Петр первый великий реформатор сочинение

Эссе на тему: «Пётр I великий реформатор»

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Я скорее принадлежу к числу первых и считаю Пертра I великим реформатором, однако не отрицаю того, что в своей деятельности он нередко использовал насильственные меры.

Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее вместо патриарха было создано синодальное правление церковью, сохранявшеся до 1917.

Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией. Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора «даточных людей», а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Это позволило русской армии одержать первые победы над противником. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт-Петербург— новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-«парадизом». В эти же годы Боярскую думу сменила состоявшая из членов ближайшего окружения царя Консилия министров, наряду с московскими приказами в Петербурге создавались новые учреждения. В 1708 страна была разделена на губернии. В 1709 после Полтавского сражения наступил перелом в войне и царь смог больше внимания уделять внутриполитическим делам.

В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий— центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения. В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».

Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.

Итак, Пётр I провёл реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Петербург). Проводил политику меркантелизма в области промышленности и торговли (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при лесной (1708) и под Полтавой (1709). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочнению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т.д. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709 и др.), беспощадно подавляемые правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы. Я считаю, что без жестоких мер таких огромных результатов добиться попросту было бы не возможно, поэтому дейсвия Петра Великого были оправданы. Пётр I является величайшим реформатором России.

  1. Сочинения
  2. Великие люди
  3. Пётр I Великий реформатор или тиран

На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Что представляла собой Россия в 17 веке? Типично патриархальное государство. Она как бы застыла в своём развитии. Ей нужен был для дальнейшего развития толчок, точнее сказать мощный «пинок». Именно Петр Первый его и сделал. Он практически, как литературный герой барон Мюнхаузен, который вытянул себя за волосы из болота, также вытянул Россию из болота, в котором она пребывала.

И почему такая жёсткая постановка вопроса? Тиран? Да его приказ брить бороды это детский лепет по сравнению с тиранией XX века! ГУЛАГ же создал не он.

Революционные преобразования, даже благие, никогда не обходятся без жертв. Всегда кто-то сопротивляется нововведениям. Противники перемен не дремлют, они подстрекают недовольных людей к бунтам. Их можно подавить только сильной рукой. Цели у него были прогрессивные, а вот методы достижения не всегда цивилизованные.

Работы было много. Не имея знаний и навыков, он под видом обычного плотника посетил Европу. Его интересовали практические вопросы – строительство кораблей, заводов, фабрик. Образ жизни европейцев, в частности мода.

Именно он приказал женщинам носить европейские платья, парики, а мужчинам носить камзолы, сапоги-ботфорты, брить бороды. Табак в Россию тоже привёз великий государь. Он просто хотел, чтобы Россия была цивилизованной страной.

Он упорядочил структуру государственного правления, издал «Табели о рангах». Рост промышленности. Строились новые заводы на Урале. На них отливали ружья и пушки. «Лапотная» Россия продавала металл «передовой» Европе. Стала развиваться торговля.

Создание принципиально новой боеспособной армии, введение рекрутского набора, открытие профильных военных училищ позволило в кратчайшие сроки, около пяти лет, провести военные реформы. Это сразу же проявилось, например, в Полтавской битве. Шведы получили хороший урок и убрались восвояси.

Флот — это любимое детище Петра. Он ежедневно бывал на верфях, следил за строительством кораблей. Он видел Россию великой морской державой. Заложил основы Балтийского флота. Россия получила выход в океан. Специально открыл Навигацкую школу, где могли обучаться дети из бедных семей.

А что до того, что устраивал разносы казнокрадам и лодырям, так по-другому было нельзя. Русскому человеку дай волю — он всё разворует.

Строительство Санкт-Петербурга – это гениальный проект Петра Первого. У великой державы должна быть великая столица на море. Да, строительство было сопряжено с массовой гибелью народа. Можно сказать, что город построен на костях. И климат там не здоровый. Но у Петра Первого на этот счёт была своя точка зрения.

Также там был построен Кронштадт, военно-морская база русского флота. По современным меркам, как показал парад на День Военно-Морского флота, океанские крейсера и подводные лодки не смогли зайти в устье Невы, мелковато там для них. Но по тем временам это было прогрессивно. Кстати, форму для матросов – гюйс, удобную рубаху-«голландку», бушлат тоже ввёл Петр Первый. Моряки и сейчас их носят.

Моё мнение такое. Если бы к власти не пришёл Петр Первый, а пришли бы царевна Софья или его брат Иван, то неизвестно что было бы с Россией. Хватило бы им ума, напора, лидерских качеств, чтобы кардинально перестроить Россию? Вряд ли. Ведь европейские соседи были готовы «оттяпать» часть нашей территории. Их армии были гораздо мощнее российской армии. Куда нам со стрельцами против ружей и пушек! Пётр Первый понял это раньше других. И только он сумел преподать врагам хороший урок.

Если теоретически положить на левую чашу весов всё то положительное, передовое, что сделал Петр Первый, а на правую чашу негативные последствия содеянного, то левая чаша перевесит правую. Для меня Петр Первый однозначно реформатор.

Пётр I Великий реформатор или тиран

Пётр I Великий реформатор или тиран

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Февронии Муромской в повести о Петре и Февронии

    Повесть о Петре и Февронии была написана в ХVI веке иноком Ермолаем. В древнерусской литературе имеются множество произведении и житие святых. Но это сочинение стоит особняком, так как олицетворяет собой духовные семейные ценности

  • Образ и характеристика Захара слуги в романе Обломов Гончарова сочинение

    В романе слуга Захар неразделимо связан с образом своего барина Ильи Ильича. Они настолько давно вместе, что Захар помнит Обломова младенцем, а сам Илья Ильич помнит своего верного слугу молодым

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

  • Сочинение Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

    В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными. Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако

Петр I — великий реформатор или великий тиран?

» Петр I — великий реформатор или великий тиран?»

Петр первый был самым противоречивым правителем в русской истории. С одной стороны он сделал очень много полезного, а с другой его сложный характер известен всем. Так все же что больше перевешивало? Стоит в этом разобраться. Человеку необходимо знать историю своей страны, потому что без достойного прошлого не может быть достойного будущего.

