Петербург в произведениях гоголя сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…».  Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

3 вариант

Петербург – особенный город. О нем писали многие русские писатели и поэты. Каждый автор выражал свое мнение об этом величественном городе. Для кого-то Петербург – это символ новой России, символ ее мощи и нового блестящего и яркого будущего. А для других авторов этот город олицетворяет холодный и жестокий мир, где маленький человек совсем ничего не значит, и никому нет до него никакого дела.

В одних произведениях Петербург изображен серым, холодным и тусклым. А в других Петербург показан пышным и величественным.

Одним из первых авторов, который смог изобразить двойственный облик этого города, был А.С. Пушкин. Именно поэма «Медный всадник» стала наглядным примером противоречивости города.

После Пушкина эту линию блестяще развил Н.В. Гоголь. Автору удалось создать такой художественный образ столицы России, в котором царит острое социальное неравенство. В произведениях «Нос», «Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» автор рисует нищий Петербург, это город нищих чиновников и мастеров, бедных людей. Такой Петербург значительно отличается от красоты и блеска знаменитого Невского проспекта.

Именно в Петербурге художник Пискарев решает закончить свою жизнь самоубийством. Художник Чартков решает отказаться от своего любимого дела, которое не приносит ему никаких средств для какого-либо существования. Герой меняет свой талант на кошелек, набитый деньгами.

Однако, тяжелее всего в Петербурге живется «маленькому человеку». В произведении «Записки сумасшедшего» Поприщин начинает сходить с ума от атмосферы безразличия и жестокости, которая царит в городе. Сознание героя настолько искалечено, что в своих мечтах он хочет стать таким же мучителем, из-за которых страдают чиновники. Герой тоже хочет, чтобы ему было все дозволено, и чтобы он мог распоряжаться чужими жизнями.

На примере Акакия Акакиевича мы видим весь ужас этого холодного города, в котором царит полное человеческое равнодушие. Для героя самая главная цель его жизни – это покупка новой шинели. Ради этой покупки герой ведет полуголодное существование. Акакий Акакиевич был безмерно счастлив, когда наконец-то новая шинель была у него в руках. Но радость его была недолгой, ночью героя ограбили. Герой искал помощи у разных людей, он даже дошел до «значительного лица», чтобы просить помощи. Но все напрасно. Все отвергли героя, никто ему не посочувствовал, не захотел помочь. Вскоре герой, которого довели до полного отчаяния, умирает от простуды. Но причина его болезни кроется не в холоде, а в равнодушии людей. Бессердечие Петербурга убивает героя.

Гоголь сумел мастерски подчеркнуть двойственность северной столицы. Петербург – это одновременно величественный, красивый, холодный, равнодушный и мрачный город. Город, который поглотил много людских судеб.

Рассуждение

Николай Васильевич Гоголь – русский классик, который, без сомнения вписан на вечно в историю своей страны, а в особенности в ту часть, которую именуют Петербургом. Гоголь восхищался красотой любимого города, а также постоянно упоминал его в своих произведениях. Из слов писателя, существует лишь два великих горда – Петербург и Рим, но всё же он полюбил первый.
Есть мнение, что Гоголь еще в юности влюбился в Петербург.

Первый его визит случился в раннем возрасте. Во время этого визита Гоголю пришлось пройти немало трудностей, чтобы устроится в городе. Перед переездом в Петербург, писатель жил на Украине, которую он вспоминал добрым словом еще долгое время. Петербург же Гоголь считал серым, не приятным городом. Люди казались ему никчёмными, пытающимися выжить букашками. Через несколько лет проживание в Петербурге, он смог сформировать свою стойкою точку зрения, но несмотря на отвращения к быту города, Петербург смог привлечь писателя.

Безобразный город подвергается постоянным изменениям, и в каждом литературном шедевре Гоголя нашел свое отражение. Почти в каждом творчестве писателя можно найти упоминания об этом сером и загадочном Петербурге. Гоголь упоминает город в том ключе, в котором он представлял его до переезда в него.

Также описание города проводится с точки зрения реализма. Петербург выглядит серым, безобразным город, захваченным жадными чиновниками. Для более подробного описания города, Гоголь использует такой прием как сатира.

Главное произведение о Петербурге «Невский Проспект» повествует о разных сторонах города. Изначально автор восторгается красотой проспекта, подмечая его яркие улицы. Но подмечает, что по нему ходят серые люди, что делает проспект таким же серым как они. Это сравнение наталкивает нас на сравнения внешних качеств и внутренних. С одной стороны человек может ходить в дорогой одежде, пользоваться дорогим парфюмом, но с другой стороны – человек морально пуст.

Писатель подчеркивает исключительную моральную низость живущих людей в Петербурге. Он одновременно плавает в восхищении города на его внешнюю красоту, но сразу противится своим эмоциям, вспоминая о его населении

Вывод в творчестве Николая Васильевича Гоголя можно подвести такой – писатель всеми силами пытается показать любовь к Петербургу, но наигранная элитарность, хамство и пустые души живущих в нем людей, отталкивают Гоголя. Писатель напоминает нам, что никогда не стоит забывать о внутреннем состоянии, заботясь только о внешних проявлениях.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Приговор Кафки

    Франц Кафка писал свой «Приговор» повинуясь импульсу, наитию. Как будто, одурманенный, не мог не писать и «Приговор» родился за одну только ночь.

  • Смысл жизни в пьесе Горького На дне сочинение

    Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение

  • Сочинение Цветаева мой любимый поэт Серебряного века

    Марина Ивановна Цветаева является известной поэтессой, творившей в «Серебряном веке». Эта личность является моим любимым поэтом данной временной эпохи.

  • Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских сочинение

    Феврония и Петр главные герои повести. Несмотря на то, что девушка была из простой семьи, а Петр – князем, оба обладали сильными характерами, умели отстоять свою точку зрения

  • Сочинение Какой должна быть семья

    Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Петербург в творчестве Гоголя

Одним из самых удивительных по своему величию, красоте и великолепию российских городов по праву можно назвать именно Санкт-Петербург. Такая судьба для него была предрешена ещё с самого основания. На протяжении многих столетий он непрестанно претерпевает множественные метаморфозы, неуклонно стремясь к своему совершенству. Сегодня Петербург представляет собой своеобразную квинтэссенцию культуры и эстетики, что заставляет невольно восхищаться многовековой историей её становления. В своих произведениях к нему обращались такие мастера слова, как Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин и другие, но особенное значение касательно жизни Санкт-Петербурга имеет творчество Н. В. Гоголя. Так каков он на самом деле, этот загадочный и великолепный город на Неве?

нейросеть

В отличие от своих коллег на литературном поприще, Н.В. Гоголь уделяет особое внимание не природе или архитектурному стилю города, а в первую очередь именно тем, кто его непосредственно населяет. Писатель тщательно изучает социальные контрасты и противоречия, возникающие в петербургском обществе. За внешней поэтичностью Петербурга Гоголем раскрывается порочная человеческая сущность: торжество бездушия, эгоизма, лжи. Особенно ярко «портрет» Санкт-Петербурга проясняется в повести «Невский проспект», изображающей жизнь разных социальных кругов города, совершенно разных и пересекающихся, пожалуй, только на Невском проспекте. Писатель мимолетом отмечает, что не существует ничего лучше этой улицы-красавицы, по крайней мере, в Петербурге. Но она манит его не своим благолепием, а шумной многолюдностью, в которой его зоркий глаз и выявляет характеры жителей столицы.

Жизнь города будто негласно расписана по часам: утром его главная улица медленно заполняется сонным народом, спешащим на работу; к двенадцати появляются интеллигенты, к двум – бездельники, ближе к трем – снова чиновники, а затем, наконец, наступает тишина. С наступлением вечера Петербург начинает свою новую и таинственную ночную жизнь. Помпезность, изящество, пафос – все меркнет в холодных сумерках. Невский проспект перерождается. Здесь невольно придется столкнуться с ничтожеством и пошлостью, скрытыми за маской былой дневной красоты. Однако не каждый способен выдержать подобной картины, когда нежные мечты о прекрасном и светлом разбиваются о скалы жестокой реальности. Те, кто выбирает путь посредственности и лицемерия оказываются самыми жизнеспособными, и ничто не способно их поколебать. Остальных же, кто не может вынести трагичности своего положения, ждёт незавидная участь.

Петербург Гоголя предстает городом вечных противоречий, поэтому так ярко выражены его одновременная любовь и ненависть к нему за его двойственность характера. При этом писатель взывает не верить Невскому проспекту, ведь «он лжет во всякое время». Но стоит ли следовать его призыву? Этот выбор, безусловно, все-таки остаётся за читателем.

Сочинение 2

Николай Васильевич Гоголь – величайший классик, который вносил в свои произведения присутствие идеального и такого родного для него города. Он восхищался его приятной атмосферой и воспевал его в своих повестях. В течение своей жизни Гоголь отдавал предпочтение только двум местам на земле – Петербургу и Риму. Но и из этих двух мест выделял первое.

Еще в школе писатель влюбился в Петербург. Первый раз он посетил город в юношеском возрасте. Там ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде Гоголь жил в Украине, которая в его сознании осталась светлым пятном. Петербург же, напротив, виделся ему серым, безжизненным и выматывающим. Люди больше походили на муравьев, которые были вынуждены постоянно шевелиться, чтобы выжить. Через годы поэт уже имел четкое представление о городе, его устоях, традициях и темпе жизни. Но, несмотря на это, Петербург привлекал его.

Город в тумане подвергся преображению и заполнил основные эпизоды творчества. Почти в каждом произведении, в различной мере имеет место упоминание об этом городе. Писатель описывает Петербург так, как представлял его еще до того, как побывал там. Он пишет о царице, исполняющей просьбы простых людей, о чудесах, которые никто раньше не видывал. Наряду с прекрасной стороной, описываются его темные черты, не имеющие четкого разграничения.

Также Гоголь описывает Петербург с точки зрения реализма. В этом случае он звучит как город, охваченный руководством грязных чиновников, которые существуют за счет бюрократии. Чтобы эти произведения не выглядели совсем мрачными, автор выражался с помощью сатиры.

Одно из многих произведений писателя «Невский Проспект» раскрывает город с двух сторон. Сначала автор восторгается, говоря, что в Петербурге нет лучшего места, чем Невский проспект. Когда вдоль и поперек серого проспекта ходят такие же серые люди, то, помимо красоты города, можно еще говорить о его пустоте и бездуховности.

Драматургом подчеркивается, что Петербург погряз в пафосе, трагедии, наигранности и фарсе. Этот город подчиняется своим личным законам.

Творчество Николая Васильевича Гоголя наталкивает на вывод о том, что Петербург он связал с людьми, которые потеряли свое истинное лицо, с нереальными и иногда аморальными событиями внутри города, редким преобладанием мертвых над живыми, невозможность описываемого просматривается в каждой строчке.

`

Петербург в творчестве Гоголя

Петербург в творчестве Гоголя

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Идеальный мир

    Что такое идеальный мир? Может ли такое царство существовать в наше время? Мир, в котором все безупречно, прекрасно, где нет места болезням, бедствиям, бедности, и самое главное в таком мире нет войны, нет смерти.

  • Сочинение Тарас Бульба — народный герой (7 класс)

    Тарас Бульба — народный герой. При размышлении на данную тему, невольно задаешься вопросом, является ли это утверждение верным или образ Тараса в одноименном произведении представлен Н.В. Гоголем

  • Сочинение У математиков существует свой язык – это формулы

    формулы, только факты. Думаю, что этот язык формул специально и создавался так, чтобы ничего лишнего в нём не было. И его основы учат как раз все математики – есть ведь основные формулы

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя

Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя сочинение

Важное место в жизни и творчестве Н.В. Гоголя занимал Петербург. В столицу будущий писатель переехал в возрасте 19 лет. Город на Неве произвел на Гоголя большое впечатление: широкие проспекты, освященные фонарями, торжественные здания, пышные витрины магазинов. Блеск, шум, суета и красота северной столицы наложили неизгладимый след на творчестве Гоголя. Пожалуй, одним из первых Петербург предстает в своем гоголевском обличии в “Вечерах на хуторе близь Диканьки”. Здесь Северная столица — место исполнения самых заветных желаний, город объятые чудесами, слепящим светом фонарей, стуком, цоканьем копыт, свистом несущихся карет. Это и город сказка, и фантастический город мечты.

