтиков, например, у Новалиса. Образ Натанаэля создан Гофманом с немалой долей иронии, а любой фантазии непонятого поэта можно найти рациональное объяснение.

Возможно, таким образом, автор дает нам понять, что счастье не в заоблачных мечтах, а в разуме.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читательский дневник по новелле «Песочный человек» Эрнста Гофмана

Автор: Эрнст Гофман.

Название: «Песочный человек».

Число страниц: 36.

Жанр: мистическая новелла.

Главные герои: Натанаэль, Клара, Коппелиус, Спаланцани, Олимпия.

Второстепенные герои: Лотар.

Характеристика главных героев:

Натанаэль — мнительный, нервный молодой человек.

Клара — его невеста. Добрая и снисходительная.

Коппелиус — чернокнижник, злой и жестокий.

Спаланцани — учёный, изобретатель.

Олимпия — механическая кукла, робот.

Характеристика второстепенных героев:

Лотар — брат Клары.

Краткое содержание сказки «Песочный человек»

В детстве Натанаэля пугали рассказы о человеке из песка, приходящим к непослушным детям. Ему казалось, что этот человек ходит по дому.

Он спрятался в кабинете отца и видел, как тот с Коппелиусом проводили магические обряды. Позднее, при одном из обрядов отец погиб, и мальчик винил в том песочника.

Став взрослым Натанаэль вновь встретил Коппелиуса. Тот продал юноше подзорную трубу, через которую молодой человек следил за Олимпией.

Он танцевал с девушкой и влюбился в неё. Но однажды узнал, что Олимпия всего лишь кукла, оживлённая волшебством.

Натанаэль сошёл с ума и некоторое время провёл в сумасшедшем доме.

Когда он выздоровел, они с Кларой поселились за городом и готовились пожениться. Но юноша едва не убил невесту и сам сбросился с крыши.

План сказки:

  1. Воспоминания детства.
  2. Смерть отца.
  3. Снова песочник.
  4. Дуэль с Лотаром.
  5. Подзорная труба.
  6. Танцы.
  7. Механическая кукла.
  8. Сумасшествие.
  9. Невеста и жених.
  10. Смерть Натанаэля.

Основная мысль произведения «Песочный человек»

Главная мысль сказки в том, что нельзя поддаваться суевериям.

Основная идея новеллы в том, что в каждом человеке живёт свой кошмар.

Чему учит сказка

Учит быть рациональными и не верить в чудеса.

Учит хранить верность и быть честным с самим собой.

Учит спокойно относиться к тому, чего не понимаешь.

Краткий отзыв по рассказу «Песочный человек» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что вокруг нас много странного и непонятного.

Но это не значит, что этому нет научного объяснения.

Это интересная и немного страшная сказка.

Автору удалось показать, что человек может сам довести себя до безумия.

Мне понравилась Клара, добрая и чуткая девушка, которая до конца боролась за свою любовь. Мне не понравился Натанаэль, слабый и бесхарактерный юноша.

Я всем советую прочитать эту новеллу и подумать о том, что самое страшное чудовище всегда находится внутри нас и надо уметь его усмирять.

Пословицы к произведению:

  • Всех чертей знаю, одного Сатану не знаю.
  • У страха глаза велики.
  • У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
  • Смерти бояться — на свете не жить.
  • Сон разума порождает чудовищ.

Словарь неизвестных слов

  • Кобольд — мистическое существо, живущее под землёй.
  • Стезя — путь, дорога.
  • Фантом — призрачное создание.
  • Фатум — неумолимый рок, судьба.
  • Фейхтмейстер — учитель фехтования.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

И вот Коппола взвалил на плечи фигуру и с мерзким визгливым смехом торопливо сбежал по лестнице, так что слышно было, как отвратительно свесившиеся ноги Олимпии с деревянным стуком бились и громыхали по ступеням.

Натанаэль оцепенел — слишком явственно видел он теперь, что смертельно бледное восковое лицо Олимпии лишено глаз, на их месте чернели две впадины: она была безжизненною куклою. Спаланцани корчился на полу, стеклянные осколки поранили ему голову, грудь и руку, кровь текла ручьями.

Ещё читательские дневники по произведениям Эрнста Гофмана:

  • «Золотой горшок»
  • «Щелкунчик»

Библиотека произведений автора пополняется.

Содержание

  1. Главные герои и другие персонажи
  2. Пересказ в тезисах
  3. Краткое содержание новеллы
  4. Первое письмо
  5. Второе письмо
  6. Третье письмо
  7. В чем идея произведения

В этой статье мы познакомим вас, дорогой читатель, с кратким содержанием новеллы «Песочный человек» Гофмана. Здесь вы сможете проследить за всеми злоключениями главного героя, касающимися его возлюбленной и друзей.

В произведении Эрнста Гофмана отражено увлечение автора «ночной» стороной человеческой души, тому иррациональному, что скрывается за маской повседневных забот и рядовых происшествий. Писателя привлекает тема безумия людей, а также их патологические душевные состояния. Описывая внутренние терзания своего героя, автор проникает в потаенные уголки сознания человека с его неосознанными страхами, зародившимися в раннем детстве. Краткому содержанию «Песочного человека» предшествует знакомство с героями новеллы, каждый из которых по-своему ценен для заинтересованного читателя.

Главные герои и другие персонажи

Главными героями этой новеллы являются:

  • Натанаэль – студент.
  • Клара – его возлюбленная и невеста.
  • Лотар – хороший друг, брат Клары.
  • Коппелиус – главный злодей или «Песочный Человек».

К второстепенным действующим лицам относятся отец и мать героя, а также встречающиеся на его пути персонажи. Это профессор физики Спаланцани и похожий на Коппелиуса продавец барометров Коппола.

Главный герой новеллы – Натанаэль, который к моменту развития основных событий был молодым студентом. Из его первого письма видно, что юноша с детства рос впечатлительным ребенком, восприимчивым ко всему мистическому. Он не готов принимать окружающую реальность в обыденном виде, как это делается большинством людей.

Краткое содержание новеллы "Песочный человек" Гофмана

Детские страхи Натанаэля

Гофман с иронией описывает романтичность молодого человека, воображающего себе то, чего не существует в реальности. Именно поэтому повзрослевший Натанаэль не способен отличить истинные чувства от механических действий куклы.

Его возлюбленная Клара – добрая и очень рассудительная для своего возраста девушка. Она не одобряет поэтические опыты жениха, на что он несправедливо обвиняет девушку в бесчувственности и непонимании. Но только она одна способна осознать, в какой опасной форме могут проявиться так далеко зашедшие фантазии Натанаэля.

