Пиковая дама аргументы к сочинению

«Пиковая дама» — одно из самых оригинальных творений А. С. Пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту. Сюжет книги находится на стыке между романтизмом и реализмом, реальностью и вымыслом, мистикой и обыденностью. А финал загадочной истории и вовсе оставляет читателю право на выбор: то ли Германн действительно стал жертвой колдовства, то ли помешался на почве нервного перенапряжения. Как бы там ни было, многомудрый Литрекон разберет эту повесть по едва уцелевшим косточкам.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Смысл названия
  • 3 Жанр и направление
  • 4 Композиция
  • 5 Суть
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная мысль
  • 10 Чему учит произведение?
  • 11 Критика

История создания

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году в Нижегородской области. Она по праву считается одним из самых мистических произведений автора. В ее основу легла настоящая история князя Голицына, сумевшего отыграть карточный долг по трём картам, подсказанным его знаменитой бабушкой Н. П. Голицыной. Наш народ всегда любил суеверия, и даже элита не могла устоять, поэтому Солнце русской поэзии не могло проплыть мимо подобного сюжета.

Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.

Смысл названия

Произведение переполнено неожиданными поворотами, развязками и мистикой, которые удерживают внимание читателя на протяжении всего текста. С самого начала мы пытаемся найти взаимосвязь названия «Пиковая дама» с самим текстом. И вот, казалось бы, уже конец произведения, а совпадений нет. Именно в этом и заключается виртуозность А. С. Пушкина — удерживать внимание аудитории до самого последнего слова. Лишь в заключении произведения мы видим тайную и мистическую взаимосвязь, когда та самая карта Пиковой дамы рушит все надежды и мечты главного героя, как бы подмигивая одним глазом в напоминание о его преступлении.

Пиковая дама – это тот самый призрак, который является к Германну после преступления. Он принял вид графини, чтобы заставить персонажа оторопеть при виде такого зрелища. Это злой дух, порождение тьмы, которое, как ему и подобает, заключает сделку с человеком. Произведения названо его именем, так как данный образ вобрал в себя всю силу азарта, который сводит игроков с ума. По сути, герой стал жертвой своей алчности, воплощенной в пиковой даме, а не мистических демонов.

Жанр и направление

«Пиковую даму» принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также при ограниченном количестве героев – это рассказ.

Книгу можно отнести к мистическому реализму, но тогда такого понятия не было. Современники повести полагали, что в ней можно найти и романтические, и реалистические черты. Так, сам Германн является пародией на романтического героя. Он — немец, а ведь именно в этой стране появился романтизм, и почти все его теоретики родом оттуда. Персонаж сталкивается со сверхъестественным миром, получает доступ к тайнам бытия, но использует их прозаически и чертовски правдоподобно – чтобы разбогатеть. Автор намеренно высмеивает стереотипные образы юношей из романов в духе того времени. Он показывает, как реальный человек использовал бы мистические силы. Также само обращение к мистике, стилистика описания сновидений и неоднозначный финал говорят о том, что писатель использовал романтические каноны для создания произведения. Реализм проявляется в описании быта и нравов дворянского общества, а также в самом поведении героев. Они ведут себя естественно: графиня отыгрывается на зависимости своей воспитанницы, Томский распускает салонные слухи о полной ереси, Германн любой ценой хочет приобрести капитал, а Лиза зазывает к себе на интимное свидание чуть ли не незнакомца. Все, как в жизни.

Композиция

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие.

Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

Суть

Весь сюжет закручивается вокруг истории нравственного падения молодого немецкого инженера Германна. Он вел скромный и ничем не примечательный образ жизни, но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Так и получилось.

Встреча читателя с героем происходит в первом же эпизоде произведения. После очередной карточной игры у конногвардейца Наумова, продлившейся до раннего утра, все действующие лица беседуют о прошедшей партии. Некий Томский рассказывает об удивительной удаче своей бабушки, которая получила от Сан-Жермена заветную комбинацию карт. Никто из игроков не воспринимает этот анекдот серьезно, и только Германн ничего не может поделать со своими мыслями. История так сильно его зацепила, что он начал продумывать коварные планы по получению тайной комбинации от старухи. Несмотря на то, что скромное жалование никогда не позволяло ему рисковать своими деньгами, общество игроков и секрет тайной арифметики карточной игры не выпускали из своих сетей мужчину.