Однако переезд в Петербург не осуществил надежд молодого писателя, а скромного дохода едва ли хватало на жизнь. Гоголь работал чиновником, пробовал поступить в театр, занимался литературными исканиями. Служба не приносила писателю радости, напротив, с каждым днем он все больше и больше разочаровывался в городе-мечте. Стать актером писателю не удалось, единственным путем к саморазвитию для него осталась литература.

Северная столица в произведениях Гоголя приобретает не только реальные черты, но и фантастические, порой уродливые и страшные. Это город, которые ломает и уродует судьбы маленьких людей. Но никто не замечает этого, Петербург равнодушен настолько же, насколько равнодушны и его жители.  Именно таким город на Неве показан в ряде повестей Гоголя, которые в последствие были помещены в один сборник. Всех их объединяет место действия и общая тема маленького человека.

В Петербурге возможно все. Нос, отделившись от лица владельца, начинает вести свою самостоятельную жизнь. Он не хочет возвращаться к майору Ковалеву и с призрением относится к его чину. А загадочный портрет старика способен и вовсе оказывать магическое влияние на судьбы людей. Именно он становится виновником сумасшествия художника Чарткова и бед случившихся в семье другого художника-самоучки. В повести “Шинель” главный герой чиновник Башмачкин, заветной мечтой которого была покупка новой шинели, начинает мстить после своей смерти за те несчастия, которые испытал при жизни.

Петербург — город контрастов, где за богатством скрывается нищета, а за пышностью и красотой — уродство. Невский проспект — одна из самых красивых и широких улиц Петербурга. По ней путешествуют люди разного достатка, статуса, чина: это нищие, купцы, горожане, чиновники. Но писатель призывает не верить Невскому проспекту, ведь на нем происходят самые страшные случаи. Он рассказывает историю художника Пискарева. Однажды тот встретил на Невском проспекте женщину и последовал за ней в надежде познакомится. Ее наряд отличался красотой и изяществом, и сама она была молода и очень привлекательна. Однако преследование незнакомки привело Пискарева в неожиданное место. Оказалось, что женщина занималась “нехорошей работой”. Вскоре Пискарев сошел с ума от неразделенной любви к незнакомке и покончил жизнь самоубийством. “Все не то, чем кажется” — предостерегает Гоголь своих читателей.

Так разительно отличается Петербург раннего и позднего творчества Гоголя. В “Вечерах на хуторе близь Диканьки” город на Неве ослепляет свой красотой, пышностью, торжественностью. В “Ревизоре” и “Мертвых душах” появляется реальный образ Петербурга, где здания, как исполинские великаны, нависают над обывателями, где жизнь трудна и изменчива.

Вариант 2

Петербург, известный и особенный русский город, на всем протяжении жизни и творчества писателя является для него ярким образом идеального места, отличающегося приятной атмосферой и особым состоянием.

При этом при первом знакомстве писателя с городом в юношеские годы Петербург первоначально представляется в качестве безжизненно серого и тусклого места по сравнению с солнечной Полтавской губеринией Российской империи, где родился и провел детство писатель. Тем более в своих мечтах писатель представляет город в виде уникально, притягательного, гипнотического, душевного места. Однако практически через год писатель уже имеет четкое представление о Петербурге, завораживающим и притягивающим литератора.

Город настолько захватывает писателя, что упоминания о нем содержатся практически в каждом гоголевском произведении, выступая в качестве яркого и наиболее важного сюжетного мотива, при этом описание Петербурга на протяжении жизни писателя является достаточно реалистичным. Например, город изображается таким, каким писатель его видит в юношеские годы: возглавляемый царицей, исполняющей мечты, либо в качестве призрака, вобравшего в себя и невиданные чудеса, и негативные моменты, не имеющим четких границ и очертаний.

Следует отметить, что в некоторых произведениях писатель представляет Петербург как город, в котором властвуют чиновники, бюрократы. При этом в данных описаниях писатель всегда использует сатирические приемы. Кроме того, писатель раскрывает и внутренние противоречия города, который представляется, с одной стороны, гигантом-деревенщиной, а с другой стороны, пустым, бездуховным, грязным.

Писатель отмечает, что жизнь Петербурга происходит в соответствии с собственными созданными законами, который являются пафосными, наигранными, отдающими фарсом. Кроме того, с точки зрения писателя, петербургская жизнь не является постоянной, поскольку характеризуется регулярными изменениями и переменами, а порой и происходящими парадоксами в сочетании фантастики и обыденности, красоты и уродства, богатства и нищеты.

Таким образом, писатель всегда стремится изобразить город в качестве многогранного и невероятного места, которое вызывает не только восхищение и уважение, но и тоску, и грусть. Поэтому в одних произведениях писателя Петербург предстает как серый, холодный, тусклый и грязный город, а в других изображается в качестве пышной и величественной столицы государства. Писателю, одному из многих литературных гениев, удается сделать акцент на двойственности северной столицы, подчеркивая не только его холодную красоту и величие, но и демонстрируя равнодушие, мрачность и отсутствие интереса к судьбам его жителей, включая маленьких людей.

Соответственно, Петербург занимает и в жизни писателя, и в его творчестве немаловажное место, при этом, несмотря на контрастность и иллюзорность города, оставаясь для писателя одним из самых любимых мировых городов, в который он возвращается неоднократно.

