Петропавловский собор сочинение описание

Петропавловский собор – усыпальница российских царей

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость
Строительство: 1712 — 1733 годы
Архитектор: Доменико Трезини
Высота: 122,5 м
Координаты: 59°57’00.7″N 30°18’59.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:
 

Как был построен собор

История храма в XVIII-XX веках

Архитектурные особенности

Интерьеры

Самые известные захоронения

Полезная информация для посетителей

Как добраться

Петропавловский собор на карте

 

На Заячьем острове, в центре знаменитой Петропавловской крепости возвышается необычный храм. Под сводами православного собора покоятся императоры — от Петра I до Николая II. Царский некрополь и другие реликвии как магнит притягивают туристов, поэтому в соборе бывает много путешественников из разных городов России и из-за рубежа.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Общий вид Петропавловского собора

Как был построен собор

Храм начали возводить одновременно с городом – летом 1703 года. Первый собор построили из дерева и освятили в 1704 году. Каменное здание заложили в мае 1712 года и достроили уже после кончины Петра I, в 1733 году.

Новый собор не был похож на другие церкви Санкт-Петербурга. Император хотел видеть в северной столице западноевропейский храм, поэтому церковь на Заячьем острове возвели по канонам храмовой архитектуры Европы. Проект для постройки в стиле петровского барокко подготовил известный итальянский архитектор Доминики Трезини. Примечательно, что первую деревянную церковь не снесли, а окружили каменными стенами.

История храма в XVIII-XX веках

До середины XIX века Петропавловский собор выполнял роль кафедрального храма, а потом его приписали к придворному ведомству. Здесь никогда не совершали таинств венчания и крещения. Под сводами собора проводили отпевание членов российской правящей семьи и представителей княжеских родов, близких к императорскому дому.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор в ночной иллюминации

Цари и их ближайшие родственники лежат в самом храме и в Великокняжеской усыпальнице в каменных гробах. Когда умирали коменданты крепости, их также отпевали в царском храме и хоронили, как почетных граждан города.

Старый собор много раз реконструировали и ремонтировали. Первый раз это произошло в середине XVIII века после большого пожара. В 1776 году на колокольне появились башенные часы, которые сделал голландский мастер Б. Оорт Крас.

В 1777 году город пострадал от разрушительной бури. Сильные порывы ветра повредили высокий шпиль, и архитектор Петр Патон восстановил его. Другой зодчий Антонио Ринальди украсил верхушку шпиля огромной фигурой ангела с крестом. Флюгер высотой 3,2 м и весом 250 кг послушно вращался и указывал, куда дует ветер.

В 1830 году во время грозы ангел был поврежден. Чтобы выполнить ремонт флюгера, опытный кровельщик Петр Телушкин забрался на шпиль без возведения лесов и устранил неисправность. За отличную работу царь разрешил мастеру бесплатно посещать любые питейные заведения России. Как сложилась дальнейшая судьба кровельщика не известно.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор ночью

В 1850-е годы обветшавшие деревянные конструкции шпиля заменили на металлические. Технически сложной работой руководили архитектор Константин Тон и инженеры-механики Дмитрий Журавский, Павел Мельников и Александр Рехневский. Интересно, что после реконструкции постройка выросла со 112 м до 122,5 м.

Вскоре после революции, в 1919 году храм закрыли для верующих и через несколько лет превратили в музей. При этом многие старинные иконы, богослужебная утварь и облачения пополнили другие музейные хранилища.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска неоднократно обстреливали и бомбили Ленинград. Старый собор был сильно разрушен от взрывов, и его реставрация заняла несколько лет. В 1954 году полностью восстановленный храм передали в ведение Музея истории города.

Архитектурные особенности

Собор не похож на типичные для допетровской России православные храмы. Здание размерами 61 м на 27,5 м вытянуто с запада на восток. Его купол венчает узкий шпиль высотой 122,5 м. На протяжении трехсот лет главный храм крепости был самым высокой постройкой в городе и подчеркивал роль царей в управлении великой страной.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Вид на Петропавловский собор с Соборной площади Петропавловской крепости

Фасад собора оформлен в строгом европейском стиле. На нем нет избытка золота и ярких красок, типичных для старых русских церквей. Декор очень скромен. Храм украшают лишь плоские колонны-пилястры и головы херувимов на окнах. Несмотря на строгость, церковь выглядит легкой и устремленной вверх.

