Пименов рассказы о простой европе

Сегодня мы вновь вернемся к рассказу о выставке картин Юрия Пименова, проходящей в Третьяковской галерее на Крымском валу.

IMG-9843

В Москву. Дорога на новостройку. 1947.
Центральная часть триптиха «Строительницы (Москвички. Строительные работницы)». Холст, масло.

И Москва и Подмосковье вместе со всей страной вступили в трудный и счастливый период восстановления и потом огромный, все превосходящий размах строительства новых пятилеток. Заросли окопы и рвы оборонных линий. На их краях в теплые майские дни тоненькие школьницы и веснушчатые мальчуганы, свесив ноги, готовятся к очередным экзаменам. Заржавели забытые в дорожных канавах и ручьях черные, клепаные ежи. Страна залечивала свои тяжелые раны… Тяжелые бревна военных лет, которые мы разгружали на подмосковных станциях, были дровами для нашего города, для нашей жизни, для нашего искусства; по тротуарам, огороженным строительными оградами, на первый урок пошли наши маленькие дети; и ваша девушка, дожидаясь вас на станционном перроне, провожает глазами тяжелые грузовые составы. Не чувство элегии, не чувство старинной грусти определяет сейчас душу наших мест, а напряженная работа центра большой строящейся страны… На широких магистральных шоссе с блестящими дорожными знаками, на старых булыжных трактах, на проселках среди полей, где светлая пыль накрепко запылит вашу машину, — везде вы увидите что-нибудь обязательно связанное со строительными делами… Шумит жизнь. Многое не устроено, но все интересно — завтра все будет удобнее и лучше. Идет огромное движение жизни: люди собираются на местах новостроек, идут первые грузовики… непрерывная цепь самосвалов, бетон, кинопередвижки, первые романы на новых местах, и браки, и ребята».

Пименов Ю. И. Необыкновенность обыкновенного.

IMG-9844

Золотые ворота. 1947.
Левая часть триптиха «Строительницы (Москвички. Строительные работницы)». Холст, масло.

IMG-9845

Белые колоны. 1947.
Правая часть триптиха «Строительницы (Москвички. Строительные работницы)». Холст, масло.

IMG-9849

Москва. Садовое кольцо. 1957. Бумага, акварель.

IMG-9854

На Московском рынке. Зеленый ряд. 1955. Бумага, акварель.

«Базары и рынки не только торговля продуктами и предметами—это также поэзия труда страны, поэзия ее людей и природы. И ведь всегда лучшие цветы, и лучшие помидоры, и самые красивые куры, и большая рыба будут у тех, кто сверх их цены видит чудесную поэзию дела. Меня базары и разнообразие их продуктов толкают познакомиться поближе с местами, откуда эти продукты появились, с людьми, которые там работают. Я видел много разных базаров—от чистейших и красивых, с цветами среди масла рынков Риги до богатейших и вонючих рыбных рынков Венеции. Подмосковные базары—это базары моей родины, и их знакомая с детства привлекательность не оставляла меня никогда».

Пименов Ю. И. В Подмосковье

IMG-9865

Латвийский рынок.1955. Холст, масло.

IMG-9851

В день золотой свадьбы. 1957. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш.

«Вы раскрываете существо вашей вещи, «эшелонируя» рассматривание, давая зрителю возможность добраться до сути Вашего—всегда поэтического—секрета. В этом смысле одна из самых показательных вещей—«В день золотой свадьбы», где на первом плане серебряные горлышки бутылок и великолепные гладиолусы, а сзади, на стенке, в полутьме—фотографии—словно невзначай изображенная пара, в молодости и старости. И потому, что они, как можно понять по фото, люди рабочие, прожившие большую и сложную жизнь, праздничный стол символизирует не только их нынешний уровень жизни, но обретает такой глубокий социальный и исторический смысл, что вещь—на первый взгляд натюрморт—оказывается повестью о людях, о времени, о судьбе. ‹…› Умение передать большое в малом, общее посредством частного, с великолепным умением обобщить каждую частность, составляет одну из наисильнейших сторон вашего дарования».

И. Андроников—Ю. Пименов

IMG-9856

Конечная станция. 1956. Из серии «Московская жизнь». Бумага, акваерль.

IMG-9858

Снежок. 1953. Бумага, уголь, акварель.

IMG-9869

Проливной дождь. 1957. Холст, масло.

«Еще я очень люблю писать дождь… Ливень заливает асфальтированные улицы и все дома; автобусы, люди отражаются в зеркалах мостовых и тротуаров, — отражаются лишь серо-голубыми, размытыми водой пятнами в свете дождливого дня, лишь желтыми, синими, красными огнями и черными тенями ночных улиц. Этот же ливень покрывает стекла автобусов и квартир огромным количеством мелких капель, в которых живут свет и тень, блеск и влажность… Городской дождь полон таких разных образов и настроений – он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черного проселка, чем сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парной воздух мокрого леса.

Юрий Пименов.

IMG-9871

Ливень. 1963. Из серии «Новые кварталы». Холст, масло.

IMG-9873

Фрагмент. Ливень. 1963. Из серии «Новые кварталы». Холст, масло.

«Я люблю эти новые кварталы больших городов — в их незаконченности, даже в их неполадках, живет молодая душа новизны. Эти новые дома и кварталы не только архитектурные планы и фотографии в журналах, — это устройство людей по новому, это свадьбы и новоселья, это утренние часы дорог на работу, часто трудные и неудобные, это толпы детей на еще неубранных дворах, это новые соседи, среди которых много хороших людей… пронзительные звуки радио в летних окнах, теплые июльские вечера у подъездов и пронизывающие декабрьские ветры между домов. ‹…› Новые города, новые районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, свой особенный характер жизни, — с того времени, когда на новом месте начинает разворачиваться земля, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов, утренние и вечерние приливы и отливы рабочих людей, простая, обычная и прекрасная картина созидания — картина человеческого труда. ‹…› Жители этих домов знают еще не подведенный газ и не налаженное отопление, еще не открытые магазины и еще не работающие лифты. Но эти дома не знают ночных бомбежек, не знают накрест заклеенных окон, замороженных комнат, обвалившихся от близких разрывов потолков, — они не знают войны и страха, и дай им бог никогда их не узнать.»

Пименов Ю. И. Новые кварталы.

IMG-9883

Первые модницы нового квартала. 1961. Из серии «Новые кварталы». Холст, масло.

IMG-9884

Фрагмент. Первые модницы нового квартала. 1961. Из серии «Новые кварталы». Холст, масло.

С начала 1950 х годов Пименов начал создавать «живописную „книгу рассказов“ об обыкновенных, хороших людях нашего большого времени, о лирике и героике, о счастье и труде». Полотно «Свадьба на завтрашней улице» стало первым и главным в серии «Новые кварталы» благодаря актуальности, точности «пойманного» события и искренности рассказа. Именно за эту серию картин Пименову в 1967 м была присуждена золотая медаль АХ СССР. Отражая магию оттепельного времени, картина раскрывает «большую» тему через мимолетные мгновения частных человеческих жизней. Импрессионистическая вибрирующая живописная манера Юрия Пименова идеально соответствует свежести сюжета. Молодожены словно парят над настилом из деревянных досок, они счастливы и устремлены в завтра. Прообразами героев полотна стали сам художник и его жена Наталья Константиновна.

IMG-9880

Свадьба на завтрашней улице. 1962. Из серии «Новые кварталы» Холст, масло.

IMG-9881

Фрагмент. Свадьба на завтрашней улице. 1962. Из серии «Новые кварталы» Холст, масло.

IMG-9876

Кусок стекла. 1966. Из серии «Новые кварталы» Холст, масло.

