Петька на даче смысл рассказа

Анализ рассказа «Петька на даче» (Л. Андреев)

Автор: ·
Опубликовано 16.07.2020
· Обновлено 16.07.2020

Леонид Николаевич Андреев – прозаик, представитель Серебряного века в русской литературе. Его художественные произведения сначала печатались только в газетах и журналах, но уже на тот момент имели значительный успех. Первая его книга «Рассказы» вышла в 1901 году. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Петька на даче» по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами, проблематикой произведения и критикой на него.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление 
  • 3 Композиция
  • 4 Суть: о чём рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика 
  • 6 Темы 
  • 7 Проблемы 
  • 8 Основная идея 
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания 

Произведение Л.Н. Андреева имеет  свою историю написания. В основе рассказа «Петька на даче» заложена жизненная история известного московского парикмахера и однофамильца писателя по имени Иван – его воспоминания о детстве, проведённом у цирюльника в качестве ученика. Во времена жизни прототипа главного героя дети из бедных семей работали, как и взрослые, ведь родители не могли их содержать на свои скудные зарплаты. Самой распространенной формой заработка была жизнь в учениках: за еду и кров ребятишки усердно трудились и постигали азы мастерства. Но и отношение к ним было соответствующее — как слугам, которые кругом обязаны хозяину.

Иван Андреев прожил долгую жизнь, был награждён почётным дипломом на конкурсе в Париже. Тяжёлые воспоминания о детстве навсегда остались с ним. Но, возможно, именно тернистый путь помог ему добиться успеха и остаться на вершине. 

Впервые рассказ был напечатан в периодическом издании «Журнал для всех» в 1899 году. 

Жанр, направление 

«Петька на даче» – это детский рассказ остросоциального характера. Л.Н. Андреев рассказывает историю, которая затронет многих читателей, особенно тех, кто сталкивался с подобными ситуациями в жизни. 

Автор будто тоже участвует в рассказе и подаёт события реалистично, так, что начинаешь сопереживать герою и чувствовать его эмоции. Направление творчества Андреева — реализм.

Композиция

Рассказ «Петька на даче» имеет кольцевую композицию: начало и конец произведения практически одинаковы. 

Действие начинается и заканчивается в парикмахерской, где мальчик работает. Автор использует такой приём для придания объёмности и атмосферы происходящего.

Суть: о чём рассказ?

Главный герой – десятилетний мальчик Петя из бедной семьи. Его отдали в качестве ученика к парикмахеру Осипу Абрамовичу, где он выполнял тяжёлую работу. Парикмахер сердито глядит на ребёнка, шепча угрожающе: «Вот, погоди!». Значит, ребёнка ждёт наказание. Петя всё время хочет спать. Около глаз и под носом у него появились тонкие морщинки, а на голове нехорошие струпья. Он был худой и слабый. Мальчику казалось, что всё происходящее вокруг неправда, а лишь сон. Он был апатичен, но при этом его тянуло в другое место. Этим самым другим местом оказалась дача в Царицыно, где жили господа Петиной мамы. 

Мама забирает ребёнка на дачу, в дом, где она работала у хозяев кухаркой.  В поезде мальчику было удивительно и ново видеть за окном меняющиеся картины. Он никогда не был в деревне, поэтому, когда увидел полянки, леса и реку, всё это казалось ему странным, но интересным. Со временем Петя проникся новой жизнью. Он понял, что именно этого так просила его рвущаяся в неизвестность душа. Он подружился с мальчиком Митей, гимназистом, который помог ему освоиться в новом месте, вдвоём они играли и рыбачили. В нём проснулась детская игривость, пропали с лица морщинки, немного прибавился вес. Природа оживила ребёнка. Пробыв там некоторое время, он вдохнул свободу. 

Но вдруг ему говорят, что пора возвращаться обратно. У Пети случилась истерика: он заплакал, упал и начал кататься по земле, но затем успокоился и покорно вернулся в город. По пути обратно мальчик уже не наблюдал за сменяющимися пейзажами за окном. Когда он оказался в парикмахерской, то вновь слышал крики Осипа Абрамовича, вздрагивал и бежал на его зов. Ночью он рассказывал Николке о том, что такое дача. 

Главные герои и их характеристика 

Главные герои рассказа «Петька на даче» сосредоточены в одной таблице, где Многомудрый Литрекон дал характеристику каждому из них:

