Пионерки дают пионерам рассказы

Вологодские рассказы, часть седьмая  - пионеры и пионерки

Учитывая все опасности, связанные с ночевкой «в открытом море», следующую ночь мы решили провести, причалив к берегу. Собственно говоря, причаливать было некуда, и наш резвый буксир, хорошенько разогнавшись, просто вылез носом на пологий берег.
Надо сказать, что место для ночевки выбрал доцент Перепеченко, важно заявив, что он хорошо знает эти места. Если бы и мы знали – что скрывается за этими словами!
Но давайте по порядку: все начиналось хорошо — был обычный «товарищеский ужин» в кубрике, главной темой которого, разумеется, стало чудесное спасение Перепеченко из мрачных глубин Кубенского озера, поглотивших много доцентов и любителей физзарядки.
При этом было произнесено немало здравниц в честь отважного капитана судна, чье мужество и решительность сыграли весьма важную роль в счастливом завершении этой ужасной истории.
На меня же доцент Перепеченко поглядывал с большим недоверием, и совершенно напрасно – ведь я же первым метко бросил спасательный круг, и не моя вина, что Перепеченко не успел куда ни – будь спрятать свою рыжую голову!
Выпив пару – тройку стаканов водки за свое здоровье, доцент отправился спать, как всегда, на палубу. Однако, как выяснилось впоследствии, в душе его зрели коварные планы, которые едва не погубили всю нашу команду.
Теперь представьте себе глухую, темную вологодскую ночь. Уставшая от товарищеского ужина команда мирно спит, даже не выставив часовых. Да и зачем они в этих совершенно безлюдных (как заверил доцент Перепеченко) местах.

Неожиданное пробуждение

Да, редко когда еще я так крепко и сладко спал, разве что в далеком детстве… Проснулся яот страшного грохота, как будто какой-то великан молотил огромным молотом по стальному борту нашего корабля.
Ничего не соображая спросонок, я выскочил на палубу, готовясь принять неравный бой и дорого продать свою жизнь, защищая уважаемого профессора и, разумеется, честь Леночки (что такое деревенская молодежь я знал еще по студенческой «картошке»).
Уже светало, в предрассветных сумерках я разглядел крепкого старика, который изо всех сил молотил деревянной клюкой по носовой части нашего судна. Я спросил – что ему от нас нужно, и почему он потревожил наш сон?
В ответ старик разгневанно показал на корму, где трусливо спрятался… доцент Перепеченко! К этому времени на палубу уже вышел заспанный и очень недовольный всем происходящим профессор Литовка и, как всегда бодрый и решительный, капитан корабля.
Вместе мы представляли, довольно таки, грозную силу и старик несколько успокоился. Тем не менее, он потребовал немедленной и безоговорочной выдачи доцента Перепеченко, который, по его словам, совершил дерзкое разбойное нападение на соседний пионерский лагерь.
Зная плутоватого доцента Перепеченко, в это нетрудно было поверить, но мы, посовещавшись, твердо решили, что с буксира выдачи нет! Тут надо отдать должное мудрому профессору Литовке, который был близок к народу, потому что всегда проводил лето не где ни – будь на чуждых нам Канарах, а в родной русской деревне Гусли.

