Пьесы по сказкам бажова

 

История не знает сослагательного наклонения. Вернее, история пытается отрицать сослагательное наклонение, но жизнь вынуждает признавать его. Яркий пример тому – судьба Павла Петровича Бажова. Не случись Великая Октябрьская социалистическая революция, и не было бы на свете сказочника Бажова, не родились бы из недр народной мудрости грандиозные уральские сказы. Об этом можно спорить сколько угодно, но я уверен – создания Бажова связаны с социалистической революцией во много раз более крепкими узами, чем сказки тех же А.П. Гайдара или Ю.К. Олеши.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. в небольшом уральском городке Сысерти под Екатеринбургом. Отец его, Петр Васильевич Бажов, работал мастером на сварке пудлингово-сварочного цеха местного металлургического завода, принадлежавшего Д.П. Соломирскому (Турчанинову). Мать, Августа Степановна, выходила замуж круглой сиротой, она славилась в городе как кружевница-рукодельница «на заказ». Павлик оказался единственным сыном Бажовых, в семье росли еще 6 сестер.

Поскольку Петр Васильевич был несдержанным на язык человеком, но отличным работником, начальство то и дело «ссылало» строптивца на очередной завод Соломирского. Кочевала с ним и семья, хотя в Сысерти у Бажовых имелся собственный добротный дом с хозяйством. Через год после рождения будущего писателя отца его отправили в Северский завод; в 1884 г. семья вернулась в Сысерть, где жили до 1890 г.; затем отца отправили в Полевской завод, откуда в 1893 г. Бажовы перебрались в Вершинку (на Верх-Сысертский завод).

Родители мечтали выучить сына, но стоило это слишком дорого. Мальчика отдали в земскую трехлетку. Там на него обратил внимание ветеринарный врач Н.С. Смородинцев, который посоветовал Бажовым учить сына дальше. Он же помог пристроить Павлика в Екатеринбургское духовное училище. Жил мальчик в доме Смородинцева в поселке Верх-Исетского завода. Училище он с успехом окончил в 1893 г. и сразу поступил в Пермскую духовную семинарию, где занимался до 1899 г. Бажову предложили продолжить обучение стипендиатом в Киевской духовной академии, но к тому времени умер отец, а мать начала слепнуть.

Пришлось Павлу устроиться учителем начальной школы в деревню Шайдуриху под городом Невьянском. Местный школьный инспектор попытался заставить недавнего семинариста преподавать Закон Божий. Молодой человек отказался и осенью 1899 г. перешел учителем русского языка в родное Екатеринбургское духовное училище. Сентябрь 1899 г. Павел Петрович считал началом своей трудовой деятельности. В том же году он пытался поступить в Томский университет, но ему отказали в приеме документов как недавнему семинаристу.

Бажов учительствовал в Екатеринбурге до 1914 г. – вначале в духовном училище, а с 1908 г. – в женском епархиальном училище, готовившем сельских учительниц.

В 1911 г. Павел Петрович женился на своей недавней ученице, девушке из очень бедной семьи Валентине Александровне Иваницкой. Вскоре у молодой четы родились дочери погодки Ольга и Елена. Содержать растущую семью оказалось сложно, и Бажовы переехали поближе к сестрам жены – в город Камышлов. Павел Петрович устроился там преподавателем русского языка в местное духовное училище. В Камышлове, в самый разгар Гражданской войны, у Бажовых родился сын, умерший от голода грудничком. Следующим стал сын Алексей.

Все эти перипетии не мешали Бажову в каждые каникулы выезжать на уральские заводы, чтобы собирать там местный фольклор. Таково было его увлечение. Еще семинаристом Павел подрабатывал писанием мелких репортажей для местной газеты, так что литературный труд он «познал с младых ногтей». Первая серьезная публикация Бажова – статья «Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей» состоялась в 1913 г.

Когда грянула Февральская революция, Бажов, с семинарской скамьи участвовавший в революционном движении, перешел на общественную работу. В июне 1917 г. он был избран членом Камышловского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, редактировал «Известия Камышловского Совета». С началом Гражданской войны Бажов поступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте.

В декабре 1918 г. штаб 29 дивизии, в которой Бажов был секретарем партячейки и редактором дивизионной газеты, попал в окружение под Пермью. Писатель оказался в плену, но будучи в гражданской одежде, ухитрился сбежать из тюрьмы. В ту же ночь его плененных товарищей вывели на мороз и поливали водой, пока они не превратились в ледяные статуи. Сбежавший Бажов скитался по Сибири, пока не встретил томского учителя Мацука. На пару они собрали партизанский отряд, но через несколько месяцев были разгромлены белыми. И вновь Павел Петрович спасся, скитался по Казахстану, пока не пристал к Красной Армии.

В июне 1919 г. по заданию Сиббюро ЦК РКП(б) Бажов с документами на имя страхового агента Павла Петровича Бахеева был направлен в Усть-Каменогорск для организации там подпольной работы в тылу армии Колчака. После освобождения Усть-Каменогорска он под той же фамилией Бахеева налаживал выпуск газеты «Известия Усть-Каменогорского уревкома» и одновременно заведовал информационно-инструкторским подотделом уревкома, отделом народного образования, был председателем уездного бюро профсоюзов. Полагая, что останется здесь насовсем, вызвал к себе семью. В августе 1920 г. партийная конференция избрала Павла Петровича председателем Усть-Каменогорского уездного комитета партии. А еще через месяц Бахеев стал членом Семипалатинского губкома РКП(б). В феврале 1921 г. он был переведен на работу в Семипалатинск, в губернский профсовет… Там Павел Петрович заболел малярией и в мае 1921 г. возвратился на лечение в Камышлов, теперь уже под собственной фамилией Бажов.

В Камышлове активный партийный деятель был назначен редактором уездной газеты «Красный путь». В октябре 1923 г. партия направила Бажова в Свердловск (переименованный Екатеринбург), заведовать отделом крестьянских писем в областной «Крестьянской газете», где и началась настоящая литературная деятельность писателя. В 1924 г. в Свердловске вышла первая книга Павла Петровича «Уральские были (Из недавнего быта Сысертских заводов)» – о жизни дореволюционной Сысерти.

