Петербург гоголя и гончарова сочинение

Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя и И.А.Гончарова: сравнительный анализ

Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя и И.А.Гончарова: сравнительный анализ.doc

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также
промокод
Эмоджи
на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Введение

Петербург считается одним из красивейших городов мира, его архитектура величественна, культурное наследие бесценно. Однажды побывавший там, уже никогда не забудет его удивительной атмосферы.
Северная столица, как часто называют сегодня Санкт-Петербург, всегда привлекала своей таинственностью и контрастами туристов, художников и писателей со времен своего основания Петром I (1703).
Петербург занимает особенное место в русской литературе. Его образ можно найти в творчестве А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, А.Г. Битова и многих других.
В настоящей работе интерес для нас представляет сопоставление образа Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова, поскольку эта тема, на наш взгляд, исследована недостаточно.
У каждого писателя складывается свое впечатление о городе, ведь он по своей природе неоднозначен – построен на болоте, с особенным климатом, там может разбушеваться стихия (например, наводнение в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина), город был местом зарождения революций, которые повлияли на мировую историю. Но в то же время это гордый и прекрасный город, ставший «окном в Европу» для России.
В особенно сложном XIX веке, когда жили и творили Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) и Иван Александрович Гончаров (1812-1891), Петербург был столицей огромной Российской империи, которая с легкостью могла сломить личность, сделать из нее «маленького», ничтожного человека, вынужденного жить только по правилам, которые диктует век и столичная жизнь.

Противостояние Петербурга и «маленького человека» на примере повестей «Нос» и «Шинель» Н.В. Гоголя
Произведения Н.В. Гоголя «Нос» (1836) и «Шинель» (1842) входят в сборник «Петербургских повестей», связанных между собой единым местом действия – городом Санкт-Петербургом, и временными рамками 1830-1840-х годов.
Но прежде, чем преступить к анализу образа Петербурга в указанных повестях, хотелось бы отметить, что впервые северная столица возникает в творчестве писателя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Вот каким видит Петербург кузнец Вакула: «Губерния знатная! <…> Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция!»
Эта характеристика столь важна, поскольку в последующих произведениях Гоголя восприятие Петербурга будет построено именно на контрасте – большой город и «маленький человек».
«Как следствие – возникают петербургские повести, плод безутешной любви писателя к человеку, которому противостоит город – символ деспотичного государства».
«Нос» и «Шинель» объединяет царящая в Петербурге атмосфера всеохватывающей странности – города, людей, событий и жизни.
Так, однажды утром майор Ковалев просыпается без носа, вместо которого на своем лице он обнаруживает совершенно гладкое место, а живущий на Вознесенском проспекте цирюльник Иван Яковлевич находит нос Ковалева в свежеиспеченном хлебе.
Но еще более странно выглядит то, что какое-то время нос живет своей жизнью, под видом статского советника он путешествует по городу. Финал повести тоже оказывается необычайно странным – нос сам собой возвращается на свое место и жизнь майора Ковалева продолжает идти своим чередом.
Интересно, что все странности данной истории преподносятся писателем реалистично, как вполне возможные в действительности. В заключении он утверждает: «Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают».
А вот в повести «Шинель» поначалу события разворачиваются вполне обычно, хотя главный герой явно отличается от окружающих его людей. Акакий Акакиевич Башмачкин – это бедный чиновник, получающий мизерное жалование (400 рублей в год), «вечный титулярный советник» смысл жизни которого заключается в ежедневном переписывании текстов. Его судьба, как при жизни, так и после смерти никого не заботит.
Странности в повести начинают происходить, когда у Калинкина моста появляется чиновник-мертвец, который по ночам начинает снимать с прохожих шубы и шинели. Это продолжается до тех пор, пока не свершается возмездие – со «значительного лица», виновного в смерти Акакия Акакиевича, мертвец срывает шинель. После чиновник-мертвец исчез, но появляются новые слухи, будто на окраине города бесчинствует новый призрак.
Необычность гоголевского Петербурга проявляется также в нездоровых взаимоотношениях его жителей. Например, общество с легкостью готово принять карьериста и волокиту Ковалева, но человека, у которого пропал нос – никогда. Точно также никого не волнует внутренний мир кроткого Акакия Акакиевича, тогда как каждый служащий департамента норовит поиздеваться над его истрепанной шинелью и низким чином.
Таким образом, Петербург предстает в виде мира перевернутых ценностей, ведь его жители гораздо выше внутреннего мира личности ценят ее внешние качества, такие как имидж, статус и положение в обществе.
«Безмолвно страшна канцелярская служба с системой взаимоподчинений, разделяющей русское общество на разные по своей величине единицы: ранги. Поэтому-то и майор Ковалев тайно покупает себе орденскую ленту».
Души людей оскудевают, поэтому и мечты у них оказываются такими же мелкими и ничтожными: для Башмачкина новая шинель становится целью всего существования, а для Ковалева – построение карьеры, ради возвышения над другими людьми. Такое положение дел, несомненно, свидетельствует о духовном распаде общества.
Контрастом повседневной жизни конторских работников выступает фантастика, разгуливающая по улицам Петербурга, в виде пропавшего носа майора Ковалева и чиновника-мертвеца Башмачкина.
В Петербурге герои живут мечтами, которые либо вовсе невозможно осуществить (в случае с Ковалевым – заслуженно получить орденскую ленту), либо, осуществив невозможно надолго удержать (как это происходит с Акакием Акакиевичем, так долго копившим деньги на новую шинель, и потерявшим ее в первый же день).
По мнению Л.А. Эмировой, «Петербург становится городом обманутых надежд. Поэтому автору нет необходимости разоблачать фантастику сном, безумным бредом, опьянением: за него это делает тот же Петербург, ее породивший. Функционирование северной столицы в историческом процессе России непостижимым образом было связано с национальным разочарованием. Это и декабристская мечта с ее развенчанием, и социалистическая мечта с аналогичным исходом, и грезы имперские».
Хотелось бы также отметить, что в петербургском обществе важную роль играют сплетни, являющиеся главным источником информации о фантастических происшествиях, которые интересуют публику намного больше реальных проблем и событий. Например, в «Шинели» из слухов становится известно о чиновнике-мертвеце. («По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели…»)

