А. П. Чехов давно стал одной из самых значительных фигур в области литературы ушедшего в историю XX столетия. Его творчество, язык его произведений уже не одно десятилетие изучают многие лингвисты и литературоведы всего мира.
Предметом моего исследования стал язык повести “Степь”, произведения, самым тесным образом связанного с нашими родными местами. Это замечательное творение А. П. Чехова вызывает огромный интерес, поскольку было написано после поездки писателя весной 1887 года по Приазовью. Описание степи у Чехова – это не просто реальная картина природы, не только передача атмосферы, порождающей определенное настроение у маленького героя – Егорушки; чеховская степь – сущность произведения, его лирическая тема, определяющая стройность и целостность всего лирического повествования.
Ощущения писателя, связанные с посещением родных для него мест, поэтические воспоминания детства и юности, лежащие в основе “Степи”, производят на нас, читателей, такое сильное впечатление во многом благодаря удивительному многообразию цветов и звуков, в полной мере отражающих настроение степи.
Изучение, исследование языка произведения с точки зрения звукописи и цветописи и легло в основу моей работы.
Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля. Славянский хаос бушует в нем.
Н. Бердяев.
История написания
А. П. Чехов работал над повестью «Степь» немногим более месяца: с начала января (или конца декабря 1887 года) по 2 февраля 1888 года[2].
Первым упоминанием о начале его работы над повестью стало письмо к И. Л. Леонтьеву (Ивану Щеглову) от 1 января 1888 года: «Передайте добрейшему А. Н. Плещееву, что я начал <…> для „Северного вестника“ <…> степной рассказ»[2].
Побудительным мотивом к написанию повести по-видимому стала просьба Н. К. Михайловского, переданная Чехову П. Г. Короленко ещё в декабре 1887 года, о написании для «Северного вестника» большой повести. В письме к Короленко от 9 января 1888 года Чехов указывал, что «Степь» была начата с его дружеского совета. Сам Короленко позднее делился воспоминаниями: «Когда в Петербурге я рассказал в кружке „Северного вестника“ о своём посещении Чехова и о впечатлении, которое он на меня произвёл, — это вызвало много разговоров <…> „Северный вестник“ Михайловского хотел бы видеть Чехова в своей среде, и мне пришлось выслушать упрёк, что во время своего посещения я <…> не позаботился о приглашении Чехова как сотрудника. В следующее своё посещение я уже заговорил с Чеховым об этом „деле“, но ещё раньше меня говорил с ним о том же А. Н. Плещеев <…> Мы условились встретиться в Петербурге в редакции „Осколков“ <…> Через некоторое время первый журнальный рассказ А. П. Чехова был написан. Назывался он „Степь“»[3].
В основу «Степи» легли впечатления писателя от поездки по Приазовью весной 1887 года, во время которой он побывал в Таганроге, Новочеркасске, Рагозиной балке, Луганске, Святых горах и которая оживила поэтические воспоминания детства и юности Чехова. 9 января 1888 года он писал Короленко: «Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело, но, к несчастью, от непривычки писать длинно, от страха написать лишнее я впадаю в крайность: каждая страница выходит компактной, как маленький рассказ, картины громоздятся, теснятся и, заслоняя друг друга, губят общее впечатление. В результате получается не картина, в которой все частности, как звёзды на небе, слились в одно общее, а конспект, сухой перечень впечатлений»[2].
3 февраля 1888 года в письме к Плещееву Чехов сообщил о завершении работы над повестью: «„Степь“ кончена и посылается». Повесть была написана на отдельных страничках в четвёртую долю листа, сшитых тетрадью. Посылая законченную рукопись повести Плещееву, в письме Чехов просил: «Похлопочите, чтобы моя „Степь“ вся целиком вошла в один номер, ибо дробить её невозможно, в чём Вы сами убедитесь по прочтении»[2].
О власти пространств над русской душой
Повесть «Степь», в которой наш замечательный земляк Антон Павлович Чехов обращается к проблеме русского пространства, проблеме русского человека и русской природы, принадлежит, безусловно, к величайшим его достижениям. Показывая русский ландшафт, нашу степь во всей их трагической красоте, Чехов попытался сказать правду о человеке и жизни.
Это произведение писателя вызывает у нас особый интерес, потому что, с одной стороны, повесть можно назвать степной энциклопедией, рисующей картину степной жизни, степной природы, людей. С другой стороны – это лирическая песня о красоте людей и природы наших родных мест.
Для того чтобы понять, насколько значима и специфична чеховская повесть, имеет смысл рассмотреть взгляды писателя на роль пейзажа в художественном произведении.
Чехов считал, что пейзаж должен играть служебную роль. Он нигде не давал очень развернутых картин природы, имеющих самодовлеющее значение. Пейзажные зарисовки Чехова лаконичны, но всегда значимы. Они вкрапливаются в произведение, создавая нужное писателю настроение, или составляют фон развивающихся событий. Писатель считал, что пейзажи должны отличаться колоритностью, красочностью: «Описание природы должно быть прежде всего картинно, чтобы читатель, прочитав и закрыв глаза, сразу мог вообразить себе изображаемый пейзаж. ». Однако красочность должна достигаться отнюдь не романтизацией природы, а «только простотой».