Могучий старик

Профессор пригласил могучего старика подняться на палубу, заверив, что мы не причиним ему никакого вреда и предложил обсудить сложившуюся непростую ситуацию за стаканом водки. Услышав о стакане, старик сразу же смягчился и, хорошо отхлебнув «зеленого вина», поведал нам эту страшную историю (подлый Перепеченко все это время испуганно жался к кормовой мачте).
Оказывается, прошлым вечером в пионерском лагере, как обычно по субботам, происходили танцы, на которых невинные пионерки бесхитростно заигрывали с не менее невинными пионерами (не забывайте, что это было тридцать с хвостиком лет назад).
И вот в этот, можно сказать, беззащитный телятник (или лучше сказать, «пионерник») коварно проник «волк в овечьей шкуре» — доцент Перепеченко, который начал цинично приставать к старшим и наиболее созревшим пионеркам, и даже к пионервожатым.
Однако, девушки пионервожатые. выросшие в этих малонаселенных и, практически, лишенных молодого женского пола местах, не растерялись и быстро обратили в бегство похотливого доцента.
В погоню был отправлен знакомый вам дед, который оказался сторожем лагеря. Дальнейшее вам уже известно. Глубоко возмущенные тяжким проступком доцента Перепеченко, который, безусловно, опозорил высокое звание советского ученого, мы, все – таки, решили дать ему шанс начать новую, честную жизнь.
Но что делать с разгневанным сторожем? И тут капитан, хитро подмигнув, налил старику второй стакан, после которого дед окончательно смягчился и даже проникся некоторым сочувствием к несчастному доценту Перепеченко, вспомнив свои молодые годы, когда он тоже «ходил по девкам», да еще как!
Мы обещали сурово наказать Перепеченко, лишив его «винного довольствия» до конца экспедиции. Старик просил пощадить парня, но мы были непреклонны.
В конце концов, мы расстались друзьями и сторож, прослезившись, пригласил нас всех на обратном пути посетить вверенный ему пионерский лагерь, сказав, что общение с такими знающими и хорошими людьми, несомненно, будет способствовать воспитанию подрастающего поколения.
Немного помолчав, он попросил нас, все – таки, не брать с собой доцента Перепеченко.

«Почему-то все думают, что советские пионеры жили скучно и по инструкциям, — и председатель совета дружины пионеров Челябинска Татьяна Калугина искренне смеётся, — как бы не так! У нас всё было здорово и весело. Сейчас нет пионерии и комсомола, а что взамен? Ничего! Всё, что заново создаётся, родом из Советского Союза».

Павлик Морозов живёт в каждом
Как-то раз, вспоминает Калугина, челябинские пионерские организации присоединились к всесоюзной акции «Судьба семьи в судьбе страны». В 109-й школе учитель предложила написать сочинение на тему, как дети видят близость себя и Родины. Они должны были рассказать, на каких предприятиях работают их мамы и папы, как заводы и фабрики выполняют план, как готовятся к партийным съездам. Десять процентов сочинений описывали те продукты и товары, что родители несут домой с производств.

«Мы с учителем читали и смеялись, — рассказывает Калугина. — Восьмидесятые годы, в стране работает ОБХСС, ведётся активная борьба с «несунами», а дети, как «Павлики Морозовы», сдали своих родителей. Чего только ни понаписали: у одного мама тащит конфеты, папа другого торгует гвоздями с завода за копейки, у третьего оба родителям трудятся на одном заводе-гиганте, потому всего добра оттуда у них полон дом. И я искренне восхищаюсь решением классного руководителя: она ухитрилась превратить даже такие сочинения в воспитательную акцию».
Организовав родительское собрание без детей, которые искренне радовались, что причастны к судьбе родной страны, ведь дома у них каких только «закромов» Родины нет, она зачитала вслух отрывки из сочинений. Взрослые тёти и дяди бледнели и краснели, как будто их поймало за руку ОБХСС. А наивные дети потом рассказывали учителю, что после сочинения в доме образовался дефицит гвоздей, которых было «завались», и не стало конфет, которых было столько, что их никто не ел.

Дети пропали на «Зарнице»
Военно-воспитательная игра «Зарница», по словам Калугиной, была горячо любимой у советских пионеров, никакие свидетельства об обратном никогда не убедят её в ином. Пионеры бежали бегом, отпрашивались у родителей, мечтали о походах. Однажды старшеклассников, завтрашних комсомольцев, вывезли на «Зарницу» за двести километров от Челябинска. От автобуса до леса надо было идти километра два – три. Не просто идти, а нести на себе всё снаряжение — вещмешки, продукты, одежду. Когда отряд почти дошёл до места, по рации передали: пятеро пионеров отстали от колонны и, перейдя просёлочную дорогу, забрели на аэродром.
«А мы ведь их даже не хватились, — признаётся Татьяна. — Раньше такого ужаса, как сейчас, не было, детей никто никогда не воровал. Потерялся ребёнок — не иначе как к другу зашёл после школы и заигрался. Но потерять детей на «Зарнице» — это было ЧП».
Двух девочек и трёх мальчиков, не успевших даже испугаться, вернули в отряд. «Зарница» прошла на ура, а конфуз удалось замять.