Сторонники того, что Петр I является великим реформатором. Обосновывают свою позицию тем, что:

  1. Политика. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. 24 января 1722 г, была введена «Табель о рангах», которая вводила новую классификацию служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, таким образом, на место ставилась аристократическая иерархия породы, родословной книги.
  2. Экономика. При Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур (а «1690 г» только 21). Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя Строились Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его. Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)Появились новые виды мануфактуры: текстильная, химическая, кораблестроения.
  3. Армия. Объявлено указом 1699 года о начале рекрутского набора. В период с 1699 по 1725 годы было были сформерованны армия (318 тыс. человек, вместе с казачьими частями) и флот. Армия была с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Россия имела и военный флот, и торговый.
  4. Строительство Санкт-Петербурга

Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложил крепость на одном из островов в дельте Невы.В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.

  1. К вопросу о религии. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
  2. Образование и наука. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке. Петр обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.

Контр доводы им приводят те, то считает, что«Петр I не является великим реформатором». И свою позицию они подкрепляют тем, что:

  1. Политика. Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, увеличилось количество чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
  2. Социальная сторона. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии).Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказание. Например, Стрелецкого бунт 1698 года был жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да и то их кнутами избили. В последующие полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек.
  3. Строительство Санкт-Петербурга. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Крепостные широкомасштабно использовались для работы в проекте. Считается, что около 30 000 умерло при строительстве.
  4. Церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву.Реформа Синода церкви: Когда умер в 1700 году патриарх Адриан Петр запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», подчинявшаяся Сенату. Государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.
  5. Старообрядчество. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались. За неповиновение ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.
  6. Культура. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами. Бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Петр открыто презирал все народные обычаи. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем. 4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.

Если разделить правление Петра I на реформацию и тиранию, то проще представить в сравнительной табличке.

Петр был реформатором Петр был тираном
1.Четкая структуру государственного управления

2.Был введена «Табель о рангах». знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит

3. Рост крупной мануфактурной промышленности и появились новые виды мануфактур.

4. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя)

5.Строились новые заводы.

6.Россия начала продавать металл Европе.

7.Создание новой армии.

8. Строительство флота военного и торгового.

9. Строительство Санкт-Петербурга, который в 1712 г. стал столицей России.

10.Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве

11.Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу.

12.По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты

13.1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.

14. . В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру., 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.

15.Петр сам занимался любой работой и лично принимал участие во всех начинаниях.

16.При Петре I Россия стала могущественной европейской державой

1.Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений. 2.Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов 3. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные 4.Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. 5.Большое количество народных выступлений(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии) 6. Огромное количество следствий и жестоких казней. 7.Погибло огромное количество людей. 7.Запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга 8.30 000 человек умерло при строительстве города. 9.Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – на церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву 10. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. 11. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом, как прямыми так и косвенными. 12. Насильственные методы проведения реформ. 13. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев

Вывод: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр I предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.

Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией.

  • Автор: Свободная тема
  • Произведение: Сочинение на тему «Петр 1 Великий — тиран или реформатор?»
  • Это сочинение списано 54 848 раз

Россия, 17 век. Мировоззрение, обычаи и нравы, а также религиозные верования в государстве консервативны и неизменны. Они будто бы застыли, как муха в янтаре. И могли бы этой мухой остаться ещё на полтысячи лет, если бы… Если бы к штурвалу не пришел деятельный и активный, любознательный и непоседливый, всем на свете интересующийся и работы не боящийся молодой человек. Которого мы, потомки, называем «Петром I». А за границей величают государя нашего не иначе как «Великим».

По поводу «или».

Мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно-историческом плане для все России личности никаких «или» быть не должно. Противопоставления хороши в однозначных вещах. Глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «Реформатор или тиран» — в корне неверное определение. Реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдёшься без «жертв». Чтобы привести в порядок стены в старой кухне, смывают старую побелку, сдирают грязные обои. По окончании ремонта все прекрасно, светло, чисто и по-новому. Но так ли считают остатки старых обоев, вынесенные на помойку?

Возможно, приведенное сравнение грубовато по отношению к глобальным переменам, которые Петр I произвел в российском обществе, но оно довольно красноречиво. И потом, почему: «тиран»? Он что, как большевистские «реформаторы» 20 века, жег, стрелял, резал, «национализировал» и казнил «врагов народа»? Его «брадобрейство» — просто пустяки по сравнению с подлинной тиранией и авторитаризмом.

Все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» (как сейчас принято говорить) вверенную ему страну. Возвести её на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в Европе насмотрелся.

По большей части народ и «купцы-бородачи» роптали из-за внешних изменений, не столь важных, принципиальных. Смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. То, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух.

Серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства.

Если ранее «каждый сверчок» не только знал, но и сидел, как приклеенный, на своем «шестке», то теперь была тысячам людей предоставлена возможность найти себе применение по душе. Не только плотники потомственные, в 7-м поколении, плотничать могли. Но крестьяне, буде на то их воля, желание, а также способности реальные. То же касается торговли, ювелирного дела, корабельного, инженерного… любого, за какое ни возьмись. Разве стоит полемизировать о благодатном влиянии на развитие всех вышеперечисленных ремесел реформ Петра?

Браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. Здесь ли не польза? Этот вопрос, правда, более спорный.

В заключение хотелось бы сказать, что Петр I, по моему мнению, не тиран и не деспот. Он старался быть справедливым. И, по большей части, это у него получалось.