В дальнейшем главный герой приводит в действие все свои темные мысли: обманом попадает в дом старухи-графини (влюбляет в себя воспитанницу дворянки и приходит к ней в гости), дожидается её прихода и пытается выпытать из неё три карты. Однако всё идет не по плану. От страха старая графиня умирает.

После всего этого Германну начинают казаться странные вещи: на похоронах труп старухи словно подмигивает ему, в собственном доме он видит её призрака, который раскрывает заветную комбинацию карт. По иронии судьбы, Германн оказывается в психбольнице из-за этих же карт. Заветная комбинация оказывается ложной, и он проигрывает всё своё состояние.

Главные герои и их характеристика

  1. Германн – главный герой повести, выходец из Германии. Молодой инженер без особого достатка. Живёт скромно, но всегда пытается найти выход из бесконечной бедности. Одержим жаждой богатства и уважения. В грош не ставит других людей, думает только о себе. Имеет пылкое воображение, даже чересчур. Писатель наделил своего персонажа не свойственным для русского человека именем «Германн», которое имеет две буквы «н» в окончании. По мнению многих литераторов и критиков, Александр Сергеевич подразумевал не имя персонажа, а его фамилию. По своему происхождению Германн был немцем.
  2. Графиня — это типичный образ богатой сварливой дамы, которая угнетает всех приближенных. Капризный и вздорный характер свой она в большей степени вымещает на своей бедной и беззащитной воспитаннице Лизе. Когда-то была светской львицей, красавицей, очень азартной и кокетливой. Теперь напоминает живой манекен, который наряжают как рождественскую елку.
  3. Образ пиковой дамы имеет много общего с Мефистофелем Гёте. Она вводит героя в соблазн, издевается над ним и смеется даже тогда, когда оставляет его ни с чем. Это дьявольское проявление, в лице которого мы видим порок. Призрак старухи тоже навязывает персонажу принять условия пари, правда, у Пушкина основное грехопадение Германн совершил еще до знакомства со злым духом, и бессмертная душа мужчины уже находилась в лапах тьмы на момент заключения сделки.
  4. Елизавета – воспитанница графини, которая день и ночь должна исполнять все ее указы. Образ героини очень противоречивый. С одной стороны, она вызывает у читателей жалость, ведь ежедневно девушка должна бегать за сварливой старухой и угождать ей. С другой стороны – Лиза не так проста, ведь она во всем угождает графине не из чистых побуждений, а исходя из корыстных целей.

Темы

  1. Основная тема повести – судьба. Автор ставит вопрос: может ли человек управлять ею с помощью тайных знаний? Видимо, нет, ибо герой, который дерзнул сразиться с неумолимым роком, с треском проиграл ему и, более того, был наказан за свою дерзость. Люди, по мнению Пушкина, не должны пытаться покорить то, что не находится в их ведении.
  2. Тема справедливости. Что посеешь, то и пожмешь – там можно обозначить вывод из этой истории. Ведь если проследить за героями, то нам без особых размышлений становится понятно, Германн в наказание за свои темные помыслы проигрывается в карты и сходит с ума, а та же Елизавета, «бедная воспитанница» графини, терпит все издевательства только ради денег, а не из чистых помыслов. Как следствие, внутри неё зарождается зло. Уже после обретения своей собственной воспитанницы Лиза вступает на путь того же внутреннего очерствения, что и старуха-мучительница.
  3. Мистическая тема. Пушкин описывает колдовскую силу карт, погружая читателя в иллюзию. Он до конца не знает, заключается ли магия в загадочной комбинации, или все это лишь игра больного воображения Германна, немецкого романтика, который и не такое мог бы выдумать? Даже в финале нет прямого ответа, автор выдерживает интригу до конца, позволяя мечтателям думать, что персонаж и вправду был наказан самой судьбой.