Петька главный герой рассказа. Он меланхоличный, грустный и всё время сонный. Не находя в своей городской жизни никакой радости, мальчик вечерами сидит у окна, ссутулившись, и смотря на улицу. Ребёнок даже не помнил, сколько времени уже работал в парикмахерской. У него есть друг – напарник по работе — Николка. Общаясь с ним, Петя мечтает быть похожим на него, но пока что не делает в этом попыток и остаётся собой. Он родился и рос в городе и не знал другой жизни. Попав в Царицыно, мальчишка увидел мир совершенно другим. Когда он вернулся в город, то рассказывал своему другу о том, что такое дача. Петя, работая в парикмахерской, был несколько отчуждён от окружающих людей, погружён в себя. Когда за ним пришла мама, чтобы отвезти его на дачу, он обрадовался и даже забыл про Николку. Это говорит о том, что мальчика ничто не держало в кругу городской жизни. Он раскрыл свой настоящий характер, побывав на свободе. В нём сразу явилась детская жизнерадостность и непосредственность. «…был самым маленьким из всех служащих в заведении. <…> Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу». «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Николка тринадцатилетний мальчуган с дерзким характером, который перенял от взрослых плохие манеры поведения. Он работает в парикмахерской давно, и скоро должен был перейти в подмастерья. Он обучал Петьку, как правильно стричь посетителей. Он курит, рассказывает Петьке о том, что пробовал водку. Мальчик знал многих взрослых, ходивших к ним в парикмахерскую, по именам, и рассказывал Пете грязные истории об этих людях, смеясь и скаля зубы. Из этого можно сделать вывод, что он груб и разочарован в жизни. Но в душе мальчишки таится забитый ребёнок, испытывающий боль. Когда к Пете пришла мама, чтобы забрать его на дачу, Николка чувствовал глубокую тоску оттого, что матери у него нет. Он, как и главный герой рассказа, не знал, что такое дача. «Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и <…> возвращался оттуда, счастливый и смеющийся <…>».
Осип Абрамович парикмахер и попечитель Пети, отличающийся строгим нравом, особенно по отношению к главному герою. Также этому герою свойственны равнодушие и чёрствость. Отрывисто крича «Мальчик, воды!», он требует, чтобы его просьбу Петя выполнил как можно быстрее, и когда этого не происходит, он сердится, а потом наказывает Петю. У него был «…быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота».
Надежда  мама Пети, бедная и одинокая женщина, служащая кухаркой. Она любит и жалеет своего сына. Надежда попросила Осипа Абрамовича поставить на ноги её сыночка, так как сама не может его обеспечивать. Когда она с Петей ехала в поезде, ей очень хотелось рассказать господину с газетой о своей жизни: о том, что её мальчик уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, ведь у мамы на случай болезни и старости нет иной поддержки. Её мимолётное желание поведать свою историю неизвестному человеку создаёт о ней впечатление, как о человеке беспомощном и покинутом. На даче мать старалась лучше кормить сына. «Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар».
Митя гимназист из Царицына. Он завлёк Петю в свои игры, отчего ребёнок раскрылся и почувствовал вкус детства. Кожа его была смуглая, а волосы выглядели почти белыми, потому что выгорели на солнце. Это говорит о его постоянной жизни на природе. Он весёлый, дружелюбный, любит фантазировать. «Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся».

Темы 

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

  • Основная тема в рассказе «Петька на даче» — детство. Что чувствует ребёнок, попавший в совсем не детскую обстановку? Он превращается в маленького старичка с тонкими морщинами, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего, кроме грязной парикмахерской, не чувствует ничего, кроме грубости Осипа Абрамовича. Ребёнок – это ещё не сформировавшаяся личность. То, что заложат в него взрослые, может остаться с ним на всю жизнь. Мальчик может просто потерять детство, находясь в бесконечно повторяющихся днях, не наполненных новыми впечатлениями, не дающих ему ничего, кроме муки. Герой всё время хочет спать, потому что чувствует в этом отдушину и бегство от реальности. Его постоянное ощущение бесконечного сна становится верой в то, что когда-нибудь он проснётся. И он, действительно, просыпается, когда поезд несёт его в новый и чистый мир. Такой контраст заставляет читателя увидеть состояние ребёнка.
  • Противопоставление бедности и богатства, города и деревни также заставляет нас задуматься над тем, как глубока пропасть между этими крайностями. Николка — как раз тот человек, который наверняка пронесёт в себе те злобные и грязные чувства, впитав их в себя в детском возрасте, ведь он брошен в городской среде на произвол судьбы. Он перестал сопротивляться, поэтому от его взгляда всегда исходит некое презрение к окружающему миру, дерзость и ухмылка, посланная нелёгкой действительности. Митя, в противовес мальчикам, вырос на воле, где он предоставлен природе и свету. В весь как бы пропитан солнцем: он весёлый, смелый, общительный и открытый. Он занимается тем, что любит: изучает вместе с Петей развалины старинного дворца, рыбачит и придумывает различные игры. 
  • Также в рассказе основной темой является любовь. Она исходит от матери Пети, которая всеми силами пытается улучшить жизнь ребёнка, но пока ей это мало удаётся. Она уговорила барина разрешить привезти своего ребёнка к ним на время. Когда Надежда с сыном едет в поезде, она не пытается его остановить или отругать за то, что он бегает от окна к окну и наблюдает за голубым небом. Напротив, она защищает его от господина, нахмуренно глядящего на мешающего ему ребёнка. В конце своего путешествия Петя шепчет маме, чтобы она спрятала удочку, с которой он ходил на рыбалку. Она в ответ обещает выполнить его просьбу, говоря о том, что, может быть, Петя сможет снова посетить дачу. Надежда радуется тому, что ребёнок окреп на воле. Также тема любви звучит в новых детских ощущениях Пети: он любит цветы, которые растут на полянке, он следит за красотой неба, по которому плывут маленькие белые облачка. В нём просыпается привязанность к природе. Всё пережитое он вряд ли забудет по приезде в город. Такие впечатления останутся в маленьком сердце и будут жить в нём до новой поездки за город.
  • Тема бедности – одна из острых тем, затронутых автором в рассказе «Петька на даче». Немытый Петька, грустная и одинокая Надежда, которая не может содержать своего сына – это первый план. А на заднем плане, как декорации к страшной обстановке, читатель видит грязную парикмахерскую. На стене висит картина с изображением нагих женщин, пыльная и засиженная мухами. Перед нами предстаёт и бедный духовно квартал, где расположены неподалёку от парикмахерской дома «дешёвого разврата». В окрестностях бесконечно слышится ругань, жители и прохожие постоянно наблюдают драки и пьянство. Л.Н. Андреев описывает, как муж бьёт свою пьяную жену на улице, и она лежит на земле с растрёпанными волосами. И на этом фоне находится ребёнок, чьё сознание ещё не сформировано. Все неясные ему ужасы происходят на его глазах. Он растёт в безобразной среде, день за днём проживая одинаково и серо, поэтому иссушается его душа. 
  • Среди этого хаоса духовной и материальной нищеты можно разглядеть еле-еле проглядывающуюся, но такую важную тему, на которую хочется уповать ежедневно – это надежда. В Пете, бесспорно, останется надежда на возвращение в Царицыно, на встречу с Митей. Светлая надежда звучит в словах матери: «Может, ещё приедешь». Ведь на даче осталась удочка, ведь жизнь не заканчивается одной парикмахерской, ведь где-то она всё-таки есть, и Петя её нашёл! Не зря его мать зовут Надеждой, ведь именно она повезла его в мечту, она показала ему новый чудесный мир.  

