План два пирожных рассказа

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

Задачи урока: 

  • учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
  • способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
  • на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

Планируемые результаты 

Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Форма урока: диалогический урок.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Повернитесь поскорей

Поприветствуем гостей:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Уж  команду дал звонок:

Начинаем наш урок!

Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно

  • Я начинаю работать, чтобы узнать новое.
  • Буду внимателен и активен.
  • У меня все получится
  • Если мне будет трудно, попрошу помочь
  • Я не один, мы все — дружная команда.
  1.  Речевая разминка

– Как всегда,  начинаем  наш урок с речевой разминки. Зачем мы её проводим?  (Готовим речевой аппарат к работе).

  1. Дыхательная гимнастика (одуванчик)

— Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» — одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик.  Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики.

— А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков

2) Речевая разминка

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2  )

— Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

— Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

— Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.

  1. Актуализация опорных знаний

— Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

— Какое произведение читали дома? Кто автор?

— А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.

 1.     Что произошло с Катей?

·        Сломала ногу.

·        Сломала руку.

·        При падении получила «сотрясение мозга».

2.     Где она лечилась?

·        Дома.

·        В больнице.

·        За границей.

3.     Почему, увидев Катю, Аня заплакала?

·        Обиделась.

·        Стало жалко Катю.

·        Испугалась.

4.     Почему Катя стала утешать Аню?

·        У Кати поднялось настроение, а Аня её жалела и грустила.

·        Аня осталась одна без подруги.

·        Аня тоже заболела.

5.     Какое слово пропущено в пословице:

                     «Не мил свет, когда … нет»

·        Книги.

·        Совета.

·        Друга.

— Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета

Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.

  1. Формулирование темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.

А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки.

 — А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!  

 ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ

(правильный ответ вывесить на доске)

— Назовите тему урока.

— Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется «Два пирожных».

— Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

  • Познакомиться с автором и его произведением
  • Дать характеристику главным  героям произведения
  • Определить главную мысль рассказа
  • Совершенствовать читательские навыки
  • Развивать речь
  1.  Первичное усвоение новых знаний
  1. Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

Юрий Ермолаев — современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.

Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов «Почему рассердились бумажные полоски» вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.

Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.  Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

  1. Словарная работа

— В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

Словарно-лексическая работа.

Вдогонку вслед за убегающим, водящим.

Африка — материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Река Конго- название реки в Африке.

Долина реки— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

  1. Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)

— По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

— Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?

Проверка первичного восприятия текста:

— Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

— Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

— Почему Оля съела два пирожных?

Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

— Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

VI. Закрепление знаний и способов действий

1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Пу-те-ше-стви-е  — путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Рас-сме-я-лась –рассмеялась

По-хва-ста-лась –похвасталась

Пи-рож-но-е- пирожное

Физминутка

— Вы немножечко устали.

И теперь все ровно встали.

Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),

Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, 2, 3, 4, .5

Глазки открываем.

Ими поморгаем.

И урок мы продолжаем.

2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

— Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

— Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

— О чем была эта книга? (о путешествиях  по Африке)

— А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

— Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

— Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

— Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

— Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

— Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

— Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

— Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

— Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

— Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

— Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

— Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

— Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

— Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части.

— Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

— Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

— Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

— Сколько пирожных съела Оля? (два)

— Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

— Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

— Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

— Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

— Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

— Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

 -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

3. Характеристика героев

Работа в группах

— У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)

            Оля                                                                       Наташа

— трудолюбивая                                                        — легкомысленная

— отзывчивая                                                            —  мечтательная

— послушная                                                            —   ленивая

— добрая                                                                    — хитрая

4. Осмысление содержания прочитанного

Работа в парах

— Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1-белая – шляпа информации

-Как называется произведение?

-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

— Необходимо продолжить предложение.

Плохо……что старшая дочь не помогла.

Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что…    (Оля помогла маме.  Съесть два пирожных. Читать интересную книгу.  Побывать в Африке.)