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

.
Подобным образом общественности становится известно о пропавшем носе коллежского асессора Ковалева. («Между тем слухи об этом необыкновенном происшествии распространились по всей столице, и, как водится, не без особенных прибавлений. Тогда умы всех именно настроены были к чрезвычайному <…> и потому нечего удивляться, что скоро начали говорить, будто нос коллежского асессора Ковалева ровно в три часа прогуливается по Невскому проспекту»).
Интересно, что в повестях «Нос» и «Шинель» нет масштабного или детального описания города. Гоголь лишь вскользь называет составляющие элементы Петербурга: Вознесенский проспект, Исаакиевский мост, Невский проспект, Казанский собор, Воскресенский мост, Аничкин мост, Гостиный двор, Фальконетов монумент, Кирюшкин переулок, Обухов мост и т.п.
«Отдельно взятые истории человеческих судеб становятся как бы структурными компонентами жизни огромного города и растворяются в нем. Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В. Гоголя, а самостоятельным литературным героем».
Несомненно, в гоголевском Петербурге значительное место занимает мистическая сторона, но отнюдь не она составляет главную угрозу для русского человека, страшна как раз действительность, в которой духовность вытеснил рационализм. Фантастика же является всего лишь защитной реакцией на реалии современной жизни северной столицы.
Таким образом, посредством повестей «Шинель» и «Нос» писатель пытается достучаться до читателя и подтолкнуть его к размышлениям о подлинных ценностях, таких как сострадание, честность, справедливость, доброта и любовь.
Ведь, по сути, нос Ковалева – это символ его внешних притязаний, желания казаться тем, кем он на самом деле не является. Ковалев – человек без внутреннего мира, который всю жизнь скрывает за маской свою внутреннюю пустоту. Не зря доктор говорит майору, что ему лучше остаться без носа, то есть освободиться от лживой маски и начать развиваться как личность, но Ковалев предпочитает вернуться к прежнему образу жизни.
Образ Акакия Акакиевича призван разбудить в читателе сострадание, научить смотреть на человека вне статуса, поскольку ничто не должно побуждать личность относится к своему ближнему как к созданию второго сорта.
Итак, Петербург Гоголя – это город контрастов, где величие и богатство архитектуры противопоставляется духовной нищете общества, внутренние достоинства личности – чину и внешнему облику, а фантастические происшествия реальным проблемам.