Проблемы 

Судьба главного героя является типичной для ребёнка из бедной семьи, жившего в конце XIX века. Своим рассказом «Петька на даче» автор пытается привлечь внимание общества к положению детей в капиталистической среде, в которой царит несправедливость. 

Произведение иллюстрирует социальное расслоение общества, в котором детям нет возможности оставаться детьми. Они с детства, как взрослые, должны зарабатывать деньги своим трудом. Автор в своё время замечал, что только реальные шаги и деятельность государства могут изменить положение. Такова нравственная проблематика произведения «Петька на даче». 

Основная идея 

Главная мысль рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче» выражена хоть и не прямо, но, безусловно, очень понятно для читателя. Автор говорит о том, что всякое дитя имеет право на счастливое детство, а ранняя принудительная работа и лишение его простых детских радостей может нанести незаживающую рану, не дать ему развиться как личность, отобрать возможность радоваться жизни. Таков смысл рассказа «Петька на даче».

Чему учит?

Л.Н. Андреев в своём рассказе «Петька на даче» заставляет задуматься, что нельзя растить ребёнка в условиях дисгармонии, среди общества, в котором отсутствуют моральные нормы и процветают конфликты. Автор учит тому, что дети – это продолжение жизни, и нужно сделать всё возможное, чтобы будущее было светлее и добрее за счёт правильно воспитанных людей. Таковы нравственные уроки, которые можно увидеть в произведении «Петька на даче». 

Из текста можно привести пример отношения взрослых к Пете. Барин и барыня, проживающие на даче, где побывал мальчик, видят его в приступе безудержного плача из-за того, что его хотят забрать обратно в город. Они говорят о том, что его жалко, но тут же вспоминают, что кому-то сейчас намного хуже, чем ему. После такого вывода они принаряжаются и едут на танцы. Вывод напрашивается сам собой: истинная гуманность состоит в том, чтобы помочь ребёнку, а не проявлять к нему лишь жалость. Такова мораль рассказа Л.Н. Андреева. 

Критика

Мнение критиков о книге сходится в том, что рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» очень похож на произведение А.П. Чехова «Ванька». Также имеется сходство с другими книгами, такими как «Спать хочется» А.П. Чехова, «Гуттаперчивый мальчик» Д.В. Григоровича, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Домой» Н.Д. Телешова, «Белый пудель» А.И. Куприна, «Дед Архип и Лёнька» М. Горького. Их объединяет одна тема – трудное детство. 

О произведении Л.Н. Андреева были как положительные, так и отрицательные отзывы критиков. Представляем Вам мнения критиков, составивших своё мнение о рассказе «Петька на даче».

К. Сараханов в своём литературном очерке назвал рассказ Л.Н. Андреева «прелестной вещью». Его отзыв состоял в основном только из пересказа сюжета, но при этом подчёркивался драматизм детской жизни мальчика.

Были и негативные отзывы о произведении автора. Например, Н. Соколов замечал, что некоторые эпизоды нереальны. Например то, что загоревшее лицо Мити писатель сравнил с цветом вагона второго класса. «Нехарактерность, придуманность этого сравнения бросается в глаза», – пишет критик. Он считал, что Л.Н. Андреев не мог создать тип, и во многих его произведениях невозможно увидеть ни одного ярко прописанного художественного образа. А. Ефимов охарактеризовал рассказ как «слабый и  растянутый».

Н. Д. Урусов выделил рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» среди остальных произведений автора в том смысле, что здесь автор проникается глубоким сочувствием к главному герою. Критик замечает, что сопереживание автора заставляет читателя проникаться с ещё большей силой к ребёнку, описанному в рассказе, и выносить из него печальное чувство от «жалкой жизни жалких детей».

