Писатель помог девочке написать сочинение

Учителя объяснили это тем, что «автор не то имел в виду». Что на это сказал сам писатель и почему в школах пишут сочинения по шаблонам?

Архивное фото.

Архивное фото. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Когда писатель Виталий Сероклинов узнал, что рассказ «Пряники» включен в программу олимпиады по литературе за восьмой класс, он был приятно удивлен, ведь его произведение стояло бок о бок с творениями Михаила Лермонтова и Саши Черного. Потом на ученических форумах он стал помогать школьникам с разбором своего рассказа, а позже и с сочинениями. Рассказывает Виталий Сероклинов:

Ко мне обратился отец девочки: «Срочно, завтра уже сдавать. Помогите, вы же автор, вы же лучше знаете». Ну, я такой, значит, свысока: «Да, конечно, я лучше знаю». Ну и у меня было настроение хорошее — я взял и написал ему собственное сочинение по своему рассказу. Это все было в сентябре-октябре. Зимой мне написал папа девочки, что вы получили, если перевести в обычные оценки, что-то в районе «тройки». Учительница считает, что автор не так думал, он замышлял другое в этом произведении, вы не раскрыли, сказали школьнице. Я посмеялся, надо же, у нас автор, оказывается, знает меньше, чем учителя. Учителям хорошо: классики уже мертвые, и можно что угодно придумать, чего они там замышляли. А тут, зараза, Сероклинов оказался живой.

А вы не пробовали узнать, что в итоге думал автор? Какой был правильный ответ?

У меня, к сожалению, не осталось никаких контактов. Я останусь навсегда в неведении, о чем я думал. Теперь мне мучиться этим.

Теперь, когда эта история получила огласку, его «Пряники» из олимпиады уберут, уверен Сероклинов. Все произведения, входящие в школьную программу, разобраны по косточкам. Ученикам дают готовые статьи литературных критиков, чьи рассуждения априори считаются правильными. Любой иной взгляд считается ошибкой. В сочинениях не должно быть самодеятельности, говорит Александра, — в прошлом году она сдала ЕГЭ по литературе.

Существуют признанные ключевые навыки XXI века, их еще называют «4 К» — креативность, критическое мышление, коллаборация и коммуникация. Если все делать только по указке, то эти навыки развиваться не могут, говорит сооснователь программы «Учитель для России» Федор Шеберстов. Он объясняет, почему в школах такой подход:

Федор Шеберстов сооснователь программы «Учитель для России»

Случай с Виталием Сероклиновым не единственный подобный курьез. Дарья Донцова рассказывала, что в школе ей задали сочинение по произведению Катаева. Она была знакома с писателем и попросила его сделать работу за нее. Катаев выполнил просьбу и получил «три». В тетрадке на полях красной ручкой было отмечено: «Неверно. Катаев хотел сказать другое».

Совсем другой подход к сочинениям в Японии. Там студентка, увлекающаяся историей ниндзя, написала сочинение по древней технологии, когда чернила исчезали, а проявлялись при нагревании. Преподаватель оценил оригинальность работы студентки и поставил ей «отлично».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

— Год назад я случайно наткнулся на информацию, что один из моих первых рассказов «Пряники» выбрали для школьной олимпиады по литературе, причем в Москве и Санкт-Петербурге, — рассказывает Виталий Сероклинов. — Мне стало интересно, я нашел задание на одном из школьных интернет-форумов. Оказалось, что фамилия Сероклинов вклинилась между Сашей Черным и Лермонтовым. Конечно, приятно. Хотя думаю, мое творчество выбрали ради удобства: все мои рассказы, включая «Пряники», — это истории на полторы странички. Ученик может быстренько прочитать целое произведение и проанализировать его.

«Пряники» — реальный сюжет из детства будущего писателя. В пять лет он серьезно заболел. С этого рассказ и начинается.

