Письмо на фронт рассказ

Письмо на фронт

Художественно-историческая композиция (12+)


Бученкова Светлана Львовна, заведующая библиотекой МОУ Большесельская СОШ, с. Большое село, Ярославская область


Цель: формирование чувства патриотизма через осознание важности полевой почты во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
— помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
— организовать диалог о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
— провести мастер-класс по изготовлению фронтового конверта;
— написать письмо на фронт.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою страну, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные: приобретение личного опыта решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные: освоение основ речевых конструкций эпистолярного жанра.
Оборудование: проектор, монитор, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение «Стихи о почтальонке» Т. Черновская, аудиозапись песен военных лет, звукозапись метронома, георгиевская ленточка на груди учителя, свеча памяти, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны.
 
Ход мероприятия:

Презентация-Письмо на фронт

Этап 1. Актуализация знаний
Великая Отечественная война – самая горькая и страшная страница в истории нашей страны. Тяжкие 4 года, долгие 1418 дней и ночей. Война разлучила тысячи семей. Мир раскололся надвое: на тех, кого ждали, и тех, кто ждал. И только почта помогала найти близких – в тылу или на фронте. Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны.
Сегодня мы вспомним страницы истории Великой Отечественной войны. Но эта история поместилась не в тяжёлых томах, а в хрупких страницах фронтовых писем. Эти письма не предназначались для чужих глаз, но сегодня каждое из них – исторический документ величайшей ценности. Фронтовые письма помогут прикоснуться к страницам героического прошлого нашей родины, дадут уникальную возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое слово простых людей, прошедших через страшные испытания.
 
Этап 2. Погружение в тему
 
Слайд 3

22 июня 1941 года.

Звучит куплет песни «Вставай, страна огромная» (А. Александров, В. Лебедев-Кумач)

Внезапно на страну обрушился сильный и жестокий враг. Началась срочная мобилизация в действующую армию. Подчас даже не было возможности попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Гражданское население экстренно эвакуировалось из прифронтовой полосы. Люди меняли свои адреса, место жительства. Всё сдвинулось с места, сместилось, переехало. Армейская почта перешла на военное положение. Почтовые эшелоны пропускали в первую очередь. Всего за годы Великой Отечественной войны было доставлено около 6 млрд. писем.

Слайд 4

Уже в самом начале войны воинская почта стала бесплатной. Но почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Пришла на помощь солдатская смекалка – появились знаменитые треугольники.

Слайд 5_Схема сложения письма треугольником

Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. Все письма в обязательном порядке проверялись военными цензорами, так как важным было сохранение военной тайны. Нельзя было указывать сведения о дислокации частей, их вооружении, имена командиров, численности потерь.

Слайд 6

Любые спорные места вымарывались цензорами чёрной краской. После проверки ставился штамп «Просмотрено военной цензурой». При подготовке особо важных операций (например, Сталинградское наступление), чтобы избежать утечки секретной информации, работа полевой почты вообще приостанавливалась. Но в основном прилагались все усилия к тому, чтобы как можно быстрее доставить каждое письмо адресату.

Слайд 7

До глубины души потрясают эти листки из школьных тетрадей, на которых герои оставляли последние слова, обращённые к тем, кто останется жить. Бесценные документы являют собой как бы завещание погибших героев. Их не прочтёшь равнодушно.

Письмо А. Голикова жене:
«28 июня 1941 года.
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку… Сегодня шестой день войны… Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче — ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше…
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война…
Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись…
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго-долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить…
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она — могила-то?»

Экипаж танка №736 – Павел Абрамов и Александр Голиков – получил приказ следовать по направлению к Ровно. Оказавшись в окружении, танк помчался к центру города, туда, где находились основные массы врага. С ходу он врезался в гущу вражеской колонны. Бегущих пехотинцев догоняли меткие пулемётные очереди. Весь день носился советский танк по городу, наводя панику на гитлеровцев, пока один из снарядов не попал в гусеницу. Машина замерла. Обрадованные фашисты стянули к подбитому танку пушки и пулемёты. Так начался неравный поединок.
Очевидцы рассказывали потом: «Со всех сторон по танку били пушки и пулемёты. Когда от вражеской пули погиб один из танкистов, другой продолжал неравный бой. Вышли снаряды и патроны. Оставшийся в живых поджег танк и тоже погиб».
Их похоронили местные жители. Павлу Абрамову было 26, а Александру Голикову — 24 года.

Слайд 8

Фронтовые письма, как ждали их тысячи женщин по всей стране! Часами караулили почтальонов в надежде получить весточку с фронта, ведь солдатский треугольник был залогом того, что приславший его муж, сын, отец, брат, любимый жив! В них было всё: скупые рассказы о войне, слова любви, а ещё были стихи:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Такое письмо в стихах осенью 1941 года написал Алексей Сурков своей жене. А через год, благодаря композитору Константину Листову песня «В землянке» стала символом Великой Отечественной.

