Если ваша задача – описать какое-то помещение, то попробуйте вначале передать общее впечатление от увиденного. Описание помещения предполагает чаще всего изображение интерьера (внутреннего убранства) комнаты, квартиры, дома, дачи, музея… Но начать можно и с рассказа о внешнем облике здания – об экстерьере, если он заслуживает особого внимания.
Довольно часто при описании интерьера неопытный автор текста перескакивает с предмета на предмет, не соблюдая логики изложения. Во избежание ошибки, предлагаем примерный план описания интерьера:
I. Помещение:
1) размеры комнаты, высота, ширина; просторно ли, светло ли и т.д.
2) окна, их величина, оформление;
3) стены и пол, их цвет;
4) есть ли декор, каков стиль помещения.
II. Мебель, которая находится в комнате, ее стиль и качество; что именно счел нужным изобразить художник.
III. Вывод, общее впечатление.
При написании сочинения можно использовать «переходные мостики»: а) в комнате тесно от обилия вещей…;
б) комната просторна…;
в) мебели в комнате немного…;
г) придают комнате уют…;
д) очень украшают комнату.
Чтобы часто не повторять глагол «стоит», «висит», воспользуйтесь моделями:
а) большая часть комнаты занята…;
б) слева от двери находится…;
в) в углу помещается…;
г) бросается в глаза…;
д) нельзя не заметить…;
е) место в углу занимает… и т.д.
Можно воспользоваться такими словосочетаниями: светлое, просторное помещение, в нем много воздуха и солнца; стены оклеены обоями, покрашены краской, противоположная сторона; окно высокое трехстворчатое, выходит на юг, с широким подоконником, тюлевые занавески, гардины, цветы на подоконнике; дверь деревянная, массивная; пол паркетный, натертый до блеска и т.д.
Краткое, но ёмкое описание помещения позаимствуем у Ильфа и Петрова в «12 стульях»:
«По внешнему виду комнаты никак нельзя было определить наклонности ее хозяина. Ясно было лишь то, что он холост и прислуги у него нет. На подоконнике лежала бумажка с колбасными шкурками. Тахта у стены была завалена газетами. На маленькой полочке стояло несколько пыльных книг. Со стен глядели цветные фотографии котов, котиков и кошечек. Посредине комнаты, рядом с грязными, повалившимися набок ботинками, стоял ореховый стул. На всех предметах меблировки, в том числе и стуле из старгородского особняка, болтались малиновые сургучные печати. Но Ипполит Матвеевич не обратил на это внимания».
Инфоурок
›
Другое
›Другие методич. материалы›Памятка по русскому языку»описание помещения» 6 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 235 человек из 57 регионов
- Сейчас обучается 352 человека из 64 регионов
- Сейчас обучается 66 человек из 38 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 587 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Урок развития речи в 6 классе
- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
- Тема: § 32. Описание помещения
- 30.11.2018
- 334
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Ирина Ивановна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 1 месяц
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 37374
-
Всего материалов:
21
Описание помещения 6 класс
Цель: написать сочинение, основную часть которого будет составлять описание вашей комнаты или любимого уголка в доме (квартире). Для этого проработаем план сочинения и подберём материалы для него, используя словарный запас, образцы ваших работ. Познакомимся с приёмом очеловечивания вещей – важным для описания в художественном стиле, будем учиться его применять. Сделаем работу над ошибками.
- Орг. момент. Тема и цель урока. Подготовка к сочинению-описанию помещения.
- Проверка д/з – прочтите свой план, какие материалы вы подобрали к нему?
- План будущего сочинения
- Вступление. Где находится моя комната? (Наш просторный дом, попадаешь из прихожей, проходя по коридору, проходишь через гостиную)
- Моя комната – описание:
а) пол (покрыт ковром, паркетный пол, светло-коричневый линолеум на полу, деревянный крашеный пол);
б) стены (покрыты обоями с геометрическим рисунком, светлыми обоями, покрашены в белый цвет, бежевые батареи – трубы для отопления, постеры, плакаты на стенах, мои дипломы и фотографии в рамках);
в) потолок (плитка с узором на потолке, белый натяжной потолок, люстра с двумя плафонами в виде колокольчиков);
г) окна (одно двухстворчатое пластиковое окно, белый подоконник, комнатные растения в светлых горшках, цветные шторы и белые занавеси на карнизе);
д) мебель – подробное описание одного или двух предметов
(напротив двери окно, рядом с ним – письменный стол с двумя ящиками, возле него пенал, справа от него – большой двухстворчатый шкаф, зеркальные двери, светлый гарнитур школьника, мягкий диван с высокой спинкой, удобная кровать).
