Обновлено: 10.01.2023
Сложное предложение — это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Узнаем, что такое сложное предложение в русском языке, какие виды сложных предложений существуют в зависимости от синтаксической связи между их частями.
Что такое сложное предложение?
Основной единицей речи является предложение. Уточним, что называется предложением в русском языке.
Предложение — это грамматически оформленное соединение несколько слов, обладающее смысловой и интонационной завершенностью.
Отдельные слова говорящий объединяет в одно высказывание, чтобы выразить какую-то мысль, передать её другим. С помощью предложения можно сообщить информацию, оформить вопрос или пожелание, просьбу, приказ.
В предложении слова самостоятельных частей речи приобретают такую грамматическую форму, которая позволяет выразить законченную мысль с помощью определенной интонации.
В небе пролетел серебристый самолёт .
Позвони мне сегодня вечером, пожалуйста!
Это простые предложения, которые имеют одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть соответственно из нескольких грамматических основ.
Откуда ни возьмись набежали тучки , и из них закапал неспешный дождь .
Сложное предложение — это два или несколько простых предложений, объединенных по смыслу и обладающих интонационной законченностью.
Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.
В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на
С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.
Виды сложных предложений
В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.
Союзные предложения разделяются на два основных вида:
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:
- соединительных (и, да, тоже, также, ни…ни);
- противительных (а, но, да=но, зато, только, же);
- разделительных (или, либо, не то…не то, то…то).
Сложносочиненное предложение — это сложное предложение, в составе которого простые равноправные предложения соединены с помощью сочинительных союзов.
Примеры сложносочиненных предложений
Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.
В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.
Сверкнула ослепительная молния, а затем раздался оглушительный удар грома.
Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.
Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.
Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.
Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.
Сложноподчиненное предложение — это главное предложение и два или более придаточных предложений, связанных с ним по смыслу подчинительной связью.
В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:
- изъяснительные — что, чтобы, как, будто и пр.;
- причинные — потому что, поскольку, так как и пр;
- целевые — чтобы, для того чтобы, лишь бы и пр.;
- временные — когда, лишь, как только, лишь только и пр.;
- условные — если, раз, ли и пр.;
- сравнительные — как, как будто, словно, подобно тому как и пр.;
- уступительные — хотя, несмотря на то что, пусть, пускай и пр.;
- следствия — так что, вследствие чего, в силу чего.
От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.
Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.
В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.
Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.
Раздался удар грома — полил дождь как из ведра.
Существует мнение: Петербург похож на Венецию.
Сложные предложения с разными видами связи
В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:
- сочинительная
- подчинительная
- бессоюзная.
Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.
Наступила ночь , и из-за облаков вскоре показалась бледная луна , она залила окрестности бледным серебристым светом, который отразился на темной воде озера мерцающей дорожкой.
Как определить сложное предложение?
Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.
Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Итак, действуем по алгоритму:
- подчеркнем подлежащее и сказуемое в простых предложениях;
- определим, есть ли союз (союзное слово) между предложениями;
- выясним, с помощью какого союза соединены предложения (сочинительного или подчинительного);
- сделаем вывод:
- предложение сложносочиненное;
- сложноподчиненное;
- бессоюзное предложение.
Образец рассуждения
Маша увидела , как большая серая птица села на ветку берёзы.
В этом предложении две грамматические основы:
Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Сложное предложение — это какое? Части, образец и примеры. Как его составить, указать, записать, выписать? Русский язык, 5 и 9 класс, тема и конспект урока. Грамматическая основа сложного предложения. Их виды: сложносочиненное и сложноподчиненное, союзное и бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях: как ставить запятые?
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.
Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.
Что такое сложное предложение?
Сложное предложение — это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.
Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).
Для примера приведем два сложных предложения:
Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.
Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.
Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения
Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.
Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.
Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.
Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.
5 сложных предложений — примеры
В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)
Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)
Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)
Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)
Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)
Как составить или найти сложное предложение?
Чтобы составить сложное предложение, необходимо:
Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).
Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.
Чтобы найти в тексте сложное предложение, необходимо:
Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Первая грамматическая основа — река не замерзла. Вторая — волны чернели.
Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице. В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.
Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:
или, либо, или… или,
да, да и, тоже, также
то есть, а именно
Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.
В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:
Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь
Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.
Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?
Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.
В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.
Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.
Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…
Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:
Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.
Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.
Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят — расспроси кто и зачем.
В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.
Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами
Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.
О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения
О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие
О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке
Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке
10 примеров сложных предложений из русской литературы
Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения
Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.
К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:
Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.
Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.
Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.
Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.
Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:
Задание 1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
1) На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу.
2) Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.
3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она.
4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазерами.
6) Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
7) Никто не удивился, что он идет и стал копать вместе с рабочими
9) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) ошибка в построении сложного предложения
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.
3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.
4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.
5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.
9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.
Какие предложения называются сложносочиненными и как не запутаться в их типах пунктуации? Предлагаем вместе разобраться с этой темой раз и навсегда.
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Что такое сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.
Пример сложносочиненного предложения:
Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.
Его можно разбить на отдельные простые предложения:
Начало июля. Уже созрели сливы. Можно варить варенье.
Типы сложносочиненных предложений
Виды союзов в ССП
Простые части в сложносочиненном предложении можно соединять союзами. А именно:
Рассмотрим каждый вид союзов в ССП на примерах.
Предложения с соединительными союзами
Соединительные союзы в сложносочинительном предложении — и, да, ни. ни, тоже, также — указывают на то, что действия произошли одновременно или друг за другом.
Цвели яблони, и пахло медом.
Низко груши, да достать легко.
Предложения с противительными союзами
Противительные союзы в сложносочиненное предложении — а, но, да (но), однако, зато — указывают на противопоставление, сопоставление или уступку.
Хотелось пирога, а яблоки еще не созрели.
Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.
Я приехал рано, однако дома никого не было.
Предложения с разделительными союзами
Разделительные союзы — либо, то. то, не то. не то — указывают на чередование действий.
То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.
Либо обуздать страх, либо назад поворачивать.
Не то вишни на дереве, не то красные капли.
Предложения с комбинацией союзов
Иногда в сложносочиненном предложении сочетаются сразу несколько видов союзов, например:
То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом.
Знаки препинания в ССП
Запятая в сложносочиненном предложении
Между частями сложного предложения с союзами и, да, однако, либо и т. д. нужна запятая.
По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
Бессоюзные предложения
Если в предложении нет союзов, его части связываются друг с другом знаками препинания:
- запятой,
- точкой с запятой,
- двоеточием,
- тире.
Рассмотрим каждый случай таких ССП на примерах.
Запятая в бессоюзном ССП
Запятая в сложносочиненном бессоюзном предложении нужна, чтобы показать перечисление предметов или событий.
Небо стало ясным, звезды скрылись за пеленой утренних облаков.
Точка с запятой в сложносочиненном предложении
Если одна из частей ССП — это сильно распространенное или осложненное предложение, между этими частями нужно ставить точку с запятой. Рассмотрим пример такой сложной синтаксической конструкции:
Легкая пыль желтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.
Двоеточие в бессоюзном ССП
Когда одна часть сложносочиненного предложения объясняет и дополняет смысл первой, между ними принято ставить двоеточие.
Я оглядел полянку: она вся была усыпана одуванчиками.
Тире в сложносочиненном предложении
Если смысл второй части резко противопоставлен смыслу первой, между ними можно ставить тире. Например:
Хотел сказать хоть слово — и язык не слушался его.
Важную роль в вопросе, ставить ли тире между частями предложения с сочинительной связью, играет интонация. Так, тире можно ставить и в назывных предложениях, и в коротких синтаксических конструкциях, если того требует их тон.
Слышу крик — и вдруг разом тишина.
Сфотографируйте — и срочно в газету!
