План для сочинения рассуждения для 6 класса

Фрагмент 
урока  в  6  классе  по  теме  «Подготовка  к  написанию  сочинения –
рассуждения»

Этап 
углубления  знаний.

1.    
 Проверка 
выполнения  самостоятельной  работы  (заполнение  кластера  по  группам).

Итак,   ребята,  мы  вспомнили  с  вами, 
что  такое  рассуждение,  его  особенности,  а  также  составили  план 
написания  сочинения – рассуждения.  Сочинение  —  рассуждение  включено  в   состав 
ОГЭ  как  задание  15.3,  так  что  сегодня  мы  ещё  и   занимаемся 
подготовкой  к  сдаче  итоговой  аттестации.  Для  проверки  уровня  усвоения 
материала  вам  было  дано  время  на  заполнение  кластера  по  теме  «Сочинение
– рассуждение»,  все  справились  с  работой?
Давайте  проверим  работу  по  уровням  заполнения        схемы.  1  уровень —
? (что  собой  представляет)   2  уровень — ? (какую  преследует  цель): 
вступление,  основная  часть,  заключение.

Приложение  (кластер).  Слайд  № 1.

2.     Работа  с 
текстом  (устная  беседа  по  содержанию  стихотворения).

Ребята, 
я  хочу  предложить  вашему  вниманию  стихотворение  А.Барто «Разговор с
дочкой» (заголовок не объявляется) в исполнении  Шеиной  Ирины.

— Мне не
хватает теплоты, —

 Она
сказала дочке.

 Дочь
удивилась:

— Мерзнешь
ты

 И в
летние денечки?

  —
Ты не поймешь, еще мала,


Вздохнула мать устало.

 А дочь
кричит: — Я поняла! —

 И тащит
одеяло.    

1.  О чем это стихотворение, какова его тема и идея?
(Тема: отношения дочери и матери;  Идея заключается в том,  что мы, дети, не
всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным 
теплом, заботой).

2.  Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило
многозначное слово «теплота»).

3.  Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? 
(Доброго сердечного отношения,  доброты). 

4.  А  какие  ещё  значения  есть  у  слова  теплота?

1. Форма
движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело
микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким
движением.

2.
Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.

3. перен.
Доброе, сердечное отношение к кому-л.

5.  Как называется средство художественной
выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора). 

6.  Барто, используя метафору, подняла очень важную
проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О 
тёплом  отношении  к  близким  людям).

7. 
Очень часто мы  своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я
думаю, этот  урок  заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя
и свое поведение по отношению к  нашим  близким   и  всем  окружающим  людям.

Сбор 
материала  для  сочинения:

3.  Словарная  работа.  Составление 
синквейна  со  словом  доброта.

Ребята,  большинство  из  вас  заменили 
словосочетание   теплота  души  словом  доброта.  А  давайте  поработаем  с 
этим  замечательным  словом.  Составим  синквейн.  Для  этого  поработаем  в 
парах.  1  стол – 2  строка  синквейна  (2  прилагательных),  2  стол – 3 
строка  (3  глагола),  4  стол – 4  строка  (высказывание  из  4  слов),  5 
стол – 5  строка  (синонимы).

4.     Работа 
по  карточкам   «Собери  пословицы».

Ребята,  а  вы  знаете,  что  существует  очень 
много  пословиц  и  поговорок  на  тему  добра,  доброты?  А  попробуем 
назвать  несколько  из  них.  Некоторые  пословицы  потеряли  свои  концовки, 
поэтому  стали  совсем  непонятными.  Поможем  им  восстановиться?

Работа  по  карточкам.

Приложение  (карточки).  Слайд  № 2.

5.      Разбор 
опорного  текста. 

Ребята,  мы  собрали  о  понятии 
«доброта»  достаточно  информации  для  того,  чтобы  использовать  его  для 
написания  сочинения – рассуждения.  Но  как  подобрать  аргументы?  На  какой 
книжный  материал  нам  опереться?     Сегодня  мы  будем  работать  с  опорой 
на  текст  Галины  Гостевой.   Давайте  попробуем  написать  сочинение –
рассуждение о  доброте,  о  необходимости  её  проявления  каждым  человеком. Какое 
впечатление   на  вас  произвёл   текст?   Прослушаем  внимательно  текст  и 
подумаем,  кто  проявляет  доброту  по  отношению  к  близким  и  окружающим, 
а  кто  равнодушие?  Какие  уроки  мы  вынесем  для  себя  из  данного  текста?