Приём начинать произведение с развёрнутых описаний природы Чехов считал устаревшим. «Описания природы тогда лишь уместны и не портят дела, когда они кстати, когда помогают Вам сообщить читателю то или другое настроение, как музыка в мелодекламации».
В тех же случаях, когда пейзажные зарисовки очень длинны, они, по мнению писателя, заслоняют действие и ослабляют впечатление.
Природа, считал Чехов, даёт почувствовать величие человека, его огромные возможности. Природа не живёт вне человека. Сам писатель всегда рисует её через восприятие действующего лица.
Пейзаж в его рассказах максимально психологичен, лиричен, соотнесён с человеческими переживаниями. Природа всегда очеловечена (у тополя стройная фигура, птицы плачут и жалуются на судьбу, степь сознаёт, что она одинока, лучи солнца играют и улыбаются и т. д. ).
Максимально приближая природу к человеку, Чехов изображает её в соответствии с особенностями психики воспринимающего её героя, с его душевным состоянием, профессией и т. д. Через восприятие природы раскрывается внутренний мир героя, это придаёт ему особенную многозначительность, зримость, впечатляемость.
Чаще всего природа перестаёт быть равнодушной, бесстрастной свидетельницей человеческих переживаний; она принимает в них участие и этим смягчает, облагораживает их или, контрастируя с ними, подчёркивает их трагедийность.
Автор считает, что пейзаж играет сюжетную роль. Намекая на высшие возможности человека, именно пейзаж заставляет его думать о жизни, способствует прозрению, приближает его.
Ещё одной функцией пейзажа, по мнению литературоведов, является лирическая. В ранних произведениях этот лирический момент присутствует в форме лирических медитаций, размышлений в грустно-вопросительном тоне. В качестве примера можно привести фрагмент из повести «Степь», когда Егорушка видит одинокий тополь: «Кто его посадил и зачем он здесь—бог его знает. От его стройной фигуры и зелёной одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенние страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердитого воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один. »
В зрелых произведениях эти лирические медитации сочетаются с лирическими обобщениями. В связи с этим следует отметить и ведущую функцию пейзажа: через пейзаж намекается на близкое торжество «нормы», на несовместимость с ней «тусклого хаоса мещанской обыденщины».
Часто пейзаж играет и обобщающе-символическую роль. Борьба света и тьмы, прекрасного и безобразного в природе и победа красоты, света символизирует победу этих начал в жизни, торжество их в душе человека.
В своих произведениях, пренебрегая громоздкими подробными описаниями, подчеркивая неоднократно устарелость тургеневской манеры с её подробной детализацией, Чехов через деталь, через впечатления героя воссоздаёт картину. «В описаниях природы,— пишет он,— надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Например, у тебя получатся лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало стёклышко разбитой бутылки и покатилось шаром чёрная тень собаки».
Природа у Чехова дана не как неподвижная декорация, а в динамике, игре красок; она живёт, дышит, меняется — она издает звуки! В этом я убедилась, исследуя текст повести “Степь”.
Сюжет
По сюжету повести дядя Иван Иванович везёт своего малолетнего племянника Егорушку учиться в гимназию. Их сопровождает добрый, но практичный священник, настоятель местной церкви Христофор (Сирийский). Племянник грустен оттого, что покинул родной дом. По дороге он встречает много новых людей, включая красивую графиню Драницкую, обозчиков, семейство евреев, богатого купца Варламова.
Автор увлечённо описывает степные пейзажи. В письме Д. В. Григоровичу Чехов выражал надежду, что «повестушка <�…> раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».
Цвета чеховской степи
Номер главы цвета
VIII всего итого белый 6 1 1 1 1 6 3 2 21 21 красный кумачовый багряный багровый 4
1 1 7
36 черный 3 2 9 5 2 7 28 28 ярко-желтый желтый 2
2 2
2 4 рыжий 1 1 3 1 3 9 9 бледно-зеленый буро-зеленый зеленый бурый
17 синий голубой сизый 1
1 1 6
9 серый пепельно-седой седой 1
1 1 1 10
13 розовый лиловый
10 11 прозрачный 1 1 1 3 3 карие 1 1 1 золотой 1 1 1 3 3 русый 3 3 3 коричневый 1 1 1
Состояние и настроение природы в произведении Чехова «Степь» очень ёмко и точно передают различные цвета, используемые писателем.
Тщательно изучив и проанализировав текст повести, я составила таблицу, отражающую всю палитру красок чеховской степи. Рассмотрим таблицу на стр. 10.
Если бы мы попытались, используя краски, изобразить чеховскую степь, то на картине в первую очередь заиграли бы ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета.