В 1925 г. у Бажовых родилась младшая дочь Ариадна. Впоследствии она вышла замуж за сына А.П. Гайдара – Тимура и является матерью одного из главных соучастников развала СССР и непосредственного виновника развязывания Чеченских войн 1990-х гг. Е.Т. Гайдара*.

* Для любопытных, вторым браком Е.Т. Гайдар женился на Марии Аркадьевне Стругацкой, дочери известного фантаста, так что его дети являются прямыми наследниками сразу трех знаменитых отечественных писателей.

Долгое время Павел Петрович писал очерки и повести о революционных героях. Сам он особого значения этим работам не придавал, считая их заурядной поденщиной. Всего в газетах и издательствах Бажов проработал более 20 лет.

Первый кризис случился в 1933 г. На Павла Петровича написали донос в НКВД о том, что в царское время он дослужился до коллежского асессора, что давало ему личное дворянство, но скрыл этот факт от партии. СССР еще только стоял на пороге массовых репрессий, так что Павел Петрович отделался выговором.

В Свердловске Бажовых постигло большое несчастье: в 1934 г. на заводе, где проходил производственную практику 17-летний Алексей Бажов, произошел взрыв, и юноша погиб. Павел Петрович с трудом пережил эту трагедию. Ему шел 56 год, и казалось, что со смертью сына жизнь утратила всякий смысл. Тогда Бажов попытался найти себя в литературе. Уже в феврале 1936 г. он был зачислен на заочное отделение Литературного института в Москве. По привычке писатель взялся сразу за несколько повестей о революционных событиях на Урале, однако мало что сумел закончить…

В том же 1936 г. в Свердловском книжном издательстве собрались выпустить сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Составителем выступил В.П. Бирюков. Сам Бажов рассказывал: «Первая моя публикация сказов вызвана была именно этим фольклорным сборником – бирюковским. Бирюков собрал сборник. Но он ввел в него то, что обыкновенно в фольклорные сборники помещалось: песни, загадки, сказки, – бытовые, главным образом, их варианты. Фактическим редактором была Блинова. Она поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович ответил, что такого материала нет в его распоряжении, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так – рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им “Дорогое имечко”». Так было положено начало будущей «Малахитовой шкатулке».

Еще до выхода фольклорного сборника рукопись бажовских сказов попала к писателю В.В. Лебедеву, который отвез ее в Москву. В № 11 журнала «Красная новь» за 1936 г. первыми в жизни писателя были напечатаны сказы «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы».

А в 1937 г. последовал очередной донос на Бажова в НКВД. Писателя обвинили в том, что в своей книге «Формирование на ходу» он ссылался на воспоминания М.В. Васильева и других героев Гражданской войны, к тому времени объявленных врагами народа. 25 января 1937 г. Павла Петровича исключили из партии и сняли с работы в Свердловском книжном издательстве (тогда он редактировал социально-экономическую литературу). Оставалось только ждать ареста… Бажову повезло – пока он ждал решения своей участи, как врагов народа арестовали и расстреляли и тех, кто лишил его партбилета, и тех, кто уволил его с работы, и тех, кто написал на него донос. Через год Бажова восстановили и в партии, и на работе в издательстве.

Время вынужденного отпуска Павел Петрович использовал для написания лучших своих произведений. К началу 1938 г. у него были готовы 14 сказов. Автор представил их как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко – Василия Хмелинина, старого рабочего, с которым юный Павел общался 1890-х гг., приезжая на каникулы к родителям в Полевской завод. Сам Бажов был уверен, что так оно и было.

Книга сказов вышла в 1939 г. в «Свердлгизе», накануне 60-летия писателя. Поначалу она называлась «Сказы старого Урала». В первое издание вошли 14 сказов, которые писатель назвал рабочим фольклором. К Бажову сразу пришла ошеломительная слава. Он немедленно был избран руководителем областной писательской организации, назначен главным редактором Свердловского издательства, через год – главным редактором журнала «Уральского современника» (ныне «Урала»). Павел Петрович стал лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Ленина.

К сожалению, в середине 1940-х гг. Бажов начал слепнуть, и работать ему становилось все сложнее. Однако сказочник продолжил дописывать «Малахитовую шкатулку». Всего было создано 56 сказов. Последними сочинены «Васина гора», «Широкое плечо», «Не та цапля».

Ныне «Малахитовая шкатулка» переведена более чем на 100 языков мира.

Павел Петрович Бажов умер 3 декабря 1950 г. в московской больнице, куда был помещен в связи с раком легких. Останки его перевезли в Свердловск (ныне Екатеринбург), где похоронили на Ивановском погосте. 

© Виктор Еремин

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

С. Зырянов. Каменный цветок. Сказка в двух действиях.

В. Ольшанский. Хозяйка горы. Сказка в двух действиях.

Е. Ординарцева-Тарасенко. Каменный цветок. Пьеса для детей.

К. Смольников Дежавю медной горы. Фольк-рок пьеса.

А. Хохлов. Cказ о Даниле-мастере и Цветке каменном. Пьеса-сказ.

Е. Патрик. Хозяева горы Медной. Пьеса в четырех действиях.

К. Филиппова. Каменный цветок. Пьеса для детского театра.

М. Туберовский. Сокровища медной горы. Сказка в четырех действиях.

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

С. Диковский. Малахитовая шкатулка. Пьеса в четырех действиях.

С. Корольков. Малахитовая шкатулка. Пьеса для детского театра.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

С. Зырянов. Серебряное копытце.  Музыкальная сказка в двух действиях.

Е. Пермяк. Серебряное копытце.  Пьеса-сказка.

СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ

Ю. Дунаев. Синюшкин колодец. История для театра.

Т. Ширяева. Синюшкин колодец. Пьеса-сказка в стихах.

В. Кредин, Е. Бурма. Синюшкин колодец. Пьеса для театра кукол в двух актах.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ СКАЗОВ 

Е. Пермяк. Ермаковы лебеди.  Пьеса-сказка.

К. Филиппова. Сказы старого Урала. Пьеса для детского театра.

К. Филиппова. Полозова дочка. Пьеса для детского театра. 