— Когда стало полегче и я попросил есть, батя обрадовался, спрашивает: «Чего хочешь?». «Парного молока и пряников». А на дворе ночь, молоко-то отец у соседки попросил. А пряники где взять? Магазин закрыт. Но вскоре батя и пряников принес, я поел да уснул…

Разбудил мальчишку разговор на повышенных тонах: в комнате сидел участковый, отчитывал отца. Оказалось, тот разбил витрину магазина возле дома, взял пряники и принес сыну. Пытался достучаться до продавщицы, но… «Татка не открывала», — оправдывался отец. Когда стекло выбил — порезал руку, вот местный Анискин по каплям крови «преступника» и нашел.

— Но когда милиционер понял, что это для сына пряники, что вот он я, только что чуть не помер — простил батю. Сказал только: «Спишу на неустановленных хулиганов, ты только стекло в витрину вставь», — пересказывает Виталий Сероклинов. — Такой вот нехитрый сюжет. Рассказ взяли в сборник «Русские дети», и, видимо, столичных педагогов все устроило.

Писателя в соцсетях разыскал отец юной олимпиадницы. Ей нужно было сдать сочинение в триста слов — больше, чем сам рассказ. От школьников требовался лексический и смысловой анализ. Вот родители ученицы и решили обратиться за помощью к «первоисточнику». Писателю задание проанализировать собственный рассказ показалось интересным, он согласился.

— И вот отец девочки пишет: педагоги сочли анализ поверхностным, а выводы неверными. Им лучше меня известно, что я хотел сказать. Когда я рассказал историю про мою «тройку» и «Пряники» в сети, там начали живо обсуждать ее. И меня поразило, что многие со знанием дела говорили, по какой статье следовало бы судить и отца, принесшего пряники, и милиционера с его попустительским отношением. Наверное, учитель, влепивший девочке «тройку» за мое сочинение, ждал какого-то такого анализа, — иронизирует новосибирский писатель. — Сейчас моя дочь тоже участвует в олимпиаде по литературе. Но у нее, слава богу, сочинение по Конан Дойлу.

В этом году рассказы новосибирца Виталия Сероклинова вновь вошли в олимпиадные задания

Новосибирский писатель Виталий Сероклинов помог школьнице написать сочинение на олимпиаде по литературе, но проверяющие педагоги решили, что ученица не раскрыла тему, и оценили работу невысоко.

Задание на олимпиаде было основано на рассказе Сероклинова «Пряники» — ученикам надо было написать небольшое сочинение: порассуждать о сюжете и ответить на вопросы об авторском стиле.

Рассказ Виталия Сероклинова «Пряники» несколько лет назад вошёл в сборник «Русские дети». Всего в сборнике опубликовали рассказы 40 авторов — каждый предоставил по одному произведению, но составители взяли у Сероклинова сразу четыре рассказа.

— Я пишу очень коротко, те же «Пряники» буквально полторы страницы, short story, что называется. Видимо, составители текстов для Всероссийской олимпиады по литературе польстились на размер рассказа. Его можно скопировать, поставить в задание, ученик его быстро прочитает. Рассказ очень простой, без всяких метафор, написан абсолютно простым языком — я сам родился на Алтае, ничего вычурного не придумывал, — рассказывает Виталий Сероклинов.

В рассказе «Пряники» ребёнок лет 5–6 — лирический герой самого Сероклинова — долго болел, ничего не ел. Ночью ему становится лучше, он просит у отца парное молоко и пряники. Молоко есть у соседки — в 4 ночи она как раз выходит доить корову, а пряников негде было достать, но отец возвращается с пряниками для сына. Наутро к ним домой приходит участковый: мужчина разбил окно магазина, взял пряники и оставил деньги. Нашли его по следу от магазина до дома — он порезал руку о стекло и кровь капала всю дорогу. Участковый, увидев больного мальчика, пожалел мужчину, списал всё на неизвестных хулиганов, но попросил заделать окно в магазине.

Год назад рассказ включили в олимпиадные задания в школах Москвы и Санкт-Петербурга — ученики на форумах обсуждали «Пряники» и просили помощи с сочинением. Как рассказывает Сероклинов, он анонимно помогал школьникам и дети не знали, что им отвечает сам автор. Отец одной из учениц написал ему в Facebook* и попросил помощи.