Н.Л. Геккер рассматривал светлую сторону рассказа и описывал то приятное, тёплое впечатление, что оставляет после себя произведение Л.Н. Адреева. Критик писал: 

«Что может быть безотраднее этой маленькой, в самом начале загубленной жизни, и однако же, выносите вы из чтения не отчаяние и безверие, а какую-то теплоту и что-то хорошее, нечто вас поддерживающее и возвышающее, и это нечто может быть если не формулировано, то сведено к выводу: Петька еще не погиб, ибо он завещал матери: “Ты удочку спрячь!” – и его надо непременно вернуть на дачу, отдать его полям, лесу и озерам. Но если это невозможно, останется ему спасением однажды изведанное счастье: оно не допустит его до окончательного падения…»

В.Ф. Боцяйовский также видел оптимистическую ноту в пессимистическом рассказе Л.Н. Андреева. Критик на страницах произведения видит искрящиеся отрадные слёзы, выражающие любовь к настоящей жизни. Он пишет: 

«Разве не ужасна жизнь этого несчастного Петьки, обреченного провести лучшие свои детские годы в тёмном подвале парикмахерской, и разве не восторг перед жизнью несколько недель, проведённых тем же Петькой на даче, на лоне природы? Прочтя этот рассказ, так и хочется сказать:

– Нет, жизнь прекрасна, жизнь великолепна. Портим мы ее сами, мы не умеем её искать, иногда сознательно, иногда бессознательно ищем ее не там, где она есть на самом деле, сами бежим от неё»

И.П. Баранов писал, что среди остальных рассказов Л.Н. Андреева о детях самый большой интерес представляет именно рассказ «Петька на даче». В этом произведении ясно звучит главный мотив творчества писателя. Он считает, что главному герою рассказа как раз подходит психологическое определение самого автора – «современный дикарь». Вместе с этим критик отмечал, что Л.Н. Андреев в своём произведении раскрывает для читателя свою душу: оттеняется серое безверие автора на фоне веры ребёнка. 

Уже при жизни писателя рассказ «Петька на даче» был переведён на многие языки: английский, французский, немецкий, болгарский, финский, хорватский, сербский, японский, нидерландский, иврит и индиш. Именно этот рассказ Л.Н. Андреева крайне часто переиздавался в СССР в книгах для детей даже с 1930 по 1950 годы, когда имя писателя было несколько забыто.

Автор: Диана Танцур

Метки: Леонид АндреевПетька на дачеразбор

Читайте также:

Краткий анализ рассказа «Петька на даче» ( Л. Андреев)

Одним из представителей Серебряного века среди писателей является Л.Н. Андреев. Хотя его произведения изначально печатались только в журналах и газетах, они пользовались большой популярностью. Одним из интересных произведений автора является рассказ «Петька на даче».

Содержание:

  • 1 История создания рассказа
  • 2 Жанр, композиция, направление
  • 3 Сюжет рассказа
  • 4 Характеристика главных героев
  • 5 Основные темы рассказа

История создания рассказа

Это рассказ написан на основе реальной житейской истории, рассказанной московским цирюльником Иваном, который по чистой случайности оказался однофамильцем автора. Он рассказал о своем детстве, о том, как жили дети из бедных семей. Как они взрослели очень рано. Вместо того, чтобы бегать и играть, как положено детям, такие ребятишки начинали трудовую жизнь.

Неудивительно, родители не могли прокормить, обуть, одеть своих детей. Их заработков хватало на самое скудное, почти нищее существование. И такие ребята попадали в ученики к ремесленникам. Родители были рады тому, что дети сыты целый день, иногда на ужин принесут кусочек. Кроме того, они приобщались к ремеслу, так как другого образования им бы родители не дали.

Конечно, к таким детям относились соответственно. У хорошего учителя их не обижали, обучали ремеслу, передавали свой опыт. Но все равно они были на положении слуг. Детства они, по сути, не видели.
Хотя цирюльник Иван, рассказавший эту историю, добился многого в жизни, получил даже диплом в Париже на конкурсе, но о детстве вспоминал с грустью.

Жанр, композиция, направление

«Петька на даче» со сути своей детский остросоциальный рассказ. Он нравится многим и особенно тем, кто в детстве испытал бедность. Писатель настолько хорошо вникал во внутренний мир детей, понимал их ощущения, что казалось, что это рассказ о нем самом. Все чувства и эмоции героя читатель глубоко переживает и примеряет на себя, настолько реалистично написан этот рассказ.

Сюжет рассказа можно охарактеризовать как кольцо. Точка начала сюжета в парикмахерской заканчивается в той же точке в конце. Этот прием придает объемность повествованию.

Сюжет рассказа

Десятилетний Петька рано начал привыкать ко взрослой жизни. Родители пристроили его к местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петькину жизнь в это время можно охарактеризовать как сон, а не реальность. Он как будто заставляет себя не видеть, что происходит вокруг. Вся его жизнь один сплошной страх. Он боится каждого взгляда и слова своего наставника.

По большому счету для Осипа Абрамовича Петька был не ученик, а, скорее, слуга. От тяжелой работы, которую он выполнял у парикмахера, у Петьки не оставалось сил. Его постоянно тянуло в сон.