Сочинение Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое, где Петербург признавался новой столицей, символом светлого будущего России. Стоит учесть тот факт, что у каждого деятеля, который обращался к образу Петербурга, имел собственное отношение к непонятному городу. Именно поэтому русское сознание носило по отношению к нему двойственный характер. Одни считали это место дивным и чудесным, иные же видели в нем нечто негативное и отталкивающее. Однако великий писатель, славящийся своими прекрасными глубоководными произведениями — это Николай Васильевич Гоголь — решил внести в собственное творчество воплощение насущных проблем по поводу Петербурга. В блестящих рассказах и повестях: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» и другие, — писатель изобразил столицу, где ярко показалась нравственная суть населения.

Читая Гоголя, становятся ясно, что для него Петербург — некий город, что наполнен несчастными людьми, низкими чиновниками, которых кроме себя и собственного дохода, ничего не интересует. Зато, если обратиться к Невскому проспекту, то можно заметить виднеющуюся призрачную красоту улицы, именно она, как говорит Николай Васильевич, обманчива. Все внешние поразительные красоты не способны укрыть нищую жизнь, в плане духовном, большинства людей в городе, их переживания, трагизм. И предупреждает нас Гоголь: «не верьте этому Невскому проспекту!», ибо, как он считает, это «все обман, все мечта». Это мираж, от которого люди, ослепляясь, становятся несчастными, ибо после этих окружающих просторов открывается вся горькая правда. Жители несчастны, никакой красотой города это скрыть нельзя. Духовные калеки, самоубийство персонажа Пискарева, что был художником по профессии, печальное столкновение лицом к лицу с реальностью Петербурга. Повсюду царит пошлость, имеет ценность лишь денежные средства да социальный статус.

Большую неприязнь сей город имеет к «маленькому человеку». Подобную тему эту начал ещё когда-то Александр Сергеевич Пушкин, затем подхватил и Гоголь, что тревожился над такой проблемой. В его «Записках сумасшедшего» раскрывается несправедливость господствующего устройства. Вокруг одно безразличие и беспощадность, обман да жестокость, ложные ценности. Все это способно свести человека с ума…

Слишком трагична судьба у героя Николая Васильевича — Акакия Акакиевича, являющегося простым жителем Петербурга. В нем канцелярская служба, что по сути своей наполнена полной бессмысленностью, загубила любую живую мысль. Основная задача персонажа — приобретение новой шинели. Он мечтал о вещи как о любимом человеке. И не стало предела счастью Акакия Акакиевича, тогда он получил заветную вещь. Однако нахлынувшее счастье оказалось мимолетным, ибо к ночи его ограбили. Беда в том, что никто не решается заметить перемены в жизни главного героя, окружающие безразличны и переживаниям персонажа. И, оставшись в одиночестве, он покидает этот мир…  И причина его ухода из жизни не болезнь, а равнодушие и бесстрастность окружающих…

Так, Петербург у Гоголя — это тот городок, в котором существует соединение фантастического и реального. Необычные случаи, странные происшествия… Все это непривычно, непредсказуемо… Город может унизить человека, доминировать над ним…

Примечательно то, что квинтэссенция всего изложенного заключается в том, что Петербург в творчестве Николая Васильевича играл важную роль, потому как все тревожные мысли и мучающие вопросы Гоголь изложил на бумагу. И читатель, что решается открыть для себя подобного писателя, должен быть готовым к жестокой правде и волнующих душу истин.

«В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное», — говорил Герцен. Так оно и есть!

Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя

Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа О любви Чехова

    Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну,

  • Сочинение Хлестаковщина в наши дни 8 класс

    Хлестаковщина в наши дни вполне себе процветает. Я узнаю в некоторых людях Ивана Александровича! То есть мне так кажется, ведь никто не хотел бы признать себя обманщиком и хвастуном.

  • Дубровский и Троекуров сравнительная характеристика сочинение

    Дубровский и Троекуров – две личности, две человеческие судьбы, которых объединяет много общего. Например, тот факт, что они относятся к дворянскому роду и дореволюционной эпохи девятнадцатого столетия

  • Главные герои сказки Снежная королева Андерсена сочинение

    Главными героями сказки являются мальчик Кай и девочка Герда. Это названые брат и сестра, очень привязанные друг к другу. Дети бедны, однако наделены чистыми сердцами

  • Что делает человека сильным — сочинеие

    В современном мире разные люди задаются вопросом, что означает сила для человека? В чем заключается основная цель идеи? Еще эта тема актуальна для людей, так как касается основных жизненных интересов

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Петербург в жизни и творчестве Гоголя

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…». Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

Переезд в столицу

Начиная доклад о Гоголе в Петербурге, кратко стоит осветить и то, что направился писатель на север от родного дома в поиске работы по юридической специальности. Молодой Николай Васильевич питал большие надежды насчет служения государству, вот почему в качестве профессионального поприща изначально выбрал юстицию. С радостью поступив на службу, будущий классик отечественной литературы спустя некоторое время стал серьезно разочаровываться избранной им трудовой сферой. Бюрократическая машина обнажила перед девятнадцатилетним Гоголем все пороки, присущие людям из системы, их алчность и бездуховность.

Безжалостность и прерогативы своей личной выгоды, открывшиеся молодому человеку вместо ожидаемой им справедливости буквы закона омрачили веру литератора в служение Фемиде, после чего, не проработав и года, Николай Васильевич перевелся на более простую и менее бюрократическую должность в рамках все той же юстиции. В дальнейшем писатель сменил множество ремесел, никак не связанных с его образованием, после чего в скором времени и пришел к делу пера. Дебютом его творчества стала сатирическая новелла «Ганц Кюхельгартен», встреченная критиками весьма отрицательно.

Изменение отношения Гоголя к городу, который был для него пределом мечтаний, прослеживается непосредственно в произведениях петербургского периода. То несоответствие своим ожиданиям, с которым юноша столкнулся на службе, в точности воспроизводило и разочарование, полученное им от казавшегося прекрасным Петербурга. Внешний лоск столицы маскировал под собой порочность чиновников, нищету и грязь.

