Письма о добром и прекрасном это рассказ или повесть

Дмитрий Сергеевич Лихачев

1906—1999

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое

Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатов или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

Письмо третье

Самое большое

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, – мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – вся жизнь» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Текст воспроизводится по изданию: Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. — 3-е изд. — М.: Дет. Лит., 1989. — 238 с.: фотоил.

Руководитель проекта О. Равданис

Корректоры М. Смирнова, Е. Чудинова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Дизайн макета и обложки Ю. Буга

© Лихачёв Д. С., наследники, 1985

© Ильина А. А., иллюстрации, 2017

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Дорогие друзья!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего — молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачёв — человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в 1985 году и уже стала библиографической редкостью.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д.С. Лихачёв в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины — в двух смыслах: правда и красота — вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь — зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге»Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Содержание:

  • 1 Читательский дневник «Письма о добром и прекрасном» Лихачева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Из предисловия

Добро (правда) и красота понятны человеку из любого народа. Обращаясь к молодому читателю, автор показывает, почему каждый из нас, и общество в целом, должны идти путем добра.

Письмо 1. Большое в малом

Для того, кто честен и стремится к какой-то великой цели, нет мелочей. Он не делает подлостей, чтобы достичь успеха. Безнравственность поговорки «цель оправдывает средства» доказал Раскольников. Нельзя творить «добро» через кровь.

Письмо 2. Молодость – вся жизнь

«Друзья приобретаются в молодости». Привычки молодости остаются на всю жизнь. Любовь к труду тоже. И стыд за плохие поступки. Хорошая молодость – залог достойной старости. Словом, «береги честь смолоду»!

Письмо 3. Самое большое

Цель жизни – в увеличении добра вокруг, ради счастья людей. И маленькое, и большое добро одинаково важны. Ребенок должен расти патриотом, но не националистом. «Мудрость – ум, соединенный с добротой». Нужно быть верным своим принципам, жить по совести.

Письмо 4. Самая большая ценность – жизнь

Ценна жизнь твоя, чужая, живой природы и культуры. Надо уметь видеть хорошее во всем, не жить пустяками, только бытом.

Письмо 5. В чем смысл жизни

Без цели, принципов, идеалов, достоинства жить нельзя. Нужно прожить так, чтоб не было стыдно. То есть, без эгоизма и вранья, с умением признавать и исправлять свои ошибки.

Письмо 6. Цель и самооценка

Какая главная цель у человека, таков и он сам. Да, нужно думать и о себе, но карьера и деньги не главное. Ведь если человек потеряет то и другое, то жизнь его будет разрушена. А добро, любовь к людям, стране, польза профессии (к примеру, врача) неуничтожимы.

Письмо 7. Что объединяет людей

«Забота скрепляет отношения между людьми». Родители о детях, а дети потом – о пожилых родителях. Но заботиться, быть неравнодушным надо и к людям вообще, стране, ее культуре, памятникам. «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто». Уступить место в транспорте – уже добро. И неважно, если людям добрый кажется глупым.

Письмо 8. Быть веселым, но не быть смешным

«Бойтесь быть смешным, и старайтесь быть скромным». Веселый – не значит шут. Если у вас проблемы, не срывайте зло на людях. Берегитесь «комплекса неполноценности»: он толкает на зависть. Помните: вы не идеальны, да этого и не нужно. Уважайте других, умейте слушать, будьте просты и искренни.

Письмо 9. Когда следует обижаться?

Обижайтесь только тогда, «когда вас хотят обидеть, намеренно обижают». А если доля правды в словах человека есть, на что же обижаться? Также неумно обижаться на мелочи.

Письмо 10. Честь истинная и ложная

Честь истинная – всегда в согласии с совестью. А вот «честь мундира» бывает ложной. Нельзя идти на принцип в плохих или спорных вещах, стоять до конца из упрямства.

Письмо 11. Про карьеризм

С детства человек учится ради своего будущего. И пусть это будет не только построение карьеры, на которую тратится жизнь и портятся отношения с людьми.