Учитель  читает  текст,  который  раздаёт 
на  каждую  парту.

Приложение  (текст).  Слайд  № 3.

Что  такое 
доброта?    В  первую  очередь это  критерий 
человечности.  Доброта отрицает  равнодушие.  В добрых 
глазах  свет и любовь,  участие и радость  за 
других.  Глаза  доброго  человека  никогда  не 
лгут.  От  общения  с таким  человеком  уменьшаются 
проблемы.  У  доброго   начала  своя  частота
излучения,  а у  злого  — своя.   Гармония 
 наступит  в  том случае,   если  вибрация 
 души каждого  человека совпадет  с ритмом  доброго 
начала.   Добрая  душа, любовь и милосердие  должны 
победить на нашей  планете  Земля.   
          Мы живем  вдвоем  с мамой.
Ей  78  лет,  она еще ходит, правда,  сгорбившись,  и
при помощи  костылька.  Года  два – три ездит только 
на  автобусе, если надо посетить  приятельницу,  которая 
не выходит  давно  из дома.  Эта  женщина — 
 инвалид.  Возрастом  младше  мамы, но 
передвигается  по  квартире  только  с помощью 
маленького  табурета. Живет  мамина  приятельница  одна (в 
прошлом  она врач).  У  нее есть двое детей,  есть 
внуки. Дочь  уже  много  лет  не  общается с
матерью,  даже  не  звонит. Сын  живет  в 
другом  городе,  иногда  приезжает.   Кроме моей 
матери к ней приходит  почтальон, приносит  пенсию.  
         Я готовлю  обед,   побольше,  с
запасом.  Собираю  контейнеры  в сумку,  каша, суп, 
иногда  салат, домашнюю  солонину,  чтобы  хватило  и  маме,  и  её
знакомой.   Раз  или  два  в  неделю, тяжело
опираясь  на  костыль,  мама садится  в  автобус 
(благо  остановка рядом) и едет  к  своей 
приятельнице,  которая  общается  только  с 
телевизором.
            А  мама  часто  повторяет: «Какая  я
счастливая,  что  ты  живешь  со мной…»

Беседа  по  тексту.

—  Какое  впечатление  произвёл  на  вас 
прослушанный  текст?

—  Есть  ли  в  тексте  антитеза?

—  Кто  проявляет  доброту?  Как?

—  Почему  некоторые  люди  проявляют 
равнодушие    даже  по  отношению  к  самым  близким  людям?  Чем  это  грозит?

—  Что  вы  вынесли  для  себя  из  этого 
текста?  Что  подсказывает  вам  ваше  сердце?

Этап  применения 
знаний  на  практике.

1.     Написание 
сочинения – рассуждения.  Работа  в  группах.

Ребята  у  меня  ещё  много  вопросов,  а 
вас – невысказанных  мнений,  давайте  постараемся  изложить  их  на  бумаге.

Разделимся  на  3  группы.  Каждая 
группа  получает  задания  по  созданию  фрагмента  сочинения: 

1       
группа
– вступление

2       
группа
—  основная  часть

3       
группа
— заключение

  Я  раздам  вам  речевые  клише, 
которые  помогут  вам  в  работе.  Помните,  использование  клише  не 
обязательно,  важно  сохранить  структуру  написания  сочинения  и  логику 
изложения  материала.  А  ещё  вы  можете  использовать  в  сочинении  наши 
наработки:  пословицы  и  поговорки,   материалы  синквейна  и   кластера.

Приложение  (памятки).  Слайд  № 4. 

Учащиеся  выполняют  работу   в  группах.

Приложение

 Структура сочинения-рассуждения  по русскому языку:

1.       Тезис.

2.       Аргумент 1 + пример + комментарий.

3.       Аргумент
2 + пример + комментарий.

4.       Заключение
(по тезису).

 Клише
для сочинения — рассуждения

Клише
(типовые схемы словосочетаний и предложений)


абзац:   Тезис

На мой взгляд, доброта
— это…(или)

По моему мнению, доброта — это… (или)
Мне кажется, что доброта — это… (или)
Я думаю, что доброта — это… (или)
Что такое доброта? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…


абзац:  Аргумент 1

Обратимся к тексту
Г.Гостевой, в котором говорится о… (или)

В тексте 
Г.Гостева  поднимает проблему…

В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

             
Аргумент 2

Свое мнения я могу
подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)
В жизни мы часто наблюдаем… (или)
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…


абзац:  Заключение

Исходя из всего
вышесказанного, можно сделать вывод, что…
 (или)
Таким образом, можно заключить, что… (или)
В заключение я хочу сказать, что…

      
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать
именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение может выглядеть и более
творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.

