Петербург глазами героев гоголя невский проспект сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Гоголем большая часть жизни была проведена в таком замечательном городе, как Петербург. Вначале своего творчества, он считал и называл его местом своего вдохновения и рождения совершенно новых и необычных идей. Также, автор придерживался такого мнения, что для людей, которые хотели найти себя в роли писателя, данный город предлагал незабываемую и удивительную атмосферу. И все же, с течением времени, взгляды Гоголя кардинально поменялись и преобразились в сторону того, что в реальности, данный город не может предложить ничего более, из того, что предлагают и остальные города. Также, он подчеркивал, что в крупных городах совершаются преступления, которые могут наблюдать многие люди, однако, злоумышленников это совершенно не останавливает.

В данной повести Петербург показан таким местом, где происходили преступления, а в самом его центре царили такие пороки человеческой души, как стремление к лени и алчности. Жители данного города очень часто любят просто гулять по нему. Тем самым автор показывает всю бессмысленность их существования, ведь их даже не посещали различные мысли, которые свидетельствовали бы о их цели увидеть и распознать в данном месте что-то прекрасное или удивительное. Для них непонятна тонкая внутренняя материя этого места, они видят лишь оболочку Петербурга, что вполне им хватает для того, чтобы бродить по его закоулкам.

Автор показал, что в этом месте жили люди, которые мечтали лишь об удовлетворении собственных потребностей. Например, на фоне таких персонажей, как Пискарев и Пирогов, можно смело судить о том, что людям, которые мечтали жить достойно, честно и правильно, было не место в этом городе. Например, когда Пискарев влюбился в одну из девушек, и уже мечтал создать с ней семью, он понимает, что не может быть с ней, так как она занимается весьма постыдным для него делом. И тогда, он отчаивается, из-за чего переживает, и вскоре умирает. Герой не был понят ни окружающими людьми, ни даже собственным товарищем, который принял ситуацию совершенно иным образом. Пирогов вступил в отношения с замужней женщиной, и совершенно не переживал о последствиях, которые его могли ждать. Он показан весьма поверхностным человеком и другом, который не поддержал близкого человека в трудную минуту. Для него не важны семейные ценности, и он с радостью согласился разрушить жизнь понравившейся ему девушки. Произведение получилось очень интересным и ярким.  

2 вариант

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» — одно из произведений цикла «Петербургские повести». В нём писатель раскрывает истинный облик Санкт-Петербурга — города, в котором он жил с девятнадцати лет и до самой смерти. Как и многие юные творцы, сначала Н. В. Гоголь идеализировал Северную столицу, однако спустя некоторое время она раскрылась ему с совершенно другой стороны. Эту сторону он и описывает в своей повести «Невский проспект».

Для Н. В. Гоголя в этом произведении Петербург — город без души, здесь часто нет личностей, только пустые оболочки. Описывая людей, проходящих по Невскому проспекту, автор пишет только о внешних признаках, показателях богатства и знатности: здесь вы встретите талии, усы, платья и даже дамские рукава. В разное время по проспекту проходят самые разные люди, но никому из них Гоголь не симпатизирует. Нет глубины и жизни ни в иностранных гувернёрах, ни в нарядных дворянах, ни в голодных чиновниках. Автор, восхваляя в начале Невский проспект, очевидно, иронизирует: он, конечно, не считает по-настоящему «чудными» усы и бакенбарды, которым уделены отдельные абзацы. Стоит также отметить, что писатель ничего не говорит о глазах, а ведь именно они суть зеркало души. Этим он ещё раз подчёркивает, что в жителях Петербурга есть только наружность и ничего больше.

Санкт-Петербург — это город-обман, которому опасно доверять. Один из главных героев произведения, художник Пискарёв, попадает в эту ловушку, влюбляясь в девушку, как выяснилось позже, из публичного дома. Это рушит его высокие мечты и приводит к самоубийству. Другой герой, поручик Пирогов, гораздо комфортнее чувствует себя в этом городе: пока Пискарёва хоронят, Пирогов заводит роман с женой сапожника. Эта деталь говорит о том, что в Петербурге нельзя доверять даже тому, кого считаешь другом. Позже, получив отказ и «глубокое оскорбление», Пирогов не испытывает сильных эмоций — его вполне успокаивают два слоёных пирожка. Потому и жить поручику в Петербурге легко — это поверхностный человек, неспособный на настоящие чувства.

