Петрушка из сказки фото

Продолжая разбираться со сказочными героями России, добралась до любимого Петрушки и поняла, что можно влипнуть в целых 5 постов по истории персонажа. Поэтому здесь ограничусь только мультфильмами. Ностальгия по детству и не только….

_900 x 600 1965  7Capture.jpg
Петрушка из мультфильма «Где я его видел?», 1964 год, режиссёр-мультипликатор Борис Дёжкин

Впервые Петрушка появился в советской мультипликации в 1959 году в фильме из серии «Веселые человечки»

Весёлые человечки — это группа сказочных персонажей, ставших с 1956 года постоянными героями рассказов и комиксов в журнале «Весёлые картинки», а также детских книг и мультфильмов.

В «Клуб Весёлых человечков» входило восемь персонажей, большинство из которых были известны задолго до создания журнала: Карандаш, Самоделкин, Буратино, Чиполлино, Петрушка, Гурвинек, Незнайка и Дюймовочка (иногда вместо неё появлялась Синеглазка из Зелёного города).

С 1957 по 1996 год было снято 9 мультфильмов, но в 6 из них, снятых в Грузии Вахтангом Бахтадзе, фигурировал только Самоделкин в качестве главного героя. А все герои вместе фигурировали только в 2 мультфильмах Бориса Дёжкина и последнем мультфильме 1996 года в стиле «ретро»

1963 Е. Т. Мигунов, художник. Петрушка.JPG
Мигунов Евгений Тихонович Петрушка. 1963 г. Государственный Музей истории Санкт-Петербурга. Поздняя версия Петрушки

Самый первый мультобраз Петрушки  был создан художником — мультипликатором Евгением Тихоновичем Мигуновым для мультфильма «Ровно в три пятнадцать…»

От традиционного чем-то похожего на петуха кукольного Петрушки — наследника  итальянского Пульчинеллы  у этого Петрушки остался длинный нос и колпак, но образ с «итальянского» сменился на значительно более «русский».  Вот можно сравнить с куклами начала века

_1Capture.JPG

Слева: Зайцев И. Кукла «Петрушка» к представлению «Цирк на сцене» нач. ХХ века. Музей театральных кукол Театра Образцова

Справа: Ефимов И.С., Симонович-Ефимова Н.Я. Кукла «Петрушка» к спектаклю «Больной Петрушка» 1918 г.. Музей театральных кукол Театра Образцова

Вот так выглядели все Веселые Человечки  в мультфильме «Ровно в три пятнадцать…». Слева направо: Гурвинек, Петрушка, Буратино, Карандаш, Незнайка, Самоделкин,  Чиполлино. Дюймовочка почему-то отсутствует.

1959  Кадр из мультфильма «Ровно в три пятнадцать» (1959)ot.jpg
«Ровно в три пятнадцать…» — советский рисованный мультфильм, созданный в 1959 году режиссёрами-мультипликаторами Борисом Дёжкиным и Евгением Мигуновым, на студии «Союзмультфильм».

Однажды в редакции журнала «Весёлые картинки» раздался телефонный звонок. Пионервожатые местного лагеря просили членов «Клуба Весёлых человечков» дать праздничный концерт по случаю открытия. Участники клуба радостно соглашаются и немедленно отправляются в дорогу. Однако по пути в лагерь их грузовичок сломался, и им предстоит немедленно починить его или найти другой способ добраться до лагеря до начала концерта. А начало — ровно в 3:15.

1959  2Capture.JPG
Петрушка из мультфильма «Ровно в три пятнадцать…» 1959 год

Петрушка тут изображен артистом — гармонистом.

В следующий раз вся группа Веселых Человечков, включая Петрушку, появилась на экране спустя 5 лет

1965  8Capture.JPG
«Где я его видел?» — советский рисованный мультфильм, созданный в 1964 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным на студии «Союзмультфильм».

Однажды в Клуб Весёлых человечков приходит некий паренёк, принёсший заявление о том, чтобы его приняли в клуб. На вопрос Карандаша о том, что умеет делать этот товарищ, он заявляет, что умеет делать всё.

Каждую неделю он обещает через неделю обязательно сделать новый номер для концерта, и каждую неделю у него новая грандиозная идея, а старая благополучно забыта. А Буратино постоянно пытается вспомнить, где он видел этого мальчика, но тщетно.

В день концерта Буратино, наконец, вспоминает, что это Обещалкин.  Придя в зрительный зал, Обещалкин обнаруживает, что все участники концерта высмеяли его в своих номерах. Пожарный, сидевший рядом с Обещалкиным, насильно затаскивает его на сцену, и тот признаёт: «Да. Обещалкин — это я. Но я обещаю, что буду не только обещать, но и выполнять».

В этом мультфильме Петрушка на гармони уже не наяривает, а выступает вместо этого лихим танцором как на верхней картинке

B следующий и последний раз друзья Веселые Человечки появились все вместе на экране вообще спустя 32 года. в 1996 году, но об этом позже.

В 1968 году  Веселые человечки стали героями серии «Светлячок», предшественницы «Веселой карусели». Каждый мультфильм этот серии состоял обычно из нескольких эпизодов., так вот в «Светлячке  № 8» появился Петрушка с друзьями.

1968 эскиз типажа. Петрушка Фильм Светлячок №8.JPG
Эскиз типажа Петрушка Фильм: Светлячок №8. 1968 год Государственный центральный музей кино

Петрушка здесь хоть и выглядит слегка по-другому, но все-равно изображен в том же стиле как в мультфильмах Бориса Дёжкина

1968  Captuyre.JPG
«Светлячок № 8» — советский рисованный мультипликационный фильм для малышей из одноименной серии,.1968 год  Художник- постановщик Гражина Брашишките

В первом эпизоде  мультфильма  «Карандаш заболел» Карандаш почувствовал себя плохо и у него из носа выпал грифель. Его друзья из Клуба Весёлых человечков пытаются помочь ему, но ничего не выходит. В частности Петрушка пытается вылечить Карандаша танцами. Доктор Айболит вылечивает Карандаша, задействовав точилку.