Звучит песня «Бьётся в тесной печурке огонь» (К. Листов, А. Сурков)

Солдатские треугольники были общей радостью для всей семьи, дома, улицы, деревни, села. Их носили из дома в дом, читали вслух по много-много раз, заучивая наизусть.

 
Слайд 9_Письмо с фронта. Художник А.И. Лактионов. 1947 г.


Из письма нашего земляка, большесельца Воронина Василия Андреевича, жене Ворониной Вере Ефимовне и детям:
«… Береги себя, милая моя, ведь ты знаешь, лучше тебя нет на свете и не будет. Да! Если бы ты знала, что делается в моей душе, сколько нежности, ласки берегу я для тебя, ну просто нет слов, какими бы я мог выразить свою любовь к тебе. Сердце ты моё, как бы я желал увидеть тебя, прижать к исстрадавшемуся сердцу, погладить твои шёлковые волосы…
… Поменяй мою одежду на еду, только береги себя и ребятишек…
…Война затянулась, трудности будут, но мы всё должны перенести и выйти победителями…» 1941 год.

Василий Алексеевич Воронин погиб на фронте в конце войны 28 марта 1945 года. Воевал в составе Второго Белорусского и Северо-Западного фронтов, награждён орденом «Отечественной войны». За всю войну Вера Ефимовна получила от мужа 366 писем, которые перечитывала по ночам и тихонько плакала. Сейчас эти драгоценные реликвии хранятся у детей фронтовика.

Слайд 10

Но писем ждали и на другом конце разорванного мира – на фронте. Вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. Нескончаемым потоком шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…»
 
«Дорогой муж, ты уехал, не успев проститься с нами. Но это не беда. Я верю в нашу счастливую встречу. Я полна ненависти к фашистам. Выполняй свой священный долг перед родиной самоотверженно, честно и смело. О нас не беспокойся. Мы окружены заботой. Я работаю в колхозе. Дети находятся у бабушки. Будь здоров. Лена и дети Ванины».

Слайд 11

Почта перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта – в специальных почтовых вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях, на мотоциклах.

В Севастополь письма доставлялись даже на подводной лодке. В ряде районов для доставки почты использовались почтовые голуби, которые беспрепятственно переносили секретные сообщения через линию фронта в тех местах, где самолет никогда бы не смог пролететь незамеченным.

Слайд 12

Немецкие снайперы даже пытались отстреливать несчастных птиц, для их уничтожения выпускались группы специальных ястребов, но большей части почтовых голубей все же удавалось успешно доставить информацию к месту назначения. Для уменьшения возможности обнаружения советскими учеными была выведена особая порода почтовых голубей, способных летать в ночное время суток.

Слайд 13

Только за 6,5 месяцев 1944 года голубями было доставлено свыше 4000 депеш, из них около тысячи в наступательных боях. А всего за годы войны почтовые голуби доставили более 15000 сообщений.

Слайд 14

Основное количество почтальонов или экспедиторов, как их тогда официально называли, составляли мужчины. Это было неслучайно, поскольку общий вес груза, который им приходилось переносить, состоял помимо привычного обмундирования из множества писем и газет и почти равнялся весу пулемета.
В тылу появления почтальона в каждом доме одновременно и ждали, и боялись, ведь вести могли быть не только хорошими, но и трагическими. Письма в тылу становились практически вестниками судьбы, каждое из них содержало в себе ответ на самый главный вопрос – жив ли тот, кого ждут и любят? Каждому почтальону ежедневно приходилось переживать и радость, и горе вместе со своими адресатами. Очень часто в почтальоны определяли девочек-школьниц. После уроков, каждый день, в любую погоду, без отдыха они шли с почтовой сумкой, тяжесть которой измерялась не килограммами писем, а человеческими эмоциями и трагедиями, которые приходили вместе с ними.

Слайд 15_Годы войны. Художник А.А. Прокопенко


 

Стихотворение о почтальонке
(Читает ученик)
Ей пятнадцати нет — девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет, как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.

Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра –с сумкой наперевес.
А что впроголодь… Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.

В деревнях – старики да дети,
Бабы — в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.

Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
(Татьяна Черновская)

Самое страшное – получить серый казенный конверт «похоронку», где сухо сообщалось о гибели бойца, причине смерти, месте захоронения.

Слайд 16

Но есть и другие послания. Они выцарапаны на стенах фашистских тюрем, на камнях в катакомбах и крепостях. Они рассказывают о необыкновенном величии духа, свидетельствуют о мужестве и вере в будущее, о великодушии, с которым идущий на смерть человек думает не о себе, а о близких, жалеет их, а не себя и успокаивает их, остающихся жить!