2.Оппозиция столичной и провинциальной жизни в романах И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов»
В анализируемых произведениях И.А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847) и «Обломов» (1859) Петербург становится полноправным героем, который вершит судьбы людей. Это могущественный, практичный город, воплощение новой цивилизации, европейского прогресса и материального начала. Чтобы полнее раскрыть образ такого Петербурга автор использует «два контрастных пространственных образа: столица и провинция», который является ключевым.
Провинциальная жизнь в произведениях Гончарова значительно отличается от столичной. Если столица – это Европа, то деревня – это Азия – воплощение гармонии, где сохраняются традиционный уклад жизни и моральные ценности: («О, провинция! о, Азия» – восклицает опытный петербуржец Петр Адуев в ответ на пылкие рассуждения молодого провинциала Александра о любви).
Герои, выросшие в деревне (Грачи в «Обыкновенной истории» и Обломовка в «Обломове») всеми силами стремятся попасть в Петербург, чтобы воплотить свои мечты в жизнь, но в итоге жестокий город развенчивает романтические порывы и меняет их на сухой расчет.
Гончаров пишет: «Тяжелы первые впечатления провинциала в Петербурге. Ему дико, грустно; его никто не замечает; он потерялся здесь; ни новости, ни разнообразие, ни толпа не развлекают его. Провинциальный эгоизм его объявляет войну всему, что он видит здесь и чего не видел у себя».
В «Обыкновенной истории» – своем первом романе автор «нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века». В этом произведении показаны перипетии судьбы двух героев – племянника и дяди Адуевых, в образах которых и показана Гончаровым оппозиция деревни и столицы.
С одной стороны – Александр Федорыч Адуев – 20-летний молодой человек, приехавший в столицу из Грачей в поисках перспективы, пространства для воплощения своих идей, славы писателя, поскольку ему «тесен стал домашний мир». Для него поместье в Грачах ограничено, там действуют старые порядки, а он стремиться к новым чувствам, ценностям, к свободе. Столица влечет его, изначально это «земля обетованная» для молодого человека.
А с другой стороны – 37-летний Петр Иванович Адуев – дядя Александра по отцу, который 17 лет назад также приехал из деревни покорять город на Неве. За эти годы он стал преуспевающим чиновником, владельцем фарфорового и стекольного заводов в столице. Петр Иванович умеет делать деньги, для него важны ум и расчет во всем, даже в сердечных делах. Только такие люди – капиталисты и выживают в Петербурге, ведь это очень строгий город, а полагаться на разум им диктует сложный XIX век.
Противопоставление столицы и деревни кроется даже в их именах героев Гончарова. Например, написание отчества Александра в романе подано в простой, непринужденной форме (Федорыч), тогда как отчество Петра Адуева – Иванович, придает важности и серьезности его персоне.
Анна Павловна – мать Александра называла Петербург «чужой стороной», где полно соблазнов и разных опасностей: «Ты думаешь, там тебе такое же житье будет, как здесь? <…> Бог знает, чего насмотришься и натерпишься: и холод, и голод, и нужду – все перенесешь. Злых людей везде много, а добрых не скоро найдешь».
Мать героя была по-своему права, ведь Александр и сам заметил большую разницу между городом и деревней сразу же после приезда к дядюшке, который принял его не так радушно, как бы того хотелось племяннику, поскольку иронизировал даже по поводу привычки Саши обниматься при встрече: «Так вот как здесь, в Петербурге… – думал Александр, сидя в новом своем жилище, – если родной дядя так, что ж прочие».
В отличие от повестей Гоголя, в анализируемых романах Гончарова фантастический элемент полностью отсутствует, столичная жизнь изображена вполне реалистично: «суматоха, все бегут куда-то, занятые только собой, едва взглядывая на проходящих, и то разве для того, чтоб не наткнуться друг на друга».
Расстроен петербуржским укладом жизни и слуга Александра Евсей: «Что это за житье здесь <…> кухня-то, слышь, раз в месяц топится, люди-то у чужих обедают <…>ну, народец! нечего сказать, а еще петербургские называются! У нас и собака каждая из своей плошки лакает», после приезда в деревню Евсей, описывая столицу заключает: «А у нас, в Петербурге, просто каторжное житье!»

50% реферата недоступно для прочтения

Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее
время!

Петербург в произведениях Пушкина, Достоевского и Гоголя

Петербург – город противоречий и контрастов.

Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.

Этот город никого не оставляет равнодушным сейчас, не оставил он равнодушными и трех великих русских писателей, живших здесь в XIX веке.

Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.

Пушкинский Санкт-Петербург – город Петра, грандиозный, торжественный и светлый. Поэт искренне восхищается им, бесконечно повторяя «люблю тебя…»

Вступление к «Медному всаднику», довольно мрачной своей поэме, Пушкин пишет в виде оды любимому городу. Он описывает парадный Петербург, от которого захватывает дух.

Величие города становится очевидным на контрасте: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво».

Убожество чухонской деревни, которую увидел Петр, когда задумал выстроить новую столицу, и «стройные громады дворцов и башень», обозреваемые Пушкиным через сто лет, внушают уверенность в прекрасном будущем Петербурга:

«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия».

Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.

Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.

Гоголевский Петербург – это мистификация. Здесь исчезают люди. Вот был человек, а вот от него остался один нос.

У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.

Даже первые слова автора: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге», – оказываются каким-то вывертом, сарказмом.

Петербург – город лжи, за внешним великолепием здесь скрывается нищета и разврат.

Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.

Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.

После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.

Петербург Достоевского – больной город, душный, мрачный.

В «Преступлении и наказании» писатель настолько точно описал маршруты Раскольникова, что теперь там водят экскурсии. Узкие грязные улочки недалеко от Сенной площади, распивочные, смердящие канавы, нищета – все это атрибуты нравственного разложения героев.

Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.

Интересна и цветовая палитра, взятая Достоевским для описания города. В ней преобладают серые и желтые цвета. И желтый здесь вовсе не веселый оттенок, а цвет сумасшествия, душевной болезни – в те времена психиатрические лечебницы называли «желтыми домами».

Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.

При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.

Амурская область

Управление образования администрации Сковородинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Сковородино

Районная научно-практическая конференция «Истоки»

Секция «Литературоведение»

Информационный проект

Образ Санкт-Петербурга в произведениях русских классиков.

Автор:

Маркова Александра Олеговна,

обучающаяся 9 «А» класса

МБОУ СОШ №3

г. Сковородино

Руководитель:

Сябро Инна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

г. Сковородино

г. Сковородино

2021 г.

Оглавление

Введение        2

1.        Литературный обзор        3

1.1        Санкт-Петербург в произведениях А. С. Пушкина        3

1.2        Санкт-Петербург в произведениях Н. В. Гоголя        ……………………………………………5

1.3        Санкт-Петербург в произведениях Ф. М. Достоевского        7

1.4 Санкт-Петербург в произведениях Н. А. Некрасова        10

1.5 Санкт-Петербург в произведениях А. А. Ахматовой        12

Заключение        15

Список использованной литературы        16

Приложение 1        17

Приложение 2        20

Введение

О, град Петра, мне сердцу милый,
Ты царской прихоти каприз.
Ты прозван Северной Пальмирой,
Петром любимый Парадиз!

Петербург всегда был мрачным, сырым и тоскливым, но, бесспорно, восхищающим своей божественной архитектурой, городом. Из-за нахождения рядом с Балтийским морем климат Северной столицы промозглый и совершенно не повышает настроение жителей. Однако, почти постоянная дождливость и тусклые краски, в которые будто окрашен город, только больше привлекают к себе внимание различных личностей.

Актуальность проекта заключается в том, что «город контрастов» популярен и по сей день. Люди прогуливаются по Невскому проспекту, вдохновляются и… начинают творит. Творили так однажды и многие известные нам гении писательского искусства: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин и многие-многие другие. Санкт-Петербург совмещает в себе загадочным образом и яркую, величавую столицу, и нищий, несчастный город, построенный на костях крепостных.

Перед обаяние Петербурга, подчас пугающего и вызывающего мурашки то ли страха, то ли благоговения, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию, поэтому мы решили узнать, каким именно видят город-загадку каждый из творцов.

Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Достоевского, Н. В. Некрасова и Ахматовой А. А. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

  1. Прочитать произведения русских писателей и поэтов.
  2. Найти и изучить образы Санкт-Петербурга.
  3. Определить отношение авторов к городу.
  1. Литературный обзор

  1. Санкт-Петербург в произведениях А. С. Пушкина

Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Петербург в двухлетнем возрасте. Он снова появился в столице в 1811 году, когда поступал в лицей. Тогда он познакомился с городом уже сознательно. Столица ошеломила Александра. Она так отличалась от родной тихой Москвы! Для него столица стала цитаделью вдохновения и дивного красоты, и именно там для него родилась его прелестная муза поэзии.

Впервые он упомянул Петербург в 1817 году в оде «Вольность», где выступил с резкой критикой властей, за что впоследствии был выслан из города. Пушкин посвятил Петербургу следующие слова:

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…

Пожалуй, главное произведение А. С. Пушкина, в котором Петербург является одним из главных героев, – это «Медный всадник». Именно в этом стихотворении солнце русской поэзии пишет о том, как двулика Северная столица: «город пышный, город бедный». Во введении автор восхваляет Петроград, восхищается его прекрасными и радующими глаза и умы зданиями. Однако остальная часть стихотворения, повествующая о потопе и судьбе главного героя, звучит горько и печально. Здесь А. С. Пушкин вводит тему «маленького человека» – мелкого чиновника Евгения, у которого Петербург отнял возлюбленную, смысл жизни, разум и даже жизнь.

Итак, с одной стороны, «Петра творение» – величественный и прекрасный город, с другой – жестокий и лицемерный.

Образ же города, созданный Пушкиным в первой главе романа «Евгений Онегин», — это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, наполненный до краёв красотой, добротой и жизнью. И только в романе «Евгений Онегин» читатель видит и «высший» свет Петербурга, и рабочий люд. Когда главный герой Евгений утром с бала едет «в постелю», «Петербург неугомонный уж барабаном пробужден». С утра все при деле: «Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик».

И только представители высшего дворянства Петербурга, устав от шума бала, расходятся по домам, чтобы, проспав до обеда, снова быть готовыми к следующим ночным развлечениям.

Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и будущем, но он в большей мере принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все, попытавшиеся сказать свое слово о Петербурге. Многие заимствовали из богатств образа Пушкина близкие им черты, но вдохновения Пушкина не разделили, веры его не приняли. Культурная столица всегда оставалась городом его юности, его первой любви, надежд на перемены к лучшему, а также городом, где жили его друзья – будущие декабристы.

  1. Санкт-Петербург в произведениях Н. В. Гоголя

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Санкт-Петербурге. Это не могло не сказаться на его творчестве. Во многих из них присутствует образ Санкт-Петербурга. Гоголь даже написал целую серию петербургских романов. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь дома и вещи легко оживают, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обычный нос легко может убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в карете, как чиновник.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя очень неоднозначен. Он одновременно наполнен привлекательной красотой и в то же время сохраняет уродство; город величествен и в то же время очень низок. Северная столица в произведениях Николая Васильевича – это непонятный, странный город, в котором нет счастья и обычных мирских радостей. Это город фарса и лживости, где нет места обычным людям, которые не лишены моральных ценностей.

К упомянутым «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – это яркие огни проспектов, дорогие магазины, нарядная публика и шикарные экипажи. Второй – как серая тень первого: бедный, грязный и больной.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия. Человек превращается в некий символ, главными знаками отличия и достоинства которого являются деньги и ранг. Красота и блеск фальшивы, показны, а за ними – пустота, порок и ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…». Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Слишком трагична судьба у героя Николая Васильевича из повести

«Шинель» — Акакия Акакиевича, являющегося простым жителем Петербурга. Основной целью персонажа являлось приобретение новой шинели. Он мечтал о вещи как о любимом человеке. И не стало предела счастью Акакия Акакиевича, тогда он получил заветную вещь. Однако нахлынувшее счастье оказалось мимолетным, ибо к ночи его ограбили. Беда в том, что никто не решается заметить перемены в жизни главного героя, окружающие безразличны и переживаниям персонажа. И, оставшись в одиночестве, он покидает этот мир. И причина его ухода из жизни не болезнь, а равнодушие и бесстрастность окружающих…

В «Ревизоре» изображен уездный город, но и тут не обходится без Петербурга. В произведении мы снова находим тему «маленького человека». Гоголь показывает, что Петербург полностью раздавил Хлестакова как личность, ослепил столичным блеском, сделал абсолютно пустым. Ведь Хлестакова принимали за ревизора только потому, что он из Петербурга. Петербург набрасывает тень на всю Россию. Казалось, жизнь в нем внешне кипит, но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета: много людей, которые все что-то делают, суетятся, бегают туда-сюда, непонятно, для чего все это.

Николай Гоголь виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать. И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.

  1. Санкт-Петербург в произведениях Ф. М. Достоевского

Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург — лучшая иллюстрация к его романам.

В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60–70-х годов ХIХ века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действительности.

Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не является случайностью и простым желанием автора: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.

Как было сказано выше, городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».

Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…клетушку, шагов в шесть длиной, имевшую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.

Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.

Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в

таинственном и мрачном Петербурге, среди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто образом, а соучастником преступления Раскольникова.

Петербург Достоевского — это не город Невского проспекта, белых ночей и глядящихся в Неву пышных дворцов Английской набережной. Это Петербург доходных домов, черных лестниц, похожих на гроб каморок, полицейских управлений и кабаков, страшной жары и нестерпимой вони.

Город бедный живет своей привычной жизнью и, кажется, не подозревает о другом, парадном Петербурге. Однажды, вскоре после убийства оказавшись на Николаевском мосту, Раскольников замечает этот Петербург, но чувствует свое отчуждение от него, какую-то неразгаданную тайну:

«Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее».

Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы. Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.  

Но в душе героя «Преступления и наказания» и в душе самого писателя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.

1.4 Санкт-Петербург в произведениях Н. А. Некрасова

Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение города. В Петербурге Некрасов прожил 40 лет, в молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Если до него поэты и писатели изображали, в основном, парадный город, его внешнее великолепие, то Некрасов показал социальные противоречия столицы, ее вопиющие контрасты. Великолепный, строгий и стройный Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира – владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и «несчастливцев».

Если Пушкин в «Медном всаднике» дает панорамное изображение города («громады стройные теснятся»), не выделяя отдельных зданий и любуясь Петербургом словно издали, то Некрасов изображает город через уличные сцены, каждая из которых является эпизодом социальной жизни, остановленной картиной социального быта. Как правило, действие происходит в людном месте: на Сенной площади («Вчера вечор в часу в шестом…»), на Невском проспекте («Кому холодно, кому жарко!» из цикла «О погоде»), у ворот богатого дома («Размышления у парадного подъезда»). Каждая сценка дается Некрасовым крупным планом; в кадре мы видим усталые лица крестьян, в растерянности дающих «скудную лепту» самодовольному швейцару, охраняющему покой чиновного хозяина, или бравого усача, летящего на тройке «потешиться лихо» на кладбище («Кому холодно, кому жарко!»). Предметные реалии, попадающие в поле зрения поэта, становятся социальными знаками: так, в облике простых «деревенских русских людей» он отмечает дыры на армяках и стоптанные лапти; в стихотворении «Вор» наряду с «дырявым сюртуком» «похитители калачей» от внимательного взгляда автора не ускользает и болезненный цвет лица, и дрожащие руки несчастного.