- Как комната показывает увлечения владельца? (предметы и мои любимые занятия)
- Отношение к моёй комнате? (уют и порядок, делаю уборку, приходят друзья и вместе…, ухаживаю за растениями)
4.Работа над ошибками
А) Орфография : комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, портрет, картина, письменный, зеркало, справа, слева, здесь, неподалёку, посреди, посредине, направо, налево. Б) Пунктуация: Не забывай вместо сказуемого ставить тире. Направо от двери – диван, налево – книжный шкаф.
- Приём очеловечивания вещей.
В каком стиле речи будем строить описание? В художественном. Для этого нужно познакомиться с приёмом очеловечивания вещей. Этот приём позволяет предметы обстановки изображаться как живые существа, например: оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают, что я буду делать.
Продолжите работу, описывая шкаф, окно, кровать, кресло. (Учащиеся приводят свои примеры)
6.Работа на черновике по плану.
7. Самостоятельная работа в чистовике. Проверка работы
8. Д/з – словарные слова записать. Правила на с.94-95 повторить
Слайд 1
Описание помещения
Слайд 2
Для чего мы используем тип речи описание? Описывать можно: Предметы Места Состояние человека Состояние окружающей среды
Слайд 3
У самого залива В зелёной тишине Стоит наш зыбкий домик, Прильнув спиной к сосне. Вздувается, как парус, Тугое полотно. У входа вместо кресла Корявое бревно. Никто нас не разыщет Под скалами в глуши… Стихотворение Саши Чёрного «Палатка» О чём говорится в этом отрывке?
Слайд 4
А что же внутри этого «зыбкого домика»? Мы в самый зной на койках Валяемся пластом. Сквозной смолистый ветер Гуляет под холстом. Задравши кверху пятки, Смотрю я, как на стол Взбирается по ножке Зелёный богомол. Клубясь, в наш тихий домик Вплывают облака, И сонно виснет с койки Ленивая рука… Автор описал внутреннее пространство палатки, или, другими словами, её интерьер.
Слайд 5
Это нужно знать! Помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, поэтому описывать их можно по-разному. Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном. Назовите характерные черты официально-делового стиля. Назовите характерные черты художественного стиля.
Слайд 6
Помните Цель делового описания помещения — дать объективную информацию о типе помещения, его размерах, мебели, расположенной в нем, особенностях планировки. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ. Через художественное описание (комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу.
Слайд 7
«В кабинете особый интерес представляют предметы – свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных – в строго отведённое время с 12-ти до 3-х». К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст?
Слайд 8
«Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире. Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская. Самую маленькую, пятнадцатиметровую, комнату моя сметливая мама превратила в кабинет, где располагалась наша домашняя библиотека. Там вдоль стен стояли стеллажи с книгами, под торшером с пузатеньким бежевым абажуром вальяжно раскинулось мамино любимое широкое кресло с клетчатым пледом на подлокотнике, а напротив немым укором моей совести возвышалось горячо ненавистное пианино “ Weinbach ”». К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Предложения связаны друг с другом . Они сцеплены последовательной связью. Каждое последующее предложение включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений : «квартире-квартире», «родительская и детская (подразумевается комната) – комната», «библиотека – там ». Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.
Слайд 9
Это важно! Работая над сочинением- описанием помещения, помните о последовательности изложения материалов. Очень часто учащиеся допускают ошибки, « перескакивания » при описании с предмета на предмет , например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы
Слайд 10
Что нужно знать для того, чтобы описать помещение? Составим план: 1.Помещение: 1) размеры комнаты, высота, ширина; просторно ли, светло ли и т.д. 2) окна, их величина, оформление; 3) стены и пол, их цвет; 4) есть ли декор, каков стиль помещения . II. Мебель, которая находится в комнате, ее стиль и качество. Описание деталей III . Вывод, общее впечатление
Слайд 11
Моя комната Комната — светлая, просторная, уютная. Стены — оклеены обоями кремового цвета с желтыми цветочками. Окно- выходит во двор, большое, широкий подоконник, фиалки, г ерань. Полы- линолеум, рисунок в виде темных квадратов. Стол- письменный, полированный, выдвижные ящики
Слайд 12
Моя комната Диван — раскладной, удобный, светло- коричневая обивка. Шкаф- двухстворчатый, зеркальные дверца, узорчатая планка.