В повести «Невский проспект» Петербург предстаёт перед читателем городом разврата и лжи, где нет места романтическим личностям, где «всё не то, чем кажется». Здесь человек умирает, оставляя от себя лишь красивую оболочку.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Образ Петербурга в произведении Невский проспект

Популярные сегодня темы

  • Сочинение «Мечтам и годам нет возврата» Согласны ли Вы со словами Пушкина

    В романе Евгений Онегин есть фраза : Мечтам и годам нет возврата!, которая стала крылатой. С этой фразой невозможно не согласиться. Мечты помогают отвлечься людям от мира, проблем.

  • Сочинение Главные герои произведения Кавказский пленник Толстого

    Главный герой произведения – Иван Жилин. Жилин – боевой офицер, находящийся в месте разгара военных действий на Кавказе

  • Сочинение Патриотизм в повести Тарас Бульба Гоголя

    На мой взгляд, Тарас Бульба представляет собой одно из наиболее патриотических произведений русской литературы. Гоголю удалось создать такие образы, которые воодушевляют и дают весьма содержательное понимание разумного отношения к себе и родине.

  • Профессии

    Сочинения про Профессии

  • Почему нужно анализировать свои ошибки сочинение рассуждение

    Каждый имеет право на ошибку. И это высказывание верное. Не всегда возможно поступить с первого раза правильно, если сомневаешься в выборе действия. Ошибки учат, они дают бесценный опыт.

Сочинение на тему: «Петербург глазами героев из произведения «Невский проспект»

Невский проспект соединяет людей, но не может их объединить
В повести Н.В.Гоголя Невский проспект предстает некой сценой, действие на которой постоянно сменяется. Разные люди разных сословий спешат на работу по Невскому или праздно прогуливаются. Утро – это время для нищих и попрошаек, для рабочего люду в грязных сапогах. К полудню на Невском показываются гувернантки и гувернеры со своими воспитанниками. А уж ближе к обеду Невский заполняется праздно гуляющей богатой публикой. Все сословия собирает вокруг себя красавец Невский, и именно здесь читатель понимает, насколько раздираемо общество социальными противоречиями, насколько глубока пропасть между людьми из разных сословий.
Две истории, начинающиеся на Невском
Гоголь рассказывает читателю две истории, начавшиеся на Невском. Герои этих историй противопоставлены друг другу. Талантливый художник Пискарев противопоставлен самоуверенному поручику Пирогову. Они – воплощения двух разных миров, идеалист и материалист. По словам Гоголя, объединяет таких разных людей лишь любовь к искусству. Пискарев творит, его сюртук часто измазан красками, а Пирогов мечтает, чтоб его запечатлели на портрете.
Художник Пискарев – один из тех северных художников, что видят прелесть в туманах, сырости, слякоти, находят нечто магнетически притягательное в некрасивом лице престарелой прачки или кухарки. Пискарев олицетворяет собой изысканный, наполненный духовностью и красотой, вежливый и учтивый Петербург. Встретив на Невском свой идеал красоты, Пискарев влюбляется в ее образ, и бежит по следу прекрасной незнакомки. Пара невзначай брошенных на него взглядов прекрасной незнакомки будят в нем образы из детских мечтаний и юношеских грез. И вот грезы становятся явью, незнакомка увлекает его за собой. Проследовав за незнакомкой и попав в дом терпимости, Пискарев не может примириться с реальностью. Он убегает.
Много дней сидит Пискарев в своей квартире, мучимый прекрасным образом незнакомки. В его душе ни на миг не прекращается работа, он проходит путь от полного неприятия ситуации к смирению. Он идет в публичный дом, чтобы сделать предложение пускай и падшей, но все же прекрасной женщине. Он искренне верит, что в душе она неиспорченна и чиста. Фраза прелестницы: «А я только что теперь проснулась; меня привезли в семь часов утра. Я была совсем пьяна» действует на него отрезвляюще и возвращает в действительность. Однако в этой реальности нет места мечтателю Пискареву.
Пирогов же, напротив, материалист и карьерист. Он – олицетворение Петербурга чиновничьего, с манерно подкрученными усиками и жеманными улыбками. Выслужиться, жениться повыгоднее – все, что нужно Пирогову. Он выучил несколько шуток, чтоб смешить дам на балах. Он уверен в собственной неотразимости и жаждет ей подтверждений. На Невском Пирогов встречает жену немецкого ремесленника. Миловидная Гензи обязана стать следующей жертвой обаяния Пирогова. Первое, что он говорит ей, знакомясь: «А, здравствуйте, моя миленькая! вы меня не узнали? плутовочка, какие хорошенькие глазки!»