КЛАСТЕР

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-рассуждения

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1. ТЕЗИС.

Формулируем тезис (утверждение, которое необходимо доказать).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения-рассуждения

  •  собственное высказывание (Я считаю, что… Я часто задумываюсь над вопросом и т.п.);

 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

  • с помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни);
  • с помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи);
  •  виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо).

 2. АРГУМЕНТЫ —

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

  • приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис;
  • так как аргументов несколько, то используем специальные  вводные слова для оформления рассуждения: во-первых, во-вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь,  поддерживаете в какой-то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие  вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим);
  • союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы,  для того чтобы);

 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3. ВЫВОД — 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

  • вводных слов (таким образом, итак);
  • синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 573,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 541,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 480,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 609,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 610,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 614,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение Задачка стр. 15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 24,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 35,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 59,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 187,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 189,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 190,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 191,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 239,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 613,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 206,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 207,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 209,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 176,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 179,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 180,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 220,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 264,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 301,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 38,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Конспект урока. 6 класс. «Развитие речи. Подготовка к сочинениюрассуждению»

1. Организационный момент. Приветствие. Запись числа, темы урока (слайд 1).

2. Слово учителя. В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает

правильным своё мнение; нередко поразному оценивают поступки человека, иногда при этом

высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою

правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать,

доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей

правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

3. Работа с эпиграфом (слайд 2). Как вы поняли высказывание известного французского философа

XVI века Рене Декара?

4.

5. Повторение пройденного о типах речи.

Мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение)

Как различаются типы речи? (Слайд 3)

(Описание это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание

отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествованиеэто тип речи, при помощи которого описываются события в их временной

последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается

или подтверждается какаялибо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)

6. Работа с тренировочными текстами.

Прочитайте тексты и определите их тип речи. Найдите в текстах местоимения и

определите их разряд.

Текст № 1 (слайд 4).

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с

вышины. По синемусинему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они

золотились, разбрасывая по небу искорки.

(А. Толстой)

Текст № 2 (слайд 5).

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и

побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды корабликщепку и долго

смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в

душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)

Текст № 3 (слайд 6).

Самое лучшее время года весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо.

Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Текст № 1 – описание, так как, вопервых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки

солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Вовторых,

здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты,

метафоры, сравнение.

Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о

том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго

смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку к этим словом можно задать

вопрос что делал?

Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и

вывод.

Местоимения: оно (личное), они (личное), самым (определительное), своим (притяжательное),

его (притяжательное), ему (личное), самое (определительное), всё (определительное).

7. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете

рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких

частей состоит сочинениерассуждение.

Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.

Проведём небольшую словарную работу (слайд 7).

Тезис положение, кратко излагающее какуюнибудь идею, а также одну из основных мыслей

лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно

доказать.

Доказательство подтверждение какогонибудь положения фактами или доводами, или,

другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в

начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам

читатель.

Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой

теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить

читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.

Составление схемы построения текстарассуждения (слайд 8):

1. Вступление.

2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

8. Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

Текст (слайд 9)

Мама самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом.

Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилицамать». Солдат, смертельно раненный,

шепчет: «За Родинумать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Найдите тезис, доказательство, вывод.

9. Подготовка к написанию сочинениярассуждения.

Для начала давайте определим, что станет предметом вашего рассуждения, о чём пойдёт речь.

Я прочитаю стихотворение Виктора Лунина:

Мне туфельки мама вчера подарила,

Конфеты мне папа принёс.

Сестра подарила мне щётку и мыло,

А брат – заводной паровоз.

Ещё подарили мне чашку и ложку,

И кубики – строить дома.

Но рыжую кошку, прекрасную кошку

Нашла во дворе я сама!

Так о чём мы будем с вами говорить?

Правильно, о подарках! Подарки любят все. Ктото любит их получать, а ктото дарить. Но

мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение

имеет это слово? Давайте проведём ещё одну словарную работу (слайд 10).