Но не только обилие героев из низов отличает стихи Некрасова о Петербурге. Сам город, кажется, повернут к читателю своей «оборотной стороной». «Строгий» и «стройный вид» пушкинского Петербурга сменяется «прегрязными улицами», «каналами, что летом зловонны»; в некрасовском Петербурге «грязны улицы, лавки, мосты». «Невы державное теченье, береговой ее гранит» воспринимаются противоположно:

…С какой-то тоской безотрадной

Месяц с ясного неба глядит

На Неву, что гробницей громадной

В берегах освещенных лежит.

Нева в изображении Некрасова предстает «угрюмой» и «мрачной». Обращает на себя внимание и выбор реальных примет Петербурга: Некрасов, описывая внешний облик города, выделяет шпиль Петропавловской крепости, «перед длинной стеной крепостною». Он видит Петербург «наводящим уныние и сплин», «государственной темницей», постоянно напоминающей о границах личного суверенитета и свободы.

Цветовой спектр Петербурга – это мрачному колорит, а точнее, черно-белая некрасовская графика. И даже обращаясь к «светлым картинам» жизни русской столицы, Некрасов не забывает отметить:

… зимой

Словно весь посеребренный, пышен

Петербург самобытной красой!

По каналам, что летом зловонны (!),

Блещет лед…

Самая безмятежная картина неожиданно может прерваться «стоп-кадром», резко меняющим тональность описания:

Но зимой — дышишь вольно; для глаза —

Роскошь!..

Даже клячи извозчичьи бегу

Прибавляют теперь.

Некрасов видит свою задачу в том, чтобы описать все то, что обошел Пушкин, и утверждает права и значение темы социальных противоречий. В соответствии с эстетическими представлениями «натуральной школы» Некрасов создает не столько высокий образ столицы, сколько (в большинстве случаев) трагическую хронику жизни большого города. Для него Петербург является прежде всего социальным пространством, наполненным самыми прозаическими реалиями. Живописуя город, Некрасов прозаизирует возвышенное, и это прекрасно.

1.5 Санкт-Петербург в произведениях А. А. Ахматовой

В истории русской литературы имя Анна Андреевны Ахматовой, одной из величайших поэтесс ХХ века, навечно связано с Петербургом. Строгость и сдержанность классической архитектуры в чем-то близки ахматовским стихам и поэмам. И как в различных городских строениях отразилась история, эпохи в искусстве, так и в судьбе, в жизни поэта отразилась история народа, страны, самые страшные и трагические ее годы, которые довелось увидеть и пережить поэтессе.

Тема Ахматовского Петербурга сложна и интересна, ведь город стал не просто фоном, а равноправным героем ее стихов, полноценным художественным образом. В нем и черты реальных петербургских улиц, и воспоминания о прошедших веках, о великих творцах, живших и творивших у берегов Невы, в Петербурге Ахматовой – ее память о Блоке и Гумилеве, ее страдания блокадных лет, ее плач по жертвам репрессий.

Она любила называть себя петербурженкой. С городом на Неве, городом Петра, медного всадника, летнего сада, гранитных набережных, наконец, знаменитого «фонтанного дома», где прожила более 25 лет, оказалась связана почти вся её жизнь:

«А я один на свете город знаю и ощупью его во сне найду».

Классическая культурная атмосфера этого города окружала её всегда. Тема Петербурга – Петрограда – Ленинграда стала сквозной в её творчестве, так как Ахматова ощущала постоянную органическую свою слитность с этим городом и его культурой.

Архитектурный облик Петербурга проявился в ее поэзии, такой же воздушной, невесомой и одновременно каменно-тяжёлой и серьезной, как и петербургские белые ночи, вид Невского и его настроение.

«Как люблю, как любила глядеть я…»

…И воистину ты — столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный, чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты — как грешник, видящей райский

Перед смертью сладчайший сон…

 Второе предложение стихотворения представляет собой обращение к Петербургу, причем называет героиня его на «ты», как старого доброго друга.

«Петра творение» стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург – один из главных героев лирики Ахматовой. Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём. Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри. В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.