Проблемы

Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:

  1. Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
  2. Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
  3. Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.

Основная мысль

Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей — обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.

Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Критика

Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно, это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства. (В. Г. Белинский)

Произведение нашло массу положительных откликов у известных критиков, литераторов и издателей, а также получило большую популярность в странах Европы.

Моя Пиковая дама в большой моде, — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся (Дневник Пушкина, 7 ап-реля 1834 г. )

Сам же автор был крайне рад тому, какой тон современной жизни задало его произведение, ведь игроки поголовно начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные женщины начали поиски прототипа той самой Пиковой дамы.

Автор: Алёна Бурдина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Рассуждение по повести Пиковая дама

Сочинение по повести Пиковая дама Пушкина рассуждение эссе

Основой произведения стали реальные события. Голицин был товарищем Пушкина, и он очень любил играть в карты. Однажды он проигрывал, но отыгрался. Удалось ему это потому, что послушал свою бабку, которая посоветовала Голицину сделать ставку на три карты. Наталья Петровна и является прототипом пиковой дамы. Автор произведения, тоже был неравнодушен к азарту, поэтому карточные игры и игровые термины не новинка для него.

Пушкин написал произведение в 1833 году в Болдине. В это время автор написал достаточное количество работ. Год был очень продуктивным. Произведение «Пиковая дама» опубликовали в 1834 году.

Данное творение относится к жанру повесть. Имеет не большой объём и включает в себя сюжет и некоторых героев второго плана. В этой повести автор превозносит внутренне богатство над материальным благом.

Главным героем является Герман, который чем-то похож на Наполеона. Карты никогда не держал в руках, но любил смотреть за игрой. Его можно считать игроком в душе, но секрет трех карт развернул его жизнь в другое направление. Герой очень сильно меняется с приходом денег, он становится злым и жадным человеком.

Также в повести присутствует такой персонаж как Анна Федотовна. Пожилая графиня, даже можно сказать дряхлая женщина, которой жить осталось недолго. Она в произведении, словно знак денежного успеха, который может убить в человеке последние хорошие черты.

Одними из главных проблем, затронутых в данной повести являются алчность, лицемерие и зависимость. Главный герой произведения ведет очень расчетливую линию жизни, которая в итоге негативно воздействует на его жизнь. Лицемерность героев заключается в двойной игре. Люди в душе желают зла, а при встрече играют роль порядочных людей. Третья проблема это зависимость и она касается не только героев повести, но и всех людей. Людям хочется богатств и когда они их получают, то становятся зависимыми от богатой жизни, и по-другому жить уже не получается.

Произведение Пушкина учит читателя тому, что легкая нажива всегда негативно отобразится на жизни человека. Если идти к цели так делать это честно, а не испытывать судьбу и удачу. Материальное состояние должно пополнятся честным путем.

Вариант 2

«Пиковая дама» — это мистическая повесть, написанная Пушкиным в 1833 году во время второй Болдинской осени в жизни писателя. В основе сюжета лежит история трех карт, которую рассказал Пушкину князь Голицын. Бабушка князя в молодости блистала в парижском обществе. Однажды она очень сильно проигралась в карты. И отыграться ее помог известный в те времена оккультист граф Сен Жермен. Он открыл княгине секрет трех карт, поставив на которые, она смогла вернуть свой проигрыш. Эта необычная история и стала каркасом повести А.С.Пушкина.

Хотя «Пиковую даму» положено считать повестью, многие литературоведы настаивали на том, что это все-таки рассказ. Они ссылались на то, что повествование ограничено одной сюжетной линей и небольшим количеством героев.

Трудно отнести повесть к какому-нибудь одному конкретному жанру. В произведении есть фантастические, готические элементы: тайна, старинный дом, роковые совпадения, призрак. И хотя произведение наполнено мистикой, но она в нем весьма субъективна и передана через ощущения и восприятия одного героя – Германна. Если же списать всю мистику на его болезненное состояние – пошатнувшеюся психику, то повесть приобретает не фантастический, а очень реалистичный поучительный характер.