Самый сложный и спорный персонаж новеллы – адвокат Коппелиус. Если смотреть на развитие событий глазами Натанаэля – этот символ зла предстает сразу в 3-х ипостасях: собственно злодея, продавца Коппола и символичного человека из детских страхов. При рассудительном подходе к событиям (как это делает Клара) придется согласиться с ней, что Коппола и Коппелиус – всего лишь созвучные имена, оживившие в герое его детские страхи. Вслед за представлением основных действующих лиц можно ознакомиться с пересказом новеллы Гофмана «Песочный человек» и кратким содержанием этого увлекательного произведения.

Пересказ в тезисах

Основные тезисы, кратко передающие суть изложения:

  • В детстве героя часто пугали вымышленным страшилищем, которое похищает непослушных детишек и забирает у них глаза.
  • К его отцу для занятий алхимией приходит странный адвокат Коппелиус, вызывающих у детей отвращение.
  • Со временем у них в сознании закрепляется устойчивая ассоциация с этим страшилищем.
  • Она укрепляется после случайно подсмотренной картины занятия Каппелиуса и отца алхимическими опытами.
  • Повзрослев, герой уезжает учиться в другой город и там случайно под видом продавца барометров встречает похожего на Коппелиуса человека.
  • После этого детские страхи вновь «просыпаются» в его сознании, и он хочет отмстить адвокату за прежние переживания.

Далее события развиваются стремительно, захватывая знакомство Натанаэля с профессором физики Спаланцани, у которого есть прекрасная дочь. Ученый убеждает его, что он ошибся с продавцом барометров и что тот ему известен как Коппола, не имеющий отношения к Коппелиусу. Следующую за этим череду происшествий можно описать так:

  • Натанаэль едет домой и там ведет себя странно, едва не доводя ситуацию до дуэли с Лотаром (из-за оскорбления Клары).
  • После этого он возвращается к учебе и сближается с Спаланцани, а затем влюбляется в его дочь Олимпию.
  • Приглашенный на бал наш герой знакомится с ней ближе и поражается ее совершенству.
  • Случайно Натанаэль обнаруживает как профессор и Коппелиус (сейчас он видит, что это действительно он) разрывают Олимпию на части и вырывают глаза.

Краткое содержание новеллы "Песочный человек" Эрнста Гофмана

Коппелиус лишает глаз куклу автомат
  • Девушка оказывается автоматом, изобретенным доктором и оживленным алхимиком, после чего пораженный Натанаэль попадает в сумасшедший дом.
  • Оправившись, он прерывает учебу и возвращается домой, где вскоре собирается сыграть свадьбу со своей Кларой.
  • Но во время одной прогулки с ним случается приступ безумия, во время которого герой падает с башни и разбивается.

В дальнейшем Клара выходит замуж за другого человека и благополучно растит детей.

Краткое содержание новеллы

Краткое содержание новеллы может быть представлено через обзор событий, следующих по тексту в определенной последовательности. Четкая хронология в нескольких письмах с возвратом в прошлое позволяет автору точнее предать суть психологической драмы главного героя и его конфликта с близкими людьми.

Первое письмо

Это письмо обращено к другу Натанаэля, брату его невесты Лотару. В нем рассказывается о детских страхах героя и его сестер, связанных с ужасным Песочным Человеком, которым няня и родители пугали детей. Описывается быт рядового семейства, собирающегося в гостиной на ужин и нежелание детей идти вовремя спать. Этим и объясняется появление пугающего персонажа, которого юный герой со временем начинает отождествлять со странным и страшным посетителем, приходящим к его отцу по вечерам. Это адвокат Коппелиус, ненавидящий детей и вселяющий в них животный страх.

В письме также рассказывается о том, как однажды Натанаэль решил проникнуть в комнату отца и узнать, чем занимаются они в такое позднее время. Но не сдержался во время алхимического опыта, которым занималась эта пара, и выдал себя. Особо обозлился на нежданного гостя Коппелиус и в гневе потребовал забрать у него глаза для своих опытов, как это делал Песочный Человек в страшных няниных сказках. Отец вымолил у него прощения за сына. Однако злодей начинает выворачивать его ноги и руки, желая разобраться с тем, как устроен мальчик. Натанаэль в страхе спасается бегством, но потом надолго заболевает. Коппелиус совсем исчезает из города, после чего детские страхи на время прекращаются.

По прошествии года злодей врывается в жизнь семейства опять; он навещает отца Натанаэля, чтобы продолжить с ним алхимические опыты. Во время их проведения случается несчастье – от сильного взрыва химических препаратов отец погибает. Далее в письме говорится о том, что уже во время учебы вдали от дома он случайно встречает человека, очень похожего на Коппелиуса, который выдает себя за продавца барометров.

Второе письмо

Второе письмо пишет возлюбленная Натанаэля, обеспокоенная его состоянием (она случайно увидела письмо к брату). Читать его не было целью, но, уловив тревожные нотки в строках любимого, он не смогла остановиться. В своем послании Клара пытается доказать, что все его страхи и сомнения – всего лишь нездоровая фантазия, принимаемая за реальность. Она объясняет это следующими причинами:

  1. В природе существует темная сила, с детства привязывающая каждого человека к первым жизненным впечатлениям.
  2. Чем переживания острее – тем сильнее захватывают сознание и не дают ему вырваться из своих пут.
  3. И, наконец, она уверена, что источник этих темных сил в нас самих и поэтому человеку нужно направить все усилия на то, чтобы разобраться в самом себе.

Для Натанаэля, привыкшего воспринимать свою возлюбленную как простую провинциальную барышню, все эти философствования кажутся очень удивительными. И он пишет еще одно письмо ее брату, Лотару.

Третье письмо

Это письмо написано в ответ на послание Клары. Герой жалуется другу на то, что невеста принимает рассказы о встрече с двойником Коппелиуса за выдумки нездоровой психики и уговаривает отказаться от своих подозрений и страхов. Он подтверждает, что в этом же его убеждает учитель физики (доктор Спаланцани). Но герой все же больше склоняется к мысли, что это именно Песочный Человек и упрекает друга в потакании философским настроениям сестры.

Далее он подробно описывает своего учителя, указывая на его внешнее сходство с легендарным шарлатаном и кудесником графом Калиостро. Также Натанаэль вкратце представляет в письме его дочь – спокойную красавицу Олимпию. Наш герой недоумевает по поводу того, что Спаланцани держит ее взаперти, не допуская никаких вольностей. Однажды будучи в гостях, он в щелку пытается разглядеть девушку, которая поражает его оцепенелостью во взгляде и кажущейся ненормальностью.