Но и Пирогову в этой повести приходится пережить свою маленькую личную драму. Гензи – жена жестянщика Шиллера. О педантичном немце Шиллере Гоголь пишет так: «Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз…».

Застав Пирогова за приставаниями к жене, Шиллер расправляется с ним по-своему. Самолюбию поручика был нанесен сокрушительный удар и кажется ему, что все суды и казни должны обрушиться на грубого ремесленника Шиллера. Однако заканчивается эта ситуация ничем. Пирогов передумывает писать жалобу, съев  два слоеных пирожка и почитав утреннюю газету.

На примере двух человеческих характеров, двух сюжетов, Гоголь стремиться показать, сколь обманчив Невский проспект, да и весь Петербург с его праздностью. За кулисами этой чисто выметенной сцены происходит совсем иная жизнь, иногда это трагедия, иногда комедия. Про сам же Невский, да и, впрочем, про всю жизнь современного ему общества Гоголь пишет так: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Петербург в жизни и творчестве Гоголя

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…». Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее. Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали». Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами. Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия. Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни. Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола. Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном. Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • Образ маленького человека в произведениях Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)

Петербург – город, воспетый поэтами и писателями разных лет. У него много лиц и имен, его называют «Северной Венецией», «Городом белый ночей», «Культурной столицей России», о нем слагают легенды, художники мечтают написать его в своих картинах, им восхищаются, его боготворят. Это не просто город – это колыбель искусства. Почему же в своем произведении Федор Михайлович Достоевский показывает его иным, снимая с него богатое убранство?

Знакомиться с образом Петербурга читатель начинает с первых страниц романа. Автор уделяет особое внимание деталям созданного облика, чтобы наиболее точно передать влияние города на мысли героев. Но это не просто образ — это полноценный герой, характер которого раскрывается на протяжении всего романа. Важное место в описании автор отдает цветам, запахам и звукам, как будто пытаясь задействовать все органы чувств читателя для создания полной картины.

Петербург – мучительный, враждебный, равнодушный. Этими словами Ф.М. Достоевский описывает не только город, но и людей, которые живут в нем, связывая их одной неразрывной нитью. Автор показывает настоящие лица и трагедии того времени.

Созданный образ отвечает на многие вопросы читателя. Нищета, пьянство, безработица — вот условия, которые подталкивают людей на совершение убийств, грабежей и занятие проституцией. В этом городе нет места любви, жалости, сочувствию и счастью. Нищета нарисовала всем жителям одно лицо.

Город давит на Раскольникова, он видит вокруг себя только боль и опустошение, а реальная жизнь кажется кошмаром. Автор отводит особое место его комнате, называя ее «крошечной клетушкой», тем самым подчеркивая безысходность героя. «Желтенькие, пыльные и всюду отставшие от стен обои…» — олицетворение сумасшествия и болезненных мыслей, которые приходят ему в голову.

Ф.М. Достоевский выбрал образ Петербурга именно таким, чтобы подчеркнуть социальное неравенство и разложение общества. В романе поднята проблема страданий и боли низших слоев общества, ярким обликом которых стал и город, в котором они проживают – Петербург.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (кратко)» читают:

Сочинение на тему «Значение сна Раскольникова на каторге»

Сочинение на тему: Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на тему: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем»

Популярные страницы

Сочинение по картине Рылова «В голубом просторе», 3 класс

Свою картину «В голубом просторе» советский художник-пейзажист Аркадий Александрович Рылов написал в 1918 году. Это было тяжёлое для нашей страны Читать далее…

Сочинение на тему «Зимнее утро»

Зимним утром необыкновенно красиво, особенно если стоит солнечная погода. Ранним утром на ветвях деревьев ещё можно увидеть иней. Деревья стоят Читать далее…

Сочинение на тему «Смелость и трусость»

С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, Читать далее…

Сочинение на тему «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

Что такое любовь? Извечный вопрос, на который нет точного ответа. Сколько стихов о любви написано? Сколько книжек напечатано? Даже если Читать далее…

Сочинение на тему «Любимый день недели»

Мой самый любимый день недели – пятница. Наверное, в этом я не очень отличаюсь от других людей. Ведь пятница – Читать далее…

Сочинение на тему «Доброта – это проявление силы или слабости?»