Подарок это предмет или вещь, которую по собственному желанию и

безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение

подарка связано с какимто поводом: определённым событием, обычаем или праздником.

Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

Выражение сочувствия

Из истории подарка( рассказывают ученики)

1.На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В

многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется

кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу

жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов

герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо,

исполняющее желания.

2. На Руси у слова «подарок» был братблизнец «гостинец», произошедший от слова

«гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом

доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл бытовало

убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с

обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.На масленицу дарили

узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже

золота».Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых

заключалась великая народная мудрость.

Работа с пословицами и поговорками (слайд 11):

А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок»? (работа в

группах)

Чем дарят, тем не корят.

Кого люблю, того и дарю.

Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь.

От мила куманька черепок да латка, и то подарочек.

Поднести золотое яблочко на серебряном блюде (т. е. хороший гостинец или весть).

Малое принимайте, а большому сроку дайте (при гостинце, подарке).

На малом не взыщите, большого не ищите (то же).

Дар не купля: не хаят, а хвалят.

Всяк дар в строку (т. е. припомнится подарившим).

Подарки принимать, так отдариваться.

Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.

И малый подарок не наклад.

Домато и не голод, да подарок дорог.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Дорог подарочек не выпрошенный.

Кума не мила и гостинцы постылы.

Не люба кума и гостинцы не милы.

Даровое лычко лучше купленного ремешка.

Не пей, кума, дарового вина: придет дороже купленного.

От матушки отопочки, от батюшки ошметочки, и то почти за подарочек.

Разорился парень бедный: купил девке перстень медный.

Даровому коню в зубы не смотрят.

В чём смысл последней пословицы?

ДАРЕНОМУ (ДАРОВОМУ) КОНЮ В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ. Подарок не обсуждают,

принимают с благодарностью то, что дарят. Так говорят, когда ктолибо получил в подарок

какуюнибудь вещь, которая не очень правится и которую сам бы не выбрал. Но об этом не

принято говорить в лицо дарителю. Пословицу объясняют старинным обычаем внимательно

осматривать зубы лошади при ее покупке, так как по ним легко определить возраст: у старой

лошади зубы обычно стерты (сравните фразеологизм: зубы съесть на чёмлибо — так говорят об

опытном, много пожившем и искушенном жизнью человеке, но первоначально же данное

выражение употреблялось в отношении старой лошади.

Работа с текстом учебника, данного в упражнении 436. (Слайд 12)

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой

нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что

сделано своими руками.

Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, сказала

внучка.

По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

Кто из них, повашему, прав: внучка или дедушка?

Предполагаемые точки зрения:

1. Прав дедушка

2. Права внучка

3. Не согласен ни с тем, ни с другим

Предполагаемые обоснования, доказательства:

1. Подарок, купленный на деньги родителей, это не мой подарок, а их.

2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое

главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

Работа с афоризмами. (Слайд 13) распечатки на партах

В своих работах вы можете воспользоваться высказываниями великих людей для

подтверждения собственной мысли. Вот некоторые из них.

Выбранный с любовью подарок узнается сразу по стремлению угадать вкус адресата, по

оригинальности замысла, по самой манере преподносить подарок. (А.Моруа)

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с

любовью. (Д.Уолкот)

Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. (Ч.Уорнер)

Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения.

(Соммери)

Дарите исподволь и цену дар удвоит:

То, как вы дарите, самих подарков стоит. (П. Корнель)

Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»

Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на

поставленный вопрос: прав тотто. Высказывая определённую точку зрения, желательно

пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По

моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким,

категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце

сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который

доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав

(права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие

выводы вы для себя сделали.

Запись материалов к предстоящему сочинению. (Слайд 14)

1. Я думаю (считаю, полагаю), что… Помоему, прав… Я убеждён (уверен), что… Я не могу

согласиться с тем, что… Мне кажется (думается), что…

2. Могу сказать (возразить), что… Сам себе противоречит… Вопервых, … Вовторых, … В

третьих, …

3. Хочется подчеркнуть (сказать ещё раз)… Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял,

что…

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие выводы сделали для себя?

11. Домашнее задание (слайд 15): написать сочинениерассуждение по упр.436, озаглавив

его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности

использовать в своём сочинении слова из рамок.