Очень хорошо писатель ощутил всю истинную картину изнанки Северной Пальмиры во время жизни в бедном квартале — на Мещанской улице. Говоря о влиянии Питера на атмосферу гоголевских повестей, стоит выделить основные причины, повлиявшие на формирование восприятия города великим автором:

  • разочарование в профессии и бюрократизме;
  • реальное видение Петербурга сквозь жизнь в бедном районе;
  • мрачность и неоднозначность города.

Рассуждение

Николай Васильевич Гоголь – русский классик, который, без сомнения вписан на вечно в историю своей страны, а в особенности в ту часть, которую именуют Петербургом. Гоголь восхищался красотой любимого города, а также постоянно упоминал его в своих произведениях. Из слов писателя, существует лишь два великих горда – Петербург и Рим, но всё же он полюбил первый. Есть мнение, что Гоголь еще в юности влюбился в Петербург.

Первый его визит случился в раннем возрасте. Во время этого визита Гоголю пришлось пройти немало трудностей, чтобы устроится в городе. Перед переездом в Петербург, писатель жил на Украине, которую он вспоминал добрым словом еще долгое время. Петербург же Гоголь считал серым, не приятным городом. Люди казались ему никчёмными, пытающимися выжить букашками. Через несколько лет проживание в Петербурге, он смог сформировать свою стойкою точку зрения, но несмотря на отвращения к быту города, Петербург смог привлечь писателя.

Безобразный город подвергается постоянным изменениям, и в каждом литературном шедевре Гоголя нашел свое отражение. Почти в каждом творчестве писателя можно найти упоминания об этом сером и загадочном Петербурге. Гоголь упоминает город в том ключе, в котором он представлял его до переезда в него.

Также описание города проводится с точки зрения реализма. Петербург выглядит серым, безобразным город, захваченным жадными чиновниками. Для более подробного описания города, Гоголь использует такой прием как сатира.

Главное произведение о Петербурге «Невский Проспект» повествует о разных сторонах города. Изначально автор восторгается красотой проспекта, подмечая его яркие улицы. Но подмечает, что по нему ходят серые люди, что делает проспект таким же серым как они. Это сравнение наталкивает нас на сравнения внешних качеств и внутренних. С одной стороны человек может ходить в дорогой одежде, пользоваться дорогим парфюмом, но с другой стороны – человек морально пуст.

Писатель подчеркивает исключительную моральную низость живущих людей в Петербурге. Он одновременно плавает в восхищении города на его внешнюю красоту, но сразу противится своим эмоциям, вспоминая о его населении

Вывод в творчестве Николая Васильевича Гоголя можно подвести такой – писатель всеми силами пытается показать любовь к Петербургу, но наигранная элитарность, хамство и пустые души живущих в нем людей, отталкивают Гоголя. Писатель напоминает нам, что никогда не стоит забывать о внутреннем состоянии, заботясь только о внешних проявлениях.

Тема маленького человека

Петербург в жизни и творчестве Гоголя немыслим без рассмотрения в сочинении темы маленьких людей. Такие герои не единожды становились центром внимания Пушкина, Достоевского, так же, как и украинский автор, видевших истинное лицо города и трактующих его по-своему. Истории, описываемые на страницах гоголевских произведений, зачастую затрагивали именно вопрос какой-либо души как части «системы» и «винтика» в ее механизме. Так, одним из ярких представителей этого образа у писателя выступает Акакий Башмачкин из рассказа «Шинель», входящего в состав «Петербургских повестей».

Герой произведения служит в департаменте не столько по своему желанию, сколько из необходимости — он страстно мечтает о статусном предмете гардероба. Несомненно, в новелле нашел свое отражение опыт работы Гоголя на государственном поприще и личные переживания писателя.

Материальная ценность, возымевшая на страницах повести форму заветной шинели, в итоге рушит не только духовную, но и физическую жизнь героя, который погибает от простуды.

Введение автором в рассказ мистического образа мертвеца характерно для творчества писателя в целом. Однако, в «Шинели» потусторонние силы являются неслучайным художественным образом. Материальный предмет, возведенный чуть ли не в культ и ставший смыслом жизни малоуспешного служащего, не отпускает его даже после смерти. Проблематикой, поднятой Николаем Васильевичем в новелле, стали такие низменные пороки человечества, как:

  • воровство и жажда наживы;
  • материализм, вещизм и бездуховность;
  • узкомыслие и нежелание развиваться.

Период написания повести совпал с моментом глубокой религиозности автора. Имя главного героя выбрано неслучайно и в переводе звучит как «невинный», «беззлобный». Безусловно, писатель симпатизирует созданному образу и сочувствует ему, но тем не менее выводит на свет и его слабые стороны. Желание Башмачкина обзавестись шинелью стало сродни одержимости и лишало его самых простых человеческих радостей, обесцвечивая тем самым жизнь и душу. Моралью книги служит отсылка к библейской заповеди «не сотвори себе кумира», но только в отношении неодушевленного предмета.

Прогулка по «Невскому проспекту»

невский проспект гоголь образ петербурга

Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.

Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.

«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.

Рецензии на книгу «Петербургские повести» Николай Гоголь

Невский проспект
Описание расписанной по часам жизни Невского проспекта плавно перетекает в истории двух приятелей — художника Пескарёва и поручика Пирогова. Первый пошёл вслед за жгучей брюнеткой, которая оказалась проституткой. Что называется, не вынесла душа поэта — навоображавши себе невесть чего и не в силах справиться со своими чувствами, художник сначала превращается в наркомана, потом сходит с ума, а там кончает жизнь самоубийством.

По судорожно раскинутым рукам и по страшно искаженному виду можно было заключить, что рука его была неверна и что он долго еще мучился, прежде нежели грешная душа его оставила тело.

