- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- План рассказа Мальчики Чехова
- Приезд Володи и Чечевицына на каникулы.
- Теплый прием родных.
- Мальчики ведут себя как заговорщики.
- Сестры подслушивают разговор ребят.
- Мальчики обсуждают план побега в Америку.
- Сомнения Володи.
- Побег друзей и их поиски.
- Возвращение беглецов.
- Прощание друзей.
Пересказ
Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей. Даже собака весело гавкала и радовалась приезду Володи.
Отец и мать тепло пригласили друзей пить чай в гостиной. Мальчики согрелись в теплой комнате, сестры Володи во все глаза наблюдали за новым гостем. Он сильно отличался от их пухлого и светлокожего брата. Чечевцын был худеньким и смуглым мальчуганом, его нельзя было назвать красивым, но глаза у него были очень умные и живые. Сестры были восхищены приятелем Володи. За чаем мальчишки о чем-то тихо перешептывались и вообще вели себя как заговорщики.
После чаепития вся семья отправилась украшать елку. Володя, который очень любил это занятие и никогда не пропускал его, в этот раз ушел в свою комнату с приятелем. А сестры решили узнать, какую же тайну скрывают друзья и стали за ними подслушивать.
Мальчишки обсуждали какой-то план. Они начитались книг об индейцах и решили сбежать в Америку. Чечевицын себя назвал Монигомо Ястребиный коготь, а Володе дал кличку Бледнолицый брат. Они с восторгом обсуждали, как попадут в далекую страну, и какие опасности встретятся у них на пути. Они уже готовы ко всем невзгодам.
Сестры, слушая эти разговоры, решили не выдавать мальчиков родителям. Ведь они должны привести им подарки из Америки, золото или слоновые кости.
Володя переживает, ему с трудом дается решение расстаться с семьей. Он не уверен, правильно ли поступает, оставляя их и уезжая так далеко. Утром он рассказывает о своих сомнениях другу, ему очень жаль маму, которая будет плакать, и расстраиваться, узнав о побеге сына. Но Чечевицын, имея влияние на друга, доказывает ему, что решение правильное и не нужно сомневаться. Мальчики убегают из дома.
Когда ближе к обеду мальчиков нигде не обнаруживают и поиски их безрезультатны, родители вызвали урядника. Он приехал и составил документы о пропаже детей. В доме все переполошились, мама постоянно плачет.
К вечеру следующего дня беглецы были возвращены домой. Их нашли в гостином дворе, когда они собирались приобрести порох. Ночь мальчики провели на вокзале.
Родители известили маму Чечевицына, которая вскоре приехала и забрала сына. Володя очень переживал случившееся и жалел о том, что причинил столько горя своим родным. Одной из сестер Володи Чечевицын подписал в тетради «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это была его мечта, несбывшаяся, но такая манящая.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Мальчики Чехова
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Процесс Кафки
Произведение под названием «Процесс» написано немецким писателем Францем Кафкой. Он создал по истине гениально произведение, когда читатель, погружаясь в мир Кафки, сможет прочувствовать все на своей коже.
- Сочинение по картине Золотая осень в Карелии Мешкова 8 класс
Одним из самых живописных уголков России является Республика Карелия. Именно эти края вдохновили советского художника Василия Васильевича Мешкова на написание картины «Золотая осень в Карелии» в 1950 году.
- Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Толстого Война и мир
Платон Каратаев – жизнерадостный, мудрый покровитель. Он является завершенным персонажем, олицетворяющим широкую натуру.
- Сочинение Что такое Родина? рассуждение 9 класс, 15.3, ОГЭ, ЕГЭ, 11 класс
Родина это слово с большой буквы. У каждого человека есть собственное понимание этого слова, но в итоге все сводится к одному – это отчий дом.
- Сочинение Надежда и отчаяние
Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит
Изучение творчества Чехова является одним из обязательных аспектов программы обучения по литературе для учащихся 4 классов. Его произведения отличаются особенной лёгкостью для прочтения учениками начальной школы и поучительностью содержания. Пересказ любого текста начинается с ознакомления и выделения основных частей. Чтобы составить план к рассказу Чехова «Мальчики» в 4 классе, необходимо внимательно прочитать произведение.
Оглавление:
- Порядок построения плана
- Обзор рассказа
- Характеристики главных героев
Порядок построения плана
Для начала уместно разделить сказку на смысловые части и выделить в каждой основную мысль для определения хода повествования. Затем следует образно представить рисунок действий, оформить краткую схему и пошагово записать литературный план.
Каждый пункт должен быть кратким и передавать главную идею определённого раздела.
Для примера можно ознакомиться со следующим вариантом:
- Долгожданная встреча сына в семье Королёвых.