В ранних стихах Ахматовой этот город – грандиозная сцена, на которой разыгрывается трагедия ее жизни и любви. «Темный город у грозной реки», «строгий многоводный темный город», «гранитный город славы и беды», «город, горькой любовью любимый» – таким предстает Петербург в любовной лирике десятых годов. Суровый, строгий, прекрасный и тревожный, с наводнениями, белыми ночами, снежными зимами, город утоляет печаль, дает свободу. « Темноводная Нева» как бы создает фон отношениям героини и ее возлюбленного. Тени разлучившихся героев навсегда остались «под аркой Галерной», как и любовь, которая навеки сохранится в их сердцах. В любовной истории героини город играет огромную роль – роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета.

Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви – любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.

В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается и в «бессолнечных мрачных садах», и в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога», и в «грозных айсбергах Марсова поля». Весной и даже летом от этого загадочного города веет холодом.

Но строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует. Зима «белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад», ночь – алмазная, «лебяжья лежит в хрусталях», а «снежный прах» тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.

Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь в городу у поэтессы была «горькой», то во время блокады она превращается в острое материнское чувство. Статуя «Ночь» в Летнем саду становится «доченькой». Стихи посвящены то «солдатикам», то «питерским сиротам».

Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания. Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург – Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.

Разный, но всегда прекрасный, объединивший в себе два века русской истории и культуры, город творчества и любви, город беды, личной и всенародной, город скорби и красоты – таким предстает Петербург в стихах

Ахматовой. Он кровно связан с русской историей, со всеми ее бедами и трагедиями, он «проклятый город», «траурный город». И все-таки именно в этом городе, возможно, таится «разгадка жизни» героини ахматовских стихов.

И именно в этом городе хочется побывать еще раз, если хотя бы раз

удалось ступить ногой на тротуар его мостов и проспектов.

Заключение

Образ Петербурга в произведения русских классиков сложен, многолик и неповторим. Только изучив разные точки зрения на образ города мы сможем понять все многообразие Петербурга. Этот город создавали простые рабочие, затапливая болото, архитекторы, разрабатывая проекты роскошных зданий, писатели, используя точное слово для его описания. Сюда стремились из каждого уголка света, поэтому тема Петербурга стала популярной в русской литературе XIX века. Тема Петербурга относится к разряду вечных тем в русской литературе.

Список использованной литературы

  1. Произведения А. С. Пушкина

(https://aleksandr-pushkin.su/proizvedeniya/)

  1. Произведения Н. В. Гоголя (https://www.litres.ru/nikolay-gogol/)
  2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» (https://ilibrary.ru/text/69/index.html)
  3. Произведения Н. А. Некрасова (https://rustih.ru/nikolaj-nekrasov/)
  4. Произведения А. А. Ахматовой

(http://www.anahmatova.ru/product.php)

  1. «Образ города: как Санкт-Петербург изображен в русской классике» (https://spb.hse.ru/ixtati/news/329275035.html)
  2. Биография А. С. Пушкина (https://aleksandr-pushkin.su/biografiya/)
  3. «Петербург Гоголя»

(https://www.sites.google.com/site/litpeterburg/peterburg-gogola)

  1. «Анна Ахматова» (http://www.peterburg.biz/anna-ahmatova.html)
  2. «Петербург Достоевского»

(http://archvs.org/Peterburg_Dostoevskogo.htm)

Приложение 1

Так по мнению одной художницы Александр Сергеевич Пушкин видел Санкт-Петербург:

Таков взгляд на город у Николая Васильевича Гоголя:

В творчестве Достоевского же Петербург мрачный и даже пугающий:

Приложение 2

                  Ахматова А. А.

Некрасов Н. А.

Достоевский Ф. М.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Петербург в творчестве Гоголя

Одним из самых удивительных по своему величию, красоте и великолепию российских городов по праву можно назвать именно Санкт-Петербург. Такая судьба для него была предрешена ещё с самого основания. На протяжении многих столетий он непрестанно претерпевает множественные метаморфозы, неуклонно стремясь к своему совершенству. Сегодня Петербург представляет собой своеобразную квинтэссенцию культуры и эстетики, что заставляет невольно восхищаться многовековой историей её становления. В своих произведениях к нему обращались такие мастера слова, как Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин и другие, но особенное значение касательно жизни Санкт-Петербурга имеет творчество Н. В. Гоголя. Так каков он на самом деле, этот загадочный и великолепный город на Неве?

нейросеть

В отличие от своих коллег на литературном поприще, Н.В. Гоголь уделяет особое внимание не природе или архитектурному стилю города, а в первую очередь именно тем, кто его непосредственно населяет. Писатель тщательно изучает социальные контрасты и противоречия, возникающие в петербургском обществе. За внешней поэтичностью Петербурга Гоголем раскрывается порочная человеческая сущность: торжество бездушия, эгоизма, лжи. Особенно ярко «портрет» Санкт-Петербурга проясняется в повести «Невский проспект», изображающей жизнь разных социальных кругов города, совершенно разных и пересекающихся, пожалуй, только на Невском проспекте. Писатель мимолетом отмечает, что не существует ничего лучше этой улицы-красавицы, по крайней мере, в Петербурге. Но она манит его не своим благолепием, а шумной многолюдностью, в которой его зоркий глаз и выявляет характеры жителей столицы.