IMG-9877

Фрагмент. Кусок стекла. 1966. Из серии «Новые кварталы» Холст, масло.

«Очень трудно изобразить жизнь—художественно, конечно,—и очень интересно. Все очарования открытий ждут вас на каждом шагу и все огорчения неудач. Свет неожиданно так подсветит обыкновенное лицо женщины с сумкой и узлом, ее голова станет почти классической и, одновременно, сверхсовременной,—кажется, ничего очаровательнее вы не видели в жизни, но она повернется, свет уйдет,— вы не успеете или не сумеете это сделать, набросок останется пустым, останется горький вкус неудачи. Девушка со стеклом, она попалась мне на улице года два тому назад, и эти два года среди других дел я ходил с памятью об этой девушке по улицам Москвы, воображая, как она проходит то по этому, то по другому району, что просвечивает сквозь кусок ее стекла, или что в нем отражается».

Пименов Ю. И. Новые кварталы

IMG-9863

Бегом через улицу. 1963. Из серии «Новые кварталы» Картон, масло.

IMG-9891

Серьезный разговор. 1975. Картон, масло.

IMG-9893

Ожидание. 1959. Из серии «Вещи каждого дня». Холст, масло.

«Вещи живут с нами всегда—разные вещи. Одни мелькнут и исчезнут, другие доживают с нами до самого конца—они стояли в комнате нашего детства и остаются в комнате похорон. Вещи, окружающие людей, отнюдь не мертвы… Вещи бывают грустными или веселыми, они влияют на людей, помогают им или огорчают их, оставляют воспоминания и вызывают острые желания. Одни и те же вещи в разное время и в разных случаях бывают резко отличны—цветы свадьбы и цветы на могилах ничем не похожи, даже запах чувствуется по-другому.»

Пименов Ю. И. Необыкновенность обыкновенного.

IMG-9908

Портрет Тани Пименовой. 1965 Холст, масло.

IMG-9909

Фрагмент. Портрет Тани Пименовой. 1965 Холст, масло.

IMG-9921

Лирическое новоселье. 1965. Из серии «Новые кварталы» Холст, масло.

IMG-9922

Фрагмент. Лирическое новоселье. 1965. Из серии «Новые кварталы» Холст, масло.

«Для художника путешествие — это утомительный, интересный и очень трудный хлеб… В чужой стране для нас все ново и разрознено в своих картинах жизни. Мы знаем, что там иной быт и совсем иной, странный для нас общественный строй. И многое для нас бывает непонятно и скрыто, а многое, наоборот, кричаще, плакатно и выпукло… Разная реальность встречается нам в путешествии на каждом шагу — непривычная, неожиданная, чужая — древние камни развалин и новая красота Римского вокзала, высокомерие богатства и приниженность нищеты, погода другого климата и вкус неожиданной еды… В действительности же для художника особенную трудность представляют встречи с чужой жизнью, потому что художник должен понять и отобрать из увиденного; именно эта часть работы всегда несет глубокую внутреннюю сущность искусства, выполнение ведь только проявляет это видение, расшифровывает и закрепляет его. ‹…› И города, и станции, светофоры железных дорог, и объявления, и, главное, люди — все новое, все незнакомое, все чужое. Но если художник поехал в путешествие, он поехал как художник, и он должен начать работать… Нужно, чтобы чужая жизнь, чужая пластика хотя бы немного притерлась к чувству, уму и глазу художника. Тогда начнут проявляться человеческие взаимоотношения и движения людей и машин, и вдруг в незнакомом городе и незнакомом лице вы узнаете знакомую человеческую рабочую повадку, бесконечную ясность детских глаз, кокетливую походку молодой продавщицы. Или, наоборот, что то определится как явно чужое и уж в этом качестве в дальнейшем и будет узнаваться. И тогда постепенно в нашем сознании начинают раскрывать куски жизни как куски живописи, как определенные композиции, рассказывающие о том, о чем вы хотите рассказать. Отсюда начинается уже хождение с определенной задачей, уже рисование художника, заготовка натурного материала.»

Пименов Ю. И. Год путешествий.

IMG-9952

Венеция. Лавка соломенных шляп. 1958. Из серии «Рассказы о простой Европе». Холст, масло.

IMG-9949

Венеция. Прачка. (Венецианская прачка). 1958. Из серии «Рассказы о простой Европе». Холст, масло.

IMG-9945

Венеция. Одинокая продавщица цветов. 1958. Из серии «Рассказы о простой Европе». Холст, масло.

«Те гвоздики и фиалки, которые я купил в маленькой цветочной лавочке в Париже, на улице Сан-Доменик, мне завернули в целлофан и закололи кокетливой заколкой. Цветы продавали прямо на улице, хотя был январь. Сан-Доменик—узкая небольшая улица, полная маленьких лавочек. Утром ее перебегают женщины в наспех надетых пальто, в старых туфлях, с корзинками и сумками для продуктов. Но они все равно кокетливы и привлекательны—это, вероятно, особая привычка, особый навык… «

Пименов Ю. И. Необыкновенность обыкновенного

IMG-9943

Улица Сан Доменик. 1958. Из серии «Рассказы о простой Европе». Холст, наклеенный на картон, масло.

IMG-9940

Парижские авто. 1958. Из серии «Рассказы о простой Европе». Холст, масло.

«Мне очень запомнился один служащий Лувра, дежурный по какому-то залу, молодой негр, с очень особым изяществом, грустный и одинокий в своей форме с этикетками музея среди старинных картин и международных чужих зрителей.»

Пименов Ю. Год путешествий

IMG-9957

Служащий Лувра. 1958. Из серии «Рассказы о простой Европе». Холст, масло.

В 1970 х годах у Пименова состоялось несколько персональных выставок за рубежом — в Германии, Польше, Венгрии и Японии. «Японская девушка Киоко» была написана художником во время поездки с персональной выставкой в Японию в 1975 году.

IMG-9933

Японская девушка Киоко. 1975. Холст, масло

«С Японией, благодаря галерее госпожи Никамуры, большой любительницы русского искусства, завязались хорошие отношения, и много работ отца осталось в этой стране. Картины нравились, один из коллекционеров даже перестроил часть помещения, где должна была находиться приобретенная им работа, так, чтобы свет выгодно падал на нее.»

Пименова Т. Г. Моему отцу с любовью.

IMG-9937

Фрагмент. Японская девушка Киоко. 1975. Холст, масло

IMG-9935

Фрагмент. Японская девушка Киоко. 1975. Холст, масло

«Для меня театр всегда предвкушение и всегда воспоминание — это и золотые ложи нарядных зрительных залов, которые после антрактов погружаются в темноту, и те особые звуки настраивающегося оркестра, которые еще не музыка, но уже рождение чувства приближающейся музыки; это и внимательные лица зрителей, выделяющиеся в сумраке зала, где исчезают темные цвета одежды и остаются только лица, обнаженные женские руки, поблескивающие глаза… ‹…›…Мне пришлось довольно много работать в качестве художника в разных театрах. Я узнал этот необыкновенный и незнакомый для зрителя мир, так сказать, изнутри; он был моим «производственным» местом, я принимал посильное участие в той работе, результатом которой является спектакль. Мне это было очень интересно, я познакомился с тем, как свет освещает и меняет расписанный холст, как бутафорские мате риалы на сцене становятся драгоценными и как спектакль, собранный по частям из разных цехов, от разных мастеров, превращается в нечто единое и цельное… но самым дорогим для меня стало узнавание и открытие этого мира зрелищ в его не внешней сценической жизни, а в обычном, каждодневном, рабочем состоянии. Этот мир оказался необыкновенно увлекательным— душа зрелища как то приблизилась, раскрылась, стали понятны многие механизмы этих тайн, но очарованье оста лось, оно только обернулось более теплой… стороной.»