— Учителя требуют сочинение больше, чем сам рассказ, рекомендуемый объём — 300 слов. Я посчитал, у меня рассказ меньше, чем сочинение. Это уже забавно. Нужно ответить на несколько вопросов. Впрямую там не спрашивают, о чём думал автор, но намекают — особенности речи, почему использовал эти слова. Один папа нашёл меня в Facebook* — помогите, завтра нужно сдавать. А у меня настроение было весёлое, и я взял и написал сочинение. Через какое-то время папа написал, что девочка получила низкие баллы, фактически это тройка. Не раскрыла тему, автор вовсе не об этом думал. Сижу думаю, а автор кто вообще? Я же автор, почему они за меня решают? Я вообще не помню, что думал, я ничего не вкладывал, никаких моралей, — удивляется писатель.

Новосибирские авторы пишут не только художественные рассказы — в городе популярны книги об истории самого Новосибирска. В прошлом году известный краевед Константин Голодяев выпустил уже третью книгу «Новосибирск «на ощупь»».

В этом году рассказы новосибирца Виталия Сероклинова вновь вошли в олимпиадные задания

Поделиться

Новосибирский писатель Виталий Сероклинов помог школьнице написать сочинение на олимпиаде по литературе, но проверяющие педагоги решили, что ученица не раскрыла тему, и оценили работу невысоко.

Задание на олимпиаде было основано на рассказе Сероклинова «Пряники» — ученикам надо было написать небольшое сочинение: порассуждать о сюжете и ответить на вопросы об авторском стиле. 

Рассказ Виталия Сероклинова «Пряники» несколько лет назад вошёл в сборник «Русские дети». Всего в сборнике опубликовали рассказы 40 авторов — каждый предоставил по одному произведению, но составители взяли у Сероклинова сразу четыре рассказа.

— Я пишу очень коротко, те же «Пряники» буквально полторы страницы, short story, что называется. Видимо, составители текстов для Всероссийской олимпиады по литературе польстились на размер рассказа. Его можно скопировать, поставить в задание, ученик его быстро прочитает. Рассказ очень простой,  без всяких метафор, написан абсолютно простым языком — я сам родился на Алтае, ничего вычурного не придумывал, — рассказывает Виталий Сероклинов.

В рассказе «Пряники» ребёнок лет 5–6 — лирический герой самого Сероклинова — долго болел, ничего не ел. Ночью ему становится лучше, он просит у отца парное молоко и пряники. Молоко есть у соседки — в 4 ночи она как раз выходит доить корову, а пряников негде было достать, но отец возвращается с пряниками для сына. Наутро к ним домой приходит участковый: мужчина разбил окно магазина, взял пряники и оставил деньги. Нашли его по следу от магазина до дома — он порезал руку о стекло и кровь капала всю дорогу. Участковый, увидев больного мальчика, пожалел мужчину, списал всё на неизвестных хулиганов, но попросил заделать окно в магазине.

Год назад рассказ включили в олимпиадные задания в школах Москвы и Санкт-Петербурга — ученики на форумах обсуждали «Пряники» и просили помощи с сочинением. Как рассказывает Сероклинов, он анонимно помогал школьникам и дети не знали, что им отвечает сам автор. Отец одной из учениц написал ему в Facebook и попросил помощи.

— Учителя требуют сочинение больше, чем сам рассказ, рекомендуемый объём — 300 слов. Я посчитал, у меня рассказ меньше, чем сочинение. Это уже забавно. Нужно ответить на несколько вопросов. Впрямую там не спрашивают, о чём думал автор, но намекают — особенности речи, почему использовал эти слова. Один папа нашёл меня в Facebook — помогите, завтра нужно сдавать. А у меня настроение было весёлое, и я взял и написал сочинение. Через какое-то время папа написал, что девочка получила низкие баллы, фактически это тройка. Не раскрыла тему, автор вовсе не об этом думал. Сижу думаю, а автор кто вообще? Я же автор, почему они за меня решают? Я вообще не помню, что думал, я ничего не вкладывал, никаких моралей, — удивляется писатель.