Татьяна среди своих воспитанников в пионерском лагере. Фото: Надежда Уварова
Политинформация на лужайке
«В канун майских праздников политинформации в стране учащали и удлиняли, — Татьяна рассматривает фотографию, где она, юная темноволосая красавица, окружена слушающими её, раскрыв рты, пионерами. — Как-то в рамках такой акции мне надо было рассказывать о политической ситуации в мире в местном Горзеленстрое. У меня — своя задача, а у них — хозрасчётная организация. Май, посадки, работы море. Я туда прихожу, а мне говорят: девочка, дорогая, нам некогда тебя слушать, у нас каждый цветочек в цене, если не вырастим, не посеем. Не продадим — ничего не получим. Картина маслом: женщины в рабочей одежде, согнувшись в три погибели, работают на клумбах, что-то там перебирают перчатками, рассортировывают рассаду, а я хожу между ними и рассказываю про Китай и США».
Внезапно Татьяна сама устала рассказывать ровесницам о проблемах, которые им совершенно не интересны. Разговор пошёл в «женском» русле: у кого сколько детей, в какие лагеря они ездят летом, где достать форму на следующий учебный год. Работницы побросали перчатки и тяпки, окружили Калугину и стали советоваться с ней, как с «начальницей».
«И тут выходит их комсомольский секретарь, — смеётся Татьяна Григорьевна. — Видит, никто не работает, как закричит: вы кто такая, это что тут происходит? Ну-ка марш все по местам, цветы не ждут, покупатели скоро за рассадой потянутся. А я говорю, политинформация у нас, остыньте. Он так и не поверил, что о политике можно поговорить интересно».


Свою пионерскую книжку Татьяна Калугина хранит с 1960 года.
Бесплатное мороженое и трудные подростки
Не без гордости Татьяна Калугина показывает свой пионерский билет. Говорит, при приёме в организацию каждому вступающему выдавался такой — конечно, после ряда испытаний. Например, нужно было назубок знать клятву пионера, достичь определённого возраста и успевать по всем предметам.
«Не было никаких шаблонов и инструкций, — вспоминает доктор педагогических наук. — А те, что были, — они прекрасны. Например, по традиции, в день пионерии всем школьникам Челябинска давали бесплатное мороженое. Факт прекрасный — его мало кто помнит, но это было. Конечно, не по сто штук в руки. А по одной, но ничего не мешало пионеру, поправив галстук и приколов на лацкан значок, обойти два – три киоска. Никто не злоупотреблял, съедали по две – три мороженки — и домой. Не было никакого «хапужничества», дети не набирали впрок. Потому что было какое-то воспитание и понимание хорошего и плохого».
Трудные подростки были всегда, Татьяна уверена, что они нисколько не труднее остальных. Это самые активные дети, которым было скучно. И этих пионеров, по словам председателя совета дружины, наоборот, старались «довести до ума». Практически все трудные подростки потом попадали в Афганистан. И все, кто вернулся, — возвратился героем.
«Да они и из походов и летних лагерей уже нетрудными возвращались, — Татьяна Григорьевна с любовью вспоминает тех, кто доставлял проблемы поведением и чрезмерной активностью. — Им энергию некуда было деть, а мы её и направляли в нужное русло. Столько полезных дел перелопачивали в лесах. Их слушались и уважали, дети видели свою надобность — и просто не могли подвести ни нас, ни себя».

Горнист, 1979 год.
Истории из своего пионерского детства:
Инна Киреева, Москва: «Из пионерии исключили за то, что не носила галстук»
Два раза в год, весной и осенью, у нас был день сбора металлолома. В школе устраивались целые соревнования между классами: кто больше железного хлама принесёт в школьный двор. К этим дням мы готовились заранее: собирались пионерской звёздочкой (группа по 10 человек) и прокладывали себе маршруты, в основном по частному сектору города. Особое внимание уделяли разработке своей униформы: к пионерскому галстуку, который был обязателен, надо было придумать эмблему своей пионерской звёздочки. У нас это была то машина, то какой-то магнит, в общем, всё, что связано с железом.
В один из дней сбора металлолома я шла по улице и увидела огромную железяку. Это была строительная арматура, наполовину закопанная в землю. Недолго думая, я начала её откапывать прямо руками. Работала минут 10. Когда, наконец, мне удалось выкопать её из земли, я понесла длинный и довольно тяжёлый прут в школьный двор. Моя железка весила около полутора килограммов. Я была горда. Потом мы возили по частным улицам города тачку, куда нам кидали какое-то ржавые железки. Кстати, в этот день наша звёздочка победила. А помог нам старый ржавый запорожец, который каким-то чудным образом приволок отец одноклассника.