Пименов Ю. И. Таинственный мир зрелищ.

IMG-9983

Эскиз декорации к неосуществленной постановке пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» («Маргарита Готье») в Центральном театре Красной армии. Холст, масло.

IMG-9989

Актриса. 1935. Холст, масло.

«Моделью для этой картины, как и для многих других полотен художника, стала его жена Наталья Константиновна. …Во многих отцовских работах, совсем не связанных с изображением мамы, угадываются ее фигура, ее руки, поворот головы, что-то, напоминающее о ней… В «Актрисе»—ее руки, кусочек ее лица.»

Пименова Т. Г. Моему отцу с любовью.

«В 1935 году картина была приобретена в Третьяковскую галерею. На полученный гонорар Юрий Иванович купил для Натальи Константиновны подарок. Предмет очень красивый и абсолютно бесполезный—туалет лимонного дерева с поднимающейся крышкой, раздвижными зеркалами и тайными ящичками… Такая вещь могла скорее напоминать о прошлом, о какой-то другой, не случившейся жизни, чем быть предметом, которым советская женщина при тогдашнем скромном быте могла пользоваться. Но отцу хотелось окружать маму красивыми вещами… Я думаю, это была любовь, очень редко случающаяся с людьми… И она давала силы и для быта, и для творчества…»

Пименова Т. Г. Моему отцу с любовью

IMG-9962

Галина Уланова в роли Жизели. 1960. Холст, масло.

Галина Сергеевна Уланова (1909–1998)—примабалерина Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (1928–1944) и Большого театра (1944–1960), педагог.

«С 1932 года Уланова танцевала партию Жизели в одноименном балете Адольфа Адана. Над этим образом она долго работала, считая роль чрезвычайно интересной. Сцена сумасшествия Жизели считается вершиной трагедийного танца балерины. Историки балета отмечали, что «Жизель Улановой и в первой, реальной, и во второй, фантастической части балета—живой человек. Она живая среди мертвых в царстве виллис. Это исходный момент ее понимания „Жизели“»»

Аркина Н. «Жизель»

IMG-9963

Фрагмент. Галина Уланова в роли Жизели. 1960. Холст, масло.

IMG-9965

Фрагмент. Галина Уланова в роли Жизели. 1960. Холст, масло.

Пименова связывала тесная дружба со многими людьми разных творческих профессий—актерами и музыкантами, поэтами и писателями. В 1958 году в Большом театре он оформлял оперу «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, был знаком с мужем Улановой, художником Вадимом Рындиным и, возможно, тогда и познакомился с Галиной Сергеевной. В 1960 м он создал портрет знаменитой балерины в роли Жизели. А в 1965 году Пименов подарил эту картину музею Большого театра.

IMG-9994

Портрет Т. Самойловой. 1966. Из серии «Актеры в ролях».  Холст, масло.

Татьяна Евгеньевна Самойлова (1934–2014)—актриса, народная артистка Российской Федерации (1992).

В 1967 году актриса сыграла главную роль в известном фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Пименов рассказывал, что он хотел написать серию под условным названием «Страсти 60 х годов ХХ века». Это должны были быть портреты современных актеров в костюмах их героев, в которых бы подчеркивался контраст современного, сегодняшнего лица артиста с историческим, «далеким» костюмом. Одной из работ этой серии стал портрет «Тани Самойловой в роли Анны Карениной»

Долгополов И. Мастера и шедевры

IMG-9995

Фрагмент. Портрет Т. Самойловой. 1966. Из серии «Актеры в ролях». Холст, масло.

IMG-9997

Фрагмент. Портрет Т. Самойловой. 1966. Из серии «Актеры в ролях». Холст, масло.

На этом мы заканчиваем свой рассказ о выставке в Третьяковской галерее, чтобы увидеть все работы Юрия Пименова и еще больше узнать о них и самом художнике вам придется сходить в музей.

Выставка продлится до 22 января 2022 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39–39-42
Проезд до ст. метро «Парк культуры» или «Октябрьская».
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый — 500 руб. Льготный — 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее тут.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977)

Юрий Иванович любил слова Блока «Писатель — растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его — только внешние результаты подземного роста души».

В этих блоковских строках — разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту. Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа — быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит… Игорь Долгополов «Мастера и шедевры»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обыкновенное утро»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обыкновенное утро» эскиз


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная модель»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Находка»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «На центральном рынке»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «В центре города»

Игорь Долгополов: Однажды я постучал в двери мастерской на Масловке и меня встретил сероглазый, седеющий, молодой Пименов. Веселый и озорной. Какой-то весь взъерошенный. На полу у мольберта стояли «Негритянки в березовой роще».

Утро. Березовая роща. «Русский Парфенон» с белыми тонкими колоннами стволов. Тишина, напоенная медовым ароматом трав и цветов. Поют птицы.

И вот среди этого храма природы Руси — две негритянки, молодые, стройные, с удивительными чеканными силуэтами, с гордой статью и раскованностью, которая приходит вместе с уверенностью, что ты свободен. Несложный мотив. Но какова же глубина, какова планетарность его звучания!

Этот холст был для меня неожиданностью. Находкой. Как-то невольно я вспомнил возраст художника, немеркнущую свежесть, юность его новых полотен. А ведь их было расставлено у стен буквально десятки. Новых. В светлых простых деревянных рамах…


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Подмосковная роща»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Гостья фестиваля»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Проливной дождь»
этот фрагмент я лет пять назад «выдернула» из какого-то каталога, а вот
репродукции хорошего качества всей картины так за эти годы и не нашла…

Юрий Иванович Пименов: «Я помню, как в военное время электричка вылетала с вокзала во время тревоги, как кругом выло, трещало, шумело, и какой поразительно тихой казалась природа, когда сойдешь с электрички. Окрестности Москвы, вся придорожная земля вокруг были перекопаны под огороды… Потом, после войны, этот пейзаж был в переменах и в движении — то он был завален штабелями кирпича и бетонными трубами, то глядели уже готовые дома с пустой, утрамбованной землей вокруг, где были рассованы тоненькие саженцы молодых деревьев. Потом между домами легли асфальтовые дороги…

Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности, но я вырос в старом городе, который задыхался от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе, поэтому я с добрым чувством смотрю на однообразные белые дома: они дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Район завтрашнего дня»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Воздух весны»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Утренние покупки»


1957 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Свежая выпечка»

В январе 1958 года Пименов совершил поездку в Грецию, в результате которой были созданы работы, положившие начало серии картин «Рассказы о простой Европе». «1958 год стал для меня годом путешествий <…> Мне и моим товарищам по поездке надо было ехать на открытие выставки советского искусства в Афины. Мы пролетели тогда через Прагу и Париж и тем же путем вернулись обратно <…> Потом, в Москве, я начал писать серию работ о поездке в Европу.

Всегда трудно расставаться с близким, даже в ожидании чего-то нового. Путешествие — всегда волнение и любопытство отъезда, но лучшее в нем — это радость возвращения. Для художника путешествие — это утомительный, интересный и очень трудный хлеб

»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Париж улица Сен-Доминик»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Парижанка в кафе»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Лавочка эстампов на Монмартре»

В июне этого же года Юрий Иванович едет на XXIX Международную художественную выставку в Венецию, где были представлены, в частности, такие его работы, как «Следы шин» (1944), «Сажают картофель» (1944), «Дорога на новостройку» (1947), «Клубника с молоком» (1956), «Обыкновенное утро» (1957).