Письмо подпольщицы Н. Попцовой из гестаповского застенка г. Пятигорска. 6 января 1943 г.
«Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много [врагов].
Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения.
Мама, милая! Еще раз прощай… ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю. А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза…
Как мне хотелось работать, служить для Родины! Но эти варвары, убийцы… Они отнимают у нас нашу молодую жизнь.
Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите», идут к нашей камере, это… (Далее одно слово неясно. – Автор книги)
Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем…
Нина Попцова»
 
Нина Попцова — 20-летняя комсомолка из станицы Горячеводской близ Пятигорска. С приближением гитлеровской армии ушла в горы для борьбы с врагом. Поздней осенью 1942 года Нина на парашюте приземлилась за линией фронта, чтобы собрать сведения о фашистских войсках. По заданию военного командования она трижды проникала в тыл врага. Когда в третий раз она появилась на улицах Пятигорска, ее арестовали. В застенке пятигорской тюрьмы ее пытали. Но враги не добились от Нины ни слова. В день гибели, 6 января 1943 года за пять дней до освобождения Пятигорска от фашистских варваров, Нина написала письмо матери. Оно, торопливо написанное карандашом, было найдено среди документов, брошенных фашистами при поспешном бегстве из Пятигорска, и передано Екатерине Матвеевне Попцовой — матери погибшей героини.

Слайд 17_Косынка Ольги Ржевской на которой написано письмо матери


Письмо партизанки-разведчицы О.Д. Ржевской родным. 22 февраля — 6 апреля 1943 г.
«Ржевская Ольга Дмитриевна, 20 лет.
Оболоновец, Мутищенский с[ельский] с[овет], Ельнинского района.
Погибла 27/11 — 1943 г. (За связь с партизанами.)
Кто найдет, сообщите родным.
Мама, этот адрес я еще писала в Спас-Деменске и носила косыночку, а оказывается она принадлежит для письма Вам. Прощайте, все родные.
Здравствуй, милая мама.
Привет от дочки Ольги. Мама, родная, на сегодняшний день, т.е. 6 марта, два месяца, как я не вижу свободу, но это все ерунда. Мама, милая, ты, наверное, слыхала, что из Ельни мы 11 января были направлены в Спас-Деменск. Допрос закончился 14 января, а все следствие и моя роспись было закончено 23 января. После следствия по 27 февраля были все время в Спас-Деменске. 27 февраля была направлена в Рославль в тюрьму, где и нахожусь на сегодняшний день. Не знаю судьбы о тебе, но предполагаю, что встреч с тобой, милая мамочка, больше нет и не ждать. И только, мама, отмечай тяжелый день нашей разлуки и прощаний. Это 10 января 1943 г. (воскресенье), когда пришлось покинуть родную деревню и тебя, милая мама.
Милая мама, прошу я тебя только одно: обо мне не беспокойся, береги свое здоровье. Меня ты не вернешь, а здоровье потеряешь. Ведь ты одна, надеяться не на кого. Возможно, когда и дождешься Дуси. Возможно, она счастливее меня, а мне, мама, наверное, суждено погибнуть в Рославле, хотя и я в Спас-Деменске думала умереть…
Мама, еще раз прошу: обо мне не беспокойся — своей судьбы не избежишь. А мне, наверное, суждено так. Мама, милая, я сейчас только с Ниной, всех трех, которые были с нами забраны, их от нас взяли еще 14 февраля, и для нас неизвестно куда, домой или еще куда.
Милая мама, описывать интересного нет ничего, а мне сейчас хотелось бы услыхать хотя одно словечко о тебе, милая мама, и о всех своих родных, а потом бы умереть спокойно, а то, мама, мне моя судьба известна давно, но жаль мне тебя, милая мама…
Мама, передай привет тете Лене и детям ее: Дусе, Вале, Коле, тете Наташе и Наде, и Кате, и всем родным и знакомым. Мама, милая, писать кончаю и еще раз прошу не беспокойся, не одна я такая, нас очень много… Милая моя, родная, еще раз с приветом дочка Оля.
Сегодня месяц ареста. Мама, а вдруг бы переменилась обстановка и я бы вернулась к тебе, как бы мы были счастливы. Но нет, мама, в жизни чудес не бывает. Одно прошу, не беспокойся, береги свое здоровье и не жалей ничего…
Мама, я на апрель месяц составила календарь, прожитый день мною зачеркиваю».

Публикуемое письмо Ольга написала в тюремной камере в перерывах между допросами карандашом на белой шелковой косынке. В углу ее имеется календарь на 30 дней апреля 1943 года. Зачеркнутыми оказались лишь первые 6 дней…

Слайд 18

О чём бы ни писали солдаты в своих письмах, но даже на войне они не разучились мечтать, особенно когда почувствовали приближение Победы.