Доброта касается души, выходит за рамки языка и соединяет людей на первичном уровне. Выросшая в католической семье, я много слышала Читать далее…

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Образ Петербурга в повести Невский проспект

Для Николая Васильевича Гоголя Санкт-Петербург всегда был особенным городом. Неудивительно, что автор создал цикл «Петербургские повести», где город является одним из действующих лиц. В этот цикл входит и произведение «Невский проспект».

Невский проспект — это не просто самая красивая и главная улица города. Это та часть Петербурга, которая соединяет множество разных людей. В разное время суток по Невскому проспекту ходят разные люди с разными целями. Утром по нему ходят простые люди и мелкие чиновники. Днем здесь можно увидеть преподавателей, гувернеров и их учеников, а также чиновников, стоящих на важных постах. В послеобеденное время на прогулку по Невскому проспекту выходят представители высшего света… Таким образом, Невский проспект становится отражением всего Петербурга. Он показывает людей разных сословий, которые живут в городе. Однако, они так и не соединяются, а лишь оказываются в одном и том же месте в разное время…

Невский проспект влияет и на жизнь человека, управляя его судьбой. Здесь может произойти неожиданная встреча со старым товарищем или просто знакомым. Здесь можно и влюбиться по-настоящему. Здесь можно погрустить и порадоваться. Невский проспект полностью управляет жизнью петербуржцев.

Неожиданные встречи происходят и у героев рассказа. Скромный, тихий художник Пискарев встречает в Петербурге прекрасную молодую женщину, но ее чистая, ангельская внешность обманчива. В глубине души эта барышня грязна и порочна. Таким образом, город показывает противоречивость человеческой натуры. Он убивает светлые надежды и воскрешает темные силы. Пискарев был оскорблен случившимся. Петербург сломал его судьбу, ведь молодой человек покончил с собой.

Судьба поручика Пирогова складывается удачнее. Он также нашел свою любовь на просторах Петербурга, но женщина оттолкнула его. Она была верна своему мужу-алкоголику, поэтому резко, твердо и жестко прервала ухаживания Пирогова, который был решителен в своих намерениях. Он также желал отомстить, но в одной кондитерской города он смог подавить в себе гнев.

Таким образом, Санкт-Петербург восстает в повести как нечто темное, злое, разрушительное, что управляет человеческой жизнью. И нет возможности уйти от этого преследования… Вот такой Петербург в позиции Николая Васильевича Гоголя — всеобъемлющая, глобальная сила, от которой невозможно уйти.

Рассуждение 2

Автор повести «Невский проспект»,  Н. В. Гоголь, восхищается этим местом в начале повести, говоря о том, что лучше его ничего нет. Он отдает предпочтение людям, встреченным здесь, перед прохожими с других улиц. Невский олицетворяет весь Петербург, который Гоголь идеализировал, но со временем он стал замечать и обратную сторону Величественного города.

За внешним блеском Гоголь обличает бездушие и бесчеловечность города, пожирающего души бедных людей. Это уже не строгая, стройная столица. Писатель представляет Петербург как кучу домов, набросанных друг на друга, гремящие улицы, …блеск и низость бесцветности»

Общественные классы как нельзя лучше показаны на Невском проспекте в разное время суток: дамы и кавалеры в модных сюртуках, сверкающих мундирах, разнообразных платьях, платках и шляпках. Выставляется на суд читателей дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Праздность и гулянье царят на Невском. Но рано поутру проспект наполняется совершенно другими фигурами: мальчишки с сапогами в руках мчатся туда-сюда, как молнии, мужики в испачканной известью обуви, лакеи, которые швыряют объедки нищим. Город предстает безликим, полным лжи.

И люди описаны лишь фрагментами — волосы, усы, талия. Отсутствуют лица, нет личностей. Гоголь не видит людей в Петербурге. Есть только толпа, не имеющая собственного мнения.

Но интереснее всего Невский проспект по вечерам, когда свет ламп придает ему невероятный оттенок. Молодежь любит город в эту пору. Гуляющие юноши специально переходят на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку красивой дамы.