27.01.2019

                                                                                                             Технологическая карта урока развития речи

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

с
использованием технологии АМО /Активные методы обучения/

Организационная информация

Автор/ы
урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Агеева
Ирина Вениаминовна

Должность

Учитель
русского языка и литературы

Образовательное
учреждение

МБОУ
 Новокижингинская СОШ

Республика

Бурятия

Город/село

С.
Новокижингинск

Предмет

Русский
язык

Класс,
количество человек

6
класс, 25 обучающихся

Продолжительность
урока/мероприятия

45
минут

Методическая информация

Тема
урока

Подготовка
к написанию сочинения-рассуждения

Автор
учебника, по которому ведётся обучение (если
имеется)

Русский язык. Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений

 Баранов
М.Т. и др. — М.: «Просвещение», 2017 г.

Классификация
урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и
последующим уроками)

Вопросы
подготовки учащихся к итоговой аттестации 
в форме ГИА по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого
учителя, преподающего этот предмет. К типичным ошибкам, допущенным
тестируемыми при выполнении заданий части С1 
и С2, относятся неумение аргументировать  и делать вывод. Неумение аргументировать
проявляется в том, что не все работы соответствуют заданному
функционально-смысловому типу речи (рассуждению). Поэтому планомерно, шаг за
шагом, необходимо развивать у учащихся умение писать рассуждение.

В
6 классе рассуждение как тип текста уже немного знаком учащимся. Данный урок
направлен на формирование умений создавать текст-рассуждение.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса

(раскрываются
психологические и педагогические особенности данного коллектива
,  наличие детей: одаренных; лево-,
правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов,
кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать,
абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить
проблемы данного коллектива).

В классе
обучается  25   обучающихся, мальчиков – 11   , девочек – 14   . Их отличительной возрастной особенностью
является усиление интереса друг к другу, что следует учитывать при
организации работы в группах постоянного и сменного состава.

Между
обучающимися бесконфликтные отношения, но есть мальчик с замедленным темпом
деятельности, а также ребята, сильно отвлекающиеся от темы урока, вследствие
чего отстающие от темпа работы всего класса. В работе с ними учитель применяет  индивидуальный подход.

В классе можно
выделить группу обучающихся с высоким уровнем способностей. Основная же масса
обучающихся со средним уровнем способностей и мотивацией учения, основанной
на интересе: интересно – активно участвуют в уроке, неинтересно (урок
сложный, с обилием теоретического материала) – устают, мыслительные процессы
у них отключаются, материал не усваивается. 
Поэтому  учитель  использует нетрадиционные формы организации
их деятельности, частые смены видов работы.

Обучающиеся разнородны
с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения,
мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это
обусловило необходимость использования в работе с ними разнообразных форм и
методов работы.   В опыте  моей
работы оправдали себя динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух
соседних партах.                  

Цели
урока

 

Создать условия
для успешной деятельности обучающихся
по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой
культуры,  для формирования
коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для
духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать
бережное отношение к матери.

Задачи
урока

 

— углубление  знаний о тексте – рассуждении, его    композиционных элементах

— развитие умений
учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать)

— воспитывать
сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик,
ученик – ученик)

Знания,
умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока

— вспомнят
компоненты сочинения-рассуждения;

—  будут учиться работать по алгоритму
написания рассуждения, применяя клише, устанавливая причинно-следственные
связи;

— учиться подбирать
средства, выразительности, необходимые для раскрытия темы и идеи
сочинения; 

-приобретут опыт
работы в группах.

Учебный
материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

 тема, основная мысль, композиционные части
текста-рассуждения, клише.

Необходимое
оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Памятка «Как писать рассуждение»

Карточки  для работы в группах

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент

 (2 минуты)

(Сигнал презентации: знак щелчка — *)  Организационный момент:

— Здравствуйте, ребята!

— Садитесь. Это
урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово
к уроку? Обратите внимание:  я раздала
вам файлы с рабочими материалами для урока.

Приветствуют
учителя и друг друга. 

 
 

Проверяют
готовность к уроку.

2. Введение в
тему, целеполагание и мотивация.

Актуализация

(фронтальная и
индивидуальная

работа,
частично-поисковый метод обучения).

(5
минут)

— Внимание, первый
Слайд  1. Сегодня у нас с вами урок
развития речи. Для того чтобы определиться с темой урока, давайте вспомним,
какие типы речи вы знаете? Слайд2 (Повествование, описание, рассуждение)

— Рассуждение.
Что это? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Сформулируем
задачи. Слайды 3,4

   
  

Какое же мы будем писать рассуждение, догадайтесь  сами. Поможет вам в этом стихотворение
Агнии Барто . Слайд
5

— О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения
дочери и матери;  Идея заключается в
том,  что мы, дети, не всегда понимаем
своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным  теплом, заботой).

-Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово «теплота»).

 
 
 
 
 

-Что такое  ТЕПЛОТА? Слайд 6

— Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?  (Доброго сердечного отношения)

— Как называется средство художественной выразительности, с которым
поиграла Барто в стихотворении? (Метафора)

—  Барто, используя метафору, подняла
очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше
сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами)

—  Очень часто мы  своим поведением или каким-то словом
огорчаем своих близких. Я думаю, этот  урок 
заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое
поведение по отношению к близким людям.

— Запишем число и
тему урока. Слайд 7  Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и
наши близкие».

Помните, что
название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало
теме и идее урока.

 
 
 

Формулирование
темы и задач урока.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Стихотворение А.Барто «Разговор
с дочкой» (заголовок не объявляется) в исполнении ученика.

— Мне не хватает теплоты, —

 Она сказала
дочке.

 Дочь
удивилась:

— Мерзнешь ты

 И в летние
денечки?

  — Ты не поймешь, еще мала,

— Вздохнула мать устало.

 А дочь
кричит: — Я поняла! —

 И тащит
одеяло.
           

Отвечают на вопросы учителя. 

Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):

 Теплота — 1. Форма движения материи, представляющая собою
беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов,
электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.

2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. //
Ощущение внутреннего тепла.

3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

Запись
числа и темы.

3. Углубление
знаний,

составление плана
сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый  методы обучения).

(7 минут)

 — Вспомним, что такое рассуждение? Слайд 8, 9, (Рассуждение – словесное
изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)

* Структура 
сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод.)

* Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая
доказательства.)

* Что такое аргументы? (Аргументы – доводы,  доказательства,  позволяющие обосновать  свою точку зрения.)

* От чего зависит степень
убедительности сообщения?

Ø  От количества и качества аргументов;

Ø  от порядка изложения аргументов;

Ø  от формы их изложения.

 Слайд10 Составим план, опираясь
на структуру.

Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?»

Записывают определение рассуждения в тетрадь.

 

Вспоминают
структуру  рассуждения, делают записи в
тетради.

Высказывают свои
предположения.

Слушают
объяснение,  уточняют неясное.

Как
итог, рассматривают  памятки
«Как писать рассуждение?» (Приложение)

 Хочу такой сайт

5.  Физминутка

Технология
Здоровьесбережения

(1 минута)

— Для того чтобы настроиться на плодотворную
работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам
физминутка

Выполняют
движения под музыку на слайдах

6. Применение

знаний и умений
проверка

уровня их
усвоения (групповая работа работа)

(20 минут= 10
мин. (групповая работа) + 10мин. (отчет о работе в группах))

Слайд11Практическая
часть:
Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся),
работающие на двух соседних партах
): раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие».

Задания для групп:

1 и 2 динамические пары пишут возможные варианты вступления:

1. Вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность
поставленной цели

2.  Эмоциональное вступление,
обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто.

3 и 4 динамические пары работают с 
доказательством 1;

5 и 6 динамические пары – доказательство 2

Слайд12 Установка:

 — постарайтесь в работе использовать
больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных, 
по отношению к своим близким.

Отчет о работе
в группах

Анализ отрывков.
Обратить внимание на художественную выразительность.

Работают в
группах по предложенным заданиям, используя  памятку «Как писать рассуждение?».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От каждой группы
один из участников читает получившуюся часть сочинения

7.Информация

о
задании

(5 минут)

-Напишите сочинения на тему: «Я и самый близкий
мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию.

Уточняют и
записывают домашнее задание.

8. Рефлексия

(5 минут)

 Слайд13 Заполнение
карт-самооценки.

Слайд14  Подведение итогов.

 Итак:

Какие  компоненты сочинения-рассуждения  мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?

-Поняли
ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?


Уяснили ли вы как пользоваться памятку?


Можете ли устанавливать причинно-следственные связи,  приводя доказательства и делая выводы;


Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи?