Слайд 13
Пример сочинения. Комната, в которой я живу, светлая и просторная. Стены оклеены обоями. Я выбирала их сама. На кремовом- ярко-желтые листочки. Такой фон создает ощущение тепла и уюта. Окно моей комнаты выходит во двор, я очень люблю наблюдать за играющими в песке малышами. Бывает, что в мое окно влетает футбольный мяч. На широком подоконнике очень много растений: а спарагус, фиалки, герань, кактусы.
Слайд 14
Пол в комнате, как и во всей квартире, застелен линолеумом, рисунок которого напоминает паркет. Мебели в комнате мало, только самое необходимое. У окна стоит письменный стол. На его полированной крышке в ясную погоду отражается солнце. В столе несколько выдвижных ящиков, где я храню учебники, тетради и всякие мелочи. Стульев в комнате мало, всего два. Легкие, с гнутыми ножками, они были куплены, к ак говорят, к свадьбе моей прабабушки в качестве приданного. Так что это семейная реликвия. На стуле любит лежать мой кот.
Слайд 15
Диванчик маленький, очень удобный, не занимает много места. У него светло-коричневая обивка. Родители хотят купить новый диван, но мне совсем не хочется его менять. И последний предмет обстановки- это шкаф.Он двухстворчатый, наверху узорчатая планка. Дверцы зеркальные. Обычно зеркала расположены с внутренней стороны. А в этом шкафу они снаружи. Вот так выглядит моя комната, в которой я провожу большую часть времени: готовлю домашние задания, читаю интересную книгу или просто смотрю в окно.
Слайд 16
Закрепим основные понятия Какие типы речи бывают ? Что мы знаем о типе речи описание ? Каких стилей речи могут быть тексты описания ? Какой порядок слов в текстах — описаниях ? Для чего нужен план сочинения ?
Русский язык
6 класс
Урок № 28
Описание помещения. Сочинение – описание помещения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Работа над понятием интерьер.
2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.
3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.
4. Написание сочинения – описания помещения.
Тезаурус
Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.
Дополнительная литература:
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.
Послушайте начало стихотворения Саши Чёрного «Палатка».
У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…
О чём говорится в этом отрывке? О палатке, которую описывает автор. Мы увидели её с внешней стороны. Она стоит «под скалами в глуши», «прильнув спиной к сосне», «вздувается, как парус». И у входа лежит «корявое бревно». А что же внутри этого «зыбкого домика»? Послушайте:
Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…
Мы увидели, что в палатке можно отдохнуть на койке, есть стол для работы. Автор описал внутреннее пространство палатки, или, другими словами, её интерьер. Слово «интерьер» заимствовано из французского языка и означает «архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности».
Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.
А вот ещё пример. Послушайте описание рабочего кабинета Антона Павловича Чехова. «В кабинете особый интерес представляют предметы – свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных – в строго отведённое время с 12-ти до 3-х».
К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.
«На городской окраине, неподалёку от школы, была дешёвая кондитерская, где в соблазнительных ловушках прятались отравленные сладкие приманки… Стоя посреди лавки, ребята глазели на яства, что жуются с хрустом, и фантастические напитки, что проглатываются залпом. В голубовато-ледяной, колючей воде холодильного шкафа плыли, как по течению Нила, бутылки с шипучкой цвета спелой хурмы. Над ними, на стеклянных полках, штабелями высились имбирное, миндальное и шоколадное печенье, полукруглые вафли и зефир в шоколаде, белый сюрприз под чёрной маской. И всё это специально для того, чтобы обложило язык и прилипло нёбу. Дуг вытащил из кармана несколько монеток и кивнул приятелям. Один за другим, прижав носы к стеклу и затуманивая дыханием хрустальный шкаф, они стали выбирать сладкие сокровища».