Главный герой повести Германн – человек расчетливый, с холодным сердцем. У него есть капитал, но он не богат. Он редко делает ставки в игре, очень сильно боится проиграть. Однажды он узнает от Томского историю о трех беспроигрышных картах, секрет которых знает его бабушка. С тех пор Германн загорается одной лишь мыслью — узнать их. Для того, чтобы проникнуть в дом графини, он затевает роман с ее воспитанницей Лизой. Для Германна любовь к девушке – это всего лишь расчет, игра. Лизавета же, уставшая от властной опекунши, видит в Германне свою надежду на счастье.

Понимая, что старую графиню нельзя уговорить открыть заветный секрет трех карт, Германн берет в руки пистолет. Он не собирается убивать женщину, но хочет достигнуть своей цели, напугав ее смертью. В итоге графиня умирает от остановки сердца, а герой медленно начинает сходить с ума. После похорон к нему приходит призрак графини и как бы нехотя сообщает выигрышную комбинацию карт: «Тройка, семерка и туз». На эти карты он последовательно ставит деньги и выигрывает. В последний третий день он ставит весь свой капитал на туза, выпадает же дама пик, на лице которой он видит улыбку. В конце повествования мы узнаем, что герой, сойдя сума, беспрестанно повторяет одну лишь фразу: «Тройка, семерка и туз. Тройка, семерка и дама».

«Пиковая дама» — это очень поучительная повесть, которая на примере главного героя показала, как можно легко потерять себя в погоне за богатством.

Сочинение 3

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» является одним из интереснейших произведений, но мало кто знает, что сюжет этой повести был подсказан князем Голицыным, сначала полностью проигравшего свое состояние, а потом сумевший отыграться, поставив все на три карты, подсказанные ему известной во всем обществе «усатой княгиней» Натальей Павловной Голицыной, конечно, не без помощи загадочного Сен-Жермена. Это история и послужила отличной основой для создания «Пиковой дамы».

Германн – обрусевший немец, держащий неприкосновенным капиталец в сорок тысяч рублей, имеющий проценты от него, но живущий на одном лишь жаловании и твердо решивший упрочить свою независимость. Хотя он и отроду не брал в свои руки карты, считая неправильным «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», однако он всегда жадно наблюдал, как играют другие, будучи в душе страстным игроком. Но с историей, рассказанной Томским о его бабушке, графине Анне Федотовой Томской, которая переняв некую тайну у Сен-Жермена, смогла отгадать три карты сряду и тем спастись от позора, его жизнь сильно переменилась. Воображение Германна было захвачено идей быстрого обогащения. Случайность, с которой он наткнулся на дом почтенной графини, лишь подстегнула его корыстолюбивые мечты и он окончательно пришел к решению: любым способом достичь желанного секрета. Сделать это он задумал влюбив в себе воспитанницу графини Лизавету Ивановну и, воспользовавшись ее доверием, проникнуть к Анне Федотовой, любой ценой узнав драгоценный секрет ее. Но по своей неаккуратности, разбойничьей наглости и чрезвычайной резкости он запугал графиню так, что с огромным волнением пресеклась и ее жизнь. Это не возмутило, а только тронуло его совесть. И лишь из эгоистичных побуждений, вызванных некоторыми предрассудками, утверждавшими, что мертвая графиня плохо повлияет на его дальнейшую судьбу, он решается посетить ее похороны и испросить прощения.

Возможно, все бы так и закончилось, когда бы дух мщения, в образе уже давно скончавшейся графини не явился к нему и обманов не заставил его поплатиться за все свершенные подлости. Пиковая дама – последнее, что он смог увидеть в еще здравом рассудке, перед тем, как понять, что он теперь не имеет и гроша…

Наказание, понесенное Германном, нельзя назвать несправедливым, если вспомнить все злодеяния, им совершенные сначала в отношении Лизы и ее покровительницы Анны Федотовой, в смерти которой он был повинен, но даже и не думал раскаиваться.