Каждая группа
заполняет карты-самооценки.  Отвечают
на вопросы. Сигналят «да», «нет»

Аналитическая  информация

Анализ планирования и
осуществления ключевых процессов модерации:


интеракции участников группового процесса и их коммуникации,


визуализации хода и результатов образовательного процесса,


мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия,
стадий групповой динамики),


мотивации всех участников образовательного процесса,


рефлексии педагога и обучающихся на
каждом этапе урока,


анализа и оценки деятельности обучающихся.

Активные методы, используемые на уроке,
составляют систему, так как обеспечивают активность мыслительной и
практической деятельности учащихся на всех его этапах, приводя к полному
усвоению учебного материала. Возможность двигаться и разговаривать в процессе
обсуждения заданий, значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоение его
другими – все вызывает развитие высокой мотивированности учащихся, желание
заниматься. Результаты урока отражены в Таблице оценок. В фазе подведения
итогов учащиеся дают самооценку работе.

Таким образом, АМО позволяет эффективно
осуществлять и воспитательный процесс на уроке. Работа в группе, отстаивание
своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества
личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося. Эти
навыки в современной жизни играют ключевую роль  для достижения успеха в учебной и
внеучебной деятельности.

 

Обоснование целесообразности
использования  технологии АМО и
модерации  для:

 а. выполнения целей и задач урока
(содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);

 

b. выполнения
ФГОС
(в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  — т.е., системное целеполагание и
объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая
технология

 

Использование технологии АМО на уроке –
путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворение и успех на
уроке.

 —
обучению содержания предмета

 —
развитие социально-коммуникативных умений

 —
личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

Урок 
соответствует требованиям ФГОС.

Активные методы обучения совместно с
технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации,
ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз
эффективность и качество обучения.

Ожидаемые/полученные результаты
урока/занятия/мероприятия

Предметные
и метапредметные результаты:

обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

 

анализ
реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на
каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные
цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества 

актуализированы/приобретены/закреплены).

 

Можно
выделить следующие преимущества АМО:

  • в процессе речи развиваются  навыки мыследеятельности:  включается работа памяти, идет
    мобилизация и активизация предшествующего опыта и знаний
  • каждый чувствует себя раскованно,    работает в индивидуальном темпе
  • повышается ответственность не только за свои
    успехи,   но и за результаты
    коллективного труда
  • формируется адекватная самооценка
    личности,  возможностей и
    способностей, достоинств и ограничений

                                
 

Анализ степени реализации
принципов современного образования
(духовно-нравственного
развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов,
здоровьесбережения).

 

Работа в группе, взаимоконтроль, индивидуальный
контроль со стороны учителя-модератора, помощь друг другу в процессе общения,
рациональное использование времени — вот составляющие нестандартного
эффективного урока.

 

Здоровьесберегающий эффект происходит за счет
подвижных физминуток.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия
построенного на основе технологии АМО и модерации   (если
апробация состоялась)

(Какие
новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были
достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации).

 

Урок
проведен в 6 классе. Соблюдены основные принципы модерации:

1.Структурированность
(все содержание урока делится на четко определенные части)

2.Систематичность
(части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой)

3.Прозрачность
(работа каждого учащегося видна учителю, видны промежуточные и итоговые
результаты)

Все
учащиеся вовлечены в образовательный процесс. Их активность высокая.

Роль
учителя из наставника превращается в советника, равноправного участника.
Учащиеся стали более коммуникабельнее, спокойнее, увереннее в себе.

Их
речь стала грамотнее.

Методическая
ценность
  урока/занятия/мероприятия

 

Запланированные
цели и  задачи урока выполнены. Урок
может быть использован в практике

учителей
с соответствующими корректировками.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку: (презентации, дидактические
материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения
они созданы.

 

Презентация 1.

Памятки «Как
писать сочинение».

Презентация 2
(Подвижная физминутка).

Карточки для
работы групп.

Карточки
самооценки.

Сигнальные
карточки «Да», «Нет».

Использованная литература,
источники информации

(с указанием активных ссылок).

 

— Колеченко А.К.
Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. –
СПб.:КАРО, 2004. – 368 с.

— «Копилочка
активных методов обучения» Образовательный портал «Мой университет»

—  Н.И.Дереклеева «Развитие коммуникационной
культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе». Игровые занятия. М.: 5
за знания, 2005. – 92 с.