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к герою

5-зелёная-шляпа идей

Сейчас я не….., а Наташа.

-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?

6-синяя-шляпа

Дайте совет герою или читателю

— Оцените свою работу в листах самооценки

— Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди — ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Давайте подведём итог.

— Как называется произведение, которое мы сегодня читали?  

— В каком большом разделе находится это произведение?

— Чем вам  понравилось это произведение?

— А кто автор этого произведения?

— А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?

— Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

— Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.

— Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.

— Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник — международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям.

-У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу.

Желтый — я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Розовый  — я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Фиолетовый — на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Домашнее задание

С.85-86, по ролям

Задание на выбор:

– Составить рассказ о том, как вы помогаете маме.
– Подобрать 5 пословиц о маме

Тема. Ю. Ермолаев «Два пирожных» 

Цель: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»

Задачи:

 развивать умения осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста, учить находить в читаемом произведении поучительный смысл, формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

Расширять словарный запас, наглядно-образное мышление, концентрацию и распределение внимания

воспитывать уважительное отношение к окружающим

Ход урока

Оргмомент

Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

— Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)

2. Артикуляционная гимнастика

Статические упражнения ( «Лопаточка», «Иголочка», «Дудочка», « Парус»)

Динамические упражнения

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

3.Вступительная беседа.
Загадка
Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает — крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
Если дети не могут отгадать загадку, ведётся анализ загадки: 
— Что значит песочное? Разве оно из песка? 
— Нет, оно мягкое, рассыпчатое.
— Что значит в глазурной кожуре? 
— Конечно, оно в шоколаде. 
— Как же оно может быть картошкой? Разве это какой-то овощ? 
— Это название лакомства – пирожного. 
— Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
— Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
— А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)

— А что такое пирожное?
4. Этап целеполагания. 
— Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел «Я и мои друзья»

Как вы думаете, о чем мы будем читать произведения?

В этом разделе мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно назвать настоящим другом,

Научимся объяснять поступки героев, выделять главную мысль, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

А начинает этот раздел произведение Юрия Ивановича Ермолаева. Итак, мы в гостях у автора.

5. Биография автора

Юрий Ермолаев –  современный детский писатель.
Он родился в 1921 году в Москве.
С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером, его не покидала мечта стать детским писателем.

– Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Первая книга рассказов «Почему рассердились бумажные полоски» вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. 
Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в справедливость
Перед вами книги Ермолаева (перечислю названия).

6. Прогнозирование.

А СЕЙЧАС ОТГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА.

Итак, рассказ «Два пирожных».

— Ребята, обратите внимание на рисунок и на название рассказа.

— О чем может пойти речь в рассказе?

— Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях? (Учитель читает весь рассказ)

— Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)
— Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?
7. Словарная работа

Чтоб легче читать, кое-что нужно узнать

 В произведении встретились новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить  (учитель сначала выслушивает ответы учеников)

Прочитаем слова на доске.

– Кто сегодня «дежурный по словарю»?
Вам задание, узнать значения таких слов, как  «крендельки» «Африка», «тропические лианы», «

Крендельки — витая сдобная булочка, напоминающая восьмерку по форме.

Африка – материк

Тропические лианы – вьющиеся растения, которые растут в жарких странах (длина достигает 300м)

8. Первичное чтение, проверка первичного восприятия

Чтение рассказа учителем.
Книги детей закрыты.
Беседа на основе слухового восприятия.
— Итак, ребята, почему же одна из девочек осталась без пирожного? (потому, что другая девочка съела её пирожное)

– Какие чувства вы испытали?
– Понравились вам сёстры?

Физкультминутка

9. Повторное чтение, анализ

а) Работа со сложными для чтения словами. Предотвращение ошибок при чтении. 
Чтение по слогам хором.
На доске слова: пу-те-шест-ви-е, плас-ти-лин, крен-дель-ки, вдо-гон-ку, Кон-го, ли-а-ны, пе-ре-вер-ну-ла, рас-сме-я-лась, пи-рож-но-е

б) Приём «Чтение с остановками»

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

-Кто вошёл в комнату?