Посмотрите эти сочинения

  • Русский язык необыкновенно богат (сочинение-рассуждение) «Слово – полководец человечьей силы…» В.В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о […]
  • Традиции и новшества в культуре России 17 века 17 столетие, Россия, точнее — все ещё «Русь». Общество и государство, закрытые от иноземных контактов и влияний на протяжении многих веков, начинают потихонечку, по миллиметру буквально, выглядывать из толстой своей раковины, как улитка, тревожно и неохотно, расправляет «рожки» и «глазками», каждый миг готовая нырнуть обратно и закрыться навеки. Культура Руси очень консервативна и традиционна. Образ жизни, мировоззрение и мироощущение подавляющего большинства жителей территории не менялись сотни лет. […]
  • Спор поколений: вместе и врозь Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети — это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
  • Описание действия или описание трудового процесса (сочинение) Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
  • Великая Отечественная война в литературе 20 века (сочинение) Великая Отечественная война безусловно является центральным историческим событием 20 века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. Разумеется, основную лепту здесь внесли советские писатели, которые не понаслышке были знакомы с ужасами той страшной войны. Многие литераторы той поры сами принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, […]
  • Взаимопонимание поколений (сочинение) Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна […]
  • Поэзия 60-х годов 20 века (сочинение) Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века — это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого «издательского бума» в области поэзии не было никогда ни до, ни после. «Визитные карточки» этого времени — Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
  • Сочинение на тему «Я горжусь своей Родиной» С самого детства родители говорили мне, что наша страна — самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи — Россия все равно […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?» Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
  • Сочинение на тему «ВОВ 1941-1945» Был прекрасный день — 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть — началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
  • Сочинение на тему «О чем шептались осенние листья» Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
  • Сочинение на тему «Моя родина — Беларусь» Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
  • Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
  • Почему я выбрала профессию повара? (сочинение) Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек — совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня — область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки — одно их […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Книга в моей жизни» Нам часто приходится слышать, что мы читаем не так много, как наши родители, бабушки и дедушки в нашем возрасте. Наверное, это так. Я и мои сверстники все больше проводим время в Интернете. В нем масса интересных вещей. А еще там собранно практически все то, что когда-то кем-то было написано или сказано. Но если хорошенько подумать: откуда все там взялось? Как появилось? Безграмотный, ничего не знающий человек, не смог бы все это придумать, составить. Такое возможно лишь в том случае, если он сам много читал, […]
  • Сочинение по пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» Русский язык очень богат пословицами и поговорками. Одна из них звучит так: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Эта фраза имеет очень правильный смысл, и запомнить ее должен каждый. Значение пословицы можно выразить в нескольких словах: никогда не вернуть сказанное. Прежде, чем что-то произнести, нужно как следует подумать. Часто бывает, что при большой ссоре люди говорят некрасивые, злые слова. Когда помирятся, жалеют об этом, но уже поздно. И человек надолго запомнит не только ссору, но и те плохие […]
  • Сочинение на тему «Моя мама» Я очень люблю свою маму – она самый близкий человек и всегда помогает. Даже когда она ругает меня, я знаю, что она меня любит. Моя мама очень любит готовить, и я с удовольствием ей помогаю. Моя мама всегда улыбается, я очень редко видела ее грустной. Еще, моя мама очень любит животных и цветы. У нас дома есть очень много красивых цветов, за которыми ухаживает мама. Некоторые цветут, а некоторые нет, но мама всегда говорит, что если хорошо ухаживать за цветами, они будут всегда радовать глаз, даже без […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Чтение – вот лучшее учение!» Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение — вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Мой дом – моя крепость» Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Моя Россия» Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

logo

    • Предмет:

      История

    • Автор:

      israelhopkins856

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    9 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    9 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    9 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    9 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    1)Знайдіть 1/4 години Хвилин
    2)Знайдіть 1/5 центнера Кг
    3) Знайдіть 1/2 кілограма грам
    4) Знайдіть 1/10 хвилини
    5) Знайдіть 1/5 години

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

ПЕТР І: РЕФОРМАТОР ИЛИ ТИРАН?

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Пётр Первый является одним из самых ярких правителей в истории России. И в наши дни историки спорят о том, кем же был для нашей страны Пётр Великий — реформатором, сумевшим поставить Российскую империю на одну ступень с самыми развитыми европейскими державами, или же тираном, добивавшимся своих высоких целей довольно-таки низкими методами.

Мнения о правлении Петра Первого разные, но их можно разделить на три основные группы: панегиристы, видящие в деятельности Петра лишь положительные аспекты; обличители, осуждаю здесь реформы Петра и его стремление быть ближе к Европе; и объективисты, признающие заслуги Петра, но и показывающие недостатки его деяний.

Лично я больше склоняюсь к объективистам, так как считаю, что о правлении такой выдающейся исторической личности, как Пётр Первый, трудно сказать однозначно хорошо или однозначно плохо. Правление Петра было ознаменовано самым масштабным реформированием жизни в России.

Говоря о положительной стороне правления Петра, стоит упомянуть, что, во-первых, Петру удалось полностью избавиться от старого государственного управления и сделать устройство власти более лёгким. Во-вторых, во времена Петра российская армия оформилась как регулярное, постоянное образование. В армии появились различные рода войск, а также ступени воинской службы. Благодаря этому каждый офицер мог сделать себе карьеру. Нельзя не сказать о российском флоте, который стал одним из самых сильных на мировой арене 17-го века именно благодаря петровским реформам. В-третьих, при Петре Первом впервые началась активная борьба с злоупотреблениями чиновников. Занимался этим особый орган тайного надзора, а именно его служащие — фискалы. В-четвертых, Пётр Первый обратил внимание на положение сословий российского общества. При этом, пользуясь опытом европейских стран, Пётр руководствовался не материальных положением или родом людей, а их пользой для общества.

Но если посмотреть на правление Петра с критической точки зрения, то в первую очередь вспоминается укрепление и уже столетие крепостного права, применение насилия в ответ на несогласие с реформами, готовность Петра использовать все ресурсы для победы в Северной войне, даже те, которые до этого считались неприкосновенными. Все эти моменты также характеризуют правление Петра, но уже определённым образом. Именно поэтому о личности Петра Великого трудно сказать, оправдывает ли цель средства или же нет.

Я же предпочту остаться при мнении о том, что правление Петра Первого имело как плюсы, так и минусы, и говорить о нем, рассматривая только пользу или только вред, было бы несправедливым.

Голдобина Елена, 11 класс

Просмотров работы: 8201

Реферат на тему: Пётр I реформатор или тиран

Содержание:

Введение

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность и роль в судьбе России-вопросы, которые интересуют и привлекают внимание исследователей нашего времени не меньше, чем в прошлые века.

«В последнее время многие писатели и публицисты, продолжая в этом отношении традиции славянофильской и народнической историографии , пишут, что без Петра и его преобразований развитие России могло бы пойти иным, менее драматическим путем. Вопрос в том , в какой мере преобразования были случайными или естественными, означали ли они радикальный разрыв непрерывности исторического процесса или , наоборот , были его логическим продолжением, был ли Петр великим реформатором или тиран появился давно , почти в самую эпоху преобразований’. Ответ на эти вопросы , на мой взгляд , следует искать в личности Петра и в тех обстоятельствах , которые его окружали, в тех объективных тенденциях русского исторического процесса, которые повлияли на ход реформ. , во многом придавал им такой стремительный темп. , порой непоследовательный по своей природе . Эта тема привлекла меня своим разнообразием, многогранностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства , роста до уровня Великой Державы, становления абсолютизма , а также можно выделить актуальный аспект этой темы — роль личности в истории.