История второго персонажа намного более позитивна. Увязавшись за симпатичной блондинкой, Пирогов выясняет, что то немка, жена Шиллера, жестяных дел мастера в Мещанской улице. Интрижка имела исход весьма печальный, однако же не летальный: два слоёных пирожка помогли забыть о позоре и предотвратить дикий скандал.
Тема творчества и творческого человека — пожалуй, центральная в этом цикле. Талант, как правило, оказывается нереализованным, счастье — недостижимым. Противопоставление бедного художника и повесы-поручика кажется несколько наивным и не лишённым зависти и злости, но, в принципе, я думаю, тут именно такая задача и была поставлена — показать крайности. В системе ценностей Гоголя крайности, видимо, выглядят именно так.

Нос

Про эту повесть сказано так много, что просто уже даже нечего добавить. Единственное, написана она с большими юмором и иронией, которых я прежде не замечала, но которые так явственно проступили в сравнении с «Невским проспектом».

Портрет
В первой части повести вновь повествуется о бедном талантливом художнике, которому улыбается фортуна и магическим образом достаётся сказочное (но проклятое, разумеется) богатство. Талант свой он растрачивает впустую, становится богатым, но при том недалёким, серым, тучным и скучным. Осознав в конце всю глубину своей деградации, он превращается в маньяка и сходит с ума (как водится). Во второй части рассказывается о портрете и том, с кого он писался. Всяческая мистика и чертовщина плюс довольно банальная мысль о божественной природе как истинного таланта, так и истинного богатства.
Талантливые и адекватные, справедливости ради стоит отметить, всё же встречаются у Гоголя. Но они, скорее, для галочки, для полного портрета настоящего гения — бедного и сумасшедшего. И последний описан очень правдоподобно, потому как списан с реальности. Но даже не то чтобы крик души, а просто констатация факта: и к бедности, и к сумасшествию автор относится как к чему-то само собой разумеющемуся. Это настораживает.

Шинель
Душераздирающая история бедного Акакия Акакиевича.

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Невозможно читать, не сочувствуя всей душой. В принципе, Гоголь не питает особой любви к своим персонажам — будь то нищий гений или повеса-поручик, приязнью к ним не проникаешься. А тут вот какая-то магия: никакого сюсюканья нет, всё тот же реализьм, а так сильно въедается в душу, проникает в сердце, что не сочувствовать невозможно. Причём автор всё так же спокоен и чёток в деталях — прямо-таки мистика какая-то, откуда такой эффект. Может быть, оттого, что сущность офисного планктона не изменилась за два века и все мы немного акакии акакиевичи с открыточками или Хаусом вместо шинели?..

Коляска
Деревенский анекдот про одного помещика, который напился и оттого на следующий день опозорился перед генералом.
Собственно, и добавить больше нечего.

Записки сумасшедшего

Картина постепенного схождения с ума передана так правдоподобно, будто это не художественная литература, а пособие для психотерапевта. И это уже не настораживает, а пугает.

Рим
Пышные зарисовки древнего великого города, где на одно предложение приходится сто существительных и ни одного глагола. Добротные и красочные, как картины Микель-Анджела.
Я в Риме не была, но, зная Гоголя, не усомнюсь в достоверности его описаний. Если пробраться сквозь них, то проглянет довольно банальная история любви юного визуала. Хорошо, что это только отрывки, а то было бы неловко. Да, и Париж в этой повести опускается довольно бесцеремонно. Могу даже предположить, что вполне заслуженно.

Достоевский — продолжатель гоголевской традиции

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского практически одинаков. Федор Михайлович продолжил изображать город безразличным к чужим страданиям, полным безумия и сводящим с ума, перемалывающим незащищенных «маленьких людей».

Достоевский обогатил гоголевскую традицию описания Петербурга. И на созданной предшественниками основе сотворил свой миф о городе. Ему удалось больше всех узнать о той губительной силе Петербурга, которая воздействует на психику его жителей.

Гоголевские гротеск и фантастичность Петербурга проявились в творчестве Достоевского через видения и сны главных героев, через мистику событий. Благодаря этой невероятности стечений обстоятельств реализм писателя назвали «мистическим».

Обращается Достоевский и к образам «маленьких людей». Но если для Гоголя было характерно иронизировать и изображать даже трагедию сатирически, Федор Михайлович делает акцент как раз на страданиях героев, на их судьбах. Таковы все члены семьи Мармеладовых, таков и сам Раскольников в «Преступлении и наказании». В это романе город становится одним из главных героев повествования. И этот изображенный Достоевским Петербург близок Петербургу Акакия Акакиевича.

В произведениях Достоевского остается лишь темная мрачная часть города, уже не прикрытая гоголевскими и пушкинскими огнями и красками. Писатель исследует смрад и грязь его закоулков, неправильные ломаные углы комнат, пыль мостовых. Все это давит на человека, сводит его с ума, калечит.

Азартный и бездушный Петербург

петербург гоголя и пушкина

Похожий образ столицы рисует Пушкин в «Станционном смотрителе». Представитель высшего общества Петербурга – офицер Минский — предстает эгоистичным, лживым и жестоким человеком. В то время как Вырин – бедный и беззащитный, но нравственный человек, оказывается простым станционным смотрителем, который попадает в столицу единственно за тем, чтобы вернуть дочь.

Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина. Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.

В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.

Петербург глазами А. С. Пушкина

Для Александра Сергеевича Петербург был оплотом самодержавия, гимном петровских реформ и отражением сущности эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Ярко образ города представлен в одной из маленьких трагедий – «Медном всаднике», а также в «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» из цикла «Повести Белкина» и ряде других произведений.

образ петербурга в творчестве гоголя

Однако образ Петербурга отражает в себе не только величие и красоту петровской деятельности, но и беззащитность простых людей перед ее мощью и неотвратимостью. Подобная стихии, она захлестывает мир и забирает жизни. Так, погублена наводнением жизнь Евгения и его невесты.

Пушкин поднимает в трагедии вопрос о реформах Петра, которые, безусловно, многое изменили к лучшему в стране, но, однако же, не считались с интересами каждого отдельного человека. Это противоречие остается неразрешенным, а сам город становится символом этой дилеммы.