А потом в славные 1970-е годы в советской мультипликации начались художественные эксперименты со сломом всех канонов и традиций. Петрушки это тоже коснулось.

В 1971 году вышел рисованный мультфильм «Петрушка»  режиссера Льва Атаманова. Петрушка там конферанс, объединивший два фильма в сборнике «Неразбериха» («Неразбериха» — Рижская киностудия и «Друзья» — «Таллинфильм»). Автор текста — Александр Тимофеевский.  Этот мультфильм нигде невозможно найти в связи с тем, что авторские права, видимо, принадлежат вышеназванным киностудиям. Поэтому не знаю, как выглядит там Петрушка.

В 1973 году был снят кукольный мультфильм «Про Петрушку»  по мотивам пьесы С. Маршака «Петрушка иностранец», написанной специально для театра еще в 1927 году.

Когда Маршак писал пьесу, он имел в виду традиционного Петрушку, вот как его изобразил в самом первом издании книги 1927 года художник В.Конашевич

_07.jpg

Так вот в этом мультфильме «прогрессивные» художники Петрушку решили сделать обыкновенным рыжеволосым мальчиком-озорником по имени Петя, ну или Петрушка. И даже вместо рубашки одели его в свитер.

1973  Capture.JPG
«Про Петрушку» — советский кукольный мультипликационный фильм, снятый режиссёром Иваном Уфимцевым в 1973 году по мотивам пьесы Самуила Яковлевича Маршака «Петрушка-иностранец» (1927)

В этом мультфильме, а первоначально и в пьесе, высмеиваются легкомысленное отношение к учёбе и неуважение к старикам. Мальчик Петрушка не слушался родителей, а притворялся, что у него болит живот, только бы не идти в музыкальную школу. Когда ему пригрозили вызвать доктора, он притворился, что пойдет в школу, а сам пошел искать приключений на свою голову,  в частности украл чью-то одежду на берегу, переоделся в нее и стал выдавать себя за иностранца. В конце Петрушку ловят, и он обещает исправиться и совершать теперь только хорошие поступки.

В 1977 году на студии «Союзмультфильм» режиссёром Станиславом Соколовым был снят кукольный мультфильм «Догада».

Там странствующий развесёлый Потешник представляет публике свой кукольный раёк (традиционно это был передвижной театр Петрушки) и с его помощью рассказывает поучительную историю о похождениях и женитьбе молодца Дорони, которого за смекалку и ум впоследствии начинают величать Догадой.

1977  Capture.JPG
«Догада» — кукольный мультипликационный фильм режиссёра Станислава Соколова, 1977 год.

Главный герой Дороня — в центре райка, где по традиции должен находиться Петрушка. И этот рыжий широколечий увалень на Петрушку похож еще меньше чем рыжеволосый озорник в свитере, прикидывавшийся иностранцем. При этом потешки и байки, рассказывающие историю Дорони/Догады, довольно сильно напоминают некоторые традиционные сцены из представлений Петрушки.

Если честно, то складывается впечатление, что Петрушка перестал быть модным и попал в некое забвение. Советские художники нового поколения диссидентов стали такими модными космополитами, а тут какой-то Петрушка с деревенских ярмарок, райков и лубков. Ну совершенно не интеллигентно выглядящий. Да ну его!

В следующий раз про Петрушку вспомнили в 90-е годы.

В 1993 году появился мультфильм «Рождественская фантазия» режиссера Людмилы Кошкиной. Он был навеян даже  не историей традиционной куклы,  а мотивами балета Стравинского  «Петрушка», созданного в 1911 году для Русских сезонов Дягилева во Франции.

Сюжет, правда, слегка отличается. Во время рождественской ярмарки Петрушка встречает куклу-балерину, выпавшую из кареты, и влюбляется в нее. Однако хозяева, заметив пропажу, возвращаются за куклой.  Побежавший следом за каретой Петрушка находит ее в замке, где она танцует с арапом и чудовищами, а потом куклу выбрасывают из окна. Петрушке и кукле приходит на помощь странного вида Рождественский дед, сделавший их главными украшениями рождественской елки.

1993 tttCapture.JPG
«Рождественская фантазия» — российский мультипликационный фильм 1993 года режиссёра Людмилы Кошкиной по мотивам балета Игоря Стравинского «Петрушка».

Вид у Петрушки балетный и европейско-шутовской, но при этом одежда не копирует балетный костюм Петрушки, который на сцене обычно одет в штаны и рубашку, а не трико.

Этот же самый Петрушка появляется, кстати,  на несколько секунд на экране в первом из трех сюжетов мультипликационного альманаха «Весёлая карусель» № 32 — «Чего на свете нету». 2000 год. Режиссер Эльвира Авакян

2000  Capture.JPG
«Весёлая карусель» № 32 — «Чего на свете нету». 2000 год. Режиссер Эльвира Авакян

Сюжета там никакого нет, это музыкальная фантазия с участием популярных героев разных советских мультфильмов, которые друг за другом поют песню о стране Мультипликации.

B 1996 году после 32-летнего перерыва вдруг появляется последний мультфильм из серии о Веселых человечках — «Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро». Про него я упоминала выше.

1996  yCapture.JPG

«Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро» — российский рисованный мультфильм, созданный в 1996 году режиссёром-мультипликатором Романом Кобзаревым на студии «Союзмультфильм».

Начинается мультфильм сюжетом, где художник-мультипликатор объявляет: «Вот, и я сейчас поменяю своего современного коня — электрического, электронного, я бы даже сказал — компьютерного — на старую добрую мохноногую лошадку! Только везущую не „хворосту воз“, как у классика, а ворох старых граммофонных пластинок».

После чего обыгрывается сюжет с компьютерной мультипликационной графикой вместо старого доброго карандаша и монохромными и цветными картинками.

Этот мультфильм выглядел как настоящее прощание с эпохой советской мультипликации, какой-то он ретро-грустный и по сравнению с красочным героями Веселых картинок из прошлого совсем бесцветный.

И образ Петрушки очень показательный, его сделали лапотником. Никогда, нигде и никто не одевал Петрушку в лапти, а вот тут пожалуйста.