Пиковая дама (4 вариант)

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть “Пиковая дама” в Болдине. Ее следует относить к позднему этапу творчества Александра Сергеевича. В 1834 году повесть опубликовали. Произведение является небольшим по размеру, тут всего семь глав. Однако повесть с необычайно захватывающим и мистическим сюжетом сразу же захватывает внимание читателя.

Следует сказать, что основой повести стали реальные события из жизни писателя. У А.С. Пушкина был друг Голицын, у которого была страсть к азартным играм. Одним прекрасным днем он проигрывал в карты, но совершенно неожиданно ему удалось отыграться. Удача оказалась не случайной, Голицын прислушался к подсказке своей бабушки. Последняя, сказала поставить всё на три карты. Наталья Петровна в молодом возрасте жила в Париже и являлась частью светского общества. Однажды она проиграла в карты, причем очень сильно. Отыграться ей удалось с помощью знаменитого, таинственного демонолога графа Сен Жермена. Он поведал ей тайну о трех картах. Именно эта история стала замечательным каркасом для повести. Пушкин также любил игры на деньги, а по сему написать подобное произведение не составило для него особого труда.

Вообще “Пиковую Даму” принято называть повестью, но многие литераторы упорствовали на том, что это все же рассказ. Они указывали на то, что описание ограничено всего лишь одной сюжетной линией, и численность образов совсем не соответствует повести. По мнению многих читателей и профессиональных литературоведов сложно определить один единственный жанр произведения. В “Пиковой даме” есть фантастические и мистические тайны: древний дом, губительные совпадения, призрак. Ключевым героем в произведении является обрусевший немец Герман. Его главные черты характера — это расчетливость, холодное сердце. У него есть достаточный капитал, однако богатым его не назовешь. Карты Герман в руках не держал, его страсть следить за игрой. Главный его страх в игре потеря денег, поэтому ставки он делает редко. Однажды Томский рассказывает ему тайну о трех картах. С тех самых пор Герман желает узнать ее, и получить как можно больше выгоды. Для этого он проникает в дом графини с помощью романа к ее воспитаннице Елизавете. Любовь к девушке для подлеца Германа все лишь “хорошее” средство достижения цели. Лиза проникается к главному герою настоящим чувством, ведь она так устала от своей строгой опекунши.

“Пиковая дама” это очень нравственная повесть, которая показывает потерю человеческого достоинства в погоне с материальными ценностями.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по повести Пиковая дама

Рассуждение по повести Пиковая дама

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)

    Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.

  • Сочинение Печорин – «герой нашего времени»?

    Психологический Роман М.Ю.Лермонтова повествует о судьбе офицера русской армии Григории Александровиче Печорине. Молодой человек предстает перед нами через слова Максим Максимыча

  • Главные герои произведения А зори здесь тихие (характеристика)

    Замечательное произведение по жанру повести под названием «А зори здесь тихие…» написано русским писателем по фамилии Васильев. Идет война. В центре внимания читателя находится отряд из пяти девушек

  • Сочинение Химия – это область чудес

    Химия — это область чудес. Эта прекрасная наука изучает строение веществ, их свойства и превращения. Химия окружает нас повсеместно. Все предметы состоят из определенной материи,

  • Главные герои повести Детство Горького (характеристика)

    Максим Горький написал прекрасное произведение, которое называется “Детство”. В нем он повествует о своем сиротском детстве. Главные герои — это семья Кашириных, их образы настолько разнообразны

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

Содержание:

  • 1 М. Горький, «На дне»
  • 2 А. И. Куприн, «Поединок»
  • 3 А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
  • 4 А. С. Пушкин, «Пиковая дама»
  • 5 М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

М. Горький, «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Примеры сочинений по теме: Образ Германа в повести «Пиковая дама»

­Пример сочинения:

Характеристика и образ Германа в «Пиковой даме»

Философско-мистическая повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» является одним из самых интересных сочинений русского писателя. Большой интерес у читателей вызывает образ главного героя произведения — Германа. Кто он злодей или несчастный человек с воспалённым воображением?