В восточной части здания можно увидеть фреску художника Титова, на которой изображены апостолы Петр и Павел, стоящие перед Иисусом Христом. На западе, со стороны колокольни, фасад в два яруса оформлен пилястрами. Третий ярус завершает выразительная восьмискатная крыша, а над ней стоит восьмигранный барабан.

На самом верху красуется золотая корона, и на высоту 40 м поднимается узкий шпиль. Здание колокольни – заметный ориентир в городе, его видно из разных районов Санкт-Петербурга.

Интерьеры

Богатый трехнефный храм напоминает роскошный парадный зал. Расписанные под мрамор мощные колонны поддерживают своды. Пол выложен из плит известняка, а в декоре интерьеров использованы розовый родонит, разноцветный мрамор и поделочная яшма. Оформление стен выполнили художники Негрубов и Воробьев, а изящную лепнину – итальянские мастера Антонио Квадри и Игнацио Росси.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Колокольня Петропавловского собора

Пять больших паникадил наполняют внутренние помещения ровным светом. Светильники сделаны из позолоченной бронзы, горного хрусталя и венецианского стекла. Оригинальное паникадило XVIII века висит перед алтарем, а остальные четыре — копии, которые восстановили в послевоенное время.

Всех, кто оказывается в соборе, поражает огромный иконостас высотой 20 м. Он был вырезан в 1720-е годы по чертежу Доминико Трезини мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. В киотах алтаря установлено более 40 икон середины XVIII века. Царские врата окружают фигуры архангелов Гавриила и Михаила, а рядом находится позолоченная кафедра для проповедей.

Многие годы собор служил памятником русскому оружию. Около двух веков здесь хранились трофейные штандарты и ключи от городов, которые захватили российские войска. В начале прошлого века почти все исторические ценности передали в Эрмитаж. В наши дни в храме выставлены только знамена шведских и турецких армий.

На колокольне висят более ста колоколов и установлен карильон – музыкальный механизм, который попал в Россию при Петре I. Время от времени в крепости проводят концерты карильонной музыки.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Вид на южный фасад Петропавловского собора

Самые известные захоронения

Кто похоронен в Петропавловском соборе? В старинном храме лежит несколько поколений царской семьи. Император Петр I погребен в склепе, который стоит в приделе Святой Екатерины. Рядом с ним лежат захороненные в 1998 году Николай II и члены его семьи вместе с прислугой – лакеем, горничной, поваром и лейб-медиком.

Справа от иконостаса, рядом с Петром I покоятся его жена Екатерина I, дочь Елизавета Петровна, императрицы Анна Иоанновна, Екатерина II и царь Петр III. Слева от алтаря размещены саркофаги императоров Павла I, Александра I и Николая I.

Великокняжеская усыпальница соединена с собором специальным проходом. Она появилась в начале XX века, поскольку места для захоронений в самом храме не хватало. Сейчас здесь стоят однотипные саркофаги из белого мрамора с бронзовыми крестами. Выделяются только склепы императора Александра II и его супруги Марии Александровны, изготовленные из розового орлеца и зеленой яшмы.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Слева направо: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница

В годы советской власти внутреннее убранство усыпальницы было полностью уничтожено, а красивый алтарный витраж выбило взрывной волной во время войны. Полную реставрацию архитектурного и исторического памятника завершили в XXI веке. С 2016 года усыпальница открыта для туристов.

Последней, кого похоронили в соборе, была мать русского царя Николая II – императрица Мария Федоровна. Ее прах привезли в нашу страну из Дании, где она скончалась в 1928 году.

С 1990 года в храме идут регулярные панихиды, посвященные памяти русских императоров. А с 2000 года здесь проводят ежедневные и праздничные церковные службы.