Истории, происшедшие с главными героями, Пискарёвым и Пироговым, это две резко выделенные части одной картины Невского проспекта и Петербурга. Пискарев — мечтатель, романтик. Пирогов же наглый, самодовольный и ограниченный тип. В отличие от чистого и благородного Пискарева, его интересует лишь карьера и интрижки с женами ремесленников.

В конце повести автор срывает с города красивые покровы и выплескивает на него всю свою ненависть к его продажности и равнодушию, тем самым подчеркивая двойственность Петербурга, его противоречие между видимым и сущим.

Образ Петербурга в повести Невский проспект

Образ Петербурга в повести Невский проспект

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Три главных слова в моей жизни

    Как бы смешно это не звучало, но три самых главных слова в моей жизни – надейся, верь и жди

  • Сочинение Против чего направлен рассказ «После бала»?

    Все дело в случае…С этой мысли, вложенной в уста героя главного героя Ивана Васильевича, начинает Лев Николаевич Толстой свой рассказ «После бала». Случай, который, вопреки окружающей среде

  • Сочинение Что такое Самопознание

    Самопознание — это долгий и трудный процесс, который должен пережить каждый человек. Обычно оно происходит через познание самого себя во время прохождения различных жизненных трудностей или радостей.

  • Сочинение Смысл рассказа Чистый понедельник Бунина

    Рассказ поражает своей двоякостью. Уже в названии автор показал двусмысленность своего произведения. С одной стороны, название «Чистый понедельник» несет в себе конкретный смысл: действие происходит в понедельник первой недели Великого поста.

  • Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёны Ивановны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – гениальнейшее произведение русской литературы, известное во всём мире. Он пестрит разнообразными рассуждениями и глубокими догадками

На чтение 4 мин Просмотров 12.4к.
Обновлено 22 июня, 2020

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» построен на эффекте усложненного контраста.

Петербург как объект изображения интересовал многих русских писателей. Первым этот город вывел на страницы своих произведений А. С. Пушкин. Гоголь продолжил тему в своем творчестве. Много лет он прожил в этом городе, и как человек творческий не мог не изобразить его в своих произведениях. Писатель посвятил Петербургу цикл повестей, который назвал «Петербургские повести». Каждое произведение рассказывает историю жизни человека, которая тесно связана с судьбой города.

Повесть «Невский проспект» написана в 1834году. Петербург – главный герой этого произведения. Гоголь показывает его как город контрастов. Роскошь и нищета, сила и слабость сосуществуют в одном месте. Меркантильность, жадность, корысть нашли здесь приют. Через описание Невского проспекта раскрывается жизнь всего большого города. Главная улица отражает суть общественных отношений, занятия жителей, их вкусы, идеалы.

В течение дня проспект несколько раз меняет облик. Ранним утром здесь появляются ремесленники, старухи в изодранной одежде, пахнет горячим хлебом. Сонные чиновники плетутся в департамент. В это время дамы не появляются на проспекте. В обед Невский превращается в педагогический проспект. Няни разных мастей гуляют с детьми. После двух часов начинаются настоящие народные гулянья. Здесь можно встретить знакомого, которого не видел много лет. Начинается выставка лучших «произведений» человека: один показывает бакенбарды, другой сюртук, третий галстук. После четырех часов проспект пустеет, но как только спускаются сумерки, улицу заполняют молодые люди, большей частью холостые.

Эпизод, в котором описывается облик Невского, построен на приеме контраста. Проспект наполнен людьми, которые встречаются здесь ежедневно. В то же время толпа не является чем-то цельным. Каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на тех, кто находится рядом. «Им не до того, чтобы заниматься рассматриванием прохожих», — пишет Гоголь о чиновниках, это касается всего мастерового люда. Богатые люди рассматривают только себе подобных, замечая лишь внешние атрибуты. Людей объединяет проспект, но каждый из них одинок. Невский похож на верхушку айсберга, показывая внешнюю сторону жизни.

Большой город привлекает талантливых людей. Они стремятся в Петербург, чтобы показать и развить свое мастерство, встретиться с другими талантливыми людьми.  Так оказался здесь и герой произведения художник Пискарев. Через его восприятие автор показывает столкновение реальности с миром иллюзий, которые питает художник. Встретив на улице очаровательную девушку, он хочет с ней познакомиться. Его приятель поручик Пирогов подбадривает его, и Пискарев идет за девушкой. Он очень застенчивый, робкий и даже не смеет подумать о том, что она обратит на него внимание. Он хочет только посмотреть на дом, где она живет. Девушка представляется ему небесным существом, которое вот-вот улетит неведомо куда.  Следуя за прелестным созданием, Пискарев зашел в дом, поднялся на четвертый этаж и вошел в квартиру.