A недавно Петрушка снова вернулся на экраны. Причем не в одном мультфильме, а в целых десяти.  B 2015 году вышла целая серия  «Народные промыслы России», проспонсированная Министерством Культуры Российской Федерации.

Там два главных героя — Петрушка и цыган, и цыган постоянно что-то такое подстраивает и как-то Петрушку подзуживает, в результате чего тот сваливается в какие-то параллельные миры, где живут персонажи разных народных промыслов, и имеет так кучу приключений на свою голову.

Сделано очень интересно, я даже засмотрелась (в самом начале обычно пара минут про народный промысел, что такое, откуда взялся, а потом уже сами приключения Петрушки и цыгана в мире этих конкретных поделок.

Про эту серию нигде особо никакой официальной информации не найти, но в ЖЖ есть посты художника Олега Добровольского, который работал над несколькими сериями.. Только благодаря ему в чем-то разобралась.

Петрушка и Городецкая роспись.JPG

Образ Петрушки был создан художницей Татьяной Титовой (Петровски)

Bыглядит этот Петрушка  по-новому, как шут-скоморох на современных праздниках.  На колове у него шутовской колпак с тремя колокольчиками, каких Петрушка сроду не носил, да и остальная одежда как у средневекового западноевропейского шута — туника и леггинсы/рейтузы вместо рубашки и штанов.

Первые серии (сделаны в 2014, выпущены в 2015 году) были

«Петрушка и Вятская игрушка» 2015 год

Над этим мультфильмом сверху работала команда Маши Парфёновой, а над мультфильмами снизу как-раз Олег Добровольский, поэтому Петрушки слегка по-разному одеты.

Петрушка и Вологодские кружева 2015 год

Петрушка и Гжель 2015 год

В следующем году сделали

Петрушка и Тульский пряник 2016 год

Петрушка и шкатулки Палеха 2016 год

Петрушка и Богородская игрушка 2016 год

Ну и наконец последними вышли

Петрушка в Матрешечьем царстве

Петрушка и Абашевская игрушка

Петрушка и Ковровская игрушка

Петрушка и Городецкая роспись

Надеюсь, что эти мультфильмы не последние, и Петрушка еще не раз порадует нас веселыми историями на экране.

История персонажа

Петрушка — герой сказок, узнаваемый символ русского кукольного театра, имя которого часто используется в нарицательном смысле, а также в качестве названия отдельной группы перчаточных кукол.

История создания персонажа

У Петрушки много «друзей» в других странах: во Франции кукольного насмешника зовут Полишинель, в Германии — Касперле, в Испании — дон Кристобаль, в Великобритании — Панч, а в Италии — Пульчинелла. У них немало схожих характеристик, однако считать их прототипами русского героя некорректно, потому что Петрушка сделан в виде перчатки, а его иностранные собратья — марионетки, то есть управляются с помощью нитей и шарниров.

Первое подробное описание персонажа встречается в записях немецкого исследователя Адама Олеария, путешествовавшего по Московии в 1633–1634 годах. Создателями куклы были бродячие артисты – скоморохи, позже традицию представлений с перчаточными героями продолжили балаганы и райки, а за ними и кукольные театры.

В XVI веке церковные и государственные власти пытались уничтожить скоморошество. Предположительно, именно запрет «кривляться» подтолкнул артистов к изобретению кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Биография и образ Петрушки

Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. Играли Петрушку только мужчины. Прозвище героя происходит от имени Петр — в старых бытовых миниатюрах он с гордостью именует себя Петром Ивановичем Уксусовым. Существует и версия, связывающая название куклы с украинским словом «порятуй» — «спаси». Однако Петрушкой стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Со временем в России петрушками стали называть всех кукол, надевающихся на руку.

На представлении кукольник прятался за раздвижной ширмой из деревянных рам и ситцевых полотен, которая ставилась на землю. Петрушка шился из лоскутков разноцветной ткани, а голова вырезалась из дерева и обрабатывалась специальной растительной жидкостью, чтобы выглядеть темнее, — так черты лица были заметнее на расстоянии. Одеждой героя становились любые пестрые лохмотья, однако, судя по сохранившимся картинкам, чаще всего он был одет в яркий красный кафтан и холщовые штаны. Обязательной деталью был остроконечный шутовской колпак: в цитатах из сохранившихся сценок персонаж, попадая в неприятности, неизменно жалеет о «пропавшей головушке с колпачком и кисточкой».

На сцене Петрушка — олицетворение самых ярких черт национального характера: находчивый, бойкий, острый на язык, не боящийся ни церковной, ни светской власти и готовый сражаться за справедливость. Известны старинные сюжеты, в которых персонаж покупает лошадь, посещает лекаря, поступает на службу солдатом, выбирает жену — эти бытовые ситуации были ближе и понятнее зрителю, чем фантастические приключения. Неизменной чертой сценок был конфликт, заканчивающийся дракой при помощи палки и кулаков, что изрядно веселило публику.

Представления с участием Петрушки рассчитывались больше на взрослую публику (ведь у детей не было денег), поэтому они далеко не всегда были пристойными. Сохранились упоминания о сценах, где герой навязчиво «уламывает» понравившуюся невесту на более близкие отношения или высмеивает духовных лиц. У зрителей такие шутки пользовались неизменной популярностью, хотя женщины часто спешили уйти от этого зрелища и увести с собой детей. Не гнушались артисты и других грубостей: монологи Петрушки были полны крепких словечек, а сценки нередко завершались убийством врагов.

В XX веке Петрушка утрачивает остроту языка и злободневность сюжета и перестает интересовать взрослую публику. Артисты-перчаточники становятся участниками утренников и новогодних елок для детей, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

Петрушка в культуре

В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка», действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Представление с живой и выразительной музыкой было принято публикой благожелательно и со временем стало классикой.

В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений.

В честь персонажа названа редкая генетическая болезнь, также известная как синдром Ангельмана. Дети, страдающие ею, имеют характерную внешность с широким ртом и выступающим подбородком и часто смеются или улыбаются без видимых причин, за что эту патологию и прозвали «синдромом Петрушки» или «синдромом счастливой куклы».