Поскольку степь мы видим чаще всего глазами Егорушки, возникает ассоциация, что Чехов как бы позволил ребенку взять набор цветных карандашей и нарисовать степь во всей её разнообразной изменчивой живой красоте. Степь утром, в полдень, в сумерки, ночью, степь, залитая солнцем, и степь во время грозы открывает перед ребёнком (и соответственно перед нами) всё новые красоты. Нам близки, описания данные «в духе» ребёнка, в соответствии с его наивным детским опытом и конкретным, чувственным детским восприятием: «Чернота в небе открыла рот и дыхнула белым огнём» (гл. VII).
Интересно в подтексте читается черный цвет. Егорушке в ночной степи порой чудятся то «силуэт, похожий на монаха», то фигура, вызывающая опасения: «Не разбойник ли это?». Но оказывалось, что это — «одинокий куст или большой камень» (гл. IV).
Мир ребенка цветист и разнообразен. Мы это ощущаем на протяжении всей повести. Описание, взятое из I главы, включающее девять цветовых пятен, завораживает своей красотой. «За острогом промелькнули черные закопченные кузницы, за ними зеленое кладбище из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь точками».
Глазами автора мы видим другую степь: «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы» (гл. I).
«Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо которое кажется страшно глубоким и прозрачным» (гл. I).
«Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль»(гл. I).
Белый цвет, главенствующий в детском восприятии (см. таблицу: всего встречается 21 раз). Но на смену ему приходят другие цвета: лиловый (всего 10 раз), буро-зеленый (1 раз), ярко–желтый (2 раза). Невольно приходишь к выводу , что цветовое восприятие мира (в нашем случае степи) у ребенка совсем иное, чем у взрослого человека.
Считаю необходимым сослаться в своей работе на статью Г. И. Тамарли «Чехов и живопись». Анализируя цветовые эпитеты повести, она указывает, что в описании степи доминируют желто-коричневые, временами лиловые тона, а образ Егорушки отмечен красным цветом («кумачовая рубаха», «красный цвет рубахи»). Это сочетание соответствует цветовой гамме, характерной для русских икон, изображавших Георгия Победоносца. Для русского простонародья Георгий Победоносец — это образ защитника, заступника, победителя темных сил. Егорушка, несмотря на свой юный возраст, не может мириться с жизненным злом, к которому привыкли окружающие. Недаром он один встает на защиту безвинно обиженного Емельяна. Тамарли задаётся вопросом: «Не содержит ли образ Егорушки в подтекстовом звучании надежду автора на юное поколение, пока еще слабое, но уже неравнодушное?»
«Степь», таким образом, не просто рассказ о впечатлениях мальчика, покинувшего родной дом и впервые познакомившегося с огромным человеческим миром. Это в то же время повествование о становлении души одного из будущих народных заступников, которому, вполне вероятно, придется вступить в борьбу с силами зла и тьмы, чтобы преобразовать к лучшему земную жизнь.
Персонажи
- Иван Иванович Кузьмичёв — купец
- отец Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») — настоятель N-ской церкви
- мальчик Егорушка — девяти лет, послан матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию
- Дениска — кучер
- Варламов — пожилой купец, деловой и властный
- Моисей Моисеич — еврей, хозяин постоялого двора
- Соломон — брат Моисей Моисеича
- графиня Драницкая — красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч («…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит»)
- Пантелей — старообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные непридуманные истории
- Емельян — бывший певчий, который простудился во время купания в Донце и не может больше петь
- Дымов — молодой неженатый парень, который от скуки не знает, куда себя девать
- Вася — бывший рабочий спичечной фабрики; обладает острым зрением; имеет распухший красный подбородок
- Кирюха — простой мужик
- Настасья Петровна Тоскунова — подруга Егорушкиной матери; у неё отец Христофор и Иван Иванович оставляют жить Егорушку
Приём публикой
Именно эта повесть принесла молодому писателю первое признание, став его дебютом в «большой литературе». Автор сообщал родственникам о реакции знакомых литераторов: «Первым прочёл Суворин и забыл выпить чашку чаю. При мне Анна Ивановна меняла её три раза. Увлёкся старичина. Петерсен ходит на голове от восторга». В. П. Буренин увидел в повести прямое продолжение традиций Тургенева и Толстого. Д. Мирский считал «Степь» центральным произведением второго периода чеховского творчества, когда вместо крохотных рассказов он стал писать длинные повести для «толстых» журналов[4]:
В ней нет замечательной архитектуры ранних рассказов — это лирическая поэма, но поэма, сделанная из материала банальной, скучной и сумеречной жизни. Длинное, монотонное, бессобытийное путешествие мальчика по бесконечной степи от родной деревни до далёкого города растягивается на сто страниц, превращаясь в тоскливую, мелодичную и скучную колыбельную.
В своей массе журнальные критики не смогли оценить художественного новаторства Чехова. Автора упрекали в безыдейности и бессобытийности, в упоении мелочами быта, которые тормозят повествование и делают из повести произведение по преимуществу этнографическое[1]. Для своего собрания сочинений Чехов значительно переработал изначальный текст повести.