Этой ненатуральной девушке все человеческое чуждо. Несмотря на свою неспособность быть естественной, (а может быть – именно поэтому) безупречная в каждом своем появлении, она покорила сердце юноши. Но открывшаяся со временем правда сводит его с ума. В заключение он обещает очень скоро приехать домой и встретиться с дорогими его сердцу людьми.

В чем идея произведения

Сама идея мистической новеллы о заводном манекене-кукле и влюбленном в нее студенте Натанаэле возникла у Гофмана совсем не случайно. На протяжении 18 и 19 столетий в Европе были очень распространены красочные представления с показом различных механических моделей. Одним из характерных примеров такого представления являлся показ автоматов Вокансона, хорошо имитировавших движения человека. Удивленный всем уведенным в своих путешествиях и пораженный правдоподобностью кукольных механизмов, автор садится за написание своего «Песочного человека».

Мотив человеческого автомата, представленного в новелле, по ходу повествования появляется еще до знакомства молодого героя с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» – такие гневные слова бросает он в адрес Клары, упрекая ту в непонимании его стихов. Одновременно с этим только кукла воспринимается им в качестве благодарного слушателя, способного понять все его душевные терзания. Так происходит проникновение реального мира живых переживаний в мистическое воображение больного сознания.

Другим проходящим через всю новеллу мотивом являются человеческие глаза. Именно светлый цвет глаз своей возлюбленной Клары описывает Натанаэль, когда упоминает о них во втором письме к Лотару. Именно на глаза покушается вымышленный Песочный человек; на них же посягает и адвокат Коппелиус, неожиданно заставший героя в отцовском кабинете. Глаза – это то, что в первую очередь отражает душу любого человека, поэтому и привлекают внимание юноши в понравившейся ему Олимпии.

Нашему герою кажется, что они излучают чудное «влажное лунное сияние». Увидев эти органы уже не живыми, а брошенными злодеями на пол, Натаниэль не может смириться с тем, что его новая любимая – заводная кукла. В заключение отметим, что именно глаза Натанаэля, смотревшие через подаренную Копполой подзорную трубу, становятся причиной страшной смерти героя. Наряду с мистическим образом Коппелиуса и детскими страхами юноши этот символ становится композиционным центром новеллы, на котором концентрируется внимание читателя.

  • Краткие содержания
  • Гофман
  • Песочный человек

Краткое содержание Песочный человек Гофмана

Маленького Натаниэля в детстве часто пугали Песочным человеком, который крал детей и уносил их на Луну, где лишал глаз. Чтобы сын был послушен и раньше ложился спать, мать всегда говорила, что идет Песочник. На самом деле доносившиеся с лестницы шаги принадлежали другу семьи адвокату Коппелиусу. Вместе с отцом Натаниэля они делали совместные опыты по алхимии, в то время запрещенной.

Адвокат был безжалостен и груб. Ему нравилось пугать детей, которые дрожали от отвращения к его внешности. Именно в то время в Натаниэле зародились глубокие детские страхи перед этим человеком, впоследствии переросшие в безумие. Со временем образ Коппелиуса слился с другим ненавистным выдуманным образом – Песочного человека. Мальчик считал, что адвокат и придуманное чудовище одно и то же лицо.

Во время неудачного опыта по алхимии отец Натаниэля погиб и у мальчика случилось первое обострение болезни. Адвокат же бесследно исчез.

Натаниэль вырос и уехал на учебу в другой город. Страхи иногда показывались из подсознания, присваивая образ ужасного Коппелиуса продавцу барометров Копполо.

Невеста Натаниэля, Клара, не смогла понять его терзаний, сочтя все нервным расстройством. Юноша писал странные стихи и сочинял истории, но Кларе они казались скучными.

Однажды он увидел в комнате своего учителя, профессора Спаланцани, прекрасную девушку Олимпию. Она целыми днями сидела, ничем не занимаясь, и смотрела мертвым остекленевшим взглядом перед собой.

Наблюдая за девушкой в подзорную трубу, Натаниэль незаметно в нее влюбился.

На бале, учрежденном Спаланцани в честь своей дочери, юноша танцевал лишь с Олимпией. Он говорил о своей любви и радостно слушал ее вздохи. Больше девушка не произносила ничего.

В городе говорили об умственной неполноценности Олимпии. Натаниэля это не останавливало, наоборот, притягивало некоей общностью душ. По приглашению профессора он почти все время проводил в обществе Олимпии, забыв о Кларе.

Через время Натаниэль попросил руки Олимпии. Убежав домой за материнским кольцом, он возвращается и видит, как профессор дерется с Копполой. Профессор проиграл, и адвокат убежал, отняв Олимпию, оказавшуюся восковой куклой.

Спаланцани потребовал, чтобы Натаниэль бросился в погоню. Поймав брошенные в него кровавые глаза Олимпии, юноша сошел с ума.

Через время Натаниэль пришел в себя в своем доме. Рядом была Клара. Вскоре он сделал ей предложение.

Однажды, гуляя в городе с Кларой и ее братом Лотаром, Натаниэль поднимается на высокую башню ратуши. Здесь юношу снова охватил припадок. Он попытался сбросить Клару с башни, но ее спас брат. Натаниэль увидел внизу Коппелиуса и прыгнул на мостовую.

Впоследствии Клара вышла замуж, родила двух сыновей и была счастлива в браке. Она нашла человека, который смог ценить ее желания и не обладал эгоизмом Натаниэля. Эгоизм, безверие и сомнение – вот ключ к темнейшим уголкам души, в которых может притаиться безумие у любого из нас.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гофман. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Житейские воззрения Кота Мурра
  • Золотой горшок
  • Кавалер Глюк
  • Королевская невеста
  • Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
  • Песочный человек
  • Повелитель блох
  • Серапионовы братья
  • Щелкунчик и мышиный король
  • Эликсиры Сатаны

Песочный человек. Картинка к рассказу

Песочный человек кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Кондратьев Сашка

    В повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывается о простом русском парне, которого отправили на фронт. Автор показывает всю доброту и открытость русского человека, несмотря на то, что вокруг него война.

  • Краткое содержание Крюкова Хрустальный ключ

    Произведение российской писательницы Крюковой Хрустальный ключ повествует об уникальной истории, случившейся с главной героиней Дашей. Она приезжает к своей бабушке на летние каникулы

  • История создания комедии Ревизор Гоголя

    Мысль о написание комедии появилась у Гоголя во время работы над другим не менее известным произведением «Мертвые Души». В переписки с Пушкиным он попросил его написать сюжет комедии из пяти актов.