Разные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают в сторону его недостатки и неудачи , другие, наоборот , стремятся поставить на первое место все его пороки, обвиняют Петра в неправильном выборе и преступных поступках.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра , нельзя забывать, что он делал в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя-постоянные военные действия, внутренняя-это противостояние . Недовольные бояре образовали оппозиционные круги , к которым позже присоединился царевич Алексей . Современникам Петра было трудно понять его : царя-плотника, царя-кузнеца , царя-солдата, стремившегося разобраться во всех деталях выполняемой им работы . Образ “ помазанника Божия » — царя — отца, царивший в сознании людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

Неудивительно, что многие люди не понимали Петра, его стиля мышления , его идей, которые часто жили в ином политическом пространстве.

Петр не был похож на своих предшественников ни внешне, ни живым и открытым характером . Личность Петра очень сложна и противоречива, но в то же время Петр I был очень цельной натурой . Во всех его начинаниях, порой весьма противоречивых, все же было рациональное зерно. Как уже говорилось выше, нельзя рассматривать деятельность Петра без учета того факта , что из 35 лет его царствования только около 1,5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику.

Старое никогда не покидает публичную сцену добровольно, а новое всегда рождается в жестких битвах с устаревшим. Питеру приходилось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые порой были слишком сильны, чтобы сломаться с первого удара.

Эпоха Петра Великого представляет большой интерес для изучения и исследования, потому что, рассматривая ее, мы следим за процессом развития и роста государства. Превращение России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. В течение нескольких десятилетий строится новая система управления ,система образования , периодика, формируется регулярная армия, появляется военно-морской флот . Развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика. Благодаря внешней политике Петра была прекращена политическая изоляция и укреплен международный престиж России.

Одним из методов политической науки является исторический метод, который предусматривает рассмотрение политических явлений в контексте исторического процесса. История ,как и все в этом мире, подчиняется универсальному закону — закону «отрицания отрицания». Спираль развития истории позволяет изучать прошлое, решать проблемы настоящего и моделировать будущее . Корни решений сегодняшних проблем следует искать в «делах давно минувших дней».

Если мы сравним ситуацию внутри государства в конце XVIII века и ситуацию в государстве сегодня, то не найдем сходства, не заметим общих проблем и трудностей в развитии экономики, финансов , образования, культуры … К концу xvii века Россия во всех отношениях отставала от Европы по меньшей мере на 200 лет. В царствование Петра I Россия гигантскими шагами догнала Европу, но это стоило ей значительных потерь экономических и людских ресурсов.

Глядя на нынешнюю ситуацию в стране, нельзя не заметить ее отставания от ведущих стран по многим направлениям , и, вероятно, это отставание будет продолжаться до тех пор, пока не появится “ новая «.” Петр I — «второй Петр I». Возможно, это одна из особенностей менталитета нашего народа. В каждый период жизни Российского государства, в критический момент истории, появлялся Реформатор: X век-Владимир; XVII-XVIII век-Петр I; XVIII-Екатерина II ; XIX-Александр II.

Узнав новое о Петре I, поражаешься этой неиссякаемой, буйной жизненной энергии , беззаветной преданности идее, мечте, которую Петр сумел осуществить в большей степени .

Стремительный рост России в первой четверти XVIII века поражает не только нас, но и современников Петра. Вся Европа в то время смотрела и удивлялась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и показало потенциал энергии, который оно так долго прятало в своих глубинах.

Во всех видах искусства теме Петра уделялось особое внимание . Было написано много стихов, романов, картин и музыкальных произведений. Все авторы неизменно признают Петра великого .

Приход к власти оппозиции

«Петр пришел к власти после нескольких лет борьбы за престол, которую вели две группы во главе с Милославским и Нарышкиным»1. Стрельцы во главе с Софьей пытались устроить новый переворот с целью свержения Петра. Таким образом, очень скоро Петр почувствовал пустоту, на которой зиждилась его власть . Эту ситуацию осознавал не только Петр, но и его предшественники , и они пытались найти выход из нее. Они разработали программу преобразований, которая была направлена только на исправление существующих основ общества, но не на их замену. Превращения должны были коснуться

реорганизация вооруженных сил , финансов, экономики и торговли. Было признано необходимость более тесного контакта с европейскими странами и обращения к ним за помощью. В планы также входили изменения в социальной сфере : предоставление самоуправления городскому населению и даже частичная отмена крепостного права .

Вернемся теперь к Петру и посмотрим, что он сделал .Петр принял существующую программу, немного изменив ее и расширив .Он добавил реформу нравов , изменения в образе поведения, следуя примеру, установленному в Европе , но оставил нетронутой главную проблему социальной сферы — крепостное право.

Затяжная война , длившаяся 20 лет ,привела к принятию многих решений ,это привело к ускорению преобразований и , порой, непоследовательности принимаемых решений и мероприятий. «Постоянно раздраженный войной, увлекаемый ее волной, Петр не имел возможности систематизировать свои планы ; он вихрем пронесся над своим государством и своим народом. Он изобрел, создал и ужаснулся » .

Петр начал свою преобразовательную работу сразу же после возвращения Великого посольства из Европы. Официальная цель посольства состояла в том, чтобы подтвердить дружественные отношения России с европейскими странами и найти союзников против Турции , но реальной задачей Петра было узнать о политической и культурной жизни Европы , государственном устройстве, системе образования, устройстве и оснащении армии, флота-Петра интересовало абсолютно все. Что касается дипломатических целей поездки, то следует отметить, что европейские страны приняли российское посольство, мягко говоря , прохладно: Россия не только не нашла союзников против Турции, но и оказалось, что в Европе начали формироваться элементы антироссийского блока. На дипломатическом поприще добиться ярких успехов не удалось. Но эта поездка многое дала Петру: он увидел и решил для себя много интересующих его вопросов.

“ Возвращаясь из поездки в Европу в августе 1699 года, царь явился своим подданным в одежде западного человека, в которой его еще не видели. А через несколько дней, 29 августа 1699 года, был издан указ, согласно которому предписывалось брить бороды и одеваться в иностранное платье венгерского или французского покроя, образцы установленного наряда расклеивались по улицам. Бедным разрешалось носить старую одежду , но с 1705 года. все были обязаны носить новую одежду под страхом штрафа или более сурового наказания»1. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, знаком чести, рождения и гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление, но Петр решил эту проблему экономически: ношение бороды облагалось особым налогом, размер которого определялся богатством владельца этого украшения. Раскольникам и богатым купцам борода стоила 100 рублей в год, а при уплате налога выдавался значок с надписью ”борода-лишнее бремя”. Довольно неожиданное начало трансформации, но если мы глубже задумаемся над этим вопросом, обратимся к исследованиям в области психологии, то увидим, что таким образом психологический барьер между Россией и Западом был частично сломан и даже, в какой-то степени, подготовил умы людей к восприятию дальнейших изменений.