Проверьте себя
Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:
Шесть лет комиссия возилась около здания но климат что ли мешал или материал уже был такой только никак не шло казенное здание выше фундамента.
Лес рубят и щепки летят.
Я шел среди желто-зеленого моря и душа моя наполнялась покоем.
Все разошлись по домам и я осталась одна в тишине.
Я бы пошел на ярмарку да все уже разошлись из-за плохой погоды.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.
Что такое сложное предложение
Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.
Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.
Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:
- Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
- Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)
Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.
- Имеем на входе: Маша гуляет . Катя доучивает уроки . Ее мама не отпустила из-за плохих оценок .
- После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.
Союзное предложение
Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.
Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.
Сложносочиненное предложение
Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.
Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.
В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.
не только – но и
Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.
Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.
Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.
Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.
Ты придешь, или я к тебе приду.
Сложноподчиненное предложение
Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.
Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.
Части соединяются при помощи:
Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:
Бессоюзное предложение
Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.
Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.
Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.
На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)
Сложные предложения с разными видами связи
Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.
Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.
[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].
В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.
Примеры, когда объединяются два и более вида связи
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.
Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].
Методика определения сложного предложения
Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.
Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:
- Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
- Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
- Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
- Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
- Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
- Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
- Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
- Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
- Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.
Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.
Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях
В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.
- Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
К Новому году накрыли стол и купили фейерверки. - Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?
Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.
Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:
- Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка. - При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился. - При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы. - Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял. - Запятая ставится при равноправных предложениях.
На улице светило солнышко, птички громко пели.
Тест на проверку усвоения материала
Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.
Сколько грамматических основ в сложном предложении
- Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
- 2
- 3
- 4
- 3
- 1
- 2
- 1
- 2
- 4
- 3
Определение типа связи в сложном предложении
Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.
- Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
- подчинительное и сочинительное;
- бессоюзное и сочинительное;
- сочинительное;
- подчинительное и бессоюзное.
- сочинительный и подчинительный;
- только сочинительный;
- только подчинительный.
- подчинительные и сочинительные;
- бессоюзные;
- сочинительные;
- подчинительные.
Определение необходимости знаков препинания
Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:
- Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
- Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
- Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.
1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.
Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.
Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.
Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.
Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.
Читайте также:
- Какие стихотворения я считаю хорошими сочинение
- Сочинение по тексту катаева герой всего творчества толстого
- Сочинение the best friend of the year
- Сочинение в шкафу 3 класс
- Люди более моральны чем они думают и гораздо более аморальны чем могут себе вообразить сочинение
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
jorgeconner149
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Физика20 минут назад
Задача по Физики
-
Химия20 минут назад
100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути
-
Английский язык20 минут назад
Кто может помочь ,за ранеее благодарю
-
Русский язык20 минут назад
2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.
-
Математика20 минут назад
1)Знайдіть 1/4 години Хвилин
2)Знайдіть 1/5 центнера Кг
3) Знайдіть 1/2 кілограма грам
4) Знайдіть 1/10 хвилини
5) Знайдіть 1/5 години
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Предложения со словосочетанием «писать сочинение»
Возможно, потому что многие со школы не очень любят писать сочинения.
А регулярная работа над изложениями помогает научиться хорошо писать сочинения.
Религиозные предрассудки объявлялись несовместимыми с советским строем, детей заставляли писать сочинения на антирелигиозные темы.
А всё, что вышло из-под нашего пера после того, как отпала необходимость писать сочинения, прекрасно уместилось бы на листке блокнота.
– Когда ты впредь будешь писать сочинения, дитя моё, постарайся быть внимательнее!
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соловеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мол, если состроишь рожки учителю, после придётся писать сочинение.
Ещё ему нравилось писать сочинения.
– О! Это очень хорошо и широко задумано, но как получить такую премию? Если бы я мог писать сочинения не хуже того, как я рисую, тогда ещё…
Я учил школьников писать сочинения по методу переживаний и наблюдений.
Вечером я сажусь писать сочинение «Один летний день».
Интересен и тот факт, что, несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи.
Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов – типах речи (описание, повествование, рассуждение).