Письмо 12. Человек должен быть интеллигентен

«Интеллигентность равна нравственному здоровью». И она не столько в образованности, а в любви к знаниям, уважении, терпении, мудрости, тяге к прекрасному и хорошему.

Письмо 13. О воспитанности

Начать нужно с самовоспитания, и отношений в семье. Воспитанный человек везде одинаков: и дома, и на работе, и в магазине. Нужны не просто «хорошие манеры», а неравнодушное, бережное отношение ко всем и всему.

Письмо 14. О дурных и хороших влияниях

Молодому человеку естественно поддаться влиянию, хотеть одобрения друзей. Надо только не поддаваться дурному влиянию.

Письмо 15. Про зависть

«Завидуете – значит, не нашли себя». Будьте собой!

Письмо 16. О жадности

Жадность унижает, разрушает отношения, порабощает ум.

Письмо 17. Уметь спорить с достоинством

В спорах видно, кто уважает людей и себя, а кто нет. Умейте выслушать, возражать, не обвиняя.

Письмо 18. Искусство ошибаться

Ошибся – работай над ошибками, не падай духом.

Письмо 19. Как говорить?

Язык – часть нашей личности и поведения в жизни. Речь должна быть спокойна, без грубостей, жаргона.

Письмо 20. Как выступать?

Выступайте по-доброму, и так, чтобы слушатели понимали, что вам не все равно, самому интересно.

Письмо 21. Как писать?

В одних работах нужна образность, в других (научных) хватит простоты, понятности, точности мысли.

Письмо 22. Любите читать!

Читайте с интересом, не торопясь, не только для школы. Выбирайте с умом, перечитывайте и классику, и современную литературу.

Письмо 23. О личных библиотеках

В такой библиотеке должно быть только лучшее, не на один раз.

Письмо 24. Будем счастливыми

Счастливый человек любит Родину, близких людей и просто людей, свое дело, все, что «сделано с душой».

Письмо 25. По велению совести

Эти письма – не инструкция. Учитесь сами ходить дорогами добра и правды.

Письмо 26. Учитесь учиться!

Без знаний, образования нет в жизни пользы. Любите учиться, пока молоды, найдите в любом предмете какую-то радость.

Письмо 27. Четвертое измерение

Знайте и храните историю своей семьи, города, народа.

Письмо 28. Быть вместе

Игра – вещь воспитательная, которая сплачивает людей.

Письмо 29. Путешествуйте!

Путешествуйте по своей стране, и чужим странам, по улицам родного города. Думайте, узнавайте, мечтайте.

Письмо 30. Нравственные вершины и отношение к ним

«В народе самое главное его идеалы», лучшее. Русский характер известен добротой, открытостью, терпимостью. А недостатки есть у всех.

Письмо 31. Круг нравственной оседлости

Воспитание привязанностей начинается в семье. Хорошо знать историю своей семьи, беречь могилы предков. Отсюда родится любовь к народу.

Письмо 32. Понимать искусство

«Жизнь – самая большая ценность человека». Через искусство ярче всего воспринимается история человечества. Судить об искусстве нужно искренне. Учитесь пониманию, в том числе, народного искусства.

Письмо 33. О человеческом в искусстве

Искусство дорого человечными, трогательными деталями.

Письмо 34. О русской природе

Приволье и простор нашей природы исстари ценится в русской культуре. Именно в такой обстановке создавался национальный характер с его широтой души, свободолюбием, удалью.

Письмо 35. О русской пейзажной живописи

Тончайшая передача смены времен года – примета русской живописи.

Письмо 36. Природа других стран

В родной природе – душа народа. Ее надо беречь. У каждой страны своя красота.

Письмо 37. Ансамбли памятников искусства

Каждая страна чем-то славится, у каждой есть «единство народа, природы и культуры». Это достояние надо беречь.

Письмо 38. Сады и парки

Добрый человек веками облагораживает природу. Сады и парки – часть культуры.