Каменный цветок

Спектакль по мотивам сказа П.П.Бажова

Действующие лица

Данила-мастер                                                Катерина

Старый мастер Прокопьич                          Гармонист

Бабушка Вихориха                                         Горные мастера

Хозяйка медной горы                                     Рассказчик

Пролог

     Рассказчик: История нашего уральского края неразрывно связана с именем великого русского писателя, сочинившего множество сказов о родной земле: «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка» и множество других сказов.       О ком идет речь, я думаю, вы уже догадались? Речь идет о нашем с вами земляке Павле Петровиче Бажове.

    Сегодня мы представляем вашему вниманию спектакль по мотивам сказа Бажова «Каменный цветок».

(Звучит музыка «Вступление» на ее фоне рассказчик читает )

Рассказчик: На утреннем небе всплывает заря,

                     Уральские горы – богатые края

                     Много камней, самоцветов и руд,

                     Средь гор и тайги мастера ищут тут.

                     Исстари земля уральская хранит

                     Дивный камень – малахит

                     Яркой зеленью искрится

                     И прожилка в нем темна.

                     Знайте, люди, существует

                     Тайна камня – красота!

                     Каждый мастер и умелец

                     Люди мирные, дружные

                     Делают товары дивные,

                     Смастерят вам все, что нужно.

                     От красоты сей сердце зайдется

                     Не описать, просто диву даешься.

                     Давно это было… Мне говорили

                     Горных дел мастер Прокопьич тут жил.

                     Умелец от бога, старик камнерезом прослыл.

                     Малахитово дело познать ремесло

                     На выучку деду прислали мальчонку,

                     Звали Данило его.

                      И вышло тут с ним приключенье одно…

                                                                 (Васькова С.В.)

Действие первое

( Внутреннее убранство избы. За столом сидит Данила, мастерит чашу, у печи стоит Прокопьич)

Прокопъич: Ты, Данилушка, здоров ли?

Данила: Чаша мне покоя не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.

Прокопьич: Сходил бы в разгулку куда, а то все сидишь да сидишь.

Данила: И то… В лес хоть сходить. Но увижу ли то, что мне надо?

Прокопьич: Дурман цветок искать станешь? Ладно, иди.

Действие второе

(Лес, на переднем  плане поляна с елками, пеньками и цветами.На заднем плане гора. Звучит фонограмма «Звуки леса». Появляется Данила, подходит к горе, рассматривает камушки, садится около горы. С другой стороны появляется Катерина в сопровождении гармониста и поет русскую народную песню «А я по лугу» (приложение1). Замечают Данилу.

Катерина: Данилушка, не потерял ли чего?

Данила: Потерять не потерял, а найти не могу.

Гармонист: Вот чудной-то, блаженный какой-то.

Катерина: Ой, неладно с ним!

(Подбегает к Даниле, гармонист машет с досады рукой и уходит, Данила отворачивается от Катерины и снова разглядывает камешки,  Катерина обиженно отходит и садится на пенек. Появляется бабка Вихориха с пучком трав. Данила подходит к ней.)

Данила: Бабушка Вихориха, ты всякий цветок в наших краях знаешь?

Вихориха: Хвастаться не буду. А все будто знаю, какие открытые-то.

Данила: А разве еще неоткрытые бывают?

Вихориха: Есть и такие. Папору слыхал? Она цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской, клады им открывают. На разрыв-траве цветок – бегучий огонек. Поймай его – и все тебе затворы открыты.

Данила: Вот чудеса-то!

Вихориха: Ато еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет, На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.

Данила: Чем, бабушка, несчастный?

Вихориха: А то, дитенок, что Хозяйка Медной горы тем цветком к себе приманивает молодцев да навсегда в горные мастера забирает.

Данила: Какие мастера?

Вихориха: А такие… В горе живут, никто их не видит. Что Хозяйке понадобится, то они и сделают. Случилось мне раз видеть. Вот работа! От нашей на отличку.

Данила: Это почему же так?

Вихориха: Они каменный цветок видели, красоту камня поняли. (Уходит)

Данила: Вот оно что! Красота вся в каменном цветке скрыта.

Катерина: Данилушка! Выброси из головы! Кто поглядит на каменный цветок, тому белый свет не мил станет.

Данила: А я бы поглядел!

Катерина: Данилушка, не ходи к горе, а не то попадешь к Хозяйке в горные мастера.

Данила: Без цветка каменного мне жизни нет! ( Катерина убегает, Данила грустно смотрит в след,

Действие третье

подходит к горе и продолжает рассматривать камни. Звучит музыка «Хозяйки горы» (из сказки «Каменный цветок») Данила поднимает голову и видит Хозяйку медной горы)

Хозяйка: Ну что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данила: Не вышла…

Хозяйка: А ты не вешай голову, другое попытай.

Данила: Не могу больше, измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок!

Хозяйка: Показать просто, да потом жалеть будешь.

Данила: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же и ворочаются.

Данила: Покажи, сделай милость! Без цветка каменного мне жизни нет!

Хозяйка: Когда так, пойдем, Данила-мастер, в мой каменный сад.

(Хозяйка взмахивает рукой, раздается шум осыпающихся камней, горы раздвигаются в разные стороны, на задней стене зажигаются гирлянды(имитация сверкающих драгоценных камней в горе), звучит музыка «Красоты горы» (из сказки «Каменный цветок», Данила заворожено рассматривает стену, звучит музыка_________________________________

Хозяйка горы исполняет «Танец с лентами» (ленты сделаны из широкой блестящей ткани золотого, серебряного и синего цвета, имитация драгоценных камней). В конце танца Хозяйка все ленты кладет к ногам Данилы)

Хозяйка: Такого яхонта, сапфира

                Ты не найдешь и у эмира

                Вот лунный камень, изумруд…

                Останься с красотою тут.

Данила:  Да, спору нет, они прекрасны,

                Ценю камней я красоту.

                Но соблазняешь ты напрасно,

                Я не отдам свою мечту.

Хозяйка: Что ж, самоцветы не прельстили,

                Тогда взгляни на серебро,

                Как, ослепительно сверкая,

                Переливается оно!