1958 год. Юрий Иванович в Венеции


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Лавка соломенных шляп. Венеция»

Юрий Иванович Пименов: «В Венеции я был два раза — первый — в 1928 году, совсем молодым, после окончания ВХУТЕМАСа. Тогда поезд подходил к старому вокзалу, ступеньки вокзальной лестницы спускались прямо к воде канала. Мы приехали ночью, совсем рядом плескалась темная, почти черная вода; по каналу с огоньками двигались разные лодки, гондолы, маленькие пароходики. С некоторых из них доносилось пение.

Второй раз я был в Венеции через тридцать лет, в 1958 году. На месте старого стоял новый вокзал, в блеске металла и стекла, сквозь его прозрачные стены и двери просвечивала желтоватая и розоватая, подернутая патиной времени Венеция Каналетто…

На одной из площадей, которая выложена старинными плитами и напоминает танцевальный зал, в окружении старых зданий, среди пестрой и нарочито шумной толпы туристов, в ярких обтянутых штанах, бородатых юношей и перекрашенных дам, среди этого прекрасного города, пестроты и шума продавала цветы женщина в подчеркнуто темном и простом платье, подчеркнуто просто причесанная, с деревенскими корзинами, где лежали свежие и нежные цветы.

Меня она восхитила своей благородной простотой, нежностью цветов на фоне старинных плит, и я, страшно спеша, боясь, что она уйдет, сделал несколько набросков: она, площадь, толпа вдалеке. Потом по наброскам написал картину.

Прибавлю, что эта женщина была очень одинока среди города и этой толпы…

»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Венеция. Одинокая продавщица цветов»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Венецианские окна»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) название мне не известно
из книги «Год путешествий» М. Советский художник, 1960


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Венецианка»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Венецианская прачка»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Гондолы под дождем»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Ветка яблони»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Франтихи»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) набросок к картине «Франтихи»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Портрет Зиночки»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Зимой в Москве»


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Шляпы» 1955


1958-1960 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Галина Уланова (Жизель)»


1958-1960 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Галина Уланова (Жизель)»


1958-1960 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Галина Уланова (Жизель)»


1959 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Утренние окна»

В 1959 году Юрий Иванович создаёт серию картин с«Вещи каждого дня»:


1959 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Натюрморт с телефоном»


1959 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Ожидание»


1959 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Дальняя дорога»
Киевский национальный музей русского искусства


1958 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Молодожёны»

Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть I Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть II Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть III

                        Художник должен быть самим собой. Не надо от Ренуара требовать трагизма Делакруа.

До сих пор не умолкают споры вокруг творчества Юрия Пименова: кто он — изумительный живописец или — типичный советский провластный художник. Вот уж совсем не собираюсь ввязываться в эти споры, а просто покажу картины художника с выставки – судите сами. А еще за свои картины пусть говорит сам Юрий Пименов.

Снежок. 1953. Бумага, уголь, акварель, белила. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Снежок. 1953. Бумага, уголь, акварель, белила. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Выставка произведений Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) – это первая его выставка в Третьяковке. Она охватывает весь путь мастера с начала 1920-х до самого конца его жизни. Представлены живопись и графика художника, и даже воспроизведения его несохранившихся работ. Всего в экспозиции около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии.

Дороги и люди. Самое знаменитое полотно Пименова, наверное,  картина «Новая Москва» (1937), на которой в открытом автомобиле он изобразил свою беременную в то время жену. «Меня всегда интересовали и дороги, и люди. Эти темы — люди на дорогах; дороги, уходящие куда-то, — можно понимать локально, а можно и очень широко, как широкие понятия «дороги жизни» — Юрий Пименов «О себе, о времени и об искусстве». 

Ю.Пименов. Новая Москва. 1937. Холст, масло. ГТГ.

Ю.Пименов. Новая Москва. 1937. Холст, масло. ГТГ.

Широко открытое окно в жизнь… Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя — молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. В бликах солнца, играющих на полированных кузовах автомобилей, и в пестрой мозаике толпы пешеходов…

Фронтовая дорога. 1944. Холст, масло. Русский музей.

Фронтовая дорога. 1944. Холст, масло. Русский музей.

Потом художник еще дважды вернется к этой композиции — в 1944-м и 1960-м годах. Асфальтированное столичное шоссе, протоптанные в снегу тропинки, колеи фронтовых путей и мостки — эти дороги как символы человеческих судеб.

Проливной дождь. 1957. Холст, масло. Русский музей.

Проливной дождь. 1957. Холст, масло. Русский музей.

А дождь на картинах Пименова предстает самым любимым его персонажем. Вот, как сам художник рассказывает об этом: «Я очень люблю дождь. Люблю это состояние природы, люблю ту свежесть, которая приходит с дождем. Люблю мокрые зонты, и их ритмичное движение по улицам. Люблю капли на ветках, которые нежно и хрупко сидят на этих веточках. Это мне все очень нравится. Природа дождя меня всегда очень привлекала, и я старался передать это ощущение в искусстве». 

Ливень. 1963. Серия «Новые кварталы». Холст, масло. ГТГ.

Ливень. 1963. Серия «Новые кварталы». Холст, масло. ГТГ.

«…Ведь дождь сам по себе великий художник, превращающий самый банальный городской пейзаж в симфонию свежих, поющих согласно красок… Капли дождя трепещут на лице куда-то бегущей девушки, они блестят на стеклах мчащихся автомобилей, сверкают на листьях деревьев, на букетах цветов в руках у промокших влюбленных… Дождь превращает уличный асфальт, витрины магазинов, окна домов в огромное зеркало, в гранях которого пляшут багровые, бирюзовые, фиолетовые влажные факелы реклам, зеленые, желтые, красные огни светофоров, то бледно-лиловый, то золотисто-желтый свет фонарей…  Нет, поистине дождь – колдун… Ведь это он способен мгновенно превращать современную улицу второй половины двадцатого века в некое подобие готической архаики» — И.Долгополов «Пименов».

Конечная станция. Серия «Московская жизнь». 1956. Бумага, акварель. Русский музей.

Конечная станция. Серия «Московская жизнь». 1956. Бумага, акварель. Русский музей.

Москва. Садовое кольцо. 1957. Бумага, акварель. Русский музей.

Москва. Садовое кольцо. 1957. Бумага, акварель. Русский музей.

Необычная манера письма живописца, его видимая подпись, которую не спутаешь ни с кем  — это мелкий полупрозрачный мазок на его картинах.

Натюрморты художника также уникальны. Вещи на картинах Пименова существуют не сами по себе, они повествуют о человеке и его мире, о времени… Зрителю нужно лишь повнимательнее присмотреться и почувствовать все то, о чем они хотят ему поведать.

Ожидание. 1959. Серия «Вещи каждого дня». Холст, масло. ГТГ.

Ожидание. 1959. Серия «Вещи каждого дня». Холст, масло. ГТГ.

«…Человек должен уметь понимать вещи, уметь видеть их путь по жизни, видеть то, что за ними проявляется. Без этого увлекательного чувства мир будет лишён ещё одной поэзии реальности, вещи останутся только скучными инвентарными номерами» – Ю.Пименов.

Старые и новые вещи. 1967. Серия «Вещи людей». Холст, масло. ГТГ.

Старые и новые вещи. 1967. Серия «Вещи людей». Холст, масло. ГТГ.

Лирические стихи. 1965. Серия «Вещи людей». Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.

Лирические стихи. 1965. Серия «Вещи людей». Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.

Натюрморт с желтой чашкой. 1974. Серия «Вещи людей». Фанера, масло. Собрание Т.Г.Пименовой, Москва.

Натюрморт с желтой чашкой. 1974. Серия «Вещи людей». Фанера, масло. Собрание Т.Г.Пименовой, Москва.