Главным шагом Петра в первые годы его царствования было уничтожение стрельцов, которые с самого детства царя стояли на его пути. После того, как Петр объявил о своем намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию по-европейски, он, казалось, дал понять, что время, когда стрельцы были самой эффективной силой, прошло. Таким образом, стрельцы были обречены на гибель. Стрельцовские полки теперь отправлялись на самые грязные работы, подальше от Москвы — стрельцы попадали в немилость. В марте 1698 года они подняли бунт, пока Петр был в Англии. Стрельцы послали депутацию из Азова в Москву с изложением своих претензий. Депутация вернулась с пустыми руками, но принесла с собой тревожную весть о том, что Петр отдал душу и тело чужеземцам и что царевна Софья, заключенная в Девичий монастырь, призывает своих бывших сторонников защищать престол и алтарь от мятежного и нечестивого царя». Стрельцы взбунтовались и двинулись на Москву. Навстречу им вышел генерал Шеин, и они встретились 17 июня 1698 года у Воскресенского монастыря. Армия генерала Шеина превосходила и по численности , и по технике, поэтому победа была на стороне правительственных войск. Несколько человек были убиты, а остальные взяты в плен. Петр, узнав об этом, поспешил вернуться и, воспользовавшись сложившейся ситуацией, решил, что это хороший повод для нанесения последнего удара по стрельцовским формированиям. Прибыв в Москву, Петр немедленно объявил обыск, который поспешно провели генерал Шеин и Ромодановский, но этого было недостаточно, и обыск возобновлялся несколько раз. Захваченных лучников либо убивали, либо отправляли в темницы. Пытки проводились с целью получения явных доказательств участия царевны Софьи в заговоре против Петра. Обыски сопровождались массовыми расстрелами. Петр задался целью избавиться от стрельцов раз и навсегда и сделал все для достижения этой цели. Стрельцы ушли. Лучников больше не было, но и войск тоже. Через несколько месяцев царь осознал свою поспешность, поэтому в 1700 году был вынужден ”вернуть мертвых к жизни”. в Нарвском сражении принимали участие Стелецкие полки-это губернские стрельцы, которые указом от 11 сентября 1698 года были лишены своего названия и организации, а указом от 29 января 1699 года возвращены обоим“. Окончательное решение об уничтожении стрельцов было принято в 1705 году после Архангельского бунта, в котором приняли участие остатки недисциплинированных орд.

После уничтожения Стрельцов царь столкнулся с другой проблемой: у России не было армии, способной оказать серьезное сопротивление. Под стенами Азова Петр проверил ценность своих войск и обнаружил, что вооруженной силы, которую он надеялся найти в них, не существует.

Стрельцовское восстание было не просто выражением недовольства тем, как к ним относились, обижали стрельцов,-это было выявление существующих в стране оппозиционных настроений. Не секрет, что многие старые бояре не понимали Петра и , следовательно, не приветствовали его идей. Нежелание что-либо менять, консервативное мышление и враждебность ко всему чуждому, новому настроили часть бояр против царя. И Питеру приходилось с этим считаться. Возможно, именно этот фактор и мешал Петру идти дальше и глубже в своих преобразованиях. Оппозиция часто играла сдерживающую роль в продвижении реформ.

Большим ударом для Петра стало то, что его сын Алексей вошел в оппозиционные круги. Петр не раз пытался привлечь Алексея к своим делам и заботам, но царевич проявлял к этому полное равнодушие. Наконец, 27 октября 1715 года. Петр поставил сына перед выбором: либо он одумается и возьмется за дело вместе с отцом, либо откажется от престолонаследия.. На требование отца определить свое место в жизни Алексей ответил, что согласен постричься в монахи»1. Но на самом деле Алексей не имел никакого желания вести монашескую жизнь. Алексей видел выход для себя в бегстве за границу. Принц бежал в Австрию, где ему тайно предоставили убежище. Вскоре его нашли и привезли в Москву 31 января 1718 года. Получив прощение отца, он подписал заранее подготовленный манифест об отречении. После этого царевич раскрыл всех своих сообщников, которые были осуждены , казнены или сосланы в Сибирь. После этих событий в марте 1718 года царский двор переехал в Санкт-Петербург. — Страх за свою жизнь затуманил сознание Алексея. На допросах он лгал, клеветал на других, чтобы принизить свою вину. Но петербургский этап обыска установил его неоспоримую вину. 14 июня 1718 года Алексей был взят под стражу и помещен в Петропавловскую крепость. Суд, состоявший из 127 важных чиновников, единогласно признал князя достойным смерти. 24 июня 1718 года Алексей был приговорен к смертной казни за государственную измену.

Создание армии и флота

От своих предшественников Петр унаследовал большую военную силу. Московское государство XVII века было способно выставить армию численностью более 200 000 человек. Но эта огромная армия была очень разнородна по составу и подготовке. Ядром московской армии было ополчение. Таким образом, это огромное военное формирование мало походило на регулярную армию. Армия , унаследованная Петром, была наследственной, самодостаточной. Каждый воин отправлялся в поход и содержал себя в армии за свой счет. В армии не было специальной подготовки, так же как не было единой формы и оружия. Высшие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а, как говорили, по породе. Иными словами, армия не была силой, способной противостоять современной европейской армии, от которой к концу XVII века она более чем отставала.

Даже отец Петра, Алексей Михайлович, пытался реорганизовать армию. При нем в 1681 году была создана комиссия под председательством князя В. В. Голицына, которая должна была изменить структуру армии. Были внесены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она была разделена на полки и роты, а офицеры назначались на основе опыта и заслуг ,а не по происхождению. 12 января 1682 года Боярская дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать человек не знатный, но опытный и знающий, и все, независимо от происхождения, должны ему подчиняться”.

Благодаря этим изменениям Московская армия стала более организованной и структурированной. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать настоящей регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с древних времен, некоторые из них восходили ко времени правления Василия III.

Таким образом, Петр получил армию, которая, хотя и не отвечала всем требованиям военной науки, была в какой-то мере уже подготовлена к дальнейшим преобразованиям.

С раннего детства Петр увлекался военным делом .В деревнях, где жил маленький царь, он создал два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский-уже полностью по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 году эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.