  • Краткое содержание Токмакова Может нуль не виноват

    Сидя у окна, за которым льет проливной дождь, сидит девочка Аля. Скоро в школу, уже приготовлена форма, цветы. Но девочке грустно, ее верный друг Антошка на даче.

  • Краткое содержание Постойко Мамин-Сибиряк

    Постойко был самым обычным беспородным псом. Он попал в город из деревни вместе с мальчиком Борей. Тот поначалу играл с ним, а потом пресытился новой игрушкой, и о собаке забыли все, кроме кухарки.

«The Sandman»
by E. T. A. Hoffmann
Original title Der Sandmann
Language German
Published in 1816

1817 short story collection Die Nachtstücke (The Night Pieces), Berlin

«The Sandman» (German: Der Sandmann) is a short story by E. T. A. Hoffmann. It was the first in an 1817 book of stories titled Die Nachtstücke (The Night Pieces).

Plot summary[edit]

The story is told by a narrator who claims to have known Lothar. It begins by quoting three letters:

  1. A letter from Nathanael to Lothar, the brother of his fiancée, Clara. Nathanael recalls his childhood terror of the legendary Sandman, who was said to steal the eyes of children who would not go to bed and feed them to his own children who lived in the moon. Nathanael came to associate the Sandman with a mysterious nightly visitor to his father. He recounts that one night, he hid in his father’s room to see the Sandman. It is Coppelius, an obnoxious lawyer come to carry out alchemical experiments. Coppelius begins taking «shining masses» out of the fire and hammering them into face-like shapes without eyes. When Nathanael screams and is discovered, Coppelius flings him to the hearth. He is about to throw fire embers into Nathanael’s eyes when his father pleads he be permitted to keep his eyes. Coppelius instead twists Nathanael’s hands and feet and tortures him until he passes out. A year later, another night of experiments caused his father’s death in the presence of Coppelius, who then vanished without a trace. His father having died of some sort of flaming explosion, the burns to his face are gone before he is laid in his coffin. Nathanael believes that a barometer-seller who arrived recently at his rooms under the name Giuseppe Coppola is none other than the hated sandman, and he is determined to seek vengeance.
  2. A letter from Clara to Nathanael, explaining that Nathanael had addressed the previous letter to her instead of to Lothar. She was touched at the account of Nathanael’s childhood trauma, and discussed it with Lothar, but she is convinced that the terrors are of Nathanael’s own imagining and urges him to put Coppelius/Coppola out of his mind.
  3. A letter from Nathanael to Lothar, in which Nathanael declares that Coppola is not, after all, Coppelius: Coppola is clearly Italian, while Coppelius was German, and Coppola is also vouched for by the new physics professor, Spallanzani, who is also Italian and has known Coppola for years. Nathanael adds that Spallanzani has a daughter, Olimpia, a brief glimpse of whom has made a considerable impression upon him.

Shortly after this third letter, Nathanael returns to his home town from his studies to see Clara and Lothar, and in the joy of their reunion Coppelius/Coppola is at first forgotten. Nevertheless, the encounter with Coppola has had a profound effect on Nathanael, driving him toward a gloomy mysticism which bores Clara and leads to their gradual estrangement. He writes a poem about Coppelius destroying his happiness in love, in which Coppelius appears at his wedding to touch Clara’s eyes and then throws Nathanael into a circle of fire. After he emotionally reads this poem to her, she tells him to throw the insane poem into the fire. Nathanael’s frustration with this leads him to call her an «inanimate, accursed automaton», which so enrages Lothar that he in turn insults Nathanael, and a duel is only narrowly averted by Clara’s intervention. Nathanael pleads for Clara’s forgiveness, and declares his true love for her, and the three then reconcile.

Nathanael returns to complete the final year of his studies, after which he intends to return to his hometown forever. He finds his student lodgings destroyed by fire, though his possessions were rescued by his friends and moved to a new house which is opposite that of Spallanzani. His window now looks directly into that of Olimpia, and he is again struck by her beauty. Coppola calls to sell his wares, and offers «pretty eyes, pretty eyes!» which reawakens Nathanael’s childish fear of the Sandman. However, it turns out that Coppola has lenses and spectacles to sell, and also small telescopes, and Nathanael buys one of these from him to set matters right after his earlier outburst. As Coppola leaves, Nathanael becomes fixated on watching Olimpia through his telescope, although her fixed gaze and motionless stance disconcert him.

Spallanzani gives a grand party at which it is reported that his daughter will be presented in public for the first time. Nathanael is invited, and becomes enraptured by Olimpia, who plays the harpsichord, sings and dances. Her stiffness of movement and coldness of touch appear strange to many of the company. Nathanael dances with her repeatedly, awed by her perfect rhythm, and eventually tells her of his passion for her, to which Olimpia replies only «Ah, ah!». During the following days, he visits Olimpia repeatedly, reading her the poems and mysticism that had so bored Clara, and Olimpia listens to it all and replies only «Ah, ah!», which Nathanael interprets as understanding. Most other people consider her dull and stupid, although pretty, and with strangely mechanical actions.

Eventually Nathanael determines to propose to Olimpia, but when he arrives at her rooms he finds an argument in progress between Spallanzani and Coppola, who are fighting over the body of Olimpia and arguing over who made the eyes and who made the clockwork. Coppola, who is now revealed as Coppelius in truth, wins the struggle, and makes off with the lifeless and eyeless body, while the injured Spallanzani urges Nathanael to chase after him and recover the automaton to which he has devoted so many years of his life. The sight of Olimpia’s eyes lying on the ground drives Nathanael to madness, and he flies at the professor to strangle him. He is pulled away by other people drawn by the noise of the struggle, and in a state of insanity, is taken to an asylum.

Spallanzani recovers from the encounter, but is forced to leave the university because of the sensational revelation of the trick he had played in trying to pass off an automaton as a living person. Coppelius once more vanishes without trace. The narrator adds that the story of the automaton had a widespread effect on society, with many lovers taking steps to ensure they were not enamoured of puppets but of real flesh and blood.

Nathanael appears to recover from his madness and is reunited with Clara and Lothar. He resolves to marry Clara and move to a pleasant estate near his home town. On the way to visit the place, they pass through the town and climb the high steeple to look out at the view. Clara points out a bush that seems to be striding towards them. Nathanael automatically withdraws Coppola’s spyglass and, looking through it sideways, sees Clara through the lens. With Clara in place of Olimpia as the subject of the spyglass’s gaze, madness strikes Nathanael again, and he tries to hurl Clara from the steeple. She is saved by Lothar, but in the crowd that gathers below Coppelius appears, and upon seeing him Nathanael cries «pretty eyes, pretty eyes!» and leaps over the railing to his death. Coppelius disappears into the crowd.