Данила:   Да, спору нет, оно прекрасно,

                Ценю его я красоту,

                Но соблазняешь, ты напрасно,

                Я не отдам свою мечту.

Хозяйка: Не хочешь серебра? Так злато

                Возьми взамен своей мечты

                И заживешь тогда богато,

                Красоты мира купишь ты.

Данила:  Благодарю тебя за щедрость,

                Но неизменен мой ответ.

                И злато мне твое не в радость,

                А без цветка мне жизни нет.

Хозяйка: Добро, Данила-мастер славный,

                Искатель неземной красы.

                Секрет цветка тебе открою.

                Вот пред тобою он, смотри!

(Звучит торжественная музыка «Красота цветка» (из сказки «Каменный цветок») цветок сделанный из изолона и обклеенный блестящей пленкой желтого и зеленого цвета стоит накрытый красивой тканью на полу  посредине стены украшенной гирляндами, он также украшен гирляндами, Хозяйка снимает с цветка ткань и в это время кто-нибудь зажигает гирлянду на цветке, он сверкает, Данила рассматривает его со всех сторон) 

Хозяйка: Ну что, Данилушка, доволен?

                Исполнились твои мечты.

                Но пленником моим отныне

                Теперь навеки станешь ты!

(Хозяйка взмахивает рукой, раздается шум падающих камней, гора смыкается)

Действие четвертое

(Появляется Катерина и поет русскую народную песню «Не летай, соловей» приложение 2)

Катерина: Данилушка! Где ты? Отзовись.

(Слышится шум осыпающихся камней и появляется Хозяйка)

Хозяйка: Ты зачем сюда забралась? Камень, что ли, хороший ищешь?

Катерина: Не надо мне твоего камня. Отдавай жениха моего, Данилушку.

Хозяйка: Знаешь ли, с кем говоришь?

Катерина: Знаю, только не боюсь тебя, разлучница!

Хозяйка: Ищи, если найдешь, — тогда он твой.

(Слышится шум осыпающихся камней гора разьезжается, появляются горные мастера, танцуют «Танец мастеров» под музыку____________

_____________________________________________________________)

Катерина: Вот он, он здесь, Данилушка!

Хозяйка: Подожди! Ну, Данила-мастер, выбирай – как быть. С ней пойдешь – все мое забудешь. Здесь останешься – ее и людей забыть надо.

Данила: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

Хозяйка: Твоя взяла, Катерина. Бери своего мастера. За любовь и смелость твою вот тебе подарок. (Хлопает в ладоши, горный мастервыносит малахитовую шкатулку). Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Ты, Данила, про гору людям не сказывай. А ты, Катерина, и думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел.

Катерина: Прости на худом слове!

Вместе: Прощай! (кланяются в ноги и уходят)

(Звучит музыка, с которой начинался спектакль, все артисты выходят на поклон)  