Портрет

Герман — сын небогатого обрусевшего немца. Это довольно привлекательный молодой человек. У него чёрные волосы и глаза, бледный цвет кожи («…быстрый румянец покрывал его бледные щёки…»). По словам одного из героев повести, Томского, у Германа истинно романтическое лицо и «профиль Наполеона». Походка у Германа лёгкая и твёрдая. Он образован и воспитан. По специальности молодой человек военный инженер. Небольшое состояние, оставленное отцом, не соответствует честолюбивым планам Германа. Но и эти жалкие проценты от состояния отца он не тратит, а живёт только на жалование. Молодому инженеру приходится на всём экономить, считая копейки, он «не позволял себе излишней прихоти».

Азартный игрок, Герман вынужден просто наблюдать за игрой других картёжников, чтобы не проиграться («…и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»). Друзья же думали, что он просто не готов бездумно тратить деньги. «Германн немец: он расчётлив, вот и всё!» — говорит о нём Томский. Такое положение никак не устраивает молодого человека, поэтому он ищет любую возможность разбогатеть. История о трёх мистических картах и тайна старой графини взволновала его, и он решает, во что бы то ни стало узнать секрет трёх карт.

Характер

Молодой человек был скрытен и никому не рассказывал о своей жизни, а уж тем более о честолюбивых планах. Точное описание внешности и характера Германа Пушкин вложил в уста одного из персонажей повести ­– Томского: «…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». У Германа оказался не только профиль Наполеона, но и такие же честолюбивые планы. Он хотел завоевать мир. Только французский император собирался одержать военные победы, пушкинский герой мечтал, чтобы у него было много денег, и тогда весь мир будет у его ног.

Сравнение с Мефистофелем тоже не случайно. Молодой человек искушал невинную девушку, чтобы добиться своей цели. Он на самом деле совершил три злодейства, только чуть позже, чем думал Томский.

Во-первых, мужчина ставил под удар честь Лизы, воспитанницы графини Анны Федотовны, не только забрасывая её письмами, но и придя ночью к ней в комнату.

Во-вторых, он как вор проник в чужой дом под покровом ночи с недобрыми намерениями.

В-третьих, Герман фактически убил графиню, грозя ей пистолетом, из-за чего старуху хватил удар.

Герман очень азартен и впечатлителен «имел сильные страсти и огненное воображение» поэтому только он из всех сидящих за карточным столом во время рассказа Томского поверил в «анекдот о трёх картах».

Сумасшествие

Желание узнать секрет трёх карт лишило Германа сна. Он готов был на всё, даже стать любовником 87-летней старухи. Немец лихорадочно соображал, как выманить секрет у графини. После долгих раздумий холодный рассудок почти взял вверх над алчностью («…расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои верные три карты…»), но, верящий во всякие предрассудки, Герман, вдруг очутился у дома старухи, а потом ноги сами приводил его к дому не раз. Увидев однажды в окне Лизу, он ещё больше уверился в своих фантазиях, и в голове у молодого человека созрел коварный план: соблазнить девушку, чтобы беспрепятственно пробраться к старухе.

Главная беда Германа в том, что он «имел множество предрассудков». Он поверил в историю, рассказанную выпившим офицером, он неверно истолковал внезапное своё появление возле дома графини, наконец, он явился на похороны, чувствуя себя виновным в смерти Анны Федотовны, «чтобы испросить у ней прощения». Холодная расчётливость покинула немца, он словно уже тронулся рассудком, как иначе можно объяснить галлюцинации в виде подмигивающей в гробу графини или появление покойницы у него в доме?

Последней каплей, которая поставила точку в его горячечном мозгу, был проигрыш. Герман поставил на карту всё: совесть, честь, последние деньги, в конце концов, стал невольным убийцей. Его психика не выдержала такого напряжение, результат — сумасшедший дом.