Полезная информация для посетителей

Храм и усыпальница открыты в будние дни с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 17:45, а в воскресенье с 11:00 до 17:45. Билет для взрослых стоит 450 рублей, для учащихся — 250 рублей, а для пенсионеров — 200 рублей.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Интерьер Петропавловского собора

В соборе можно увидеть захоронения царей, красивую лепнину, военные реликвии и росписи. Экскурсоводы интересно рассказывают о роли императорской семьи в истории России.

Как добраться

До храма удобно дойти пешком от станции метро «Горьковская». Путь лежит через Александровский парк и Кронверкскую набережную.

Рейтинг достопримечательности

Петропавловский собор на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Сочинение: Петропавловский собор

План
Введение
1 История
2 Императорская усыпальница
3 Изображение собора в культуре

Список литературы

Введение

Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

1. История

Возведён в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом[1]. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722—1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба — Трофим Иванов, Иван Телега; иконы — М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи — Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.[2]

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колоколов 103. Из них сохранились с 1757 года — 31 штука.

В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно[3]. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение[4]. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки[5].

2. Императорская усыпальница

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI[6]. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887—1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

3. Изображение собора в культуре

В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится уменьшенная копия собора. Её также венчает ангел.

Петропавловский собор изображён на заднем плане 50-рублёвой российской банкноты.

Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.

Список литературы:

1. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

2. Статья «Дмитрий Иванович Журавский» на сайте Биографии, интервью, истории

3. Возобновление богослужений в Петропавловском соборе (статья на сайте Московской Патриархии)

4. Новости сайта pravoslavie.ru

5. «Карильон Петропавловского собора зазвучит в сопровождении хора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» 10 августа 2007 года

6. Останки Петра III в собор торжественно перенесены из Александро-Невской лавры только после воцарения его сына Павла I.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Петропавловский_собор

logo

  • Ребята, помогите пожалуйста написать сочинение на тему Петропавловский собор

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      malcolmgamble846

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    9 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    9 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    9 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    9 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    1)Знайдіть 1/4 години Хвилин
    2)Знайдіть 1/5 центнера Кг
    3) Знайдіть 1/2 кілограма грам
    4) Знайдіть 1/10 хвилини
    5) Знайдіть 1/5 години

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Адрес: Заячий остров

Режим работы: с 10.00 до 18.00

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая

городская церковь появилась именно здесь. В
ДеньСвятых Петра и Павла
29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год

, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором
Д.Трезини
, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко»

, основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической
эпохи Петра Первого
, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Стратегический и духовный форпост Балтики

Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.

В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.

Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Новый подход к технологии возведения собора

Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.

Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.

В духе нового времени

Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.

Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.

Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой её мужа — императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон — музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.

Величественная торжественность и царственное своеобразие

Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны. Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.

В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.

Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.

Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.

Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.

Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести

Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.

Санкт-Петербургская епархия

С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.

XVIII век

Крепость «Санкт-Петербург» (так вначале называлась Петропавловская крепость) была заложена 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года на небольшом Заячьем острове в дельте Невы. Крепость строилась «с великим поспешанием» для обороны русских земель, захваченных Швецией в XVII веке и отвоёванных в ходе Северной войны 1700–1721 годов. Легенда, изложенная в рукописи «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга» (название нашего города писалось тогда в одно слово), так описывает это знаменательное событие: «Май, 14. Царское величество изволил осматривать на взморье устьев Невы реки и островов и усмотрел удобной остров к строению города (оной остров тогда был пуст и обросши был лесом, а именовался Люистранд, то есть Весёлый остров). Когда вошёл на середину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышен. Взяв у солдата багинéт (штык) и, вырезав два дёрна, положил дёрн на дёрн крестообразно и, сделав крест из дерева, изволил говорить: “Во имя Иисус Христово, на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла”».

Дальше указывается, что 16 мая царь, выкопав ров, водрузил в него каменный ящик и «изволил поставить в тот ров ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного, и покрыть каменною крышкою, на которой вырезано было: “По воплощении Иисус Христове 1703, маия 16, основан царствующий град Санктпетербург великим Государем царём и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским”». Пётр I мечтал о том, что под покровительством апостола Андрея новая российская столица получит такую же славу, как Рим – город апостола Петра, брата Андрея.