Это фрагмент из романа Рэя Брэдбери «Лето, прощай» в переводе Елены Петровой. Мы видим, что в нём описывается кондитерская, в которую попали ребята. Как описание помещения помогает раскрыть эмоциональное состояние мальчишек? Посмотрите, автор, описывая сладости на стеклянных полках, придаёт им волшебные свойства. Они будто излучают сияние и обволакивают им ребят. А те, «прижав носы и затуманивая дыханием хрустальный шкаф», выбирают эти «сладкие приманки». И мы забываем о том, что перед нами «дешёвая кондитерская», где всё выглядит, скорее всего, не так волшебно. Чтобы создать представление о помещении, автору не обязательно перечислять все предметы, которые находятся в нём. Достаточно выделить самое существенное.
Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.
Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?
Общее представление о помещении, доме, квартире;
Описание деталей;
Выводы, оценка.
Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.
Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.
Послушайте фрагмент из произведения Наринэ Абгарян «Манюня».
«Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире. Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская. Самую маленькую, пятнадцатиметровую, комнату моя сметливая мама превратила в кабинет, где располагалась наша домашняя библиотека. Там вдоль стен стояли стеллажи с книгами, под торшером с пузатеньким бежевым абажуром вальяжно раскинулось мамино любимое широкое кресло с клетчатым пледом на подлокотнике, а напротив немым укором моей совести возвышалось горячо ненавистное пианино “Weinbach”».
Итак, перед нами описание домашней библиотеки. Это художественное описание, так как автор, описывая комнату, передает свой отношение к вещам, находящимся в ней: «пузатенький бежевый абажур», «мамино любимое широкое кресло». Перед нами предстаёт тёплая и уютная комната. И только одна вещь вызывает чувство укора – это «ненавистное пианино», которое предназначалось для уроков музыки. По этому описанию комнаты мы можем охарактеризовать хозяев, их увлечения и занятия: они любят музыку, читают книги. И для этих занятий у них есть отдельная комната.
Мы видим, что предложения, составляющие описание, не изолированы, а связаны друг с другом. Предложения сцеплены последовательной связью. Каждое последующее предложение включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений: «квартире-квартире», «родительская и детская (подразумевается комната) – комната», «библиотека – там».
Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.
Теоретический материал для углубленного изучения
Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.
Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите вариант ответа.
«Это был маленький домик, когда – то пошатнувшийся и с тех пор стоявший в наклонном положении. Крыша у него была кривая, окна выбиты, нижние венцы согнулись. Русская печь на вид была хороша, пока мы её не затопили. Длинные чёрные скамейки стояли вдоль стен, в одном углу висела икона, и на её закоптелых досках чуть видно было чьё-то лицо. Каков бы он ни был, это был наш дом, и мы развязали узлы, набили сенники соломой, вставили стёкла и стали жить».
(В. Каверин «Два капитана»)
А) описание в официально-деловом стиле;
Б) описание в художественном стиле;
В) описание в разговорном стиле.
Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.
Правильный ответ: Б.
Выбор элемента из выпадающего списка
Прочитайте предложение.
Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.
Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:
А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.
Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.
Разбор задания: вспоминаем, что между предложениями, соединёнными последовательной связью, должны быть скрепляющие слова. В данном случае предложение под буквой А) связано с первым словом «квартира» и раскрывает его содержание.
Правильный ответ: А.
Описание помещения
Чтобы правильно составить сочинение на тему описания своей комнаты, необходимо разобраться в нюансах этой литературной работы. Описывают помещение следующим образом:
- Для начала нужно указать отличительные признаки помещения и предметов, которые находятся внутри. Не стоит углубляться в тему и в деталях описывать то, чего «касается» взор. Это лишь начало, чтобы дать читателю затравку, заявку на то, что внутри неё интересно. К примеру, комната может быть большая, окна в ней маленькие или средние по величине. Сбоку стоит кресло, рядом — письменный стол с компьютером, кровать и небольшой шкаф с вещами или учебниками.
- Далее можно переходить к более детальному описанию расположения предметов и их внешнего вида. Можно выделить отличительные черты комнаты. Пример: небольшая комната, в которой постоянно царит полумрак, поскольку окно в ней довольно небольшое. Письменный стол расположен прямо у окна, чтобы у ребёнка не портилось зрение при выполнении домашнего задания.
- Теперь нужно усвоить, что предметы необходимо не только правильно «расставить» по комнате, но и описать таким образом, чтобы подчеркнуть их назначение и особенности: высокий и длинный шкаф делит комнату пополам.
По большому счёту произведение строится по определённой и простой схеме: ученик описывает то, что расположено внутри помещения. Но, чтобы это выглядело максимально гармонично и красиво, необходимо всё же придерживаться определённого плана, а не просто расписывать, что на каких местах стоит.