Анализ чеховского текста
Чехов тонко чувствует красоту природы, родных для него мест. Прелесть степи «во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа даёт отклик прекрасной суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».
Мы видим, что Антон Павлович пишет простыми словами, зато искусно сплетает их в красивое целое. Поэтому самые лирические места в его произведениях и связаны с пейзажем.
После близкого общения с чеховской прозой я пришла к выводу, что больше всего его вдохновляла степь.
Она у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам.
Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она «широкая и величественная, улыбающаяся»; то вдруг «обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце». Читая Чехова, понимаешь, что разноликая степь величественна и просторна, страшна и не всегда понятна. А происходит это потому, что дается она в произведении в разных восприятиях – автора и его маленького героя.
В чеховской повести «Степь» мы отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем.
Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).
У Чехова степь по-особому одухотворена: «сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу».
Однако самой яркой особенностью описания степи является изобилие звуков и красок. Благодаря особенностям чеховского языка степь становится действующим лицом, живым человеком.
Примечания
- ↑ 12
ФЭБ: Гришунин и др. Примечания: Чехов. ПСС. Т. 7. — 1977 (текст) - ↑ 1234
Примечания к повести «Степь: (История одной поездки)» // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. — М.: Наука, 1977. — С. 13—104. - Чехов в воспоминаниях, стр. 138—141.
- ФЭБ: Мирский. Чехов. — 1992 (текст)
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Пейзаж и его роль в рассказе Бежин луг
В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.
Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.
Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.
Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.
Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.
Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг
Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.
Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.
Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».
Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.
Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.
Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.
6 класс
Пейзаж и его роль в рассказе Бежин луг
Несколько интересных сочинений
- Сочинение В чем заключается конфликт между поколениями?
Конфликт поколений – извечная проблема человечества. Родители упрекают детей в непослушании, а в ответ слышат упреки о непонимании. Основной проблемой является мировоззрение людей, другое воспитание, другое время.
- Сочинение Гаранжа в романе Тихий Дон образ и характеристика
Гаранжа один из второстепенных героев повествования Шолохова под названием «Тихий Дон».
- Великая отечественная война в поэме Твардовского Василий Теркин
В Поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» используется простой язык повествования и присутствует живость описаний. Пожалуй, главным вопросом, затронутым в данном произведении
- Характеристика и образ Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
Ключевым персонажем произведения, наряду с Медным Всадником, является Евгений, представленный поэтом в образе мелкого петербургского чиновника, не отличающегося никакими талантами и не имеющего особых заслуг.
- Остап и Андрий в повести Гоголя Тарас Бульба сочинение
Родные братья, старший Остап и младший Андрий учились в бурсе. Отец их был удалой казак Запорожской Сечи. Жили они в лихое и трудное время, в которое требовались от мужчин мужество и отвага для защиты Отечества от врагов.
Повествование ведёт охотник. Он рассказывает читателю о прекрасной погоде — не холодно и не жарко. Далее идёт речь о завораживающих облаках.
История написания и пейзажные произведения
История написания произведения может пригодиться при выполнении сочинения на тему «Бежин луг: описание природы» в 6 классе. Тургенев Иван Сергеевич является одним из самых великих писателей русской литературы.
Автор родился в 1818 году в Орловской губернии. Его произведения были выполнены в жанре романтизма, переходящего в реализм. Наибольшую популярность Тургенев получил благодаря романам «Накануне» и «Отцы и дети».
«Бежин луг» является частью цикла «Записки охотника». Другие произведения цикла:
- «Хорь и Калиныч».
- «Ермолай и мельничиха».
- «Уездный лекарь».
- «Мой сосед Радилов».
- «Однодворец Овсяников».
- «Пётр Петрович Каратаев».
Пейзажные зарисовки в «Бежин луг» отражают чувства человека в окружающем мире. Читатель словно смотрит на рисунок. Вот почему описание природы так важно в этом произведении.
Пейзаж в «Бежин луг» раскрывается передачей утренней и ночной картины. Такие описания можно назвать настоящим шедевром. То, о чём говорит автор (костёр, ночь), не является обычным фоном. Всё это словно живёт своей жизнью.
Краткое содержание
В погожее июльское утро охотник пошёл в лес на тетерева. Охота была очень успешной, с мешком дичи он решил отправиться домой. Охотник поднялся на холм и увидел, что здешние места ему совсем не знакомы. Он подумал, что слишком отклонился от тропы вправо, поэтому сошёл с холма. Герой надеялся с правильной стороны увидеть знакомую местность.
Тем временем надвигалась ночь, а обратный путь так и не был найден. Охотник бродил по лесу, пока перед ним не появилась пропасть, в которую он чуть не угодил. В итоге он понял, где находится. Герой попал в место, которое называется Бежин луг.
Недалеко виднелись огоньки. Это были ребята из соседних деревень, которые жгли костры и пасли лошадей.
Охотник попросил разрешения остаться с мальчишками до утра. Он притворился спящим, чтобы их не смущать. Ребята рассказывали друг другу страшные истории.