Когда писатель Виталий Сероклинов узнал, что рассказ «Пряники» включен в программу олимпиады по литературе за восьмой класс, он был приятно удивлен, ведь его произведение стояло бок о бок с творениями Михаила Лермонтова и Саши Черного. Потом на ученических форумах он стал помогать школьникам с разбором своего рассказа, а позже и с сочинениями. Рассказывает Виталий Сероклинов:

— Ко мне обратился отец девочки: «Срочно, завтра уже сдавать. Помогите, вы же автор, вы же лучше знаете». Ну, я такой, значит, свысока: «Да, конечно, я лучше знаю». Ну и у меня было настроение хорошее — я взял и написал ему собственное сочинение по своему рассказу. Это все было в сентябре-октябре. Зимой мне написал папа девочки, что вы получили, если перевести в обычные оценки, что-то в районе «тройки». Учительница считает, что автор не так думал, он замышлял другое в этом произведении, вы не раскрыли, сказали школьнице. Я посмеялся, надо же, у нас автор, оказывается, знает меньше, чем учителя. Учителям хорошо: классики уже мертвые, и можно что угодно придумать, чего они там замышляли. А тут, зараза, Сероклинов оказался живой.

— А вы не пробовали узнать, что в итоге думал автор? Какой был правильный ответ?

— У меня, к сожалению, не осталось никаких контактов. Я останусь навсегда в неведении, о чем я думал. Теперь мне мучиться этим.

Теперь, когда эта история получила огласку, его «Пряники» из олимпиады уберут, уверен Сероклинов. Все произведения, входящие в школьную программу, разобраны по косточкам. Ученикам дают готовые статьи литературных критиков, чьи рассуждения априори считаются правильными. Любой иной взгляд считается ошибкой. В сочинениях не должно быть самодеятельности, говорит Александра, — в прошлом году она сдала ЕГЭ по литературе.

«Подготовка к сочинению на ЕГЭ по литературе строилась в основном на том, чтобы соблюдались определенные шаблоны. И если ты отходишь от шаблона, большая часть баллов по сочинению, даже если оно написано грамотно, качественно, выстроено логически, просто потеряется. То есть, например, если у тебя есть свое видение персонажа, какие-то его хорошие качества, если ты об этом пишешь, но уже устоявшиеся критики писали об этом персонаже плохо, негативно, то тебе просто не зачтут эти баллы».

Существуют признанные ключевые навыки XXI века, их еще называют «4 К» — креативность, критическое мышление, коллаборация и коммуникация. Если все делать только по указке, то эти навыки развиваться не могут, говорит сооснователь программы «Учитель для России» Федор Шеберстов. Он объясняет, почему в школах такой подход:

Федор Шеберстовсооснователь программы «Учитель для России»«Абсолютной шкалой — линейкой — можно померить только академический результат, это тесты. А все остальное никакой линейкой не меряется: ни креативность, ни критическое мышление, ни коллаборация, ни коммуникация. Государственная система, которая выделяет какой-то ресурс на развитие чего-то, должна очень точно понимать, что именно такого развилось. Заплатили миллиард — дети выучили 1000 новых слов. Вот, померяли: выучили — не выучили. Заплатили миллиард, чтобы дети стали инициативнее или любознательнее. А как померить? Черт знает. Поэтому, на мой взгляд, вариант только один: поднимать престиж учительской профессии и постепенно отпускать вожжи. Свободу в обмен на результат».

Случай с Виталием Сероклиновым не единственный подобный курьез. Дарья Донцова рассказывала, что в школе ей задали сочинение по произведению Катаева. Она была знакома с писателем и попросила его сделать работу за нее. Катаев выполнил просьбу и получил «три». В тетрадке на полях красной ручкой было отмечено: «Неверно. Катаев хотел сказать другое».

Совсем другой подход к сочинениям в Японии. Там студентка, увлекающаяся историей ниндзя, написала сочинение по древней технологии, когда чернила исчезали, а проявлялись при нагревании. Преподаватель оценил оригинальность работы студентки и поставил ей «отлично».

  • Писатель пантелеев леонид рассказы
  • Писатель осеева валентина рассказы для детей
  • Писатель носов рассказы для детей список
  • Писатель носов рассказ шляпа
  • Писатель николай носов детские рассказы