Цитаты

Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!

Какой же ты доктор, коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!

По пашпорту я Петр Иванович Уксусов!

Библиография

  • 1927 — «Петрушка-иностранец»

Фильмография

  • 1971 — «Петрушка»
  • 1973 — «Про Петрушку»
  • 2017 — «Петрушка и богородская игрушка»
  • 2018 — «Петрушка и ковровская игрушка»

Исконные предметы русского быта постепенно покидают квартиры и кухни, перемещаясь за стёкла музейных витрин: чугунки, корчаги, утюги на углях. Где-то среди них и Петрушка – герой народного кукольного театра. А ведь для предыдущих поколений выступление Петрушки порой было одним из самых ярких воспоминаний детства. К примеру, главный кукольник СССР Сергей Владимирович Образцов вспоминает этот момент так: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом».

Петрушка на сцене

Герои стародавних выступлений давно стёрлись из памяти, но Петрушка, хотя его нечасто можно сейчас повстречать, остаётся на слуху. Почему? Потому что Петрушке удалось совершить нечто необычное: стать самостоятельным, обрести собственную жизнь, не зависящую от ведомой руки. Посмотрим, чем удивителен образ Петрушки, и как складывалась его история на просторах России.

Петрушка в театре русских кукольников

Кукольный театр появился на Руси в качестве одного из элементов скоморошьих выступлений. В большинстве представлений важная роль отводилась медведю, который и на задних лапах плясал и в потешной драке участвовал. В скоморошьей среде даже бытовала поговорка «Ватага начинается с медведя». Однако для хорошей выручки представление должно было притягивать внимание достаточно долго. Поэтому наряду с медведем, выплясывающим под дудку скомороха, в репертуар стали добавлять акробатические номера и фокусы. На каком-то из этих этапов появились и кукольники. Адам Олеарий в книге «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» упоминал и русский кукольный театр:

«Их плясуны — вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол, устраивают представление (у голландцев оно называется Kiucht). Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры…»

Набор кукольника включал ряд базовых персонажей: мужик, цыган, лошадь, воевода, монах или какой-нибудь иной церковнослужитель. Чтобы удерживать зрителей, представлению надлежало быть динамичным: каждую секунду что-то происходило. Искушённому зрителю наших дней эти сюжеты вряд ли бы показались интересными. Сценки состояли из комедии положений и непрерывных колотушек. Покупая лошадь, мужик дрался с цыганом. Потом на лошадь претендовал поп или воевода, и мужику предстояло драться с ними. В качестве инфернальных персонажей являлись Чёрт или Смерть, и тут уж приходилось худо главному герою. В отсутствие иных развлечений и ребятишки, и взрослые плотным кругом обступали пришедших на ярмарку кукольников и неотрывно следили за героями сценки, то подсмеиваясь, то переживая за участников драки, не обращая внимания на самого кукольника. В те времена верхнюю половину кукольника скрывала «юбка» — ткань, свисающая с обруча, над которым появлялись куклы (сам обруч крепился к поясу кукольника парой распорок). Играть представление было достаточно тяжело, так как кукольник не только стремительно менял кукол, но и следил, чтобы не выбить неловким движением распорки. Опытный кукольник умудрялся удерживать на пальцах по три-четыре игрушки, отчего разыгрываемые сюжеты получались замысловатыми.

Адам Олеарий. Гравюра «Кукольник» из книги «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» (1643 г.)

Для русского кукольного театра Петрушка – весьма необычный персонаж. Во-первых, в сравнении с другими стандартными куклами он появился достаточно поздно. Во-вторых, любой персонаж русских кукольников обладал заданным характером, будь то мужик, цыган, смерть и даже та же лошадь. И лишь характер Петрушки не вписывался в какие-то определённые рамки. Это Локи среди скандинавских богов Асгарда. Это джокер в колоде, другие карты которой легко определимы по значению и масти. И, подобно джокеру, Петрушка подстраивается под сюжет, наделяется чертами, которые отлично вписываются в данную сценку, но за ней следует другая, затем третья. И вместе с сюжетом пластично меняется характер Петрушки, провоцируя конфликты со статичными персонажами и как можно ярче проявляясь в заданных обстоятельствах.

Титульный лист книги о возможном происхождении Петрушки

Искусствоведы считают, что явного заимствования от заграничных Панча, Полишинеля, Карагёза или Пульчинеллы в нём нет. С Петрушкой схожа кукла-перчатка Гиньоль, но она возникла на ярмарках Лиона в начале XIX века, а наш герой к этому времени успел отыграть множество представлений. Как же появился Петрушка? И когда? На эти вопросы попытался ответить Борис Привалов в повести, описывающей приключения ватаги скоморохов. Вынужденный отправиться в одиночное странствие скоморох Петруха сооружает небольшую куклу-скомороха с глиняной головой, охваченной колпаком с бубенчиком. Кукле он сошьёт костюм из лоскутков, куда можно продеть руку. Для достоверности образа скомороха нужен верещащий голос, и Петруха использует охотничий пищик. По пути он даёт представления с новой куклой, высмеивая попов, воеводу и даже князя. Яркая кукла и острые сценки неизменно притягивают внимание народа, а имя кукольника переходит к самой кукле. Другие кукольники копируют Петрушку, и начинается его распространение по всей Руси. Упоминание Приваловым царя Алексея Михайловича датирует происходящее серединой или началом второй половины XVII века. Период взят автором неслучайно: именно к нему относят резную костяную накладку с вероятным изображением Петрушки, найденную на территории Новокузнецка.