Натюрморт с чашками. 1975. Дерево, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

Натюрморт с чашками. 1975. Дерево, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

В день золотой свадьбы. 1957. Бумага, акварель, белила, карандаш. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В день золотой свадьбы. 1957. Бумага, акварель, белила, карандаш. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

«…Умение передать большое в малом, общее посредством частного, с великолепным умением обобщить каждую частность, составляет одну из наисильнейших сторон вашего дарования» – Ираклий Андроников – Юрию Пименову.

Фрагмент. Работницы Уралмаша за чаем. 1935. Правая часть триптиха «работницы Уралмаша». Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фрагмент. Работницы Уралмаша за чаем. 1935. Правая часть триптиха «работницы Уралмаша». Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Фрагмент.  Женщина в гамаке. 1934. Холст, масло. Русский музей.

Фрагмент. Женщина в гамаке. 1934. Холст, масло. Русский музей.

Фрагмент.  Почта пришла. 1940. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.

Фрагмент. Почта пришла. 1940. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.

Натюрморт с соломенной шляпкой. 1936. Холст, масло. Национальный художественный музей Латвии, Рига.

Натюрморт с соломенной шляпкой. 1936. Холст, масло. Национальный художественный музей Латвии, Рига.

Фрагмент. Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ.

Фрагмент. Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ.

Путешествия. «Для художника путешествие – это утомительный, интересный и очень трудный хлеб… В чужой стране все ново и разрознено в своих картинах жизни. Разная реальность встречается нам в путешествии на каждом шагу – непривычная, неожиданная, чужая – древние камни развалин и приниженность нищеты, погода другого климата и вкус неожиданной еды…» — Юрий Пименов.

Италия. 1929-1932. Серия «Запад». Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Италия. 1929-1932. Серия «Запад». Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Далее картины из серии «Рассказы о простой Европе».

Улица Сан Доменик. 1958. Холст, масло. ГТГ.

Улица Сан Доменик. 1958. Холст, масло. ГТГ.

Парижские авто. 1958. Холст, масло. ГТГ.

Парижские авто. 1958. Холст, масло. ГТГ.

Венеция: Лавка соломенных шляп. - Одинокая продавщица цветов (фрагмент). Обе: 1958. Холст, масло. Русский музей.

Венеция: Лавка соломенных шляп. — Одинокая продавщица цветов (фрагмент). Обе: 1958. Холст, масло. Русский музей.

«Второй раз я был в Венеции … в 1958 году.  Я много ходил по ее запутанным, узким улицам. Меня даже больше великолепных знаменитых музеев интересовала обыкновенная человеческая жизнь, мне попадались маленькие дворики с пестрым бельем, прекрасные женщины за стиркой в блеске мокрого белья, мыльной пены. Рыбные ряды с тем особым запахом морской рыбы, влажной, серебристой, скользкой. На одной из площадей, которая выложена старинными плитами и напоминает танцевальный зал, в окружении старых зданий, среди пестрой и нарочито шумной толпы туристов, в ярких обтянутых штанах, бородатых юношей и перекрашенных дам, среди этого прекрасного города, пестроты и шума продавала цветы женщина в подчеркнуто темном и простом платке, подчеркнуто просто причесанная, с деревенскими корзинами, где лежали свежие и нежные цветы» – Юрий Пименов. — «Меня она восхитила своей благородной простотой, нежностью цветов на фоне старинных плит, и я, страшно спеша, боясь, что она уйдет, сделал несколько набросков: она, площадь, толпа вдалеке. Потом по наброскам написал картину. Прибавлю, что эта женщина была очень одинока среди города и этой толпы…».

Лондонские балетные портнихи. 1961 и 1971. Обе: Бумага, черная акварель, белила, гуашь. Русский музей.

Лондонские балетные портнихи. 1961 и 1971. Обе: Бумага, черная акварель, белила, гуашь. Русский музей.

«Лондонские балетные портнихи, худенькие городские девушки, шьющие цветные пачки, сидя на столах большой нанятой квартиры, покуривая и временами попивая пиво из темной бутылки… Мне эта атмосфера интересна и дорога необыкновенно. Рисовать там для меня просто наслаждение» — Юрий Пименов.

Театр и кино – таинственный мир зрелищ. Юрий Пименов много и более чем успешно работал в театре и кинематографе. Еще будучи студентом ВХУТЕМАСа, Пименов делал иллюстрации для различных журналов, в том числе — для «Советского экрана». 

Героиня нашего и не нашего экрана. 1927. Рисунок для журнала «Советский экран». Бумага,  гуашь, тушь, кисть, карандаш. ГТГ.

Героиня нашего и не нашего экрана. 1927. Рисунок для журнала «Советский экран». Бумага, гуашь, тушь, кисть, карандаш. ГТГ.

В кино Юрий Пименов, к примеру, делал декорации для фильма «Кубанские казаки», участвовал в создании фильма «Красное и черное». Но главное — Пименов стал мастером рекламного киноплаката.

Эскизы к кинофильму «Солнце восходит на Западе»: Женщина с собакой. - Одна из бара. 1931. Бумага,  гуашь, тушь, кисть, карандаш, чернила. ГТГ.

Эскизы к кинофильму «Солнце восходит на Западе»: Женщина с собакой. — Одна из бара. 1931. Бумага, гуашь, тушь, кисть, карандаш, чернила. ГТГ.

Женская рука. 1975-1976. Эскиз к фильму «Красное и черное», режиссер С.Герасимов. Бумага, тушь, перо, карандаш. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

Женская рука. 1975-1976. Эскиз к фильму «Красное и черное», режиссер С.Герасимов. Бумага, тушь, перо, карандаш. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

Серия «Таинственный мир зрелищ»: Любовь к трем апельсинам. 1971. Бумага, гуашь. Собрание М.Г. Пименова, Москва. - Сирано де Бержерак. 1970. Бумага, пастель, белила. ГТГ.

Серия «Таинственный мир зрелищ»: Любовь к трем апельсинам. 1971. Бумага, гуашь. Собрание М.Г. Пименова, Москва. — Сирано де Бержерак. 1970. Бумага, пастель, белила. ГТГ.

«Мне пришлось много работать в качестве художника в разных театрах. Я узнал этот необыкновенный и незнакомый для зрителя мир, так сказать, изнутри… Мне это было очень интересно, я познакомился с тем, как свет освещает и меняет расписанный холст, как бутафорские материалы на сцене становятся драгоценными и как спектакль … превращается в нечто единое и цельное… Этот мир оказался необыкновенно увлекательным – душа зрелища как-то приблизилась, раскрылась, стали понятны многие механизмы этих тайн, но очарование осталось, оно только обернулось более теплой… стороной» — Юрий Пименов.

Галина Уланова в роли Жизель. 1960. Холст, масло. Музей Большого театра России, Москва.

Галина Уланова в роли Жизель. 1960. Холст, масло. Музей Большого театра России, Москва.

Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» в МХАТе. 1950-1960-е. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Эскиз занавеса к пьесе А.Н.Островского «Бесприданница» в МХАТе. 1950-1960-е. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

«Именно театр давал мне много работы в ту пору, когда моя живопись „не шла“, когда меня прорабатывали за „импрессионистичность“ и обвиняли в тысячах несуществующих формалистических грехов. Тогда театр просто помогал мне жить. Это был хлеб мой насущный, это была и моя любовь». Кстати, две Сталинские премии (в 1947-м и 1950-м) художник получил именно за оформление театральных спектаклей. 