«Здравствуй, Катя! Крепко целую всех. Пишу в свободную минутку. Сидим с ребятами, каждый рассказывает… о прошлой юношеской жизни. Очень часто сейчас стали беседовать о том, что вот скоро наступит такой час, что радио принесёт радостную весть, долгожданную для вас и для нас. Мечтают ребята, как на свою станцию приедут: один говорит прежде в парикмахерскую, позвонит по телефону; иные говорят, что лучше невзначай нагрянуть. Вообще, перед сном много хороших мечтаний…уже сейчас намечают, кто где будет работать. У кого есть детишки, рассуждают о том, что они, наверное, папку не узнают, т.к. некоторые уже по 5 лет не были дома.
Сейчас подучились, и скоро снова в окончательный, решительный бой, победа наша налицо. Неизвестен только срок. Когда окончательно разделаемся, во всяком случае, осталось уже меньше быть в разлуке, чем были. И все воины с такой решимостью ожидают, с таким рвением, скорее бы в бой… Ваш папа. 6.10.44»

Слайд 19

Письма, дневники, посмертные записки, найденные в гильзах, ветхие солдатские треугольники со штемпелем полевой почты… Какое в них богатство чувств и мыслей! Они воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей. Историей, которая навсегда остаётся живой в памяти народной.

 
Этап 3: Организация практической работы

Слайд 20

Учитель. А сейчас мы попробуем написать письмо в прошлое, в суровое военное время. Кому это будет послание – вашему прадеду, неизвестному солдату, замерзающей девочке из блокадного Ленинграда, тайком убежавшему на фронт вашему сверстнику – решать вам. Но вспомните, с чего обычно начинают письмо?
Ученики. С приветствия.
Учитель. Что будет основным в вашем письме?
Ученики. Рассказ о своей жизни, делах, событиях, слова благодарности воинам Великой Отечественной войны.
Учитель. Как надо закончить письмо?
Ученики. До свидания, до встречи. В конце письма надо подписаться, можно поставить дату.

Ученики пишут письмо условному родственнику. (Приложение Письма учащихся в прошлое)
 
Тихо звучит песня «Журавли» (Я. Френкель, Р. Гамзатов, пер. Н. Гребнёв).

По окончании желающие могут зачитать письмо. Затем все ученики складывают свои письма по образцу солдатского треугольника и опускают их в символический почтовый ящик с надписью «Полевая почта».

Слайд 21

Скоро любимый праздник. Самый тёплый и солнечный, самый далёкий и близкий, самый грустный и самый торжественный. Хорошей традицией стало участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» и зажжение памятных свечей накануне Дня Победы и Дня памяти и скорби. Давайте и мы зажжём Георгиевскую свечу в знак бесконечной благодарности нашим победителям. Мы счастливы, что небо над нашей Родиной мирное. Нам нужно всего лишь по-настоящему помнить историю. Помнить не только в День Победы. Помнить каждый день.
 
Участники мероприятия надписывают на Свечах Памяти имена и фамилии своих прадедов, слова благодарности, призывы помнить, гордиться историей страны.

Объявляется минута молчания. (Звучит метроном)

 
Источники:

  1. Великая Отечественная в письмах / Сост. В.Г. Гришин. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 351 с. ил.
  2. Говорят погибшие герои: предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-45 г.г.) / сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. — М.: Политиздат, 1982. — 287 с., ил.
  3. Их забывать нам права не дано. [Текст] / Сост. Галина Николаевна Окунева. – Ярославль: ООО «Верхняя Волга», 2005. – 367 с.: фото.
  4. Чаусова, А. В. Я читаю письмо…: Художественно-историческая композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне для 3 – 11 классов [Текст] / А. В. Чаусова // Игровая библиотека. – 2015. — № 2. – С. 20 – 37.
  5. 5. Военно-почтовая служба в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // Военное обозрение. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://topwar.ru/22959-voenno-pochtovaya-sluzhba-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html. – Загл. с экрана (2013).
  6. Картины о Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] // COMGUN. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.comgun.ru/vernisage/2703-kartiny-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-chast-15-22-foto.html – Загл. с экрана (2013).
  7. Почтовые голуби во время Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс] // Битва за Москву! – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bitva-pod-moskvoy.ru/birds.php

Главная>Сочинения по темам

Письмо на фронт

29 предложений/ 332 слова

Здравствуй, дорогой мой прадедушка Юрий Михайлович!

С тех пор как ты отправился добровольцем на войну, прошел уже не один десяток лет. Мир изменился, и я — твоя правнучка Алена Игнатьева пишу тебе из будущего. Из счастливого и светлого будущего, которое стало возможным для всех нас благодаря тебе и миллионам других фронтовиков. И ты не представляешь, мой храбрый прадедушка, как мы благодарны вам всем за это!

Ах, как бы я хотела, чтобы мое письмо смогло пролететь через года и попасть в твои сильные руки! Руки отважного молодого семнадцатилетнего бойца, прямо со школьной скамьи отправившегося защищать родную страну.