Т.В.Киселева
МАОУ «Гимназия 8» г. Пермь
УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА в изображении П.П.Бажова
СЦЕНАРИЙ
выступления класса на конкурсе инсценировок 
произведений пермских писателей в рамках
литературно­творческого проекта «Звёздная дорожка»
16 марта 2016 года
Сценарий авторский. Он писался детьми под
руководством   учителя   литературы   и   классного
руководителя   Т.В.Киселевой   по   четырем
произведениям.   Сценаристы   –   Большакова Ольга,
Болквадзе   Ламзира,   Волкова   Виктория,   Минеева
Екатерина ­  самостоятельно выбирали произведение
П.Бажова,   переделывали   свои   тексты   несколько   раз   из   эпического   рода   в
драматический, затем искали актеров. Актёры продумывали костюмы для своей
роли, выучивали текст. Кроме этого работала группа технической поддержки –
звукорежиссер   Ермолаев   Егор   и   автор   презентации   Снигирева   Мария.   Егор
редактировал ролик о малахитовых изделиях в Зимнем дворце. Маша создавала
презентацию об инсценируемых произведениях П.П.Бажова и наших актёрах.
Включается   видеоролик   о   малахитовых   изделиях   в   Зимнем   дворце.
Это столы, рамки для фотографий, вазы, одна из которых уникальна – для
неё создан целый зал. Ролик останавливается, на сцену выходит Государь.
ГОСУДАРЬ. Что за диво?! Ай­да  красота! В моем дворце много разных
чудес света, но эта ваза из чистого малахита – самый  лучший мой экспонат. Ради
нее мы этот зал построили, уж очень большая: никуда не помещалась, в двери не
входила. А сделали ее, кстати, наши Уральские Мастера. 
«Каменнный цветок»  
На сцене рассказчик (в центре) и Данила за
рабочим   столом,   делает   вазы.   Необходимо рабочее место гранильщика, инструменты, можно поставить на этот стол
и шкатулки с готовыми изделиями из уральских полудрагоценных камней. На
заднем плане сцены установлена малахитовая гора. 
РАЗКАЗЧИК. Жил­был Данила. И отправил его приказчик учиться у мастера
Прокопьича. Учился он, учился,выучился, и приказал ему барин чашу ровно по
чертежу из камня сделать. Не понравилась Даниле та чаша и сделал он другую,
на цветок похожую. Не живая получилась эта чаша, взял он и разбил ее. (Данила
встает из­за стола, идет к горе).  Пошел на Змеиную гору к хозяйке Медной
горы, чтобы у нее научиться. Видит, а перед ним Хозяйка:
ХОЗЯЙКА. Ну что, Данила, не вышла твоя Дурман­чаша?
ДАНИЛА. Не вышла.
ХОЗЯЙКА. А ты не вешай голову­то! Другое попытай. Камень тебе будет по
твоим мыслям.
ДАНИЛА. Нет, не могу больше. Измаялся весь. Не выходит. Покажи Каменный
цветок.
ХОЗЯЙКА. Показать­то просто, да потом жалеть будешь.
ДАНИЛА. Не отпустишь из горы?
ХОЗЯЙКА. Зачем не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне ворочаются.
ДАНИЛА. Покажи, сделай милость!
ХОЗЯЙКА.   Может,   еще   попытаешься   сам   добиться?
Прокопьич   вот   тебя   пожалел,   теперь   твой   черед   его
пожалеть. Да и невеста твоя души в тебе не чает, а ты
на сторону глядишь.
ДАНИЛА. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет.
Покажи!
ХОЗЯЙКА. Когда так, пойдем, Данила­мастер, в мой
сад.
Хозяйка и Данила уходят.
РАЗКАЗЧИК. Так и остался Данила у Хозяйки Медной горы.  
В   конце   инсценировки   каждого   произведения   П.П.Бажова   рассказчик
подводит итог выступлению, связывая отрывок с общей темой – уральские
мастера,     актеры   в   этот   момент   застывают   (немая   сцена),   затем   все
кланяются и уходят, уступая место на сцене другой группе.
«Горный мастер» РАССКАЗЧИК.   Жила­была   Катерина   и   её   жених   Данила.   Однажды
Данила ушёл камень для своей вазы искать и не вернулся.
НАРОД.   Катя,   Катя.   Мы   тебе   такого
жениха нашли, надо познакомить вас.
КАТЕРИНА. Нет, у меня Данилушка есть.
НАРОД. Данила твой умер, а тебе замуж
пора.
надо.
КАТЕРИНА. Он не умер, и жениха мне не
НАРОД.(Обиженно).
  Ну   и   ладно,
мертвякова ты невеста.
РАССКАЗЧИК. После этого разговора Катя решила делом заняться.
КАТЕРИНА. (Сидя за столом камнереза). Пойду­ка я на Змеиную гору
камень   искать.   (Идет     по   сцене   до   горы.   Зовёт   Данилушку.)    Данилушка,
Данилушка. Помоги мне!
ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ. Что ты мою гору беспокоишь?
КАТЕРИНА. Я камень ищу, а еще Данилушку ищу. Он меня тоже ищет,
не хочет с тобой оставаться.
ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ. Давай у него спросим?! (Выходит Данила)
Данила, с кем ты хочешь быть?
ДАНИЛА. Я хочу со своей любовью быть, не хочу я с тобой оставаться.
Катерина и Данила обнимаются.
«Хрупкая веточка»
АВТОР. Жила–была семья: родители были Катя и Данила. Было у них
много детей, но один особый, звали его Митя. У Мити был горбик. Так как у
Мити не было сил добывать камень, родители отправили его к  гранильщику. У
гранильщика   он   все   перенял   и   открыл   свою   мастерскую.   Делал   он   любые
брошки, колечки, особенно ему удавались броши  ­ягоды, как живые получались.
Однажды он решил сделать веточку и думает:
МИТЯ. Из чего же мне сделать веточку, может из змеевика, а что камень
дешевый из него и сделаю!
НАРОД. Митя, а можно мне веточку, дочке
на праздник?!
НАРОД. И мне, и мне! (Тут берет веточку
барин и рассматривает ее). БАРИН. Это, что веточка из змеевика, подарок дочке на свадьбу!? Сейчас
я тебе покажу  (замахивается рукой на Митю, как будто хочет ударить и
замирает).
АВТОР. Благодаря Мите появились такие полудрагоценные изделия, как
хрупкие веточки.
«Золотой Волос»
РАССКАЗЧИК. Жил­был в башкирах охотник один, звали его Айлып. Он
был мастером в охоте, краше, сильнее и удачливее его не было! Ходил он в
страшный   густой   лес   за   добычей,   медведя   с   одной   стрелы   убивал.(Выходит
Айлып,   проявляет   себя).   Для   такого   отличного   охотника   лисичка   –   малая
добыча. Увидел он одну такую, решил позабавиться.
АЙЛЫП. Дай­ка, я поиграю…   Догоню­ка,
припугну эту лисицу.
РАССКАЗЧИК.   Всё   бежал   и   бежал   за
зверьком, а лисичка – шустрая, не может её Айлып
догнать,   так   он   и   заблудился.   Тут   лисица
неожиданно превращается в старушку.
ЛИСИЧКА.   Привела   я   тебя,   Айлып,   к
невесте твоей будущей. Забери её, да и поженитесь.
Вот она – красавица Золотой Волос! (Показывает на девушку у реки) Пойдём,
провожу тебя к ней.
РАССКАЗЧИК. Таким образом, первая неудача Айлыпа в охоте привела
его к большому счастью.
Все   участники   инсценировки   выходят   на   сцену,   встают   своими
группами   по   произведениям,   и   каждая   группа   читает   хором   строку
завершающего   четверостишия.
  Слово   «быть»   произносится   всеми
участниками инсценировки.
Пермский край – опорный край державы,
Мастерами славится земля!
Нам наследниками этой славы БЫТЬ,
Умножая достижения труда.
Общий поясной поклон и фотографирование.

28.07.2021

Сценарий театрализованного представления по произведениям П.П. Бажова

 Наталья Викторовна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 157 г. Екатеринбурга

Данный сценарий содержит биографический материал о жизни Павла Петровича Бажова, о красоте Уральской земли и текст для театрализованного представления по сказам П.П. Бажова «Огневушка — Поскакушка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок».

Оценить




1030

Содержимое разработки

Сценарий составила

Сотрихина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ – Гимназия № 45

города Екатеринбурга

2019 год

Сценарий

открытого театрализованного мероприятия

по сказам Павла Петровича Бажова

Персонажи выступления (Хозяйка Медной горы, Данила и Катенька, Огневушка -Поскакушка,Федюнька,Кокованя, Дарёнка) выходят на сцену под русскую народную музыку, общий ТАНЕЦ всех персонажей.

Затем по очереди по двое кланяются и встают в ряд.

Кокованя.Урал! Люблю твои просторы,
И тёмный, каменный оскал.

Данила.Я все ручьи, леса и горы –
Стихами к сердцу привязал!

Катенька.А на земле вскипают травы,
Где тонким запахом грозы,

Дарёнка.Обшиты хвойные дубравы,
До белых кончиков росы.

Федюнька.Ты, словно друг, соединяешь
Восток и Запад меж собой,

Огневушка.И над равнинами взлетаешь
Хребтами в дымке голубой.

Хозяйка.Уральские горы по каменным плитам.

Ведут за собой нас в страну малахита.

Кокованя .В страну, где не счесть драгоценных камней

В страну работящих и добрых людей.