-О чём попросила мама? Сколько у мамы было дочерей? Как их звали?

-Что делала старшая дочь Наташа? младшая Оля? Что решила сделать Оля?

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

-Что пообещала сделать Наташа? Выполнила ли она своё обещание?

— Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей) 
— Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
— Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
— Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
— Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
— Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

Чтение 3 части

— Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
— Сколько пирожных съела Оля? (два)
— Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
— Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
— Кто разрешил Оле съест два пирожных? (мама)
— Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

— Ответим на вопрос: это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? (предположения детей)
— Наташа могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами и просьбами. 
— Как вы думаете, какое качество есть у Оли, но нет у Наташи? (доброта, отзывчивость)
— Все верно. Каждый из нас должен обладать таким человеческим качеством, как отзывчивость. Ведь быть отзывчивым – это значит быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. всегда быть готовым помочь другому человеку. А самое главное — делать это всегда от души и бескорыстно, то есть не прося ничего взамен за свою помощь!.
в)- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.

— Чем занята Наташа?

— Какое у неё выражение лица?

— Как изображена Оля?

— Прочитай, к какому эпизоду относится рисунок?

г)Работа в парах

Нужно рассказать по каждую девочку, используя слова-подсказки

(дети получают разрезанные на слова карточки)

Оля, Наташа, читала книгу, лепила из пластилина, ленивая, себялюбивая, отзывчивая, добрая, трудолюбивая, нечуткая, помогла маме, не помогла маме

Следующее задание для каждой пары:

Тест по произведению Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Сколько дочерей было у мамы?

а) 2

б) 3

в) 1

Как звали старшую дочь?

а) Оля

б) Наташа

в) Даша

С какой просьбой обратилась мама к дочкам?

а) помыть посуду

б) убраться в комнате

в) съесть пирожное

Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

А) да

б) нет

д) Работа с пословицами

Прочитай пословицы. Подчеркни карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.

Изба – детьми весела.

Какие труды, такие и плоды.

10. Итог урока

Кто написал рассказ «Два пирожных»?

— Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово и прикрепите к нему сердечко.

Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать и беречь друг друга.

добрый

внимательный

безответственный

ленивый

трудолюбивый

старательный

отзывчивый

На-та-ша доч-ки ма ла па

О-ля паль-мы мо ло по

Ма-ма по-су-да мы лы пы

Кни-га Аф-ри-ка ми ли пи

Два пирожных
PPTX / 3.81 Мб

Урок литературного чтения 2 класс

Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Цели урока:

познакомить детей с творчеством Ю.Ермолаева,

помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;

способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся;

вести дифференцированную и индивидуальную работу путём проверки домашнего задания, использования разных приёмов работы над текстом,

на примере произведений воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;

развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его;

учить детей работать в группе.

Личностные УУД: формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий,

Познавательные УУД: читать текст, понимать его содержание, ориентироваться в содержании учебника.

∙Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, проявлять интерес к общению в групповой работе, воспринимать мнение собеседников.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

  • Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос — выдох через нос;
Вдох через нос — выдох через нос; (частями)
Вдох через рот — выдох через рот;
Вдох через рот  — выдох через рот; (частями)

  • Артикуляционная гимнастика

В одном маленьком домике жил язычок!

Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).

И оттуда появлялся язычок!

А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).

Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).

Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)

Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)

Ну, вот теперь наш язычок готов работать вместе с нами!

  • Скороговорка:
    Сидел воробей на сосне,
    Заснул и свалился во сне.
    Если бы он не свалился во сне,
    До сих пор бы сидел на сосне.

  •  
    — Прочитайте вслух, хором, четко выговаривая звуки.
    — Троекратное чтение.