Единственной мечтой мальчика был отдых на даче в Царицыно, где его мать работала у господ. Наконец, его мечта сбылась. Мать взяла его с собой. Сколько впечатлений мальчик получил еще по дороге, когда ехал в поезде. Пейзаж за окном произвел на него неизгладимое впечатление. Сколько радости у него было на душе, сколько счастья от ощущения того, что он уезжает от ненавистного Осипа Абрамовича.

Приехав на дачу, Петька познакомился с гимназистом Митей. Как много интересного рассказал и показал ему Митя, мальчик-гимназист, который тоже отдыхал в деревне. Наконец Петя мог почувствовать радость детства. С Митей они рыбачили, разговаривали, резвились. Деревенский воздух и полноценный отдых придали здоровья мальчику. С его лица исчезли морщины, взгляд стал веселым и игривым.

Но вся его радость сошла на нет, когда мама сказала ему, что пора возвращаться домой. У Пети случилась истерика, он плакал до изнеможения. Но делать нечего, нужно ехать.

На обратном пути он даже не видел красоты пейзажей, которыми восхищался по дороге на дачу. Прибыв в город, он снова вернулся в парикмахерскую, услышал те же окрики своего хозяина. Жизнь вернулась в старое русло.

Характеристика главных героев

  • Петька. По натуре этот мальчик меланхолик. Он постоянно ощущает недосыпание. А почему у читателя создается такое впечатление, что он грустный и меланхоличный от рождения? Как он преображается, попав на свободу в Царицыно, там его просто не узнать. Жизнь в городе не по нему. Единственный человек, с кем он общается, это Николка. Петька некурящий, непьющий, но уже приобщился к нецензурной брани. Да откуда ему набраться хороших манер? Вообще, мальчик добрый, но замкнутый.
  • Николка. Мальчику 13 лет. Он ходит в подмастерьях у Осипа Абрамовича. Матери у него нет. Как завидовал он Петьке, когда узнал, что тот с мамой едет на дачу. Мальчик в свои тринадцать лет уже курит, пробовал водочку. Вместо изучения наук он слушает местные сплетни от посетителей парикмахерской и передает их Петьке. Мальчики очень разные, но волей судьбы связаны постоянным общением. У Николки одно развлечение: сходить на драку посмотреть.
  • Осип Абрамович. Строгий и грубый Петин попечитель. Он не рассматривает его как ученика. Он считает его слугой, который по первому окрику должен бежать и выполнять все его прихоти.
  • Надежда. Петина мама. Она просто одинокая женщина, которой не на кого опереться. Она любит и жалеет сына, но не может ничего сделать для него, кроме как отдать Осипу Абрамовичу в услужение. Она надеется хоть так поднять мальчика. Сама она работает кухаркой у господ. Единственно, что она может, повкуснее и посытнее покормить Петю на даче. Это очень одинокий человек, которому даже поделиться нес кем и получить сочувствие. В поезде она готова рассказать все о себе незнакомому человеку, случайному попутчику.
  • Митя. Это мальчик-гимназист, с которым Петя познакомился на даче. С ним Петя узнал, что такое детство, рыбалка, окунулся в незнакомый ему мир природы и игр. Митя дружелюбен, остроумен, ужасный фантазер. Неудивительно, что Пете с ним намного интересней, чем с Николкой. Вся его внешность говорит о том, что он постоянно находится на природе.

Основные темы рассказа

  • Детство. В этом рассказе явно прослеживается превращение маленького мальчика в старичка. Он даже внешне приобретает старческие черты. У Петьки явно намечаются морщины. Постоянное желание спать тоже напоминает старость. Как пожилые люди впадают часто в дрему, так и десятилетний мальчик постоянно хочет спать. Сон для него спасение, уход от постылой реальности. Разве такая жизнь для ребенка должна быть? Грязная опостылевшая парикмахерская с вечно орущим Осипом Абрамовичем. Такая картина закладывается в его сознании с детства. А это очень страшно. Однако в душе мальчик не старик. Это раскрывается, когда он приезжает в деревню. Здесь он ребенок, даже морщинки разгладились.
  • Противопоставление: деревня и город, бедность и богатство. Николка представлен в рассказе как обиженный на всех и вся подросток. Он сам карабкается по жизни как может. Черствость стала основной чертой его характера. Брошенный всеми, оставшись без матери, он изо всех сил старается выжить, понимая, что хорошего ждать нечего. Единственную надежду он видит в Осипе Абрамовиче, который сделал его подмастерьем.
  • Тема материнской любви предстала в образе Надежды. Она, как всякая мать, переживает за своего сына, уговаривает хозяев приютить его на даче, старается дать ему повкуснее кусочек. Она бы все сделала для его счастья, но ее возможности ограничены.
  • Бедность. Весь рассказ пропитан этой темой. Грязная, убогая парикмахерская, картина, засиженная мухами еще не вся бедность. Гораздо беднее Надежда, которая из-за своей нищеты отдала сына в рабство.
    Рассказ написан давно, но актуален и сегодня. Все проблемы, которые подняты в произведении, не исчерпали себя за прошедшие десятилетия и остались насущными по сей день.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира, постепенно превращаясь в усталого морщинистого старика. Видя его состояние, мать летом уговаривает хозяина парикмахерской отпустить сына с ней на барскую дачу. Именно там мальчик находит своё истинное место, куда ему всегда хотелось попасть. Он проводит свои счастливые дни на лоне природы, его самочувствие и внешний вид становятся лучше. Однако вскоре хозяин парикмахерской требует его обратно к себе, и мальчику приходится уехать. Он надеется, что ещё вернётся на дачу, рассказывает о ей истории своего городскому приятелю и продолжает свою однообразную «грязную» жизнь.