- Чечевицын и секрет друзей.
- Сомнения перед побегом.
- Розыск беглецов.
- Несбывшаяся мечта.
План поможет составить краткий пересказ произведения «Мальчики» Чехова в 4 классе.
Обзор рассказа
Вечер. Семья Королёвых встречает сына Володю после долгой разлуки. Его приезду рады все жильцы дома. Но мальчик оказывается не один.
Он пригласил погостить на рождественские каникулы своего друга Чечевицына. Ребята были удивлены радостным и тёплым приёмом.
Но за ужином сёстры Володи отметили его необычную молчаливость и серьёзность. С родственниками он общался мало, больше внимания уделяя своему товарищу. Оба мальчика были задумчивы и общались только между собой.
Позже девочки решили узнать, какую тайну хранят друзья. Выяснилось, что младший Королёв и Чечевицын, начитавшись историй про приключения и индейцев, решили сбежать из дома и отправиться в Америку. Девочки, подслушав разговоры мечтателей, не выдали их секрета родителям, надеясь на вознаграждение из далёкой страны.
Разработав план путешествия, ребята были уверены в своём успехе. Накануне побега у Володи возникают сомнения о правильности их намерений. Он переживает, насколько расстроится его мама. Но товарищ настойчиво убеждает его идти до конца.
Чечевицын даже выбрал себе прозвище «Монтигомо Ястребиный Коготь», провозгласив себя вождём непобедимых.
Когда мальчики совершили отчаянный поступок, их поведение вызвало негодование среди взрослых. Они вызвали местного урядника для поиска беглецов. Отправили за матерью Чечевицына.
Через несколько дней ребята были пойманы в городе, где они собирались приобрести порох. Когда гимназистов доставили домой, Володя расплакался и бросился к матери, тогда как его друг держался гордо и надменно. Позже у них состоялся разговор с главой семейства Королёвых, который обвинил Чечевицына в произошедшем.
В итоге Володя раскаялся в содеянном и извинился, а его гордого друга увезла мать, Чечевицын даже не попрощался, оставив лишь подпись своего прозвища в тетради сестры Володи — Кати.
Характеристики главных героев
С первых строк рассказа перед глазами читателей предстают 2 друга — гимназиста, которые увлечены одной общей идеей. При этом автор по-разному описывает мальчиков.
Володя Королёв при сравнении с Чечевицыным более пухлый и белокожий, по характеру — впечатлительный, общительный и жизнерадостный (за исключением описываемого фрагмента в его поведении).
Чехов противопоставляет второго гимназиста товарищу, будто бы намеренно подчёркивая его худобу, смуглость, угрюмость, сухость в общении и общую непривлекательность. Как могли подружиться столь разные люди?
Писатель невзначай заостряет внимание читателя на преданности единой цели, ради которой Володя жертвует радостными приготовлениями к празднованию Рождества и привычным общением с домочадцами.
Интересна и итоговая реакция беглецов на их возвращение домой: испуганный и раскаявшийся Володя и молчаливый хмурый Чечевицын. Как мог бы догадаться читатель, его последняя прощальная надпись «Монтигомо, Ястребиный Коготь» даёт понять, что он вряд ли отказался от своей идеи посетить Америку.
Для получения положительной оценки сделай план рассказа «Мальчики» правильным и логичным. В этом поможет оригинал текста, его анализ и внимательный подход к заданию.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 129 человек из 46 регионов
- Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема:
А.П. Чехов «Мальчики».
Составление плана.
УМК «Школа России»
Литературное чтение, 4класс
Автор: Киселёва Н.А.
1 -
2 слайд
ЧЕХОВ Антон Павлович
(1860-1904)
Русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-1902).
Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте и др.).
2 -
3 слайд
Антон Павлович Чехов
XIX век подарил нам прекрасных писателей.
Одним из них является А.П. Чехов.
3 -
4 слайд
Современники о Чехове
«Он был красавец . Вся его высокая фигура, открытое лицо , широкая грудь внушали особенное к нему доверие . У него был низкий бас с густым металлом ; дикция настоящая русская, без тени искусственности».Коровин К.А.
4 -
5 слайд
Отчий дом писателя
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в г. Таганроге в семье мелкого торговца.
5 -
6 слайд
Семья Чеховых
Слева направо: стоят — Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович; сидят — Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и ее сын Георгий. (1874)
Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть ли не в каждом.
Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Их дети, Александр и Михаил, стали писателями, Николай – художником, Иван – педагогом, а дочь Мария – художницей.
6 -
7 слайд
Работа в лавке
Лавка отца Чехова «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары»
В детстве Антон с раннего утра до позднего вечера работал в лавке.
7 -
8 слайд
Чехов — гимназист
Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году поступает в Таганрогскую гимназию.
Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает стипендию.
Что помогло хорошо закончить Чехову гимназию?
8 -
9 слайд
Университет
В 19 лет Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет. Через 5 лет он получает звание врача.
Продолжается его литературная деятельность. В 1880 году появляются первые публикации его рассказов в журнале «Стрекоза». А уже в 1882 году его приглашает сотрудничать редактор журнала «Осколки» Н.А. Лейкин.
В 90-е годы произведения Чехова известны уже не только в России, но и во многих Европейских странах.
9 -
10 слайд
Сахалин
1889 год омрачается смертью брата Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова. В апреле 1890 г. он отправляется на Сахалин в длительное и тяжелое путешествие. Здесь в течение трех месяцев писатель объездил остров, провел поголовную перепись всех сахалинских жителей. Впечатления от поездки были богатыми, сложными, противоречивыми. Чехов вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство, назначившее специальную комиссию для расследования положения ссыльнокаторжных на Сахалине.10
-
11 слайд
Последнее путешествие писателя
Мелихово (1892 г.)
Дача Чехова в Ялте
(1898-1904 г.г.)
Баденвейлер
(1904 г.)
11 -
12 слайд
Творчество писателя
12 -
13 слайд
Словарная работа
Башлык
— теплый головной уборРозвальни
— сани
— животное
Бизон
Пампасы
— южноамериканские равнинные травянистые степи
Мустанги
— потомки лошадей, привезенных из Европы в XVI веке
Термиты
— насекомые
Москиты
– насекомые
Майн Рид
— это английский писатель, автор приклю-ченческих романов и произведений для детей и юношества.
Самоеды
— старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев
13 -
14 слайд
Розвальни – низкие и широкие сани с
расходящимся по бокам облучком.Башлык- суконный тёплый головной убор –
остроугольный колпак с длинными концами,
надеваемый поверх шапки.Сюртук — род длинного двубортного пиджака,
обычно в талию. -
15 слайд
План рассказа
Первый приезд Володи.
Действие в столовой.
Действие в детской.
Диалог Чечевицына с Катей.
Девочки подслушивают разговор.
Прощание с родными.
Диалог Чечевицына с Володей.
Поиски мальчиков.
Второй приезд Володи.
Отъезд Чечевицына.
15 -
16 слайд
Портреты мальчиков
Володя, видимо, изнеженный мальчик, он «пухл и бел», «всегда веселый и разговорчивый». Чечевицын, в отличие от Володи, «худ, смугл, покрыт веснушками». «Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив»
16 -
17 слайд
Маршрут путешествия мальчиков
17 -
18 слайд
Итог урока
1. С творчеством какого писателя мы познакомились?
2. Что из жизни Чехова вам запомнилось?
3.Назовите произведение, с которым познакомились.
4. Назовите тему и основную мысль произведения.
5. Что вам понравилось на уроке?
6. Закончите фразу: «Я сегодня на уроке….»
18 -
19 слайд
Домашнее задание:
с.125-135 чит.,
придумать начало или продолжение
рассказа.
19 -
20 слайд
Используемый материал
Литература.1. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. М. «ВАКО» 2006
Интернет-сайты.
1. http://hghltd.yandex.net/ — «Мастерство Чехова-сатирика (на примере рассказов)»
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ — «Чехов, Антон Павлович»
3. http://school76.yar.ru/ — «Егор Михайлович Чех, дед Антона Павловича»
4. http://foto.mail.ru/ — «Бакалейная лавка П.Е. Чехова»
5. http://www.zakuson.info – «Антон Чехов»
6. http://lslold.ksu.ru/ — «Личность»
7. http://go-n-go.narod.ru/ — «Биография А. П. Чехова»
8. http://www.rulex.ru/ – «Чехов А.П. на Сахалине (1890)»
9. http://traditio.ru/ – «Отчий дом писателя в Таганроге»
10. http://gapkin-school.narod.ru/ – «Университет»
11. http://www.chexov.info/ – «Мелихово»
12. http://www.nikastar.com/ – «Белая дача в Ялте»
13. http://slovari.yandex.ru/ — «Словарь»20
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 061 273 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
«А. П. Чехов «Мальчики»
Продолжительность урока: 45 минут
Педагогические задачи:
создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»;
совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения;
формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;
отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;
развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память;
расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи;
воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»;научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворен-ность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Личностные:оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей
Оборудование и материально-техническое оснащение: учебник литературного чтения для 4 класса, выставка книг А. П. Чехова, толковые словари Ожегова, карточки с деформированным планом, карточки с характеристикой главных героев, презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
1. Приветствие.
Я очень рада
Войти в приветливый Наш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Мы вместе сочиним урок!