Настало время писать сочинения.
С большим удовольствием писал сочинения и изучал литературу, решал задачи по физике и астрономии.
Этот метод состоит в том, чтобы много читать вслух без перевода, брать по уроку в день, постоянно писать сочинения на интересные темы и исправлять их под наблюдением преподавателя, учить их наизусть и повторять на следующем уроке то, что было исправлено днём раньше.
К тому же нужно прочитать заданное и начать писать сочинения.
Каким-то девочкам уже в школе помогал писать сочинения, кто-то из них помогал мне в математике.
И как же мудро поступила мама, посоветовав мне сначала посмотреть на осень, а потом уже писать сочинение.
Автор этой книги, например, в школе неплохо писал сочинения.
На курсах пошла сложная грамматика, очень тяжело, да ещё заставляют каждую неделю писать сочинения.
С кем дружишь? Нравилось ли заниматься танцами? Почему выбрала их школу? По какой теме писала сочинение и почему именно по ней?
В последнее время, в двухтысячные годы, сочинения в школах не писали, и молодёжь не умеет писать сочинения.
В школе ученики пишут сочинение на тему «Кем я буду, когда вырасту».
А учителя, как назло, в эту пору задавали писать сочинение по какому-нибудь произведению литературы.
Они вместе писали сочинения и стихи.
Мор (1478–1535) в 1516 году пишет сочинение «Утопия», от которого, собственно, и ведёт своё происхождение термин «утопия».
– Мама, сегодня в школе писали сочинение. Все написали на «3», а я на «5». Мам, это потому что я евpей?
Однажды в школе на уроке дети писали сочинение на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ещё она увлекалась психологией и отлично писала сочинения.
– Да вот пишу сочинение по русскому языку. Написала введение. Что-то застопорилось, приходи вместе подумаем.
Она провела его к кабинету директора и направилась в свой класс, где её 11-Б должен был сейчас писать сочинение.
Легко писала сочинения на десять страниц, ещё дневник личный вела.
Я училась на отлично, прекрасно писала сочинения и ждала от жизни новых впечатлений.
И всегда, когда была возможность, на уроках литературы писала сочинения на свободную тему.
Он часто заставлял ребят писать сочинения на вольные темы.
Иногда в местной газете появлялась реклама о том, что студенты предлагают писать сочинения за гимнасток из расчёта один рубль за сотню слов или два рубля, если предполагалось получить отличную оценку.
Четыре раза в году на первых трёх курсах студенты писали сочинения, и это значило: четыре раза в месяц в обязательном порядке нужно было направляться в библиотеку и нагружаться необходимыми научными материалами.
До часу ночи писала сочинение о каникулах. Утром плохо себя чувствовала – не выспалась.
Просто писать сочинения, даже в большом количестве, недостаточно.
– Хорошо ли вы раньше писали сочинения (имеется в виду их содержание).
Есть люди, которые до экзамена могут без единой ошибки решать все тесты и блестяще писать сочинения, но на экзамене они с треском проваливаются.
Пока вы не научились понимать исходный текст, писать сочинения вообще не нужно.
– Вот, принимай, девочка закончила писать сочинение.
Ассоциации к слову «писать»
Ассоциации к слову «сочинение»
Синонимы к словосочетанию «писать сочинение»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «писать сочинение»
- Так, князь Урюпинский-Доезжай написал сочинение:»О чае и сахаре и удовольствиях, ими доставляемых», а князь Серпуховский-Догоняй, в ответ на это, выпустил брошюру:»Но наипаче сивухой».
- Я вспомнил, что у меня был товарищ, очень прыткий мальчик, по фамилии Менандр Прелестнов, который еще в университете написал сочинение на тему»Гомер как поэт, человек и гражданин», потом перевел какой-то учебник или даже одну страницу из какого-то учебника и наконец теперь, за оскудением, сделался либералом и публицистом при ежедневном литературно-научно-политическом издании»Старейшая Всероссийская Пенкоснимательница».