Одна из сценок с покупкой лошади

Появившись, Петрушка быстро оттеснил куклу Мужика в ряд второстепенных персонажей. Теперь именно он храбро бился и с цыганом, и с лекарем, и с духовным лицом, и с представителем власти. Победить по сюжету не получалось только Смерть или Чёрта, уволакивающих героя в Ад. Но порой неожиданно для всех Петрушка дубинкой гнал прочь со сцены даже самую сильную нечисть, словно древнегреческий Геракл, который бился со зловещим Танатом – богом смерти, чтобы не дать тому забрать Алкестиду. Кроме колотушек Петрушка непрестанно сыпал шутками, чем сильно выигрывал у прежнего немногословного Мужика. Постепенно начал складываться каноничный образ Петрушки: карикатурно огромная голова, гипертрофированные черты ярко раскрашенного лица, миндалевидные, кажущиеся чёрными глаза и громадный нос с горбинкой. С первого взгляда кажется, что перед нами какой-то злодей. Но именно такой образ олицетворял храбреца-забияку способного побить кого угодно, невзирая на богатство противника или его власть. Можно сказать, что образ Петрушки олицетворяет Пушкинские строчки: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Глядя на битву Петрушки, мужики видели, что хоть кто-то способен наказать и даже убить их извечных врагов.

Петрушка на сцене

В начале XIX века Петрушка мог обрести другое имя. Этот образ появлялся над ширмой, представляясь как Иван-Рататуй или Пётр Иванович Уксусов. К концу этого столетия Петрушку популяризировал Иван Афиногенович Зайцев, который прямо на московских улицах разворачивал ширму и давал кукольные представления. Одно из них называлось «О Петрушке и его невесте Варюшке». Заставшие этот спектакль, так отзывались о нём: «Невозможно забыть глупого, хитрого, умного, наивного, злого Петрушку с деревянной носатой головой и накрашенными глазами. Он был над ширмой. А за ширмой стоял последний из могикан русского народного уличного представления Иван Афиногенович Зайцев. Во рту у Зайцева прижатый к нёбу, лежал маленький серебряный пищик. Петрушка верещал высоким нечеловеческим голосом и бил всех палкой. Это было живое существо, с плотью и кровью, с душой и сердцем».

Александр Бенуа. Эскиз декорации комнаты Петрушки

Чуть позже случилась первая попытка оторвать Петрушку от кукольника, подарить ему собственную душу, свою судьбу. Этой попыткой стал одноактный балет Игоря Стравинского «Петрушка (русские потешные сцены в четырёх картинах)». Основа сюжета – любовная драма Петрушки, Арапа и Балерины, изображённая в духе старинного театра масок – не нова. Чем-то близка к ней опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Но Стравинский сумел не только передать отчаянную драму героя, но и облечь её исконно русским колоритом, так как музыка построена на народных мелодиях и городском фольклоре (отчётливо узнаваемы мотивы таких песен как «Ах вы, сени, мои сени», «Вдоль по Питерской», «Под вечер осенью ненастной», «По улице мостовой» и пр.).

«Когда я сочинял эту музыку перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. „Петрушка“».

В 1993 году Банк России выпустил платиновую монету 150 рублей, дополнившую серию «Россия и мировая культура». Вместе с портретом Стравинского на реверс помещено изображение сцены из «Петрушки», считающегося самым ярким балетом в творчестве композитора.

150 рублей 1993 года "И.Ф. Стравинский"150 рублей 1993 года «И.Ф. Стравинский»

По мнению Жака Кокто «…на первых порах Стравинского признали отдельные знатоки, но мало-помалу и публика канонизировала „Петрушку“. Итак, „Петрушка“ по праву стал считаться классикой, а произошло это, во-первых, благодаря его фольклорной основе и, во-вторых, потому, что его стали использовать в борьбе с ещё более новым. Это совершенно в духе публики: ковылять от шедевра к шедевру, всегда отставая на один; признавая вчерашний день, хулить сегодняшний и, как говорится, всегда идти не в ногу со временем».

Петрушка в первые годы советской власти

Вихрь Революции смёл многие привычные вещи старого мира. Казалось, он унёс и Петрушку, ведь суровые будни Гражданской войны настолько контрастировали с шуточными сценками минувших лет, что прежний весельчак-балагур, побивающий то цыгана, то урядника, больше не мог отражать наступившую эпоху. Да и Ленин в беседе с Луначарским твёрдо заявил: «Вы у нас слывёте покровителем искусства, так Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Однако Луначарский отнюдь не списывал театр марионеток в утиль, сообщая о нём в «Докладной записке» Наркомпросу:

«Легко осуществимый технически, тесно связанный всеми своими элементами с народным творчеством, он будет служить пробным камнем для установления истинного народного репертуара и для выработки тех театральных приемов, которые приведут к неразрывному слиянию сцены с народной аудиторией».

И народный герой быстро вернул былую популярность, агитируя за новую жизнь при советской власти в пьесе «Красноармейский Петрушка». Жадный поп остаётся в сюжетах, а вместо былого городового появляются белогвардейцы, которым часто придавали черты сходства с лидерами белого движения — Колчака, Деникина или Врангеля. Со стороны Западного мира приходят новые враги и воплощаются в уродливых куклах, в которых узнаются Ллойд-Джордж, Пуанкаре и Керзон. Отважный Петрушка браво поколачивает буржуев и прочих неприятелей.

Е.С. Деммени с Петрушкой

После завершения Гражданской войны Петрушка не потерялся. Все перипетии столкновения старого с новым находят отражения в шуточных сценках, названия которых говорят сами за себя: «Петрушка-рабфаковец», «Кооперативный Петрушка» и др. Его врагами становятся нэпманы и кулаки, с которыми он непримиримо борется и острым словом, и дубинкой. В 1924 году Евгений Сергеевич Деммени создал при Ленинградском ТЮЗе «Театр Петрушки». «Учитесь, друзья, у наркома Петрушки — до старости лет не бросает игрушки…» — шутливо отзывался об артисте Самуил Яковлевич Маршак. Для театральных постановок Маршак в 1927 году создал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой главный герой сохраняет все привычные черты куклы народного театра – драчуна и забияки: «Здравствуйте, юные зрители! / А подраться со мной не хотите ли? / Выходи человек сто / Целым не уйдет никто, / Выходи человек двести / Всех уложу на месте!»