Примерный план
Если только описать, какие предметы стоят в комнате на конкретном месте, то это будет просто их перечисление. Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться примерного плана. Его можно изменять, вносить дополнительные пункты, чтобы сочинение получилось более интересным. Это всё индивидуально и зависит от описания конкретной комнаты.
Сочинение-описание комнаты для 6 класса нужно начинать с плана. Его необязательно переносить на бумагу. Можно использовать следующий план:
- Вступление. Любая работа по русскому языку и литературе должна начинаться с короткого вступления. Здесь необходимо в трех-четырёх предложениях в общих чертах изложить общий вид помещения. Учитель должен после прочтения составить небольшое впечатление о том, что из себя представляет комната. Все следующие пункты будут направлены на более детальный анализ. Но во вступлении комнату нельзя описывать только словами «маленькая» или «большая». Желательно применять разные эпитеты: тихая, уютная, унылая, красивая.
- Основная часть. В этом пункте нужно как можно более красноречиво описать все те предметы, которые находятся в помещении. Здесь не стоит себя ограничивать, можно писать сколько угодно текста и рассказывать историю любого предмета.
- Заключение и выводы. В конце обязательно должен быть определённый логический вывод или небольшое заключение. Это можно сделать по довольно тривиальной схеме: написать, чем ребёнок занимается в комнате, нравится она ему или нет. Для этого пункта достаточно нескольких предложений.
При составлении описания комнаты нужно понимать, что цель этой работы — не просто научить школьника перечислять предметы, которые расположены внутри помещения. Ученик должен уметь подбирать правильные слова для описания мебели и нюансов интерьера, чётко формулировать свои мысли. Именно за этот процесс учитель будет ставить оценку.
Несколько шпаргалок
Если сочинение про комнату пишется первый раз, то могут возникнуть проблемы с подбором слов при описании предметов, а потому можно воспользоваться шпаргалками, которые упростят процесс написания:
- Какой может быть комната. Поскольку вступительная часть начинается с небольшой характеристики самого помещения, стоит правильно подобрать эпитеты для его описания. Комната бывает просторная, светлая, солнечная, тесная, неуютная, уютная, комфортная. А также в помещении может быть много воздуха или солнца, оно бывает холодным в зимнее время года. Из-за большого количества труб или радиаторов комната может чересчур сильно отапливаться в морозы. Детали создают более целостную картину.
- Окна бывают большими, маленькими, светлыми, пластиковыми, деревянными, высокими, двухстворчатыми, трёхстворчатыми, одностворчатыми. Они выходят на юг, имеют широкие подоконники. Окна скрыты за широкими занавесками. Гардины над окном выполнены в ретростиле. На подоконниках могут стоять цветы.
- Двери бывают деревянные, пластиковые, массивные, небольшие, с декоративными окнами, некрасивые, потёртые, лакированные.
- Обои — красивые, некрасивые, старые, светлые, тёмные, интересные, запоминающиеся, потёртые, порванные, новые, нелепые, смешные, идеально подходящие под интерьер комнаты.
- Люстры — потолочные, настенные, круглые, продолговатые, с навесными деталями, с интересной лампочкой в виде языка пламени.
- Кровать — тёплая, уютная, маленькая, большая, одноместная, двухместная, двухъярусная, на декоративных ножках. Чем больше прилагательных, тем лучше.
- Чтобы при описании часто не повторять глагол «висит» или «стоит», можно использовать другие формулировки: «бо́льшая часть комнаты занята…», «около массивного шкафа находится…», «в углу помещения есть…», «в глаза бросается…», «нельзя не заметить, что картина посреди стены очень красивая, знакомая девочка сама её выбрала», «в углу место занимает габаритный…».
При составлении сочинения про свою комнату желательно не только описывать предметы, но и использовать переходные мостики: «В комнате довольно тесно, поскольку там много вещей. Она очень просторная. Здесь мало мебели, но есть большая кровать, что придаёт особый уют».
Описание большой комнаты
Пример миниатюры-сочинения на тему «Моя любимая комната»:
Я провожу в своей комнате бо́льшую часть времени. Она очень светлая, поскольку там установлены новые панорамные пластиковые окна. Моя комната довольно большая, поэтому я не только делаю здесь уроки и ложусь спать, но и играю. Это мой кабинет, игровой центр и спальня одновременно.