Катенька.То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Данила.Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал- земля!

Огневушка.Прекрасна наша родная земля!

Силён и могуч седой Урал!

Федюнька.Богата уральская земля талантами, умом и силой!

Хозяйка.Сегодня в зале — честь и слава земли уральской!

Кокованя.Вы, наши гости — таланты, самоцветы славного города Екатеринбурга!

Хором.Мы рады приветствовать вас в гимназии № 45!

(поклон персонажей, аплодисменты зала)

Огневушка.Много чудесного, таинственного и бесценного хранит земля уральская!

Катенька.Имя великого земляка нашего Павла Петровича Бажова с гордостью и честью звучит сегодня!

Дарёнка.27 января исполнилось 140 лет со дня рождения уральского писателя, всей душой любившего родной Урал!

Данила.В каждом слове сказов своих смог он передать речь уральскую, душу светлую нашего народа!

Хозяйка.Несметны богатства земли уральской! А берегут их издавна от людей лихих да жадных загадочные,волшебные и мудрые Хозяйка Медной горы, Бабка Синюшка, девчоночка Огневушка – Поскакушка да Серебряное копытце!

(их портреты – обложки книг Бажова на сцене впереди)

  • Хозяйка Медной горы

С чужими людьми, злыми, да коварными – ой как строгимы и суровы, но всегда справедливы! Дурным людям ноги от нас не унести, на месте погибнут!

  • Огневушка – Поскакушка

А народу доброму да простому, какой на Урале живёт, да тем, кто всем людям добра желает – дары великие поднесём!!! Свои тайны

откроем только достойным – простым душой, смелым да честным!

  • Дарёнка

Тем, кто не хитрит, не жадничает, мастерам дела своего;тем, кто готов помочь ближнему, кто умеет любить и хранить верность.

  • Кокованя

А в чём дар-то? Задумайтесь – в каменьях ли самоцветных, в золоте ли, или в доброте и любви человеческой??

Фильм «Сказы Уральских гор» (от 1.42 мин + далее о Бажове до 6.30 мин)

На сцене остаётся Хозяйка Медной горы, осматривается вокруг, любуется убранством и садится за столик, на котором стоит Малахитовая шкатулка, достаёт камни, любуется ими; остальные герои рассаживаются по сцене.

Кокованя:

Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! … Коса ссиза-черная. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.Девка небольшого росту, из себя ладная. А одежда такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь – ко, малахиту платье.

Хозяйка Медной горы(звучит лирическая музыка):

Ой вы, камни мои самоцветные! По Уралу порассыпаны,

Во горах, во долинушках, во лесах, да во ложбинушках!

Вы сияете, словно светитесь, хоть в сырой земле породилися!

Да в шкатулке моей приютилися!

А в шкатулке моей есть не только камни самоцветные, да богатства несметные, есть и книга заветная.

В книге этой сказы прописаны, про меня, про цветок мой каменный,

Про мастеров, да про жизнь их тяжёлую, да про любовь заветную…

Катенька:

Данилушка! Где ты, милый мой, отзовись, откликнися!

Хозяйка Медной горы:

Ты зачем в мой лес забралась? Камень что ли хороший ищешь? Любой бери, да уходи поскорей!

Катенька:

Не надо мне твоего мёртвого камня! Подавай мне живого Данилу!

Хозяйка Медной горы:

Ты, девка! Знаешь ли с кем говоришь?

Катенька:

Не слепая, вижу! С Хозяйкой Медной горы! Только не боюсь я тебя разлучница, нисколечко не боюсь! Сколь не хитро у тебя, а ко мне Данила тянется!

МФ «Горный мастер» с 15.41 до 16.45 мин

Данила:Не могу людей забыть! А её каждую минуту помню!

Данила и Катенька обнимают друг друга.

Хозяйка Медной горы (звучит лирическая музыка):

Твоя взяла, бери своего мастера! А за удалость и за твёрдость твою – вот тебе подарок, всё, чему Данила в горе выучился, пусть в памяти у него останется, а вот зачем ко мне напросился, пущай накрепко забудет! Да про меня людям-то не сказывайте!

Хозяйка Медной горы исчезает.

Звучит весёлая русская народная музыка, в центре танцует Огневушка – Поскакушка, остальные персонажи взмахивают алыми платочками вокруг неё, изображая огонь.

ТАНЕЦ Огневушки – Поскакушки (русская народная песня с балалайкой)

Федюнька:

Богата земля уральская! По здешним местам много народу около золота вьётся. Разговоры ходят, мол, знак такой: где Огневушка -Поскакушка свой танец закончит, там золото и ищи! Средь угольков костерка девчоночка появится…Поглядит девчонка веселыми глазками, блеснет зубенками, подбоченится, платочком махнет и пойдёт плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя.

МФ «Огневушка – Поскакушка»

2.30 мин. – 2.57 мин

Кокованя:

Только жадным до богатства да к людям злым – не видать золота!!! Теряет себя человек от жадности, не любит она это, сказывают!!!Другое дело народ простой…Ищет достойного, кому золото показать…Вот так Федюньке то с дедом Огневушка и показалась, да исчезла…А на том месте с первой лопатки такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Все-таки дедко Ефим с Федюнькой хлебнули маленько из первого ковшичка. Годов с пяток в достатке пожили. Вспоминали Поскакушку.

МФ «Огневушка – Поскакушка» с 7.10 мин по 7.30 мин

с 7. 45 мин по 8.57 мин

ТАНЕЦ всех персонажей, как на вступлении.

Кокованя

Да и мне одному скучно жить – то стало… Девчонку – сиротку взял на воспитание..Так и стали жить вместе: я, сиротка Дарёна да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Дарёнка любила мои сказки слушать, а кошка Мурёнка лежит да мурлычет. Только после всякой сказки Дарёнка напомнит…

Дарёнка:

Дедо, про козла-то скажи. Какой он?

Кокованя:

Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.

Дарёнка:

Дедо, а он большой?

Кокованя:

Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая.

Дарёнка:

Дедо, а рожки у него есть?

Кокованя:

Рожки-то, у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у этого — на пять веток.