— Электронный
курс «Активные методы обучения»  http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

 

Просмотров всего: ,
сегодня:

Дата создания: 27.01.2019

Дата обновления: 11.02.2019

Дата публикации: 27.01.2019

1

3

5

6

7

8

9

10

11

13

14

16

17

18

19

20

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Независимая оценка качества

Цели:

  • Совершенствовать  навыки  анализа слова и
    текста.
  • Формировать  умения обосновывать свою точку
    зрения.
  • Учить писать сочинение по шаблону на основе
    текста художественного стиля.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
в парах, в группах.

Оборудование: компьютер, толковый
словарь, шаблоны, конспекты,
карточки-информаторы для учащихся 1 группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы  и формулирование целей
урока
(Приложение 1,
слайды 1-2)

3. Работа с теоретическими понятиями

1) Загадка о «языке» (Приложение
1
, 3 слайд).

2) Работа со словарём. Составление кластера.

Значения слова «язык» (Приложение
1
, 4 слайд).

3) – Вспомните, в литературе есть понятие
«эзопов язык» (Приложение 1,
5-6 слайды).

– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы?
Узнаем из сообщения учеников.

  • об Эзопе (сообщение ученика)
  • значение понятия.

4) Словарная работа: эзопов язык,
иносказание, аллегория (Приложение
1
, слайд 7).

4. Анализ текста (Приложение
1
, слайд 8)

1) Чтение текста учителем.

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному
Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них
сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у
тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на
базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что
есть на свете».
Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить
желание гостей. Спустя время раб возвращается с
подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и
видят бараний язык.
– Эзоп, при чём здесь язык?
– А разве это не самое прекрасное, что есть на
свете? Языком мы произносим слова верности,
нежности, любви, языком мы провозглашаем мир,
языком мы произносим слово свобода.
Через некоторое время кто-то из гостей сказал
хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое
ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел
выполнить и это желание.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под
салфеткой лежит язык.
– Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
– А разве это не самое ужасное? Языком мы
произносим слова ненависти, языком мы объявляем
войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.

– Что нового вы узнали из текста?
– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.

3) Самостоятельная работа (Приложение
1
, слайд 9).

Задание по рядам, в парах.

  • 1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые
    слова. Выделить предмет  изображения.
  • 2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты
    к слову «язык».Отметьте языковые средства и
    приёмы, помогающие автору раскрыть тему(
    аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
  • 3 ряд: На сколько частей можно разделить текст?
    Составьте его план.

4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами
учителя (Приложение 1,
слайды 10, 11, 12).

– Какова цель автора текста? Для чего написан
этот текст?

5. Работа над
сочинением-рассуждением.

1) Актуализация знаний по развитию речи Приложение 1, слайды 13, 14, 15,
16).
– Вспомните, из каких частей состоит
сочинение-рассуждение?
– Что такое тезис?
– Что такое аргументы?

! Обращаю внимание, что в
сочинении-рассуждении на основе художественного
текста  отсутствуют  вводные слова,
указывающие на порядок мыслей говорящего.

– Каких частей может не быть в
сочинении-рассуждении?

2) Работа над сочинением по шаблону (Приложение 1, слайд 17).

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о
роли_______________________________________________.
Речь человека может быть как ______________________________,
так и __________________________,
что есть на свете.
Здесь нельзя не согласиться с_______________.
Безусловно,
если________________________________________________________________________,
то________________________________________________________________________________________.
И наоборот,
если__________________________________________________________________________,
то_________________________________________________________________________________________.
Я считаю,
что_______________________________________________________________________________
____________________, и
тогда_________________________________________________________________.
Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для
того, чтобы____________________________
____________________________________________________________________________________________.

3) Проверка.

– Зачитайте, что у вас получилось.
– А теперь послушайте мой вариант сочинения (Приложение 1, слайд 18).

6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 19).

1 группа: доработать текст или
составить текст по шаблону:

«Зачем нужно изучать русский язык»

 Шаблон:

Русский язык_______________необходимо.
Во-первых____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Во-вторых,___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Наконец,
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________.
Знание русского языка просто необходимо.

2, 3 группы: написать
сочинение-рассуждение по пословице о русском 
языке: «Хорошим словом мир освещается»

– Назовите  ключевые слова в пословице.

7. Итог

Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).

8. Рефлексия

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

  • План для сочинения рассуждения 9 класс
  • План для сочинения про осень
  • План для сочинения почему дубровский стал разбойником
  • План для сочинения по роману дубровский 6 класс
  • План для сочинения по произведению дубровский