Посреди комнаты стоит книжный стеллаж в потолок, который разделяет её на две половинки. С одной стороны установлены аккуратное кожаное кресло и маленький письменный стол (я будущий математик, поэтому там много книг и конспектов по этому предмету), на котором расположен компьютер для выполнения домашнего задания и игр. Напротив — кровать. Она не очень большая, но мне на ней удобно.
По другую сторону стеллажа есть небольшой телевизор и мой шкаф с одеждой. У него раздвижные створки, которые часто слетают с рельсов, поскольку я никак не могу разобраться, как они правильно открываются. Чуть левее висит небольшое зеркало, напротив в глаза бросается высокий светильник на длинной декоративной ножке и стоит старое глубокое кресло, где я читаю книги, заданные нам в школе.
Мне очень нравится моя большая комната, поскольку в ней комфортно, уютно и тихо. Это детская мечта и небольшой мир, где я погружаюсь в различные фантазии.
Средняя по размеру
Несколько лет назад мы с родителями переехали в новую квартиру. Старая была довольно маленькая, и отдельной комнаты у меня не было. Я очень обрадовался, что в новой квартире мне выделили отдельную небольшую, но уютную спальню.
Она средних размеров и светлая, поскольку окна выходят на юг. Когда солнце «заглядывает» в помещение, мне приятно просыпаться от его тепла.
Я люблю спорт, поэтому около входа с правой стороны отец установил небольшой, но классный спортивный уголок. Помещение не такое большое, как актовый зал в школе с набором инвентаря, но мне достаточно и этого.
Здесь у меня — рабочий спортивный зал со всем необходимым. Папа — сторонник здорового образа жизни и с детства приучает меня к нему. Я могу выполнять там различные физические упражнения, делать зарядку по утрам. Чтобы стать большим и сильным, я каждый день подтягиваюсь на турнике, который установлен в дверном проёме.
Около деревянной лакированной двери (она выходит в гостиную) установлена шведская стенка, а рядом лежат несколько гантелей. Я стараюсь аккуратно пользоваться ими, поскольку по всей площади помещения установлен пластиковый коричневый плинтус, который может легко сломаться, если на него упадёт тяжесть.
Кожаное компьютерное кресло и массивный стол, за которым я работаю на компьютере (на нем можно найти что угодно) и делаю уроки, стоят около окна. Туда падают солнечные лучи, а потому до вечера мне не приходится зажигать лампы. Я всегда стараюсь поддерживать на столе идеальный порядок: карандаши, ручки и тетрадки я складываю в два выдвижных ящика. Третий я использую для хранения дисков с играми на компьютер.
На новые бежевые обои я повесил несколько плакатов с моими любимыми актёрами. На этой же стене, с левой стороны от входа, установлена большая книжная полка, где хранятся учебники и интересные журналы. На нижней полке есть место для моих любимых DVD с фильмами.
Кресло-кровать установлено прямо под полкой. Там же стоит небольшой прозрачный стеклянный журнальный столик, на нем — маленькая чёрная стереосистема со сборником моих любимых музыкальных коллективов. Когда я нахожусь в комнате, музыка играет постоянно.
На паркетном полу в глаза бросается красивый и мягкий ковёр тёмно-серого цвета. Иногда я ложусь прямо на него и отдыхаю. Он очень пушистый, поэтому делать это приятно.
Мне очень нравится моя мини-комната, поскольку в ней комфортно и есть всё, что мне необходимо для уединения. Комната — мой небольшой замок.
Пример-шаблон номер 3
Пример описания интерьера комнаты в сочинении 6 класса можно использовать в качестве шаблона:
Сегодня я хочу рассказать вам о моей комнате. Мы с родителями живём в частном доме. Когда мы только въехали туда, он был небольшого размера и без удобств. Но мой отец — мастер на все руки, а потому за несколько лет сделал сложный ремонт, втрое расширил дом и сделал его намного лучше современной квартиры. Теперь у меня есть большая и светлая спальня, где я могу не только делать уроки, но и резвиться с друзьями.
Посреди помещения стоит огромная двухместная кровать, которая досталась нам от бабушки. Она старая, но поскольку вырезана из дуба, то прослужит ещё многие годы. Кровать настолько крепкая, что ей ничего не бывает, когда мы с друзьями прыгаем по ней.