Отдельно стоит сказать о роли пейзажа в произведении «Бежин луг». Он добавлял мистичности и загадочности рассказываемым историям.
Так продолжалось до рассвета. Охотнику понравился мальчик по имени Павлуша. В его голосе слышна была сила, он не боялся историй. Когда собаки залаяли и побежали в лес, Павлуша кинулся за ними.
Вернувшись, он сказал, что надеялся увидеть волка. В конце рассказа охотник с грустью говорит, что смелый парень погиб, упав с лошади.
Природа в рассказе
Большую роль в рассказе писатель отводит описанию природы. Именно с этого начинается произведение.
Солнце автор называет светлым и приветливым, а утреннюю зарю — коротким румянцем. Такое описание погружает читателя в атмосферу раннего утра в лесу.
Пейзаж изменяется несколько раз на протяжении рассказа. К вечеру природа так же красива, но появляется едва уловимый страх. Когда охотник подходит к ребятам, настроение снова меняется возле тёплого костра. Наступает покой.
Во время рассказов страшных историй луг будто внимает им. Время от времени появляются жутковатые звуки или пролетит птица.
Произведение прославилось своими атмосферными пейзажами.
Но всё же оно повествует о заблудившемся охотнике. Большое количество описаний природы необходимо для создания у читателя правильного настроения.
4
Какова роль пейзажа в рассказе «Бежин луг»?
10 ответов:
6
0
Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг» на самом деле велика.
Благодаря описанию природы, сменяющемуся пейзажу Тургенев помогает читателю сильнее прочувствовать происходящее в рассказе, окунуться в события.
Начинает рассказ автор описывая замечательный, солнечный день. Он беззаботный, светлый и радостный.
С приходом вечера и ночи напряжение растёт и увеличивается с приходом темноты. Рассказчик с радостью остаётся на ночь в компании мальчишек у костра, которые рассказывают различные истории. Ночь добавляет таинственности рассказу.
Именно поэтому, пейзаж в данном произведении является неотъемлемой частью повествования, так как он помогает читателю «глубже окунуться» в происходящее в рассказе.
5
0
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» представляет собой прежде всего зарисовку природы, пейзажа, быта крестьянских мальчиков. По сюжету рассказа автор набредает на группу мальчиков-пастухов. Он сбился с пути и решил скоротать ночь, слушая страшные рассказы ребят. Рассказ изобилует описанием природы, которая усиливает изображаемые события, подчеркивая время и место действия. Роль пейзажа в рассказе делает художественный текст выразительным, красочным и богатым. Описание событий в рассказе начинается с описания летнего теплого июльского дня. Тургенев использует эпитеты, называя туман «лиловым», зарю он сравнивает с румянцем. Кроме эпитетов в рассказе много еще других выразительных средств.
Тщательно прорисованный пейзаж в рассказ передают настроение автора, его безмятежность и спокойствие. Читателю передается настроение, навеянное природой, он становится наравне с автором участником событий. Когда наступает вечер яркие летние краски дня сменяются на черные и темные тона. При смене пейзажа рассказчик начинает испытывать волнение и тревогу. В описании природы автор включает эпитеты, которые передают атмосферу страха. Описание пейзажа помогает автору глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. В рассказе «Бежин луг» Тургенев еще раз показал свое высокое мастерство пейзажных зарисовок и умение мастерски создать художественный образ природы, которая передает психологическое состояние героев.
3
0
Многие писатели используют природу как усилитель какого-либо действия в своих произведениях, И.С. Тургенев не исключение, во многих его рассказах, фоном идет описание природы.
В рассказе «Бежин луг» конкретно вся история разворачивается именно там, рассказчик после блуждания по лесу выходит на луг, где знакомится с детьми и всю ночь слушает различные истории.
В произведении «Бежин луг» происходит смена пейзажа, как раз под изменение настроения рассказчика, природа начинает меняться в тему , сразу появляются совершенно другие эпитеты и метафоры,именно они создают атмосферу страха
Природа оживает после рассказов ребятни, появляется ощущение всевозможных домовых и русалок, того, что они живут рядом с нами.
3
0
Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг» играет большую роль.
Благодаря описанию пейзажу читатели могут проникнуть в ту атмосферу, которую хотел передать автор.
К примеру автор очень красочно описывает утро, росу он сравнивает с алмазами. Ночь он описывает очень таинственно, где-то слышен вой собаки, в воздухе летают ночные птицы и этим пугают. Но с приходом утра все страхи улетучиваются.
Также красиво автор описывает костер и мальчишек, которые сидят возле него и рассказывают друг другу разные истории.
Благодаря такому детальному описанию пейзажа читатель может отчетливее почувствовать что чувствовали главные герои.
3
0
Действительно, описание природы в произведении «Бежин луг» играет важную роль. Тургенев хочет показать природой настроение происходящего.
Природа передает чувства главных героев.
Хорошее настроение — природа солнечная, яркая. Страшные рассказы ребят — Тургенев нам описывает ночь, темноту и шорох, что дает тревогу, некую мистичность. Все это дает читателю представление, что чувствуют главные герои в данный момент. Произведение становится более ярким, насыщенным.
