Петух батыр сказка башкирская народная

В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.

Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.

Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это — хлебная корка,- подумал петух.- Вот выйдет курица, скушаем вместе»,- и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,- думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:

— Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я — Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!

Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.

Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.

— Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? — закричал козел.

— Идем с нами,- пригласил его петух.

Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:

— Мэ-э-э, я — Козел, мэ-э-э, я — Козел. Забавный способ путешествий я нашел.

Гусак ему в ответ:

— Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе — ага-га. Нас ведет Петух-ага,- представился сам и представил петуха.

Петух, не довольствуясь этим, закричал:

— Ку-ка-ре-ку! Я — Петух-хвост в дугу!

С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:

— Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,- стал проситься бык.

Петух ему:

— Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором

стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.

— Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.- попросил кот.

Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух — на носу ложки; гусак — гребец, ведет ложку; бык — рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.

Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:

— Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!

Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух — слишком высоко на дереве, гусак — между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.

И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:

— Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.

Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.

— Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,- рассказал кот.

— Петух-агай! — говорит гусак.- Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.

— Нет,- говорит петух,- в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.

Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту. Козел ставил избу. Гусак рвал мох и конопатил стены. Петух принес с берега камни, глину и стал класть печь. Наконец, изба готова. Все расположились, кто где: петух — на полке, бык и козел — на нарах, гусак — под нарами, кот — на печке. Только заснули крепким сном, стук в дверь. Кот проснулся и спрашивает:

— Кто там?

Оказалось, это опять та самая лиса.

— Это я — лиса. Открой, пожалуйста, я тебя не трону. Я кошачьего мяса не ем,- ласково-ласково говорит лиса.

Но кот не открыл дверь. Тогда все хищные звери, что были на улице, прильнули к окну. Увидав их, кот начал будить своих товарищей. Проснувшись, бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, кот заурчал, петух закукарекал. Услышав такое многоголосие, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.

В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.
Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.
Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это – хлебная корка,– подумал петух.– Вот выйдет курица, скушаем вместе»,– и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,– думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:
– Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я – Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!
Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.
Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.
– Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? – закричал козел.
– Идем с нами,– пригласил его петух.
Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:
– Мэ-э-э, я – Козел, мэ-э-э, я – Козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак ему в ответ:
– Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе – ага-га1. Нас ведет Петух-ага,– представился сам и представил петуха.
Петух, не довольствуясь этим, закричал:
– Ку-ка-ре-ку! Я – Петух-хвост в дугу!
С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:
– Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,– стал проситься бык.
Петух ему:
– Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором
стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.
– Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.– попросил кот.
Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух – на носу ложки; гусак – гребец, ведет ложку; бык – рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.
Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:
– Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух – слишком высоко на дереве, гусак – между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.
И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:
– Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.
Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.
– Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,– рассказал кот.
– Петух-агай! – говорит гусак.– Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.
– Нет,– говорит петух,– в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.
Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту. Козел ставил избу. Гусак рвал мох и конопатил стены. Петух принес с берега камни, глину и стал класть печь. Наконец, изба готова. Все расположились, кто где: петух – на полке, бык и козел – на нарах, гусак – под нарами, кот – на печке. Только заснули крепким сном, стук в дверь. Кот проснулся и спрашивает:
– Кто там?
Оказалось, это опять та самая лиса.
– Это я – лиса. Открой, пожалуйста, я тебя не трону. Я кошачьего мяса не ем,– ласково-ласково говорит лиса.
Но кот не открыл дверь. Тогда все хищные звери, что были на улице, прильнули к окну. Увидав их, кот начал будить своих товарищей. Проснувшись, бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, кот заурчал, петух закукарекал. Услышав такое многоголосие, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.

В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.

Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.

Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это — хлебная корка,- подумал петух.- Вот выйдет курица, скушаем вместе»,- и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,- думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:

— Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я — Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!

Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.

Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.

— Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? — закричал козел.

— Идем с нами,- пригласил его петух.

Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:

— Мэ-э-э, я — Козел, мэ-э-э, я — Козел. Забавный способ путешествий я нашел.

Гусак ему в ответ:

— Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе — ага-га. Нас ведет Петух-ага,- представился сам и представил петуха.

Петух, не довольствуясь этим, закричал:

— Ку-ка-ре-ку! Я — Петух-хвост в дугу!

С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:

— Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,- стал проситься бык.

Петух ему:

— Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором

стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.

— Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.- попросил кот.

Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух — на носу ложки; гусак — гребец, ведет ложку; бык — рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.

Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:

— Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!

Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух — слишком высоко на дереве, гусак — между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.

И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:

— Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.

Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.

— Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,- рассказал кот.

— Петух-агай! — говорит гусак.- Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.

— Нет,- говорит петух,- в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.

Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Набиуллина М.С.-воспитатель МАДОУ д/с№1  г.Белорецк Башкортостан

Тема: Театрализованный спектакль «Петух – батыр» (башкирская народная сказка).