Жилище поразило его беспорядком, а обитатели наглостью и бесстыдством. Он понял, что попал в приют разврата. Бедный художник не мог поверить, что чудесное создание, которое он только что боготворил, обитает в этом вертепе. Она стояла перед ним, юная, красивая, но разврат уже прикоснулся к ней и отразился на ее чертах. Пискарев был раздавлен, он не смог вымолвить ни слова и просто сбежал прочь. В дальнейшем он сделал попытку забрать девушку, предложил ей стать его женой, но она отказалась. Ее не прельщала судьба стать женой бедного художника. Нежная душа художника не смогла справиться с правдой жизни, и он погиб.

Поручик Пирогов противопоставлен чувствительному Пискареву. Он познакомился с понравившейся ему блондинкой, которая оказалась женой немецкого жестянщика. Это не остановило бравого офицера, он решил приударить за ней, когда мужа не будет дома. Все так и случилось, но немец вернулся не вовремя, и Пирогов получил по заслугам. Возмущенный, он хотел было жаловаться на дерзкого жестянщика, но зашел в кондитерскую, съел пирожок и думать забыл о происшествии.

Так, приключения приятелей, начавшиеся в одну минуту на Невском проспекте, приводят одного к гибели, другого возвращают к прежней благополучной жизни.

Автор, гуляя по Невскому, вспоминает этот случай и задумывается о том, как все происходит в жизни. Он размышляет об игре, которую затевает с людьми судьба. Одному она дает много, а он не ценит этого. Другой может только мечтать, ничего не получая в реальной жизни. А самое главное, что все оказывается на деле не тем, чем кажется. Так девушка, которая казалась недосягаемым небесным созданием, оказалась доступной бездушной особой с меркантильными интересами.

Гоголь показал угрюмое бесчеловечие столицы, которое пытается спрятаться за блестящей выставкой Невского проспекта. Произведения Гоголя вдохновили Достоевского, Булгакова, А. Белого на создание новых образов Петербурга, которые перекликаются с гоголевским. Это город, который заставляет надеяться и безжалостно обманывает надежды.

Образ Невского проспекта в повестях Гоголя

Образ Невского проспекта в повестях Гоголя стал неким мистическим символом. Сам Петербург – особый город для писателя, а его сердце – Невский – главная сцена, где кипит жизнь и происходят судьбоносные события.

Столица грехов и пороков

В городе пороков, лжи, бездушности и безразличия главный помост – Невский проспект. Именно он таинственным образом притягивает толпы людей: богатых и нищих, поэтов и художников, знатных особ и тех, кто попал на самое дно жизни.

В произведениях Гоголя Невский проспект – ключевая деталь. Здесь разбиваются мечты Пискарёва в одноимённой повести Н. В. Гоголя. Красивая внешность и отвратительная душа настолько впечатлили молодого художника, что его сновидения, пытаясь оправдать возлюбленную, каждую ночь преподносят ему новые образы. Грязь, пороки, бесчеловечность, царящие в огромном городе, сводят с ума романтичного молодого человека. Он тот, кому не выдержать жизни в городской суете, в мире, где правят деньги.

Авторское восприятие Петербурга

Невский проспект – это душа Петербурга, и она показана писателем «во всей красе». Напыщенная, обрюзгшая знать демонстрирует свои роскошные наряды и пустые души, прогуливаясь по главной «артерии» города. Тут они соревнуются в роскоши своих экипажей, в белизне воротников и блеске драгоценностей.

Петербург, а с ним и Невский проспект, не гостеприимны для простых людей: это место, где все друг другу чужие. Огромный город сводит с ума персонажей Гоголя («Невский проспект»), он отнимает всё самое дорогое («Шинель).

“Не верьте, Невскому проспекту!”

Гоголь достаточно долго жил в Петербурге, чтобы прочувствовать дух этого города: он мрачный, холодный, «серый», «каменный».