Эскиз занавеса к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Эскиз занавеса к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Холст, масло. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье в спектакле «Дама с камелиями», постановка В.Мейерхольда. 1934. Бумага,  гуашь, белила, карандаш. ГТГ. - Эскиз женского костюма к  неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Бумага, соус, акварель, белила. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье в спектакле «Дама с камелиями», постановка В.Мейерхольда. 1934. Бумага, гуашь, белила, карандаш. ГТГ. — Эскиз женского костюма к неосуществленной постановке пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» в театре Красной армии. Бумага, соус, акварель, белила. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ. - Портрет Т.Самойловой. 1966. Серия «Актеры в ролях». Холст, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

Актриса. 1935. Холст, масло. ГТГ. — Портрет Т.Самойловой. 1966. Серия «Актеры в ролях». Холст, масло. Собрание М.Г.Пименова, Москва.

А в следующем блоге – самое интересное: экспрессионизм и несохранившиеся картины Пименова — Юрий Пименов. Поворот.

  • Новые лица

  • Медиа в ЖЖ

  • #встречаемновыйгод

  • #зимавместе

  • Коротко

  • Видео

  • путешествия

  • психология

  • Еда

  • дети

  • Кино

  • Ещё

  • Ещё

ЖЖ рекомендует

thepled

Зима в горах: загадочная Трансильвания

Зима в горах: загадочная Трансильвания

Кто сказал, что зима в горах — это обязательно лыжи? Смотрите, какой она может быть

ofit

Здоровый сон: когда и сколько нужно спать

sadalskij

Может, лучше ни с кем не заводить дружбу?

Может, лучше ни с кем не заводить дружбу?

«Люди появляются, а потом неожиданно уходят из твоей жизни, оставляя в груди рану»

tostr

Забавная история трёх котов-воителей и одной коробки

Забавная история трёх котов-воителей и одной коробки

За котобитвой можно следить в соцсети

euro_royals

Мемуары Гарри. Финальные залпы

Мемуары Гарри. Финальные залпы

Принц пишет, что его похитили и пытали в рамках его боевой подготовки

moreproduktinfo

Она в два раза больше синего кита. Интересные факты о гигантской медузе цианее

inamora

Первый шаг в отношениях

Больше записей

01 ноября 2018

Творчество Юрия Пименова в 60 — 70х годах

Творчество Юрия Пименова в 60 - 70х годах

Семьдесят три года жизни, полжизни творчества, сотни написанных картин, десятки оформленных спектаклей, тридцать лет преподавательской деятельности. Художник, ставший точкой соприкосновения для формалистического и традиционного искусства, Пименов – великий мастер советского импрессионизма, как он себя считал «реалистический импрессионист». Умение показать обычные вещи с необычной точки зрения выделяет Пименова среди других художников его времени. Для него важно было передать ценность самой жизни, её красоту и поэзию. «Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и в быту — моя задача художника», — так определяет Пименов свою цель. 

Учитывая невероятную плодотворность мастера, его творчество принято делить на циклы: 1920-е годы и период ОСТа (Общества станковистов), далее – время театральных работ и образов «Новой Москвы», 1940-е – как и у всех, обращение к теме войны, в 1950-е его увлекли натюрморты («Вещи каждого дня»). В данной статье речь пойдет о последних двух десятилетиях, когда художественный язык мастера уже сформировался, за спиной было множество проектов и настало время писать картины «в свое удовольствие».

Время 1960-х годов было для Юрия Ивановича периодом государственного признания. В 1962 году он стал народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств СССР. В 1963-м был признан кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972), он так же работал для театра. Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни.  

Натюрморт «Ожидание» (1959) — один из самых удивительных и неожиданных для Пименова, увлекающегося в натюрмортах цветистой красочностью палитры. Художник в этой работе отходит от часто используемого приема контраста современности и старины. Колорит «Ожидания» почти монохромен, он построен на скупом использовании черного, серого и голубого цветов. Контраст темного со светлым, тяжелого, мрачного с хрупко-прозрачным несут определенную психологическую нагрузку, рождают настороженность. 
Художник любит давать сочетание вещей старинных и современных, что вносит особый колорит в изображаемое. Становится заметной их непохожесть, стилевая несовместимость, а приём контрастов всегда был близок Пименову. Кроме того, жизнь старинных предметов в нашем быту — это правда жизни. 

«Ожидание». Из серии «Вещи людей». Государственная Третьяковская галерея.
1959

В натюрморте «Старые и новые вещи» (1967) художника увлекает именно такой контраст. Мы ощущаем разный ритм жизни двух поколений, разность нравов, бег быстротекущего времени. Богатый, насыщенный колорит картины построен на сочетании тяжелых густо-вишневых, золотистых тонов, а рядом даны синие, желтые. Есть в этом натюрморте добротность и основательность, любование фактурой предметов, их различием: дерево, пластмасса, металл, фарфор, бумага, ткань. Для Юрия Ивановича не стоит задача показать фактурность окружающих человека предметов, но в этой работе она кажется уместной.

«Старые и новые вещи»
1967

Натюрморт «Завтрак» (1970) — это завтрак современного советского человека, свидетельствующий о характере жизни с ее поспешностью, диктуемой современным темпом жизни, отсутствием чопорного этикета в расстановке предметов и в сервировке. Железные банки с иностранными этикетками соседствуют с картонными коробками, посуда от разных сервизов поставлена, на первый взгляд, без всякой системы. Натюрморт современен не только по набору предметов, но и по настроению в нем есть ощущение свежего раннего утра с его легкостью и бодростью. Натюрморт построен на звонкой перекличке нежных цветов: голубого, желтого, розового. Благодаря светлой, пустой стене чувствуется обилие воздуха в работе. Нежные, светлые тона оставляют впечатление тонкого вкуса. Голубые колокольчики в вазе, белая скатерть с россыпью узора из голубых цветочков дополняют впечатление тонкой изысканности и нарядности. 

«Завтрак». Частная коллекция. 1970

После поездки Пименова в Англию в 1961 году, куда художник был приглашен английской балетной труппой «Фестиваль-балет» для постановки балета Чайковского «Снегурочка», у него сохранился набросок — портнихи шьют балетные пачки. А несколько лет спустя, увидев однажды, уже будучи дома, комнату, заваленную тканями, и увлеченно шьющих женщин, он, пользуясь рисунком и осевшими в памяти впечатлениями, создает произведение «Лондонские балетные портнихи» (1970). От сопоставления двух увиденных сцен родилась новая.

Несмотря на то, что художник восхищается трудом девушек, в работе присутствует мрачность и недостает позитивных эмоций. Художник понимает какой ценой и каким рудом рождается это эфемерное чудо — радость для одних и тяжелый труд для других. Художник уловил здесь контраст прозы и поэзии, будней и праздника. В основе этого произведения лежали реальные впечатления, но выполнено оно не с натуры. 
С натуры Пименов пишет редко. Произведения обычно рождаются из множества впечатлений. 
Работы Пименова, созданные в результате поездок за границу, объединены в серию под названием «Рассказы о простой Европе». И везде в центре внимания художника — простые труженики.

«Лондонские балетные портнихи». Из серии «Таинственный мир зрелищ». Государственный Русский музей. 1970

 Главной темой в творчестве Пименова всегда остаются Москва и москвичи. Москва строящаяся, деловая, с быстро растущими корпусами новых домов, с дорогами, бегущими машинами, киосками, магазинами и афишами, с сутолокой улиц, заполненных вечно спешащими куда-то москвичами.

В 60-е годы родилась целая серия картин под названием «Новые кварталы». 

Картина «Дороги» (1969) — о новой строящейся Москве. Мотив дороги — один из излюбленных у Пименова. Момент перехода от старого к новому всегда радует и увлекает Пименова, как радует новая жизнь, приходящая на смену старой. Через емкую деталь он умеет передать ощущение времени. И вновь в буднях, через простой мотив, художник стремится передать теплоту жизни, дыхание, наполненное лиризмом. «Я больше всего люблю обыкновенную жизнь. Она для меня — самая интересная тема в искусстве», -говорил художник. Он все чаще обращался к мотивам и явлениям самым обыкновенным, вошедшим в нашу жизнь исстари, овеянных для него особой поэзией и по-иному воспринимающимся в новых условиях, в новое время.