Страшно тебе было, ответь, прадедушка? Ну конечно, а кому же не страшно на войне?! Да только, что я знаю об этом?! Я лишь могу представить себе, как вокруг тебя свистят пули, а ты ползешь по грязным окопам с автоматом в руках. Где-то грохочут пулеметы, по полю грозно едут скрипя гусеницами танки, рядом громко кричат раненые. Воздух пропитан запахом пороха, крови и пота. Все смешалось и ничего не разобрать.

Один день, проведенный в такой обстановке, может стать настоящим кошмаром. Но ты, дедушка, прожил так почти четыре года! Скажи, что грело твою душу холодными фронтовыми ночами? Где ты брал силы для того, чтобы каждое утро вставать и вновь отправляться в бой?

Наверно, ты всем сердцем верил в победу… Верил даже тогда, когда это казалось совершенно невозможным. Тогда, когда друзья погибали на твоих глазах, а оставшиеся в живых впадали в отчаяние.

И знаешь, милый мой прадедушка, только благодаря твоей вере, а также силе духа других русских солдат случилось то, о чем вы так мечтали: мы победили! Наша страна выдержала, она выстояла, и ты увидел этот день! Ты шел домой в числе других фронтовиков, а прабабушка выбежала тебе навстречу с охапкой полевых цветов в руках.

Она рассказывала, как слезы радости тогда брызнули из твоих глаз. И как она, дрожащая и тоже плачущая, крепко обнимала тебя. Все это было, а точнее, еще будет в твоей жизни. Поэтому ты верь и не сдавайся! Прошу тебя, держись до самого конца!

Твоя правнучка Алена

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение      

                      «Волошинская средняя общеобразовательная школа»

                                       Родионово-Несветайского района

Адрес: 346583 Ростовская область, Родионово-Несветайский район, хутор Волошино, улица Центральная,14. Телефон/факс: 8(863)40-24741

                                               Проект 

                    «С Победой в сердце. Я Помню. Я Пишу»

                                           Тема сочинения   

«Письмо на фронт»

                                                               Работу выполнила:

                                                               Левашова Юлия Алексеевна

                                                               Класс: 4                                                                                                        

                                                               Домашний адрес:

                                                               346583 Ростовская обл.,

                                                               Родионово-Несветайский р-н,

                                                               х. Волошино

                                                               ул. Экспериментальная, 4/1

                                                                 т.  8 9514991497  

                                                                   Руководитель: учитель начальных

                                                               классов Мотина Светлана

                                                               Николаевна

Здравствуй, дорогой прадедушка, Чухлебов Михаил Александрович!

 Пишет тебе твоя правнучка Левашова Юлия. У нас всё хорошо. Я хожу в школу, папа и мама работают, бабушка и дедушка занимаются хозяйством. Ты знаешь, я даже посещаю музыкальную школу. А недавно у нас вылупились цыплята. Они очень пушистые и шустрые. Сейчас весна, весь хутор утопает в белом цвете. Нет, дедушка, это не снег, а цветут абрикосы. Если бы ты видел, как это красиво! От дедушки, твоего сына Чухлебова Виктора Михайловича, я узнала, что на фронт тебя призвали в 1941 году. Ты был назначен командиром стрелкового отделения 263 гвардии. Великую Отечественную войну прошёл до г. Берлина. Во время войны был трижды ранен. Как мне страшно об этом думать. Тебе ведь было очень больно. Но тебя, прадедушка, трижды спасала землячка Сидоренко Надежда Петровна. Я ей за это очень благодарна. Ты у меня, прадедушка, герой! Из интернета я узнала, что ты в боях в ночь с 6-го на 7-е февраля 1945 года в районе города Дорог/ Венгрия/ при взятии высоты 303 “ Безымянная “ огнём из своего личного оружия и броском гранат уничтожил пять немецких солдат и был награждён медалью «За отвагу». Прадедушка, как я горжусь  тобой, восхищаюсь твоим мужеством, храбростью, смелостью! Спасибо тебе за то, что подарил на всем жизнь, счастливое детство без войны, возможность работать и учиться! Невозможно себе представить, что было бы, если бы война дошла до нас?!

Моя бабушка Чухлебова Наталья Владимировна, твоя любимая невестка, рассказала мне историю, услышанную от её бабушки Заднепровской Евдокии Петровны. Это случилось в первые месяцы войны. Ты в это время был на фронте. У прапрабабушки Дуни было 4 дочери и один сын. Ему было 5 месяцев. Хутор Глинки, где они жили, был оккупирован немцами. Фашисты ходили по дворам и отбирали у людей еду. В доме  немцы увидели ребёнка, твоего внука, Заднепровского Анатолия Николаевича, он лежал на диване, закутанный в одеяло. Один из немцев сказал: «Это русский солдат, его надо «пух!» (то есть убить). Невозможно себе представить, дедушка, какая тогда у прапрабабушки была тревога в душе. Но она не растерялась и сказала: «Это девочка, а не мальчик». В последующие дни перед приходом немцев прадедушку прятали в подвал. А ещё один немец хотел забрать ведро яиц, которое стояло в углу комнаты, а другой ему говорит: «Не тронь, посмотри, сколько у неё детей». Потом он присел рядом с прапрабабушкой, достал из кармана фотографию и показал ей. На фото были изображены его жена и трое детей. Немец сказал: «Смотри, матка, это моя семья, там осталась. Ты нас не ругай, нас  заставляют воевать». Оказывается, дедуля, и немцы были разные: одни – жестокие, другие жалостливые.