Пионеры, 1962 год. Фото: В. Малышев
После сбора металлолома мы все ждали, когда наши железки отвезут на городскую металлобазу и тем самым мы поможем промышленности страны. И обидно было наблюдать, как груда собранного нами металлолома несколько месяцев лежит и ржавеет на заднем школьном дворе.
В пионеры меня принимали дважды. Первый раз в январе — досрочно, за хорошую успеваемость, активное участие в жизни класса и поведение. Это было 21 января, в годовщину смерти дедушки Ленина. День, когда мне повязали красный галстук, я помню очень хорошо. Было это на торжественной линейке. Я и ещё три моих одноклассника произносили клятву о соблюдении всех законов пионерии. А потом на шею мне повязали его — заветный. Возвращалась я домой в расстёгнутом пальто. Радость от вступления в пионерскую организацию продержалась дня два. Потом началось самое страшное для меня тогда. Галстук надо было стирать и наглаживать каждый день. А вспоминала я о нём перед самым выходом из дома. Быстро мочила, включала утюг и забывала про нужную температуру. Очень часто после глажки на моём пионерском галстуке зияла большая прожжённая дырка. И я, естественно, шла в школу без галстука. За что меня позорили не только в звёздочке, но и во всей школьной пионерской дружине имени Терешковой.
В пионерах я тогда проходила недолго. До марта месяца. С позором исключили за то, что напугала своего одноклассника. Ему вздумалось залезть на каштан, растущий рядом со школой. А я почему-то решила ему соврать, подбежала к дереву и закричала: «Шухер, дирик идёт». Одноклассник начал слазить с дерева и рухнул. Чудом не убился. Его на скорой доставили в больницу с сотрясением мозга. А меня с позором выгнали из пионерии.
Потом, правда, помиловали, и 22 апреля на моей шее снова красовался новенький пионерский галстук.


Пионеры, 1965 год. Фото: Давид Шоломович
Эльфия Гарипова, Нижний Новгород: «Мы как-то по-новому, остро ощутили мир»
В пионеры меня приняли в 1971 году, в год столетия со дня рождения Ленина, это было ужасно почётно. Каждое утро я с гордостью гладила алый шёлковый галстук, чтобы идти по улице красивой пионеркой.
Помню, как собирали макулатуру: было весело и интересно, когда в макулатурных развалах находили подшивки познавательных журналов «Наука и религия», «Техника — молодёжи». Однажды мы нашли старые открытки с трогательной любовной перепиской на английском языке. А мы учили немецкий!
Переводили с помощью друзей из параллельного класса, где учили английский. Переписывались русская девушка и индийский парень. Любовь у них была, как в болливудском кино! Мы, девчонки, завидовали.

Эльфия Гарипова (в центре, между воспитательницей и вожатой). Фото: из личного архива
Ещё помню тимуровское движение: ходили по адресам, где жили одинокие старушки и дедушки, ходили для них в аптеку, в магазин за продуктами, помогали убираться в квартире. Это назвалось «взять шефство». Мы с подругами Светой и Ирой были ещё шефами над бывшими фронтовиками. Помню их рассказы о войне. Были они тогда ещё относительно бодрыми и нестарыми — им было 55–65 лет. Запомнился первый ветеран, к которому мы пришли, его фамилия была Салганик. После его рассказа о трудностях военного времени, как он воевал на фронте и терял сослуживцев, помню, мы вышли на улицу, был май, светило яркое солнце — и мы с девчонками как-то по-новому, очень остро ощутили мир.
Вообще, военно-патриотическая тема всегда сильно присутствовала в пионерском движении. У нас в школе был музей лётчика Маресьева (и школа носила его имя), в кабинете на стене висели портреты героев-пионеров Марата Казея, Зины Портновой, Вали Котика и других. Мы серьёзно хотели быть на них похожими.
Надежда Уварова, Челябинск: «Выгнали с линейки по случаю смерти Андропова»
Меня приняли в пионеры последней в классе. Я была умницей и отличницей, но пошла в школу в 6 лет, а значит, когда всем уже исполнилось 9, и их можно было принимать в организацию, я ждала своего взросления. Наконец, в 1983 году в день рождения Ленина мне повязали галстук. Я бежала домой в расстёгнутой куртке, был нетёплый апрельский день, но мне хотелось, чтобы все видели: я тоже пионерка, я достойна!