(302 слова) Несомненно, Петербург является одним из самых ярких и известных городов России, в котором бурно протекает культурная жизнь. Многие поэты и прозаики в своих произведениях обращались к нему, и Николай Васильевич Гоголь — не исключение. Единого образа столицы в творчестве писателя нет – он меняется в зависимости от произведения.

В повести «Ночь перед Рождеством» (1832) столица предстает перед читателем в качестве сказочного города. Кузнец Вакула прилетает туда на чёрте, и «вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне». Герою казалось, что все дома живые и смотрят на него, а кареты летают. Возможно, самому Гоголю в то время Северная Пальмира виделась волшебным городом.

Абсолютно иначе выглядит столица в повести «Шинель» (1842). Она больше не кажется чарующей: «петербургское серое небо», грязные «пустынные улицы», убогие маленькие квартирки. Появляются мотивы вечного холода, мрака и ветра, которые впоследствии станут сквозными в творчестве писателя. Кстати, эту книгу принято называть «петербургской», и в дальнейшем ее будут печатать как часть сборника «Петербургские повести».

Гоголь искусно выражает свое мнение относительно города в поэме «Мертвые души» (1841). Хотя действие в произведении происходит не в столице, Петербург неоднократно фигурирует в сравнительных оборотах:

Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским;

Некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских … и смешили дам так же, как и в Петербурге.

Кроме того, именно там случилась история, озаглавленная автором как «Повесть о капитане Копейкине». Здесь Петербург и его жители выглядят равнодушными, даже безжалостными – никто не помог солдату-калеке, который доблестно сражался в войне с Наполеоном; наоборот, его с позором выслали из столицы. Защитник Отечества превращается в преступника, потому что только так он может справиться с трудностями. Петербург – неприветливый город, где «маленькому человеку» не выжить.

Таким образом, можно заметить, что отношение Гоголя к столице менялось со временем. Из сказочного места Петербург постепенно превращался в порочное логово, населенное льстивыми и напыщенными чиновниками, которым нет дела до жизни простых людей.

Автор: Альбина Исмаилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мы напишем — Тема Петербурга в творчестве и жизни Гоголя сочинение. Подсказки школьнику

Важное место в жизни и творчестве Н.В. Гоголя занимал Петербург. В столицу будущий писатель переехал в возрасте 19 лет. Город на Неве произвел на Гоголя большое впечатление: широкие проспекты, освященные фонарями, торжественные здания, пышные витрины магазинов. Блеск, шум, суета и красота северной столицы наложили неизгладимый след на творчестве Гоголя. Пожалуй, одним из первых Петербург предстает в своем гоголевском обличии в “Вечерах на хуторе близь Диканьки”. Здесь Северная столица — место исполнения самых заветных желаний, город объятые чудесами, слепящим светом фонарей, стуком, цоканьем копыт, свистом несущихся карет. Это и город сказка, и фантастический город мечты.

Однако переезд в Петербург не осуществил надежд молодого писателя, а скромного дохода едва ли хватало на жизнь. Гоголь работал чиновником, пробовал поступить в театр, занимался литературными исканиями. Служба не приносила писателю радости, напротив, с каждым днем он все больше и больше разочаровывался в городе-мечте. Стать актером писателю не удалось, единственным путем к саморазвитию для него осталась литература.

Северная столица в произведениях Гоголя приобретает не только реальные черты, но и фантастические, порой уродливые и страшные. Это город, которые ломает и уродует судьбы маленьких людей. Но никто не замечает этого, Петербург равнодушен настолько же, насколько равнодушны и его жители.  Именно таким город на Неве показан в ряде повестей Гоголя, которые в последствие были помещены в один сборник. Всех их объединяет место действия и общая тема маленького человека.

В Петербурге возможно все. Нос, отделившись от лица владельца, начинает вести свою самостоятельную жизнь. Он не хочет возвращаться к майору Ковалеву и с призрением относится к его чину. А загадочный портрет старика способен и вовсе оказывать магическое влияние на судьбы людей. Именно он становится виновником сумасшествия художника Чарткова и бед случившихся в семье другого художника-самоучки. В повести “Шинель” главный герой чиновник Башмачкин, заветной мечтой которого была покупка новой шинели, начинает мстить после своей смерти за те несчастия, которые испытал при жизни.

Петербург — город контрастов, где за богатством скрывается нищета, а за пышностью и красотой — уродство. Невский проспект — одна из самых красивых и широких улиц Петербурга. По ней путешествуют люди разного достатка, статуса, чина: это нищие, купцы, горожане, чиновники. Но писатель призывает не верить Невскому проспекту, ведь на нем происходят самые страшные случаи. Он рассказывает историю художника Пискарева. Однажды тот встретил на Невском проспекте женщину и последовал за ней в надежде познакомится. Ее наряд отличался красотой и изяществом, и сама она была молода и очень привлекательна. Однако преследование незнакомки привело Пискарева в неожиданное место. Оказалось, что женщина занималась “нехорошей работой”. Вскоре Пискарев сошел с ума от неразделенной любви к незнакомке и покончил жизнь самоубийством. “Все не то, чем кажется” — предостерегает Гоголь своих читателей.

Так разительно отличается Петербург раннего и позднего творчества Гоголя. В “Вечерах на хуторе близь Диканьки” город на Неве ослепляет свой красотой, пышностью, торжественностью. В “Ревизоре” и “Мертвых душах” появляется реальный образ Петербурга, где здания, как исполинские великаны, нависают над обывателями, где жизнь трудна и изменчива.

Вариант 2

Петербург, известный и особенный русский город, на всем протяжении жизни и творчества писателя является для него ярким образом идеального места, отличающегося приятной атмосферой и особым состоянием.

При этом при первом знакомстве писателя с городом в юношеские годы Петербург первоначально представляется в качестве безжизненно серого и тусклого места по сравнению с солнечной Полтавской губеринией Российской империи, где родился и провел детство писатель. Тем более в своих мечтах писатель представляет город в виде уникально, притягательного, гипнотического, душевного места. Однако практически через год писатель уже имеет четкое представление о Петербурге, завораживающим и притягивающим литератора.

