- 14.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА
- Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
- Примеры сочинений 2022-2023
- Подробно про композицию итогового
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
- Подробнее о вступлении (спец. материал)
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
- Подробнее о заключении (спец. материал)
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Структура и план написания Итогового сочинения 2022-2023
Сколько слов должно быть в итоговом сочинении? Рекомендуемый объём — 350 слов. Минимальный объём — 250 слов.
Короткий план написания
I. Вступление
Объём: 50-70 слов.
Указываем главную идею сочинения и основные мысли.
II. Основная часть
Объём: 200-250 слов.
Тeзис 1
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (не менее одного)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoму тезису
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (не менее одного)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoму тезису (если он есть)
III. Заключение
Объём: 50-70 слов.
Подробная структура
I. Вступление
Что здесь может быть:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенной темы в жизни человека;
- ответ-тезис на главный вопрос, который ставится в теме.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
II. Основная часть
В основной части раскрывается идея сочинения. Здесь нужно описать и доказать выдвинутые положения. Объём основной части должен быть больше, чем объём вступления и заключения вместе взятые.
Тезис — это основная мысль сочинения, его нужно доказать, используя аргументы.
Аргумент — обоснование тезиса, опирающееся на литературные примеры.
Основная часть = минимум 2 Тезиса
1 Тезис = минимум 1 Аргумент
Таким образом, в основной части должно быть минимум 2 Тезиса и 2 Аргумента.
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Характеристики Аргумента:
- он должен быть сделан отдельным абзацем
- с опорой на литературные источники
- каждый Аргумент должен заканчиваться Микровыводом
- желательно 1 Тезис = 2 Аргумента (допустимо 1 Тезис = 1 Аргумент)
- к каждому Тезису приводится свой аргумент
Элементы Аргумента:
- Обращение к литературному произведению. Надо назвать автора и произведение. Если уверены, указываем дополнительно жанр произведения.
- Анализируем и интерпретируем произведения с помощью таких клише, как «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т.д.
- В микровыводе указываем главную мысль всего произведения или позицию автора по поднятой проблеме с помощью клише типа «автор делаем вывод» и т.д.
III. Заключение
Здесь подводим итоги, делаем выводы, формулируем конечные оценки.
Нельзя повторять те Микровыводы, которые уже делались в сочинении после Аргументов. Старайтесь их обобщить. Используем такие клише, как «следует», «нужно», «важно» и пр. В заключительной части можно использовать призывы, выражение надежды на что-то хорошее, подходящие по смыслу цитаты.
Образец Итогового сочинения
Итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с четким шаблоном.
1. Вступление
В первой части сочинения (вступлении) нужно раскрыть основную мысль темы, ввести в курс дела предложенной проблемы.
Во вступлении Вы можете упомянуть основные понятия направления (например, общество, социальный конфликт, самобытность, индивидуальность и др.), дать им краткие пояснения.
Также во вступлении можно в одном-двух предложениях порассуждать и задать вопросы, которые приходят Вам на ум, когда Вы смотрите на тему сочинения.
В конце вступления ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать переход к основной части (используя специальные клише-связки), где Вы уже будете выражать свою позицию – то есть формулировать тезис и подкреплять его примером из литературы (= аргументировать тезис).
Клише для написания вступления
Перечисление ключевых понятий:
- «Искусство, память, вечность…»
- «Война, детство, жизнь…»
Общие рассуждения по теме:
- «Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…»
- «Каждый из нас сталкивался с…»
- «С давних времен человек думал о…»
Вопросы по теме, которые впоследствии позволят сформулировать тезис:
- «Зададимся вопросом: почему?»
- «Почему же необходимо?..»
- «Как нужно относиться к…»
В конце абзаца со вступлением Вам нужно сделать переход к основной части и литературному произведению, которое Вы будете использовать для аргументации своей позиции.
Клише для связи вступления с основной частью:
- «Замечательным примером, иллюстрирующим…»
- «Размышляя о вечности, я не могу не вспомнить о романе…»
- «В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает произведение…»
2. Основная часть
В этой части нужно сформулировать 1 тезис (= основную мысль сочинения) и проиллюстрировать его с помощью 1 художественного произведения (= 1 аргумент).
Из чего состоит аргумент?
- обращение к литературе, конкретному произведению. Нужно назвать ФИО автора и его произведение. Также желательно назвать жанр, но если Вы не помните (не уверены, не знаете), то гадать и ошибаться здесь не нужно, пропустите этот пункт, указания автора и названия произведения будет достаточно.