Надежда Уварова (второй ряд, крайняя справа). Фото: из личного архива
Спустя год, в начале 1984-го, умер генсек Юрий Андропов. Учительница обзвонила весь и класс и наказала прийти в школу не к восьми, а в 7:30 — будет торжественная линейка. Я решила впервые в жизни погладить галстук и сожгла его утюгом. Делать нечего, пошла утром без него, чтобы в обед купить новый в магазине. Меня и мою подругу Светку до линейки не допустили: я пришла без галстука, то есть одетая не по форме, а она по привычке, что на торжества надо надевать парадную одежду, пришла в искрящемся белом кружевном фартуке. Так мы с ней и отсидели полчаса в предбаннике школы, пока классы слушали об очередной утрате, постигшей ряды нашей партии КПСС.

— Юный мститель.

— Вот-вот, очень романтично, «Юный мститель», — проговорил Тоскин, смутно припоминая какое-то книжное заглавие (ибо значительную часть его эрудиции составляли именно заглавия, с аннотацией или без): С. Иванов, «Юный мститель», издательство ДОСААФ…

— Понятно, — сказал начальник, — после тихого часа весь личный состав прошу на полдник. И поторопиться с планами. Задача поставлена.

— За работу, друзья, — с энтузиазмом сказала Валентина Кузьминична. — Помните, как там у Горького…

Никто не стал домогаться, как там было у Горького, да Валентина Кузьминична не очень настаивала. Может, она уже и сама забыла, как там у него было написано, у Горького, и зачем.

Выйдя с планерки, Тоскин решил прежде всего оборудовать для себя приватный кабинет где-нибудь по соседству с так называемой «пионерской комнатой» — обширной верандой, оформленной по образцу полковых «ленинских комнат», то есть размещающей на своих стенах наибольшее количество печатных и от руки написанных пропагандистских материалов. Объясняя значение пионерской комнаты, начальник лагеря указал, что это «лицо» лагеря, по которому посторонние смогут судить об уровне боевой и политической подготовки (мирная терминология пока еще давалась начальнику с трудом). Надо сказать, что в надписях и лозунгах, украшающих стены, Тоскин обнаружил большое количество пока еще не вполне понятных для него терминов. Это были лингвистические отложения быстроменяющихся организованных кампаний и взрослых «придумок», направляющих детскую жизнь в общественно-полезное русло: «Светлые задумки — красным следопытам!», «По красным ступенькам в грядущую явь!», «Никакой халтуры — в сборе макулатуры!», «Дорогами отцов — путями эстафеты качества и зеленых патрулей!», «Для каждого сердца святые страницы…» (сами страницы на этой стене уже не уместились).

Поняв, что близ этой комнаты и будет протекать его трудовая деятельность (или — хотелось бы думать — имитация трудовой деятельности), Тоскин принялся искать индивидуальное логово. И вскоре нашел его. Одна из трех дверей пионерской комнаты была наглухо загорожена большим, во всю стену, стендом «Маршруты семилетки», в результате чего за пионерской комнатой образовалась малюсенькая веранда со специальным входом и крылечком, осененным молодыми кленами. Поскольку никто не посчитал этот лишенный своей прямой функции вход в пионерскую комнату за отдельное помещение, о нем и вовсе было забыто. Сторож, на основе личной договоренности (и личной же благодарности размером в три рубля), изготовил для Тоскина внутренний и наружный запоры к этой двери. Затем Тоскин притащил из заброшенного сарая маленький столик и портреты. Он заставил окна изнутри большими портретами Пушкина, Достоевского и Дзержинского, придав, таким образом, своему логову одновременно и внушительность и интимность. Других портретов Тоскин просто не смог отыскать в сарае, который он подверг разграблению. Теперь у Тоскина был свой уголок, и притом уголок достаточно укромный, что было очень важно для самой организации труда, ибо Тоскин установил в результате своей долгой трудовой деятельности, что никто не должен с точностью знать, чем ты занят и сколько времени ты затрачиваешь на ту или иную трудовую операцию. Он знал, что открытое безделье так же, как всякое занятие, не связанное впрямую с выполнением производственных заданий, подвергает тебя опасности гонений и дополнительных нагрузок. Посильная же конспирация приносит тебе как максимальное освобождение от постылых трудов, так и внутреннюю свободу. Эти полезные сведения Тоскин приобрел еще на заре своей трудовой бездеятельности, на армейской службе. И так как даже тогда у него не было юношеской амбиции прослыть лихим сачком и филоном, не было никакого геройского тщеславия, то он уже тогда ухитрялся без труда имитировать простейшие трудовые движения (от чистки картошки до чистки оружия), глядя при этом мимо рук — в книгу, раскрытую на коленях. В этой имитации бесталанного послушания и трудовой малопригодности протекала впоследствии вся взрослая жизнь Тоскина, слывшего когда-то, в ранней юности, многообещающим студентом…