Этот рассказ поднимал острую социальную проблему того времени, но не теряет своей актуальности и сейчас. Мы видим, что главный герой – совсем ещё ребёнок, однако его мир уже полон разврата, сквернословия, брани, побоищ, пьянства. Мальчик видит эту нескончаемую вереницу людских пороков день за днём, впитывая её в себя. От этого ухудшается его внешний вид (он становится похож на сморщенного старика), его здоровье (мальчик не высыпается, даже когда много спит, становится рассеянным).

Когда Петька оказывается на даче, он словно бы получает то самое детство, которого у него никогда не было, ведь он вынужден постоянно работать, даже по праздничным и выходным дням. Здесь же он открывает для себя свободу и радость. Он начинает выглядеть, как здоровый ребёнок, пребывание на природе идёт ему на пользу. Город, тем не менее, вскоре забирает мальчика обратно в свои сети. Едва только познав настоящее детство, Петька тут же лишается его. Однако ему не остаётся ничего, как только принять положение дел и смириться с этим. Показателен эпизод, в котором барин жалеет мальчика, но тут же замечает, что другие живут и того хуже, так что не следует и жаловаться.

Рассказ демонстрирует нам, как важно влияние внешней среды на ребёнка. Это касается как чисто экологического аспекта с его влиянием на здоровье молодого организма, так и психологического, морального, ведь ребёнок впитывает в себя то, что он видит вокруг, а герой рассказа видит одну лишь «грязь». Город уже высасывает из него все жизненные силы, грустно думать, что станет с Петькой, когда он вырастет. А ведь мы понимает, что герой рассказа – правило, а не исключение, и таких детей – было и есть – очень много.

2 вариант

Несмотря на то, что создано очень много детских рассказов, я хочу выделить лишь один — это рассказ Андреева » Петька на даче», потому, что у данного произведения отдельная атмосфера и если хорошо читать, то можно её даже и прочувствовать. Основная часть содержания состоит из реальных событий, популярного в то время парикмахера.

Первый раз этот рассказ вышел в свет тысяча восемьсот девяносто девятом году . Главный персонаж — это мальчуган Петя из бедной семьи. Представьте себе то, что ему всего-лишь десять лет, а у него уже на лице морщины .Ощущение, что он постарел раньше времени. Главное — это понять насколько нашему герою было тяжело, ведь он в свои десять лет узнал, что такое утомительный труд. Надежда — это мать нашего героя, отдала к парикмахеру Осипу Абрамовичу своего мальчишку на обучение. К великому сожалению — это был обиженный жизнью мужчина, который только и делал, что упрекал и расшатывал психику нашего юноши, своей строгостью. Парикмахер не щадил никого, и в случае оплошности , каждого ученика наказывал. Петька только и делал, что сидел в душной парикмахерской, где не было ничего нового. Трудно представить, что могло твориться в душе ребёнка, которого попросту лишили детства. Понимая всю тяжесть своего существования, мальчик смирился с таким положением вещей и терпел невзгоды. Но в душе, Петька мечтал ,что в один замечательный день, всё изменится! В итоге у него появилась мечта, уехать в другое место, где ему будет комфортно и интересно.

Дружище Петьки был на три года больше по возрасту и опытнее. К сожалению, главный герой потерял в себе качество романтичного оптимиста. Как же можно таким не стать, когда детям встречаются на пути их развития только злые люди.

Однажды случилось так, что мама, невольно и намерено не планируя, действительно исполнила мечту сына. Они с Петькой должны были поехать на дачу, к богатым владельцам очень красивого участка. Не сложно догадаться о том, в какой восторг пришёл мальчишка от этой новости! Но несмотря на всю позитивную картину, можно заметить и пессимистичный фрагмент: Надежде придется прислуживать на кухне у богатых хозяев. Если посмотреть правде в глаза, то даже несмотря на это, сыночек очень сильно обрадовался и понял, что его ждут приключения. Необходимо подчеркнуть то, что, в общем-то, он не знал, что такое дача, но уже хотел по-быстрее там оказаться.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Популярные сегодня темы

  • Главные герои повести Алые паруса Грина (характеристика)

    Главная героиня повести имеет непростую судьбу. С грудного возраста девочка осталась без матери. Ради дочери Лонгрен оставил свою работу. Для него воспитание единственного ребенка от любимой женщины

  • Сочинение Мир моих увлечений

    Увлечения человека наполняют жизнь радостью, удовлетворенностью и желанием двигаться дальше. Каждый человек хочет быть счастливым. Увлечения делают жизнь разнообразной и интересной

  • Сочинение на тему Наша квартира 6 класс (описание)

    Каждый человек хочет иметь свое жилье. После того, как оно появляется, то сразу же начинаешь свое пристанище облагораживать. Ведь по сути, именно в уютной комнате можно спокойно отдохнуть после суетливого дня.