- Нехлюдову же надо было писать сочинение, и он решил прожить лето у тетушек.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «писать»
-
ПИСА́ТЬ, пишу́, пи́шешь; прич. наст. пи́шущий; прич. страд. прош. пи́санный, —сан, -а, -о; деепр. не употр.; несов., перех. (несов. написать). 1. также без доп. Изображать на бумаге или ином материале какие-л. знаки (буквы, цифры и т. п.). Писать буквы. Писать ноты. Писать чернилами. Писать мелом на доске. Писать неразборчиво. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПИСАТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «писать»
- Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя. Это вздор — не черкают и не марают только графоманы.
- Да, может писать тот, кто может.
А что ни говори — бедовое дело! - Писать надо так, чтобы образ физически ощущался.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Вы здесь
Предложения в которых упоминается «написать сочинение»
Я поблагодарила, но призналась, что действительно не дочитала книгу до конца и написала сочинение за пятнадцать минут.
Там он прежде всего должен был написать сочинение на тему: «О призвании к педагогике».
Один раз задала она домашнее задание: написать сочинение на свободную тему, по любой картине из школьного учебника.
Я хочу с вами познакомиться, и прошу для этого написать сочинения по одной из этих тем.
Китайские математики написали сочинения о расчётах при помощи шеста, стоящего в круге.
— Я тебе написал сочинение без ошибок, — заверил тут же я его, — можешь быть спокоен, в нём ошибок попросту нет.
Написать сочинение за час, даже не заглядывая в учебник, — легко!
После разбора каждого литературного произведения в классе обычно следует задание учителя написать сочинение.
Часто на контрольной я не мог решить задачу или не успевал написать сочинение.
Осенью, в самом начале занятий в четвёртом классе, на уроке русского языка, нас, школяров, попросили написать сочинение о наиболее памятном летнем дне.
После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение.
Учитель задал на дом написать сочинение на тему «Происхождение моей семьи».
Заодно велели всем к завтрашнему дню написать сочинение о корове, кто их видел, а также о своей будущей жизни.
Последний, желая ближе ознакомиться с дарованием самоучки-маляра, попросил его однажды написать сочинение на тему: жизнь художника.
Если ваша работа связана с нагрузкой на связки, — например, вы учитель, — дайте детям задание написать сочинение, а сами, пользуясь случаем, помолчите.
Но представьте, что человеку, который не имеет своего мнения или боится его высказать, тоже поручили написать сочинение.
После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение.
Учителя никогда не просят написать сочинения о джазе или о моей коллекции обуви.
В то же время он начал самостоятельно заниматься вопросом об определении центра тяжести в телах, о чём и написал сочинение.
Таким образом, в эту часть канона было включено совершенно схоластически написанное сочинение всем известного писателя.
Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.
Можешь считать, что я задала тебе написать сочинение.
Ведь папа утверждает, что, когда школьникам велят написать сочинение о какой-нибудь экскурсии, оно бывает главным образом посвящено взятым из дома бутербродам.
В школе с утра начались проверочные испытания за первую четверть. Ученикам задали написать сочинение из своей жизни.
Он написал сочинение «Канон врачебного искусства», в котором охарактеризовано 764 лекарственных средства.
Она с трудом пыталась говорить на английском языке, но, тем не менее, написала сочинение хорошо и была зачислена.
Получая от школьных учителей задание написать сочинение на определённую тему, мы всегда уточняли: а сколько написать?
Каждому ученику было дано задание написать сочинение на тему, связанную с тем, что мы увидели и узнали.
Подготовьте материал и на его основе напишите сочинение, включая свой личный опыт педагогической деятельности при его наличии.
По русскому языку требовалось написать сочинение на тему «Любовь к родителям».
В седьмом классе когда учился, младший сын написал сочинение о матери.
Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.