“В 1699 г. Петр приказал провести общий рекрутский процесс и подготовку новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с подготовкой к войне со Швецией. Это событие дало 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийско-драгунских полка. Вся армия была разделена на генералы“1. Для новобранцев была составлена особая статья, в составлении которой принимал участие сам царь. Армия Петра была снаряжена по образцу немецкой пехоты. Был создан особый военный суд, особый отдел, который занимался продовольственным снабжением армии-теперь армия содержалась за государственный счет.

После погрома под Нарвой в 1700 году. Петр вновь начинает проводить преобразования и военную подготовку в армии: изучается новая тактика ведения боя, проводятся регулярные учения новых солдат.

Так, в первом десятилетии XVIII в. русская армия уже существенно отличалась от той, что досталась Петру. Эта армия была той силой, которая могла оказать реальное сопротивление , и после победы в Северной войне она заставила всю Европу смотреть на Россию как на сильную державу.

Петр оставил после себя военную организацию, которая доказала свои блестящие боевые качества и является одной из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Табель о рангах была важна для организации армии, но она была также важна и для гражданских организаций. Этот законодательный акт определял порядок прохождения службы как военными, так и гражданскими должностными лицами. Табель успеваемости предусматривал постепенное продвижение по карьерной лестнице, но не исключал возможности обратного движения.

Петр придавал большое значение флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без какого-либо сильного флота невозможно взять Черноморскую крепость. Поэтому Петр дает указ о постройке флотилии. Созданная за одну зиму флотилия проводилась по мелководным рекам до Азова. Флотилия находилась в чужом море, где не было ни одной гавани, которая принадлежала бы ей. Корабли этой флотилии строились из мерзлого дерева и , по мнению зарубежных специалистов, годились только на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену неграмотным мастерам, славившимся своим мастерством в этом деле, были приглашены английские и голландские мастера.

Там были арсеналы и портовые мастерские. Матросы и офицеры были спешно обучены. Было организовано общее управление флотом; адмирал Круис составил правила морской службы. И уже в 1710 г. Русские корабли пересекли Черное море.

Еще до начала войны со шведами начинаются столкновения с ними. Петр понимает, что без военного флота он не сможет овладеть Невой и ее устьями. Ввиду этого Петр начинает строительство нового флота и сам принимает в нем активное участие вместе с мастерами-плотниками, кузнецами и т. д. Русские корабли строились по лучшим английским и голландским чертежам. Удаленность верфей от моря отрицательно сказывалась на развитии флота. Это привело к необходимости позаботиться об устройстве судостроения в Санкт-Петербурге. Петербург, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704 года.

“Первые русские моряки были такими же “смешными «. Петр начал заботиться о создании личного состава флота в 1697 году: он отправил несколько партий студентов в Венецию, Англию и Голландию. В 1699 году. они вернулись обратно в Россию .Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле среди студентов, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех студентов, по крайней мере удовлетворительно, только 4 человека сдали экзамен»1. Существовала острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанимать матросов, офицеров и судостроителей в Англии и Голландии.

Детище Петра — русский флот неоднократно играл важную роль в жизни государства. Первой русской победой на море была победа у мыса Гангут, в результате которой Петр получил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела . После победы при М. Гангуте Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы, владевшие крупнейшими флотами: Англия, Дания и Голландия. Ярким примером этого стало событие 1716 года: Петру I было предложено командовать флотами четырех держав (Дании, Англии, Голландии, России) для защиты торговых судов от шведских каперов. Это событие имеет большое значение для Петра, и он показал себя лучшим в этой кампании.

Таким образом, Петр I возвел Россию в ранг морских держав. Во многом благодаря флоту удалось » прорубить окно в Европу”, что оказало влияние на дальнейшее развитие империи и укрепление ее могущества.

Реформы правительства ,жизни и культуры

Старые ветхие органы управления уже не годились для дальнейшего использования, и необходимость преобразования системы управления была вызвана острой потребностью времени.

Петр I начал проводить административные преобразования в конце XVII века, но они проходили в очень сложных условиях. Наряду с новыми органами управления существовали и старые, очень устаревшие их формы — такое сочетание столь разных и противоречивых органов приводило к тому, что они не только мешали, но и вредили друг другу. Новые товарищи Петра, одетые и снаряженные по европейскому образцу, стояли рядом с кругосветниками, матросами и ночлежниками; старые ордена были выставлены рядом с учреждениями Нового образования. Главная проблема заключалась в том, что новые институты заимствовали только форму у западных, но остались прежними. Иными словами, старое содержание было перенесено в новую форму, но от этого оно не изменилось. Это противоречие привело к тому, что принцип действия новых органов остался прежним. «В 1708 году была проведена административно-территориальная реформа, в результате которой было создано 8 крупных губерний.  Это решение было вызвано войной, потому что сколько новых частей, столько и ядер новых военных организаций. Результат этой реформы был уже в 1709 году. она появилась во время Полтавской битвы»1. Созданные губернии были военными и финансовыми округами. Решение о создании губерний было тесно связано с делами казны: существовавшая ранее система сбора доходов предполагала, что эти доходы должны быть централизованы, а ратуша выступала в качестве центра. Но у Петра были свои планы, концентрация доходов в ратуше привела бы к тому, что средства неизбежно распределялись бы между различными учреждениями, имевшими своих представителей в городской думе; и король намеревался использовать большую часть доходов на военные цели. Разобщенные, не имеющие прямой связи с государством, кроме как по воле царя, губернии должны были помогать ему в этом. Это было главной причиной их создания. Вновь созданные администрации не имели четко определенных функций и полномочий, но главной задачей, возложенной на них, было пополнение военной казны. Возник конфликт, потому что царь думал об увеличении поступлений в казну от установленных администраций, а они считали себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул к обычному способу: указом от 6 июня 1712 года деньги были просто отобраны и переданы в Адмиралтейство. Этот инструмент оказался настолько успешным, что стал использоваться довольно часто, следствием чего стало быстрое истощение финансовых ресурсов. ”С перечнем доходов и расходов никто не согласился. Это был полный беспорядок“.

Система управления была очень сложным и запутанным механизмом. Система подчинения, созданная провинциями, имела тенденцию делать из провинций универсальных арендаторов, наделенных почти неограниченными полномочиями для получения средств, из которых они могли бы платить военные налоги.

Плохо рассчитанная система правления начала приобретать все более гармоничный вид только к концу царствования Петра I.

Реформа 1708-1710 годов не сделала ничего, чтобы примирить новый тип губернской организации со старой администрацией с центром в Москве. Не было четкого механизма взаимодействия провинции с центром.