Жизнь города будто негласно расписана по часам: утром его главная улица медленно заполняется сонным народом, спешащим на работу; к двенадцати появляются интеллигенты, к двум – бездельники, ближе к трем – снова чиновники, а затем, наконец, наступает тишина. С наступлением вечера Петербург начинает свою новую и таинственную ночную жизнь. Помпезность, изящество, пафос – все меркнет в холодных сумерках. Невский проспект перерождается. Здесь невольно придется столкнуться с ничтожеством и пошлостью, скрытыми за маской былой дневной красоты. Однако не каждый способен выдержать подобной картины, когда нежные мечты о прекрасном и светлом разбиваются о скалы жестокой реальности. Те, кто выбирает путь посредственности и лицемерия оказываются самыми жизнеспособными, и ничто не способно их поколебать. Остальных же, кто не может вынести трагичности своего положения, ждёт незавидная участь.

Петербург Гоголя предстает городом вечных противоречий, поэтому так ярко выражены его одновременная любовь и ненависть к нему за его двойственность характера. При этом писатель взывает не верить Невскому проспекту, ведь «он лжет во всякое время». Но стоит ли следовать его призыву? Этот выбор, безусловно, все-таки остаётся за читателем.

Сочинение 2

Николай Васильевич Гоголь – величайший классик, который вносил в свои произведения присутствие идеального и такого родного для него города. Он восхищался его приятной атмосферой и воспевал его в своих повестях. В течение своей жизни Гоголь отдавал предпочтение только двум местам на земле – Петербургу и Риму. Но и из этих двух мест выделял первое.

Еще в школе писатель влюбился в Петербург. Первый раз он посетил город в юношеском возрасте. Там ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде Гоголь жил в Украине, которая в его сознании осталась светлым пятном. Петербург же, напротив, виделся ему серым, безжизненным и выматывающим. Люди больше походили на муравьев, которые были вынуждены постоянно шевелиться, чтобы выжить. Через годы поэт уже имел четкое представление о городе, его устоях, традициях и темпе жизни. Но, несмотря на это, Петербург привлекал его.

Город в тумане подвергся преображению и заполнил основные эпизоды творчества. Почти в каждом произведении, в различной мере имеет место упоминание об этом городе. Писатель описывает Петербург так, как представлял его еще до того, как побывал там. Он пишет о царице, исполняющей просьбы простых людей, о чудесах, которые никто раньше не видывал. Наряду с прекрасной стороной, описываются его темные черты, не имеющие четкого разграничения.

Также Гоголь описывает Петербург с точки зрения реализма. В этом случае он звучит как город, охваченный руководством грязных чиновников, которые существуют за счет бюрократии. Чтобы эти произведения не выглядели совсем мрачными, автор выражался с помощью сатиры.

Одно из многих произведений писателя «Невский Проспект» раскрывает город с двух сторон. Сначала автор восторгается, говоря, что в Петербурге нет лучшего места, чем Невский проспект. Когда вдоль и поперек серого проспекта ходят такие же серые люди, то, помимо красоты города, можно еще говорить о его пустоте и бездуховности.

Драматургом подчеркивается, что Петербург погряз в пафосе, трагедии, наигранности и фарсе. Этот город подчиняется своим личным законам.

Творчество Николая Васильевича Гоголя наталкивает на вывод о том, что Петербург он связал с людьми, которые потеряли свое истинное лицо, с нереальными и иногда аморальными событиями внутри города, редким преобладанием мертвых над живыми, невозможность описываемого просматривается в каждой строчке.

`

Петербург в творчестве Гоголя

Петербург в творчестве Гоголя

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Идеальный мир

    Что такое идеальный мир? Может ли такое царство существовать в наше время? Мир, в котором все безупречно, прекрасно, где нет места болезням, бедствиям, бедности, и самое главное в таком мире нет войны, нет смерти.

  • Сочинение Тарас Бульба — народный герой (7 класс)

    Тарас Бульба — народный герой. При размышлении на данную тему, невольно задаешься вопросом, является ли это утверждение верным или образ Тараса в одноименном произведении представлен Н.В. Гоголем

  • Сочинение У математиков существует свой язык – это формулы

    формулы, только факты. Думаю, что этот язык формул специально и создавался так, чтобы ничего лишнего в нём не было. И его основы учат как раз все математики – есть ведь основные формулы

  • Петербург глазами героев гоголя невский проспект сочинение
  • Петербург в произведениях гоголя сочинение
  • Петербург в литературе первой половины 19 века сочинение по литературе
  • Песчинка в каменных джунглях рассказ на дзен
  • Песчаном пляже как пишется