Петрушка на эмблеме UNIMA

Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, больше известные как Кукрыниксы, в годы студенчества организовали самодеятельный театр «Петрушка», высмеивая формализм и другие недостатки учебного процесса Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В литературе можно найти упоминания, что кукла «красноармейского Петрушки», созданная ими, произвела фурор на Первой всеевропейской выставке театральных кукол в Брюсселе (1930 г.). Годом ранее создаётся Международный союз кукольных театров (Union Internationale de la Marionnette или UNIMA). На его первой эмблеме вместе с самыми известными персонажами кукольных театров других стран оказался и кукрыниксовский Петрушка-красноармеец в будёновке и с винтовкой.

Петрушка с друзьями-куклами в бронзе

В Праге есть мемориальная доска, посвящённая событию, когда кукольники из Болгарии, Франции, Югославии, Германии, Австрии, Румынии и Советского Союза в 1929 году решили объединиться. И среди прочих кукол, отлитых в бронзе, сидит и наш Петрушка в косоворотке, сапогах и смешном колпачке. «Я думаю, что УНИМА — одна из самых дружных, самых бескорыстных и самых добрых международных организаций. И это понятно. Не деньги являются стимулом для кукольников, а искреннее, жертвенное увлечение этим видом искусства», — так отзывался о Международном союзе кукольных театров Сергей Владимирович Образцов. Мирные годы наложили важный отпечаток на характер Петрушки. В спектаклях прекратились смертоубийства. Если в руках у горбоносого молодца снова оказывалась дубинка, он применял её исключительно для наказания или перевоспитания. Но, лишь началась война, дубинка Петрушки снова стала грозным смертоносным оружием, которым он молотил полчища уродливых врагов.

Петрушка в послевоенные годы

Искусствоведы расходятся в роли Петрушки в советском послевоенном искусстве. Например, Инна Юрьевна Усачева и Марина Леонтьевна Мурыгина в работе «Театр Петрушки: из прошлого в настоящее» сообщают, что в театре Сергея Образцова Петрушка не прижился, а с конца 40-х годов и вовсе исчез на полвека (справедливости ради надо сказать, что в Центральном театре кукол постановку пьесы «Петрушка-иностранец» возобновляли в 1987 году). Однако в художественной литературе можно найти упоминание о передвижных кукольных театрах, в спектаклях которых участвовал и Петрушка. Одно из таких упоминаний мы встретим в книге «Приключения маленького актёра»:

«Спектакль будет в поле, для трактористов. Олег и Муся приготовили новую сценку «Петрушка-тракторист». В этой пьесе Петрушка сначала ничего не умел, а притворялся, что умеет. Что было! Над ним даже суслики смеялись. Сидят у своих норок, закрываются лапками и смеются… А потом Петрушка научился. И его все хвалили. А когда у него не хватило горючего, он подрался с кладовщиком-медведем! А как этот колос в конце пьески вырастал из-за ширмы — огромный, весь золотой! И Олег выходил в костюме комбайнера и пел песню про урожай».

Но стоит согласиться, что из широкого театрального пространства Петрушка, действительно, пропал. Куда же он делся? Вспомним два советских фильма, вышедших на экраны в 1955 году: «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». В первом речь идёт о весёлом и находчивом пареньке, ловко увиливающем от работы. Во втором почти такой же парень вечно попадает в различные деревенские неурядицы, венцом которых становится утопление новой колхозной автомашины (у него даже прозвище «Непутёвый»). Но в армии с ними происходит метаморфоза. Избавляясь от негативных черт характера, они проявляют смекалку, инициативу, заводят друзей, получают повышение в звании и краткосрочный отпуск на родину. Если внимательно вдуматься, то перед нами сюжет того же «Петрушки-тракториста», где герой-неумеха учится и постепенно преодолевает трудности. Искусство совершило очередной виток эволюции, передав эстафету от кукольного театра кинематографу. При этом Петрушка остался за бортом, ведь на комичного Леонида Быкова и обаятельного Леонида Харитонова смотреть было куда приятнее, чем на раскрашенную куклу.

Кадры из к/ф «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин»

Лишившись сцены, на свалку истории Петрушка отправляться не захотел. Искусство и его подняло на новую ступень. Из марионетки, ведомой рукой умелого кукольника, он стал самостоятельным персонажем, обладающим собственным характером. Такое случается с литературными героями, которые сумели выйти за рамки книги. Например, известный сочинитель барон Мюнхгаузен предстаёт весьма разными личностями в советском мультфильме, фантастической киноленте режиссёра Карела Земана и телефильме Марка Захарова. Мир начал заполняться Петрушками, каждый из которых, сохранив общие черты, обрёл собственную индивидуальность. Хорошим примером здесь снова будет книга «Приключения маленького актёра», среди героев которой аж два Петрушки, сходных внешне, но диаметрально противоположных характерами.

Кадр из мультфильма «Где я его видел?»

Получив независимость от кукольника, Петрушка обрёл новых друзей. В журнале «Весёлые картинки» с 1956 года появляется «Клуб Весёлых человечков», где кроме Петрушки оказываются ещё два представителя кукольного театра. Это Гурвинек, пришедший с Чехословацких подмостков. И Буратино, прототипом которого хотя и является Пиноккио, но своё имя в сказке Алексея Толстого он получил неслучайно: «burattino» — это итальянская кукла с деревянной головой, надетая на руку кукольника. С весёлыми человечками Петрушка пережил множество необычайных приключений на страницах журнала, а также стал героем десятка мультипликационных лент.

Иллюстрация Леонида Владимирского

Одним из ярких проявлений пережившего эволюцию героя в советской литературе стала повесть «Приключения Петрушки», которую написали Маргарита Андреевна Фадеева и Анатолий Иванович Смирнов. Обладая задорным характером, житель города тряпичных кукол Петрушка весело противостоит прихвостням царя Формалая. А затем с помощью других игрушек (Алёнки, Ваньки-встаньки, Матрёшки и пр.) устраивает революцию, прогнав злого царя из города, чтобы трудовой народ мог жить вольно и счастливо. Особенное очарование повести добавили рисунки Леонида Владимирского в её последующих переизданиях.