  • III. Проверка домашнего задания ( по группам )

  • 1 группа – пересказ от лица «я», от Ани

  • 2 группа –пересказ от лица автора

беседа по вопросам:

Почему Кате стало хорошо и радостно? (чтение в конце)

А от чего грустила Аня, была печальная? Ведь она не лежит в больнице, она всё может, на всё смотреть, везде ходить, всё делать?

Что значит сопереживать? (жалость, сострадание, понимание, сочувствие)

  • оценивание

IV. Актуализация знаний. Работа с пословицами .Определение темы и целей.

  • вставить слова, разделить на группы.

Дружба – великая сила.

Птица рада весне, а ______ родным деткам.

Без друга в жизни худо.

Сердце ________ греет лучше солнышка.

— На какие 2 темы эти пословицы?

— Как вы думаете, какая группа пословиц имеет отношение к рассказу «Два пирожных»?

— Прочитав рассказ, мы и ответим на этот вопрос.

— А кто написал рассказ «Два пирожных»? Прочитаем в учебнике фамилию автора.

VI. Сведения об авторе, портрет.

ЕРМОЛАЕВ

ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
(1921 — 1996

Юрий Ермолаев – современный детский писатель.Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им.М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт. Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его.

Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе».

Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

Герои произведений Ермолаева честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наполнены смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется.

VII. Первичное восприятие.(чтение учителем)

VIII. Физкультминутка

IX. Работа над рассказом «Два пирожных»

1. Словарная работа

Крендельки – кондитерское изделие из сдобного теста, внешне напоминающее восьмёрку.

Африка – очень большой континент планеты, второй по площади.

Река Конго – очень крупная река Африки, полноводная.

Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.

2. Чтение рассказа «Два пирожных» вслух (хорошо читающие дети читают по смысловым частям).

Подготовительное чтение

пу- те- ше- стви- е путешествие

пу- те- ше- ству –ю путешествую

крен- дель- ки крендельки

рас- сме- я- лась рассмеялась

по- хва- ста- лась похвасталась

3. Беседа по содержанию рассказа (вопросы учителя).

— О чём попросила мама дочек?

— Чем была занята Оля? А Наташа?

— Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?

— Как поступила мама? правильно ли поступила мама?

— Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

— А разве она не занималась интересным делом?

— Она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами

— А вам бывает так интересно путешествовать вместе с героями мультфильмов, с литературными персонажами? Расскажите.

— Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?

— Какая из девочек вам больше нравится и почему?

— За какое качество характера вы выбираете Олю?

-Определите главную мысль рассказа.

— А теперь пришло время вспомнить пословицы.

— Какие из них подходят к рассказу?

-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

3 .Работа по учебнику

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.

— Какое выражение лица у Наташи? А у Оли?

— К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.

4. Объяснение смысла нового слова

Отзывчивость – доброта, сочувствие, душевность, готовность помочь, легко отзывающийся на что-то.

  • 1 группа – ищут в толковом словаре

  • 2 группа – находят отрывок к иллюстрации в учебнике

X. Рефлексия.

 — Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Я сегодня…….
— Мне понравилось……

VIII. Подведение итогов урока.

— Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

— Кто вам больше понравился? Почему?

— Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

— Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе “ Я и мои друзья”?

— Мама всегда рядом со своими детьми и в радости и в горе. Она никогда не бросает в беде своих детей. Она приголубит и поможет. Нужно всегда помогать маме, беречь её здоровье, уважать её труд.

XI. Домашнее задание- Стр.85-86.

1 группа – пересказ от «я» (от имени Оли)

2 группа — читать по ролям

  • План главы экзамены из рассказа детство темы
  • Питер рассказ о городе
  • План выборочного пересказа 3 класс литературное чтение сочинение
  • Питер пэн это сказка или рассказ
  • План вступления итогового сочинения