- анализ литературного произведения. Эксперты, проверяющие работу, ждут, что Вы будете анализировать произведение, обратитесь к конкретному эпизоду или сюжету в целом, и это позволит Вам охарактеризовать героя (героев). Будет не лишним несколько раз упомянуть автора, используя клише. Важно: пересказ произведения никому не интересен, поэтому не пересказывайте сюжет, пересказ не является анализом.
Клише для основной части
Варианты тезисов:
- «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
- «Я считаю, что ответить на этот вопрос можно разными способами. Для меня очевидно, что…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
- «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
Примеры аргументов (обращений к произведению):
- «Темы (искусства, войны, человечности и т.д.) раскрывается в произведении (автор, название, жанр)…»
- «Так, драматург (ФИО) в романе «Название» обращается к теме…»
- «Мысль о необходимости защищать детей выражена в стихотворении «Название» поэта (ФИО)…»
Анализируем произведения:
- «Писатель размышляет о…»
- «Поэт показывает, что…»
- «Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…»
- «Автор повествует о…» и т.д.
Если у Вас есть время и желание, Вы можете сформулировать второй тезис и аргументировать его вторым (другим) литературным произведением. Но эксперту достаточно видеть одного тезиса и одного литературно аргумента, чтобы поставить Вам зачет (конечно, если Вы все сделали и написали правильно). Также не забывайте: чем больше Вы пишете, тем выше вероятность допустить ошибку.
3. Заключение
Заключение — это подведение итога всему вышесказанному, выражение надежды на лучшее, возможно, призыв в какому-либо действию и пр.
Клише для заключения
- «Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…»
- «В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…»
- «К какому выводу я пришел, размышляя на тему «»? Мне представляется, что…»
- «В заключение хотелось бы призвать людей к…» и т.д.
ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.
Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!
Каким итоговое сочинение было раньше
ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.
Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.
В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч).
Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.
Каким же будет итоговое сочинение 2022/23
Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка.
Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:
В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.
Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы.
Итоговое сочинение 2022/23: критерии
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Аргументы для итогового сочинения 2022/23
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы:
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!
Как писать итоговое сочинение
Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».
3
1 414
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.
Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.
Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе
Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.
Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.
Структура итогового сочинения
В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.
Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.
Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.
Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.
Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.
Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.
Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.
Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.
План итогового сочинения
В итоговом сочинении должны быть:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.
Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»
Вступление
Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.
Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.
Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения
Основная часть
В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.
Заключение
В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.
Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.
Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:
Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023
.
Критерии итогового сочинения
При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».
Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.
Требования к итоговому сочинению
Это объём и самостоятельность.
В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».
Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».
Критерии оценивания
Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.
При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.
Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.
Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.
В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.
Как подготовиться к итоговому сочинению
Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:
Разбери разделы и подразделы
Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.
Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.
В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.
Читай и анализируй
Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.
Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.
Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.
Тренируйся
Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.
После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.
На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.
Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.
Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».
Подробности здесь.
Белая Лидия Николаевна
Рабочая тетрадь
для подготовки к итоговому
сочинению 2022-2023года.
«Этапы работы над итоговым сочинением».
ученика (цы) _____ класса_______
__________________________________________
__________________________________________
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Белая Лидия Николаевна
2022 г.
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением 2022-2023г.г.». Пособие содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя алгоритм работы над сочинением, образец комплекта тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, какие произведения литературы подойдут для аргументов, практические советы в написании итогового сочинения).
Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.
ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2022-2023 г.г.
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?
-
Все 11-классники России пишут сочинение в один день;
-
испытание проходит на базе неродной школы;
-
6 тем (по 2 теме из каждого раздела); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;
-
экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;
-
сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
-
использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
-
списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;
-
качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).
ОБРАЗЕЦ КОМПЛЕКТА ТЕМ 2023 ГОДА
-
1223 Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
-
1434 Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
-
2345 Семейные ценности и их место в жизни человека.
-
2456 В чём может проявляться любовь к Отечеству?
-
3367 Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
-
3167 Чему человек может научиться у природы?
РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ 2022-2023 ГОДА
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
-
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
-
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
-
1.3. Познание человеком самого себя.
-
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
-
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
-
2.2. Человек и общество.
-
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
-
3.1. Природа и человек.
-
3.2. Наука и человек.
-
3.3. Искусство и человек.
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
№ |
Критерий |
Пояснение |
1 . |
Соответствие теме |
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия. Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют…. |
2. |
Привлечение литературного материала |
Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение. |
3. |
Композиция и логичность рассуждения |
Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают. |
4. |
Качество письменной речи |
Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций. Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт». |
5. |
Грамотность |
По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация). |
Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:
-
объем более 250 слов;
-
соответствие заданной теме;
-
наличие аргументации с привлечением литературного материала….
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ
ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.
-
Задать себе вопросы:
— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
— На каком материале можно раскрыть данные темы?
— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем.
При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.
ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.
Тема выбрана! Что делать дальше?
1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
ЧТО (О ЧЁМ) писать? |
ЗАЧЕМ писать? |
КАК писать? |
1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. |
1. Определяю основную мысль сочинения. |
1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) |
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. |
2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения |
2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации |
3. Обдумываю композицию и форму сочинения |
3. Пишу заключение |
3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (своеобразный ввод в тему).
Это может быть:
-
высказывание своего взгляда на проблему;
-
вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
-
обоснование причин обращения к этой теме;
-
эмоционально ввод в тему сочинения;
-
использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
-
проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
-
проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
-
оформление вступления в виде вопросов
4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Это может быть так:
-
обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
ВАЖНО!!! Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.
-
возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)
ВАЖНО!!! Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
-
взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
-
обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
-
обращение к оригинальной цитате.
2
5. Определить композицию будущего сочинения
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ |
СОДЕРЖАНИЕ |
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ (НА ВЫБОР УЧАЩЕГОСЯ) |
1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) |
Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности) |
|
2. Основная часть |
Аргументация, доказательства+ факты, подтверждающие тезис, утверждение |
|
3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) |
Выводы (обобщение) |
|
ВНИМАНИЕ!!! Выпускникам 2023 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.
Композиционные части (350 слов) |
Вступление + тезис (60 70слов) |
Аргументация (234 — 240 слов) |
Заключение (60 — 70 слов) |
ПРАВИЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2023, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:
-
автор и название произведения;
-
описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
-
мини-вывод .
Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2022-2023 учебного года, возьмите на вооружение такие советы:
-
используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
-
ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
-
заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.
ВАЖНО!!! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.
КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2022-2023 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ: ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ
-
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
-
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
-
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
-
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
-
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
-
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
-
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
-
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
-
Обратимся к произведениям художественной литературы
-
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
-
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
-
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
-
Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
-
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
-
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
-
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
-
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
-
Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
-
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
-
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
-
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
-
Вспомним героя повести… (автор, название).
-
Обратимся к роману… (автор, название).
-
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
-
Автор повествует о…
-
Автор описывает…
-
Поэт показывает…
-
Писатель размышляет о…
-
Писатель обращает наше внимание…
-
Писатель заостряет наше внимание на …
-
Он акцентирует внимание читателя на…
-
Этот поступок героя говорит о …
-
Мы видим, что герой поступил так потому…
-
Автор показывает, к каким последствиям привело…
-
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
-
Писатель осуждает…
-
Он ставит нам в пример…
-
Автор подчеркивает…
-
Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
-
Писатель считает, что…
-
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
-
Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
-
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
-
Невольно напрашивается вывод…
-
Таким образом, мы приходим к выводу: …
-
Итак, можно сделать вывод, что…
-
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
-
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
-
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
-
Хочется верить, что…
-
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
-
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
-
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
-
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
-
(Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
-
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
ШАГ 3. ТАКТИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. Пишу сочинение на черновике.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество — 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:
-
правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (ЭТО КРИТЕРИЙ №1, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА)
-
приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (ЭТО КРИТЕРИЙ №2, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА)
-
соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?
-
есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
-
есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (ЭТО КРИТЕРИЙ №3)
-
соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (ЭТО КРИТЕРИЙ №4)
-
насколько грамотно написана работа? (ЭТО КРИТЕРИЙ №5).
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ В НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:
- Как писать вступление?
-
Вступление должно быть 60-70 слов.
-
Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
-
Отражено ли это во вступлении?
-
Намечена ли цель сочинения?
-
Сужена ли тема?
- Есть ли переход к основной части?
-
Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
-
Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….
-
Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
-
Так в произведении…показан….
-
Именно…( один из этих вариантов!)
- Как писать основную часть?
-
Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
-
Обращение к произведению (указаны автор, название);
-
Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
-
Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
-
Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
-
Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
-
То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где поднимается тема…. — ….;
-
О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
-
Об этом же писал…;
-
Это же волновало….;
-
Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
4.Как писать заключение?
-
В заключение должно быть — 60-70 слов.
-
Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
КЛИШЕ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
-
Подводя итог, хочется сказать:…
-
Таким образом, мы понимаем, что….
-
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2022-2023г.г. Алгоритм работы над сочинением:
-
Внимательно прочитать формулировку темы.
-
Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
-
Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
-
Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
-
Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
-
Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
-
Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
-
Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
-
Запиши их, составляя план.
-
Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
-
Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
-
Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2022-2023
Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:
-
Как писать итоговое сочинение?
-
Какой алгоритм написания сочинения?
-
Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис №1 (20-30 слов)
-
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
-
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
-
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис №2
-
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
-
Микpoвывoд
-
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис №3
-
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
-
Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
ВАЖНО!!! Сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. ВСТУПЛЕНИЕ раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
1)объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2)общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3)ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
-
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
-
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
-
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!!!!
-
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
-
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
-
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
-
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
-
привести из литературных источников.
-
выделить в отдельный абзац.
-
в конце каждого абзаца написать микровывод.
-
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
-
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:
-
ОБРАЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
-
ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЮ — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
-
МИКРОВЫВОД (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ:
-
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
-
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
-
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
-
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
ПОДВЕДЁМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ!!!
-
Критерии №1 и № 2 являются основными.
-
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
-
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
-
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
-
На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
-
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
-
Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Несмотря на то, что темы заранее не известны, предлагаю вашему вниманию банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме.
РАЗДЕЛ №1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
-
Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
-
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
-
Можно ли оправдать плохой поступок?
-
Может ли любовь спасти заблудшую душу?
КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
-
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
-
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
-
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
-
«Голодные игры» С. Коллинз
-
«Повелитель мух» У. Голдинг
-
«Старуха Изергиль» М. Горький
-
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
-
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
-
«Зеленая лампа» А. Грин
-
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
-
«Граф Монте-Кристо» А. Дюма
-
«Черный человек» С. Есенин
-
«Гранатовый браслет» А. И. Куприн
РАЗДЕЛ №2. СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
-
Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
-
Как окружение влияет на ребёнка?
-
На что готов пойти человек ради своей семьи?
-
Человек должен жить для себя или на благо общества?
КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
-
«Война и мир» Л. Н. Толстой
-
«Анна Каренина» Л. Н. Толстой
-
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
-
«Герой нашего времени» М. Лермонтов
-
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
-
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
-
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
-
«Капитанская дочка» А.Пушкин
РАЗДЕЛ №3. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
-
Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
-
Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
-
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
-
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
-
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
-
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
-
«О дивный новый мир» О. Хаксли
-
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
-
«1984» Дж. Оруэлл
-
«Мы» Е. И. Замятин
-
«Голодные игры» С. Коллинз
-
«Повелитель мух» У. Голдинг
-
«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
-
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2022-2023! А чтобы точно быть готовым ко всему, внимательно изучите предложенный материал.
28
Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.
Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются направления сочинений, в рамках которых будут даны темы.
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.
Алгоритм работы при написании итогового сочинения:
1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.
Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?
Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:
Какой должна быть структура (план) сочинения?
Из каких частей оно должно состоять?
Попытаемся ответить на них.
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис+аргумент.
Второй тезис+аргумент.
Третий тезис+аргумент.
Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Традиционно выделяют три части сочинения:
- ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
|
ИСТОРИЧЕСКОЕ |
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ |
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.). |
БИОГРАФИЧЕСКОЕ |
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
ЦИТАТНОЕ |
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
ЛИЧНОСТНОЕ |
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
|
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
ЦИТАТА |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль. |
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
- тезис
- развитие мысли
- иллюстративная часть (доказательства, примеры)
- микровывод
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
2. Люди часто размышляют о том, что …. (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
2. Вспомним героя повести… (автор, название).
3. Обратимся к роману… (автор, название).
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что…
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА
В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
2.СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.
Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
ТИПЫ ОШИБОК:
1.Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
2.Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.
3.Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Искажения литературных текстов и фактические ошибки.
В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:
1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;
2) искажение названия произведения;
3) искажение имен, фамилий литературных героев;
4) неточное указание дат;
5) ошибки в названии мест событий, географических названий;
6) искажение жизненной правды;
7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;
ошибки в указании литературного жанра;
9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;
10) искажение авторской позиции;
11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.
Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.
7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.
Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.
Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.
Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.
Низкое качество речи и речевые ошибки;
В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости;
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».
Ответ: ключевое слово — «какие события».
Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.