Город настолько захватывает писателя, что упоминания о нем содержатся практически в каждом гоголевском произведении, выступая в качестве яркого и наиболее важного сюжетного мотива, при этом описание Петербурга на протяжении жизни писателя является достаточно реалистичным. Например, город изображается таким, каким писатель его видит в юношеские годы: возглавляемый царицей, исполняющей мечты, либо в качестве призрака, вобравшего в себя и невиданные чудеса, и негативные моменты, не имеющим четких границ и очертаний.

Следует отметить, что в некоторых произведениях писатель представляет Петербург как город, в котором властвуют чиновники, бюрократы. При этом в данных описаниях писатель всегда использует сатирические приемы. Кроме того, писатель раскрывает и внутренние противоречия города, который представляется, с одной стороны, гигантом-деревенщиной, а с другой стороны, пустым, бездуховным, грязным.

Писатель отмечает, что жизнь Петербурга происходит в соответствии с собственными созданными законами, который являются пафосными, наигранными, отдающими фарсом. Кроме того, с точки зрения писателя, петербургская жизнь не является постоянной, поскольку характеризуется регулярными изменениями и переменами, а порой и происходящими парадоксами в сочетании фантастики и обыденности, красоты и уродства, богатства и нищеты.

Таким образом, писатель всегда стремится изобразить город в качестве многогранного и невероятного места, которое вызывает не только восхищение и уважение, но и тоску, и грусть. Поэтому в одних произведениях писателя Петербург предстает как серый, холодный, тусклый и грязный город, а в других изображается в качестве пышной и величественной столицы государства. Писателю, одному из многих литературных гениев, удается сделать акцент на двойственности северной столицы, подчеркивая не только его холодную красоту и величие, но и демонстрируя равнодушие, мрачность и отсутствие интереса к судьбам его жителей, включая маленьких людей.

Соответственно, Петербург занимает и в жизни писателя, и в его творчестве немаловажное место, при этом, несмотря на контрастность и иллюзорность города, оставаясь для писателя одним из самых любимых мировых городов, в который он возвращается неоднократно.

Сочинение Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Тема Петербурга отражалась явно во многих произведениях русских писателей, которым не были безразличны красоты сего города. Период, когда творцы стали обращаться к этому городу, начал восприниматься и как нечто новое, где Петербург признавался новой столицей, символом светлого будущего России. Стоит учесть тот факт, что у каждого деятеля, который обращался к образу Петербурга, имел собственное отношение к непонятному городу. Именно поэтому русское сознание носило по отношению к нему двойственный характер. Одни считали это место дивным и чудесным, иные же видели в нем нечто негативное и отталкивающее. Однако великий писатель, славящийся своими прекрасными глубоководными произведениями — это Николай Васильевич Гоголь — решил внести в собственное творчество воплощение насущных проблем по поводу Петербурга. В блестящих рассказах и повестях: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель» и другие, — писатель изобразил столицу, где ярко показалась нравственная суть населения.

Читая Гоголя, становятся ясно, что для него Петербург — некий город, что наполнен несчастными людьми, низкими чиновниками, которых кроме себя и собственного дохода, ничего не интересует. Зато, если обратиться к Невскому проспекту, то можно заметить виднеющуюся призрачную красоту улицы, именно она, как говорит Николай Васильевич, обманчива. Все внешние поразительные красоты не способны укрыть нищую жизнь, в плане духовном, большинства людей в городе, их переживания, трагизм. И предупреждает нас Гоголь: «не верьте этому Невскому проспекту!», ибо, как он считает, это «все обман, все мечта». Это мираж, от которого люди, ослепляясь, становятся несчастными, ибо после этих окружающих просторов открывается вся горькая правда. Жители несчастны, никакой красотой города это скрыть нельзя. Духовные калеки, самоубийство персонажа Пискарева, что был художником по профессии, печальное столкновение лицом к лицу с реальностью Петербурга. Повсюду царит пошлость, имеет ценность лишь денежные средства да социальный статус.

Большую неприязнь сей город имеет к «маленькому человеку». Подобную тему эту начал ещё когда-то Александр Сергеевич Пушкин, затем подхватил и Гоголь, что тревожился над такой проблемой. В его «Записках сумасшедшего» раскрывается несправедливость господствующего устройства. Вокруг одно безразличие и беспощадность, обман да жестокость, ложные ценности. Все это способно свести человека с ума…

Слишком трагична судьба у героя Николая Васильевича — Акакия Акакиевича, являющегося простым жителем Петербурга. В нем канцелярская служба, что по сути своей наполнена полной бессмысленностью, загубила любую живую мысль. Основная задача персонажа — приобретение новой шинели. Он мечтал о вещи как о любимом человеке. И не стало предела счастью Акакия Акакиевича, тогда он получил заветную вещь. Однако нахлынувшее счастье оказалось мимолетным, ибо к ночи его ограбили. Беда в том, что никто не решается заметить перемены в жизни главного героя, окружающие безразличны и переживаниям персонажа. И, оставшись в одиночестве, он покидает этот мир…  И причина его ухода из жизни не болезнь, а равнодушие и бесстрастность окружающих…

Так, Петербург у Гоголя — это тот городок, в котором существует соединение фантастического и реального. Необычные случаи, странные происшествия… Все это непривычно, непредсказуемо… Город может унизить человека, доминировать над ним…

Примечательно то, что квинтэссенция всего изложенного заключается в том, что Петербург в творчестве Николая Васильевича играл важную роль, потому как все тревожные мысли и мучающие вопросы Гоголь изложил на бумагу. И читатель, что решается открыть для себя подобного писателя, должен быть готовым к жестокой правде и волнующих душу истин.

«В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное», — говорил Герцен. Так оно и есть!

Все сочинения

  • Петербург в литературе первой половины 19 века сочинение по литературе
  • Песчинка в каменных джунглях рассказ на дзен
  • Песчаном пляже как пишется
  • Песчаное дно как пишется
  • Песчано глиняная как пишется