Письмо 39. Природа России и Пушкин

Через русскую природу (имения, где бывал и жил) поэт понял русскую жизнь, характер, саму Россию.

Письмо 40. О памяти

Культура и совесть основаны на памяти. Мы обязаны беречь это богатство.

Письмо 41. Память культуры

Наша общая цель – сохранить культуру предков, их памятники. Современность не должна их губить.

Письмо 42. Уметь заметить красоту наших городов и сел

Нужно сберечь не только отдельное историческое здание, но и подлинный культурный, природный ландшафт вокруг него.

Письмо 43. Еще о памятниках прошлого

Патриотизм воспитывается через любовь к корням, родному краю.

Письмо 44. Об искусстве слова и филологии

Чтобы приобрести богатство души, необходимо любить словесную культуру своего и других народов.

Письмо 45. Космический Эрмитаж

Не стоит замыкаться только на национальном, еще есть общечеловеческое, космическое.

Письмо 46. Путями доброты

Нужно жить не только для себя, но и других, служить добру, какому-то хорошему делу. Счастье – делать счастливыми других.

Читательский дневник «Письма о добром и прекрасном» Лихачева

Сюжет

46 писем, обращенных к молодежи. Главное в них: человек должен ставить перед собой достойные цели, служить добру, а значит, другим людям, оставить по себе хорошую память. Такой человек любит свою семью, школу, город, страну, историю, с уважением и интересом относится к чужой культуре. Он везде одинаково интеллигентен: дома, на работе. У него есть любимое дело. Он неидеален, но отзывчив, прост, искренен, умеет слушать, спорить, красиво и точно говорить и писать, любит учиться, читать, дорожит идеалами и друзьями юности. Он и ценит, хранит культуру своего народа, и помнит, что принадлежит к общей семье человечества.

Отзыв

Автор не дает готовых рецептов, жестких правил, однако убеждает каждого юного человека сделать выбор в пользу добра, а не зла. Пути доброты – залог чистой совести, личного счастья, любви окружающих, успехов в любимом деле, светлой памяти о человеке. Это советы почти на все случаи жизни, ориентир, чтобы стать гармонично развитой личностью.

Письма учат ценить вечные ценности, дорожить временем, молодостью, любовью, дружбой, профессией, быть сострадательным, интеллигентным человеком, патриотом, хранителем родной культуры, ценителем культуры мировой. Учит жить по совести, быть благодарным, нравственным, учиться и трудиться с удовольствием, радоваться жизни.

Лихачев Дмитрий » Письма о добром и прекрасном — читать книгу онлайн бесплатно

load...

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

К сожалению, полный текст книги недоступен для бесплатного чтения в связи с жалобой правообладателя.

Оглавление:

  • ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

    1

  • ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

    1

  • Письмо первое БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

    1

  • Письмо второе МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

    2

  • Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ

    2

  • Письмо четвертое САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ

    3

  • Письмо пятое В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

    3

  • Письмо шестое ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

    3

  • Письмо седьмое ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

    4

  • Письмо восьмое БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ

    4

  • Письмо девятое КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?

    5

  • Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

    6

  • Письмо одиннадцатое ПРО КАРЬЕРИЗМ

    6

  • Письмо двенадцатое ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН

    6

  • Письмо тринадцатое О ВОСПИТАННОСТИ

    7

  • Письмо четырнадцатое О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ

    8

  • Письмо пятнадцатое ПРО ЗАВИСТЬ

    9

  • Письмо шестнадцатое О ЖАДНОСТИ

    9

  • Письмо семнадцатое УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ

    9

Настройки:

Ширина: 100%

Выравнивать текст

2594-52Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

  • Письма о добром и прекрасном лихачев аргументы для итогового сочинения по литературе
  • Плавленный как пишется правильно
  • Письма о добром и прекрасном лихачев аргументы для итогового сочинения 2022
  • Плавленный в вакууме металл как пишется
  • Письма о добром и прекрасном краткое содержание для итогового сочинения