«Дороги». Собственность семьи художника. 1969

«Свадьба на завтрашней улице» (1962) — так художник назвал свою картину о дороге и о молодежи. Эта дорога мыслится автором в прямом смысле и переносном. Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше внимание одновременно на молодых (на первом плане художник изобразил доски, по которым шагают молодожены), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).

Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.

В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.
«Наше поколение, — говорит художник, — очень остро чувствует колебания внешности и души, оно прожило сложную интересную и трудную жизнь, так сказать, между обручальными кольцами наших родителей и обручальными кольцами наших детей». И вот эти приметы жизни остро чувствует художник: ее ростки, ее цветение всегда дороги Пименову. Он никогда не устает о них говорить. 

«Свадьба на завтрашней улице» из серии «Новые кварталы»
Государственная Третьяковская галерея
1962

Особенно в эти годы Пименов любит писать о молодежи. С нотками восхищения, лирической мягкостью и добротой, легким юмором смотрит художник на новое поколение. «Первые модницы нового квартала» (1961) — пестрые, нарядные, легкие, как бабочка, бегут девушки, не разбирая дороги, ловко балансируя на круглых трубах. Они боятся опоздать к началу сеанса в кино. Самый несложный мотив художник сделал достойным для создания произведения искусства.

«Первые модницы нового квартала». Из серии «Новые кварталы»
Государственный Русский музей
1961

Пименов может просто рассказать о девушке, несущей стекло («Кусок стекла»). Два года он вынашивал совсем несложный мотив, да к тому же увиденный воочию, не сочиненный. Свет так коснулся рыжих волос девушки, что они вдруг засияли чистым золотом, лицо сквозь стекло приобрело матовую белизну и стало нежно и задумчиво. Самую обычную девушку художник показал прекрасной.

«Кусок стекла». Из серии «Новые кварталы». Государственная Третьяковская галерея. 1966

В дожде Пименов может разглядеть красоту: в лирическую повесть превращаются спешащие домой горожане; зеркальная вода на асфальте; задумавшаяся девушка, стоящая посреди улицы и не обращающая своего внимания на дождь. У художника отлично получается убедить нас в том, что ничего на свете нет красивее льющегося дождя. На картине все предстает преображенным: пелена дождя сближает цвета, гамма красок строится на переливах нежных приглушенных тонов. Масляные краски делаются похожими на акварельные, мазок становится текучим, динамичным («Дождь», «Ливень», «Проливной дождь», «Задумавшаяся девушка» и другие). 

«Ливень»

«Задумавшаяся девушка»

«Проливной дождь»

 В 60-е годы художника все чаще привлекает решение задач, связанных с передачей красоты человеческого лица, пластики фигуры, а также с красотой формы, цвета, мазка, рисунка. Несмотря на то, что схожие работы уже встречались у Юрия Ивановича, в 1960-х годах их число начинает расти.
Изобразительное искусство ищет свои формы выражения идей добра. Внутренняя красота людей, богатство их духовной жизни в творчестве художника находят глубокое образное выражение. 

К теме «Встречи и разговоры» (серия картин «Свидания») художник пришел не сразу. По его признанию, к ней его привел интерес к взаимоотношениям людей, к их духовной жизни. Он начал наблюдать за людьми на улице, в троллейбусе, кафе и подмечать детали. «Спор» (1968) — одна из лучших картин этой серии.
К этой же серии «Свидания» относится картина «Калининград. Дождь» (1968). Она того же формата и задумана как парная к «Спору». 

«Калининград. Дождь». Из серии «Свидания»
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина. 1868

«Спор». Из серии «Свидания» Государственный Русский музей. 1968

Расстояние между фигурами воспринимается как пауза. Для художника это понятно без слов, он чувствует, что пропасть между ними уже давно. Логичным кажется то, что художник разместил развалины старой крепости на заднем фоне, где-то далеко за окном. Происходит перекличка двух планов и зрителю все сразу становится ясно. Сложность ситуации между этими двумя людьми передана художником усложненностью обстановки и богатством живописных средств. «Калининград» — одна из лучших картин последних лет его творчества. Таких картин-размышлений, как «Калининград», связанных с проблемами нравственными, социальными, политическими, появляется все больше в 70-е годы. Картина Пименова «Токийское окно» (1975) — того же плана.

«Токийское окно»
Пермская государственная художественная галерея, Пермь
1975

Тот глубокий подтекст, те приемы иносказания, которые присутствуют в картинах Пименова, придают его произведениям глубокое содержание. В них нет развернутого активного действия. Для большинства последних произведений Юрия Ивановича характерна передача состояния самоанализа. Эмоциональный настрой произведений Пименова таков, что зритель даже чувствует, о чем молчат и думают герои. Художник умеет соединить в одном произведении теплоту жизненного, камерного момента с широтой мыслей и чувства, этюдность с картинностью. Подобные задачи всегда увлекали Пименова.

В 1974 году, за три года до смерти, Пименов ответил одному из своих зрителей на выставке — а что он пишет для себя, если постоянно изображает девчонок в замазанных комбинезонах, дороги в колеях и какие-то вещи? «И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи… А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги — вот это я делал для себя. Мне они казались настоящей поэзией времени»

Пименов стоял у истоков формирования советского бытового жанра. Всем своим творчеством он стремился не только расширить, обновить тематику произведений, но и проникнуть в самую суть изображаемых явлений. В творчестве Пименова отразились эстетические и нравственные вопросы времени. 

Искусствовед Манеева Анна

Теги

импрессионизм, музей, Москва, творчество, Манеева, третьяковская галерея, натюрморт, соцреализм, юрий пименов, пименов, советский импрессионизм, россия, городская жизнь, союз художников, Анна Манеева.

Рекомендуем почитать

Как известно, с середины 1930-х годов советское изобразительное искусство радикально сменило стиль. Многочисленные объединения художников были сведены в официальные творческие союзы.

И многим художникам пришлось на ходу менять свой стиль, чтобы соответствовать требованиям времени. И носить гордое звание соцреалистов. При том, что соцреализм Пименова весьма своеобразен.

Например, у него мы не очень-то увидим картины в «суровом стиле». Не увидим острополитической тематики. Зато увидим импрессионизм и экспрессионизм, да и авангард — правда, скорее в ранних работах.

И еще не увидим портретов вождей. Вроде бы Юрий Иванович «отмазывался» от подобных заказов, апеллируя к неумению хорошо писать мужские портреты. Что не помешало ему получить две Сталинских премии.

Кстати, к подобной аргументации прибегал, например, авангардист Илья Машков, не любивший писать на социалистическую тематику и при этом остававшийся успешным и востребованным художником и преподавателем.

Может быть, Пименов и в самом деле неважно изображал мужчин. Зато женщин рисовал много и с удовольствием. Или изображать мужчин он просто не любил? Нет, и это особенно видно в ранних работах. Да и можно ли не уметь писать портреты, проучившись 5 лет на художественном и полиграфическом факультетах ВХУТЕМАСа?

Ю. И. Пименов, «Художники в мастерской (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов)», 1928 г.

Ю. И. Пименов, «Художники в мастерской (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов)», 1928 г.
Фото: artchive.ru

Еще во время учебы он стал одним из соучредителей Общества Художников-Станковистов (ОСТ). Тогда, в начале 1920-х, советские художники ищут пути, которыми пойдет новое советское искусство. В отличие от ряда авангардистов, выступавших против «чистого» искусства, ОСТовцы развивают и станковую, и монументальную живопись, не пренебрегая и авангардистскими методами.