29 июня, в день святых Петра и Павла, Пётр I заложил в центре крепости деревянную церковь. 1 апреля 1704 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Иов освятил её во имя святых апостолов Петра и Павла (их память отмечается в один день, а за особые заслуги в деле христианской проповеди только они получили наименование «первоверховных»). Таким образом, как и сам новый город, храм получил имя святого апостола Петра – небесного покровителя царя.

1710 годом датируется одно из первых описаний церкви: «Посреди крепости, вплотную у канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют гармоничный колокольный звон… Человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время».

В 1709–1710 годах, после победы в Полтавской битве (1709 год), – решающем сражении Северной войны, завершившемся полным разгромом шведской армии, – храм расширили, пристроив два придела, увенчанных шпилями. Храм был расписан «под каменный вид жёлтым мрамором».

8 июня 1712 года, на Троицу (в тот же праздник, к которому было приурочено основание крепости), рядом с деревянной крепостью Пётр заложил каменный Петропавловский собор. Поскольку с 1712 года Петербург стал столицей Российского государства, собор с самого начала своего строительства воспринимался как один из главных храмов России. Собор возводился по проекту выдающегося петербургского архитектора, швейцарца Домéнико Трезини. Это здание – один из наиболее значительных памятников Петровской эпохи, символ утверждения новой столицы на берегах Балтики. Собор – самый выразительный образец раннего русского барокко, которое называют также «петровским». Этот стиль формировался вместе с Петербургом, вбирая в себя европейские архитектурные традиции. До Петра в России таких православных храмов не строили. Интересно, что строительство велось таким образом, что первоначальная деревянная церковь оставалась внутри новой постройки. Она была разобрана только в 1719 году и перенесена на Петербургскую сторону в солдатскую слободу, где простояла до 1806 года.

Особое значение Пётр I придавал возведению колокольни. Колокольня в церковной традиции – это башня, пристроенная к храму (или расположенная рядом) и специально предназначенная для колоколов. В древней Руси вместо колоколен строили каменные стенки-звонницы, позднее их сменили отдельно стоящие ярусные башни-колокольни. Только в XVIII веке в России колокольни стали частью храма. Пётр стремился как можно быстрее возвести в молодой столице небывалое по высоте и торжественности здание. Именно с колокольни, увенчанной высоким остроконечным шпилем, и началось строительство Петропавловского собора. «Колокольню, – торопил строителей Пётр, – как возможно скорее отделать, дабы в будущем году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь».

К 1719 году деревянный шпиль колокольни взметнулся на высоту 106 метров, существенно превзойдя самое значительное сооружение такого типа в России (и во всём православном мире) – колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Известно, что Пётр I даже задумывался о создании лифта в колокольне. К 1724 году несущие конструкции шпиля были полностью обшиты снаружи. «Крепостная церковь, – писал очевидец, – при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении». Деревянные конструкции шпиля были установлены Хáрманом ван Бóлосом – мастером, приглашённым Петром I из Голландии. Само слово «шпиль» – голландского происхождения. На самом верху укрепили шар из позолоченной меди, похожий на большое яблоко. Эта декоративная деталь, завершающая шпиль или купол здания, обычно так и называется – яблоко. По рисунку и модели Трезини был исполнен и установлен на шпиль медный крест с фигурой Ангела, ставший одним из важнейших символов северной столицы.

Петропавловский собор создавался в один из важнейших периодов русской истории Нового времени. В 1721 году завершилась Северная война, был подписан победоносный для России Ништадтский мир и Петру I торжественно преподнесён титул отца Отечества и великого императора. Эти исторические события определили особую пышность и величие внутренней отделки храма, которая так же необычна для традиционного русского церковного зодчества, как и его внешний облик. Долгое время Петропавловский собор являлся своеобразным памятником славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамёна, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей (в начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж, а в соборе остались копии шведских и турецких знамён, которые можно увидеть и сегодня).