Заключение

Образ Германа в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», а также судьба этого героя доказывают, что нельзя добиться счастья нечестными методами. Чтобы стать успешным, человек не должен полагаться на сверхъестественные и потусторонние силы, а верить в себя, не забывая о чести и достоинстве, не растрачивая себя по пустякам и не делая зла другим ради достижения собственной цели.


Пример сочинения на тему: Герман — злодей или жертва?

Александр Сергеевич Пушкин создал множество интересных, захватывающих литературных шедевров, среди которых есть стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. Одно из выдающихся его произведений – повесть «Пиковая дама», работа над которой была завершена великим литератором в 1834 году. В основу сюжета повести легла реальная история княжны Голицыной. Дама знала верную комбинацию из 3 карт, которая неизменно приводила к выигрышу  в игре. Голицыны и стали прототипом Томских. Но центральным героем повести является вымышленный персонаж –  молодой человек Герман. Этот персонаж любым путем  хотел стать богатым, он был одержим идеей получения легких денег,  и это привело к трагическим последствиям. Многие читатели задаются  вопросом: кем является главный персонаж – преступником или все-таки жертвой? Это мы и постараемся выяснить, обратившись к фактам.

Герман имел честолюбивую, тщеславную  и эгоистичную натуру.  Он задался целью основательно улучшить собственное материальное благополучие. Молодой человек пытается накопить капитал, стараясь не тратить средства впустую.

 Однажды Томский рассказал историю о своей бабушке, хранящей тайну комбинации из 3 карт, обеспечивающей выигрыш играющему. Услышавший об этом Герман от такой потрясающей новости лишается покоя  и не может ни о чем больше думать. Молодой человек захотел любой  ценой узнать карточный секрет , чтобы претворить в жизнь  свою навязчивую идею. У него получилось  узнать его, но довольно жестоким способом. Герой обманул воспитанницу пожилой графини и пробрался в дом Анны Федоровны. Угрожая графине пистолетом, Герман потребовал, чтобы Анна Федоровна  назвала секретную комбинацию. Старуха так испугалась, что упала и скончалась на месте. Герман  стал виновником смерти женщины, но этим он был  ничуть не угнетен и поэтому просто покинул дом графини. Читателю также не стоит забывать и про то, что герой обманул доверчивую Лизу, находившуюся  в доме графини.

Далее события развивались следующим образом: карточный секрет – заветную комбинацию из 3 карт,  Герман  увидел во сне.  И во сне молодой человек в обмен на то дал обещание графине Томской взять в жены Лизавету. Но, получив желаемое, герой тут же забыл о своей клятве, снова поступая подло. Азарт взял верх над его разумом, он с головой окунулся в игру и, воспользовавшись своей тайной,  сделал нищими многих игровых партнеров. Его нечестная игра всегда приводила к выигрышу. Но за свои низкие поступки он был наказан. Однажды он все проиграл и оказался в психиатрической лечебнице.  Исходя из всего этого, можно говорить о том, что главный герой – персонаж отрицательный. Он злодей, а не жертва, потому что совершил по отношению к своему окружению много плохого и за свои деяния не чувствовал никаких угрызений совести.

Но, если все же предположить, что Герман является жертвой, а не злодеем, то можно утверждать, что он жертва собственного легкомыслия и страсти. Персонаж был просто одержим идеей – разбогатеть любым способом, неважно каким – честным или бесчестным. Он совершенно забыл о здравомыслии, о разумном подходе к достижению жизненной цели, дав одержать верх азарту и страстям над разумом. Если бы герой мыслил здраво, то он бы не был так абсолютно уверен в выигрыше, понимал бы, что в игре всегда есть вероятность и поражения, проигрыша, и что на секрет из 3 карт нельзя всецело полагаться. А везучесть карточной комбинации – тройка, семерка, туз объясняется бытующей в народе легендой.