Дарёнка:

Дедо, а шёрстка у него какая?

Кокованя:

Летом буренькая, как вот у Мурёнки нашей, а зимой серенькая.

Дарёнка:

Возьми меня, дедо, с собой в лес! Может, я хоть сдалека того козлика увижу.
Кокованя:

Зимой лучше разглядишь.Простые козлы зимой безрогие ходят, а этот — Серебряное Копытце — всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

МФ «Серебряное копытце» 7.35 мин до 9.36 мин

ТАНЕЦ всех персонажей, как на вступлении.

Персонажи рассыпают самоцветы в зал (разноцветная фольга).

Хозяйка.Испокон веков Урал
Минералы собирал.
В дорогом собранье этом
Первым – место самоцветам.

Кокованя.Знают люди на земле 
Об уральском хрустале,
О топазах и агатах,
Об алмазах и гранатах,

Данила.Наши яшмы и сапфиры
Ярче всех сверкают в мире.
И повсюду знаменит
Наш уральский малахит.

Катенька.Без бажовских сказов трудно
Говорить о камнях чудных.
Он поведал с давних пор
О Хозяйке медных гор, 

Дарёнка.О серебряном копытце,
О девчонке-озорнице,
Что в огне задорно пляшет
И платочком резво машет.

Огневушка – Поскакушка. А его шкатулка стала
Добрым символом Урала.
Из-под Екатеринбурга
До Москвы и Петербурга,
До космических орбит
Слава громкая летит.

Федюнька.О сверкающих горах,
Об умельцах-мастерах,
Что творят с «живинкой в деле»
Под уральские метели.

Данила.Будь то каменный цветок
Иль узорчатый клинок,
Кубки, вазы, украшенья
Вызывают восхищенье.
Красота и мастерство
Рук и мысли торжество.

Хозяйка.Вы – творцы и рукотворцы,

Мудрых мыслей мастера,

На великие дела

Вас сегодня вдохновляем

И успеха вам желаем!!!

Огневушка. Пусть ваш путь сегодня будет

Устлан россыпью камней!

Данила. Самоцветных мудрых мыслей

Где одна другой умней!

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458204-scenarij-teatralizovannogo-predstavlenija-po-

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Звучит фонограмма песни “Земля Бажова”
(муз.С.Сиротина, сл.В.Радкевича).

Демонстрируется слайд-шоу “Горные пейзажи”.

Ведущая: Могучий горный хребет прорезает с
севера на юг необозримые просторы русских
равнин. Древние горные кряжи, разделившие две
части света – Европу и Азию, то сжимаются в узкую
полоску, то рассыпаются веером горных вершин. Это
Урал, в недрах которого хранятся несметные
природные богатства: золото и драгоценные камни,
медь и каменные уголь, мрамор и малахит. Еще при
Петре Первом возникли здесь первые
металлургические заводы и рудники.

Чтецы:

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
В.Радкевич “Земля Бажова”

Ведущая: На Урале сама земля рождала
легенды и сказки. Издавна существуют здесь
совершенно особенные сказки. Точнее – сказы.

Сказы – это волшебные и простые истории о
добытчиках золотых, серебряных и медных руд. О
людях, об упорстве и мастерстве. О таинственных
силах природы, о горных духах-волшебниках, что
охраняют богатства уральских недр – “Земляные
богатства”.

Глубоко-глубоко спрятались от людского глаза
драгоценные металлы и камни. Не всякий
догадается, где нужно искать эти сокровища.
Немногим открывает природа свои вековые тайны.
Нужно очень хотеть овладеть этими тайнами,
желать добра не только себе, а многим людям, чтобы
встретить Голубую змейку, бабку Синюшку,
хранящую самоцветы, красавицу Медной горы
Хозяйку или веселую девчоночку
Огневушку-поскакушку.

Но если пожадничаешь, схватишь столько, что и
одному унести нельзя, — не жди пощады. Природа
накажет скупого да завистливого, заманит в
глубокие пещеры, в глубины свои и не выпустит!

Так еще двести лет назад говорили уральские
добытчики. Горщики, рудознатцы, камнерезы – все
искали объяснения земляным богатствам и
создавали легенды, в которых нашла поэтическое
выражение любовь русских людей к родной земле.

Сказы и легенды бережно передавались в рабочих
семьях из поколения в поколение, говорили они о
неисчерпаемых сокровищах уральской земли.

В семье мастера одного из медеплавильных
заводов 28 января 1879 года родился будущий
писатель Павел Петрович Бажов.

Демонстрируется портрет П.П.Бажова.

Ведущая: С молодых лет Бажову открылась
неписаная история родного края, внутренний мир
трудового горнозаводского люда; он учился видеть
и понимать красоту Урала с лесистыми его горами,
прозрачными глубокими озерами, высоким небом и
тенистыми каньонами.

Ценой многих лишений постарались родители
будущего писателя дать своему единственному
сыну образование, вывести его “в люди”. И Бажов
оправдал надежды своих родителей. Получив
образование, он в 1899 году стал народным учителем
в глухой уральской деревушке.

В течение 15 лет Бажов каждый год во время
школьных каникул пешком странствовал по родному
краю, смотрел, как люди живут, пытливо изучал труд
камнерезов, сталеваров, оружейников и многих
других уральских мастеров.

Демонстрируется иллюстрация к сказу
П.П.Бажова “Серебряное копытце”.

Ведущая: Посмотрите, дети!

Художник нарисовал иллюстрации к одному из
сказов П.П.Бажова, а надпись сделать забыл.

Как вы думаете, кто здесь изображен?

Дети отвечают на вопрос, а затем вместе с
ведущей вспоминают этот сказ.

Ведущая: В своих сказах писатель воссоздал
благородный образ русского рабочего, показал его
ясный ум, силу духа, умение противостоять любым
жизненным испытаниям. Автор воспевает смелую
выдумку, умелые рабочие руки, способные
осуществить любой замысел мастера, воспевает
труд, превращающийся в творчество.

Демонстрируется мультфильм “Горный
мастер”.

Ведущая: Любовь к труду, гордость своим
мастерством, непрестанное стремление
совершенствоваться – вот качества, которые
воспеваются на каждой странице бажовской книги.
Счастье для героев Бажова не в приумножении
богатства, не в обладании им, а в радостях
творческого труда и познании мира.