В 1720 году на колокольне Петропавловского собора появились приобретённые Петром I в Амстердаме за баснословную по тем временам сумму (45 тысяч рублей) часы-куранты и карильон с 35 колоколами. Куранты – часы с музыкальным механизмом, исполняющим несложную мелодию. Слово «куранты» возникло благодаря названию французского танца «данс курат», очень популярного в старину. Эта мелодия звучала с башенных часов ратуш европейских городов. В России куранты впервые появились в XV веке на башнях Московского Кремля, а в Петербурге – на колокольне Троицкой церкви (разрушенной в 1933 году). «Зелó прехитрые» куранты каждые полчаса «играли сами собой, приводимые в движение большою железною машиною с медным валом», и издавали неслыханный в России перезвон.

Карильóн (от французского слова «перезвон») – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов и клавиатуры, напоминающей клавиатуру органа, «махина, которая управляется руками и ногами». Каждая клавиша (похожая, скорее, на рукоятку) соединена с языком «своего» колокола длинной проволокой. В Западной Европе «колокольная музыка» наибольшее распространение получила ещё в средневековье. Первый в России карильон был размещён на колокольне Петропавловского собора. Специально обученный «колокольный игратель» каждое утро исполнял на карильоне музыкальные пьесы.

В 1725 году на втором ярусе колокольни (на высоте 42 метра) в дополнение к карильону была установлена русская звонница. Эта открытая площадка с колоколами – обязательная принадлежность православного храма. Колокольный звон созывает верующих на молитву. Такой звон называется «блáговест» – им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения. При Петре I, когда Петропавловский собор был главным храмом Петербурга, благовест, раздававшийся с его колокольни, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. Колокольным звоном также выражают скорбь об усопшем в день похорон. Поскольку Петропавловский собор ещё при жизни Петра I стал усыпальницей Дома Романовых, звон колоколов всегда звучал во время погребения русских императоров и членов царствующей династии.

В 1729 году в соборе установлен деревянный позолоченный иконостас, придающий его внутреннему убранству особо торжественный характер. Он по праву считается непревзойдённым образцом русской резьбы эпохи барокко (эскиз иконостаса делал предположительно сам Доменико Трезини). Под руководством выдающегося русского художника и зодчего Ивана Зарудного он был изготовлен в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля, по частям перевезён в Петербург и установлен в соборе в 1729 году. Иконостас – особая перегородка с иконами («стена для икон» по-гречески), которая отделяет алтарь от остальной части православного храма и символизирует границу между миром земным и миром небесным. Высокие многоярусные иконостасы, состоявшие из пяти и более рядов икон, получили повсеместное распространение в русской церковной архитектуре XVI–XVII веков. Однако иконостас Петропавловского собора не похож на иконостасы допетровского времени. По своей композиции он близок к триумфальным сооружениям, возводившимся при Петре I в честь побед русского оружия. Здесь нет горизонтальных рядов икон, а центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, которая перекинута над центральными дверями иконостаса – Царскими вратами – и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров.

Над царскими вратами, расположенными в самом центре иконостаса, – скрещенные ключи. Эти атрибуты апостола Петра – ключи от рая, а также элемент герба Рима (города Святого Петра) – напоминают о том, что Петербург – это «третий Рим». В Петровскую эпоху такое изображение могло истолковываться как символические ключи от Балтики и новой столицы России, ставшей её морскими воротами.

В киотах (специальных шкафчиках) размещены 43 иконы, написанные 1727–1729 годах московскими мастерами. Иконы составляют единый художественный цикл, тематическая программа которого была разработана, скорее всего, архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Среди основных тем этой программы – прославление деяний Петра I и идея торжества русской государственности.

Незадолго до освящения собора у одного из пилонов (столб, служащий опорой сводчатых перекрытий) была установлена кафедра. Нужно отметить, что в православных церквях практика чтения проповедей со специальных кафедр до Петра I не существовала. Кафедра украшена картинами из Ветхого и Нового заветов, деревянными позолоченными скульптурами апостолов Петра и Павла.