Исходя из всего сказанного, можно подвести итог, что главного героя автор показал и в роли злодея, и в роли жертвы. Он становится виновником смерти графини Анны Федоровны Томской, обманывает Лизавету, мошенничает в игре. Все это он совершает ради единственной в жизни цели – стать богатым. Его жадность берет верх над всеми порядочными человеческими качествами и чувствами. Он оказывается в плену у собственной алчности. Именно это отрицательное качество губит героя как личность и становится причиной трагической стороны его жизни.

Своим произведением А.С. Пушкин хотел дать понять читателям, что жажда наживы, превратившаяся в алчность, ни до чего хорошего человека  не доведет.

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

03.09.2018

Сборник аргументов из литературы по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

  • Все материалы по направлению «Месть и великодушие»
  • Темы для сочинений

Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

  • Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  • Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  • Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  • Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  • Месть как чувство и действие.
  • Кровная месть как социально-историческое явление

Подробный разбор направления

Аргументы (проблемы) «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ»:

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой, когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и сильными.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, несмотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Желая быстро разбогатеть, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» военный инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и, добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким возмездием.

А. С. Пушкин. «Дубровский»

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.

Н. В. Гоголь «Страшная месть»

Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.

М. Горький. «На дне»

Обитатели ночлежки – люди ожесточенные и мстительные. Каждый считает, что кто-то другой виноват в том, что они оказались «на дне». А если кто-нибудь пытается вырваться из «пучины», то стараются затянуть его обратно, чтобы не дать ему шанса жить лучше них. Наиболее мстительной оказывается Василиса, жена владельца ночлежки. Она просит своего любовника Пепла убить ее мужа, но, когда это случается, – свидетельствует против него, чтобы отправить его на каторгу, подальше от своей младшей сестры Наташи. Не имея собственного счастья, Василиса не может смириться с благополучием других.

Великодушие в данном произведении демонстрирует странник Лука. Его жизнь непроста: за плечами каторга, откуда он сбежал. Но старик не утратил человеческого облика, он старается поддержать каждого обитателя ночлежки и вдохновить, разорвать порочный круг. Но, почувствовав, что в отравленной среде его никто не слышит и не желает принимать во внимание добрые советы, незаметно уходит. Из данного примера узнаем: помочь можно только тем, кто действительно жаждет помощи.

А. И. Куприн. «Поединок»

Главному герою повести А. И. Куприна «Поединок» мечтательному и благородному Ромашову трудно ужиться в обществе пустых и равнодушных людей. Его тяготит служба в полку, он устал от отношений с авантюристкой Раисой. При очередной встрече Георгий ей сообщает, что хочет расстаться, но получает в ответ угрозы. Раиса решает скомпрометировать подпоручика перед лицом поручика Николаева, обвинив его в связи с Александрой Петровной, женой Владимира Ефимыча. Клевета приводит к дуэли соперников, в которой Ромашов погибает. Месть повлекла за собой трагическую развязку: убит невиновный человек, и вернуть его невозможно.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Трагические последствия мести отображены в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вспыльчивый по нраву горец Казбич влюблен в дочь черкесского князя, красавицу Бэлу, и хочет завоевать ее сердце. Но девушку похищает молодой офицер царской армии Григорий Печорин, а вместе с ней и коня Казбича для брата Бэлы Азамата. Черкес решается отомстить. Выследив, когда Бэла останется одна, ворует ее и пытается увезти, но, заметив погоню, смертельно ранит девушку и бросает на дороге. Бэла умирает, а Казбич своей местью ничего не добивается и остается ни с чем.

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства. Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела. Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»

Купец Калашников отважился на месть царскому опричнику Малютину, чтобы оправдать свою жену и вернуть достоинство семье. В честном кулачном бою он убивает противника, за что Иван Грозный отправляет Степана Парамоновича на казнь, так как смерть Кирибеевича наступила в результате запрещенного приема. Но царь проявляет великодушие к Калашникову и выполняет его предсмертное желание: не оставляет без поддержки осиротевшее семейство.

В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.

  • Пикничок как пишется правильно слово
  • Печь существительное как пишется
  • Пикничок или пикничек как правильно пишется
  • Печь пирог как пишется
  • Пикник на обочине аргумент к сочинению