  • Посетители Хлестакова с таблицей (по порядку) + сочинение

    Появление Хлестакова вызвало переполох в чиновничьей среде. Административно-хозяйственная машина заработала во всю мощь. Городские властители спешили выставить напоказ внешнюю благопристойность

  • Образ Лары и ее характеристика в романе Доктор Живаго Пастернака (Лариса)

    В произведении Пастернака “Доктор Живаго” нашли себе место большое количество образов и характеров персонажей, что позволило автору донести до читателя мысль и идею наиболее точно и ярко

«Петька на даче» читательский дневник

«Петька на даче» читательский дневник

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 201.

Обновлено 8 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 201.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Петька на даче» – рассказ о маленьком мальчике, чьё детство прошло в грязной парикмахерской, среди грубых, злых, бездушных людей.

Краткое содержание «Петька на даче» для читательского дневника

ФИО автора: Андреев Леонид Николаевич

Название: Петька на даче

Число страниц: 11. Андреев Леонид Николаевич. «Петька на даче». Издательство «Детская литература». 1974 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1899 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место

Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, чёрствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, весёлый и общительный мальчик, большой фантазёр.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешёвую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из её сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и всё время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю чёрную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друг на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завёл дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазёром. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась: Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Вывод и своё мнение

В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.

Главная мысль

Каждый ребёнок имеет право на счастливое, беззаботное детство. Ранний подневольный труд и лишения убивают в нём личность, интерес и радость к жизни.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешёвых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Браниться – ругаться.

Пролётка – лёгкий открытый четырехколёсный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером.

Новые слова

Физиономия – лицо.

Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.

Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимофей Мирошниченко

    9/10

  • Мотвей Иванов

    10/10

  • Вероника Цай

    10/10

  • Вика Редькина

    10/10

  • Артём Дорофеевакк

    10/10

  • Ася Тартус

    10/10

  • Злата Стаценко

    10/10

  • Галина Мартыновская

    10/10

  • Денис Крутько

    10/10

  • Максим Павлюк

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 201.


А какую оценку поставите вы?

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Андреев
  4. Анализ рассказа Петька на даче

Произведение по жанровой направленности относится к остросоциальной прозе.

Главным героем рассказа является десятилетний мальчик Петька, представленный в образе исхудавшего и изможденного мальчишки, происходящим из бедной семьи, вынужденный в своем юном возрасте работать.

Композиционная структура рассказа представляется кольцевой, поскольку действие в произведении начинается и заканчивается ориентировочно одним и тем же событием, происходящем в парикмахерской, где учеником трудится главный герой.

Сюжетная линия произведения повествует о тяжелой жизни мальчика, вынужденного ежедневно прислуживать жестокому и злому цирюльнику Осипу Абрамовичу в квартале, заполненном дешевыми домами, где повсюду происходят драки, пьянство, сквернословие. Единственной отдушиной для мальчика, попавшего в такие условия, становится посещение с матерью дачи богатых помещиков, на которую Надежда отправляется по работе. На природе Петька оживает и чувствует настоящий вкус жизни, который однако быстро заканчивается, поскольку мать с сыном вынуждены возвращаться в город, а мальчику снова предстоит изнурительная работа в парикмахерской.

Отличительной особенностью рассказа является изображение двух миров в виде города и дачи, при этом город характеризуется для героя душащими его чертами, а дача представляется подарком из детства.

Также яркой художественной деталью в рассказе являются ранние морщинки главного героя, который трудится как взрослый человек, не зная праздников и выходных, становясь похожим на состарившегося карлика. Только по прибытии на дачу морщины исчезают с лица Петьки и он становится нормальным ребенком.

В рассказе поднимаются социальные проблемы того периода времени, включая наличие детей, лишенных детства., которые, видя на природе, ясное и широкое небо, белесые радостные облака, похожие на ангелов, считают это символом счастья, свободы, покоя.

Второстепенными героями рассказа является друг Петьки Николка, являющийся помощником цирюльника, тринадцатилетний мальчик, отличающийся отсутствием воспитания, поскольку умеет курить, сквернословить. Также второстепенным героем являются мать Петьки, работающая кухаркой у богатого барина, и гимназист Митя, встреченный мальчиком во время пребывания на даче, показавший Петьке много необычных мест и обучивший его рыбной ловли.

Смысл произведения заключается в социальной несправедливости существующего общества, в котором ребенок вынужден с малого возраста зарабатывать себе на пропитание тяжелым трудом, который не подразумевает счастливого детства.

5 класс

Анализ рассказа Петька на даче

Анализ рассказа Петька на даче

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс

    Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций

  • Образ и характеристика Кирилла Троекурова в произведении Пушкина Дубровский сочинение 6 класс

    Роман «Дубровский», является одним из наиболее ярких и самобытных произведе­ний Александра Сергеевича Пушки­на. В нем мастерски выписаны типичные характеры своего времени

  • Сочинение на тему Внутренний голос человека

    Внутренний голос дает о себе знать в разных ситуациях. Он часто проявляется во время особого внутреннего состояния человека, когда тот испытывает какие-либо внутренние волнения, переживания

  • Сочинение Если бы у меня была волшебная палочка

    Иметь волшебную палочку – это очень ответственно, ведь она выполняет желания. Все желания должны быть обдуманны, чтобы они не причинили никому вред.