У противоположного пилона находится Царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом, где во время богослужения молился император. Над помостом укреплены изображения императорских регалий – корона, меч и скипетр. По традиции русские императоры приходили в Петропавловский собор после коронации – испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей.

Пётр I не увидел Петропавловский собор во всём великолепии – 28 января 1725 года император скоропостижно скончался, простудившись во время наводнения. Гроб с его набальзамированным телом был помещён во временную деревянную часовню, сооружённую Доменико Трезини внутри строящегося храма, где в окружении свечей, гербов и знамён простоял шесть лет. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Ещё при жизни Петра I в Петропавловском соборе похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену (принцессу Шарлотту-Христину-Софию), сестру Петра I (Марию Алексеевну) и его невестку (царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра I – царя Фёдора Алексеевича). Таким образом, ещё до окончания строительства собор стал некрóполем. Некрополь по-гречески – «город мёртвых». Так в древности назывался крупный погребальный комплекс, большое кладбище. Со временем это слово приобрело и другое значение – место, где похоронены известные люди. В Петропавловском соборе покоится прах многих представителей династии Романовых, прежде всего, русских императоров и императриц, за исключением Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (место захоронения неизвестно).

У восточной стены собора расположен ещё один некрополь – Комендантское кладбище. Здесь хоронили комендантов Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости (до 1796 года это была единая должность), скончавшихся на своём посту.

Не меньшую угрозу, чем наводнения, для Санкт-Петербурга всегда представляла огненная стихия. Огонь уничтожал дворцы и храмы, жилые кварталы и гостиные дворы, заводы и баржи, уносил человеческие жизни. Так, в 1737 году на Адмиралтейской стороне вспыхнул пожар, обративший в пепел более тысячи жилых домов от истока Мойки до Зелёного моста. В 1756 году во время ночной грозы загорелась колокольня Петропавловского собора. Самое высокое сооружение С.-Петербурга строилось в ту пору, когда громоотводы ещё не были изобретены, и не раз страдало от попадания молний. Летняя гроза 1756 года оказалась фатальной, сгорел не только деревянный шпиль с фигурой Ангела и часами, но и кровля собора. Расплавились колокола. Не выдержав жара, обрушились верхние ярусы колокольни и купол. Иконостас, благодаря его разборной конструкции, удалось вынести по частям.

Восстановительные работы затянулись на несколько десятилетий. В 1757 году над алтарём вместо первоначального деревянного купола был возведён новый кирпичный, увенчанный луковичной главкой. Новая двускатная крыша была сделана по железным стропилам, уложенным на кирпичные арки.

В 1764 году указом императрицы Екатерины II был объявлен конкурс на проект восстановления колокольни. В нём, в частности, приняли участие выдающиеся русские зодчие Юрий Фéльтен и Савва Чевáкинский. Однако, рассмотрев предложенные ими проекты, императрица распорядилась построить колокольню «точно так, какова была, понеже все протчие планы не столь красивы». Работы проводились под руководством инженера Хармана ван Болоса. Новый деревянный шпиль, обшитый медными золочёными листами, был воссоздан к 1773 году, и на его вершину установили воссозданную в прежнем виде фигуру второго Ангела.

Новый часовой механизм и карильон, взамен сгоревших, изготовил и доставил в Петербург известный голландский мастер Орто Красс. Их сборку на высоте 62 метров лишь в 1776 году осуществил часовой мастер И. Редигер. Тогда же по четырём сторонам света были установлены красивые круглые циферблаты с римскими цифрами. Диаметр каждого такого циферблата составляет два метра! Слово циферблат – немецкое и обозначает любую панель с цифрами. Циферблат может быть не только в часах, но и в других приборах, например, – в весах. В старину не так следили за точностью времени, как сейчас, поэтому циферблаты часов на колокольне имели только одну – часовую – стрелку. В новых курантах-карильоне было уже 38 колоколов, что позволяло исполнять более сложные мелодии.