В начале царствования Петра сложилась старая система управления. Но они начали возникать. наряду со старыми есть и новые органы. Новые приказы распространили свою деятельность на всю территорию России. В этом они были похожи на будущие колледжи. Одновременно с этими событиями личная канцелярия царя постепенно отодвинула на задний план Боярскую думу. Происходит постепенный распад старых государственных институтов.

Учреждение Сената в 1711 году является важным шагом на пути к уничтожению устаревших административных органов.  Сенат, учрежденный царским указом 2 марта 1711 года, стал высшим правительственным органом .Она пришла на смену Боярской думе, просуществовавшей более 200 лет. Главной задачей нового органа был контроль за управлением финансами, в то время как другие функции Сената были изначально неясны. Они обнаруживались постепенно: росли и пополнялись из года в год, из месяца в месяц. До введения коллегий Сенат охватывал все сферы деятельности правительства: правосудие, управление, полицию, финансы, армию, торговлю, внешнюю политику. Сенат брал на себя ответственность за солдат на марше, за продажу товаров за счет государства, за проведение каналов и т. д. Члены сената назначались самим королем. Петр назначил в Сенат 9 человек. Сенат создавался в спешке, без четкого представления о своих правах и обязанностях. Поэтому многие историки спорят, каким органом был Сенат: постоянным или временным, созданным только из-за необходимости контроля и увеличения доходов. Одновременно с учреждением Сената был введен институт фискалов. С самого начала Петр видел необходимость дополнить Сенат контрольным органом. Сначала на заседаниях нового собрания , которые менялись ежемесячно, должен был присутствовать штабной офицер из гвардии.” Офицер должен был присутствовать, чтобы Сенат исправил его положение в соответствии с данными ему инструкциями. И позже были учреждены фискалы. Это понятие не было новым для европейских государств(оно было заимствовано у шведских контролеров), но довольно своеобразное отношение к сенату делало их шпионами. В положении, составленном для фискалов, отмечалось следующее: ” Избрать обер-фискала — человека умного и доброго, из какого бы чина он ни был . Но дела его таковы: он должен тайно смотреть все дела и следить за неправым судом, а также смотреть в сборе казны и других вещах, и кто совершит неправду, должен вызвать фискала перед Сенатом и осудить его там, и если он кого-то осудит, то половина штрафа идет в казну, другая половина ему, фискалу, если он никого не осудит, то вообще не обвиняйте фискала, Также необходимо иметь при себе несколько провинциальных фискалов, и в каждом случае есть один, который имеет во всем ту же силу, что и главный фискал., за исключением того, что верховный судья или генеральный штаб не могут быть вызваны к суду без главного фискала“. Таким образом, главный контролер был назначен в Сенат, а в 1722 году эта должность была заменена должностью прокурора государственного контроля. Введение этой позиции способствовало координации отдельных проявлений власти, долгое время действовавших без всякой связи друг с другом внутри механизма. Прокурор Госконтроля взаимодействовал с различными исполнительными органами через подчиненных ему прокуроров, а сам прокурор Госконтроля был посредником между царем и Сенатом. В результате этих преобразований в 1722 году был образован Институт прокуратуры, на должность генерал-прокурора был назначен П. И. Ягужинский, а в его подчинении находились канцелярия Сената и прокуратура центральных учреждений.  Его задачей было раскрывать преступления, предотвращать их; он имел право участвовать в обсуждении любого вопроса, мог указать на его незаконность, потребовать пересмотра вопроса и даже приостановить решение Сената.

Перестройка местной власти началась в 1708-1709 гг., когда Россия была разделена на губернии, а в 1719 г. они, в свою очередь, были разделены на уезды. Сложная система местных органов власти и управления давала: во-первых, чтобы местное дворянство могло более активно влиять на административный аппарат; во-вторых, чтобы дворянство выражало недовольство увеличением объема своей службы.

В 1720 году был создан Главный магистрат, который должен был руководить деятельностью городских магистратов, создание которых было обусловлено интересами развития промышленности и торговли. Городские магистраты избирались населением города в соответствии с определенным имущественным цензом. для ведения городских дел. В 1721 году. был введен Устав Магистрата, который содержал следующие положения: “ Во всех городах честные магистраты для установления вышеуказанных добрых уставов предусматривали, дабы видеть, что правосудие было хорошо для полиции наносить, купцов и фабрикантов распространять“. Согласно этому Уставу, городское население делилось на три гильдии: обычные люди первой гильдии-они были представлены знатными купцами, золотопромышленниками, серебряниками, иконописцами, живописцами и т. д.; обычные люди второй гильдии-это преимущественно мелкие купцы, мастера-ремесленники.; в третью гильдию входила масса населения, лишенная права участвовать в городском управлении, — это люди, работающие на черновой работе и т. д..

Также были сформированы управления и отделы, которые отвечали за управление и экономику города. Таким образом, мы видим, как общая модель управления была перенесена на местный уровень, с тем главным отличием, что городское управление было выборным. Возможно, если бы этот момент был развит, он смог бы вырасти до уровня национального; таким образом, Петр передал экономическую инициативу городским элитам, так как эта реформа проводилась наряду с другими для пополнения городской казны и развития промышленности.

В начале XVII в. Осуществление административных преобразований завершило формирование абсолютизма в России. Реальная власть теперь находилась в руках монарха. Ощущение пустоты под властью, которое Петр испытывал в начале своего царствования, исчезло. Петр видел его реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не полностью, но в более стройную форму: чиновники, регулярная армия, сильный флот; органы политического сыска были в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была достаточно ясно выражена в Военном Уставе, 10-я статья которого гласила:”… Его Величество-самодержавный монарх, который не обязан никому в мире давать ответ о своих делах , но он также имеет власть и власть управлять своим государством и землями, как христианский государь, по своей воле и благословению»1. Церковь, как одна из структур, подчиненных государству, со своей стороны подтверждена в духовных уставах: «Власть Монархов самодержавна, которой сам Бог повелевает повиноваться»2. Принятие Петром титула императора было не только нынешним выражением, но и подтверждением установившегося в России абсолютизма.

Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает существование определенного уровня товарно-денежных отношений и надлежащее развитие промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки для финансирования растущей военной и гражданской бюрократии, второе-служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия прежде всего представляет интересы дворянства. Но с учетом этих условий необходимо было принимать в своей повседневной политике решения, которые укрепили бы позиции купцов и промышленников.

Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы отца за власть с патриархом Никоном, знал и отношение духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом на Руси был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр прекрасно понимал стремление церкви восстановить светскую власть — именно это и стало причиной событий, которые происходили в этой области. В 1700 году умер патриарх Андриан, но царь не спешил избирать нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, он был объявлен хранителем патриаршего престола. Хотя в лице Яворского Петр не видел в лице Яворского Петра активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступал против политики Петра.