Задачи:

  • Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр;
  • Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределить между собой обязанности и роли.
  • Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения).
  • Воспитывать любовь к театру.

 Интеграция образовательных областей:

  1. Чтение художественной литературы.

Задачи:

  • Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения), пополнять литературный багаж сказками, пословицами.
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
  • Продолжать совершенствовать эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Формы работы:

  • Рассказывание сказки «Петух-батыр»
  • Работа над непонятными словами: милостыня,утолил, птичье племя, многоголосье.
  • Беседа по содержанию:

Расскажите, что приключилось с петухом?

— Кого встретил петух на дороге?

— Что решили построить звери? Можно ли назвать зверей «трудолюбивые»?

— Удалось ли перехитрить лисе петуха?

— Почему сказка называется «Петух – батыр»?

  • Подбор пословиц к сказке:

— Подходит ли пословица «У кого много друзей, у того много сил»?

— Какое она имеет значение?

Коммуникация:

Задачи:

  • — Продолжать развивать эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения.
  • — Развитие всех компонентов устной речи детей.

Формы работы:

  • — Пересказ.
  • — Работа над общеречевыми компонентами речи.
  • — Пересказ по ролям или пересказывание отдельных отрывков сказки, разделив ее на части: начало сказки, как петух плыл по реке, приближение беды, строительство избы, дружба помогла.

Художественное творчество

Задачи:

  • Совершенствовать умение изображать героев сказки по памяти. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги)
  •  Совершенствовать умение строить композицию рисунка; передавать движения животных. Продолжать формировать умение передавать в рисунках сюжеты народных сказок.

Формы работы:

  • — беседа (с целью выяснения характерных особенностей персонажей сказки).
  • — частичный показ (части тела петушка).
  • — объяснение (композиционное решение, дополнения).
  • — игра – моделирование «Животные в движении».
  • — продуктивная деятельность.
  • — анализ детских работ.
  • — положительная оценка детских работ.
  • — использование рисунков в оформлении спектакля.

Музыка:

Задачи:

  • Продолжать развивать музыкально – ритмические движения.
  • Развивать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании театральных постановок.

Формы работы:

  • творческие задания: по характеру музыки подобрать характерные движения героев;

Роли: ведущий, петух, курица,  гусак, козел,  бык, лиса, кот, медведь, волк.

Декорация: на одной стороне сцены – двор, на другой – речка, в речке – большая ложка без ручки.

Вед: На краю одной деревни жили старик со старухой. Однажды старик отправился просить милостыню. Старуха осталась одна. Во дворе расхаживали петух и курица (расхаживают по двору, клюют зернышки). Петух, ковыряясь на свалке, раскопал большую деревянную ложку без ручки.

Петух: (берет ложку и бросает в воду): Должно быть, это хлебная корка. Вот выйдет курица, скушаем вместе (садится на ложку, ложка медленно плывет).

Петух (плывет по воде): Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь. Ку-ка-ре-ку! Посмотрите – ка, плыву! Я –петух, хвост в дугу! Кто со мною, подвезу (в ложку садится гусак).

Козел (стоит на берегу): Мэ-э-э, я-козел. Забавный способ путешествий я нашел.

Гусак: Кый -гак, кый -га-га-га! Я тебе ага-ага. Нас ведет петух -агай.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Я -петух- хвост в дугу!

Бык (стоит на берегу): Петух – агай! Не возьмете ли и меня с собой! Я вам пригожусь.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам. Возьму.

Бык садится в ложку. Появляется кот.

Кот: Куда плывете, петух – агай! Возьмите и меня с собой, пожалуйста.

Кот садится в ложку

Вед: Плыли они так, плыли и далеко уплыли. Остановились они у леса, привязали ложку – лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по –своему утолил свой голод. Решили они заночевать.

Все звери укладываются спать. Спят. Тишина. Вдруг…

Петух: Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!

Вед: Петушиный крик услышала лисица. Надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петушка с гусем себе забрать.

Петух: Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лисицу. Немало она птичьего племени погубила за свою жизнь. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты готовь лодку, а мы  сейчас тебя догоним.

Кот уходит, потом возвращается.

Кот: Петух — агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу.

Гусак: Петух — агай! Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы идите к берегу, все уплывем.

Петух: Нет! В такую темень ты не сможешь найти лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность. Давайте построим избу.

Звери строят избу. Изба готова, они располагаются на ночлег. Раздается стук.

Кот: Кто там?

Лиса: Это я- лиса. Открой , пожалуйста, я тебя не трону. Я кошек не ем.

Кот: Всавайте, друзья!

Бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, петух закукарекал.

Вед: Услышав такое многоголосье, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.

  • Петрушка из сказки фото
  • Петрушевская сказки читательский дневник
  • Петрушевская рассказы о любви читать
  • Петрушевская рассказы для детей
  • Петрушевская людмила стефановна рассказы