Закончив оборудование своего гнездышка, Тоскин решил, что теперь он очень быстрым и деловым шагом пройдется по территории лагеря и покажется во всех отрядах, так сказать, в русле подготовки к открытию, а уж затем окончательно окопается у себя на верандочке в тени Достоевского с Дзержинским.

У соседнего финского домика вожатая Вера строила свой отряд на полдник. Кивнув ей, Тоскин сказал вполголоса:

— Надо обсудить кое-что. Позднее.

Прислонясь к веранде и наблюдая процедуру построения, Тоскин предавался ленивым размышлениям о том, что, будь он сейчас ребенком, он ни за что не поехал бы отдыхать в пионерский лагерь, где в столовую водят строем, а иногда дорогой даже заставляют петь. С другой стороны, Тоскин не мог упускать из виду, что в пионерский лагерь едут лица, еще не служившие в армии и не имеющие к ней отвращения, так что все устроено разумно и прекрасно. К тому же дети, в отличие от служилых мужчин, совсем не против поиграть в войну или в армию, иначе откуда взялись бы все эти скауты, бойскауты, юные разведчики, вот, кстати, было бы тоже неплохое название для лагеря, «Юный разведчик». Нет, нельзя сказать, чтоб они сейчас строились очень охотно, эти бунтующие современные дети (нелегко с ними приходится бедной Верочке), однако, в принципе, все эти дисциплинарные трюки, кажется, не вызывают у них ни вольнолюбивого бунта, ни даже серьезных возражений.

— В колонну по четыре… Девочки, у вас шесть человек… Хорошо, если хотите, разберемся по двое… В колонну по два…

Две передние девочки оказались возле Тоскина. Одна из них была яркая блондинка, очень налитая — такие формы и в двадцать три не всякая обретает, неудивительно, что она оглядывает мальчиков со снисхождением зрелой женщины, знающей им цену, но все же ожидающей, что хоть один из них поднимется до уровня взрослого мужчины, понимающего, в чем смысл жизни. Вторая… О, черт, вторая — она вдруг посмотрела на Тоскина ясным, безмятежным взглядом своих темных, блестящих, промытых глаз — только когда этот взгляд отпустил его наконец с повинной, он разглядел также ее припухлый носик, ее губы, удивительно дерзкого рисунка, тоже припухлые, разглядел припухлость ее груди и тонкую длинную руку, поднятую к густым волосам… И снова ее глаза поймали его — что-то в них появилось новое, вероятно, любопытство, чуть-чуть кокетства и, кажется, мысль, да, вот именно, это была мысль, девочка думала, она переживала какие-то свои тревоги… Тоскину на мгновение пришло в голову, что и ее любопытство, и тревога могли быть связаны с ним, с этим невольным пересечением их взглядов. Он пережил волнение, но потом стал гнать эту мысль прочь, как изгонял теперь из своей жизни все, что грозило осложнениями и неприятностями.

— Таня! Ну, Таня… — томно сказала ей половозрелая подруга. — Поправь же мне галстук!

«Таня. Значит, ее зовут Таня… Да, так о чем же я? А… ребятишки. Занятные. Верочке придется с ними трудно».