Кроме того, Тургенев хочет показать связь между природой и судьбой человека.
Если бы не было описания природы, рассказ был бы не настолько интересным.
2
0
Следует отметить, что Тургенев всегда был большим мастером описания пейзажа, который он использовал для придания своим рассказам нужного автору настроения. Вот и в рассказе «Бежин луг» Тургенев использует ночь для усиления эффекта от историй о мистических событиях, которые рассказывают мальчики. Ночь в этом рассказе становится торжественной, звезды мерцают, в темноте то и дело раздаются необычные звуки, заставляя мальчиков вздрагивать. И кроме того автор использует пейзаж для усиления эффекта, для контраста, когда в самом начале рассказчик идет под играющими солнечными лучами, любуясь белоснежными облаками все в природе кажется ему радостным, соответствующим настроению. Позже, когда начинает темнеть, рассказчик уже теряется, перед ним встает угрюмый мрак и он с удовольствием находит пристанище у ночного костра.
2
0
Литературное чтение 6 класс.
Картины природы в рассказе Ивана Тургенева «Бежин луг» подобраны и описаны не случайно, каждая из них носит символический характер. Рассмотрим каждое из описаний природы этого рассказа:
- Июльский день — автор красочно описывает лучезарное серебристое утро, затем на смену ему приходит полдень с облаками-островами, после чего наступает вечер и приносит спокойствие. Этим описанием автор обращает внимание на красоту родной природы, наслаждается каждым мгновением лета, призывает читателя быть внимательнее к той красоте, что нас окружает.
- Описание ночных блужданий по полям — роль этих картин в нагнетании таинственности, интрига для читателя, автор хотел заинтересовать неизвестностью своего повествования.
- Описание безлунной ночи как завершение рассказов мальчиков, сонная земля, затихшая природа погружает автора и ребят в короткий предрассветный сон.
- Утро — лучистые алмазы росы, свежее дыхание утра, природа проснулась и умывается утренней прохладой, жизнь продолжается и время мчатся дальше, оставляя позади страшные рассказы мальчишек, утро прогнало все страхи.
2
0
Природа в рассказе Тургенева «Бежин луг» играет одну из главных ролей. Можно даже сказать, что этот рассказ в первую очередь о природе, не зря большую часть произведения автор посвящает именно ей. Причем Тургенев не просто показывает красоту пейзажей, но высказывает философские мысли, которые возникают при их созерцании, и передает с помощью природы царящее настроение. Например, вот описание ночного пейзажа:
А в конце перед читателями предстает картина рассвета, полная бодрости и оптимизма:
Без природы рассказ «Бежин луг» не был бы столь интересным, ведь именно благодаря природе он приобретает особое очарование, загадочность и даже мистицизм.
2
0
Роль пейзажа в рассказе очень важна. Картины природы в рассказе яркие и образные, мы видим луг, ночное небо без луны, но со звездами, лес, потом появляются тучи, предвещающие грозу. Мы слышим, как трещит костер в темноте. Пейзаж в рассказе больше чем просто фон.
Начинается рассказ с летнего рассвета, потом мы уже переносимся в ночь. Утро нежное, рассвет автор сравнивает с девичьим румянцем. Он описывает солнце, небо. День, описанный писателем, очень жаркий, от жары спасает только ветер.
Описывает писатель и запахи: полыни, сжатой гречихи и ржи.
Потом в рассказе наступает ночь, и ее автор описывает так же живописно, как и день. Живые существа готовятся ко сну, сгущается темнота, становится тихо. Картина ночи показывает, как меняется природа, а вместе с ней и восприятие ее человеком. Становится мрачно и вокруг и более мрачно становится на душе, краски и цвета становятся темными, на темнеющем небе появляются звезды.
Рассказ о людях, о мальчиках, сидящих возле костра, но Тургенев использует описание пейзажа для того, чтобы создать нужную для восприятия основной линии повествования атмосферу, для придания невыразимого очарования, которое сопровождает читателя на всем протяжении чтения этого рассказа.
0
0
Иван Тургенев в рассказе «Бежин луг» описывает один из дней, когда «погода установилась надолго». Можно даже составить план описания: природа утром, в полдень и вечером. Утром описывается утренняя заря, которая „разливается кротким румянцем“. Ближе к полудню появляется много облаков — золотисто-серых, с нежными белыми краями, которые похожи на острова, которые разбросаны по разлившейся реке. Вечером же снова видим описание неба, в котором „тихо мигая, как бережно несомая свечка“, зажжется вечерняя звезда.
При этом образ природы и пейзажа в рассказе выступает самостоятельно, он не является фоном какого-либо действия, как мы привыкли видеть в литературе. Пейзаж нужен для того, чтобы пробудить в читателе эмоциональные воспоминания о лете, вызвать чувство любви к родной земле, природе.
В рассказе «Бежин луг» много выразительных средств. Вот лишь некоторые из них:
- сравнения: ночная сырость сравнивается с погребом, а ночь — с грозовой тучей.