На пути Петра возникла еще одна проблема-раскол. «Петр должен был начать борьбу с расколом. Раскольники, обладая большим богатством, отказывались принимать участие в общих обязанностях : поступать на военную или гражданскую службу. Петр нашел решение этой проблемы — он наложил на них двойной налог. Раскольники отказались платить — началась борьба. Раскольников казнили, ссылали или пороли». Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был образован архиерейский собор, который периодически собирался в Москве, а затем, в 1711 году, после создания Синода, глава церкви утратил последние штрихи самостоятельности. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому правящему органу невозможно. А в 1721 году был создан Священный Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в то же положение, что и Сенат, выше всех других коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. Синод состоял из 12 членов. Синод возглавлялся президентом , 2 вице-президентами, 4 советниками и 5 асессорами». В 1722 году имена были изменены . Председателем Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически исполнял Феофан Прокопович, человек, по словам Петра, умный и образованный. Он знал Петра уже давно, с 1716 года. когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал активным помощником царя в составлении ряда новых реформ. С кафедры он защищал идеи и чаяния преображающегося царя.

“Указом от 25 января 1721 года был учрежден Синод, и уже 27 января предварительно созванные члены Синода приняли присягу, а 14 февраля 1721 года состоялось торжественное открытие. Духовный устав для руководства Синодом был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и утвержден царем”.

Духовный Устав — это законодательный акт, определяющий функции, права и обязанности Синода и его членов по управлению Русской Православной Церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений.

Отныне Церковь полностью подчинялась светской власти. Даже тайна исповеди была нарушена. Указом Синода от 26 марта 1722 года всем священникам предписывалось сообщать властям о намерении духовника совершить измену или мятеж. В 1722 году церковная реформа завершилась учреждением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, Церковь утратила свою самостоятельную политическую роль и стала неотъемлемой частью бюрократического аппарата. Неудивительно, что подобные нововведения вызвали недовольство духовенства, по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Изменился не только внешний облик церковного управления, но произошли и радикальные изменения внутри церкви. Петр не жаловал ни“ белых”, ни“ черных » монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расходование финансов в этой области, сказав, что укажет монахам путь к святости не осетриной, медом и вином, а хлебом, водой и трудом на благо России. По этой причине монастыри облагались определенными налогами, кроме того, они должны были заниматься: плотницким делом, иконописью, прядением, шитьем и т. д. — всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Сам Петр объяснял создание такого типа управления и организации церкви следующим образом:” От соборной власти Отечество не может бояться мятежей и смут, которые возникают от единого духовного управления своего … » 1

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения на светскую власть духовную и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь была частью фундамента ,на котором стояла абсолютная монархия.

Заключение

Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 году Петр издал указ об изменении календаря. Раньше хронология велась по византийскому календарю: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться 1 января по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, так как раньше хронология велась от сотворения мира, а в плане нового пути 1700 год должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ об учреждении первых аптек в Москве; другой указ запрещал ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 году либеральный дух нового царствования выразился в ряде указов: запрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 году началась реформа семейной жизни: предпринимались попытки обеспечить брачный союз более прочными моральными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Положение женщин в обществе радикально меняется. Петр пытался ввести ее в современную светскую жизнь, следуя примеру Запада, обеспечить высшие круги новыми формами обращения.

Список литературы

  1. Князьков С. Из прошлого земли Русской. М.: Планета 1991г.—712с.
  2. Буганов В. И. Зырянов П. Н. История России конца XVII-XIX вв.:Учебник для 10 класса / под ред. А. Н. Сахарова-М.: Просвещение 1995-304с.
  3. Буганов В. И. Петр Великий и его время / под ред. А. А. Новосильцева. АН СССР-М.: Наука 1989-187с.
  4. Мавродин В. И. Петри-Л.: Госполитиздат 1945г.—176с.
  5. Павленко Н. И. Петр Великий-М. Мысль 1990-592с.
  6. Валишевский Казимир Петрович: Исторический очерк в 3-х частях ч-1 Образование; 2-Личность; ч-3 Дело-М.: ИП КВАДРАТ 1993-448с.
  7. Баггер Х. Реформы Петра I в основном исследовались.. Пер. с датировки В. Е. Возгрина, Вступ. ст. и тотально. введение В. И. Буганова-М.: ПРОГРЕСС, 1985-199с
  8. Заичкин И. А. Почкарев И. Н.Русская история IX-XVIII вв. популярный очерк ред.: А. А. Преображенский-М.: Мысль 1992-797с.
  9. Восстание московских стрельцов в 1698 г.:/ Материалы следствия. дела. сборник документов/ ИНСТИТУТ истории АН СССР:[сост. авт. ист. — археогр. обзор и комментарий А. Казакевича, предисловие В. И. Буганова. — М.: Наука-1980. — 306 с. — 51.
  10. Кофенгауз Б. Б. Россия при Петре I-М.: Учпедгиз -1995. — 176с.
  11. Политическая история: Россия-СССР -Российская Федерация : В 2 т. Т-1 — М.: Терра 1996-656с.

Реферат на тему: Пётр I реформатор или тиран

  • Реферат на тему: Национальная политика большевиков. Образование СССР. Предпосылки, причины, последствия
  • Реферат на тему: Конституционные проекты декабристов
  • Реферат на тему: Фомин В.В. Норманистская версия происхождения имени «Русь» и ее научная несостоятельность
  • Реферат на тему: Объединение Италии XIX века
  • Реферат на тему: Нефтегазовая отрасль СССР в годы перестройки
  • Реферат на тему: Гражданская война в США: причины, ход, результаты
  • Реферат на тему: Свеча Яблочкова. История появления первой электрической лампы
  • Реферат на тему: Великий Новгород и Московское княжество в XIV-XV веках
  • Реферат на тему: Причины и характер вооруженной борьбы в России в 1918 – 1920 гг.
  • Реферат на тему: Причины проведения Реформ. Суть проводимых П.А. Столыпиным земельных реформ
  • Реферат на тему: Петровские реформы. Экономика России во 2-й половине XVIII века
  • Реферат на тему: Вооружение в первой мировой войне

  • Петр первый в поэме медный всадник сочинение
  • Петька на даче смысл рассказа
  • Петр на английском языке как пишется
  • Петька на даче о чем этот рассказ
  • Петр кошель история денег рассказы для детей