Many years afterward, the narrator concludes, it is said that Clara was seen with a kind-looking man sitting before a country house with two lovely boys, and thus found the domestic happiness that Nathanael could never have provided.

Characters[edit]

  • Nathanael (meaning «the gift of God»): narcissistic protagonist with a manic sense of mission.
  • Clara (meaning «the light one»): Nathanael’s fiancée with a peaceful, judicious, yet determined temperament.
  • Lothar: Clara’s brother and Nathanael’s friend.
  • Nathanael’s father: alchemical experimentalist whose dealings with Coppelius during Nathanael’s childhood lead to his death.
  • Coppelius: Fear-instilling, large and malformed man who spoiled the happiness of Nathanael and his siblings in their childhood and may be implicated in the death of Nathanael’s father.
  • Coppola: Italian trader in barometers and lenses, in whom Nathanael recognizes Coppelius.
  • Spallanzani: physics professor with whom Nathanael is studying, and collaborator with Coppola on building the lifelike automaton Olimpia.
  • Olimpia (meaning «she who comes from Olympus» in the Classical context): «Daughter» of Nathanael’s professor, Spallanzani, who is later revealed to be an automaton, or robot; this revelation is one of the elements that incites Nathanael’s madness.
  • Siegmund (meaning «protection»): Attempts to save his friend Nathanael from unhappiness and insanity.

Folklore references[edit]

The story contains an example of a horrific depiction of the folklore character, the Sandman, who is traditionally said to throw sand in the eyes of children to help them fall asleep. The following excerpt is from an English translation of the story:

Most curious to know more of this Sandman and his particular connection with children, I at last asked the old woman who looked after my youngest sister what sort of man he was.
«Eh, Natty,» said she, «don’t you know that yet? He is a wicked man, who comes to children when they won’t go to bed, and throws a handful of sand into their eyes, so that they start out bleeding from their heads. He puts their eyes in a bag and carries them to the crescent moon to feed his own children, who sit in the nest up there. They have crooked beaks like owls so that they can pick up the eyes of naughty human children.»[1][2]

Interpretations[edit]

The characters and the conflict are first defined in the story’s three opening letters. Furthermore, the psychological conflict of the protagonist, Nathanael, is represented, who is torn between hallucinations and reality. Nathanael struggles his whole life against posttraumatic stress which comes from a traumatic episode with the sandman in his childhood experience. Until the end of the book it remains open whether this experience was real, or just a dream of the young Nathanael. The text clearly leaves the decision open in as much as it offers two understandings: that of Nathanael’s belief that there is a dark power controlling him, and Clara’s postulation (together with Lothar) against this that this is only a psychological element.

The story is partly a subjective description of the proceedings from Nathanael’s viewpoint which, due to enormous psychological problems, is not likely objective – or possibly objectively portrayed. Hoffman consciously leaves the reader unsure. In this, the interpretation from an Enlightenment perspective makes sense against the Romantic view, whereby Clara represents the enlightenment and Nathanael the Romantics.

Of central importance is the «eyes» theme (interpreted by Freud in his 1919 essay, The Uncanny, as fear of castration), the «steps», the robot, and laughing. Hoffman, well known for not conforming to society, manages to give a satirical critique of society here, which offers a lesson to both Enlightened scientists and Romantic «hoverers and floaters».

The Coppelius/Coppola character can be considered not as a real physical character, but as a metaphor, like Nathanael does when he returns home. He represents the dark side within Nathanael. Note that the fight between Spallanzani and one or both of them for the «wooden doll» where we hear Coppelius’s voice but see Coppola. There is also the motif of fists, where Coppelius is always described as having fists, but never hands.

Opera and ballet adaptations[edit]

  • 1852: La poupée de Nuremberg, an opéra comique, by Adolphe Adam
  • 1870: Elements of the story were later adapted (very loosely) as the ballet Coppélia.
  • 1881: It was also adapted as Act I of Offenbach’s opera Les contes d’Hoffmann.
  • 1896: La poupée, an opéra comique, by Edmond Audran
  • 2002: Der Sandmann is the basis of the chamber opera The Sandman produced by Target Margin Theater in New York City; text by David Herskovits and Douglas Langworthy; music by Thomas Cabaniss.
  • 2006: Der Sandmann, a ballet created for Stuttgarter Ballett, choreographed by Christian Spuck

In popular culture[edit]

  • 1991: «Der Sandmann» is the basis of the stop-motion animation film, The Sandman, created by Paul Berry, and nominated for an Oscar.
  • 2000: The Sandman is a dance film made by the Brothers Quay and William Tuckett which is loosely based on E. T. A. Hoffmann’s story.
  • 2007: The Residents’ album The Voice of Midnight is an updated re-telling of «Der Sandmann.»
  • 2009: A.S. Byatt’s novel The Children’s Book features a puppet-theatre performance of «Der Sandmann.»
  • 2013: The episode «Mr. Sandman» from the occult detective TV series Grimm opens with a quote from the short story, and features a fly-like monster who blinds his victims and eats their tears.
  • 2018: The episode «Lights Out» from the horror podcast The Magnus Archives heavily references the short story.
  • 2018: The Sandman was one of three Hoffmann tales featured in the October 2018 Russian animated feature Hoffmaniada.
  • 2020: The short story is retold in a two-part episode of the Parcast podcast Tales.

Citations[edit]

  1. ^ E. T. A. Hoffman. «The Sandman». Translated by John Oxenford. Virginia Commonwealth University. Retrieved 31 December 2021.
  2. ^ E. T. A. Hoffman. «Der Sandmann» (in German). Virginia Commonwealth University. Retrieved 31 December 2021.

External links[edit]

«The Sandman»
by E. T. A. Hoffmann
Original title Der Sandmann
Language German
Published in 1816

1817 short story collection Die Nachtstücke (The Night Pieces), Berlin

«The Sandman» (German: Der Sandmann) is a short story by E. T. A. Hoffmann. It was the first in an 1817 book of stories titled Die Nachtstücke (The Night Pieces).