И ранние работы Пименова очень отличаются от более поздних. Как, например, этот очень экспрессионистический триптих, перекликающийся с немецкой живописью того времени.

Ю. И. Пименов, «Работницы Уралмаша», 1934 г.

Ю. И. Пименов, «Работницы Уралмаша», 1934 г.
Фото: artchive.ru

Но при всей выразительности ранних работ, при всем безусловном влиянии на них немецкого экспрессионизма эмоциональное наполнение у Пименова другое: радость строительства новой жизни, энтузиазм, характерный для первого десятилетия советской власти. Юрий Иванович не писал портретов вождей, но он всегда говорит об актуальном. О том, чем живет страна. И это принимается.

В конце двадцатых-начале тридцатых Пименов трижды входит в команду художников, представляющих СССР на Венецинском биеннале. А затем стиль его работ резко меняется. В жизни художника наступает творческий кризис, он уничтожает ряд своих ранних работ.

И громадная благодарность организаторам нынешней выставки картин, по публикациям того времени восстановившим некоторые из утраченных вещей, воспроизведя их на металлических пластинах.

Кстати, обратим внимание на резкий контраст «индустриальной» авангардной живописи 20-х с работами следующего десятилетия. Стиль художника действительно радикально изменился.

Ю. И. Пименов, «Порт», 1931 г.

Ю. И. Пименов, «Порт», 1931 г.
Фото: artchive.ru

В посвящённых Пименову публикациях можно прочесть, что:

  • художник боялся преследований и потому радикально изменил стиль;
  • и что этот поворот фактически стоил художнику самобытности.

Конечно, смена приоритетов в искусстве не могла не сказаться. И Пименова действительно упрекали в формализме, в «неправильности», несоответствии его живописи. Что ему реально грозило? Максимум — крушение карьеры. И действительно, очень успешный художник, Пименов на время остаётся без заказов.

Но было и кое-что посерьёзнее. Во-первых, люди меняются с возрастом, а Пименову исполняется тридцать. И во-вторых, в это время он болеет и всерьёз опасается умереть.

Но все хорошо, что хорошо кончается. Из этого кризиса художник выходит, и его работы отражают уже новую советскую реальность. Кстати, с этого времени на его полотнах будет множество зарисовок из московской жизни. Он становится своего рода летописцем жизни новой, социалистической столицы.

Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1937 г.

Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1937 г.
Фото: artchive.ru

В 1936 году, для выставки «Индустрия социализма», Пименов пишет знаменитую «Новую Москву», ставшую его визитной карточкой: мы видим недавно реконструированный Охотный Ряд из-за спины женщины, ведущей кабриолет. Разумеется, эта вещь представлена на выставке. Чуть дальше увидим вторую из работ этой серии: «Фронтовые дороги». Та же героиня ведёт машину уже по зимней прифронтовой Москве.

Вообще, этим работам (а в этой серии есть еще и третья!) нужно посвящать отдельный рассказ. Отмечу только одно: здесь сошлись две любимых темы Пименова, которые он рисует всю жизнь — женщины и дороги.

Как-то на вопрос типа: «Вот вы рисуете девушек в запачканных спецовках… А что вы рисуете для души?» — художник ответил, что ему случается работать на заказ, за деньги. Например, оформлять спектакли. А вот для себя он рисует как раз тех самых девушек за работой и дороги…

Ю. И. Пименов, «Весеннее окно», 1948 г.

Ю. И. Пименов, «Весеннее окно», 1948 г.
Фото: artchive.ru

Кстати, о спектаклях. Последний раздел в нынешней выставке посвящен кино- и театральным работам Пименова. От портретов актрис и актёров до декораций и эскизов костюмов. В театр он (и не единственный из художников-новаторов!) пришёл в начале 30-х, из-за критики и болезни временно лишившись заказов.

И позволю себе чисто личное мнение: кажется, именно женский, да и вообще портрет, не был сильной стороной Пименова. Зато за работу в качестве театрального художника он дважды получал Сталинские премии.

Ю. И. Пименов, эскиз декорации к спектаклю «Под чужим небом (Дипломаты)», 1932 г.

Ю. И. Пименов, эскиз декорации к спектаклю «Под чужим небом (Дипломаты)», 1932 г.
Фото: artchive.ru

Между прочим, в 1961 г. Пименова приглашают в Англию участвовать в постановке «Снегурочки» Чайковского, что говорит о международном признании его как сценографа.

Выставка охватывает все периоды творчества мастера. И вот его девушки 30-х на триптихе «Работницы Уралмаша»: за работой, за чаепитием, в ложе театра. Та же индустриальная тема, что в 20-е, но стиль совершенно другой.

А вот еще одна «Новая Москва», она же «Физкультурный парад» — шестиметровое панно, служившее фоном для макета Дворца Советов на Нью-Йоркской градостроительной выставке 1939 года.

На нынешней выставке самого огромного панно нет, его изображение спроецировано на экран. Оригинал же находится в Русском музее, и, видимо, из-за размеров транспортировать его сложно.

Эту работу бригада художников под руководством Юрия Ивановича переписывала несколько раз: сам парад, люди комиссию вполне устроили. А вот изображенную архитектуру будущей Москвы пришлось переписывать дважды. Нынешний вариант предложили сами ведущие архитекторы страны, входившие в правительственную комиссию, принимавшую панно.

Вот классический сюжет — «Девушка с книгой». По-моему, совершенно современная. А ведь этой работе почти сто лет!

Ю. И. Пименов, «Девушка с книгой», 1931 г.

Ю. И. Пименов, «Девушка с книгой», 1931 г.
Фото: artchive.ru

Здесь же представлены зарисовки из западной жизни: Пименов (и не только он) не раз выезжает за рубеж. В капиталистические (а других в это время нет) страны.

Следующий этап творчества связан с войной. На картинах Пименова все та же Москва и Ленинград, те же дороги — но уже военные. И… здесь нет сцен боев, есть жизнь людей во время войны.

А затем начинается строительство мирной жизни. К 60-м годам относится замечательная и знаменитая серия работ «Новые кварталы». Вот здесь мы и видим тех самых девушек в испачканных спецовках, недостроенные еще дороги и дома. И счастливых людей, строящих светлое и уже близкое будущее.

Тогда же Пименов пишет на заказ копию «Новой Москвы» — картину «Москва 1960 года», похорошевшую и построившуюся, с видом на Крымский мост.

Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1960 г.

Ю. И. Пименов, «Новая Москва», 1960 г.
Фото: artchive.ru

А чуть позже, в конце 60−70-х, Юрий Иванович пишет серии «Рассказы о простой Европе» и «Вещи каждого дня» — серию натюрмортов, до того не очень свойственных его творчеству.

Но и это он делает необычно. Вот только один пример, картина «Ожидание»…

Ю. И. Пименов, «Ожидание», 1959 г.

Ю. И. Пименов, «Ожидание», 1959 г.
Фото: artchive.ru

И как обычно — признание. В 1967 году он получает Ленинскую премию.

И конечно, нельзя не упомянуть Пименова — мастера киноплаката и художника-постановщика. Кстати, с 1945 по 1972 год преподававшего во ВГИКе. Работал он, например, над любимым многими фильмом «Кубанские казаки».

Но все это стоит увидеть своими глазами. Честно говоря, репродукции и близко не передают впечатлений, испытываемых при виде «живых» картин. Нынешняя выставка в «Новой Третьяковке» будет работать до начала января, так что вы успеете…

  • Пилящий доски как пишется
  • Пилящие комбайны как пишется
  • Пилящие дерево рабочие как пишется правильно
  • Пилят или пилют как правильно пишется
  • Пилющий как пишется правильно