Петрушка-игрушка

Наручная кукла «Петрушка»

Конечно же, образ Петрушки должен был появиться и в мире игрушек. Начнём с классического его применения – куклы, которой можно управлять, засунув руку под одежду. Таких Петрушек выпускала Московская фабрика кукол. Её продукцию можно опознать по характерному клейму «слоник»: контур слона, на боку которого угловатая буква «М», схожая с эмблемой Московского метрополитена. Высота этих Петрушек почти полметра (45 см), а если их посадить, то 22 см. Ноги набиты материей и обуты в невысокие пластмассовые сапожки.

Петрушка (вид сзади и спереди)

Этот Петрушка – игрушка из колкого пластика. Перед нами продукция Фабрики художественных изделий (ФХИ), преобразованной затем в завод пластмассовых изделий «Синтель». Отделы игрушек советских магазинов повсеместно торговали небольшими литыми из пластмассы фигурками красноармейца, матроса и октябрёнка с яркой звездой на белой рубашке. Всех их делали с растопыренными руками. Пожалуй, у большинства мальчишек СССР была хоть одна такая фигурка. Правда, при небрежном обращении фигурки делились на половинки. Этот «Петрушка» повыше упомянутых собратьев – 8,5 см. Игрушка явно составная: его руками можно управлять.

Петрушка в компании друзей

И напоследок покажем Петрушку вместе с его друзьями. Выше набор «Весёлые человечки», который изготовило Тульское производственное объединение «Детская игрушка». Спутать Петрушку с кем-то другим почти невозможно (но на всякий случай подскажем, что он стоит с краю).

Петрушка в XXI веке

Современное кукольное представление

И в наши дни можно увидеть представления с Петрушкой. Тут, прежде всего, стоит вспомнить о «Гильдии Петрушечников», которая объединила в себе профессиональных артистов-кукольников, продолжающих работать в жанре балаганной уличной комедии. На момент создания статьи в неё входят следующие театры:

  • Театр «Папьемашенники» (г. Санкт-Петербург)
  • Театр «КукАртель» (г. Санкт-Петербург)
  • Театр петрушки «БалаганЪ» (г. Санкт-Петербург)
  • «Вятский Балаган» (г. Киров)
  • Русский балаган «Петрушка» (г. Томск)
  • Театр «Коза Дереза» (г. Воронеж)
  • Театр кукол и чревовещания «Островок» (г. Москва)
  • Театр кукол «Етишкина жизнь» (г. Череповец)
  • Петрушка Романовский (г. Липецк)

Как заявлено на сайте Гильдии, объединение призвано совместными действиями восстановить, сохранить и распространить традиционную уличную кукольную комедию в качестве неотъемлемой части народной культуры. Интересующийся русским театром кукол найдёт здесь цикл лекций Анны Федоровны Некрыловой и подборку пьес, главным героем которых является Петрушка. На сайте также собрана видеотека с зарубежными представлениями, показывающими, как выглядят иностранные братья Петрушки.

Фрагменты спектакля «Мы победим!»

Псковский областной театр кукол имеет в репертуаре удивительный спектакль «Мы победим!», где воедино сплетены военная кинохроника, знаменитые песни Великой Отечественной, фронтовая клоунада и традиционный театр. Фундаментом послужили фрагменты кукольных представлений, которые передвижные театры показывали бойцам на передовой. Директор театра поведала, что целью постановки было «рассказать детям о войне с точки зрения театра кукол, чтобы им не было страшно, но в то же время, чтобы они поняли, что такое фашизм и что его не должно быть на земле». В кукольной части спектакля появляется солдат Петя. Но перед нами всё тот же Петрушка, а в руках его всё та же дубинка, от которой не уйти ни одному врагу. Завершить статью хочется словами из книги Бориса Привалова, показывающими важность образа Петрушки для русского мира: «Петрушку все знали, везде любили, всегда ждали, как дорогого гостя. Петрушка становился бесстрашным и злым, когда встречался с врагом. Он был бесшабашно удалым задирой, когда встречался с другом. Он никогда и никому не позволял посягать на самое дорогое — на свободу».

* * *

русский Петрушка

Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё — в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.

Персонаж Петрушка

Петрушка с дубинкой

Петрушка — ведущий персонаж народного кукольного театра, массовик-затейник и балаганный герой. Характер задористый, смелый и задирчивый ко всем персонажам на сцене, зачастую Петрушка бросает смелый вызов представителям власти, например, жандарму (полицейскому в царской России), а также высмеивает персонажей, как из простых, так и из верхних сословий. В конце красноречивых разговорных действий способен применить свою дубинку, частый атрибут его представлений. Своей смелостью и напористостью персонаж очень полюбился простому народу, пришедшему на праздничные ярмарки и заодно посмотреть представление балаганного театра.

Появление в русском народном театре

Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров — узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.

свадьба Петрушки

(Сцена свадьбы Петрушки)

Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.

скоморохи

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.

И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей. За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка. Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.

Собирательный образ, любимый народом

(Образы Петрушки на современной сцене: 1. Приезжий рабочий 2. Полицейский)

В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло — именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.

(Сцены: 1. Русская жена 2. Африканская невеста)

Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде. Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой — его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия. Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд — эти атрибуты тоже прошли через века.

Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.

Приключения Петрушек


«На берегу синего моря, в зеленой долине, раскинулось кукольное царство. Правил этой страной тряпичный царь Формалай Большой, а подданными были тряпичные куклы.

Как обыкновенные люди, они могли плакать и смеяться, есть хлеб и голодать, любить и ненавидеть. Главным городом этого царства был Формалайск, а самой известной улицей в нем была та улица, на которой жил мастер Трофим.

Мастер Трофим все умел делать. Он мог сшить пахаря или каменщика, починить плотнику отрубленный нечаянно палец или подарить корову большой семье, в которой росли маленькие дети.»
Моя любимая детская книга!

Читала и перечитывала.
Милый Петрушка.

Его собачка Тузик

и подружка Аленка.