С двух сторон от кровати в глаза бросаются декоративные тумбочки — они очень красивые, с эффектными узорами, выполненными из пластика, но стилизованными под старый металл. В каждой тумбочке — по два отделения. Ящики открываются в левую сторону. На дверцах установлены маленькие замочки. Ключ есть только у меня. Я складываю туда книжки и тетрадки.
Напротив, с противоположной стороны, соседствуют компьютерный стол коричневого цвета и такого же оттенка длинный шкаф под потолок. Там хранится моя одежда и школьная форма. Верхний отдел забит дисками с моими любимыми фильмами. Чтобы добраться до них, мне приходится подкатывать своё кожаное компьютерное кресло на колесиках и становиться на него ногами.
Само кресло довольно старое, в некоторых местах можно заметить потрескавшиеся кусочки кожи, оттуда немного выступает жёлтый поролон.
На столе стоит мой личный компьютер серого цвета. Я часто играю на нём в видеоигры, диски от которых размещены сбоку в специальном отсеке. А также компьютер нужен мне для выполнения домашнего задания. Рядом лежит блокнотик с ручкой, чтобы я мог записать важную информацию. Я хожу в художественную школу, поэтому на столе всегда разбросаны тетради с большими листами, где я рисую.
Обои в комнате очень интересные — серые с рельефным рисунком в виде маленьких белых кругов. Я сам выбирал их в магазине. На полу лежит серый ковёр.
Вся комната окутана серым цветом. Может показаться, что она тёмная. Но это до тех пор, пока я не открою тяжёлые занавески. Окна в помещении большие, и через них всю комнату сразу освещает яркий дневной свет. Напротив окна расположена высокая дверь, выходящая в коридор.
Я люблю свою комнату. В ней мне комфортно находиться и отдыхать.
Если придерживаться плана, то получится написать хорошее сочинение-описание «Моя комната» для 6 класса.
Содержание:
- § 1 Что такое «описание»?
- § 2 Особенности описания помещения
- § 3 Сочинение-описание помещения
§ 1 Что такое «описание»?
Описание – это такой тип речи, где подробно рассказывается о предмете, его внешнем виде и свойствах.
Основной вопрос к тексту: какой?
Описание предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий.
Рассмотрим тип речи – описание – на примере текста «Первый мороз» Михаила Пришвина:
«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость».
Это был пример описания природы. Так же можно описать портрет человека, помещение и интерьер.
А с чего же начать описывать помещение?
Для начала давайте разберем значение слова «помещение»:
Помещение – ограниченное пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение. Это и квартира, и комната, и школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д.
Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.
Каждое помещение имеет свой интерьер.
Интерье́р — от французского, «внутренний» — архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности.
Интерьер бывает общественным, например, театр, концертный зал, либо жилой. Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.
§ 2 Особенности описания помещения
Основа описания – это перечень признаков помещения и находящихся в нём предметов. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием их местоположения.
Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий.
Есть два вида описаний помещения: краткое, т. е. его можно сжать, «свернуть», и подробное.
Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит школьная форма девочки, на столе кувшин, хлебница.
А теперь внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь.
Используйте слова – помощники:
ГДЕ? ЗДЕСЬ, ГДЕ-ТО, КОЕ-ГДЕ, ТУТ ЖЕ
ГДЕ? В ШКОЛЕ, В ЛЕСУ, В СЕЛЕ, В КАБИНЕТЕ
ГДЕ? СПРАВА, СЛЕВА, НАПРАВО, НАЛЕВО, НАПРОТИВ
ГДЕ? ОКОЛО НЕЕ, ВБЛИЗИ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОБЛИЗОСТИ, В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ
§ 3 Сочинение-описание помещения
Теперь перейдем к памятке “Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, «перескакивая» при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, и вновь описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок).
А сейчас составим примерный план описания помещения. Сначала описываем само помещение:
Размеры комнаты.
Стены.
Окно.
Полы.
Интерьер (мебель).
Стол.
Стулья.
Диван.
Шкаф.
И в конце пишем вывод – свое отношение к описываемому (в зависимости от замысла пишущего: «Я очень люблю свою комнату», «Вот в таком доме хотелось бы мне жить», «Вот так выглядит моя комната в новой квартире» и т.п.).
Пример сочинения:
Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, и сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.
Использованные изображения: