В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.
Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.
Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это — хлебная корка,- подумал петух.- Вот выйдет курица, скушаем вместе»,- и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,- думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:
— Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я — Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!
Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.
Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.
— Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? — закричал козел.
— Идем с нами,- пригласил его петух.
Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:
— Мэ-э-э, я — Козел, мэ-э-э, я — Козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак ему в ответ:
— Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе — ага-га. Нас ведет Петух-ага,- представился сам и представил петуха.
Петух, не довольствуясь этим, закричал:
— Ку-ка-ре-ку! Я — Петух-хвост в дугу!
С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:
— Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,- стал проситься бык.
Петух ему:
— Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором
стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.
— Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.- попросил кот.
Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух — на носу ложки; гусак — гребец, ведет ложку; бык — рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.
Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:
— Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух — слишком высоко на дереве, гусак — между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.
И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:
— Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.
Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.
— Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,- рассказал кот.
— Петух-агай! — говорит гусак.- Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.
— Нет,- говорит петух,- в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.
Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту. Козел ставил избу. Гусак рвал мох и конопатил стены. Петух принес с берега камни, глину и стал класть печь. Наконец, изба готова. Все расположились, кто где: петух — на полке, бык и козел — на нарах, гусак — под нарами, кот — на печке. Только заснули крепким сном, стук в дверь. Кот проснулся и спрашивает:
— Кто там?
Оказалось, это опять та самая лиса.
— Это я — лиса. Открой, пожалуйста, я тебя не трону. Я кошачьего мяса не ем,- ласково-ласково говорит лиса.
Но кот не открыл дверь. Тогда все хищные звери, что были на улице, прильнули к окну. Увидав их, кот начал будить своих товарищей. Проснувшись, бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, кот заурчал, петух закукарекал. Услышав такое многоголосие, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.
В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.
Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.
Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это – хлебная корка,– подумал петух.– Вот выйдет курица, скушаем вместе»,– и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,– думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:
– Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я – Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!
Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.
Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.
– Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? – закричал козел.
– Идем с нами,– пригласил его петух.
Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:
– Мэ-э-э, я – Козел, мэ-э-э, я – Козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак ему в ответ:
– Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе – ага-га1. Нас ведет Петух-ага,– представился сам и представил петуха.
Петух, не довольствуясь этим, закричал:
– Ку-ка-ре-ку! Я – Петух-хвост в дугу!
С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:
– Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,– стал проситься бык.
Петух ему:
– Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором
стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.
– Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.– попросил кот.
Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух – на носу ложки; гусак – гребец, ведет ложку; бык – рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.
Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:
– Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух – слишком высоко на дереве, гусак – между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.
И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:
– Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.
Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.
– Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,– рассказал кот.
– Петух-агай! – говорит гусак.– Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.
– Нет,– говорит петух,– в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.
Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту. Козел ставил избу. Гусак рвал мох и конопатил стены. Петух принес с берега камни, глину и стал класть печь. Наконец, изба готова. Все расположились, кто где: петух – на полке, бык и козел – на нарах, гусак – под нарами, кот – на печке. Только заснули крепким сном, стук в дверь. Кот проснулся и спрашивает:
– Кто там?
Оказалось, это опять та самая лиса.
– Это я – лиса. Открой, пожалуйста, я тебя не трону. Я кошачьего мяса не ем,– ласково-ласково говорит лиса.
Но кот не открыл дверь. Тогда все хищные звери, что были на улице, прильнули к окну. Увидав их, кот начал будить своих товарищей. Проснувшись, бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, кот заурчал, петух закукарекал. Услышав такое многоголосие, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.
В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.
Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.
Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это — хлебная корка,- подумал петух.- Вот выйдет курица, скушаем вместе»,- и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,- думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:
— Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я — Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!
Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.
Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.
— Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? — закричал козел.
— Идем с нами,- пригласил его петух.
Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:
— Мэ-э-э, я — Козел, мэ-э-э, я — Козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак ему в ответ:
— Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе — ага-га. Нас ведет Петух-ага,- представился сам и представил петуха.
Петух, не довольствуясь этим, закричал:
— Ку-ка-ре-ку! Я — Петух-хвост в дугу!
С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:
— Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,- стал проситься бык.
Петух ему:
— Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором
стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.
— Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.- попросил кот.
Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух — на носу ложки; гусак — гребец, ведет ложку; бык — рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.
Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:
— Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух — слишком высоко на дереве, гусак — между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.
И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:
— Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.
Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.
— Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,- рассказал кот.
— Петух-агай! — говорит гусак.- Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.
— Нет,- говорит петух,- в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.
Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Набиуллина М.С.-воспитатель МАДОУ д/с№1 г.Белорецк Башкортостан
Тема: Театрализованный спектакль «Петух – батыр» (башкирская народная сказка).