Когда впервые увидела куклу Тимошку Ряженного, то поняла — вот он мой Петрушка,
родом из моего детства.
(фото из интернета)


Оказалось кукла моего детства Тимошка Ряженный была сделана на Московской фабрике 8 марта.
И сначало это был не Тимошка, а Андрюшка.
(фото из интернета)

У Андрюшки нет паричка, его волосы молдированные.


Вот что я нашла в интернете об этой кукле.
«Озорной мальчишка стоящий на трубе — это кукла Андрюшка, кукла выпускалась в Москве на фабрике „8 марта“ в 1950-х — начале 60-х годов. Выполнен он из древесно-стружечной массы. Кукла придумана замечательной художницей Маргаритой Николаевной Вильям, она часто работала над созданием образов кукол совместно со своей близкой подругой и коллегой Еленой Евгениевной Борисовой. Эту куклу помнят и любят очень многие, у кого она была, и те у кого она цела и живет до сих пор, за выразительность образа, за живость и характерность, ведь несмотря на некий оттенок дурашливости улыбка у этой куклы вполне искренняя.»

На основе этого молда и вышли в жизнь Петрушки, Тимошки, Клоуны и другие куклы мальчики.


Найти в продаже куклу из «древесно-стружечной массы» нереально.Так что остались куклы из
пластмассы.
Конечно же я начала искать Тимошку…
Мне повезло, нашла вот этого красавца.


В хорошем состоянии.

Даже с огрызком этикетки.

Потом увидела вот этого бедняжку…


Как говорит моя подруга — обнять и плакать…

Купила и его.


Следущим был клоун.

Долго рассматривала его фото, не могла понять наш или не наш?

Спросила совета у знающих людей, сказали — наша кукла.Взяла и его в придачу.

А это последний Тимошка.

Про него продавец написал — кукла из Швеции.

Но меня-то уже не проведешь…

И этот Тимошка приехал ко мне.

Начались работы по приведению кукол в порядок.
Вся одежда на клею. Колпаки тоже намертво приклеены к волосам.

Очень долго отмачивала клей.Потом мыла, сушила и приводила в порядок волосы.

Вот что получилось.


Не весь клей удалось отмочить.



Колпачки приметала к волосам на живульку.

Из колпаков вынула тяжелую, грязную вату.

Набила легкой синтетической ватой.Она не оттягивает головной убор назад.

Всю одежду привела в подядок.

Пришила кнопки, в штаны вдела резинку.Вся одежда теперь съемная.

Вот теперь можно и показаться!


С последним Тимошкой ничего еще не делала.
Два Тимошки в сравнении.

Нужно отклеивать одежду, постирать и погладить.

Не буду отклеивать колпак, только потихоньку выну старую вату

и набью новой, легкой. На фото видно как тяжело просел колпачок.

Вопрос к знатокам — как подправить краску на лице кукол?

Приглашам всех в гости!

  • DollsFlowers

    Ямогу: Здравствуйте! 🌿 Я ваш кукольный флорист Юлия DollsFlowers.

  • Татьяна Ларина

    Ямогу: Здравствуйте, мне будет очень приятно, если мои умения и опыт в шитье, вязании, вышивке пригодятся для создания Вашим куклам одежды и аксессуаров, которые порадуют Вас и наполнят позитивной энергией!

  • Кукла Петрушка
  • История театра Петрушки
  • Персонаж Петрушка
  • Русский театр Петрушка и его сюжеты
  • Уличный театр Петрушка
  • Современный театр Петрушки

Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.

Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.

Кукла Петрушка

Петрушкаэто печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос.

Кукла Петрушка / Фото с сайта livemaster.ru

Кукла Петрушка / Фото с сайта livemaster.ru

История театра Петрушки

Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность. Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.

Русский народный театр Петрушка / Фото с сайта msk.citifox.ru

Русский народный театр Петрушка / Фото с сайта msk.citifox.ru

Персонаж Петрушка

Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей.  Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.

Театр кукол Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки.

Русский народный театр / Фото с сайта m24.r

Русский народный театр / Фото с сайта m24.ru

Русский театр Петрушка и его сюжеты

В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки.

Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:

— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.

— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.

— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.

— Последняя сцена также не обходится без драк. Когда появляется квартальный, чтобы узнать, почему Петрушка убил доктора, главный герой недолго думая, поступает также и с квартальным. Но справедливость олицетворяет собака, которая лает и рычит на основного персонажа, а затем не поддаваясь ни на какие задабривания и упрашивания Петрушки, хватавшего его за нос, утаскивает с импровизированной сцены.

На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.

Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении. Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”. Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.

Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. На его лице   изображалась даже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал.

Русский театр Петрушка / Сцены из жизни Петрушки / Фото с сайта m.rgtk.ru

Русский театр Петрушка / Сцены из жизни Петрушки / Фото с сайта m.rgtk.ru

Уличный театр Петрушка

Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади. Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.

Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма, прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.

Уличный Петрушка / Фото с сайта moyaokruga.ru

Уличный Петрушка / Фото с сайта moyaokruga.ru

Современный театр Петрушки

Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.

Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.

Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе.

Современный театр Петрушка / Фото с сайта radost.mskobr.ru

Современный театр Петрушка / Фото с сайта radost.mskobr.ru

Петрушка — перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Происхождение этой куклы достоверно не прояснено, хотя в России Петрушки известны с XVII века. Внешность Петрушки странная: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно выглядит тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Вероятно внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. На руках у него по четыре пальца.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым, а это было необходимо для особой характерности персонажа, использовали специальный пищик. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, разговор с попом или барином, сцена с невестой, покупка лошади у цыгана, лечение и смерть Петрушки.

По одной из версий, показы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем, схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д..
Petrushka_s_dubinkoy

далее ещё чуть текста.

источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_(%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6)

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка  осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он избивает цыгана, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим на земле.

Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. — «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит: — «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкает, что означает конец представления.

Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо, но из  записных текстов её убрала цензура.

Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод исследователям проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных народных богов, временами умиравших и воскресавших.

  • Петрушевская сказки читательский дневник
  • Петрушевская рассказы о любви читать
  • Петрушевская рассказы для детей
  • Петрушевская людмила стефановна рассказы
  • Петрушевская людмила сказки для взрослых ру