Демонстрируется диафильм “Золотой волос”.

Ведущая: Друзья, давайте посмотрим, как вы
запомнили сказы Павла Петровича Бажова, которые
прочитали раньше и которые услышали сегодня.
Попробуйте угадать, о ком или о чем я буду вам
сейчас рассказывать.

Внимание! Викторина!

О ком идет речь?

“… Да еще сказывают, будто она иной раз
человеком прикидывается, только узнать ее
все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком
песке следов не оставляет. Трава и та под ней не
гнется. Это первая примета, а вторая такая: из
правого рукава золотая струя бежит, из левого –
черная пыль сыплется”. (Голубая змейка)

Назовите героиню сказа.

“… Глядит – а из того водяного окошка
старушонка вышла. Ростом не больше трех
четвертей. Платьишко на ней синее, платок на
голове синий, а сама вся синехонька, да такая
тощая, что вот подует ветерок – и разнесет
старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да
такие большие, будто им тут вовсе и не место”.

(бабка Синюшка из сказа “Синюшкин колодец”)

Назовите имя девочки.

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у
кого сиротка жила.видит, полна изба народу,
больших и маленьких. На голбчике, у печки,
девочоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая.
Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того
худая да ободранная, что редко кто такую в избу
пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того
звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(Даренка из сказа “Серебряное копытце”)

Чей сад так описывается?

“Деревья стоят высоченные, только не такие, как
в наших лесах, а каменные. Которые мраморные,
которые из змеевика-камня… Ну, всякие… Только
живые, с сучьями, с листочками… Понизу трава,
тоже каменная…”

(Сад Хозяйки медной горы из сказа “Каменный
цветок”)

Кто носил такую одежду?

“… А одежа, и верно, такая, что другой на свете
не найдешь, — из шелкового, слышь-ко, малахиту
платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз – как
шелк, хоть рукой погладить”. (Медной горы
Хозяйка)

Чтецы:

Кому принадлежит творенье это?
Когда оно явилось на простор?
Кто знает изначальную примету?
Наверное, Хозяйка Медных Гор?

В горах ли, на равнине песня спета –
Не знаем, но хранит ее фольклор
От древности седой до наших пор,
Как знаки стародавнего завета.

И сохраняет байки или были
Своеобразный местный говорок
С отсылкой на естественный исток:
— Еще, де, “стары люди” говорили…
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Проводится игра “Стары люди говорили…”

Ведущая предлагает детям объяснить значения
встречающихся в сказах слов и выражений:

  • Бадожок – дорожный посох, палка;
  • долить – одолевать;
  • зарукавье – браслет;
  • изробиться – выбиться из сил от тяжелой
    работы;
  • косоплётки плести – сплетничать;
  • листвянка – лиственница;
  • парун – жаркий день после дождя;
  • робить – работать;
  • синюха, синюшка – болотный газ;
  • тонцы-звонцы – танцы, веселье;
  • удобриться – стать добрым, ласковым.

Проводится дидактическая игра “Сказы
П.П.Бажова”.

Ведущая раздает детям маленькие карточки,
просит прочитать, что на них написано, и
вспомнить, в каком из сказов П.П.Бажова есть такие
герои или упоминаются такие предметы.

Затем ведущая раздает другим детям карточки с
названиями сказов. К ним надо подобрать карточки
меньшего размера с именами героев и названиями
предметов, относящихся к данному сказу.

Например:

  • сказ “Огневушка-Поскакушка” – Федюнька,
    дедко Ефим, филин, лопатка.
  • сказ “Травяная западенка” — Яшка Зорко,
    Устя, голос женский, Карасья горка.
  • сказ “Голубая змейка” — Ланко и Лейко,
    Марьюшка, гребешок, золотой обруч.
  • сказ “Синюшкин колодец” — Илья, бабка
    Лукерья, решето, три перышка, колодец.
  • сказ “Про Великого Полоза” — Левонтий, змей,
    Рябиновка, старик Чертознай.

Ведущая: Подходит к концу наша встреча с
прекрасными сказами великого русского сказителя
Павла Петровича Бажова.

Вы услышали старинные сказы о чудесах и тайных
силах, которые уральцы передавали из уст в уста,
вкладывая в них свою мечту о счастье.

Замечательный писатель П.П.Бажов поведал эти
“тайные сказы” всем – взрослым и детям.

Бажовские сказы прочли люди во многих странах.
От него узнали и про Малахитовую шкатулку, и про
Хозяйку медной горы, и про козлика Серебряное
копытце… Узнали о многих чудесах уральской
земли. И эти волшебные истории и поверья в книге
сказочника засверкали всеми цветами уральских
самоцветов.

Звучит фонограмма пьесы “Вечер в горах”
Э.Грига.

Ведущая:

С уральских гор скатился дивный сказ,
Кому принадлежит творенье это?
Азов-горе, чей голос не угас,
Зеленой ящерке или перу поэта?

Искатели золотоносных масс,
Таежным речкам, озаренным светом,
Еланям, топям, чудесам рассвета,
Легенде, что хранились про запас?

Юлой летит девчонка над костром,
Устал стоять в дозоре Марков Камень.
Ревдинских зорь неугасимый пламень,
Айлып и Полоз, барин-дуролом.

Летят года, не умеряя прыть,
А сказ бажовский продолжает жить.
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Литература:

  1. Павел Бажов. “Уральские сказы”. Москва,
    “Эгмонт Россия Лтд”, 2004 г.
  2. серия “Русская классика”
    Павел Бажов. “Малахитовая шкатулка”. Москва,
    “АСТ, Астрель, ВКТ”, 2010 г.

Ресурсы сети Интернет:

  1. http://www.poezia.ru›article.php?sid=69112

  • Пьесы по рассказам зощенко
  • Пьеса чудовой протяжная картины каких знакомых тебе русских народных сказок оживают в звуках музыки
  • Пьеса чайковского нянина сказка рисунок
  • Пьеса чайковского нянина сказка о чем
  • Пьеса снежная королева по мотивам сказки андерсена