- метафоры: «небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону…»; «несколько больших белых камней сползлись туда для тайного совещания».
- эпитеты — «закатившееся солнце», «неприятная, неподвижная сырость», «угрюмый мрак».
- олицетворения- «вечерняя заря погасла», «поднималась… темнота», «начинали густеть
и разливаться холодные тени».
Вывод можно сделать такой: пейзаж в рассказе «Бежин луг» Тургенева является не сколько фоном, нужным для описания крестьянских мальчишек, а сколько самой обстановкой, которая направляет нужные разговоры между персонажами. Это и смутный шепот ночи, поднимающийся с берегов реки, и незаметное появление ночной птицы, и вой собаки – по-другому это можно назвать зрительными и слуховыми образами. Пейзаж создает у мальчиков, которые сидят у костра, у читателя тоже какое-то тревожное настроение и прямо напрашивается на страшные рассказы. Природа и пейзаж в рассказе выступают как самостоятельный и целостный образ.
Читайте также
В рассказе «Бежин луг» автор, устроившись на ночлег рядом с крестьянскими мальчишками, якобы засыпает, а сам слушает их ночную беседу у костра. Ребята делятся в основном разными легендами, страшными историями.
Страшилки рассказывают и сейчас друг другу современные мальчишки, например, в лагере, в походе.
Легенды о русалках, домовых, водяных, ведьмах можно услышать и сейчас, особенно в сельской местности.
Пятеро ребят из рассказа все разные: кто-то посмелее, кто-то — боязливее. Павлуша, к примеру, не так суеверен и разные жуткие случаи пробует объяснить причинами из реальной жизни. Так же и нынешние мальчики: кто-то верит в «бабушкины сказки», а кто-то старается докопаться до сути разных явлений и необычных ситуаций.
В рассказе «Бежин луг» пять мальчиков Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня, ве они были детьми крестьян и жили в разных деревнях. Мальчики собирались вместе на ночной выгон табуна, днем лошади страдают от укусов слепней, поэтому крестьянские дети ходили пасти лошадей ночью. Обязанностью мальчиков было вечером вместе с лошадьми идти на поле, а утром приводить табун обратно домой. Тургенев описывает мальчиков, когда они собираются в ночное
Некоторые из них работали днем, а вечером приходилось пасти лошадей, жизнь крестьянских детей в то время была тяжелая, описывая характер мальчиков, автор показывает их судьбу.
В этом произведении мы знакомился с пятью ребятами, которые остались на ночь охранять табун лошадей. Рассказ повествуется от имени рассказчика – охотника, который присоединился к ребятам и стал свидетелем действий и разговора между детьми.
Рассказчик не выделяет кого-то конкретно из пятерых товарищей, но можно понять , что ему больше понравился Павлуша, двенадцатилетний парень, который несмотря на то, что был некоторый ребят младше, по сути был вожаком, к мнению которого прислушивались все.
Павел имел заурядную внешность, но как отмечает охотник,
Павлуша умный и рассудительный ребенок Он храбр, первым бросившись на лай собак. Павел внимателен и замечает все происходящее вокруг. Он заботливый и добрый.
Рассказчик интересуется дальнейшей судьбой Павла и очень расстроен случайной его гибелью
В рассказе «Бежин луг» мальчики рассказывают друг другу истории о приведениях, русалках, утопленниках, страшные истории про христианскую нечисть. Такие истории называются страшными сказками или мистическими историями.
Что ж, давайте подумаем какую картинку можно нарисовать в качестве иллюстрации к рассказу Тургенева «Бежин луг». Основные события в этом рассказе разворачиваются ночью на лугу, когда автор встречается с деревенскими ребятишками и проводит ночь в их компании. Ребята сторожат коней, они в ночном. Автор слушает рассказы ребят, ярко горит костер, где-то в темноте бродят кони, тишина и красота звездного неба над головой.
Словесная картина у нас получилась, остается только перенести ее на бумагу.
Сделать это можно например так:
Конечно, не все владеют карандашами или кистями одинаково, поэтому иллюстрация может оказаться и более простой, например такой:
Или даже такой:
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени
Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени Лермонтова
На протяжении всего романа «Герой нашего времени» можно встретить удивительно точные и поэтичные пейзажные зарисовки. Образ природы в произведении помогает автору не только создать необходимую атмосферу, но и раскрыть характеры персонажей.
Природа Кавказа, описанная в романе, не была чуждой для Лермонтова. Он много раз был там, видел всю красоту и величие горной страны и успел ее по-настоящему полюбить. Именно поэтому ему удаются настолько глубокие и осмысленные зарисовки.
Роль, выполняемая пейзажем в произведении, многогранна. Именно с пейзажных зарисовок начинается действие романа, благодаря чему можно с легкостью представить место, где будут происходить события. Это живописная Койшаурская долина, богатая растительностью. Здесь упираются в небо красноватые скалы, увенчанные купами чинар, пугающие своей высотой обрывы исчерчены промоинами, а текущая в долине Арагва похожа на сияющую серебряную нить.