А барашку, твоего любимца, зарезали. Мясо посолили в бочке, а бочку закопали в землю, чтобы фашисты не нашли. Это помогло долгое время кормить детей.

Ты, знаешь, дедуля, когда бабушка Наташа мне всё это рассказывала, то по моему телу бежали мурашки, а в душе меня переполняла гордость за наших русских женщин. Не сломала их война!

 Очень страшно становится, когда представляю себе, как ты сражался под пулями за Отчизну. Но, с другой стороны, берёт гордость и на лице появляется улыбка за то, что ты у меня такой! Сумел отстоять честь нашей Родины, защитил свою семью, дал будущее своим потомкам. Мы все любим и помним тебя. Я радуюсь, каждому прожитому дню, что ты мне подарил. Я очень горжусь тобой, люблю тебя, и ты навсегда останешься в моём сердце!

21.04.2017                   Твоя правнучка Левашова Юлия Алексеевна

Богородская центральная детская библиотека

«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу.

А теперь письмо солдата Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный,

Этот угол я загну,

Чтоб с Победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго — 

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо! »

Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.

Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.

Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой». 

Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.

Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся. 

Письмам приходилось преодолевать большие препятствия на войне. Но небольшие треугольники, весточки без конверта, на казенной бумаге, помогали людям в жизни, потому что в каждом их них были вера, надежда, любовь. Именно вера в победу, надежда на то, что враг будет разбит, любовь к родным и близким, к родному дому помогли приблизить долгожданный день Победы, а многим — просто выжить в неимоверно трудных условиях. Письма поддерживали, ободряли, призывали к общей цели — победе над фашизмом. Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.


Что же было написано в этих письмах?

Вот послушайте отрывки из писем:

«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача — скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если .придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя — цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь. 

Горячий привет всем знающим меня и всем нашим. Поцелуй Галочку. Крепко тебя целую много раз. Твой Анатолий».

«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов… Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой.

Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца.

«Сынок, будь осторожнее!..»,

«Береги себя, любимый!..»,

«Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернешься домой?», «Любимый, жду!..»,

«Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись…».

Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви…

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Шла война.. Но запахло в воздухе весной. Мать на фронт письмо писала сыну:» Здравствуй, мой Алёшенька родной! Ты здоров, любимый мой сыночек? За Отчизну проливаешь кровь…Как хочу я в эти пару строчек Уложить огромную любовь! Я, любимый, по тебе скучаю. Плачу…Но прости. Не в этом суть. Ты живой. Я точно это знаю. Ведь не может сердце обмануть. Стать бы мне красивой белой птицей, Чтобы от разлуки не страдать, Над Землёю грешной покружиться, И тебя, мой милый, увидать! Почему вестей не получаю? Обещал писать ты, уходя. Почтальона у ворот встречаю, Только нету писем от тебя…Бьёшь фашистов. Понимаю, милый…Знаю, что о доме ты грустишь…Но поверь, найду ещё я силы, Чтоб тебя дождаться, мой малыш. Помнишь Валю? Жили по соседству? Так тебя, сказала, будет ждать. Зайца твоего храню из детства…Помнишь, как любил ты с ним играть?…»Мать писала своему ребёнку. Вся в слезах. Две ночи напролёт. И не знала то, что похоронку Почтальон сегодня принесёт…

 Здравствуй дорогой мой, милый Ванечка, извини, что пишу редко, ведь у нас осенняя отрада. Много всяких забот. На днях ходили с женщинами нашего села заготавливать дрова, не заготовишь дров, нечем обогревать избу зимой. Осень — пора ягод и грибов. Недавно ходила в болото за голубикой. Целый день ходила по сырым кочкам, с обувью, сам знаешь туговато. Но ничего, справилась, лишь бы у вас на фронте солдатам не было трудно. Живу тобой, живу детьми. Вчера было письмо от нашего сына Василия, он воюет на Калининградском фронте, очень не хватает мне его. Каждый день молюсь за вас. Иришка и Семочка часто спрашивают: Когда вернутся папа и брат с войны? А маленькая Лизочка сидит, сидит да скажет: А если война завтла кончится, мы будем кусать валенье сладкое, и сахала и хлеба много, много? Бедная Лизочка, пока у нее одно желание — кушать сладкое! Но ты за нас не беспокойся. Живут же люди, проживем и мы. Надо уметь жить и в трудностях. Вижу тебя, моего родного, пусть похудевшим, измотанным в трудных походах, но не сломленным! Мы тебя очень ждем, до скорого свидания, твоя Маруся. 28.08.41 

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась —

До чего ж ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: “А скоро елка!

Ты приедешь к нам на Новый год?”

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так…от счастья…

Твоя дочь.

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Десятки и десятки писем с фронта хранятся в сердцах людей.

С годами не забываются уроки той войны – горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».

74 года со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.

Какой же путь проходили письма с фронта?

 Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал письма-треугольники, открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на военно-почтовые сортировочные пункты. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах.

Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Цену писем на войне знали все!

В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. Я считаю, что сегодня письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами.

Треугольники писем солдатских

Обожгли мои руки и боль

Тут же в сердце вошла мукой адской.

В Польше встретил последний свой бой

Тот, кто письма писал на привалах

У коптящей снарядной “свечи”,

Представлялся солдатом бывалым

В письмах к маме, они горячи.

Много лет берегли эти письма —

Сотоварищей страшной войны. 

Как опавшие осенью листья

Пожелтели с годами они.

В них хранится о самой жестокой, 

Самой страшной, безумной войне

Память, ставшая тенью далёкой, 

Отражённая в новой весне.

 И этих писем ещё много-много…

Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.

Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.

Анатолий Коновалов, д. Хмелинец, Липецкая область

Валькино письмо на фронт

Вальке было целых два с половиной года, когда его отца отправляли на какой-то там фронт. Если он плакал в два ручья, когда ему во дворе кто-либо из сверстников фонарь под глаз вешал, то слезам матери, по его точным меркам, и в трех ручьях тесновато будет. Правда, глядя на мать, почему-то и он предательские слезы в своих глазках удержать, как ни тужился — мужик все же, — не мог, видно, силенки в глубинах его прозрачно-чистой души мускулами не налились.

Голосовать_шорт-чудетство_лепеталки

Отец, на глазах которого влага тоже поблескивала, успокаивал мать:

— Ты, Кать, не убивайся понапрасну. Через месяц-другой мы с немцем управимся. А ты того… Рубаху вон от твоих слез хоть выжимай. Ты за сыном только хорошенько приглядывай. Сорванец ведь растет…

— Ты, Вась, береги там себя…

Голосовать_шорт-чудетство_истории

— Все будет нормально, мать. А ты, сынок, помогай тут маме…

— Угу… — шмыгнул носом  Валька.

Мать еле отлипла от груди Василия, и он вместе с другими ельчанами ушел из дома неизвестно куда.

Прошло три года с момента проводов отца Вальки на войну.

Мальчик чуть ли не каждый день приставал к  матери:

— Почему батя так долго не приходит?

— Скоро, сынок, он возвратится, только под зад фашисту хорошенько  задаст…

— Точно так, как ты мне крапивой по жопе?

— Еще больнее, —  мать скупо улыбалась.

А как-то сын залетел вихрем домой серьезно озабоченный:

— Мам, ты напиши письмо папе.

— Какое письмо? — сразу та ничего не поняла.

— Я же ему на днях отослала весточку, что мы с тобой живы и здоровы, чего ему желаем, и ждем не дождемся его, ненаглядного, домой. Правильно я написала, сынок?

— То письмо долго к нему добираться будет, а это мы с голубем отправим.

— С каким таким голубем? — спросила в растерянности мать.

— С почтовым…

— Каким еще почтовым?

— Я договорился с дядей Петей. У него этих голубей много. Он обещал одного мне одолжить.

Екатерина Николаевна во все глаза смотрела на сына.

До войны в Ельце редко в каком дворе не водили голубей. Это увлечение, как между собой рассуждали женщины, заразило их мужей хуже пьянства — болезнью неизлечимой. Теперь мужья ушли на фронт, а голуби вроде бы сами собой перевелись или куда-то улетели. А Петр Гаврилович, которого на тот самый фронт не взяли, — он был без ноги после Гражданской войны, жил в соседнем дворе. Ребятишек с ближайших от его дома домов он привечал, с гордостью показывал им своих голубей, которые по его команде растворялись в небе и превращались в еле заметные точки. На что у Вальки глаза зорче зорких были, и то он те «точки» с трудом в бездонной синеве отыскивал.

Но главное-то, у дяди Пети были кроме простых голубей и почтовые. То ли привирал инвалид, а может, и доля правды в его словах проскальзывала, но он утверждал:

— Мои умницы в любую даль весточку доставят и не поленятся ответ обратно на своих крылышках принести.

Эти слова в головке Вальки поселились и покоя ему не давали даже во сне. Задумал он из Ельца на фронт весточку доставить в одночасье. Дяде Пете прохода не давал с просьбой отправить одного из почтарей с письмом в окоп к отцу, что, мол, он, его сын Валька, давно со счета дней сбился, его ожидая.