2 .Проверка домашнего задания.
— Какое произведение вы читали дома? («Как мужик убрал камень»)
-Кто автор произведения? (Л. Н. Толстой)
-Какое это произведение по жанру? (Басня)
-В чем заключается главная мысль басни Толстого? (Важна не только сила, но и смекалка)
3. Речевая разминка.
— Прочитайте медленно отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный крепкий тыл».
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь,скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А если виноват, пойми, раскайся.
— Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной?
— Так о чем же мы будем говорить, какие цели и задачи поставим.
(взаимоотношения в семье, характеризовать главных героев их поступки,
чему учит это произведение, работа над текстом)
4. Актуализация опорных знаний.
— Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями.
— На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам за-помнились?
— Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова?
— К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире.
— Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами (Тют. ев, Ф. т, Ми. алков, Т. лстой, Ершо.).
— Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать.
— Итак, это фамилия… (Чехов)
5. Работа по теме урока.
Подготовленные учащиеся рассказывают сведения из биографии писателя.
XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет.
В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.
Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно.
Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.
За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька», «Каштанка».
-Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь (тяжёлой)
-Почему? (потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец былсуровым человеком и т. д.)
-Что было хорошего в его жизни? (был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование)
-Кем он стал? (писателем, врачом)
-А где учился писатель? (В гимназии)
-А в какой школе вы учитесь? (тоже в гимназии)
Выставка книг
-Рассмотрим и познакомимся с некоторыми книгами (Сборник рассказов «Мальчики», «Ванька», «Сборник повестей и рассказов»)
-Мы кратко познакомились с биографией писателя.
-Ребята, о чем будет произведение, с которым нам предстоит работать?
Словарная работа
— А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими словами (архаизмами, с незнакомыми для нас словами.
Работа в группах
1 группа. Розвальни, бизон, москит, термит. (Пользуется словарём учебника, с. 220)
2группа. Башлык, пампасы, мустанги, плантация. (Словарь Ожегова)
3группа. Чечевица, самоеды, флигель, урядник. (Словарь Ожегова)
Проверка работ групп (Сопровождаю показом на слайдах.)
Розвальни, бизон, москит, термит.
розвальни – низкие и широкие сани;
бизон –дикий североамериканский бык;
москит-мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран;
термит-насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Башлык, пампасы, мустанги, плантация.
башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;
пампасы – южноамериканские степи;
мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;
плантация – место, засаженное плодоносными растениями;где разводятся: сахарный тростник, кофе, табак, хлопчатая бумага.
Чечевица, самоеды (ненцы)
чечевица-бобовое растение
самоеды — северные народы, ненцы;
урядник – низкий чин уездной полиции;
флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
-А ещё встретится слово Калифорния. Это полуостров в Северной Америке.
Вернемся к произведению, которое вы прочитали.
Пересказ текста (работа в парах)
— Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы читали дом этот рассказ.
— Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)
— Ваша задача восстановить план.
Бурная встреча Володи
Маленький гость
Подготовка к Новому году
Странное поведение мальчиков
Сомнения Володи
Побег
Возвращение детей
6. Физминутка (гимнастика для глаз)
7. Работа по теме урока.
а) Общие вопросы
— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на с. 124, с. 131.
— О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите текстом.
с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя уже стоял в сенях…
«Когда первый порыв)
с. 131- разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)
б) Беседа.
— Что вы можете сказать о семье Королевых? (ответы с иллюстраций)
— Как родители и дети относились друг к другу? (из текста с. 123, с. 124 «Володечка…», с. 126 «Отец…», с. 127, с. 130 «Мне маму жалко…», «Господи…сохрани…» с. 132)
в) О чем мечтали мальчики?
— Опасное ли это было?
— Какой они представляли себе жизнь в Америке?
— Могли ли сбыться их мечты?
г) Попробуем дать характеристику главным героям (групповая работа). На партах лежат карточки, которые помогут вам дать характеристику героев.
КАРТОЧКИ:
— Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын — его друг.)
1. Характеристика Чечевицына.
— Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
— Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр. 124)
— Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
— Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
— Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)
— А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
— С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)
— Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)
— Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)
Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек.Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь
2. Характеристика Володи Королёва.
— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.
— Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)
— Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
— Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
— Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный, заботливый)
— А сейчас давайте поговорим об их поступке.
— Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
— Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком?
— Каких людей мы называем целеустремлёнными?
Вывод:Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.
ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики много читали.
д) Чтение по ролям.
— Чем закончился рассказ?
е) Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
8. Итог урока.
Чему нас учит рассказ А. П. Чехова «Мальчики»?
(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)
— Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы изба-виться?
(положительные и отрицательные качества)
9. Выставление оценок. Домашнее задание