«И тебе придется с ними трудно», — прогундосил внутренний голос Тоскина.

«Мое дело сторона, — с твердостью ответил Тоскин, — я не вожатый. Я только воспитатель. Без четких обязанностей. И чуть-чуть наблюдатель. Будем сеять разумное, доброе, всякое. Ясно? Вообще, я не с ними. Я не здесь. Я всюду. Надо идти дальше».

Тоскин направился в соседний отряд, где происходило такое же построение под руководством энергичного карьериста Валеры. Пионеры строились мучительно бестолково, и Валера подбадривал их пронзительными криками, каким, по мнению Тоскина, он мог научиться только у армейского старшины. Увидев Тоскина, Валера стал кричать еще пронзительней, и при этом даже синтаксис у него стал старшинский:

— Брюкин, тебе касается!

Тоскин с независимым видом прошел мимо, бормоча себе под нос:

— Мне не касается. Вы тут наводите дисциплину, укрепляйте строевой шаг, поднимайте боевой дух, а я бочком, к другим, вот они маленькие, вот они…

Малыши, пионеры младшего отряда, чинно следовали на полдник, взявшись за руки, парами, как в детском садике. Они и были питомцы детского сада, оттуда принесли свои традиции, свежие еще воспоминания, закалку. Проходя мимо Тоскина, они нестройно его приветствовали:

— Здравствуйте, дядя!

Тоскину это было приятно. Он был, таким образом, отчасти вознагражден за огромную, трагическую

Борис Носик

ПИОНЕРСКАЯ ЛОЛИТА

(повести и рассказы)

Пионерская Лолита

И. О. с любовью

Пионерские тексты, встречающиеся в этой повести, собраны кафедрой педагогики и комитетом ВЛКСМ столичного пединститута имени Ленина и опубликованы ими в «Сборнике методических и практических материалов: Студент — вожатый отряда в пионерском лагере» (составители Гончаров, Николаев, Пантелеева, Кузьмин, отв. ред. Каспина В. А.), Москва, 1969 г., часть 2.

Автор приносит благодарность коллективу кафедры и комитету ВЛКСМ, сделавшим достоянием читающей массы эти ценные тексты, служившие доныне лишь узкому кругу пионеров и педагогов.

В сущности, эта поездка в лагерь была для библиографа Тоскина спасением — иначе он с неизбежностью угодил бы под сокращение штатов. Впрочем, может быть, спасением лишь временным, потому что сокращение грозило продолжиться осенью. Да и кому, честно говоря, нужны все эти библиографические кабинеты, если книг становится с каждым годом все меньше? Впрямую Тоскину о сокращении еще ничего не говорили, так что, объясняясь с собой, он мог придумывать какие угодно мотивировки, почему он согласился сюда поехать. Он согласился, скажем, потому, что ему надоело торчать в городе и представилась наконец возможность провести лето в деревне. Он согласился, потому что любит детей, — и это чистая правда. Он согласился, потому что в душе он — просветитель, а тут ему представляется возможность просвещать юные души, сеять разумное, доброе, прочее. Он согласился, наконец, потому, что не знал, как отказаться, когда предлагает начальство, как вообще отказывают начальству. Еще он согласился, потому что, как все библиографы и критики, считал себя в душе немножко писателем. Задавая себе вопрос, какой он писатель (в душе), он отвечал (себе же), что, скорее всего, он писатель детский, так что для него естественным был этот выход к материалу, тематике, детской аудитории.

Так или иначе, Тоскин дал согласие и был откомандирован педагогом в пионерский лагерь, обслуживающий КБ некоего ББ, закрытого предприятия, связанного с их бибкабинетом какими-то шефско-профсоюзными и комсомольско-партийными узами (о последних Тоскин знал совсем уж мало, поскольку был беспартийным и давно вышел из комсомола, так что, если бы не все приведенные выше резоны, он мог бы от такого летнего времяпрепровождения спокойно отказаться).