С искусством художника автор подбирает детали и интонации в описании разнообразия пейзажей, что позволяет в каждой сцене создать свое уникальное настроение. Например, в главе «Тамань» на море поднимается туман, сквозь который еле виден свет фонарей, а луна скрывается за тучами. Это создает тревожное ощущение опасности, которая грозит главному герою.
В романе пейзаж никогда не присутствует в качестве статичной картинки, оторванной от повествования. Он всегда передает настроение героев, их душевные терзания. Печорин, едущий на место дуэли, охвачен жаждой жизни. Он видит восход солнца и удивительно прекрасную природу, пробуждающуюся ото сна, чтобы прожить новый день. Но когда герой едет обратно, на сердце у него тяжело, и даже солнце кажется тусклым и холодным. Таким образом, описание природы в романе созвучно с душевным состоянием героев.
Взаимодействие природы и человека в романе неоднозначно. Печорин как человек с тонкой душевной организацией, легко воспринимает красоту природы. Вместе с тем он слишком связан условностями общества, чтобы стать ее частью. В отрывках, посвященных Грушницкому, Вуличу описаний природы, связанных с персонажами, нет. В этом случае природа противопоставлена героям, далеким от ее созерцания и понимания.
Есть в произведении люди, для которых природа является неотъемлемой частью жизни. Например контрабандисты, которые говорят о погодных явлениях исключительно с практической точки зрения.
В романе «Герой нашего времени» очень много емких и точных описаний природы, удивительно красивых пейзажных зарисовок. Все они не существуют отдельно от персонажей, а помогают раскрыть их душевное состояние, настроение в данный момент, богатый внутренний мир.
2 вариант
Роман М. Ю. Лермонтова называют первым русским психологическим романом. Попробуем доказать это, рассмотрев один из классических приемов литературы – пейзаж – в новом, психологическом ключе.
Пейзажи у Лермонтова не просто декорации, на фоне которых разворачиваются события, а словно участники общего действия. В самом начале романа автор, сравнивая сверкание Арагвы со змеиной чешуей и воображая, будто она «обнимается» с другой речкой, тем самым оживляет ее, олицетворяет, приближая к читателям и к героям.
Природа – отчасти героиня романа – выражает настроение персонажей, их душевное состояние, отражает ход их мыслей, иногда кажется, что она же и влияет на расположение духа героя. Например, в главе «Княжна Мери», вид Кавказских гор из окна комнаты Печорина, умиротворенное состояние природы совпадает с его внутренними ощущениями. Печорин испытывает «отрадное чувство», чистоту и свежесть воздуха сравнивает он с «поцелуем ребенка». Спокойствие, безмятежность объединяют природу и героя в эту минуту, он готов отказаться от всех стремлений, потому что он желает слиться с природой: «Зачем тут страсти, желания, сожаления?» Итак, пейзаж – средство выражения психологизма.
Кроме того пейзаж добавляет происходящему эмоциональную напряженность, динамику, выразительность. Например, при встрече Печорина с Верой – женщиной, которую когда-то любил, герой испытывал волнение, беспокойство, а состояние природы усиливало это напряжение: «воздух был напоен электричеством», тучи обещали грозу, глава Машука дымилась, серые клочки облаков вокруг него напоминала вьющихся змей.
Иногда пейзаж не выражает текущее настроение героя, а только предвосхищает грядущие события. Пейзаж, предваряющий наше знакомство с главным героем, оставляет ощущение холода, неуюта и равнодушия: «Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». И как раз после этого описания в поле нашего зрения появится бесстрастный, безучастный ко всему окружающему Печорин. Бушующее море в «Тамани» предрекает Печорину, что и сам он скоро едва не погибнет под водой от рук прекрасной ундины-контрабандистки.
Описание пейзажа в романе позволяет лучше понять героя, прочувствовать его настроение, погрузиться в атмосферу романа, выявить композицию. Таким образом, через рассмотрение этого приема подтверждается тезис о психологизме романа М. Ю. Лермонтова.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
- Интересные факты о Путине
Путин Владимир Владимирович – человек, которого сейчас знают даже маленькие дети. Он, как и любой президент, некоторыми хвалится, а некоторыми подвергается критике. Но не все знают интересные факты, которыми, на самом деле, полна жизнь президента.
- Интересные факты о Менделееве
Фамилию Менделеев, наверное, слышал каждый человек, хоть раз посещавший урок химии в школе. Поскольку, в его честь названа таблица периодических элементов, являющаяся основой химии, и по сей день, а также школьные учебники пестрят другими его открытиями.
- План рассказа Гранатовый браслет Куприн
На побережье Черного моря установилась дождливая прохладная погода,дачники начали возвращаться в город. Княгиня Вера Николаевна Шеина решила остаться на даче и отметить свой день рождения
- Сочинение по картине Рыбак. Финляндия Маковского В.Е.
Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.
- Сочинение Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро
Действие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы