- 14.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА
- Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
- Примеры сочинений 2022-2023
- Подробно про композицию итогового
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
- Подробнее о вступлении (спец. материал)
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
- Подробнее о заключении (спец. материал)
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!
Содержание:
- 1 Как и когда проходит?
- 1.1 Порядок написания
- 1.2 Правила
- 2 Новые направления 2022-2023
- 3 Темы итогового сочинения 2020-2021
- 3.1 Примерные
- 3.2 Реальные
- 4 Подготовка к ИС
- 4.1 Как написать
- 4.2 Список литературы
- 5 Критерии оценивания
- 6 Результаты и апелляция
Как и когда проходит?
Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2022-2023 году даты итогового сочинения таковы:
- 7 декабря — основная дата;
- 1 февраля — запасная дата;
- 3 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);
Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…
- Не явился по уважительной причине;
- Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
- Не получил зачет.
warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.
В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.
За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.
Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.
Порядок написания
Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:
- Участников сажают в порядке шахматных клеток;
- Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
- Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
- Вам выдают 6 тем: по две из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из 6 тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
- Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
- Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
- За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
- Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.
Правила
Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…
- Форсить инфу в интернете;
- Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
- Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
- Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
- Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.
Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, духовно-нравственных поисках и семейных ценностях…
Новые направления 2022-2023
Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2022-2023 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Природа и культура в жизни человека
Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.
Темы итогового сочинения 2020-2021
Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.
Однако в этом году темы известны заранее. Они будут выбраны из всего списка тем, который сформировался за несколько лет проведения экзамена. Этих тем больше полутора тысяч… Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно и выходили ранее: все нужное уже есть, надо только перебрать темы прошлых лет, которые мы выпускаем ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, любая безвозмездная помощь будет кстати.
Примерные
Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.
Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.
Реальные
Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: их выберут ближе к экзамену из готового перечня прошлых тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.
warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.
Подготовка к ИС
Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.
Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:
- Выберите для себя наиболее понятное и близкое направление и сконцентрируетесь на подготовке по нему. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
- Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
- Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
- При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
- Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
- Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.
Как написать
Правила оформления итогового сочинения просты:
- Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
- Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
- Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один).
warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.
Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Природа и культура в жизни человека
Алгоритм написания итогового сочинения:
- Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
- Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
- Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
- Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
- Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
- Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
- Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?
warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.
А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:
О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.
Список литературы
Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:
- Война и мир
- Евгений Онегин
- Тихий Дон
- Анна Каренина
- Отцы и дети
- Герой нашего времени
- Капитанская дочка
- Преступление и наказание
Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.
Критерии оценивания
Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.
Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:
- Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
- Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
- Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
- Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.
Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:
Оригинальный подход | 0-1 балл | Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл. |
Фактологическая точность | 1 балл | Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси. |
Ошибки речи | 0-2 балла | Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены. |
Нормы орфографии | 0-3 балла | У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте». |
Самостоятельность | Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается. | |
Нормы пунктуации | 0-3 балла | Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла). |
Нормы грамматики | 0-2 балла | Та же ситуация, что в предыдущем пункте. |
Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…
Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – равны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Результаты и апелляция
Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.
Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.
Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.
Сочинение по литературе в декабре.
2022-2023 учебный год.
Как подготовиться к сочинению по литературе в декабре?
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Особенности сочинения по литературе в декабре в 2022-2023:
Учащимся будет предложено 6 тем, из которых выпускник сам выбирает одну тему, по которой будет писать.
Будут предложены темы по ТРЁМ направлениям:
- духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
- семья, общество, Отечество в жизни человека.
- природа и культура в жизни человека.
Каждое направление тем имеет конкретные подтемы (см. ЗДЕСЬ).
Данные направления сформированы на базе открытого банка тем на сайте ФИПИ (тем там предложено более тысячи!)
Сделаем выводы.
- Выпускников на экзамене будут ждать довольно общие темы. Это огромный плюс. Данные темы можно раскрыть на очень многих примерах из произведений литературы.
- Выбор тем очень большой, причём по самой разнообразной тематике: нравственные проблемы, семья в жизни человека, роль произведений искусства, природа и человек и т.д.
- Если ученик читал произведения, то написать сочинение для него не составит труда.
Как готовиться к сочинению по литературе в декабре?
- Подберите произведения по каждому направлению. Если вы читали их давно, то вспомните их краткое содержание (в Интернете много сайтов, имеющих данную информацию).
- Важно! Если вы НЕ читали произведение, то не используйте его в качестве аргументов, можете допустить фактические ошибки, да и анализа качественного не получится.
- Повторите, какова структура сочинения, что нужно писать в каждой его части.
- Нужно ли делать упор во время подготовки на одной- двух темах (так делают некоторые учащиеся). Я не рекомендую этого делать. Может случиться так, что по направлениям, которые вы выбрали, будут предложены более сложные темы, чем по тем, к которым вы не готовились. Зачем сужать себе круг тем?
- Подбирайте произведения, в которых представлены многие темы.
Приведу пример.
Л.Н. Толстой «Война и мир».
1.Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
Внутренний мир человека и его личностные качества.
Все главные герои (Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский) романа имеют богатый внутренний мир: живут по нравственным принципам, мечтают о нужности обществу, ищут достойный путь в своей жизни; они добры, милосердны, великодушны, сильны духом.
Им противопоставлены такие герои, как все члены семьи Курагиных, для которых на первом плане – эгоистические меркантильные интересы.
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
Это продолжение сказанного выше. Душевное богатство героев, чёткое следование законам добра определяет их отношение к окружающим, близким, народу вообще.
Герои же эгоистичные, себялюбивые безразличны к судьбам окружающих, к высокомерны, даже грубы.
Познание человеком самого себя.
Любимые герои Л.Толстого находятся в поисках жизненного пути. Они ошибаются, но понимают это и находят верную дорогу.
Свобода человека и ее ограничения.
По данному направлению можно найти аргументы в «Войне и мире», но лучше привести другие произведения (например, М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Легенда о Ларре» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
2.Семья, общество, Отечество в жизни человека.
Семья, род; семейные ценности и традиции.
Сравнение семей Ростовых, Болконских, Курагиных.
Человек и общество.
Цели А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой – быть нужными в обществе, они не находятся в стороне от важнейших событий в стране, они вместе с народом.
Отрицательные же герои могут только красиво рассуждать о служении Отечеству, но они далеки от желания реально приносить пользу стране.
Родина, государство, гражданская позиция человека.
Тема перекликается с предыдущей.
3.Природа и культура в жизни человека.
Природа и человек.
В романе много примеров, в которых автор показал связь человека и природы, отражение внутреннего мира героев через их восприятие природы: небо Андрея Болконского, его встречи с дубом, ночь в Отрадном для Наташи.
Наука и человек.
Это единственная тема, не нашедшая отражение в романе.
Искусство и человек.
Вспомним, как танцевала Наташа народный танец, как пела она Николаю в период, когда ему было очень тяжело, как весело танцуют на именинах Наташи и её матери. Отношение к музыке отражает глубокие чувства героев, их умение воспринимать прекрасное всей душой.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, повторив содержание романа «Война и мир», вспомнив характеристики героев романа, вы, ребята, будете готовы к очень многим темам.
Рекомендую повторить следующие произведения:
- А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
- М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
- Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
- И.А. Гончаров. «Обломов».
- А.М. горький. «Старуха Изергиль» (легенды о Данко и Ларре).
- М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
- М.А. Булгаков. «Матер и Маргарита», «Собачье сердце».
- В. Быков. Одну из повестей, например, «Обелиск».
Конечно, это минимум произведений, но если их вы будете знать хорошо, то многие темы сможете раскрыть на экзамене.
Напомню критерии, по которым будут проверять ваши сочинения.
Всегда помните их, учитывайте при написании сочинения.
КРИТЕРИИ оценивания сочинения в декабре.
- Критерий No 1 «Соответствие теме».
Помните, что это один из важнейших критериев. Если в сочинении не раскрыта тема, то работа не будет зачтена.
Критерий № 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала».
«Незачет» ставится, если сочинение не содержит аргументации, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).
ЗАПОМНИТЕ!
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям No 1 и No 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
ВАЖНО!
Можно привлекать для аргументации
художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
ПОЯСНЕНИЕ.
Конечно, легче писать сочинение по литературному произведению.
Критерий № 3. «Композиция и логика рассуждения».
Необходимо знать структуру произведения (вступление, основная часть, заключение), чётко делить текст на абзацы, придерживаться логики изложения, то есть одно должно вытекать из другого, всё должно быть взаимосвязано.
Критерий № 4. «Качество письменной речи».
Качество речи – это и богатство лексического запаса, разнообразные синтаксические конструкции (не нужно писать слишком «простенькие» предложения), отсутствие речевых ошибок.
Критерий № 5. «Грамотность».
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Наконец, есть определённые требования к сочинению.
ДВА требования к сочинению в декабре:
Требование 1. Объём сочинения.
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет».
Обратите внимание!
В подсчет слов включаются все слова, в том числе и служебные.
Требование 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Не допускается списывание сочинения из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста.
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования No 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Таковы особенности, критерии оценивания сочинения, требования к нему.
Осталось самое главное – а КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
Об этом – в следующей статье. Статья ЗДЕСЬ.
Мельникова Вера Александровна.
Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.
Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются направления сочинений, в рамках которых будут даны темы.
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.
Алгоритм работы при написании итогового сочинения:
1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.
Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?
Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:
Какой должна быть структура (план) сочинения?
Из каких частей оно должно состоять?
Попытаемся ответить на них.
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис+аргумент.
Второй тезис+аргумент.
Третий тезис+аргумент.
Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Традиционно выделяют три части сочинения:
- ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
|
ИСТОРИЧЕСКОЕ |
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ |
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.). |
БИОГРАФИЧЕСКОЕ |
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
ЦИТАТНОЕ |
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
ЛИЧНОСТНОЕ |
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
|
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
ЦИТАТА |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль. |
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
- тезис
- развитие мысли
- иллюстративная часть (доказательства, примеры)
- микровывод
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
2. Люди часто размышляют о том, что …. (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
2. Вспомним героя повести… (автор, название).
3. Обратимся к роману… (автор, название).
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что…
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА
В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
2.СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.
Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
ТИПЫ ОШИБОК:
1.Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
2.Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.
3.Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Искажения литературных текстов и фактические ошибки.
В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:
1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;
2) искажение названия произведения;
3) искажение имен, фамилий литературных героев;
4) неточное указание дат;
5) ошибки в названии мест событий, географических названий;
6) искажение жизненной правды;
7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;
ошибки в указании литературного жанра;
9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;
10) искажение авторской позиции;
11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.
Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.
7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.
Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.
Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.
Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.
Низкое качество речи и речевые ошибки;
В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости;
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».
Ответ: ключевое слово — «какие события».
Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.