К 1777 году на колокольне появился первый громоотвод. Ещё в 1750-х годах в России стало известно об опытах американского изобретателя и политика Бéнджамина Франклина по созданию защиты от молний. В 1772 году Екатерина II распорядилась об устройстве «електрического отвода к отвращению удара и палению, от молнии происходящего». Как его установить, решали учёные из Академии наук под руководством академика Леонарда Эйлера. Наконец, летом 1775 года слесарных и кузнечных дел мастера приступили к работе. По шпилю и стене собора, от креста до земли, был проложен железный прут, конец которого был опущен в воду канала.

В 1777 году случился «великий шторм». От натиска ураганного ветра фигура Ангела погнулась, а крылья оторвались. Чтобы избежать в дальнейшем таких неприятностей, решили уменьшить вес Ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый эскиз был разработан архитектором Антонио Ринальди согласно принципам классицизма. Этот, третий по счёту, Ангел – привычного нам вида – был установлен на шпиль в 1778 году и парил над городом в течение сорока лет.

Усыпальница для императорского рода Романовых

Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.

В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).

Полезная информация для посетителей

Храм и усыпальница открыты в будние дни с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 17:45, а в воскресенье с 11:00 до 17:45. Билет для взрослых стоит 450 рублей, для учащихся — 250 рублей, а для пенсионеров — 200 рублей.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Интерьер Петропавловского собора

В соборе можно увидеть захоронения царей, красивую лепнину, военные реликвии и росписи. Экскурсоводы интересно рассказывают о роли императорской семьи в истории России.

Влияние исторических перемен и веяния времён

С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела. Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт — Петербурга.

Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.

К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Адрес: Заячий остров

Режим работы: с 10.00 до 18.00

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно здесь. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Содержание:

  1. Колокольня Петропавловского собора
  2. Часы-куранты
  3. Здание Собора
  4. Некрополь
  5. Великокняжеская усыпальница

Петропавловский собор Петропавловской крепости Петербурга

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко», основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора в ПетербургеКолокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верх Колокольни Петропавловского собора со шпилемВерхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольниНижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне Петропавловского собораАнгел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора ПетербургаКарильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была  привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

Часы-куранты Петропавловского собора ПетербургаЧасы-куранты

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.

Куранты Петропавловского собора изнутриКуранты Петропавловского собора изнутри

Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни…) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00. А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре). 

Декор окошек Петропавловского собораДекор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем — снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора ( слева от Колокольни)Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора ПетербургаИнтерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас Петропавловского собора ПетербургаИконостас собора

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур

Скульптурная группа Иконостаса (Царские врата) Петропавловского собораСкульптурная группа — фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса Петропавловского собораЦарские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса Петропавловского собора (фрагмент)Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника Петропавловского собораКафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Императорская усыпальница Петропавловского собора ПетербургаИмператорская усыпальница

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого в Петропавловском собореСаркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена — Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего Усыпальнице Петропавловского собораСаркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго, найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго — Марии Федоровны, прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собораВеликокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницуОграда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам — выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также:

  • Описание
  • Паломничества (1)
  • Поездки сюда (13)

Описание Петропавловского собора в г. Санкт-Петербург

Петропавловский собор (официальное название — собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург

Возведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года — кафедральный.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба — Трофим Иванов, Иван Телега; иконы — М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи — Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.

В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

Паломнические поездки к Петропавловскому собору в г. Санкт-Петербург

  • Поездка из Бобруйска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Мозыря в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Минска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Витебска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Гомеля в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Могилёва в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Мозыря в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Минска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Гомеля в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Могилёва в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Бобруйска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Уральска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Шкиня (Московская обл.) в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Москвы в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Зарайска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Рязани в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Солнечногорска в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Коломны в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Зеленограда в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Черкизова (Московская обл.) в Петропавловский собор в г. Санкт-Петербург

  • Петровские времена как пишется
  • Петровна рассказ в дзен
  • Петербуржцы как пишется правильно
  • Петербуржский или петербургский как правильно пишется
  • Петербургская тема в романе достоевского преступление и наказание сочинение