  • Сочинение Клим Чугункин в повести Собачье сердце (Образ и характеристика)

    Михаил Афанасьевич Булгаков получил заслуженную славу не только благодаря роману «Мастер и Маргарита», но и после публикации произведения под названием «Собачье сердце».

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Петька на даче»

Краткое содержание

Произведение начинается с описания парикмахерской Осипа Абрамовича. Она находилась недалеко от дома разврата, поэтому публика приходила нетребовательная. У Осипа всегда на подхвате были подмастерья. Также в помощниках было 2 мальчика. Один из них, Николка, готовился перейти в подмастерья. Он подражал взрослым, курил и сплевывал сквозь зубы. Петьке было всего 10 лет и он выполнял разные поручения.

Когда не было заданий, мальчик слушал Николку либо смотрел на улицу. Местные женщины были просто одеты, часто пили водку и курили. Иногда их били мужчины, но никто за них не вступался. Николка знал много грязных историй и Петька уважал его, втайне мечтая походить на парня.

Петька на даче главные герои

Жизнь мальчика была скучной. Он подавал воду и мыл полы. Ему постоянно хотелось спать, его грязная шея и лицо вызывали неприязнь. Петька упрашивал маму забрать его, но она не могла.

Как-то раз Надежде удалось уговорить Осипа ненадолго отпустить сына на дачу. Там отдыхали ее господа.

Мальчик не знал, что такое дача. Вокзал поразил его, а стоило тронуться поезду, как он прилип к окну. Природа поразила его. Когда они приехали, лес сразу начал благотворно влиять на мальчика. Петька познакомился с гимназистом Митей. Тот показал как ловить рыбу, купаться и бродить по траве босиком.

Но через неделю пришло письмо, где Осип требовал возвращения помощника. Все мысли Петьки уже были заняты другим и он забыл о парикмахерской, но мама велела ему возвращаться. Он принялся кричать и кататься по земле, но безуспешно. В поезде он был апатичным и вялым, а в парикмахерской его ждало все тоже самое — привычная публика и требование нести воды.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Анализ рассказа Андреева «Петька на даче»

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче»

. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик Петя

бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, Николка

, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист Митька

. За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Автор подымает в рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева — призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?

Петька маленький мальчик 10 лет, который работал в парикмахерской, подавал воду. Все его дни были однообразны, праздников не было, ребенок работал каждый день. В дороге Петьке было все поразительно ново и странно, он вертелся, перебегал на другую сторону вагона, чтобы все рассмотреть. Когда его мать забрала его на дачу в Царицыно, где жили ее господа, мальчик был в восторге. «Сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.» «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.» Его пребывание на даче завершилось тем, что Петька закричал и заплакал в отчаянии, от того что он должен вернуться опять в город.

2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?

Мне кажется, что автор хотел показать всю трагичность судьбы мальчика. Маленький ребенок вынужден был работать в 10 лет. Вырвавшись из города, где он ничего не видел кроме серых будней и работы, Петька отдохнул, ожил, стал играть, он как птица вырвался на свободу, но настал тот момент, когда его повезли обратно в город. Этот рассказ вызвал чувство жалости к этому мальчику из-за не справедливости данной ситуации. У детей должно быть детство, они должны ощущать себя любимыми, должны играть, ходить в школу, а не на работу.

3. Сформулируйте 2 — 3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской».

Где работал Петька? Куда Петька отправился с матерью? С кем подружился Петька в Царицыно? Кем работала мать Петьки? Сколько лет было Петьке? Как звали парикмахера?

4. Внимательно перечитайте три эпизода. Первый — от слов: «Петькины дня тянулись удивительно однообразно…» до слов:»Петька не знал, скучно ему или весело…»; второй от слов: «Но прошло еще два дня…» до слов: «Смотри-ка, растолстел как!»; третий — от слов: «Но Петька и не думал плакать…» до слов: «Вот видишь, перестал…» Озаглавьте каждый эпизод.

1. Однообразные трудные дни в парикмахерской 2. Петька почувствовал себя на даче как дома 3. Горе мальчика

5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно.

В первом эпизоде жизнь мальчика трудна, скучна и однообразна. Мальчик не знает другой жизни, а эта ему не нравится, он уставший и измотан работой. Во втором эпизоде мальчик счастлив, он открыл для себя другой мир, совсем не похожий на прежний, где можно играть, резвиться и наслаждаться жизнью. В третьем эпизоде у мальчика горе, трагедия, он не хочет возвращаться к прежней жизни.

Благодаря художественным деталям писатель передает настроение мальчика. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее, ярко представили характер персонажа.

6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, почему автор закончил рассказ по-другому?

Автор хотел показать всю трагичность ситуации в которую попал маленький Петька. Возможно, что у мальчика в дальнейшем сложилась судьба, но сколько детей в то сложное время страдали и были вынуждены работать.

  • Петр кошель история денег рассказы для детей
  • Петька на даче аудио рассказ
  • Петр ильич чайковский рассказ для детей
  • Петька микроб читать рассказ
  • Петр и феврония сказка