И все же, что ни говори, это было приключение, и он был теперь доволен, что согласился, даже сегодня не сожалел, в день выезда, день умопомрачительной суеты, когда вдруг показалось, что детей слишком много, что они слишком неорганизованны и что организовать их просто не представляется возможным. «Сэ тро», как выразилась худенькая пионервожатая Вера Чуркина. «Это уже слишком». Она сказала это по-французски, потому что была студенткой французского факультета, без пяти минут учительницей, и Тоскину, который французский язык (как и другие европейские языки) знал весьма умеренно, это «сэ тро» показалось более выразительным, чем русское «это уже слишком»: приятен был также тот факт, что незаметно — миловидная Вера произнесла это вполголоса, лично для него — наметился таким образом некий интеллектуальный контакт, ибо французский язык сам по себе был уже признаком образованности, если не целым образованием. Утешительно для Тоскина было и то, что не он один ощущал растерянность среди нынешнего столпотворения, а эта милая Вера тоже. Разглядев ее внимательней, Тоскин нашел, что она прекрасно сложена и очень мила (для Тоскина составлял предмет постоянного удивления и даже повышенного патриотизма тот факт, что при внимательном рассмотрении столь многие русские женщины содержат в себе нечто весьма привлекательное и достойное всяческого внимания). Справедливости ради Тоскин отметил про себя и тот факт, что они с Верой могли предаваться своей растерянности именно потому, что нашлись люди, которые в этой неразберихе и многолюдье чувствовали себя, как рыба в воде, — признанные полководцы и вожаки несовершеннолетней массы. Таков был отставной майор, начальник лагеря. И таков был старший вожатый Слава, атлетически сложенный, с правильными чертами лица и отлично поставленным голосом, словно бы специально созданным природой для таких вот случаев или детских профсоюзных елок где-нибудь во Дворце спорта. Славе удалось согнать эту массу в отряды, а потом разогнать ее по соответствующим автобусам, отделив от самых приставучих из родителей, которые устроили из этого события нечто вроде надрывных солдатских проводов. Позднее, уже на территории лагеря, Слава так же успешно сгонял и разгонял эту массу детей, пока наконец каждый из них не получил свое место в отряде, в спальне, в умывальной, в столовой и даже в уборной.

Только тогда, отправив детей на мертвый час, руководители смогли наконец оглядеться, перевести дух и собраться (с некоторым даже чувством одержанной победы) на первую летучку-планерку в кабинете начальника лагеря. Сидя за столом совещаний, Тоскин впервые рассматривал изблизи своих коллег… Вот жизнерадостная воспитательница Валентина Кузьминична, в зимнюю непогодь учительница русского языка где-то в глуши московских новостроек, женщина с могучим крупом и набело перекрашенными волосами. Вот вожатый Валера, который, конечно, не дотягивает до Славиного совершенства, но, без сомнения, к нему стремится. Вот старшая повариха, женщина с очень большой грудью и профессионально румяным лицом. Вот физкультурник, молчаливый сухопарый человек с лицом, изможденным бессмысленными физическими упражнениями. И наконец, вожатая Вера Чуркина — она застенчиво примостилась на краю стола, приготовив карандаш, чтоб записывать мысли начальника.

Начальник был весел и преисполнен энергии. Тоскин подумал, что он, может быть, после долгого перерыва получил наконец в свое распоряжение руководимые массы и мог предаваться привычному делу руководства. Во всяком случае, он начал свою речь со вкусом и с удовольствием:

— Итак, товарищи педагоги, — я всех вас называю педагоги, потому что партия всем нам доверила большое воспитательное дело, — итак, начнем, пожалуй, как говорил наш командир полка. Надо всем и каждому составить план работы и вручить его завтра или послезавтра в шестнадцать ноль-ноль Славику… — Слава серьезно кивнул. — И с ходу начнем развернутую подготовку к открытию лагеря. К нам могут приехать товарищи из завкома или даже из райкома. И во главе угла, товарищи, надо нашему новому лагерю дать свое наименование, потому что лагерь без наименования — это… — Начальник задумался. — Это как офицер без звания, вот как. Школьный отдел райкома предложил назвать лагерь именем пионера Руслана Карабасова — у них есть список, предусматривающий, чтоб все лагеря района не называть одинаковым названием — «Космос» или, скажем, «Ракета». Какие будут предложения, товарищи педагоги?

Читать дальше

  • Пионерка часть 1 рассказ
  • Пионер как правильно пишется
  • Пионер в сказке мультфильм
  • Пион рассказ о цветке
  • Пион на английском как пишется