Двое счастливчиков, те, кто сегодня лучше всех напишет сочинение на испанском, в следующем году получат возможность закончить одиннадцатый класс в московском специализированном лицее с углублённым изучением испанского языка, а после окончания без проблем поступить в престижный вуз.
Анализируя потом на уроке написанные сочинения (никогда при этом не называя имён и фамилий авторов прочитанных работ), я вспомнил, что же меня потрясло в их возрасте.
Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение «Восход солнца», они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.
Дело в том, что перед произнесением речи участникам эксперимента случайным образом назначали одно из двух заданий: написать сочинение об одной из своих личных ценностей (это упражнение описано у меня чуть выше) или написать о ценности, не особенно важной лично для этого участника — ничего не прибавляющей к тому, как он сам себя видит.
Помню, учился в седьмом классе, и нам учительница русского языка, не литературы, а именно русского (у нас было разделение), дала задание написать сочинение об осени.
Если во сне ты видишь, как акулы уплывают от тебя прочь, то это говорит о том, что в реальной жизни ты сможешь справиться с трудной задачей: может быть, ты с блеском напишешь сочинение или замечательно выступишь на школьном празднике.
При впуске в экзаменационный зал явившиеся подвергались обыску, чтобы они не могли пронести в карманах, обуви, складках одежды или письменных принадлежностях миниатюрное издание классиков или заранее написанное сочинение.
Неизвестно, поверила ли ей учительница русского языка, но в тот же день девочки получили домашнее задание: написать сочинение на тему «Влияние литературы на мою жизнь».
Как-то раз классный руководитель задал нам написать сочинение на тему «Моя мечта», так половина мальчишек из класса написали, что хотят стать водителями.
Ведь отвести ребёнка в музей или театр, вывезти его за город, погулять с ним в парке, помочь решить задачу или написать сочинение, попутно подсказав, как ему лучше вести себя в непростой ситуации с друзьями, может не только мать, но и отец.
Все ученики класса написали сочинение на свободную тему, которое должно было заканчиваться фразой: «Всё, здесь написанное, правда» или «Всё, здесь написанное, ложь».
Сложное предложение — это предложение с несколькими (двумя и более) предикативными основами, то есть предложение, состоящее из двух (или более) простых предложений, между которыми устанавливаются определенные смысловые отношения, формально выражаемые при помощи грамматических средств (союзов, союзных слов и интонации).
Структура сложного предложения характеризуется двумя важными признаками:
• каждая из частей сложного предложения строится по схеме простого предложения и имеет свою грамматическую (предикативную) основу и второстепенные члены предложения;
• части сложного предложения объединены не механически, а образуют структурно-семантическое целое, то есть они связаны по смыслу и формально.
Части сложного предложения могут быть логически (по смыслу) равноправными или неравноправными. В зависимости от этого сложные предложения бывают сложносочиненными или сложноподчиненными:
• Если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, являются логически и формально равноправными, то они соединяются сочинительной связью, а сложное предложение называется сложносочиненным (см. Сложносочиненное предложение).
• Если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, логически и формально неравноправны, то есть выделяется главная и зависимая часть, то они соединяются подчинительной связью, а сложное предложение называется сложноподчиненным (см. Сложноподчиненное предложение).
В зависимости от смысловых отношений между главным и придаточным предложением определяются различные типы придаточных, что является основой классификации сложноподчиненных предложений (см. Придаточное предложение).
В сложном предложении могут использоваться различные формальные средства связи между частями сложного предложения:
• Если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют союзы или союзные слова, то они называются союзными предложениями (см. Союзные предложения).
• Если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют интонацию и порядок следования частей сложного предложения, то есть обходятся без помощи специальных служебных слов, то они называются бессоюзными предложениями (см. Бессоюзные предложения).
Сложное предложение
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- сочинение на тему сложное предложение
- сочинение на тему сложные предложения
- сочинение на тему сложноподчиненные предложения
- сочинение на тему сложносочиненное предложение
- сложные предложения сочинение