Чтобы жить в таком огромном неуютном городе, чтобы прогуливаться по Невскому дважды в день, нужно иметь особый характер и минимум моральных принципов. Таким неприветливым рисует Петербург Н. В. Гоголь в своих рассказах и повестях.

Множество сюжетов показывают, насколько тяжело живётся «маленькому» человеку в таком огромном бездонном океане пороков. Гоголь очень пронзительно пишет о сердце Петербурга: «не верьте этому Невскому проспекту! …Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется…».

В образе Невского у Гоголя есть много мистических деталей: случайные встречи, фантастические персонажи, некий магнетизм, притягивающий самые сильные человеческие пороки. В рассказе «Портрет» Гоголь показывает как деньги стремительно губят человека. В этом произведении также фигурирует Невский проспект, именно туда переезжает внезапно разбогатевший художник, чтобы навсегда потерять свой талант.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Образ Невского проспекта в повестях Гоголя”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Илья Доронин

    10/11

  • Карина Рахматуллина

    11/11

  • Лера Андреева

    10/11

  • Ольга Немцова

    11/11

  • Анастасия Ревизова

    9/11

  • Александр Тихообразов

    9/11

  • Фаиида Расулова

    11/11

  • Светлана Дорощук

    10/11

  • Елена Трепова

    11/11

  • Рада Алексеевская

    11/11

Сочинение — Образ Петербурга в повести Невский проспект. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Для Николая Васильевича Гоголя Санкт-Петербург всегда был особенным городом. Неудивительно, что автор создал цикл «Петербургские повести», где город является одним из действующих лиц. В этот цикл входит и произведение «Невский проспект».

Невский проспект — это не просто самая красивая и главная улица города. Это та часть Петербурга, которая соединяет множество разных людей. В разное время суток по Невскому проспекту ходят разные люди с разными целями. Утром по нему ходят простые люди и мелкие чиновники. Днем здесь можно увидеть преподавателей, гувернеров и их учеников, а также чиновников, стоящих на важных постах. В послеобеденное время на прогулку по Невскому проспекту выходят представители высшего света… Таким образом, Невский проспект становится отражением всего Петербурга. Он показывает людей разных сословий, которые живут в городе. Однако, они так и не соединяются, а лишь оказываются в одном и том же месте в разное время…

Невский проспект влияет и на жизнь человека, управляя его судьбой. Здесь может произойти неожиданная встреча со старым товарищем или просто знакомым. Здесь можно и влюбиться по-настоящему. Здесь можно погрустить и порадоваться. Невский проспект полностью управляет жизнью петербуржцев.

Неожиданные встречи происходят и у героев рассказа. Скромный, тихий художник Пискарев встречает в Петербурге прекрасную молодую женщину, но ее чистая, ангельская внешность обманчива. В глубине души эта барышня грязна и порочна. Таким образом, город показывает противоречивость человеческой натуры. Он убивает светлые надежды и воскрешает темные силы. Пискарев был оскорблен случившимся. Петербург сломал его судьбу, ведь молодой человек покончил с собой.

Судьба поручика Пирогова складывается удачнее. Он также нашел свою любовь на просторах Петербурга, но женщина оттолкнула его. Она была верна своему мужу-алкоголику, поэтому резко, твердо и жестко прервала ухаживания Пирогова, который был решителен в своих намерениях. Он также желал отомстить, но в одной кондитерской города он смог подавить в себе гнев.

Таким образом, Санкт-Петербург восстает в повести как нечто темное, злое, разрушительное, что управляет человеческой жизнью. И нет возможности уйти от этого преследования… Вот такой Петербург в позиции Николая Васильевича Гоголя — всеобъемлющая, глобальная сила, от которой невозможно уйти.

Рассуждение 2

Автор повести «Невский проспект»,  Н. В. Гоголь, восхищается этим местом в начале повести, говоря о том, что лучше его ничего нет. Он отдает предпочтение людям, встреченным здесь, перед прохожими с других улиц. Невский олицетворяет весь Петербург, который Гоголь идеализировал, но со временем он стал замечать и обратную сторону Величественного города.