Отказать мальцу в просьбе Петр Гаврилович не мог. Но пробовал отговорить Вальку:

— Где же твоего отца мой голубь искать-то будет?

— Ты сказал, что он где угодно его отыщет, на то он и почтовый…

— Но…

Мальчик вот-вот слезу из глаз выдавит, не унимался:

— Давай, дядь Петь, почтаря на фронт отправим. Он обязательно там папу найдет.

Почесал голубятник затылок, прокрутил в голове ситуацию с просьбой Вальки с разных сторон. Если бы из того самого отцовского окопа голубя в небеса выпустить, то он точно в Елец,  к дому путь проложил. А так — затея пустая. Решил пойти на хитрость.

— Ладно, Валька, пошлем мы сизаря к твоему отцу. Пиши письмо.

Сам мальчик ни читать, ни тем более писать еще не научился. Она и мать-то не шибко грамотной была, как сама над собой подшучивала — закончила два класса школы и один коридор. Но как-никак, а кое-что нацарапать могла. Потому и попросил ее сын, чтобы она отцу от его имени письмо написала, умоляла бойца, чтобы тот чуть ли не завтра домой возвратился, а то скука Вальку скоро со всеми потрохами слопает.

Мать просьбу сына исполнила.

Валька пулей примчался к голубятнику. Тот аккуратно свернул трубочкой письмо, перевязал его ниточкой, но прикреплять к лапке голубя не спешил.

— Знаешь, сынок, — с волнением говорил Петр Гаврилович, — голубь — птица Божья. И на твою просьбу ему Божье благословение требуется, а то он в пути заплутается.

— А где это благословение взять? — чуть ли не с испугом спросил мальчик.

— Мы с тобой направимся сейчас к нашему Вознесенскому собору, оттуда и выпустим голубя с твоим посланием отцу. Согласен?

— Угу… — Валька был согласен на что угодно, лишь бы письмо в одночасье к отцу прилетело.

Оказалось, что Петр Гаврилович был человеком верующим. Обмануть Вальку — значит, грех на душу взять. Он и решил покаяться перед Господом Богом, что идет на обман мальчика сознательно, только бы его веру в получении отцом письма не загасить. Знал он, опытный голубятник, что птица дальше Ельца никуда не полетит. Повисев, как обычно, какое-то время в заоблачной дали, возвратится к своим подругам — в родную клетку. Потому, прежде чем выпустить голубя, зашел в собор, помолился, свечку иконе Елецкой Божьей Матери поставил. Заставил перекреститься и Вальку, хотя тот не понимал, зачем это надо делать.

Только после этого он прикрепил письмо к лапке голубя и сказал:

— Ты сам, сынок, должен выпустить голубя.

Валька взял осторожно до боязни из рук дяди Пети почтаря.

Голубь был красавец: сизая грудь колесом; голову держит гордо, что тебе сказочный царь-государь; глаза, как спелая смородина, — черные, немигающие, видно, зрение у него острее опасной бритвы; а крылья-то какие — над головой Валькиной если тот их расправит, то лучи солнца до его веснушек не скоро доберутся.

— Подбрось теперь нашу голубушку  вверх, — напутствовал голубятник мальчика.

Валька тут же исполнил указание Петра Гавриловича.

— Ну, лети к Валькиному отцу, милый…

Мальчик торопливо спросил:

— Он ныне ответ принесет, дядь Петь?

Пожилой мужчина улыбку на лице скрывать не собирался.

— Уж больно ты прыткий, как я погляжу. Ему еще надо твоего отца разыскать, а там как Бог даст…

И голубь начал набирать высоту на Валькиных глазах. Он медленно поднимался над пятью куполами собора. Потом минул и кружева перистых облаков — легких, воздушных, словно их елецкие кружевницы специально для этого случая сплели.

— Дядь Петь, голубь поднимается в небо, а к папе почему-то не летит.

Схитрил инвалид:

— Так ему же осмотреться надо — в каких таких краях-далях твоего отца заприметить.

— А… — Валька с удовлетворением воспринял объяснения Петра Гавриловича.

Отец, когда вернулся с фронта, Вальке рассказал, что с голубем никакой почты не получал, хотя вроде бы видел и не раз, как птицы, видимо, напуганные взрывами снарядов и жужжанием пуль, пролетали над окопом.

Я родился через  год после победного возвращения отца с фронта. Историю с почтовым голубем узнал из рассказа брата Валентина. Он, когда немного подрос, сам голубей начал разводить, пробовал завести почтовых, только дрессировщик из него оказался никудышный.

  • Письмо моему герою великой отечественной войны сочинение
  • Письмо мне в будущее сочинение
  • Письмо митрофану из комедии недоросль сочинение краткое
  • Письмо митрофану из 21 века сочинение 8 класс
  • Письмо маши троекуровой сочинение