Plot summary[edit]

The story is told by a narrator who claims to have known Lothar. It begins by quoting three letters:

  1. A letter from Nathanael to Lothar, the brother of his fiancée, Clara. Nathanael recalls his childhood terror of the legendary Sandman, who was said to steal the eyes of children who would not go to bed and feed them to his own children who lived in the moon. Nathanael came to associate the Sandman with a mysterious nightly visitor to his father. He recounts that one night, he hid in his father’s room to see the Sandman. It is Coppelius, an obnoxious lawyer come to carry out alchemical experiments. Coppelius begins taking «shining masses» out of the fire and hammering them into face-like shapes without eyes. When Nathanael screams and is discovered, Coppelius flings him to the hearth. He is about to throw fire embers into Nathanael’s eyes when his father pleads he be permitted to keep his eyes. Coppelius instead twists Nathanael’s hands and feet and tortures him until he passes out. A year later, another night of experiments caused his father’s death in the presence of Coppelius, who then vanished without a trace. His father having died of some sort of flaming explosion, the burns to his face are gone before he is laid in his coffin. Nathanael believes that a barometer-seller who arrived recently at his rooms under the name Giuseppe Coppola is none other than the hated sandman, and he is determined to seek vengeance.
  2. A letter from Clara to Nathanael, explaining that Nathanael had addressed the previous letter to her instead of to Lothar. She was touched at the account of Nathanael’s childhood trauma, and discussed it with Lothar, but she is convinced that the terrors are of Nathanael’s own imagining and urges him to put Coppelius/Coppola out of his mind.
  3. A letter from Nathanael to Lothar, in which Nathanael declares that Coppola is not, after all, Coppelius: Coppola is clearly Italian, while Coppelius was German, and Coppola is also vouched for by the new physics professor, Spallanzani, who is also Italian and has known Coppola for years. Nathanael adds that Spallanzani has a daughter, Olimpia, a brief glimpse of whom has made a considerable impression upon him.

Shortly after this third letter, Nathanael returns to his home town from his studies to see Clara and Lothar, and in the joy of their reunion Coppelius/Coppola is at first forgotten. Nevertheless, the encounter with Coppola has had a profound effect on Nathanael, driving him toward a gloomy mysticism which bores Clara and leads to their gradual estrangement. He writes a poem about Coppelius destroying his happiness in love, in which Coppelius appears at his wedding to touch Clara’s eyes and then throws Nathanael into a circle of fire. After he emotionally reads this poem to her, she tells him to throw the insane poem into the fire. Nathanael’s frustration with this leads him to call her an «inanimate, accursed automaton», which so enrages Lothar that he in turn insults Nathanael, and a duel is only narrowly averted by Clara’s intervention. Nathanael pleads for Clara’s forgiveness, and declares his true love for her, and the three then reconcile.

Nathanael returns to complete the final year of his studies, after which he intends to return to his hometown forever. He finds his student lodgings destroyed by fire, though his possessions were rescued by his friends and moved to a new house which is opposite that of Spallanzani. His window now looks directly into that of Olimpia, and he is again struck by her beauty. Coppola calls to sell his wares, and offers «pretty eyes, pretty eyes!» which reawakens Nathanael’s childish fear of the Sandman. However, it turns out that Coppola has lenses and spectacles to sell, and also small telescopes, and Nathanael buys one of these from him to set matters right after his earlier outburst. As Coppola leaves, Nathanael becomes fixated on watching Olimpia through his telescope, although her fixed gaze and motionless stance disconcert him.

Spallanzani gives a grand party at which it is reported that his daughter will be presented in public for the first time. Nathanael is invited, and becomes enraptured by Olimpia, who plays the harpsichord, sings and dances. Her stiffness of movement and coldness of touch appear strange to many of the company. Nathanael dances with her repeatedly, awed by her perfect rhythm, and eventually tells her of his passion for her, to which Olimpia replies only «Ah, ah!». During the following days, he visits Olimpia repeatedly, reading her the poems and mysticism that had so bored Clara, and Olimpia listens to it all and replies only «Ah, ah!», which Nathanael interprets as understanding. Most other people consider her dull and stupid, although pretty, and with strangely mechanical actions.

Eventually Nathanael determines to propose to Olimpia, but when he arrives at her rooms he finds an argument in progress between Spallanzani and Coppola, who are fighting over the body of Olimpia and arguing over who made the eyes and who made the clockwork. Coppola, who is now revealed as Coppelius in truth, wins the struggle, and makes off with the lifeless and eyeless body, while the injured Spallanzani urges Nathanael to chase after him and recover the automaton to which he has devoted so many years of his life. The sight of Olimpia’s eyes lying on the ground drives Nathanael to madness, and he flies at the professor to strangle him. He is pulled away by other people drawn by the noise of the struggle, and in a state of insanity, is taken to an asylum.

Spallanzani recovers from the encounter, but is forced to leave the university because of the sensational revelation of the trick he had played in trying to pass off an automaton as a living person. Coppelius once more vanishes without trace. The narrator adds that the story of the automaton had a widespread effect on society, with many lovers taking steps to ensure they were not enamoured of puppets but of real flesh and blood.

Nathanael appears to recover from his madness and is reunited with Clara and Lothar. He resolves to marry Clara and move to a pleasant estate near his home town. On the way to visit the place, they pass through the town and climb the high steeple to look out at the view. Clara points out a bush that seems to be striding towards them. Nathanael automatically withdraws Coppola’s spyglass and, looking through it sideways, sees Clara through the lens. With Clara in place of Olimpia as the subject of the spyglass’s gaze, madness strikes Nathanael again, and he tries to hurl Clara from the steeple. She is saved by Lothar, but in the crowd that gathers below Coppelius appears, and upon seeing him Nathanael cries «pretty eyes, pretty eyes!» and leaps over the railing to his death. Coppelius disappears into the crowd.

Many years afterward, the narrator concludes, it is said that Clara was seen with a kind-looking man sitting before a country house with two lovely boys, and thus found the domestic happiness that Nathanael could never have provided.

Characters[edit]

  • Nathanael (meaning «the gift of God»): narcissistic protagonist with a manic sense of mission.
  • Clara (meaning «the light one»): Nathanael’s fiancée with a peaceful, judicious, yet determined temperament.
  • Lothar: Clara’s brother and Nathanael’s friend.
  • Nathanael’s father: alchemical experimentalist whose dealings with Coppelius during Nathanael’s childhood lead to his death.
  • Coppelius: Fear-instilling, large and malformed man who spoiled the happiness of Nathanael and his siblings in their childhood and may be implicated in the death of Nathanael’s father.
  • Coppola: Italian trader in barometers and lenses, in whom Nathanael recognizes Coppelius.
  • Spallanzani: physics professor with whom Nathanael is studying, and collaborator with Coppola on building the lifelike automaton Olimpia.
  • Olimpia (meaning «she who comes from Olympus» in the Classical context): «Daughter» of Nathanael’s professor, Spallanzani, who is later revealed to be an automaton, or robot; this revelation is one of the elements that incites Nathanael’s madness.
  • Siegmund (meaning «protection»): Attempts to save his friend Nathanael from unhappiness and insanity.

Folklore references[edit]

The story contains an example of a horrific depiction of the folklore character, the Sandman, who is traditionally said to throw sand in the eyes of children to help them fall asleep. The following excerpt is from an English translation of the story:

Most curious to know more of this Sandman and his particular connection with children, I at last asked the old woman who looked after my youngest sister what sort of man he was.
«Eh, Natty,» said she, «don’t you know that yet? He is a wicked man, who comes to children when they won’t go to bed, and throws a handful of sand into their eyes, so that they start out bleeding from their heads. He puts their eyes in a bag and carries them to the crescent moon to feed his own children, who sit in the nest up there. They have crooked beaks like owls so that they can pick up the eyes of naughty human children.»[1][2]

Interpretations[edit]

The characters and the conflict are first defined in the story’s three opening letters. Furthermore, the psychological conflict of the protagonist, Nathanael, is represented, who is torn between hallucinations and reality. Nathanael struggles his whole life against posttraumatic stress which comes from a traumatic episode with the sandman in his childhood experience. Until the end of the book it remains open whether this experience was real, or just a dream of the young Nathanael. The text clearly leaves the decision open in as much as it offers two understandings: that of Nathanael’s belief that there is a dark power controlling him, and Clara’s postulation (together with Lothar) against this that this is only a psychological element.

The story is partly a subjective description of the proceedings from Nathanael’s viewpoint which, due to enormous psychological problems, is not likely objective – or possibly objectively portrayed. Hoffman consciously leaves the reader unsure. In this, the interpretation from an Enlightenment perspective makes sense against the Romantic view, whereby Clara represents the enlightenment and Nathanael the Romantics.

Of central importance is the «eyes» theme (interpreted by Freud in his 1919 essay, The Uncanny, as fear of castration), the «steps», the robot, and laughing. Hoffman, well known for not conforming to society, manages to give a satirical critique of society here, which offers a lesson to both Enlightened scientists and Romantic «hoverers and floaters».

The Coppelius/Coppola character can be considered not as a real physical character, but as a metaphor, like Nathanael does when he returns home. He represents the dark side within Nathanael. Note that the fight between Spallanzani and one or both of them for the «wooden doll» where we hear Coppelius’s voice but see Coppola. There is also the motif of fists, where Coppelius is always described as having fists, but never hands.

Opera and ballet adaptations[edit]

  • 1852: La poupée de Nuremberg, an opéra comique, by Adolphe Adam
  • 1870: Elements of the story were later adapted (very loosely) as the ballet Coppélia.
  • 1881: It was also adapted as Act I of Offenbach’s opera Les contes d’Hoffmann.
  • 1896: La poupée, an opéra comique, by Edmond Audran
  • 2002: Der Sandmann is the basis of the chamber opera The Sandman produced by Target Margin Theater in New York City; text by David Herskovits and Douglas Langworthy; music by Thomas Cabaniss.
  • 2006: Der Sandmann, a ballet created for Stuttgarter Ballett, choreographed by Christian Spuck

In popular culture[edit]

  • 1991: «Der Sandmann» is the basis of the stop-motion animation film, The Sandman, created by Paul Berry, and nominated for an Oscar.
  • 2000: The Sandman is a dance film made by the Brothers Quay and William Tuckett which is loosely based on E. T. A. Hoffmann’s story.
  • 2007: The Residents’ album The Voice of Midnight is an updated re-telling of «Der Sandmann.»
  • 2009: A.S. Byatt’s novel The Children’s Book features a puppet-theatre performance of «Der Sandmann.»
  • 2013: The episode «Mr. Sandman» from the occult detective TV series Grimm opens with a quote from the short story, and features a fly-like monster who blinds his victims and eats their tears.
  • 2018: The episode «Lights Out» from the horror podcast The Magnus Archives heavily references the short story.
  • 2018: The Sandman was one of three Hoffmann tales featured in the October 2018 Russian animated feature Hoffmaniada.
  • 2020: The short story is retold in a two-part episode of the Parcast podcast Tales.

Citations[edit]

  1. ^ E. T. A. Hoffman. «The Sandman». Translated by John Oxenford. Virginia Commonwealth University. Retrieved 31 December 2021.
  2. ^ E. T. A. Hoffman. «Der Sandmann» (in German). Virginia Commonwealth University. Retrieved 31 December 2021.

External links[edit]

Сказка Песочный человек – мистическая новелла Амадея Гофмана. Она не предназначена для детского чтения. Родителям полезно прочитать новеллу, чтобы уяснить: никогда не стоит пугать детей никакими монстрами, бабайками и прочими чудовищами, рассказывать им страшные сказки перед сном. Из страшных сказочных образов вырастают детские страхи, которые могут разрушить психику ребенка.

Сказка Песочный человек

Сказка Песочный человек читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Натанаэль в детстве боялся Песочного человека, которым взрослые пугали маленьких детей, чтобы те быстрее засыпали. Мальчик связал образ Песочного человека с адвокатом Коппелиусом, страшным другом своего отца, который приходил по вечерам в их дом. Любопытный мальчик подсмотрел, как отец с другом проводят тайные занятия алхимией. Увидев Натанаэля, Коппелиус пытался вырвать у него глаза. Поведение ночного гостя настолько напугало ребенка, что он проболел несколько недель. Спустя какое-то время Коппелиус опять вечером появился в их доме и закрылся с отцом в кабинете. Услышав взрыв, мальчик поспешил в кабинет и застал отца мертвым. Коппелиус исчез из города. Юноша Натанаэль встречает продавца барометров Копполу. Он считает, что это мерзкий колдун Коппелиус, убийца его отца, и хочет с ним поквитаться. Друзья Натанаэля Лотар и Клара своими убедительными доводами пытаются вернуть юношу в реальный мир. Натанаэль успокаивается. Он даже посещает лекции знаменитого профессора Спаланцани и увлекается физикой. Но темные силы не отпускают сознание Натанаэля. Увидев прекрасную дочь профессора, юноша потерял покой. Он совсем забыл о возлюбленной Кларе и стал ухаживать за профессорской дочкой, считая ее идеалом женской красоты. Выяснилось, что странная Олимпия — механическая кукла, творение профессора и Копполы. Натанаэль снова теряет рассудок. Преданная Клара вернула возлюбленного к жизни. Все следы помешательства исчезли. Никто не напоминал Натанаэлю о его болезни. Случайно Натанаэль наткнулся на подзорную трубку, купленную когда-то у Копполы, навел ее на Клару и снова потерял рассудок. Безумец схватил девушку и пытался выбросить ее из окна башни. Лотар спас сестру. На вопли безумного сбежался народ. В толпе Натанаэль заметил и Коппелиуса. С пронзительным криком Натанаэль бросился вниз. Увидев на мостовой обезображенное тело юноши, колдун скрылся в толпе. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Песочный человек

Фантастическая новелла Гофмана — сложное для восприятия произведение. Она интригует читателя с первых строк. Содержание мистической сказки раскрывается через письма героев. Письма Натанаэля другу наполнены страхами, которые с детства не оставляют юношу: Песочный человек, Коппелиус, Коппола в одном и том же лице. Клара и Лотар противопоставляются главному герою рассудительностью и рационализмом. Они пытаются помочь другу вырваться из мира безумия, но им это не удается. Чему учит сказка Песочный человек? Она учит, что не следует идти на поводу у своих страхов, а во всем нужно полагаться на здравый рассудок.

Мораль сказки Песочный человек

Страхи у нас внутри. Нужно находить в себе силы бороться ними, искать способы их преодоления. Детские страхи очень опасны. Они могут превратиться в шлейф неудач во взрослой жизни человека. Так можно трактовать главную мысль сказки Песочный человек.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • У страха глаза велики.
  • Кто перед страхом смигнет, тот пропадет.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Гофмана читать

Жанр: мистическая новелла

Читайте краткое содержание других сказок Эрнеста Гофмана:

«Золотой горшок»

Главные герои сказки «Песочный человек» и их характеристика

  1. Натаниэль. Странный, мистически настроенный человек. Одержим поисками колдунов.
  2. Коппелиус-Коппола. Маг и чародей. Злодей.
  3. Клара. Невеста Натаниэля. Милая и добрая девушка.
  4. Лотар. Её брат.
  5. Зигфрид. Друг Натаниэля, пытался остановить его.
  6. Спаланцани. Профессор и изобретатель, создатель куклы-автомата.
  7. Олимпия. Девушка-робот, оживлённая Коппелиусом.

План пересказа сказки «Песочный человек»

  1. Три письма.
  2. Детские страхи.
  3. Случай в кабинете.
  4. Смерть отца.
  5. Споры с Кларой.
  6. Несостоявшаяся дуэль.
  7. В доме напротив.
  8. Подзорная труба.
  9. Праздник у профессора.
  10. Любовь к Олимпии.
  11. Автомат.
  12. Болезнь.
  13. Имение за городом.
  14. Смерть Натаниэля.

Кратчайшее содержание сказки «Песочный человек» для читательского дневника в 6 предложений

  1. С детства Натаниэль боялся Песочного человека.
  2. Он потерял отца, который занимался магическими опытами.
  3. Натаниэль часто спорил с невестой и чуть не подрался с её братом.
  4. Он влюбился в соседку Олимпию, очень холодную девушку.
  5. Он узнал, что Олимпия кукла-автомат и сошёл с ума.
  6. Натаниэль пытался убить Клару и сбросился с крыши.

Главная мысль сказки «Песочный человек»

Самые страшные чудовища живут в нашем разуме.

Чему учит сказка «Песочный человек»

Сказка учит не принимать всё слишком близко к сердцу. Учит критически относиться к мистике. Учит ценить доброе отношение и уметь отличать настоящие чувства от механических.

Отзыв на сказку «Песочный человек»

Мне понравилась эта сказка, хотя у неё и трагический финал. Мне жаль Натаниэля, слишком впечатлительного человека с больным воображением. Он сам погубил себя своими фантазиями. Он придумал себе чудовищный мир, превратив свою жизнь в кошмар. И погиб, не в силах примириться с настоящим.

Пословицы к сказке «Песочный человек»

Сон разума порождает чудовищ.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

Смерти бояться — на свете не жить.

Всех чертей знаю, одного сатану не знаю.

Кто не видел ада, тому и в раю не угодят.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Песочный человек»

В детстве Натаниэля очень пугали рассказы родителей про Песочного человека. Это чудище приходило к непослушным детям, бросало им в глаза песок и уносило на съедение.

Натаниэль слышал, что к отцу часто приходил ночами незнакомец, и воображал его Песочным человеком.

Однажды он спрятался в кабинете отца и увидел, что к тому зашёл адвокат Коппелиус. Они с отцом стали творить чёрные магические обряды и мальчик выдал себя.

Коппелиус хотел забрать глаза мальчика, но отец не дал. Но чародей сильно напугал мальчика и Натаниэль долго болел.

А потом его отец погиб во время страшного взрыва, после очередного магического опыта.

Прошло много лет. Натаниэль увлёкся мистикой и колдовством.

У него появилась невеста Клара, которую юноша сильно любил. Но Клара не разделяла убеждений Натаниэля и из-за этого они часто ссорились. Однажды Натаниэль даже едва не подрался на дуэли с братом Клары Лотором.

После пожара Натаниэль переселился в другой дом. Напротив жил знакомый ему профессор Спаланцани и его дочь Олимпия.

Натаниэль часто видел в окно Олимпию и удивлялся её странной неподвижности.

Однажды к нему зашёл продавец барометров Коппола, в котором юноша узнал Коппелиуса. Он предложил Натаниэлю очки, а потом дал подзорную трубу. Юноша посмотрел в трубу на соседний дом и впервые разглядел всю красоту Олимпии.

Он купил трубу и стал часто наблюдать за прекрасной соседкой.

А потом случился бал в доме профессора. Натаниэль танцевал с Олимпией, целовал ей руки и с жаром говорил о любви. Он удивлялся её холодным рукам и ледяным губам.

Друзья предостерегали Натаниэля, но он никого не слушал. Его любовь разгоралась всё сильнее и он совсем забыл про Клару.

Однажды он увидел, как к профессору пришел Коппелиус и услышал спор. Коппелиус ударил профессора и забрал Олимпию, которая оказалась лишь совершенным автоматом. Натаниэль повредился в уме и долгое время провёл в сумасшедшем доме.

Но друзья не бросили его и Клара встретила поправившегося Натаниэля с прежней любовью.

Казалось, что у них всё будет хорошо. Они переехали за город в имение и готовились к свадьбе.

Но вдруг Натаниэль снова сошёл с ума. Он чуть не сбросил Клару с крыши дома, а потом выбросился сам.

Внизу за этим спокойно наблюдал Коппелиус.

  • Песочные часы рассказ для детей каверин
  • Печаль кручинушка как пишется
  • Печаль беде не помощник как пишется
  • Печ нка как пишется
  • Петя спасает потапа сказка