За внешним блеском Гоголь обличает бездушие и бесчеловечность города, пожирающего души бедных людей. Это уже не строгая, стройная столица. Писатель представляет Петербург как кучу домов, набросанных друг на друга, гремящие улицы, …блеск и низость бесцветности»

Общественные классы как нельзя лучше показаны на Невском проспекте в разное время суток: дамы и кавалеры в модных сюртуках, сверкающих мундирах, разнообразных платьях, платках и шляпках. Выставляется на суд читателей дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Праздность и гулянье царят на Невском. Но рано поутру проспект наполняется совершенно другими фигурами: мальчишки с сапогами в руках мчатся туда-сюда, как молнии, мужики в испачканной известью обуви, лакеи, которые швыряют объедки нищим. Город предстает безликим, полным лжи.

И люди описаны лишь фрагментами — волосы, усы, талия. Отсутствуют лица, нет личностей. Гоголь не видит людей в Петербурге. Есть только толпа, не имеющая собственного мнения.

Но интереснее всего Невский проспект по вечерам, когда свет ламп придает ему невероятный оттенок. Молодежь любит город в эту пору. Гуляющие юноши специально переходят на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку красивой дамы.

Истории, происшедшие с главными героями, Пискарёвым и Пироговым, это две резко выделенные части одной картины Невского проспекта и Петербурга. Пискарев — мечтатель, романтик. Пирогов же наглый, самодовольный и ограниченный тип. В отличие от чистого и благородного Пискарева, его интересует лишь карьера и интрижки с женами ремесленников.

В конце повести автор срывает с города красивые покровы и выплескивает на него всю свою ненависть к его продажности и равнодушию, тем самым подчеркивая двойственность Петербурга, его противоречие между видимым и сущим.

Все сочинения

План сочинения:

  1. Невский проспект – центр северной столицы
  2. История двух героев – результат влияния на них Петербургского общества
  3. Ложь и безумие цивилизации, отраженное в повести
  4. Бал во сне Пискарева – характеристика общества
  5. Не стоит доверять Невскому проспекту

Невский проспект – это как сердце столицы, ее душа. Все, что мы видим в этом важном для города месте – это и есть характеристика всего Петербурга, его идеалы, принципы, нравы. Описывая проспект, Гоголь, как художник, рисует объемную картину бессмысленности, обмана, отсутствие цели и уважения к человеку.

Пискарев и Пирогов – две истории, в которых показана суть взаимоотношений в обществе. Интересно, что фамилии двух героев начинаются на букву «П», на ту же, что и название северной столицы. Писатель, как бы показывает нам, что истории Пискарева и Пирогова – это порождение нравов самого Петербурга, его столичного общества.
Пискарев – мечтатель, романтик, у него творческая работа. Мир ему представляется идеальным. Он отрицает реальность, не воспринимает ее. Автор испытывает симпатию к Пискареву, сочувствует ему. Поручик Пирогов, наоборот, поверхностный и самовлюбленный. Обоих героев постигает неудача, как будто бы, в цивилизованном обществе невозможно получить того, чего хочешь. Художник, вырастивший в себе чувствование красоты, стремление к высоким идеалам, умирает, а Пирогов живет, быстро забыв о неприятном событии. Из них двоих хочется вылепить одного – мечтателя, но умеющего с легкостью относиться к происходящему.

Цивилизованное общество Гоголь видит лживым, лишенным смысла. Он говорит, что в Петербурге все иллюзия, обман и мечта. Если посмотреть в глубину, то можно увидеть лишь пустоту, здесь нет места творчеству, искусству. Автор описывает двух толстяков, глядящих на строящуюся церковь. Он говорит о том, что обсуждают они совсем не ее архитектуру, а смешных ворон, усевшихся друг против друга.

Интересно описание бала, на который попадает Пискарев во сне. Гоголь описывает пестрые образы присутствующих. Главному герою казалось, что все эти люди состоят из кусков, на которые темные силы искрошили все вокруг. Он не видит ни смысла в этих кусках, ни толку. Таким порочным и бессмысленным представляется Гоголю цивилизованное общество.

В начале повести и в конце Гоголь дает описание Невскому проспекту. Автор говорит, что в этом обществе все происходит наоборот. Кто обожает лошадей, тот ходит пешком, а кто мчится на рысаках – тот равнодушен к ним. В этом мире в почете пошлость, а все благородное и прекрасное не жизнеспособно, подчинено уничтожению.

  • Петербург в литературе первой половины 19 века сочинение по литературе
  • Песчинка в каменных джунглях рассказ на дзен
  • Песчаном пляже как пишется
  • Песчаное дно как пишется
  • Песчано глиняная как пишется