Задачи:
- Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр;
- Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределить между собой обязанности и роли.
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
- Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения).
- Воспитывать любовь к театру.
Интеграция образовательных областей:
- Чтение художественной литературы.
Задачи:
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения), пополнять литературный багаж сказками, пословицами.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
- Продолжать совершенствовать эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Формы работы:
- Рассказывание сказки «Петух-батыр»
- Работа над непонятными словами: милостыня,утолил, птичье племя, многоголосье.
- Беседа по содержанию:
— Расскажите, что приключилось с петухом?
— Кого встретил петух на дороге?
— Что решили построить звери? Можно ли назвать зверей «трудолюбивые»?
— Удалось ли перехитрить лисе петуха?
— Почему сказка называется «Петух – батыр»?
- Подбор пословиц к сказке:
— Подходит ли пословица «У кого много друзей, у того много сил»?
— Какое она имеет значение?
Коммуникация:
Задачи:
- — Продолжать развивать эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения.
- — Развитие всех компонентов устной речи детей.
Формы работы:
- — Пересказ.
- — Работа над общеречевыми компонентами речи.
- — Пересказ по ролям или пересказывание отдельных отрывков сказки, разделив ее на части: начало сказки, как петух плыл по реке, приближение беды, строительство избы, дружба помогла.
Художественное творчество
Задачи:
- Совершенствовать умение изображать героев сказки по памяти. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги)
- Совершенствовать умение строить композицию рисунка; передавать движения животных. Продолжать формировать умение передавать в рисунках сюжеты народных сказок.
Формы работы:
- — беседа (с целью выяснения характерных особенностей персонажей сказки).
- — частичный показ (части тела петушка).
- — объяснение (композиционное решение, дополнения).
- — игра – моделирование «Животные в движении».
- — продуктивная деятельность.
- — анализ детских работ.
- — положительная оценка детских работ.
- — использование рисунков в оформлении спектакля.
Музыка:
Задачи:
- Продолжать развивать музыкально – ритмические движения.
- Развивать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании театральных постановок.
Формы работы:
- творческие задания: по характеру музыки подобрать характерные движения героев;
Роли: ведущий, петух, курица, гусак, козел, бык, лиса, кот, медведь, волк.
Декорация: на одной стороне сцены – двор, на другой – речка, в речке – большая ложка без ручки.
Вед: На краю одной деревни жили старик со старухой. Однажды старик отправился просить милостыню. Старуха осталась одна. Во дворе расхаживали петух и курица (расхаживают по двору, клюют зернышки). Петух, ковыряясь на свалке, раскопал большую деревянную ложку без ручки.
Петух: (берет ложку и бросает в воду): Должно быть, это хлебная корка. Вот выйдет курица, скушаем вместе (садится на ложку, ложка медленно плывет).
Петух (плывет по воде): Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь. Ку-ка-ре-ку! Посмотрите – ка, плыву! Я –петух, хвост в дугу! Кто со мною, подвезу (в ложку садится гусак).
Козел (стоит на берегу): Мэ-э-э, я-козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак: Кый -гак, кый -га-га-га! Я тебе ага-ага. Нас ведет петух -агай.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Я -петух- хвост в дугу!
Бык (стоит на берегу): Петух – агай! Не возьмете ли и меня с собой! Я вам пригожусь.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам. Возьму.
Бык садится в ложку. Появляется кот.
Кот: Куда плывете, петух – агай! Возьмите и меня с собой, пожалуйста.
Кот садится в ложку
Вед: Плыли они так, плыли и далеко уплыли. Остановились они у леса, привязали ложку – лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по –своему утолил свой голод. Решили они заночевать.
Все звери укладываются спать. Спят. Тишина. Вдруг…
Петух: Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Вед: Петушиный крик услышала лисица. Надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петушка с гусем себе забрать.
Петух: Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лисицу. Немало она птичьего племени погубила за свою жизнь. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты готовь лодку, а мы сейчас тебя догоним.
Кот уходит, потом возвращается.
Кот: Петух — агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу.
Гусак: Петух — агай! Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы идите к берегу, все уплывем.
Петух: Нет! В такую темень ты не сможешь найти лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность. Давайте построим избу.
Звери строят избу. Изба готова, они располагаются на ночлег. Раздается стук.
Кот: Кто там?
Лиса: Это я- лиса. Открой , пожалуйста, я тебя не трону. Я кошек не ем.
Кот: Всавайте, друзья!
Бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, петух закукарекал.
Вед: Услышав такое многоголосье, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.